Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Чей нос лучше?» (по сказке В. В

Мухолов-Тон ко нос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на своё горькое житьё.

— Очень уж мне утомительно, — говорит, — пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

— Да, твой нос никуда не годится! — сказал Дубонос. — То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:

— У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

— Верно, — сказал Мухолов, — твой нос хитрей устроен!

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота Бекас-Долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

— Ах, — сказал Мухолов, — вот бы мне такой нос!

Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как иголка.

— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал Шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал Кроншнеп-Серпонос, — чтобы им червяков да букашек из травы таскать.

— Ну, — сказал Мухолов, — лучше ваших носов и не придумаешь!

— Да ты, видно, настоящих носов и не видал! — крякнул из лужи Широконос. — Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос: «Ну и лопата!»

— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

— Обратите внимание на мой носик! — прошептал с дерева скромный серенький Козодой- Сетконос. — У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой, и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.

— Это как же так? — удивился Мухолов.

— А вот как! — сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев — все птицы так и шарахнулись от него.

— Вот счастливец! — сказал Мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!

— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!

— Эй вы, мелюзга! — крикнул им Пеликан- Мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — ив мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.

Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

— Вот так нос! — воскликнул Мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

— Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал Дятел. — Вот, полюбуйся!

— А что же на него любоваться? — сказал Мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

— Нельзя же всё только об еде думать, — сказал Дятел-Долбонос. — Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраивает и для себя, и для других птиц. Вот у меня какое долото!

— Чудеса! — сказал Мухолов. — Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед. А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ?

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости Дубоноса и стал жаловаться ему на своё горькое житьё.

Очень уж мне утомительно, - говорит, - пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

Да, твой нос никуда не годится, - сказал Дубонос. - То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:

У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал Мухолов, - твой нос хитрей устроен!

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота Бекас-Долгонос. - Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал Мухолов, - вот бы мне такой нос!

Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, и оба тонкие, как иголка.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал Шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать,

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал Кроншнеп-Серпонос, - чтоб им червяков да букашек из травы таскать.

Ну, - сказал Мухолов, - лучше ваших носов не придумаешь!

Да ты, видно, настоящих носов и не видал! - крякнул из лужи Широконос. - Смотри, какие настоящие-то носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос: «Ну и лопата!»

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Обратите внимание на мой носик! - прошептал с дерева скромный серенький Козодой-Сетконос. - У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой, и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.

Это как же так? - удивился Мухолов.

А вот как! - сказал Козодой-Сетконос да как разинет зев - все птицы так и шарахнулись от него.

Вот счастливец! - сказал Мухолов. - Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!

Да, - согласились птицы, - с такой пастью не пропадёшь!

Эй вы, мелюзга! - крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. - Поймали мошку - и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю - и в мешок себе отложу, опять поймаю - и опять отложу.

Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

Вот так нос, - воскликнул Мухолов, - целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, - сказал Дятел.

Вот полюбуйся!

А что ж на него любоваться? - спросил Мухолов. - Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

Нельзя же всё только об еде думать, - сказал Дятел-Долбонос. - Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничных и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!

Чудеса! - сказал Мухолов. - Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.

А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Тема: Виталий Бианки. «Чей нос лучше?» 4 класс

Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Бианки о животных.

Задачи:

образовательные:

Познакомить учащихся с биографиев В.Бианки;

Познакомить учащихся с книгой В.Бианки "Лесная газета";

Познакомить учащихся с жанром В.Бианки "сказки-несказки";

развивающие:

Развивать умение работать с выставкой прочитанных книг;

Развивать умение ориентироваться в прочитанных книгах;

Развивать умение понимать смысл прочитанного произведения;

воспитательные:

Воспитание интереса к произведения В.Бианки;

Воспитание бережного отношения к животным.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какой раздел изучаем?

Природа делится на ………….?

Отличия?

Классы животных?

Минутка чтения

Ослик

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей и испытаний, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Вопросы:

    Почему, когда хозяин увидел своего ослика в колодце развёл руками?

    Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину… Продолжи.

    Объясни концовку – наставление притчи (последний абзац). Чему учит притча?

2) Проверка домашнего задания

1. Мы и природа

2.Фольклорные мотивы

    Мои друзья

    Н. Сладков

    Н. Некрасов

    М. Пришвин

1.начальник войска

2. начальник воды

3. начальник мойки

1. «Дедушка Мазай и волки»

2. «Дедушка Мазай и лисы»

3. «Дедушка Мазай и зайцы»

1. Лена

2. Волга

3. Енесей

2. к матери и отцу

3. к имению отца

1.Малые Вежи

2. Малые Сани

3. Малые Зайцы

1. для отца

2. для матери

3. для крестьян

Подумайте, о чём или о ком будет новое произведение?

Задание. Отгадай загадку.

1. Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...? (Птицы)

Все время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

Озорной мальчишка

В сером ярмичишке

По двору шныряет,

Крохи собирает (воробей)

Спереди – шильце,

Сзади –вильце

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце (ласточка)

Девица – мастерица

Все суетится:

Принялась за дело

Да наряд надела,

К темному платьицу –

Передник желтый

Да шапочку шелкову (синица)

Унылая старушка

Живет в лесной избушке,

Одно и то же говорит,

Один слог всю жизнь твердит (кукушка)

Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе

Повсюду : в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох,так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть

Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.

Посмотри, мой юный друг,

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Травы росы умывают,-

Речка, лес, цветы, поля –

Сердцу милая земля

Нам в любое время года

Красоту дарит природа!

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

В.Бианки родился 12 февраля 1894 года в семье ученого-биолога- орнитолога. С детства он любил природу.

Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец его работал в Зоологическом музее, за стеклянными витринами которого замерли животные, привезённые со всего земного шара. Напротив музея находилась их квартира, в которой расположился небольшой зоопарк (СЛАЙД 14)

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной. (СЛАЙД 15)

Главным лесным учителем для Бианки стал отец. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. (СЛАЙД 16)

В течении почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты» (СЛАЙД 19)

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: « Лесные домишки», « Лесные разведчики», « Лесная газета». (СЛАЙД 23)

Последние свои произведения В.В. Бианки называл по-особенному: сказки-несказки.

    В каком городе родился В. В. Бианки?

    1. В Петербурге

      В Москве

      В Томске

2) В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3) Как называл Виталий Бианки своего отца?

    Лесным знатоком.

    Лесным учителем .

    Лесным человеком.

4.) Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

    1. Чей нос лучше?

      Лесные домишки.

      Лесная газета .

Молодцы! Хорошо запомнили мой рассказ.

3) Чтение произведения «Чей нос лучше?»

4) Беседа по прочитанному:

Прочитав произведения В.Бианки, какой познавательный материал вы получили?

Что узнали о жизни природы?

Дети: Узнали, почему у птиц разные носы, для чего им такие носы, почему и для чего у животных хвосты, какие звуки издают животные, как передвигаются насекомые, птицы.

Вы прочитали произведение "Чей нос лучше?"

Как природа помогает птицам?

Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем:

долгонос - бекас

крестонос - клест

тонконос - мухолов

серпонос - кроншнеп

шилонос - кулик

широконос - утка

сетконос - козодой

мешконос - пеликан

долбонос - дятел

крючконос - ястреб

Почему Бианки назвал пеликана мешконосом? (Так как пеликан складывает добытую пищу в зоб, который отвисает и наполняет мешок)

Учитель: А почему дятла назвал долбоносом? (Дятел долбит носом дерево.)

Ребята, так чей же нос лучше? (У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше.)

- Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Как вы узнали, что это сказка? (разные птицы разговаривают между собой)

А эта сказка волшебная? (предполагаемые ответы детей)

Эта сказка правдивая?

В сказке настоящие птицы.

Названия каких птиц вы узнали из сказки?

Дидактическое упражнение «Назови птицу »

(при помощи воспитателя дети перечисляют названия птиц с авторским названием: мухолов – тонконос, пеликан – мешконос, дятел – долбонос, бекас – долгогонос, козодой - сетконос)

долгонос - бекас

крестонос - клест

тонконос - мухолов

серпонос - кроншнеп

шилонос - кулик

широконос - утка

сетконос - козодой

мешконос - пеликан

долбонос - дятел

крючконос - ястреб

- На что жалуется птица Мухолов – Тонконос? (с его маленьким носом – клювом ему приходится долго трудно добывать мошек)

Чем Дубонос раскусывает орехи? (тонким носом)

Почему птицу клест писатель назвал клест – Крестонос?

Для чего бекасу прямой и длинный нос? (козявок из тины доставать удобно было)

Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок? (пеликан Мешконос)

Как достает себе пищу дятел? (долбит дерево толстым клювом)

- Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (по желанию зачитывает понравившийся отрывок)

- Что вам показалось грустным в этой сказке?

(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед)

4) Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три тихонечко присела,

На четыре улетела.

Как вы думаете каким должен быть В.Бианки, чтобы написать так много произведений? ( Наблюдательным, понимать, любить природу, быть внимательным, много знать о жизни природы)

6) Обощение. Проверка усвоения.

Учитель: Чему вы научились, прочитав произведения В.Бианки?

Дети: Нужно помогать друг другу, в жизни природы все целесообразно, создано непросто так. Нужно быть внимательным к природе, любить и охранять ее, постигать ее тайны.

6 5 Д

7 Б

3 Д

4 М

По горизонтали:

4) Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок? пеликан

По вертикали:

7) Кем был по специальности отец автора и сам автор?

7) Итог урока.

Как называется сказка, которую вы прослушали? Понравилась ли она вам?

Что интересного вы узнали из этой сказки?

Почему у разных птиц разные клювы?

Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния.

Знакомство с новой книгой.

Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга В.Бианки "Лесная газета" на каждый год", которая создавалась в течении ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей.

12 номеров - по номеру на каждый месяц - собрали в одну книгу. В каждом номере: статьи редакции, телеграммы, письма лесных корреспондентов, рассказы об охоте. Что это за лесные корреспонденты?

8) Инструктаж дом.работы

1. с. 93 – 95 пересказ

2. Как Бианки писал «Лесную газету»

3. хрестоматия - с.95 в.2 в тетради

6 5

По горизонтали:

2) У козодоя нос – это и сетка, и глотка, поэтому называется ….?

3) У какой птицы носом можно и жилище построить, и корм себе добыть?

4)

По вертикали:

5) Как Бианки назвал дятла в сказке "Чей нос лучше?"?

________________________________________________________________________________

6 5

По горизонтали:

2) У козодоя нос – это и сетка, и глотка, поэтому называется ….?

3) У какой птицы носом можно и жилище построить, и корм себе добыть?

4) Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок?

По вертикали:

5) Как Бианки назвал дятла в сказке "Чей нос лучше?"?

Проверка домашнего задания

1. Как называется раздел, который мы начали изучать?

1. Мы и природа

2.Фольклорные мотивы

3.Мои друзья

1.Н. Сладков

2.Н. Некрасов

3.М. Пришвин

3.Каково лексическое значение слова «воевода»?

1.начальник войска

2. начальник воды

3. начальник мойки

1. «Дедушка Мазай и волки»

2. «Дедушка Мазай и лисы»

3. «Дедушка Мазай и зайцы»

5. Некрасов Николай Алексеевич родился на берегу реки

1. Лена

2. Волга

3. Енесей

6. На всю жизнь Н. Некрасов сохранил в своём сердце любовь

1. к родной природе и своим деревенским друзьям

2. к матери и отцу

3. к имению отца

7. В какой деревне Н. Некрасов познакомился с крестьянином Мазаем?

1.Малые Вежи

2. Малые Сани

3. Малые Зайцы

8. Первые стихи Н. Некрасов написал

1. для отца

2. для матери

3. для крестьян

Проверка домашнего задания

1. Как называется раздел, который мы начали изучать?

1. Мы и природа

2.Фольклорные мотивы

3.Мои друзья

1.Н. Сладков

2.Н. Некрасов

3.М. Пришвин

3.Каково лексическое значение слова «воевода»?

1.начальник войска

2. начальник воды

3. начальник мойки

1. «Дедушка Мазай и волки»

2. «Дедушка Мазай и лисы»

3. «Дедушка Мазай и зайцы»

5. Некрасов Николай Алексеевич родился на берегу реки

1. Лена

2. Волга

3. Енесей

6. На всю жизнь Н. Некрасов сохранил в своём сердце любовь

1. к родной природе и своим деревенским друзьям

2. к матери и отцу

3. к имению отца

7.В какой деревне Н. Некрасов познакомился с крестьянином Мазаем?

1.Малые Вежи

2. Малые Сани

3. Малые Зайцы

8. Первые стихи Н. Некрасов написал

1. для отца

2. для матери

3. для крестьян

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В каком городе родился В. В. Бианки?

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

2.В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3.Как называл Виталий Бианки своего отца?

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

4.Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

5. Самой первой книжкой была?

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В каком городе родился В. В. Бианки?

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

2.В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3.Как называл Виталий Бианки своего отца?

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

4.Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

5. Самой первой книжкой была?

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В каком городе родился В. В. Бианки?

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

2.В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3.Как называл Виталий Бианки своего отца?

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

4.Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

5. Самой первой книжкой была?

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

  • Исполнитель: Сергей Кирсанов
  • Тип: mp3, текст
  • Продолжительность: 00:04:28
  • Скачать и слушать online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости Дубоноса и стал жаловаться ему на своё горькое житьё.

– Очень уж мне утомительно, – говорит, – пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

– Да, твой нос никуда не годится! – сказал Дубонос. – То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его Клёет-Крестонос и говорит:

– У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

– Верно, – сказал Мухолов, – твой нос хитрей устроен!

– Ничего вы не понимаете в носах! – прохрипел из болота Бекас-Долгонос. – Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

– Ах, – сказал Мухолов, – вот бы мне такой нос!

Поглядел Мухолов и увидел перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой – вниз, и оба тонкие, как иголки.

– Мой нос для того вверх смотрит, – сказал Шилонос, – чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

– А мой нос для того вниз смотрит, – сказал Кроншнеп-Серпонос, – чтоб им червяков да букашек из травы таскать.

– Ну, – сказал Мухолов, – лучше ваших носов не придумаешь!

– Да ты, видно, настоящих носов и не видал! – крякнул из лужи Широконос. – Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!

– Ну и лопата!

– Зато им воду щелокчить-то как удобно! – досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

– Обратите внимание на мой носик! – прошептал с дерева скромный серенький Козодой-Сетконос. – У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой, и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.

– Это как же так? – удивился Мухолов.

– А вот как! – сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, – все птицы так и шарахнулись от него.

– Вот счастливец! – сказал Мухолов. – Я поодной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!

– Да, – согласились птицы, – с такой пастью не пропадёшь!

– Эй вы, мелюзга! – крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. – Поймали мошку – и рады.

А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю – и в мешок себе отложу, опять поймаю – и опять отложу.

Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

– Вот так нос! – воскликнул Мухолов, – целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

– Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, – сказал Дятел. – Вот полюбуйся!

– А что ж на него любоваться? – спросил Мухолов. – Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, бэз сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

– Нельзя же всё только об еде думать, – сказал Дятел-Долбонос. – Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!

– Чудеса! – сказал Мухолов. – Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Серпонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.

А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Страница 1 из 2

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

Мне, - говорит, - очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, - ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

Да, твой нос никуда не годится, - сказал дубонос, - слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! - и готово. Крак! - и готово. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал мухолов, - твой нос хитрей устроен.

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота бекас-долгонос. - Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал мухолов, - вот бы мне такой нос!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, а оба тонкие, как шило.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал кроншнеп-серпонос, - чтоб им червяков из травы таскать.

Ну, - сказал мухолов, - лучше ваших носов не придумаешь.

Да ты, видно, настоящих носов и не видал, - крякнул из лужи широконос. - Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

Ну и лопата!

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

Обратите внимание на мой носик, - прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. - У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.


Top