Философия права в системе различных наук. Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления

Методы философии права

Функции философии права

1. Мировоззренческая функция – способствует формированию правового мировоззрения отдельного человека и общества, а через них – правового сознания и правовой культуры.

2. Методологическая функция – формирование определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований.

3. Легитимирующая функция – проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как достойные и недостойные с точки зрения философских идей, принципов и представлений.

4. Аксиологическая функция – заключается в разработке представлений о правовых ценностях (свобода, равенство, справедливость), а также представлений о правовом идеале и интерпретации с его позиций правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

5. Воспитательная функция – формирование правосознания и правового мышления личности, социальных групп и общества, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

1. Метод критической рефлексии , предполагающий не только размышление об объекте, но и о самой процедуре мышления.

2. Метод рациональной дедукции – ориентируется на выведение представлений о праве из предельных оснований бытия и существования человека.

В современной западной литературе используются еще два метода:

3. Герменевтический метод – связан с осознанием того факта, что происхождение, функционирование и применение права связано с пониманием как между правовыми субъектами, так и самих юридических текстов.

4. Феноменологический метод – предполагает т.н. «феноменологическую редукцию» правовых явлений (т.е. освобождение его от существующих смыслов и оценок ради постижения истинной сути).


История вопроса. Философия права имеет давнюю и богатую историю. В древности и в средние века проблематика философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а с ХVIII в. – в качестве отдельной научной дисциплины.

Первоначально термин "философия права" появляется в юридической науке. Так, уже известный немецкий юрист Густав фон Гуго (1764-1844),предтеча исторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".

Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей.

Юридической догматики;

Философии права (философии позитивного права);

Истории права.

Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания.



А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".

Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской работой "Философия права" (1820) ("Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права").

Философия права, согласно Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831), это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление".

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях ХIХ-ХХ вв.

Два уровня понимания философии права. Рассмотренное выше противостояние двух точек зрения актуально и поныне. И в настоящее время философия права может строиться в двух науковедческих плоскостях и соответственно выступать в одном из двух качеств:

В качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения и в составе определенной универсальной философской системы или системы историко-философских разработок (философский подход к праву );

В качестве составной части правоведения, философско-правовой области знаний, когда осуществляется (достигает наиболее высокой ступени) общетеоретическая проработка правового материала (юридический подход к праву ).

Каждый из подходов делает акцент на одном из двух возможных способов рефлексии над правом.

Первый способ (философский подход к праву) предполагает общефилософскую или общеметодологическую рефлексию, направленную на поиски предельных оснований, условий существования права, когда право соотносится со всей ойкуменой человеческого бытия – культурой, обществом, наукой и т.д. Как правило, он связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права.

Этот способ существования и развития философии права вполне закономерен. Право, какое бы значение этой категории ни придавать, представляет собой социальное (или природно-социальное) явление, и любая философская система, претендующая на универсальность, а также историко-философские разработки неизбежно включают в поле своего осмысления также и это явление социальной жизни.

Такое обращение философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных достижений классической философии – результат такого обращения. В сфере философии права происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Именно здесь возможно формирование специальной философской науки, привлекающей правовой материал, но остающейся в рамках данной системы философских знаний, строго на "почве философии".

Второй способ (юридический подход к праву) – это частнофилософская или частнометодологическая рефлексия, которая тоже является философской, однако осуществляется в рамках самой правовой науки. Он направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., – к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права. Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом.

Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

Проблема «двух философий права». В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. В соответствии с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова.

Такая двойственность философии права нашла свое выражение в том, что в ряде стран, например в Украине, ученая степень по философии права может присуждаться как по разряду философских, так и по разряду юридических наук. Следовательно, она может развиваться как философом, так и юристом. А если точнее, не просто философом, а философом-юристом, т.е. практически ориентированным философом, которого интересует не просто истина сама по себе, а реализация определенных практических целей в области права (например, достижение правового состояния конкретного общества), или юристом-философом, который должен уметь отстраняться от практических проблем своей науки и становиться на позицию ее внеюридического видения, т.е. на позицию философа.

В подтверждение этой мысли можно привести слова одного из известных западных теоретиков права ХХ века Г. Коинга, который утверждает, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явление культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии.

На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права – это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем права. Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая определяется своим основным вопросом, лишь в соотнесении с которым те или иные проблемы имеют к ней отношение. Она требует особых качеств от исследователя, работающего в этой области: сочетания фундаментальной философской подготовки и знания основных проблем политико-правовой теории и практики.

Конечно, каждый исследователь вместе с определенным профессиональным интересом вносит свое специфическое видение в предмет этой дисциплины, однако именно наличие различных позиций, их постоянный взаимообмен и взаимообогащение, сосуществование на основе дополнительности позволяют сохранить равновесие вокруг общей задачи – рефлексии оснований права.

Возникает проблема нахождения связующего звена, «моста» между теоретической юриспруденцией и философией права.

Три уровня теоретического изучения права. Для того, чтобы понять специфику и необходимость философской рефлексии над проблемами права, следует помнить о трех уровнях его теоретического осмысления.

На ступени первичных юридических знаний (аналитической юриспруденции , когда общая теория сводится в основном к выведенным за скобки данным отраслевых дисциплин) предмет правопонимания ограничивается главным образом догмой права – формализованными данными о законах, юридических нормах, правовых отношениях, которые необходимы и достаточны для практической юриспруденции.

В теории права более высокого порядкатеории инструментальной – понимание права опирается не только на догму права, но и на весь юридический инструментарий, на весь обширный и многообразный комплекс правовых средств, что и позволяет увидеть во всей полноте "свою", собственную, своеобразную логику права.

И, наконец, в философии права , предмет правопонимания еще более расширяет свои границы. Ибо оставаясь в рамках одной только правовой материи (юридической догмы или даже всего арсенала правовых средств), принципиально невозможно раскрыть мировоззренческое значение права, его смысл, его историческое назначение.

В этой связи представляется важным одновременно заметить, что особенности предмета юридических знаний на различных ступенях теоретического освоения права (вслед за особенностями трактовок права непосредственно в философии или под углом зрения той или иной идеологии) объясняют также столь различные, притом по-своему верные определения права в науке, принципиальную невозможность сведения их в какую-то одну-единственную дефиницию.

Во всяком случае, нужно с необходимой строгостью разграничивать, с одной стороны, рабочие, операциональные определения права как системы общеобязательных норм, необходимые и достаточные в области практической юриспруденции, а с другой – определения, призванные в сфере теории права отразить особенности самобытной, уникальной юридической материи или же на философском уровне высветить смысл и предназначение права в жизни людей, человеческого сообщества. Здесь уже в дефинициях на первое место выступают характеристики, указывающие на то, что право выражает начала "свободы", "справедливости" и т.д.

Философия права и частные юридические науки. Как уже отмечалось, формирование философии права – процесс исторически долгий, по большей части подспудный, спонтанный, лишь порой отмеченный счастливыми озарениями. Когда же, спрашивается, при наличии каких условий использование философских идей и данных правоведения дает наиболее значимый науковедческий эффект – формирование и развитие философии права как особой научной дисциплины правоведческого профиля? Здесь при ответе на поставленный вопрос необходимо прежде всего утвердиться в том, что философия права – не только идеи, но и реальная правовая жизнь, через которую (жизнь права) философско-правовые идеи не просто уточняются, корректируются, а формируются, реально существуют, наличествуют, утверждаются, оказывают влияние на общественную систему. А это в немалой степени зависит от состояния и стадии развития цивилизации, данного общества, реальной потребности общества в утверждении тех или иных идеалов, ценностей.

(Известно, например, что замечательный философ Фихте дал настолько точную, изящную философскую разработку категории прав человека и, что особо существенно, их особенностей как категорий естественного права (см.: Фихте И.Г. Соч. СПб., 1993. Т. 1. С. 15-30), что, казалось бы, они уже в то время, на пороге XVIII-XIX вв., должны были бы образовать основополагающую часть философии права как особой, высокозначимой науки.

Однако прошло почти полтора столетия, прежде чем в условиях развивающейся либеральной цивилизации сама реальная, "живая" действительность и соответствующий ей правовой материал в 1950-1960 гг. обусловили резкое возвышение гуманистического права на основе фундаментальных прав человека (характеристика которых чуть ли не пункт в пункт совпадает с давними философскими разработками Фихте).

Только тогда, когда "пришло время" и накоплен достаточный правовой материал, который по самой органике требует соединения со своей философской основой, наступает необходимый науковедческий эффект – происходит формирование и развитие философии права).

Главное же здесь вот что. Интеграция философских идей и данных правоведения нуждается не только в том, чтобы соответствующие философские и правоведческие знания достигли известной "критической массы", но и в том, чтобы в самой этой интеграции виделись центральное звено, ее стержневой пункт. И в этой связи она носила концептуальный характер, строилась на определенном методологическом подходе.

Суть такого методологического подхода в том, чтобы философско-правовые разработки были органически увязаны с непосредственно живым правовым материалом, его содержанием и, что особо существенно, с его специфической логикой и, более того, чтобы выводы из таких разработок непосредственно вытекали из правового материала (а не были "навязаны" некими сверхценными метаюридическими категориями).

Стало быть, как философские основы, так и углубленные юридические разработки должны реально, "по факту" сомкнуться, сойтись – встретиться в одном высокозначимом пункте, раскрывающем смысл и назначение права в жизни людей.

А это означает (и материал настоящего исследования претендует как раз на подобного рода разработку) два встречных процесса.

Один из них – это углубленный анализ первоосновы позитивного права – права естественного, понимание закономерных процессов его развития, развертывания и утверждения тех его главных ценностей, которые в современную эпоху призваны стать фундаментальной мировоззренческой основой философии права.

Другой, встречный процесс – понимание особенностей юридической материи, а главное – характерной для нее "собственной" логики. Логики, неуклонно ведущей к таким правовым средствам, юридическим конструкциям, типам и формам регулирования, которые основываются на субъективных правах, юридических возможностях, позволяющим субъектам права строить поведение в соответствии со своей волей и интересом.

Вот тогда-то (сообразно рассматриваемой концепции) и получается, что фундаментальные мировоззренческие положения философского порядка непосредственно вытекают из научных данных, выражающих особенности, а главное – логику правовой материи как объективной реальности. Или, что то же самое, своеобразие юридической материи, все более постигаемое юридической наукой, находит свое обоснование в философских данных как своей духовной, мировоззренческой основе.

В итоге же перед нами оказывается материал целостной интегрированной области философско-правовых знаний. И в этом материале мировоззренческие данные, образующие основу философии права, не просто перекликаются, а находятся в единстве, в гармонии с логикой правовой материи, что и раскрывает глубоко человеческий смысл и историческое предназначение права.

Философия права как вершина теоретического изучения права. В нашей лекции понимание философии права строится в соответствии с вторым уровнем, когда она предстает в качестве завершающего звена общетеоретических знаний о праве.

А это, помимо всего иного, означает, что основой и отправным пунктом осмысления права в рамках философско-правовой науки является не действительность в целом, не "все бытие" и тем более не "все сущее" (как это характерно при рассмотрении права в пределах универсальной философской системы), а действительность в тех значениях и пределах, в которых существует право, т.е. социальная действительность, человеческое бытие, определяющие социальную обоснованность (оправданность на началах по формуле "имею право") статуса, поведения, поступков людей. По справедливому утверждению Гегеля, "в праве человек должен найти свой разум... и постигнуть мысли, лежащие в основе права".

Здесь, как и в других случаях использования данных философии при теоретическом осмыслении права, научные разработки не покидают "почву права" и являются характеристиками, выводимыми непосредственно из правового материала, из его сути, специфики и логики. По меткому выражению Ю.Г. Ершова, в данной плоскости науку "мало интересуют умозрительные конструкции, оторванные от реальных правовых процессов и явлений. В этом смысле философия права как бы "вырастает" на фундаменте всего юридического знания".

Отсюда следует, что философия права не есть просто интегрированная сфера знаний, охватывающая как философию – по своим основам, так и правоведение – по своему содержанию. Использование философских данных – общая черта методологии правовой теории: такое использование дает позитивные результаты на всех ступенях общетеоретических знаний. Но если в аналитической юриспруденции философские разработки дают эффект "философского возвышения" догматического материала, а затем философские данные открывают путь к пониманию особой логики права и в этой связи определяют новые подходы в теории, то здесь, на завершающей фазе теоретического осмысления права, раскрываются его непосредственно философские характеристики, смысл и предназначение права в жизни людей.

Таким образом, философия права как составная часть правоведения – это завершающее звено целостной системы общетеоретических правовых знаний, где реализуются и развиваются на философском уровне данные предшествующих ступеней, в особенности данные о специфической логике права, и на этой основе разрабатывается собственная философско-правовая проблематика.

Взаимосвязи философии права с другими дисциплинами. Философия права постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения

В этой связи важно отграничивать ее от смежных дисциплин:

- теория государства и права (объединяет достижения комплекса наук и в незначительной степени пользуется мировоззренческо-смысловым уровнем понимания правовой реальности);

- социология права (рассматривает право как вариант социального действия, изучает непосредственную жизнь права и тенденции его динамики);

- история политических и правовых учений (изучает развитие теоретических представлений и конкретные достижения авторов);

- история государства и права отечественная и зарубежная (рассматривает исторические факты развития права и их причины, но не смысл эволюции права).

И в заключение вопроса следует разграничить основные элементы системы изучения права. По мнению С.Г. Чукина, все многообразие способов изучения права – «правоведение», состоящее из трех относительно самостоятельных разделов:

Юриспруденция, базирующаяся на теории права;

Философия права;

Социально-гуманитарные науки, изучающие социальные и гуманитарные аспекты бытия права (социология права, психология права, антропология права и др. дисциплины).

Значение философии права в подготовке будущих юристов. Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, – пишет французский философ права Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, – в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «...не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей – подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права».

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее, все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне.

В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить присущие юриспруденции методы исследования и заменить их философскими. Следует четко осознавать предназначение и возможности последних.

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Типология философских концепций права.

Лекция 1 Предмет и задачи философии права.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Вопросы: 1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.

Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалось в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества всё ещё сказываются. Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.

Каково же место философия права в системе философии и юриспруденции?

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии , философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е практической философии, учение о должном.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Этосамостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины - это философия, а не медицина; философская антропология - это философия, а не антропология; философия истории - это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.


Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права» Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая - юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права - это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же её источник связан с опытом решения практических проблем прав.

Таким образом , философия права - это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений: Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г.Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

В других философских системах, например , у С. Франка она - раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.

На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.

Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и её предмета существовали разные подходы.

Так, например, Г.Гегель считал её философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, - писал он, - по основному традиционно типическому её содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества».

В современной философии права её предмет также определяется по-разному. Так В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества». С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) - философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики. На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миромнорм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является «объективные свойства государства и права… закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов»; о предмете философского права мы говорили выше.

Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, - право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права - например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права - общей , позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права связана и с другими научными дисциплинами - политологией, этикой, социологией и др.

Термин «философия права» ввел в оборот немецкий юрист Густав Гуго, который понимал ее как юридическую науку, представляющую собой «разумную основу научного познания права». В противовес Гуго Георг Фридрих Гегель считал, что это философская дисциплина, а не юридическая, задачей которой является изучение идеи права.

В.С. Нерсесянц так определял предмет философии права: «Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции». В кругу исследуемых философией права проблем: смысл права, его сущность и понятие, его место в мире, ценность и значимость, роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Основные категории философии права: правовые идеи, правовые принципы, право и закон, сущее и должное в праве.

В основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством.

Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права.

При таком подходе право оказывается продуктом властных приказаний государственной власти. Подобное понимание права в юриспруденции сложилось под большим влиянием позитивизма. Философию права такая позиция не может устроить, так как вне внимания юристов остаётся важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным.

Поэтому рационалистическое философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола. Отрасли философии права:

  • 1) правовая онтология -- это учение о бытии нрпва, о догме права и ее соотношении с другими элементами правового бытия (т.е. учение о правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности);
  • 2) правовая гносеология -- учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности: о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;
  • 3) правовая аксиология -- учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе;
  • 4) правовая логика -- изучает язык права, специфику юридического языка, применение различной юридической терминологии;
  • 5) правовая праксеология -- учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности;
  • 6) правовая антропология -- изучает, как право формируется под влиянием человека и как оно отражается в человеке, как воспринимается человеком правовая ж и;шь и как складывается правовое развитие общества.

Мнения наших юристов о месте философии права в системе наук можно объединить, как ми­нимум, в четыре группы.

1. Среди представителей отечественной теоретико-правовой науки преобладает мнение, что

философия права наряду с социологией права есть части общей теории государства и права. В

этом отношении показательна позиция проф. О.В. Мартышина, который полагает, что

теория государства и права как комплексная общетеоретическая наука включает в себя три ком-­

понента: юридическую догматику, философию права, социологию права. При этом он делает су­-

щественную оговорку, что "это не три раздела теории государства и права, не три части учебно-­

го курса, а три пласта, три подхода или метода исследования, которые присутствуют почти в каж-­

расширение и углубление философско-правовой проблематики. Однако сосуществование в одной

учебной программе наряду с теорией государства и права курсов лекций и учебников по философии

права способно привести лишь к дублированию и созданию надуманных проблем"6. Понятно, что такой подход не дает никаких шансов философии права для того, чтобы стать самостоятельной, ав­тономной дисциплиной.

2. Другой взгляд можно встретить в работах акад. B.C. Нерсесянца7 и проф. В.П. Малахова8, с точки зрения которых, философия права является частью не теории права, а юриспруденции, т.е. всей совокупности юридических наук. В этом слу­чае, очевидно, философия права получает более высокий статус и имеет лучшие перспективы для своего развития.

3. Промежуточную позицию занимает чл.корр. Д.А. Керимов, который считает филосо­-

фию права частью теории права, но признает за философией права "относительную самостоя-­

тельность и автономность". С его точки зрения, философия права не растворяется в общей тео-­

рии права, но занимает свое особое место среди юридических наук, обеспечивая им методологи-­



ческое единство10.

4. Представляет интерес позиция Г.Ф. Шершеневича, которая может устроить кого-то из пред­-

ставителей теоретико-правовой науки. Он видит в философии права комплексную юридическую

дисциплину, в состав которой входят три компонента:

1) общая теория права;

2) история философии права;

3) политика права (формирует правовые идеалы и устанавливает способы претворения их в

Позитивистски понимая философию как син­тез всего научного знания, Г.Ф. Шершеневич фактически отождествляет философию права с теорией права. Поэтому он называет философию права "научной философией права", предмет ко­торой - позитивное право, а задача - создание по­нятийного аппарата для правоведения. Очевидно, что предмет и задачи правоведения - те же.

Скептикам относительно места и роли фило­софии права можно сказать следующее. Если во­прос о статусе философии права поставить в са­мом широком смысле, а именно: есть философия права или нет, быть ей или не быть, то такой во­прос не стоит. Философия права как самостоя­тельная отрасль знания - это состоявшийся факт культуры, факт научной жизни, философия пра­ва была, есть и будет. Пока было, есть и будет го­сударство и право, будет потребность дать этим явлениям философское толкование, стремление философски их осмыслить. Вопрос в другом: по большому счету философия права как всякая фи­лософия - удел немногих. Философия не рассчи­тана на широкий круг людей, как не рассчитано на широкий круг людей высокое искусство: поэ­зия, симфоническая музыка, опера, балет, живо­пись. Чтобы создать философию права, чтобы изложить философию права, надо ее чувство­вать, надо быть, а не считаться философом, а это дано не всем. Способностью к философскому обобщению, философскому восприятию мира об­ладает далеко не каждый. Если кому-то данное утверждение показалось слишком категорич­ным, скажем мягче: есть люди, интересующиеся философией, и есть люди, которые к философии глухи. Соответственно следует различать крити­ку в адрес философии права со стороны лиц, по­нимающих в философии, и лиц, понимающих в ней мало.

Иначе говоря, следует отдавать себе отчет в том, что философия права никогда не будет ши­роко востребована, она всегда будет предметом критики со стороны большинства, и всегда ее ста­тус будет ставиться под сомнение. Это - реаль­ность, с которой приходится считаться.

Несколько слов о соотношении философии права и теории права.

Проблема соотношения философии права и теории права - не единственная такого рода. У философов, социологов, политологов можно найти аналогичные проблемы. Например, где и как вы проведете грань между такими дисципли­нами: философия религии и религиоведение, фи­лософия политики и политология, философия культуры и культурология, социальная филосо­фия и социология? Представляется, что резкой грани здесь нет и не может быть.

Тем не менее, можно предложить следующий разграничительный критерий: философия права соотносится с теорией права так же, как соотно­сится философия с наукой.

Различие теории права и философии права на­глядно видно на примере использования двух тер­минов: "сущность" и "смысл". Под сущностью по­нимается некое неразложимое ядро вещи, кото­рое определяет свойства этой вещи, ее проявления. Под смыслом понимается ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для человека. В отличие от сущно­сти смысл не принадлежит самой вещи, он при­вносится в нее человеком, так что вещь для одно го человека может быть полной смысла, для дру­гого - бессмысленной12. Наука направлена на выявление сущности вещи, т.е. ее объективных свойств, в частности, теория государства и права нацелена на установление объективных свойств государства и права. Философия ориентирована на выявление смысла вещей, то есть ценностного отношения к ним со стороны человека. Соответ­ственно философия права ставит перед собой за­дачу понять ценностное отношение человека к государству и праву и их проявлениям. Например, теория права изучает структуру правоотношения, его свойства, виды, основания возникновения и прекращения. Для философии права тема право­отношения поворачивается другой стороной, а именно: понять смысл правоотношения как вида общественного отношения, как динамического свойства права. Философия права, изучая право­отношение, вносит дополнительный смысл в по­нимание ценностного восприятия человеком пра­ва и государства.

Смежное местоположение философии права и теории права наглядно просматривается в текстах, созданных по большей части юристами. Наглядный пример - труды B.C. Нерсесянца, вы­звавшие заметную дискуссию13. Нельзя отри­цать, что его либертарная теория - явление в на­шей научной жизни. Она отличается ясностью, глубиной, системностью аргументации, высокой культурой изложения, в ней есть идеи, которые можно развивать. Вместе с тем в либертарной теории - мало собственно философии, как мало ее в любой позитивистски ориентированной кон­цепции. Методологическая основа философии права B.C. Нерсесянца - отнюдь не гегельянство или кантианство, как кто-то может посчитать, а философский и юридический позитивизм (по сво­им истокам это разные направления). Либертар­ная теория в своей исходной посылке разработа­на в духе Г. Кельзена, который поставил задачу: понять право, исходя из самого права. Разница не­велика: если предметом "чистой теории права" является позитивное право (иногда - правопоря­док), то либертарная теория расширяет поле сво­его исследования до дуализма права и закона. При этом если для представителей естественно-право­вой школы указание на дихотомию права и зако­на выступает, как правило, основанием для пере­хода к метафизике права, то B.C. Нерсесянц здесь намеренно, открыто, подчеркнуто остается на по­зициях юридического формализма. Для него сущность права (не закона, а права!) есть его форма, проявляющаяся в виде свободы,равенства и спра­ведливости. Очевидно, что такая позиция не пря­мо, а лишь опосредованно выходит на подлинно смысложизненные вопросы бытия права. И в "чи­стой теории права", и в либертарной теории есть философский аспект, заключающийся в стремле­нии понять некий общий смысл права, но не выхо­дя за рамки самого права.

§32. Земная жизнь состоит в постоянном движении, в постоянном видоизменении, не теряя своего существа. Каждый живой организм представляет две стороны: во-первых, он заключает в себе движение, сочленение, состоит из различных членов, которые, однако, поддерживаются единством, душой организма; во-вторых, отношение к более высшему целому, в коем он движется и членом которого он считается.

Он имеет двоякое движение, подобно земле, которая вращается около своей оси и вследствие этого распределяет на своей поверхности свет, источник ее разнообразных образований, и около солнца, вследствие чего она является членом высшего организма.

Точно то же самое нужно сказать и об историческом факте, который мы называем правом. Такое же самое различие делает право одновременно предметом особенной науки - юриспруденции и общей - философии.

Думали различать так называемое положительное и философское правоведение таким образом, что первое имеет дело с действительным правом, следовательно - с чем-то положительным и историческим; философия же права занимается правом, которое не дано в действительной жизни, которое, напротив, она сама выводит из постулатов всеобщего разума, следовательно, правом, не имеющим истории, но проистекающим вечно неизменным из законов неизменного разума. Это право называли естественным, а также разумным правом. Эта философия права, насколько она была последовательно верна себе, в действительности не имела предметом своим права, могущего иметь свое начало только в свободе (§2), но она также не была и философией, ибо только то, что имеет историю, может быть предметом философии. Старались вышеупомянутое различие выразить также следующим образом: положительное правоведение занимается существующим уже правом, философское - тем, которое долж- но быть. Вместе с этим признавали свободу бытия только за положительным правом, ограничить которое тщетно пытался бы бессильный разум. Философия по этому воззрению имела бы всегда дело только с недействительным, ибо как только предмет вышел бы из ее сферы быть должного и перешел бы в существующее, он перестал бы быть ее предметом и примкнул бы к положительной юриспруденции. Можно, пожалуй, подумать, что такое разграничение сделано юристами, которые подобной уловкой оттеснили бы философов на самый задний план, но, напротив, сами философы отыскали его себе как самый удобный удел. Своим отречением от действительного и положительного они довели философию до враждебного отношения к положительному праву, или лучше, обратили ее в невинную забаву.

Чтобы избегнуть недействительного, попытались сделать дальнейший шаг: оставляя это «быть должное» предметом философии права, но полагая его в существующем, говорили, что она занимается действительным правом, но только разумною его стороною, и что эта разумная сторона именно и составляет собственно действительное в праве. Насколько верно это последнее утверждение, указано выше (§2); философия мало выиграла бы в уважении, если бы отстраняла от себя свободную сторону права и присваивала бы себе одно необходимое, следовательно, конечное. Впрочем, в каком бы смысле ни принимали разумный элемент в праве, никогда нельзя будет оспорить у юриспруденции того, что она также занимается этим элементом и что поэтому для философии не было бы вовсе места. Отличие от юриспруденции состояло бы только в том, что она была бы несовершенной, наполовину юриспруденцией.

Такое впечатление, без сомнения, производят те философии права, которые вращаются в подобных сферах. Многие из них содержат право, но зато никакой философии, другие же - ни того, ни другого.

Истинная задача философии права - исследовать это право как член высшего организма, для чего особенная наука не имеет средств.

Прежде всего философии предстоит указать, как этот член мирового организма произошел из целого, как возникло право вообще, каким образом человечество дошло до права.

Юриспруденция поэтому может получить понятие права только от философии, ибо понятие это покоится на отношении к осталь- ным членам общего организма. Начало только тем определяется, что идут далее его пределов, ко всему предшествующему, следовательно, к чему-либо другому, что не лежит уже в области отдельной науки предмета.

Право, как член целого, имеет в нем и с ним свою историю. Эта история права в одном целом человеческого духа составляет для философии другую часть ее задачи.

Философия права должна исследовать начало права и его дальнейшее развитие при посредстве истории человечества до последнего его совершенства. Истинный философ есть пророк, озирающий прошедшее, исчезнувшее для историка, наблюдающий будущее, сокрытое от нас, и вследствие этого приобретающий высшую точку зрения для промежуточного времени. И так перед философией простирается неизмеримое поле действительности, в котором она должна испытывать свои силы, вместо того чтобы отыскивать для своего исследования недействительность и низводить себя, первую из всех наук, на самую низшую степень. Если из философии устраняют положительное, то это только недостойное, насильственное отнятие у нее; напротив, не излишне будет теперь напомнить, что действительного не следует смешивать с настоящим. Настоящее должно быть для нее мимолетным моментом, которого она не должна держаться и в него углубляться, не теряя своего существа; она может сказать вместе с Фаустом: если я скажу: «помедли, миг, как ты прекрасен», тогда ты можешь заключить меня в оковы, тогда я готов охотно погибнуть.

Предмет правоведения (юриспруденции) как особой науки есть право как особый организм, независимо от его качества как члена целого. Если для юриста как такового сокрыта связь права с общим духом человечества, если он для суждения о ней должен обращаться к общей науке, то зато перед ним открывается все внутреннее богатство права, его внутреннее расчленение, сведения о котором философ должен получить, в свою очередь, от юриста.

Юрист обнимает право в его изолированности, под чем следует разуметь в нашем веке право того или другого народа. Философ рассматривает права отдельных народов только как моменты и следы того общего движения, которое право совершает во всем человечестве, для юриста же они представляются изолированными, он связывает их между собой только под тем предположением, что одно право переходило в другое, что пра- во одного народа частью реципировано другим. Юридическое исследование берет таким образом во внимание эту особенную связь, а не общую, по которой права всех народов суть только моменты одного движения.

Из этого отношения философии права и особенного правоведения видно, насколько обе сферы зависят друг от друга, насколько они взаимно самостоятельны; предмет может быть исчерпан только деятельностью обеих. Когда предлагается вопрос, мыслимо ли правоведение без философии права, то ответ зависит от того понятия, которое связывают с выражением «философия». На выработанную систему философии никак нельзя смотреть как на предположение юриспруденции, и еще менее можно требовать от юриста, чтобы он был философом по профессии; но без философских воззрений он не в состоянии будет вполне соответствовать своему званию. Несмотря на это, эти воззрения могут иметь у него характер и бессознательного внушения духа; так и было в действительности, что особенная наука обрабатывала право в своей области сообразно с его истинной природою, прежде чем сама философия как система исполнила свою задачу по отношению к этому предмету. В таком именно виде представляется нам их взаимное отношение.


Top