Конспект экологической экскурсии в начальной школе. Роль экологических экскурсий в начальной школе

Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.

Задачи:

  • Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
  • Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
  • Познакомить с правилами поведения в природе.
  • Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
  • Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.

Место проведения экскурсии : экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.

Возраст учащихся: 11-16 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
  • Провести беседу об охране природы.
  • Провести беседу о правиле поведения в природе.
  • Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
  • Ввести три новых понятия о весне.
  • Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
  • Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

I . Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными - чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!

II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).

III . Основная часть

Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее)

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Какое небо сегодня?

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

А теперь поговорим о сроках наступления весны:

  • «календарная весна» - 1 марта;
  • «астрономическая» - 21 марта - День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
  • «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)

Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)

Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)

Физкультминутка «Похлопали – потопали»

Учитель рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.

Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.

Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.

Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.

Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:

  • наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
  • гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
  • краска без запаха

Размеры скворечника

  • доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
  • оптимальный внутренний размер:
    - квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
    - диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
    - расстояние от летка до дна 15-20 см,
    - высота скворечника 30-35 см,
    - верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.

Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.

IV . Рефлексия

Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»

Что нового узнали?

Что дал вам этот урок для жизни?

Что вам захотелось после этого урока…?

Стали ли мы друзьями леса?

V. Заключение

Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-прививать внимательное отношение к птицам

- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а

отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.

Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша

задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая

группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за

живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.

Зимний лес, это сказочный сон.

Внём волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца помашет игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой всегда,

Я в плену у него, понимая,

Он - источник всех тайн бытия.

- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?

- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.

Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы

заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.

Лёгкий ветерок и воздух свежий,

Под ногами снега звучный хруст,

Будто острым ножиком я режу

Сочный, спелый, сахарный арбуз...

Падает снежинка- парашютик -

И пошло: разверзлись небеса!..

Зрелище, прекрасное до жути -

Снежный нескончаемый десант!

И не знаешь, к берегу какому

В круговерти этой повернуть...

В гущу снегопада, словно в омут,

Поневоле хочется нырнуть..

Из него снегурочкою выйти -

Фонари, как огоньки лампад -

И сказать всем: "Только посмотрите!

- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.

Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.

Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со

скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце

он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может

находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на

снегу и нагревается на солнце.

Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже

красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли

окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в

голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать

снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных

видах используется 41 слово.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может

быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,

почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют

четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно

шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в

кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,

находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что

сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые

наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.

Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем

свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и

непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого

покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут

озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так

важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?

Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)

- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть

вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.

- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?

что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве

пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в

теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия

для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А

разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –

синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и

грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему

пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают

мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.

Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и

леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,

сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот

тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится

клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места

на место. Это кочующие птицы.

черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный

хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на

крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой

пластиночкой.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,

свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание

свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как

свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их

совсем близко, разрешает полюбоваться собой.

В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно

самец бережно кормить их.

Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят

Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными

ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,

а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и

зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,

что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном

виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели

способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

Снегирь птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает

заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.

Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая

же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?

Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с

другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая

птичка доверчива и добродушна.

Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,

даже в селах и городах.

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь

застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот

цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они

разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.

Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной

образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все

животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его

пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Роль экологических экскурсий

в начальной школе

МОУ СОШ №30 г. Томска

Экологическое воспитание и образование становятся основой современного образования. По мнению учёных, экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребёнком находился умный грамотный наставник, способный развить в нём начала экологической культуры.

Содержание экологического образования можно в полной мере реализовать только на основе тесной связи урочных и внеурочных форм обучения. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо получения знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого необходимо делать их участниками реальной практической природоохранной деятельности.

В своей практике я большое внимание обращают на необходимость проведения экологических экскурсий в природу, что позволяет на конкретном материале показать учащимся воздействие человека на окружающую среду и необходимость её охраны от загрязнений. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии решаются не только образовательные задачи, но и экологические проблемы. Рассмотрим в качестве примера одну из таких экскурсий.

Тема экскурсии: Проведение наблюдений за изменениями в природе осенью. Степень загрязнения территории школьного парка. 3 класс .

Цель экскурсии:

1)познакомить учащихся с некоторыми представителями лиственных древесных растений;

2)пронаблюдать признаки наступления осени;

3)выяснить причины и степень загрязнения территории.

Подготовка учителя к экскурсии:

1. Изучает место будущей экскурсии и маршрут.

2. Намечает объекты, на которых необходимо остановить внимание детей. Уточняет их название.

3. Определяет места остановки для наблюдений и сбора материала, задания для организации работы учащихся.

4. Составляет план проведения экскурсии.

Рассмотрим один из вариантов составления плана проведения экскурсии.

План проведения экскурсии

Логические части экскурсии

Маршрут (указание места)

Методические приёмы

Рассматриваемые объекты

Дидактическое обеспечение (оборудование)

1.Мотивация учащихся. Сообщение темы и цели экскурсии. Проведение инструктажа о правилах поведения в природе и сборе объектов.

Школа (класс)

наглядность по теме «Правила поведения в природе»

Блокноты, карандаши,

2.Первая остановка

Школьный парк

Ствол и листья берёзы

Блокноты, карандаши,

3.Вторая остановка

Школьный парк

Наблюдения, логические умозаключения

Ствол, листья и плоды рябины

Блокноты, карандаши,

фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов.

4.Третья остановка

Школьный парк

Наблюдения, логические умозаключения

Ствол, листья и плоды шиповника, территория школьного парка

Блокноты, карандаши,

фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов.

5.Подведение итогов экскурсии .

Школьный парк

Наблюдения, логические умозаключения

Территория пришкольного парка

Блокноты, карандаши,

фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов, перчатки и пакеты для сбора мусора.


Ход экскурсии

Этапы экскурсии

Мотивация учащихся

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьный парк. Там мы познакомимся с растениями, соберём красивые осенние листья, плоды и семена; пронаблюдаем, признаки наступления осени; выясним причины и степень загрязнения территории нашего парка.

Проверьте свою готовность к работе.

С собой в парк нам необходимо взять блокноты, карандаши, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов, перчатки и пакеты для сбора мусора.

Ребята, а что нам необходимо выполнять для того, чтобы экскурсия прошла интересно для нас, и с пользой для природы?

(Повторяют правила друзей природы - правила поведения в лесу)

Сейчас мы построимся парами и отправимся в школьный парк.

Первая остановка «Угадай-ка»

Ребята, мы находимся на территории школьного парка. Это наша первая остановка. Она называется «Угадай-ка».

Посмотрите

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

А вы согласны, ребята, с И. Буниным?

Вы знаете, почему осенью листья становятся разноцветными?

Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество, которое находится в листьях – хлорофилл. Он образуется в листьях на свету. Летом солнца много, поэтому лист – зелёный.

А когда наступает осень, какие изменения происходят в природе? Подскажите мне. (Ответы детей)

Осенью растения начинают получать меньше света поэтому, зелёный цвет в листе убывает и заметным становится то красящее вещество, которое находится в вянущем листе.

А теперь откройте свои блокнотики и запишите дату. Посмотрите, какая сегодня погода. (Ответы детей) Отметьте у себя в блокнотах.

Посмотрите внимательно вокруг себя. Что вы видите? (ответы детей)

Угадайте, с кем я хочу вас познакомить:

- «Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос».

Как вы догадались, что это берёза?...

Берёза - нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской берёзе написано много стихотворений. (Один ученик зачитывает отрывок из стихотворения А. Прокофьева «Берёзка»)

По каким признакам можно отличить берёзу?

Какого цвета ствол берёзы?

Какова форма листьев?.. Зарисуйте.

Какого они цвета?.. Раскрасьте.

Давайте соберём несколько опавших листьев берёзы и положим их в папки.

Вторая остановка

«Наблюдай-ка»

Вторая остановка называется «Наблюдай-ка». Посмотрите внимательно вокруг. Какое растение больше всего привлекает ваше внимание. Почему?

Возьмите опавший лист рябины и рассмотрите его.

Чем он отличается от всех остальных листьев?

На одном черешке сидит много мелких листочков. Лист рябины осенью имеет яркую оранжевую или красную окраску.

Вложите листочки в папки. Зарисуйте лист рябины. Раскрасьте.

Рассмотрите ствол рябины. Что вы заметили?...

Сравните рябину с другими деревьями по высоте. О чём это нам говорит?

Что необычного вы ещё заметили на этом дереве? (Ягоды)

Этими ягодами-плодами питаются птицы зимой. После наступления морозов плоды становятся съедобными и для человека.

Ребята, а кто знает, как собирать плоды рябины?...

Аккуратно нагнуть ветку и собрать ягодки, но не все. Часть надо оставить птицам на зиму. (Учитель демонстрирует сбор ягод рябины)

Третья остановка «Удивляй-ка»

Третья наша остановка называется «Удивляй-ка.»

Что это за растение перед нами? (Шиповник)

Как вы догадались? ...

Рассмотрите листья этого растения. Какие они по форме, по цвету? Чем отличаются от собранных нами ранее? …

Ребята, что можно сказать о стволе и высоте шиповника? Посмотрите внимательно. (Имеет несколько небольших стволиков, по высоте ниже тех деревьев, которые мы рассматривали)

Как мы называем такие растения?...

Растения средней высоты, имеющие твёрдые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли, называют кустарниками. Шиповник, сирень, калина – всё это кустарники.

Посмотрите, что ещё есть у шиповника? (Плоды)

Кто, ребята, знает, чем полезны плоды шиповника? …

Зарисуйте веточку шиповника и раскрасьте.

А кто может показать, как надо собирать ягоды шиповника. (2,3 человека демонстрируют сбор ягод)

Молодцы! А теперь, ребята, я попрошу вас обратить внимание на территорию школьного парка.

Скажите, пожалуйста, что здесь не так? … Чего не должно быть в природе?

Почему это происходит?...

Что можно сделать для того, чтобы в парке стало чище?...

Сейчас мы с вами возьмём пакеты для мусора и, возвращаясь к школе, соберём бумагу, обёртки от конфет, пластиковые бутылки. Весь собранный мусор унесём в контейнер. (После уборки мусора)

Ребята, а теперь посмотрите на территорию нашего парка. Изменилось, что-нибудь?...

Все растения и животные этого парка благодарят вас, ребята, за чистоту и порядок. Я надеюсь, что вы будете поддерживать чистоту и порядок не только в этом парке, но и в любом другом уголке природы.

Подведение итогов

Подошла к концу наша экскурсия.

Что нового узнали о растениях школьного парка, об осенних изменениях в природе?

Что вам понравилось на этой экскурсии? Отметьте у себя в блокнотах.

Окончательное закрепление знаний проводится на следующий день в классе. Учащимся предлагается по листьям назвать растения, определить плоды каких растений они собрали, рассказать об осенних явлениях в природе, о влиянии человека на красоту окружающего мира. Из собранных листьев, плодов, веточек ребятам можно предложить оформить гербарий или выполнить композицию из этого природного материала на уроке технологии.

Экологические экскурсии можно проводить по разным темам. Например:

1. Состояние деревьев в лесопарке. Повреждения деревьев.

2. Насекомые – вредители растений. Птицы и насекомые.

3. Наблюдения за птицами города. Привлечение птиц в городе путём подкормки.

4. Влияние города на обитающих в нём птиц. Значение птиц для города.

5. Проведение наблюдений в природе. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей.

Практика показывает, что экологические экскурсии помогают ребёнку видеть не только красоту окружающего мира, выявлять нарушения в природе, созданные человеком и частично устранять их; но и повышают уровень экологического воспитания младшего школьника.

Цели экскурсии:

  • развитие интереса детей к изучению природы родного края;
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углубление имеющихся знаний о родном крае;
  • воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
  • сплочение родительского и ученического коллективов.

Оборудование:

  • кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
  • корм для птиц;
  • красные флажки;
  • санки, ледянки.

Место проведения: лыжная база «Снежинка».

План экскурсии

1. Вводная беседа.

Учитель: Какое основное условие безопасности движения?

Дети: Знание правил ПДД.

Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?

Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.

Учитель: Как переходим улицы?

Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.

2. Построение детей и родителей под лозунг:

Главное - вместе! Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!

3. Переход на лыжную базу.

4. Конкурс знатоков.

Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.

Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.

Информация для дополнения.

  • Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
    Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
    Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
    Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
    Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
    Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.

Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?

Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.

Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.

Дается оценка по итогам первого конкурса.

Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.

Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.

Дополнительная информация:

Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).

Подводятся итоги второго конкурса.

4. Телеграмма.

Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?

Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».

Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?

Дети читают стихотворение о птицах:

Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.

Дополнительная информация.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.

5. Зимние забавы.

Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!

Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».

Устраивается веселое чаепитие.

Уборка места отдыха.

Сбор детей и родителей.

Напоминание правил безопасного передвижения.

6. Возвращение участников экскурсии в школу.

7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».

О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора

Валентина Стасюк
Конспект осенней экскурсии в лес в начальных классах «Экологическая тропа»

Конспект прогулки .

Предмет : Прогулка 19.09.2015

Место занятия в структуре образовательного процесса Режимный момент

Цель : Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к окружающему миру.

Задачи : 1. Расширить и уточнять представление детей о живой и не живой природе.

2. Закреплять приметы осени , и правила поведения в лесу.

3. Воспитывать бережное отношение к лесу, к воде.

4. Расширять двигательную активность детей, через преодоление препятствий.

5. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и доброжелательности друг к другу.

Ожидаемые результаты : Развитие у детей речевой и двигательной активности на прогулке.

Развлечь детей, способствовать у них хорошего и радостного настроения.

Оборудование : Аптечка, рюкзачки, чашки, бутылочки под родниковую воду.

Ход прогулки.

Организационная часть :

Ребята, мы пойдем на прогулку в лес.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасили все листья.

Беседа о погоде.

Какое время года?

Время года осень .

Какая сегодня погода?

Сегодня тепло, светит солнце.

Какое небо?

Небо голубое, облаков нет.

Где солнце? Покажи солнце?

Солнце светит ярко и греет.

Назовите главные приметы осени .

День короче, ночь длиннее и холоднее.

Листья опадают.

Птицы улетают в теплые края.

Теплее одеваются люди.

Живая природа – это растения, животные, люди.

Неживая природа – вода, песок, воздух, озеро, солнце, луна, звёзды.

Правила поведения на дороге.

Как нужно переходить дорогу?

Посмотрите направо.

Посмотрите налево.

Дорогу переходим быстро.

Дорога, ведущая в лес.

Давайте поздороваемся с лесом.

Здравствуй, здравствуй добрый лес.

Аккуратно поднимайтесь по тропинке на гору .

Правила поведения в лесу :

Нельзя :

ломать ветки дерева,

ловить и убивать насекомых,

разводить костры,

разбрасывать мусор.

можно :

развешивать кормушки и кормить птиц,

убирать мусор в мешок.

1 Остановка

Это высокая гора.

Там внизу наш город.

Как называется город?

Город называется Миасс.

Далеко видно большое, красивое озеро

Как называется озеро, кто помнит?

Озеро Тургояк.

2 Остановка.

Что это? Это ягоды.

Это малина. Это костяника.

Антон, попробуй малину. Малина сладкая.

Юля, попробуй костянику. Костяника кислая.

Это волчья ягода, несъедобная.

Какие растения тут растут? Назови.

Это шиповник, крапива, репейник, подорожник. Это лекарственные травы - из них делают лекарство.

Какие деревья растут в лесу?

Осина, сосна, берёза.

Ребята, посмотрите, какое дерево? На что похожа ветка?

Ветка похожа на руку человека – это рукастое дерево.

А вот сосна. Посмотрите, сосна плачет, это смола, давайте пожалеем дерево. Плохие люди срезали кору и испортили дерево.

Что это, посмотрите.

Это гусеница.

Какая гусеница?

Приветливая, мохнатая, коричневая.

Что это? Это грибы Какие грибы? Назови.

Сыроежки, грузди, подосиновик.

Это сьедобные грибы.

Это несьедобные грибы - ложные опята.

Дети, посмотрите, что это?

Это упавшее дерево, а это – узор на дереве,

его нарисовали жуки- короеды.

Игры детей на природе.

Будем играть. Будем отгадывать загадки.

Ствол белый, ветки тонкие?

Раз, два, три, к дереву беги.

Ни берёза, ни осинка.

Нет листочков, есть хвоинки

Раз, два, три к дереву беги.

3 остановка.

Что это? Это ручей.

Помойте руки в ручье.

Какая вода? Вода холодная. Пить нельзя.

Это родник. Родник – что это?

Это вода. Какая вода? Чистая, питьевая, вкусная.

Люди берут воду домой и пьют.

Приготовьте бутылки, налейте воду.

Уберите бутылки с водой в рюкзаки.

Возьмите чашки, налейте воду, пейте

Хорошо, молодцы.

Ребята, что мы делали?

Мы ходили в лес, потом поднимались в гору,

затем пили воду из родника.

Прогулка наша закончена. Мы пойдём в школу.

У школы – интерната.

Дети отвечают на вопросы о погоде.

Хоровое проговаривание.

Закрепление правил дорожного

движения.

Беседа, ответы на вопросы воспитателя.

Наблюдение за

живой природой.

Сбор грибов, ягод.

Наблюдение, беседа.

Подвижные игры.

Отгадывание загадок.

Поощрение.

Практическая деятельность детей.

Публикации по теме:

Цель. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраст в осенний период. Формирование понимания того, что.

Дата проведения: сентябрь 2015г. Подготовила и провела: воспитатель средней группы Тимофеева О. А. Цель: Познакомить детей с клумбами, кустарниками,.

Несколько лет подряд в нашем детском саду дети старших групп осенью ходят в осенний лес на экскурсию. Это уже стало традицией. Начинается.

Интегрированные уроки в начальных классах в рамках программы ФГОС В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Забавы матушки Зимы» Оразовательная ситуация. Тема: Забавы матушки Зимы" (экологическая тропа зимой) Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях.


Top