Конспект природоведческой викторины в средней группе. Экологическая викторина для детей средней группы «Земля-наш общий дом!» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дата публикации: 15.05.18

в средней группе «Домашние животные».

Цель: Учить классифицировать домашних и диких животных. Закрепить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, их повадках, особенностяхповедения, об уходе за домашними животными.

Воспитывать любовь к окружающему миру. Создать радостную атмосферу; выразительно, самостоятельно выполнять под музыку знакомые движения в танцах импровизациях; создать положительные эмоции при воспроизведении художественных образов в песне и танцах.

Материал к занятию: картинки с изображением животных, мягкие игрушки, маски, альбом загадок, музыкальные диски к танцам по сценарию.

Предварительная работа. Наблюдение за животными, разработать план игры, разделить детей на команды, рассматривание картины, загадывание загадок о животных, составление рассказов о животных, оформление группы.

ХОД ИГРЫ:

В группу под музыку входят две команды «Ромашки» и «Одуванчики». На груди у них значки. (здороваются с гостями под музыку).

Ведущий: Вас ждут интересные конкурсы. За победу в каждом конкурсе вы получите звёздочку. У кого их будет больше, тот и победитель. А победителей ждут призы.

Конкурс 1. «Угадайка».

Ведущий: Отгадайте, о каком домашнем животном, идет речь.

Команда «Ромашки». У него есть шерсть, она может быть разного цвета. Хвостик маленький, на ногах копыта. Есть даже борода и рога. Кричит, как дразнится: «Мээ! «Козёл»

Команда «Одуванчики». Маленький, пушистый, с маленьким хвостом и длинными ушами. Он бывает серый, белый, чёрный. Любит овощи, фрукты. «Кролик»

Жюри объявляет итоги.

(Каждая команда получает по одной звездочке)

Конкурс 2. «Объяснялки»

Ведущий: Я расскажу о тех, кто ухаживает за домашними животными, а вы отгадайте, о ком идет речь.

«Ромашкам»: Этот человек ездит на лошади. При нем всегда его помощник собака. В руках у него кнут, а на голове шляпа. «Пастух»

А теперь «Одуванчикам». Это люди, большинство из которых женщины. Они дают зернои сено животным, следят, чтобы всегда была свежая вода в поилках. Убирают помещение, следят, чтобы животные не простудились. И еще они доят корову «Доярка»

Жюри объявляет итоги.

Конкурс 3. «Догонялки»

Ведущий: Я загадываю загадки о домашних животных. Каждый, кто первым назовёт ответ, получает звездочку.

«Ромашки»: Он сидит послушный очень, лаять он совсем не хочет,

Шерстью он большой оброс, ну конечно это - (пёс).

«Одуванчики»: У меня есть к вам вопрос - Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,

Подскажите мне друзья - Как зовут её - (свинья).

«Ромашки»: Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко.

Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).

«Одуванчики»: Он кудрявый очень, очень, Стать шашлыком совсем не хочет,

Среди ярок - великан, Как зовут его - (баран).

«Ромашки»: Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

«Одуванчики»: Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки (гусь)

«Ромашки»: Цокают копытца –

Мой приятель мчится!

Знает, что овес

Я ему принес!(Конь)

«Одуванчики»: Кто там кудахчет, бежит по двору:

Деток своих под крыло соберу!(Курица)

«Ромашки»: Кто там на лужок пришел,

Кто там червячка нашел

И закрякал: - Кря-кря-кря!

Мы пришли сюда не зря! (Утки)

«Одуванчики»: В стаде все они живут,

Целый день траву жуют.

Шерсть закручена в колечки.

Это - дружные…(Овечки)

Музыкальная пауза (под музыку дети делают движения 2-3 минуты)

Конкурс 4. «Обгонялки»

Ведущий: Я буду говорить 3 раза про одно и то же животное. Если вы отгадаете с первого раза, то получите 3 звездочки. Если после второго то 2 звездочки, а если после третьего 1 звездочку.

Команда «Ромашки»

1. У него есть рога. Сам покрыт шерстью. У него ноги с копытцами.

2. Он любит щипать травку, пасётся в стаде. Его может утащить волк.

3. Из шерсти этих животных вяжут тёплые носки, а когда голодные кричат бее (Овцы)

Команда «Одуванчики»

1. У него есть длинный хвост и грива, любит бегать и резвиться.

2. Шерсть у него гладкая, коричневая, бывает серая. Любит щипать травку.

3. У него большие зубы, он умеет ржать. Когда он вырастет, на него наденут уздечку и седло. (Жеребёнок)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 5. «Найди домик»

Ведущий: Ребята, скажите, где же живут домашние животные? (ответы) А где дикие животные? (ответы)

«Ромашки» Найди животным домик: корова, лиса, волк, петух, заяц.

«Одуванчики» Найди животным домик: кошка, медведь, баран, собака, свинья.

Закрепить знания с детьми, что домашние живут дома, а дикие в лесу.

Жюри подводит итоги.

Конкурс 6. «Найди маму»

Ведущий: Я показываю детёныша животного, а команды находят взрослого животного и называют его.

«Ромашкам»: козлёнок, поросята.

«Одуванчикам»: телёнок, утёнок.

Конкурс 7. «Какое животное, и что оно ест?

«Ромашки». Что ест кошка? (лакает молоко) Что ест бык? (сено) Что ест коза? (сено) «Одуванчики». Что ест кролик? (траву и овощи) Что ест лошадь? (траву, овёс) Что ест собака? (мясо и грызёт косточки)

Ведущий: На этом наши конкурсы закончились. Слово жюри.Команды награждаются призами.

МАДОУ №15 «Кубэлэк»

г. Набережные Челны

Викторина. «Знатоки природы»

(для детей среднего дошкольного

возраста)

Корнилова Ирина Николаевна

воспитатель первой

квалификационной категории.

Педагогический стаж 13 лет.

Тема: Знатоки природы.

Возраст : средний дошкольный возраст.

Цель: Обобщать знания детей, направленные на охрану и защиту природы, в форме проведения экологической викторины.

Задачи : Равивать познавательную активность, продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Учить распозновать явления природы на слух. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уваже-ние к партнёрам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.

Предварительная работа: Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера. Дидактические игры “Что лишнее”, “Волшебный мешочек”; рассматривание иллюстраций блока “Живая природа”, “Неживая природа”, чтение рассказов о животных, наблюдения на прогулке.

Оборудование: фланелеграф, картинки солнышка и тучки, аудиозаписи природных явлений и голосов птиц, картинки с изображением животных, птиц, насекомых., комплекты знаков, тарелочки с кусочками овощей и фруктов, лучики и капельки для подсчёта очков.

Ход викторины:

На фланелеграфе изображены солнышко и тучка.

Ведущий: Ребята, однажды на небе повстречались солнышко и тучка, и стали спорить кто из них больше знает о нашей планете. Солнышко говорит: Я целый день свечу, за всем наблюдаю, все знаю об этом мире. А тучка ей в ответ: А я бываю и днём и ночью, и тоже внимательно на всё смотрю, ко всему прислушиваюсь. Уж я-то точно всё знаю.

Давайте-ка мы ребятки с вами поможем этот спор разрешить. Сейчас мы разделимся на две команды: «капельки» - команда тучки, и «лучики» - команда солнышка. И посоревнуемся в знаниях о нашей прекрасной планете. За каждый правильный ответ команда получает фишку. По окончании викторины мы подсчитаем очки и определим победителя.

1 команда - капельки. Ваш девиз: Голосочки тонкие в команде раздаются,
В ручейке веселые капельки сольются!

2 команда - лучики. Ваш девиз: Солнце выйдет из-за тучек
И польется благодать.
Так и наша команда "Лучик"
Тон умеет задавать.

Слушаем первое задание: «Волшебные звуки» Вы должны определить звук какого природного явления вы слышите.

Включается аудиозапись звуков: 1 - сильный ветер

2 - гром

3 - шум дожд

4 - скрипучий снег

Второе задание: «Третий лишний». Перед вами по 3 картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Вы хорошо подумайте и скажите какая картинка лишняя, и почему?

1 - лиса, заяц, пчела

2 - комар, муравей, воробей

3 - корова, овечка, волк

4 - пчела, стрекоза, гусеница

Третье задание: «Экологические знаки» . На столе разложены комплекты знаков, из них нужно выбрать те, которые помогают правильно вести себя с окружающей нас природой.

1 - пешех. переход, велосип. дорожка, не разводить костёр в лесу

2 - светофор, железнодор. переезд, не оставлять мусор после пикника

Вы наверное устали, давайте мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял

Поступательные движения

указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.

Галок и ворон считал

Скрестить перед собой кисти рук,

сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибать поочередно пальцы рук, начиная с

большого.

Загибать пальцы с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо

Открыть рот, поднять голову вверх

Вправо-влево. Я там не был.

Повороты головы.

Птичкой захотел я стать. И руками

стал махать.

Взмахи руками через стороны вверх,

вниз, часто, кисти напряжены.

Крылья вверх и крылья вниз

Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.

Только слышно ветра свист.

Вращательные движения

указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх

Побывали мы с вами птичками, а сейчас у нас следующее, четвёртое задание: «Пение птиц» . Слушаем пение птичек и определяем, кому оно принадлежит.

1 - пение воробья

2 - пение вороны

3 - пение кукушки

4 - пение петуха

Не только птицы живут в лесу, а кто ещё - отгадайте. Следующее задание: «загадки» . Чья команда больше отгадает загадок про животных:

  • На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

  • Посмотрите-ка, какая -

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

  • Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

  • Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

И последний конкурс: «Вкусняшка» . На тарелочках перед вами кусочки различных овощей и фруктов. Вы должны определить по вкусу, что это: овощ или фрукт, и как называется?

1 - яблоко

2 - груша

3 - огурец

4 - капуста

Подведение итогов.

Наша викторина подошла к концу, хоть у нас и есть победители, но мы знаем, что и солнце и тучки полезны и нужны, как и все живое на планете. И мы с вами ребята, делаем выводы, что всё живое и неживое нужно беречь и охранять. Давайте мы с вами и с барбариками споём песню «Не уроните шарик».

Текст песни:

А дети играют шарами,
Шары улыбаются им,
И взрослые дяди тоже играют шариком земным,
А дети о чем-то мечтают,
Мечты машут им с высоты,
Вы взрослые дяди только играя, не разбейте детские мечты.

ПРИПЕВ:


Не ураните шарик – это же наш дом,
Не уроните, не уроните, а то мы упадем.

2 КУПЛЕТ:
Давайте дарить друг другу радугу и прибой,
Капли дождя, снегопады вьюгу, песни и любовь,
Растите дети растите, пройдет столько тел сколько зим,
Но взрослыми дядями станете дети – не играйте с шариком земным.

ПРИПЕВ:
Не уроните шарик – это же наш дом,
Не уроните, не уроните, а то мы упадем.
Не уроните шарик – это же наш дом,
Не уроните, не уроните, а то мы упадем.

Литература:

  1. 1001 загадка: для бабушек и дедушек, родителей и педагогов. - М.: Образ-Компани, 2005.-224с.
  2. http://www.youtube.com/watch?v=TBUStxd7zjM

Тематическая викторина в средней группе «Лесные жители».

Задачи:

1. Обобщать и активизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышах.

2. Упражнять детей в образовании существительных, определений и притяжательных прилагательных, умении классифицировать разные виды животных.

3. Развивать у дошкольников связную речь, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие, фонематический слух.

4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

5. Развивать интерес к жизни животных, любознательность у детей.

6. Воспитывать у дошкольников уважения к партнерам и соперникам по викторине.

Материалы и оборудование:

Карточки с загадками для каждой команды; предметные картинки: дикие животные и их детеныши; карточки для игр «Кто с кем?», «Чей, чья, чьи?»; разрезные картинки; схемы: хищники (косточка) – травоядные (трава) ; эмблемы: зайчата, бельчата; фишки - угощение: грибочки, морковки; мяч; «подарок» от лесных жителей.

Предварительная работа:

Беседы о жизни диких животных, чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, иллюстраций, книг и энциклопедий, подвижные, дидактические игры, пальчиковые игры.

Ход викторины

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру – викторина.

В нашей викторине участвуют две команды: команда «Бельчата» и команда «Зайчата».

Викторина – игра очень интересная!

Мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, играть, соревноваться.

И за каждый правильный ответ – получать «угощение»: «Бельчата» - грибок, Зайчата! – морковку.

Воспитатель: «Начинаем нашу викторину! »

1. «Отгадайте загадки»

Команда «Бельчата»:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Кто зимой холодной

Ходит, бродит

Злой, голодный?

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь:

Кто же это? …

(Медведь)

Команда «Зайчата»:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты мои двери,

Но ко мне не ходят звери.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

Кто же это?.

2. Вопросы:

Команда «Бельчата»

Воспитатель:

«О ком эти загадки? »

О диких животных.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Воспитатель:

«Почему их называют дикими животными? »

Они живут в лесу.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

3. Вопросы «Как лесные жители готовились к зиме? »

Команда «Бельчата»:

Воспитатель:

«Скажите, бельчата, как вы готовились к зиме? »

Делали запасы на зиму: грибы, орехи, ягоды, шишки.

Утепляли свой домик – дупло.

Сменили рыжую шубку на серую, более пушистую и теплую.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»:

Воспитатель:

«Скажите, зайчата, как вы готовились к зиме? »

Сменили серую, летнюю шубку на белую, более пушистую и светлую, чтобы стать незаметными на белом снегу.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

4. Игра «Хищники и травоядные»

Воспитатель:

«Скажите, ребята, без чего не могут прожить животные? »

Дети: без пищи, воды.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель предлагает детям покормить диких животных.

(Хищникам предложить – косточку, травоядным – травку) .

Дети группируют картинки - объясняют свой выбор.

(за правильные ответы команды получают – «угощение»)

Воспитатель:

«А сейчас предлагаю вам с пальчиками поиграть! »

5. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Дети загибают пальцы на обеих руках:

по одному на каждую строчку, начиная с мизинца.

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Дети разгибают пальцы на обеих руках:

по одному на каждую строчку, начиная с большого пальца.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(В. Пальчинскайте)

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, начиная с мизинца, затем плотно соединяются.

6. «Собери картинку»

Команда «Бельчата»

Дети собирают разрезные картинки: белка, еж.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Дети собирают разрезные картинки: заяц, лиса.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

7. «Назови ласково»

Воспитатель предлагает детям назвать ласково тех животных, картинки которых они собирали.

Команда «Бельчата»: белка - белочка, еж - ежик.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»: заяц - зайчик, заинька; лиса – лисичка, лисонька.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

8. Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.

А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться.

Обязательно зевнуть, Повороты туловища.

Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.

А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну, а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

9. Игра «Кто с кем? »

Команда «Бельчата»

Картинки: волчица с волчатами, медведица с медвежатами.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Картинки: зайчиха с зайчатами, ежиха с ежатами.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

10. Игра «Чья, чей, чьи? » (морда, хвост, уши)

Команда «Бельчата»

Картинки: заячья морда, заячий хвост, заячьи уши; волчья морда, волчий хвост, волчьи уши,

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Картинки: медвежья морда, медвежий хвост, медвежьи уши; беличья морда, беличий хвост, беличьи уши.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

11. Игра «Кто лишний? »

Команда «Бельчата»

Олень, собака, лошадь, кролик.

Волк, белка, кошка, лиса.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

12. «Доскажи словечко»

Команда «Бельчата»

Заяц пушистый, а еж …

Белка живет в дупле, а медведь …

Лиса тявкает, а волк …

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата»

Лось сильный, а заяц …

Олень травоядный, а рысь …

У зайца – зайчата, а у волка …

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

13. «Расскажи о животном» (с мячом)

Дети составляют предложение о животном и передают мяч друг другу по кругу.

Команда «Бельчата» - рассказывают о белке.

(за правильный ответ – «угощение» - грибок)

Команда «Зайчата» - рассказывают о зайце.

(за правильный ответ – «угощение» - морковка)

Итог

Воспитатель:

Итак, наша викторина закончена.

Все дети активно участвовали в викторине, интересно отвечали на вопросы, играли дружно, помогали друг другу.

Давайте подсчитаем, сколько «угощений» получила каждая команда. Поздравляем победителей!

А сейчас вас ждет сюрприз – подарок от лесных жителей.

Экологические игры (Викторина по экологии для детей средней группы).
Цель: Систематизировать знания детей о природе.
Задачи :
1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

2. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ход викторины.

Организационный момент (дети стоят в кругу). Воспитатель: - Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Готовы мы сегодня поиграть? Готовы вместе о природе рассуждать? Ответы детей.
Воспитатель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун (кенгуру)

5. Самое упрямое животное (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
Воспитатель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это … звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это … деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это … птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … .ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это … грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … цветы.

2. Конкурс «Найди дом для каждого животного»(звучит музыка) .

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».

3. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек? » (звучит музыка)
Листья разложены на полу, дети собирают их, определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.
Воспитатель: Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев?
Ответы детей.
Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы?
Что значит – перелетные? Что значит - зимующие? Как мы можем помочь птицам зимой?

4. Конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы (картинки птиц надо разделить на 2 группы) .

5. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей? » (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в подвижную игру «Совушка».

6. Конкурс «Отгадай загадки».

А) Зимой спит – летом ульи ворошит.

б) Кто на себе свой дом носит?

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу.

д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык!

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?

7. Конкурс «Угадайте по описанию».

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».
Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

8.Игра «Летает, не летает» Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.
9. Узнай время года по стихотворению.

А) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться (лето)

г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся (весна)

Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Знатоки природы».

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Ц ель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии

2. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.

3. Обучение дошкольников способам познания окружающего мира.

4. Развивать связную речь и активный словарь.

5. Закрепить умение работать в команде.

6. Становление начального опыта защиты природной среды.

Предварительная работа: разучивание стихов о природе и песни «Край родной», знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Материал: эмблемы команд, карточки с загадками, разрезные картинки, листья разных деревьев для подвижной игры, сосновые шишки, лукошки, повязки на глаза, для опыта: фильтры, закрашенная вода, колбы, баллы — листочки, награды.

Ход занятия

Ведущий представляет две команды «Огоньки» и «Капельки».

Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг

И стоит только захотеть

Как оживет природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица

Шуметь березкою кудрявою в лесу

И я вас приглашаю окунуться

В природу, в дикий мир и красоту.

Первый конкурс «Разминка»

Ведущий объявляет первый конкурс «Разминка». Дети отрывают по лепестку у ромашки и отгадывают загадки, написанные на обратной стороне лепестка (Приложение №1) , за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).

Второй конкурс «Угадай — кто?»

Используя мимику и пластику, ребята показывают друг другу обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.

Третий конкурс «Сказочники»

Детям предлагается разрезные картинки по произведениям М.М. Пришвина (Приложение №2) , которую они должны собрать и по ее сюжету придумать экологическую сказку, этот конкурс оценивается зрителями, по их реакции присуждается балл лучшей команде.

Динамическая пауза: подвижная игра «Такой листок лети ко мне».

Четвертый конкурс «Чистая вода»

Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл).

Пятый конкурс «Что не так»

Ведущий читает сказку «Как Петя отдыхал в лесу» (Приложение №3) . Конкурсанты должны найти ошибки в поведении героя сказки, за каждый правильный ответ присуждается балл.

Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 4).

Шестой конкурс «Лесные запасы»

По полу раскидываются сосновые шишки, конкурсантам завязываются глаза и раздаются лукошки, чья команда больше соберет шишек — выиграла.

Заключение. Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей. Дети исполняют песню «Край родной» Слова Д. Пришелец, музыка Д. Кобалевского.

Приложения.

Приложение № 1. Загадки.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ: Вода

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Ответ: Ветер

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ: Болото

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

Ответ: Берега

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Ответ: Воздух

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ: Снег

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

Ответ: Сосулька

Зимой — звезда,

Весной — вода.

Ответ: Снежинка

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Ответ: Лед

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Ответ: Облака

Приложение № 2. Разрезные картинки. (по М.Пришвину)

Приложение № 3. Сказка «Как Петя в лесу гулял»

Было это поздней ночью зимой, когда солнце уже встало. Пели птицы и распускались цветы. Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!». А вы, ребята, с ним согласны?

Приложение № 4. Стихи.

Что такое лес?

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Что такое луг?

Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

Что такое поле?

Что такое поле?

Для коней раздолье,

Пашни полоса,

Метёлочки овса.

В поле колосится

Спелая пшеница

И шумит там рожь,

Колючая, как ёж.

В поле ветер свищет,

Мышка зёрна ищет,

Ящерка снуёт,

Солнышко встаёт.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдёшь —

Края не найдёшь.

Что такое река?

Что такое река?

На воде облака.

Над водою — ивы.

Весенние разливы.

Окуни, ерши.

Кувшинки, камыши.

Пена на песке,

Лодка вдалеке.

В гнёздышке утёнок,

В домике бобрёнок.

Под корягой рак,

На берегу рыбак.

Что такое сад?

Что такое сад?

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики-качели.

Заросли шиповника,

Ягоды крыжовника.

Груши золотистые,

Персики пушистые.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада.

Снегирей семейка,

Любимая скамейка.

Что такое огород?

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Дыни сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Лейка с дождём.

Улитка под листом.

А под землёй крот

Устроил ход.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка —

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Что такое море!

Что такое море?

Чайки на просторе.

Скалы-великаны,

Холодные туманы.

Волны трёхэтажные,

Моряки отважные.

Акулы зубастые,

Киты головастые.

Камней подводных глыбы,

Диковинные рыбы.

Кораллы, осьминоги,

Медузы и миноги,

А на дне темно,

Как в кино…

Что такое горы?

Что такое горы?

С ветром разговоры.

Снежные вершины,

Грозные лавины.

Тропы каменистые,

Антилопы быстрые,

Пропасти бездонные

И пещеры тёмные.

Колючие кустарники,

Змеи и лишайники,

Козы-скалолазы,

А под землёй алмазы.

Реки, как хрусталь,

В синей дымке даль,

Где парит орёл —

Страж высоких гор.

Еремина Ирина Васильевна,

воспитатели

МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида

город Новокузнецк, Кемеровская область, Россия


Top