Главные принципы либерализма консерватизма и социализма. Политическая идеология: консерватизм, либерализм

Самые популярные философские и общественно-политические течения в современной науке. На протяжении XX века большой популярностью пользовались также анархизм и марксизм, однако сейчас они находят все меньше сторонников.

При этом знать и уметь отличать все эти общественно-политические течения необходимо, чтобы разбираться в философии, социологии, обществознании и правоведении.

Либеральные учения

Социализм, либерализм, консерватизм - общественно-политические течения, представителей которых сегодня больше всего в парламентах стран во всем мире. Рассмотрим их подробнее.

Большую популярность в XX веке набрало либеральное течение. Либерализм однозначно выступает за права и свободы любого человека, независимо от его национальности, религии, убеждений и социального положения. При этом ставит эти права и свободы превыше всего, провозглашая их главной ценностью. Более того, при либерализме они представляют основу экономической и общественной жизни.

Влияние церкви и государства на общественные институты строго контролируется и ограничивается в соответствии с конституцией. Главное, чего добиваются либералы, разрешения свободно высказываться, выбирать религию либо отказываться от нее, свободно голосовать на честных и независимых выборах за любых кандидатов.

В экономической жизни социализм, либерализм, консерватизм делают ставку на разные приоритеты. Либералы выступают за полную свободную торговлю и ведение предпринимательской деятельности.

В области юриспруденции главным является верховенство закона над всеми ветвями власти. Перед буквой закона равны все, независимо от социального и финансового статуса. Сравнение либерализма, консерватизма, социализма помогают лучше запомнить и осознать, чем отличается друг от друга каждое из этих течений.

Социализм

Социализм во главу угла ставит принцип социальной справедливости. А также равенства и свободы. В широком смысле слова социализм - это общественный стой, который живет по вышеуказанным принципам.

Глобальной целью социализма является свержение капитализма и строительство в будущем совершенного общества - коммунизма. Этот общественный строй должен закончить предысторию человечества и стать началом его новой, подлинной истории, - утверждают основатели и идеологи этого течения. Для достижения этой цели мобилизуются и применяются все ресурсы.

Социализм, либерализм, консерватизм отличаются по своим главным принципам. У социалистов это отказ от частной собственности в пользу общественной, а также введение общественного контроля за использованием природных недр и ресурсов. Все в государстве воспринимается как общее - это один из основополагающих принципов учения.

Консерватизм

Главное в консерватизме - следование традиционным, устоявшимся ценностям и порядкам, а также религиозным доктринам. Сохранение традиций и имеющихся общественных институтов - главное, за что выступают консерваторы.

Во внутренней политике для них основной ценностью является имеющийся государственный и общественный порядок. Консерваторы категорически против радикальных реформ, сравнивают их с экстремизмом.

Во внешней политике приверженцы этой идеологии уделяют основное внимание усилению безопасности при воздействии извне, допускают применение силы для решения политических конфликтов. При этом дружеские отношения поддерживают с традиционными союзниками, с недоверием относясь к новым партнерам.

Анархизм

Говоря про либерализм, консерватизм, социализм, анархизм нельзя не упомянуть. Это которая основывается на абсолютной свободе. Ее главная цель - уничтожение любого возможного способа эксплуатации одного человека другим.

Вместо власти анархисты предлагают ввести взаимовыгодное сотрудничество индивидов. Власть, по их мнению, следует упразднить, так как она основана на подавлении богатыми и статусными людьми всех остальных.

Все отношения в обществе должны основываться на личной заинтересованности каждого человека, а также на его добровольном согласии, максимальной взаимопомощи и персональной ответственности. При этом главное - ликвидация любых проявлений власти.

Марксизм

Для того чтобы досконально изучить консерватизм, либерализм, социализм, марксизм также необходимо знать и понимать. Это учение наложило серьезный отпечаток на большинство общественных институтов XX века.

Основано это философское учение в XIX веке Карлом Марксом и При этом впоследствии разные партии и политические движения часто по-своему трактовали это учение.

По сути, марксизм - одна из разновидностей социализма, у них много общего во всех сферах. Ключевое значение в этой теории имеют три составляющих. Исторический материализм, когда история человеческого общества понимается как частный случай естественного Также учение о когда окончательная цена товара не определяется правилами рынка, а зависит только от затраченных для его производства усилий. Кроме того, основа марксизма - идея о диктатуре пролетариата.

Сравнение научных теорий

Для того чтобы досконально разобраться, что означает каждая из теорий, лучше всего применить вопросы для сравнения. Либерализм, консерватизм, социализм в этом случае предстанут как четкие и ясные понятия.

Главное, в чем предстоит разобраться, - роль государства в экономической жизни при каждом из этих учений, позиция по решению социальных общественных проблем, а также, в чем каждый строй видит пределы личной свободы гражданина.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм, социализм и фашизм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Приведем их краткие характеристики.

Идеология либерализма

Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии XVII-XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения - Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов - и составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:

  • - безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;
  • - концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
  • - требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах - гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек - независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, церковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:

  • - идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);
  • - концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а, наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию - государство; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом);
  • - концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
  • - идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
  • - отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
  • - признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
  • - признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма , рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция. Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией. Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII - начала XIX в. Однако столь радикальным либерализм длился недолго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот - вело к все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставило либерализм с его требованием свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.

Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра - в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций. Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, неолибералы принялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики (например, кейнсианство), провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т.д.

В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50-60-е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма (или социального либерализма ). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиленной государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма (либертаризм) , усилилось влияние главного конкурента либерального мышления - идеологии консерватизма .

Идеология консерватизма

Это направление идеологической мысли чаще всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме - обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно определенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требованиями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Бёрка (1729-1797), Жозефа де Местра (1753-1821), Луи де Бональда (1754-1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848) и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общественного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремлениям. И нашел ее в конце концов в естественном традиционализме, в идеях непрерывности, преемственности и органичности общественного развития.

Развернутая на этом исходном основании контрсистема принципов консервативной идеологии выглядела примерно так. Светоносный и всепобеждающий Разум революционеров-просветителей был заменен такими понятиями, как История, Жизнь, Нация. Суть замены состояла в подчеркивании консерваторами ограниченности человеческого разума в осознании смысла и целей истории, а следовательно, и чрезвычайной опасности произвольного социального проектирования и переустройства.

Жизнь не сводится целиком к рациональному началу, она не менее иррациональна, непостижима и загадочна. Игнорирование сил Провидения, божественного начала мира может дорого обойтись человечеству.

Выбор таких исходных понятий предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему. «Исторический органицизм» означает истолкование общественных процессов по аналогии с развитием любого живого организма, которое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в любом организме ничего «лишнего» или «неразумного».) Кроме того, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя также переделывать, перестраивать общественный организм по своему разумению - будет только хуже.

Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом наконец. Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определенную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требованием всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «органическую целостность» государства, нации и т.д.

Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в историческом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надежнее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защищать самыми решительными средствами.

Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции развиваются по рациональным планам, на самом же деле они представляют собой хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно. Кроме того, постепенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррекции, исправления возникающих нежелательных последствий. После революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

Консервативная идеология , возникшая как антипод либерализма, нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего. И поскольку потребность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со своими собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения. В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отношения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т.д. Этому, правда, в немалой степени способствовало то, что на протяжении длительного времени консерваторы и либералы вынужденно держали «единый фронт» против идеологии социализма.

Подлинный ренессанс консерватизма наступил в 70-80-е годы прошлого столетия. К этому моменту либеральные и социал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей государства всеобщего благосостояния, нагруженного неподъемными социальными программами. Не добавили им популярности и первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техногенных кризисов, справляться с которыми действовавшим в тот период политическим элитам явно не удавалось.

В таких сложных условиях инициаторами перемен выступили именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципами» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, предложили обществу обширную программу антикризисных мер, во многом сумев ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

В рамках новой неоконсервативной стратегии были существенно урезаны многие социальные программы, несколько сокращен госаппарат, сужены функции государства и т.д. Это дало свои плоды - в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение. Вместе с тем современные неоконсерваторы не забыли и ценностей доиндустриальной эпохи - прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность и пр. Все это, вместе взятое, и обеспечило в 70-80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии . В 90-е, правда, маятник «либерализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторону, но несильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени они укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияния социалистической идеологии .

Идеология социализма

Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм можно найти уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII - начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы - коммунистический «заговор равных» Гракха Бабёфа (1760-1797) в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771-1858).

Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в марксизме, в учении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это учение претендовало на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма (социализм в данном случае рассматривался как первая стадия коммунистического общества). К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно просто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства. Именно по ним до сих пор идентифицируют марксистский социализм.

Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса. (Правда, сами К. Маркс и Ф. Энгельс предпочитали свои построения идеологией не называть, считая, что идеология - это ложное, иллюзорное сознание. Для своих убеждений они выбрали термин «коммунистическое мировоззрение»). Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение - дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьезные основания - европейское рабочее движение второй половины XIX в. в целом благодарно восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под ее флагом.

Однако в конце XIX в., когда социалистическое движение уже достигло серьезных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательное право и пр.), в нем произошел идеологический раскол, связанный с разным видением способов завоевания политической власти пролетариатом. Сторонники плавного, «эволюционного» пути вхождения во власть, поэтапного осуществления реформ для достижения целей социализма - Эдуард Бернштейн (1850-1932), Карл Каутский (1854-1938) - пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохранили общие социалистические лозунги. Это движение в XX в. оставило за собой название социал-демократического .

Наиболее же ортодоксальные защитники революционного духа марксизма, обвинив эволюционистов в ревизии идей Маркса, занялись организацией новых, коммунистических рабочих партий, которым было суждено сыграть значительную роль в истории XX в. Многие из них смогли получить власть и попытались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого реального социализма заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии. Ныне ей предъявляют следующие претензии:

  • - отождествление идеологии с теорией, позволяющее претендовать на непогрешимость, абсолютность, единственность;
  • - закрытость для критики и дискуссий из-за преувеличения значения принципа партийности (любая критика есть происки классового врага);
  • - неспособность адекватно реагировать на меняющуюся историческую ситуацию;
  • - чрезмерная апологетика революционного, насильственного характера разрешения социальных проблем;
  • - растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и как следствие игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество.

Правда, противники марксистской идеологии утверждают, что все эти отрицательные моменты суть лишь следствие неверного решения исходной, базовой проблемы - соотношения планово-централизованного и рыночно-саморегулирующегося начал в общественной жизни. Выбор планово-централизованной экономики влечет за собой необходимость столь же централизованной, жесткой политической власти. Последняя неизбежно скатывается в тоталитаризм, а в нем в свою очередь возможна только одна, разумеется, «единственно верная» идеология.

У идеологии социал-демократии судьба оказалась более счастливой. Изначальный реформистский уклон этого варианта социалистической идеологии со временем только усиливался, и в конце концов из составленных на его основе политических программ полностью выветрились основополагающие постулаты марксизма - диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности и пр. Целью социал-демократов был объявлен демократический социализм, предполагающий длительный процесс постепенных, не ограниченных во времени социальных преобразований. Идея классовой борьбы была заменена концепцией социального партнерства, приверженность принципу консенсуса при решении спорных проблем привела к задаче поддержания равновесия между трудом и капиталом. Главным же достижением социал-демократической политической теории и практики стало создание в Западной Европе системы социального государства (ФРГ, страны Скандинавии), один из важнейших приоритетов которого - социальная защищенность трудящихся. Пик политических успехов социал-демократов и их идеологии приходится на 60-70-е годы XX в. С накатом неоконсервативной волны 80-х они уходят в тень. Да и распад системы социализма, с которой они имели хотя и отдаленное, но все же идеологическое родство, также понизил рейтинг идеологии социал-демократизма .

Идеология фашизма

Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. нынешнего столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Адольфа Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа - «арии». В соответствии с признанием его привилегированности, была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания, помимо названных государств, также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона ис - торического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Понимая таким образом фашизм , общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

И социализм по-разному смотрят на современный этап исторического развития. Так, для цивилизация, которая сделала индивидуума центром общественно-экономической и социальной жизни, стала важнейшим достижением. Этот этап развития человечества воспринимается либералами как заключительный. Социализм выступает с критикой современной цивилизации, он считает ее только ступенью в исторической эволюции, но не последней. Согласно социалистическим взглядам человеческая история только начинается, а глобальная цель развития видится социалистами в свержении нынешнего капиталистического строя и построения идеального общества. Именно поэтому социалистические идеи часто находятся на грани с утопическими течениями.

Важнейшей из свобод считает предпринимательство или право каждого человека на частную собственность. Тогда как политическая свобода для него вторична по отношению к экономической. Идеальное общество для видится в обеспечении для каждого индивида равных прав и одинаковых возможностей для достижения успеха и общественного признания. Если для либерализма свобода тождественна индивидуальной свободе каждого человека, то для социализма она выходит за пределы частной жизни. Напротив, социализм противопоставлен индивидуализму и выдвигает на первый план идею общественного сотрудничества.

Большим вкладом либерального учения в развитие общества можно считать распространение им принципов верховенства права, равенства всех перед законом, ограниченной власти государства, ее прозрачности и ответственности. В частности, либерализм отверг господствовавшую ранее теологическую теорию возникновения и функционирования власти, которая обосновывала ее божественное . Если первоначально склонялись к минимальному влиянию государство на экономические процессы, то сегодняшние теории допускают государственное вмешательство для решения социально значимых задач - выравнивания социального положения, борьбы , обеспечение равного доступа к образованию и пр. Но власть, согласно либерализму, существует только для блага подвластных и должна обеспечивать их интересы.

В качестве идеального общества для социалиста видится то, в котором нет места эксплуатации человека человеком, а также утверждены социальное равенство и справедливость. Согласно идейному течению, такого общества можно достигнуть только путем отмены частной собственности и замещением ее коллективной и общественной. Этот процесс должен привести к сокращению отчуждения человека от результатов своего труда, устранить эксплуатацию человека человеком, уменьшить социальное неравенство, а также обеспечить гармоничное развитие каждой личности.

  • 2. Гражданская и социальная концепция в западной политической мысли
  • 3. Развитие политической мысли России
  • 4. Политическая мысль Беларуси
  • 5. Основные направления современной политологии
  • Тема 4. Политическая власть
  • 1. Понятие и существенные черты политической власти
  • 3. Правящая политическая группа
  • 4. Механизм политической власти
  • 6. Проблемы легитимности и разделение властей
  • Тема 5. Политическая система общества
  • 1. Понятие, структура и сущность политической системы
  • 2. Типология политических систем
  • Тема 6. Политические режимы
  • 1. Понятие политического режима и его типы
  • 2. Тоталитарный режим
  • 3. Авторитарный режим
  • 4. Демократический режим
  • Тема 7. Государство в политической системе
  • 1.Особенности государства как политической организации
  • 2. Формы государственного устройства и правления
  • 3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
  • 1. Глава государства и его роль в структуре органов власти
  • 2. Парламент и его роль в системе государственных органов
  • 3.Политический статус и полномочия правительства. Проблема бюрократии
  • 4. Судебная власть
  • 5. Структура и формы местного самоуправления
  • Тема 9. Политические партии и общественные объединения
  • 1. Политические партии, их сущность и функции
  • 2. Сущность и разновидности партийных систем
  • 3. Общественно-политические движения
  • 4. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь
  • Тема 10. Политические процессы: сущность и структура
  • 1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • 2. Стабильность политической системы, политическое развитие
  • 3. Политический процесс как совокупность политических решений
  • Тема 11. Избирательные системы
  • 1. Сущность избирательной системы и типология выборов
  • 2. Избирательная процедура и избирательная компания
  • 3. Пропорциональная и мажоритарная система учета и подсчета голосов
  • Тема 12. Средства массовой информации и коммуникации
  • 1.Понятие, функции и место средств массовой информации в системе "человек-общество-политика
  • 2. Основные типы коммуникаций. Сми в политической коммуникации
  • 3. Политическое манипулирование и общественное мнение
  • Тема 13. Политические конфликты и кризисы
  • 1. Конфликты как социальное явление
  • 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения
  • 3. Политические кризисы. Этнополитические конфликты
  • Тема 14. Политическая модернизация
  • 1. Политическое развитие: понятие и критерии
  • 2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
  • 3. Переход от авторитаризма к демократии
  • Тема 15. Политическая культура и политическая социализация
  • 1. Понятие "политическая культура" и ее структура
  • 2. Функции и типы политической культуры
  • 3. Политическая культура в Республике Беларусь. Политическая социализация
  • 1. Непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах;
  • 3. «Идеализация» этих политических образов, т.Е. Образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;
  • 4. «Институциализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.
  • Тема 16. Политическая идеология
  • 1. Политическое сознание: уровни, функции, формы
  • 2. Структура, функции и уровни политической идеологии
  • 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм
  • 4. Cоциально-политические, экономические концепции современной социал-демократии
  • Тема 17. Система современных международных отношений
  • 1. Понятие и сущность международных отношений
  • 2. Понятие и сущность внешней политики государства
  • 3. Цели, функции и средства внешней политики
  • 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм

    Понятие "либерализм"(от лат. liberalis- касающийся свободы, присущий свободному человеку) вошло в западноевропейский политический словарь в 30-40-е гг. XIX в. с легкой руки группы испанских политиков, определивших составленную ими конституцию (1811 г.) как либеральную. Однако еще с глубокой древности понятие "либерализм" употреблялось для характеристики образа мышления и поведения людей.

    Первые попытки идейно-теоретического обоснования и осуществления на практике идеологии либерализма восходят в европейских странах к концу XVII-XVIII вв. Окончательно сформировалось это течение к середине XIX века. Создателями либерализма являются такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, И. Бентам, А. де Токвиль, Дж. Ст. Милль.

    Истоки либеральной доктрины. Либеральная идеология в процессе своего формирования и развития впитала в себя различные идеи и концепции. Ее важнейшими источниками стали:

    Идеология нового класса - буржуазии, сформировавшаяся на основе Английской буржуазной революции и служившая обоснованием свободы предпринимательства (А. Смит, Дж. Локк и др.);

    Идеи, развившиеся из радикально-рационального духа Французской революции и служившие обоснованием духовной и политической свободы человека (Ш. Монтескье, Б. Констан, А. де Токвиль и др.).

    Основные ценности либеральной доктрины :

    1. Человек - высшая ценность и он не должен быть средством для достижения каких-либо целей. Первоосновой общественного устройства считается личность, а не общество.

    2. Индивидуальная свобода - наличие у каждого человека естественных, данных ему от природы - независимо от его воли, воли коллектива или общества, неотчуждаемых прав (право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и др.).

    3. Свобода от произвольного вмешательства государства в частную жизнь гражданина - государство является результатом общественного договора и ограничено в своих функциях поддержанием порядка внутри страны и безопасности во внешних отношениях ("ночной сторож").

    4. Индивидуализм и эгоизм - индивид использует свою свободу и собственность для собственного блага в рамках закона, невмешательство государства в экономику свобода личной инициативы как условие процветания его и общества.

    5. Независимость от предрассудков, свобода взглядов, совести, волеизъявления, мораль как частное дело человека .

    6. Ответственность человека перед своей свободой и обществом (гарантией этой свободы и ответственности являются законы, которые человек создает сам).

    7. Естественное неравенство людей как факт, обусловленный особенностями их биологических и социальных характеристик.

    8. Вера в социальный прогресс - общество находится в состоянии непрерывного совершенствования, возможное его умеренное реформирование.

    9. Вера в силу Разума , способного познать высшие истины и регулировать весь уклад жизни.

    Политические идеи либерализма были положены в основу политической системы западных демократий. Политическими идеалами либерализма стали: права и свободы граждан, равенство их перед законом, договорное происхождение государства, разделение властей, конституционализм.

    Либерализм прошёл долгий период развития и в 80-90-х гг. ХХ века появился неолиберализм . Его представители, ориентируясь на японские и германские модели социально-экономического развития, потребовали рационализации государственного регулирования, прагматической социальной политики перехода от общества всеобщего благоденствия к "оптимальному воспроизводству человеческого капитала", использования социальных расходов преимущественно для развития системы переподготовки, а не для увеличения пособий бедным и безработным.

    Доминирующие позиции в идеологии европейского неолиберализма принадлежали выдающему австрийскому экономисту и философу Фридриху Хайеку. Он считал, что кризисные явления в развитых странах Запада были обусловлены отходом от принципов классического либерализма, активным вмешательством государства в социально-экономическую сферу, утверждением идей коллективизма и планирования. Ядром политической концепции Хайека стала мысль об угрозе свободе со стороны массовой демократии, высказанная им в работах "Дорога к рабству", "Общество свободных".

    В последнее десятилетие XX в. наметились новые тенденции в развитии либерализма - сближение идейно-политических позиций "новых демократов" США, эволюционирующих в духе неолиберализма и европейской социал-демократии. На международной конференции во Флоренции (1999), в работе которой, помимо лидеров западноевропейской социал-демократии, принял участие президент США Б. Клинтон, представлявший Демократическую партию своей страны, были обозначены общие идейно-политические позиции, объединяющие европейскую социал-демократию и "новых демократов" США:

    - "Новая экономика", открытая "упорядоченной" глобализации, В которой усилия национальных государств сосредоточены на стимулировании НТР, при преимущественном развитии информационных технологий;

    - "Государство социальных инвестиций", в котором вместо принципа всеобщности государственных услуг действует принцип вложений в человеческий, или социальный капитал "здоровье людей" и "высокий профессионализм" экономически активного населения);

    Гибкая система трудовых отношений, способствующая профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

    Экологически чистая природа, достигаемая координацией усилий как на национальном, так и на международном уровнях;

    - "Глобальное гражданское общество" с эффективными правовыми и политическими надстройками, способными обеспечить права человека на национальном, региональном, планетарном уровнях.

    Консерватизм - термин происходит от латинского глагола conservare - охранять (англ. conserve -сохранять). Базисные постулаты идеологии консерватизма были сформулированы английским политическим деятелем, философом и публицистом Эдмундом Берком (1729-1797) в его известном полемическом произведении "Размышления о революции во Франции" (1790). Термин "консерватизм" впервые употребил французский писатель Ф. Шатобриан (1818) для названия своего журнала "Консерватор".

    Истоки консервативной доктрины. Консерватизм сформировался как идейная оппозиция либеральной идеологии и политике. К идейным истокам консервативной доктрины относят:

    идеологические реакции "старого" класса - европейской аристократии (монархии, знати, крупных феодалов), терявшей экономические и политические позиции в обществе с развитием буржуазных отношений;

    труды консерваторов-классиков конца XVIII - начала XX в. (Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд), явившиеся ответом на идеалы Просвещения и попытку сознательного изменения социального порядка в ходе Французской революции.

    Основные ценности консервативной идеологии:

    1. Следование традиционным устоям жизни (авторитет, семья, религия, национальное единство, сильное государство, патриотизм, нравственность).

    2. Приоритет общества по отношению к государству и индивиду (общество необходимо защищать от разрушающего индивидуализма).

    3. Зависимость прав и свобод человека от конкретно-исторических условий ("естественные права" человека признаются до того предела, пока они не противоречат "историческому праву" - существующим традициям).

    4. Сильное государство , прерогатива которого состоит в том, чтобы следить за выполнением людьми взаимных обязательств и сдерживать проявления негативных сторон человеческой натуры.

    5. Права индивида и права государства должны уравновешивать друг друга , чтобы общество не пострадало ни от одного из них.

    6. Стабильное равновесное эволюционное развитие - острожное отношение к переменам, отрицание революционных переворотов.

    7. Социальное неравенство стимулирует индивидуальную активность, оно естественно, всегда было и будет присуще обществу.

    8. Скептицизм в отношении возможностей познания человеком закономерностей бытия.

    В 70-е г. XX столетия возникает исторически новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм , утверждение которого связывают с приходом к власти в США республиканцев (Рональд Рейган), в Великобритании - консерваторов (Маргарет Тэтчер), в ФРГ - блока ХДС-ХСС (Гельмут Коль). Теоретиками неоконсерватизма в США стали Д. Белл, С. Хантингтон, С. Липсет, 3. Бжезинский, во Франции – А. Бенуa, Р. Арон и др.

    В момент своего возникновения в середине 70-х гг. неоконсерватизм представлял собой реакцию на изъяны государственного регулирования социально-экономических отношений, "завышенные требования" и "растущие притязания" бедняков и низкооплачиваемых слоев, неприятие "контркультуры", морально-нравственной "деградации" молодежи.

    Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи, религии, нравственности, сильного государства, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии. В политическом плане неоконсерваторы - сторонники демократического элитаризма. Они выступают за формирование в обществе демократических элит, принимающих процедурные правила игры, предписываемые демократией.

    Главное новшество, которое инициировали неоконсерваторы, а затем с теми или иными поправками приняли и социал-демократы, состояло во внедрении в государственную систему чисто коммерческих начал: В сферу образования, здравоохранения и социального страхования были допущены частнопредпринимательские структуры, вводились принципы конкуренции и частного менеджмента. Особое внимание неоконсерваторы уделили развитию ресурсо- и энергосберегающих технологий, что позволило преодолеть экономических кризис и создать современную промышленность.

    Социализм (от лат. sociales - общественный) - общечеловеческий идеал о справедливом общественном устройстве, истоки которого уходят в глубь истории. Социалистические идеи присутствовали в учении Платона, раннем христианстве, работах представителей утопического социализма.

    Само понятие "социализм" было предложено французским мыслителем начала XIX в. Пьером Перу (1834) для противопоставления "индивидуализму". К середине XIX века в Европе возникают социалистические организации, ставящие целью реализацию принципов коллективизма, равенства, социальной справедливости, развития личности. Возникло несколько видов социалистической идеологии - утопический социализм, марксизм, коммунизм, социал-демократизм, которые различались интерпретацией ее базовых ценностей.

    Идеология утопического социализма стала первой попыткой разработки теоретически систематизированных представлений об идеальном обществе. Выделяют несколько этапов ее развития:

    XV-XV вв. - ранний утопический социализм, представленный работами английского гуманиста Мора "Утопия" (1510) и итальянского философа Т. Кампанелла "Город солнца" (1516), английского гуманиста Дж. Уинстенли

    XV в. - утопические идеи французских мыслителей эпохи Великой французской революции (1789-1795 гг.) (Ж. Мелье, Морелли, Мабли, Г Бабеф).

    В первой трети XX в. возникает критический утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, R Оуэн), представители которого оказали влияние на становление марксизма.

    Опираясь на общечеловеческие идеалы, эти мыслители объявили Свободу, Равенство и Справедливость высшими ценностями жизни. Главными чертами нового общественного устройства провозглашались общность имущества, обязательность труда для всех, равное распределение его результатов, реализация способностей личности. Представители утопического социализма исходили из того, что с установлением общественной собственности на смену индивидуализму придет ассоциативная деятельность людей, интересы которых не будут вступать в разрушающий общество конфликт.

    Марксизм. В противовес либеральной модели общества индивидуальных собственников Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали учение об обществе, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, его отчуждением власти, собственности и результатов труда. Идеалом этого общества было провозглашено - "Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех", т.е.ставилась задача совмещения либерального идеала "свободы" с социалистическими ценности ми "равенства" несправедливости". Марксизм возник не только как теоретическое обоснование возможности нового справедливого общественного устройства, но и как система мировоззренческих установок, направленная на идеологическое обеспечение интересов рабочего класса, и определение политических средств их реализации. Возникновение марксизма как идеологии пролетариата было подготовлено развитием европейского общества. Марксистская идеологическая доктрина возникла на основе анализа двух основополагающих процессов европейской истории XV-XX вв. - Великой Французской революции 1789-1795 гг. и промышленной революции, развернувшейся в начале XX в. в Англии и других европейских странах.

    Приоритеты марксистской идеологии : Марксистская идеология наиболее полно отразила политические и идеологические интересы класса наемных работников раннеиндустриального общества. Основные идеи марксистской идеологии:

    Движущей силой общественного развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями общества, которое в социальной жизни принимает форму классовой борьбы. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Классовая борьба ведется эксплуатируемыми массам справедливого распределения собственности и политической справедливости. Высшая точка нарастания классовых противоречий - социальная революция.

    Особая роль в осуществлении революции и построении нового общества принадлежит пролетариату, условия жизнедеятельности которого, способствуют формированию в нем коллективности, солидарности и интернационализма.

    Свои цели пролетариат может реализовать посредством установления диктатуры - политического господства рабочего класса при опоре на широкие трудящиеся массы.

    Диктатура пролетариата является способом гармонизации общественных отношений и обеспечивает переход к бесклассовому обществу ("историческая миссия рабочего класса").

    Идеал общественного устройства - сознательно регулируемое, бестоварное, самоуправленческое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства, в котором будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда.

    Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

    Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

    Вступление К. Маркса и Ф. Энгельса в активную политическую борьбу их ориентация на антикапиталистические и революционаристские настроения раннеиндустриального пролетариата, не могли не привести к определенной субъективности их теоретических выводов (определение конкретных сроков социалистической революции в Европе, стран, где она произойдет), средств достижения нового общественного устройства.

    Политическая доктрина К. Маркса отражала современные ему реалии, но не в полной мере смогла предугадать тенденции изменений индустриального общества и оказалась неадекватной переменам, которые произошли в XX в. Общество стало развиваться не Совсем по тем закономерностям, которые были увидены Марксом и Энгельсом на раннем его этапе. Новые возможности и пути борьбы рабочих за свои права открыла парламентская демократия, значение которой недооценивалось классиками марксизма.

    Не подтвердились положения об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, о неизбежном обострении классовых противоречий вплоть до насильственного свержения буржуазного строя в процессе революции, о стирании национальных перегородок между государствами и т.д. Это потребовало корректировки ряда концептуальных положений еще при жизни основателей марксизма (в последних работах Ф. Энгельс пришел к выводу о возможности эволюционного развития капитализма и мирного врастания его в социализм).

    Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. Все эти идеологии зародились, развивались и утверждались в условиях западноевропейской цивилизации.

    Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.

    Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные и политические . По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным .

    1 Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк, Л. Монтескье, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Миль. Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «liberatus» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.

    В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джефферсон, - которое меньше всего управляет».

    Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством. Как утверждал один из основоположников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонникамиразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную . Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.

    Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.

    В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция.

    В социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противники социального равенства.

    В духовной сфере - сторонники свободы взглядов, слова, совести.

    Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.

    Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели.

    Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возможность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших капитализм и открывших новые перспективы его развития.

    Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения неолибералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была разработана новая модель государства, которое они назвали «государством всеобщего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, действуя ради общего блага.

    Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демократии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет интересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понимание социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан.

    Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огромное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсальных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой личности . Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века.

    2 Термин«консерватизм » происходит от латинского «conserve», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

    Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

    Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противовесом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе). Каковы главные принципы консерватизма?

    Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма , суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими условиями и учреждениями. Важным принципом консерватизма является положение о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность избежать социальные потрясения.

    Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает сохранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений.

    Характерен для консерватизма и такойпринцип , как политический реализм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредоточена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для политики является то, что многократно подтверждено практикой.

    Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социальное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными дарованиями и способностями. И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отрицают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важнее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого людей, т.е. политических элит.

    Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимости от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего.

    Большие социально-политические и экономические изменения, произошедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, также как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма.

    Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтенбруннер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция).

    Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма?Во-первых , он не отрицает полностью идею демократии, его идеологи только подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан. Во-вторых , отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы считают, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть в известных пределах ограничено.

    В-третьих , они выступают за ограниченные социальные реформы. Однако неоконсерваторы - противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. С 80-х годов ХХ века - неоконсерватизм в Англии, с 90-х годов ХХ века и по настоящее время - в США.

    3 Идеи, которые впоследствии стали называтьсоциалистическими , впервые появились в Западной Европе в XVI веке. Они стали отражением стихийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихся жестокой эксплуатации слоев населения в условиях первоначального накопления капитала и нарождающегося капиталистического общества.

    В этих идеях были воплощены представления угнетенных классов о более справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты. С наибольшей полнотой в тот период данные идеи были выражены в «Утопии» Томаса Мора и «Городе солнца» Томазо Кампанеллы. Этих мыслителей считают основоположниками «утопического социализма». Длительное время это учение носило характер учения-мечты, которое невозможно осуществить на практике.

    Важнейшими элементами социалистической (коммунистической) идеологии являются идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликвидация классового разделения общества и эксплуатации человека человеком. Существует два направления в социалистической идеологии - революционное и реформистское. Идею перехода к социализму путем осуществления революции выдвинули и обосновали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Это направление получило название марксизма.

    Основные принципы марксизма-ленинизма сводятся к следующему:

    1) капиталистическое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразовано в более справедливое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, свободном труде и распределении по труду;

    2) преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции;

    3) одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и создание государства трудящихся;

    4) осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией;

    5) руководящей силой в таком государстве будет коммунистическая партия как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех трудящихся;

    6) государство должно провести обобществление средств производства, превратив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хозяйства в интересах трудящихся;

    7) после окончательного утверждения социалистического строя начнется переход к коммунизму. На этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровня, а сознание населения - такой высокой степени, что осуществится принцип « от каждого по способностям, каждому - по потребности». Исчезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничения, подавления и принуждения. Утвердится система коммунистического общественного самоуправления.

    На практике реализация этого проекта столкнулась с огромными, по существу непреодолимыми, трудностями. К началу 80-х годов ХХ века влияние и популярность марксизма-ленинизма резко снизилась. Решающий удар был нанесен распадом СССР и государств «социалистического лагеря».

    Социал-демократическая идеология возникла из марксизма в конце XIX - начале ХХ века, ее основатели Бернштейн и К. Каутский под влиянием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы.

    Современные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуются идеей демократического социализма:

    В области политической - наличие свободных выборов; реальная возможность выбора между различными политическими программами; возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав личности и меньшинства; наличие независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона;

    В области экономической - многообразие форм собственности с преобладанием общественной; рыночные отношения в сочетании с государственным регулированием; соучастие представителей трудящихся в управлении предприятиями частнособственнического сектора; социальная направленность экономики;

    В социальной области - высокая степень социальной свободы и защищенности человека; доступность всех ступеней и форм образования, духовных ценностей, благоприятное состояние окружающей среды и т.д. (С наибольшей полнотой эти идеи реализованы в Скандинавских странах, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии).

    В 20-х - 40-х годах ХХ века в странах Европы, а также в ряде других регионов мира (Аргентина, Чили и др.) достаточно широкое распространение получила идеология фашизма (итал. Fasio - пучок, связка, объединение).

    При формировании этой идеологии были взяты некоторые элитаристские идеи Платона, Гегеля, а также итальянского политолога Г. Моска, французского социолога Г. Лебона, австрийского социолога Л. Гумпловича, французского синдикалиста Ж. Сореля. Определенную роль в формировании фашистских идей сыграли Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлер, А. Розенберг, И. Геббельс.

    Наиболее полно эти идеи были реализованы в диктаторских политических режимах вначале в Италии (Б. Муссолини), а затем в Германии (А. Гитлер). Менее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фашизм приобрел в режимах генерала Франко в Испании, А. Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии, Перона в Аргентине, Пиночета в Чили.

    Фашизм отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических предпочтений. Он основывается на идее «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти по отношению к абсолютному подчиненному ей населению, проповедует «безграничную волю» государства и руководящего им вождя (фюрера, дуче, каудильо и т.п.), прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижения.

    Одной из широко распространенных идеологий глобального типа являетсянационализм . Он представляет собой систему идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнонациональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главной идеей данной доктрины является понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической и социокультурной системы общества.

    Идеи национализма стали формироваться в процессе образования наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков. Великая французская революция способствовала утверждению принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. Впервые революция обосновала идею о праве национального государства устанавливать права и обязанности граждан.

    Современные исследователи этнонациональных отношений выделяют две основные формы национализма: этнический и государственный.

    Этнический национализм исходит из того, что нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью, а также всеми социальными институтами (культура, образование, право и т.п.) и всеми видами ресурсов - людских, природных, финансовых, материально-технических. Его основные идеи и принципы складывались в период возникновения наций и национальных государств в конце XVIII - первой половине XIX веков. Все основные политические, экономические и социокультурные отношения и соответствующие им учреждения строились по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса.

    Этнический национализм получил широкое распространение в XIX - первой четверти ХХ веков, особенно в тех странах, широкие круги общественности которых выступали за национальную независимость и создание самостоятельного национального государства. Крайне агрессивные формы национализма - фашизм, национал-социализм).

    Второй формой национализма является гражданский (государственный) национализм , который сформировался в ХХ веке. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности и приоритетности национального государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко использует в целях консолидации нации (либо граждан страны) государственную символику, средства массовой информации, устную агитационную пропаганду. Различные разновидности государственного национализма активно используются в современных США, Индии, Пакистане, Бразилии и других странах.

    На стыке XX и XXI веков активно и крупномасштабно начала развиваться и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемирного масштаба - идеология глобализма.Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

    Большинство западных социологов и политологов оценивают процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что это приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социальная реальность оказывается более сложной, противоречивой и непредсказуемой. Интенсификация транснациональных отношений неизбежно снижает статус национальных государств и их социально-политическую значимость, а это вызывает обратную реакцию - усиление националистических ориентаций и возмущение народов слаборазвитых стран.

    Наряду с глобальными идеологиями функционируют идеологии локальные и частичные.Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения (арабские государства).

    Характерным примером такой идеологии является исламский фундаментализм. Локальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традициями, национальными и культурными особенностями стран, в которых они развиваются и действуют.

    Частичные идеологии обычно включены в национально-идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам - Италии, Франции, России, Польше, Германии, Беларуси, Украины и других. Частичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выражая претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии ЛДПР, «Яблока», Союза правых сил России.

    При всем стремлении любой локальной или частичной идеологии сконструировать свой собственный «духовно-идеологический мир», ни одна из них не представляет собой абсолютно замкнутой системы. Все они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образуя в результате многокрасочную панораму современного мира.

    Беларусь относится к тем государствам, где идет процесс формирования собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал-демократической, либеральной и националистической идеологических платформ.

    Идеи какой из этих идеологий лучше приживутся, покажет только время.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое идея, и какова её роль в жизни общества?

    2. Как возникло понятие «идеология»?

    3. Что такое политическая идеология и каковы её основные функции?

    4. Назовите основные типы идеологий.

    5. Чем отличаются глобальные идеологии от локальных?

    Литература

    1. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государственная идеология) / В. А. Мельник // Беларусская думка. – 2001. - № 10. – С. 104-116.

    2. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. – 2003. – № 2. – С. 24.

    3. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 312 с.

    4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2004. – 352 с.

    5. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ БГУ, 2003. – 360 с.

    6. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства /
    Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2004. – 477с.

    7. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности / В. П. Макаренко. – Ростов-на-Дону: Феникс монография, 2000. – 480 с.

    8. Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Малахов. – Москва: Университет, книжный дом, 2005. – 320 с.


    Похожая информация.


    
    Top