Пво в годы великой отечественной войны. Развитие противовоздушной обороны войск в великой отечественной войне Средства пво во время вов

ВОЙСКА ПВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941- 1945) Преподаватель: Выполняли: Вернохаева А. Н. и Ткаченко А. Ю.

Противовоздушная оборона - комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника 8 апреля День войск противовоздушной обороны (День войск ПВО)

Война застала войска ПВО в период их перевооружения. В зенитной артиллерии ещё мало было новых 37 -мм автоматических и 85 -мм зенитных пушек. В войсках было недостаточно высокоскоростных истребителей ЯК-1 и МИГ-3, 46 % самолётного парка составляли устаревшие самолёты. Ускоренными темпами стали предприниматься меры по оснащению войск новой техникой. ЯК-1 МИГ-3

В составе этих соединений к началу массированных налетов фашистской авиации имелось свыше 600 истребителей, более 1000 орудий среднего и малого калибров, около 350 пулеметов, 124 поста аэростатов воздушного заграждения, 612 постов ВНОС, 600 зенитных прожекторов Транспорт газа для аэростата

аэростат-летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, заводов, правительственных зданий военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Для точного бомбометания самолёты вынуждены опускаться довольно низко и пролетать непосредственно над объектом. Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня. Высота «зависания» аэростата рассчитывалась весьма точно. Вражеский самолёт не мог подлететь под аэростат: при бомбометании с такой малой высоты машину бы просто накрыло взрывной волной от собственных бомб. А если самолёт сбрасывал бомбы сверху, они уничтожали аэростат (он же поглощал и осколки), который мягко обрушивался на объект или рядом с ним. Даже когда аэростат висел на большой высоте высоко, лётчик не мог пролететь под ним: мешали тросы, удерживающие воздушного гиганта.

Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Что вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

По типу наполнения аэростаты делятся на: газовые - шарльеры, тепловые - монгольфьеры, комбинированные - розьеры. зенитных орудий почти всегда не хватало - особенно в городах, подверженных постоянным бомбёжкам. Кроме того, аэростаты заграждения представляли собой сильное оружие именно в сочетании с зенитками. Они поднимались чаще всего ночью, когда зенитные орудия «слепли» . Днём же, пока вражеский пилот пытался облететь или расстрелять аэростат, самолёт отслеживали и расстреливали из наземных орудий.

Катюша - неофициальное советское собирательное название отечественных боевых машин реактивной артиллерии. 1941 - прогремел первый залп знаменитых «катюш» По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша» . Версия убедительная, поскольку впервые батарея стреляла 14 июля 1941 года (на 23 -й день войны). Стреляла с высокой крутой горы прямой наводкой - ассоциация с высоким крутым берегом в песне. Красноармеец Каширин, прибыв после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша» , - ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия»). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20 -й армии, а через её командование - и всей страны. По сокращению «КАТ» - есть версия, что полигонщики именно так называли БМ-13 - «Костиковские автоматические термические» по фамилии руководителя проекта, Андрея Костикова (правда, учитывая секретность проекта, возможность обмена информацией между полигонщиками и фронтовиками сомнительна). Ещё один вариант, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику- заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой» , пушку-гаубицу МЛ-20 - «Емелькой» . Да и БМ 13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной» , таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд всталзакатился-накатился на направляющие. Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли» , «огонь» , «залп» , вместо них звучали «пой» или «играй» (для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрокатушки), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша» . Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны. Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта (удлинённый специальным шестом) и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот. Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов (помогали они, прямо сказать, слабо), а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов.

«Ночные ведьмы» 46 -й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3 -й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46 гв. нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза

Войска ПВО, оборонявшие Москву, уничтожили 738 вражеских самолётов. Кроме того, 6 истребительный авиационный корпус нанося штурмовые удары, уничтожил 567 самолётов на аэродромах противника. В целом Войска ПВО уничтожили 1305 самолётов, в боях с наземным противником было уничтожено 450 танков и 5000 машин.

9 ноября 1941 года была введена должность Командующего Войсками ПВО территории страны и на неё, был назначен генерал-майор Громадин.

Для улучшения взаимодействия сил и средств ПВО в январе 1942 года командованию ПВО была подчинена истребительная авиация. В апреле 1942 года образован Московский фронт ПВО, а в Ленинграде и Баку созданы армии ПВО. Появились первые оперативные объединения Войск ПВО.

В июне 1943 года Управление командующего Войсками ПВО территории страны было расформировано. После проведённых реорганизаций к апрелю 1944 года были созданы Западный и Восточный фронты, а также Закавказская зона ПВО, которые в этом же году были реорганизованы в Северный, Южный и Закавказский фронты ПВО. Войска ПВО, защищавшие Москву, были реорганизованы в Особую Московскую Армию ПВО. На дальнем востоке в марте 1945 года были созданы три армии ПВО: Приморская, Приамурская, Забайкальская.

В ходе войны организационно оформились как рода войск ПВО зенитная артиллерия и истребительная авиация. В годы ВОВ Войска ПВО успешно справились со своими задачами. Они обеспечили оборону промышленности и коммуникации, допуская прорыв к объектам лишь отдельные самолёты, вследствие чего имели место кратковременные остановки предприятий и нарушения в движении поездов на отдельных участках железных дорог.

Выполняя свои задачи, Войска ПВО территории страны уничтожили 7313 самолётов немецкофашистской авиации, из которых 4168 силами ИА и 3145 зенитной артиллерии, пулеметным огнем и аэростатами заграждения. Свыше 80. 000 солдат, сержантов, офицеров и генералов Войск ПВО были награждены орденами и медалями, а 92 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза и 1 - дважды. За успешные боевые действия 11 соединений и частей Войск ПВО были удостоены почётных наименовании и 29 звания гвардейских.

В начальный период войны наша истребительная авиация понесла тяжелые потери, и зачастую не могла прикрыть советские войска на переднем крае и в прифронтовой полосе. Пользуясь этим, немецкие истребители-бомбардировщики, пикировщики и штурмовики наносили тяжелые потери советским войскам и колоннам беженцев. Особенно от налётов сильно страдали пехотные части на марше, железнодорожные составы на перегонах и транспортные колонны. Ситуация усугублялась ещё и острой нехваткой зенитных средств, предназначенных для непосредственного прикрытия войск. Довоенная советская промышленность не успела в полной мере оснастить войска необходимым зенитным вооружением, части ПВО полкового и дивизионного звена по состоянию на 22.06.1941 года были укомплектованы зенитными пулеметными установками всего на 61%. По большей части, в войсках имелись установки винтовочного калибра, созданные на базе пулемёта Максима. Доля крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов к началу войны была очень невелика.


В 1941 году основным войсковым средством ПВО являлась счетверённая 7,62-мм зенитно-пулемётная установка М4 обр. 1931г. Установка представляла собой четыре пулемёта Максима обр. 1910/30 г, установленные на зенитном станке в одной плоскости. Для лучшего охлаждения пулемётных стволов при интенсивной стрельбе использовалось устройство принудительной циркуляции воды. При хорошей плотности огня, зенитная установка М4 была слишком тяжелой. Её масса в боевом положении вместе с системой принудительного водяного охлаждения и сварной рамой для установки в кузов автомобиля достигала 400 кг.

Счетверённая установка, как правило, устанавливалась на грузовых полуторках, на железнодорожных платформах и даже в гужевых санях. В феврале 1943 года 7,62-мм пулеметные установки, как устаревшие, вывели из состава зенитных полков и зенитных дивизий Резерва Главного командования. Они были заменены более эффективными 12,7-мм крупнокалиберными пулемётами, но на второстепенных участках фронта уцелевшие М4 использовали до окончания боевых действий. Зенитные Максимы в течение всей войны входили в состав пулемётных взводов на зенитных бронепоездах и устанавливались на зенитных платформах, прикрывавших эшелоны и отдельные станции.

Спаренная зенитная установка обр. 1930 г

Помимо счетверённых установок, в меньших количествах к началу войны в войсках имелись спаренные обр. 1930 г и одинарные зенитные установки обр. 1928 г. При их создании также использовались пехотные пулемёты Максима. Все они имели водяное охлаждение, и темп стрельбы 600 выстр/мин на один ствол. Табличная дальность поражения воздушных целей составляла 1500 м. На практике, эффективная дальность стрельбы по самолётам не превышала 800 м. Достаточно часто пулемёты Максима на зенитных станках вынужденно применялись на передовой для отражения атак пехоты противника. В этом случае для стрельбы использовали штатные для пехотных пулемётов стоечные прицелы.

Расчёт зенитной установки обр. 1928 г ведет огонь по воздушной цели в районе Сталинграда

Общим недостатком зенитных установок на базе пулемёта Максим был чрезмерный вес и недопустимо большое время перевода из походного в боевое положение. Перед отражением налёта вражеской авиации требовалось заполнить кожух водой, в противном случае ствол быстро перегревался и пулемёт не мог вести огонь.


В 30-е годы для кавалерийских частей выпускался специальный зенитный станок, монтировавшийся на пулемётную тачанку. Недостатком такого станка являлась ограниченность возможного сектора зенитного огня. В связи с этим для прикрытия от ударов с воздуха кавалеристам требовались зенитные пулемёты с круговым обстрелом. Но так как счетверённая М4 была чрезмерно тяжелой и громоздкой, на тачанки монтировали спаренные установки обр. 1930 г.


Для стрельбы по воздушному противнику на фронте применялись пулемёты Максима обр. 1910/30 г., на универсальном треножно-колёсном станке системы С.В. Владимирова обр. 1931 г., допускавший ведение огня, как по наземным, так и по воздушным целям.

Пулемёт Максима на универсальном станке С.В. Владимирова обр. 1931 г.

Пулемёт комплектовался кольцевым зенитным прицелом, допускавшим стрельбу по самолетам, летящим со скоростью до 320 км/ч на высоте до 1500 м. Однако на передовой его установкой, как правило, не заморачивались и стреляли по самолётам с использованием штатного стоечного прицела, что конечно снижало эффективность зенитного огня. Впрочем, массовый выпуск пулемётов на универсальном станке начался только в 1939 году. Ввиду большой сложности станков Владимирова выпустили не так много. По этой причине в войсках их было в разы меньше, чем пулемётов на колёсном станке А.А. Соколова обр. 1910 г. Тем не менее, пулемёты Максима на универсальном станке применялись в течение всей войны.

Для того чтобы хоть как-то прикрыть себя от ударов с воздуха, в войсках создавали импровизированные зенитные установки. Чаще всего для этого применяли станковые пулемёты Максима, установленные на кустарно изготовленные вертлюги или просто тележные колёса с вкопанной в землю осью.

Пулемёт ДТ-29 в положении для зенитной стрельбы на лёгком бронеавтомобиле БА-64

В начальный период войны часть советской бронетехники была оснащена зенитными турелями П-40 с пулемётами ДТ-29. Танковый вариант создавался с учётом установки пулемёта в тесном боевом отделении. Вместо деревянного приклада имелся выдвижной металлический. С пулемёта ДТ-29 демонтирован кожух, предназначенный для защиты рук стрелка от ожогов о ствол, это позволило уменьшить габариты и улучшило охлаждение.

Согласно регламентирующим документам, одна боевая машина в танковой или бронеавтомобильной роте должна была быть оснащена дополнительным зенитным пулеметом. Первые зенитные турели на танках Т-26 были опробованы ещё во время боевых действий в Испании. В силу удобства монтажа и простоты конструкции турели П-40 получили достаточно большое распространение. Их также устанавливали на бронепоездах, броневагонах, мотоциклах и автомобилях повышенной проходимости ГАЗ-64 и ГАЗ-67. По сравнению с ДА-27 эффективность зенитного огня из турельного варианта ДТ-29 была выше, что обуславливалось лучшей устойчивостью, возможностью кругового обстрела, более емким диском на 63 патрона и наличием специального зенитного кольцевого прицела. Не последнюю роль играла лучшая подготовка танкистов при ведении огня по самолётам.

Турель П-40 с пулемётом ДТ-29 на броневагоне

Осенью 1941 года в КБ Ковровского завода в опытном порядке была создана счетверенная зенитная установка пулеметов ДТ-29. Пулеметы устанавливались горизонтально в два ряда на станке Колесникова. Суммарный темп стрельбы составлял 2400 выстр/мин. Однако по итогам испытаний в серийное производство установка не передавалась.

К июню 1941 года на складах скопилось значительное количество устаревших авиационных пулемётов ДА, ДА-2 и ПВ-1. Два первых имели много общего с пехотным ДП-27, а второй – это адаптированный для использования в авиации пулемёт Максима, с воздушным охлаждением и увеличенным до 750 выстр/мин темпом стрельбы. Что касается ДА и ДА-2, то единого стандарта их установки для использования в качестве зенитных не было.

Один из вариантов зенитно-пулемётной установки с использованием ДА-2

Пулемёты монтировались на турели или простейшие вертлюги, созданные на бывших гражданских предприятиях или в оружейных мастерских в прифронтовой полосе.

Сохранившаяся зенитная установка ДА-2 в экспозиции музея

Использование авиационных пулемётов Дегтярёва облегчалось тем, что они изначально оснащались прицелами, предназначенными для ведения огня по быстро перемещающимся воздушным целям.

Так как принцип действия автоматики ДА и ДА-2 не отличался от ДП-27 и ДТ-29, суррогатные зенитные установки были быстро освоены в войсках. Пулемёты оснащались дисками на 63 патрона. Заметным внешним отличием ДА от ДТ-29 было то, что вместо приклада была установлена насеченная деревянная пистолетная рукоятка и задняя рукоятка. На спаренном ДА-2 имелся укороченный плечевой упор. Спаренные пулемёты оснащались крупными пламегасителями, для предотвращения ослепления стрелка.

Зенитная установка ШКАС в оружейной мастерской

Одинарные и спаренные ШКАСы монтировались на изготовленных в оружейных мастерских треножных станках, обеспечивающих круговой обстрел и регулировку по высоте. Обязанности по ведению огня и обслуживание пулемётных установок, как правило, возлагались на авиационных техников и оружейников.

В 1939 году для замены пулемёта Максима в войска начал поступать станковый пулемёт ДС-39, разработанный В.А. Дегтярёвым. По сравнению с пулемётом Максима новый пулемёт был гораздо легче. Для стрельбы по воздушным целям конструктор Г.С. Гаранин разработал к пулемёту зенитный станок-треногу.

ДС-39 на зенитном станке-треноге

Внешне ДС-39 напоминает уменьшенный в размерах крупнокалиберный пулемёт ДШК. По сравнению с пулемётом Максима пулемёт ДС-39 был гораздо легче и имел воздушное охлаждение, после интенсивной стрельбы его ствол можно было быстро заменить запасным. Пулемёт оснащался переключателем темпа стрельбы по наземным (600 выстр/мин) и воздушным целям (1200 выстр/мин). Перед войной Дегтярёв создал счетверённую зенитную установку, которую испытывали в кузове «полуторки», но серийно она не производилась.

Однако при всех своих достоинствах ДС-39 не смог вытеснить устаревший пулемёт Максима. В этом отчасти виноваты сами военные, не готовые отказаться от матерчатых пулемётных лент, что обеспечивало унификацию с уже имеющимися в войсках пулемётами. Изначально Дегтярёв проектировал свой станковый пулемёт под металлическую ленту, и переход на холщёвую негативно сказался на надёжности функционирования автоматики. Кроме того, ДС-39 оказался более чувствителен к низким температурам и запылённости. Дегтярёв гарантировал, что его станковый пулемёт может быть доведён до приемлемого уровня эксплуатационной надёжности, но в июне 1941 года серийное производство ДС-39 прекратили и вернулись к сборке пулемётов Максима.

Советское руководство прекрасно понимало необходимость замены пулемётов Максима. Хотя имеющиеся станковые пулемёты допускали ведение интенсивного огня, были хорошо освоены и любимы в войсках, их чрезмерный вес затруднял сопровождение наступающей пехоты. Пока наши войска вели оборонительные бои, это было не столь критично, но с переходом к наступательным операциям, все недостатки устаревшего станкового пулемёта проявились в полной мере.

В 1943 году в конкурсе на новый станковый пулемёт победил СГ-43 конструктора П.М. Горюнова. В отличие от Максима новый пулемёт имел сменный ствол воздушного охлаждения. Пулемет устанавливался на колесный станок Дегтярева, либо на станок Сидоренко - Малиновского. Оба варианта позволяли вести огонь по наземным и воздушным целям.

СГ-43, подготовленный для зенитной стрельбы

В состав принадлежностей пулемёта входил ракурсный зенитный прицел, рассчитанный на ведение огня по воздушным целям, движущимся со скоростью до 600 км/ч на дальностях до 1000 м.

Помимо отечественных зенитных пулемётов в РККА в годы войны использовались иностранные образцы – трофейные и поставленные по ленд-лизу: американские 7,62-мм Browning М1919А4, 12,7-мм Browning М2, 7,62 и 7,7-мм британские пулемёты Vickers, а также трофейные 7,92-мм пулемёты MG-13, MG-15, MG-34 и MG-42.

Красноармейцы берут в плен пилота Bf 109, совершившего вынужденную посадку

Для снижения потерь немецкие пилоты были вынуждены увеличить высоту бомбометания, и при сильном ружейно-пулемётном обстреле с земли, избегать штурмовок с использованием пулемётно-пушечного вооружения.

Fw 190, совершивший вынужденную посадку в советском ближнем тылу

Противотанковые ружья существенно превосходили по дальности ведения огня и разрушительному эффекту в случае попадания в цель все остальные виды пехотного стрелкового оружия. От тяжелых 14,5-мм пуль не спасала даже самая тяжелая броня штурмовиков Hs-129 и Fw 190F. Заметные потери от огня советских ПТР в 1942 году несли пикирующие бомбардировщики Ju 87.

Сбитый Ju 87

Из противотанковых ружей неоднократно удавалось сбивать особо ненавидимые нашей пехотой разведчики-корректировщики Fw 189, пилоты которых держали высоту более 1000 м – вне зоны эффективного огня из винтовок.

Вот как описал такой эпизод военный корреспондент лейтенант П. Козлов в газете 236-й стрелковой дивизии «Во славу Родины» от 25 мая 1944 года:

«Все бойцы быстро рассредоточились и залегли. Пулемётчики, бронебойщики все. У кого было оружие, приспособили его для стрельбы по самолёту. Сделав круг над плацдармом, “рама” продолжала свой курс. Красноармейцы т.т. Дрожак и Лебедь установили противотанковое ружьё конструкции Симонова на бугорке и выжидали удобного момента для открытия огня. “Фокке-Вульф” приближался к их району обороны.
Взяв упреждение на 3 фигуры, Дрожак произвёл несколько выстрелов. Дымки разрывов термитных пуль ложились впереди фашистского стервятника.
Тогда Дрожак взял упреждение на 1,5 фигуры меньше и выстрелил.
Вражеский самолёт слегка вздрогнул и покосился. А через несколько секунд “рама” задымила и горящим факелом полетела вниз.
- Ура! - от радости кричали бойцы, - “Фокке-Вульф” горит…
Этот пример убедительно показывает, что пехотным оружием с успехом можно отражать налёт вражеской авиации. При этом необходимо соблюдать следующие требования: быть спокойным, вовремя укрыться в щель, замаскироваться. А как только снижается самолёт, вести по нему прицельный огонь.
Бронебойщики Дрожак и Лебедь от командира части получили благодарность и представлены к правительственным наградам».

В истории противовоздушной обороны СССР самым выдающимся и значительным событием является оборона Москвы 1941—1942 гг. Тот опыт организации системы ПВО столицы по-прежнему имеет огромную ценность, ибо он преподнес нам ряд важнейших уроков, которые актуальны не только сегодня, но останутся базовыми и при создании воздушно-космической обороны России. Кроме того, изучение этих весьма интересных исторических событий имеет неоценимое познавательное и воспитательное значение, тем более что многие об этих событиях сейчас уже просто не знают.

К началу войны в 1941 году, осознав всю опасность угрозы воздушного нападения из опыта завоевания Германией европейских государств, Советское Правительство, Наркомат обороны и Генеральный штаб приняли ряд неотложных мер для усиления ПВО территории страны.

На специальном заседании ЦК ВКП(б), посвященном этому вопросу, И.В. Сталин потребовал: «Что касается войск противовоздушной обороны, то здесь первоочередная задача — организовать надежное прикрытие наших промышленных центров, не дать противнику в случае войны уничтожить наш экономический потенциал. О том, как ведется работа в этом направлении, Наркому обороны с начальником Генштаба докладывать мне еженедельно». Напомним, что в то время все постановления и решения ЦК ВКП(б) и правительства, указания И.В. Сталина выполнялись неукоснительно.

И вот — начало войны. Суровым испытанием для страны явилась битва за Москву в 1941 году. Силы ПВО Москвы были приведены в готовность к отражению налетов к 18.00 23 июня 1941 года.

170 дивизий вермахта, отмобилизованных и имеющих опыт войны, нанесли сильнейший удар по Советскому Союзу на фронте протяженностью около 3000 км. Враг атакует Прибалтику, Белоруссию, Украину, практически круглосуточно бомбит войска Красной Армии и советские города. Взяты Минск, Барановичи, Бобруйск. Обозначилось направление главного удара германской армии — на Москву, а не на Киев, как ошибочно полагало советское военно-политическое руководство. По этой и другим причинам пограничные сражения сухопутных войск и в целом начальный период войны Красной Армией и, прежде всего, войсками Западного фронта, были проиграны с большими потерями.

Принято считать, что битва за Москву началась 30 сентября 1941 года операцией вермахта «Тайфун». Однако захват столицы СССР изначально являлся ключевым политическим пунктом всего плана войны («Барбаросса»). Однако вернее было бы считать её началом воздушную стратегическую операцию по уничтожению Москвы, к осуществлению которой люфтваффе приступили в самый разгар Смоленского сражения. Напомним, что главным итогом сражения, развернувшегося на фронте 650 км и в глубину до 250 км, стал срыв расчетов гитлеровского руководства на безостановочное продвижение к Москве.

Воздушная стратегическая операция по уничтожению Москвы. Соотношение сил и средств

Для осуществления этой операции в составе 2-го воздушного флота Германии (более 1600 боевых самолетов) заранее была создана специальная авиационная группа в составе 300 бомбардировщиков новейших типов: Хейнкель-111, Юнкерс-88 и Дорнье-215. Преобладающее большинство летчиков этой группы неоднократно бомбили столицы и крупные центры европейских государств, многие командиры экипажей были в звании «полковник», большинство имело высшие награды Германии.

Подготовка к этой операции велась буквально с первых дней войны: в тыл наших войск забрасывались специальные группы, оснащенные небольшими вращающимися прожекторами и переносными радиомаяками для обозначения направлений пролета немецких бомбардировщиков по заранее намеченным маршрутам налета на Москву.

С 1-го по 21 июля посты ВНОС зафиксировали в границах Московской зоны ПВО полеты 89 вражеских самолетов-разведчиков, 9 из них с большой высоты произвели разведку подходов к Москве и объектов столицы СССР.

Подготовка гитлеровской Ставкой массированного авиационного наступления на Москву на широком воздушном фронте от Северо-Западного до Южного операционных направлений не была неожиданной для военного руководства СССР и командования Московской зоной ПВО. Слишком очевидны были характер проводимой немецкой авиацией разведки, перебазирование бомбардировочных эскадр и групп 2-го воздушного флота из глубокого тыла на аэродромы, приближенные к линии фронта и обеспечивающие минимальное время полета к объектам удара, в основном, без сопровождения самолетов-истребителей.

Наконец, руководство располагало показаниями сбитых и плененных летчиков-разведчиков, а также диверсантов, засланных в тыл Красной Армии для разрушения линий связи управления войсками и обозначения бомбардировщикам маршрутных направлений на Москву и другие спланированные для разрушения объекты.

В таких полетах немецкие летчики, как правило, в воздушные бои не вступали, а заметив советские истребители или будучи обстрелянными с земли, круто разворачивались и уходили на запад, считая задачу выполненной: аэрофотосъемки и наблюдения проведены, рубежи перехвата истребителей и границы зоны обстрела зенитной артиллерии определены.

Однако на самом деле все обстояло не так просто. Вспоминая эти дни, командир 1-го корпуса ПВО Д.А. Журавлев отмечал: «Успешная борьба с вражескими разведчиками не давала возможности командованию 2-го воздушного флота противника детальнее узнать характер построения противовоздушной обороны Москвы. Уничтожая воздушных разведчиков малыми силами и, в основном, на дальних подступах к городу, вне зоны действия зенитной артиллерии, мы не позволяли неприятелю вскрыть наши боевые порядки».

А гитлеровцы в это время уже конкретно готовили воздушное наступление на Москву. 13 июля 1941 года командир 8-го авиакорпуса люфтваффе генерал В. Рихтгофен высказал убеждение, что воздушные налеты на Москву, в которой проживало свыше четырех миллионов человек, ускорят катастрофу русских. На следующий день, 14 июля, Гитлер сформулировал цель предстоящих бомбардировок Москвы: «Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата».

19 июля в директиве N 33 «О дальнейшем ведении войны на востоке» он уже конкретно потребовал «...развернуть воздушное наступление на Москву...». Была определена и дата наступления. 20 июля командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг провел совещание с командирами бомбардировочных соединений в связи с предстоящей воздушной операцией. Во исполнение директивы N 33 ответственным за организацию и проведение налетов был назначен командир 2-го авиакорпуса генерал Б. Лерцер. Ему были оперативно подчинены все авиагруппы, выделенные для бомбардировки Москвы. Это были большие силы: из пяти действовавших на восточном фронте авиакорпусов только 4-й не участвовал в налетах на Москву.

Ударным силам 2-го воздушного флота Германии противостояла система противовоздушной обороны столицы СССР в составе 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) ПВО, имевшего к 19 июня 1941 года, за два дня до начала войны, 11 истребительных авиационных полков.

Московской зоной ПВО в то время командовал генерал М.С. Громадин. Командиром 6-го ИАК был назначен полковник И.Д. Климов. Командиром 1-го корпуса ПВО и одновременно начальником пункта ПВО Москвы являлся генерал-майор артиллерии Д.А. Журавлев. Это были замечательные и профессионально подготовленные, с боевым опытом командиры, огромна их заслуга в организации ПВО столицы и четких, слаженных боевых действий летчиков и зенитчиков. В состав 1-го корпуса входили шесть зенитно-артиллерийских полков среднего калибра, 1 зенитно-пулеметный полк, 2 зенитных прожекторных полка, 2 полка аэростатов заграждения, 2 полка воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), отдельный радиотехнический батальон ВНОС и ряд других подразделений.

Зенитно-артиллерийские полки среднего калибра занимали позиции в шести пространственных секторах относительно Москвы, прикрывая соответствующие сектора воздушного пространства. Каждый полк стопушечного (!) состава обеспечивал трехкратное огневое воздействие по самолетам противника с высокой плотностью огня.

Истребительные авиационные полки имели задачей уничтожать самолеты противника на рубежах перехвата от 250 км до Москвы и в световых прожекторных полях (СПП) в непосредственной близости от зон сплошного огня зенитно-артиллерийских полков 1-го корпуса ПВО.

Реорганизация структуры ПВО страны в 1941-1942 гг.

В условиях общего отступления приходилось неоднократно перегруппировывать силы и средства ПВО для защиты новых объектов страны, оказавшихся в зоне досягаемости авиации противника.

Первый период войны - 1941 год (июнь-декабрь)

С началом войны были сформированы Юго-западный и Южный фронты.

Директивой от 23 июля 1941 г. были временно свернуты зоны ПВО: Северная, Северо-Западная, Киевская и Южная. Командующие этих зон ПВО назначались на должности начальников ПВО войск фронтов или их заместителей. Штабы зон ПВО вливались временно в состав управлений ПВО фронтов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ №ГКО-233сс
от 22 июля 1941 г.

Для организации ПВО важнейших промышленных и экономических объектов и пунктов Союза ССР неотложно осуществить прикрытие:

9. Электростанции:

а) Зуевка – одним дивизионом в составе 4 орудия 76-мм и 8 орудий МЗА, (ЗуГРЭС, Донбасс);
б) Штеровка – одним дивизионом в составе 4 орудия 76-мм и 8 орудий МЗА, (под Харьковом).

10. Промышленных пунктов района Донбасса:

а) Луганск;
б) Макеевка;
в) Сталино.

Каждый пункт прикрыть одним дивизионом в 12 орудий 76-мм и 4 орудия МЗА.

234 озад – ЗуГРЭС 4 орудия 76-мм и 8 орудий МЗА (на 30.09.41 г. 1 орудие 76-мм обр. 1915).
235 озад – ШтерГРЭС 4 орудия 76 мм и 8 орудий МЗА (на 30.09.41 г. 4 орудия 76-мм обр. 1915).
80 озад – Луганск. Дивизион сформирован в Луганске 2 августа 1941 года, с 27 октября 1941 года передислоцирован на разъезд Ложки в подчинение Сталинградского дивизионного района ПВО. На 30.09.41 г. 8 - 37-мм МЗА.

Для прикрытия от ударов с воздуха Киева и оборонявших его войск Юго-Западного фронта, а также переправ через Днепр были привлечены значительные силы и средства противовоздушной обороны страны: более 300 зенитных артиллерийских орудий, 110 самолетов истребителей, более 120 зенитных пулеметов, 81 аэростат заграждения и около 300 постов ВНОС.

Государственный Комитет Обороны (ГКО) 9 ноября 1941 г. принял решение о введении должности заместителя народного комиссара обороны по противовоздушной обороне (он же командующий Войсками ПВО страны).

Чтобы обеспечить централизованное управление этими силами, был создан Киевский район ПВО, командованию которого подчинялись 3-я дивизия ПВО, 36-я истребительная авиационная дивизия и части войсковой зенитной артиллерии, выделенные для защиты Киева. Командующим войсками района ПВО был назначен генерал-майор артиллерии В. Г. Поздняков, являвшийся одновременно и командиром 3-й дивизии ПВО.

Соединения и части ПВО входившие в состав Киевской, Харьковской и Южной зон ПВО вместе с войсками фронтов отступали по трем направлениям на Воронеж, в район Ростова-на Дону, Сталинграда и Крыма.

Государственный Комитет Обороны (ГКО) 9 ноября 1941 г. принял решение о введении должности заместителя народного комиссара обороны по противовоздушной обороне (он же командующий Войсками ПВО страны). При нем создавался штаб, назначались начальники родов войск ПВО, службы. Все соединения и части ПВО страны были подчинены командующему Войсками ПВО страны, кроме сил и средств ПВО, прикрывавших Ленинград.

Отступающие бригадные районы ПВО расформировываются, меняют свое название по новому месту дислокации либо обращаются на комплектование новых соединений ПВО.

Наименования Периоды вхождения
в действующую
армию
Последующие
переформирования
и преобразования

Ровенский бригадный район ПВО

22.06.41-25.10.41 Расформирован

Станиславский бригадный район ПВО

22.06.41-15.07.41 Переименован в Каневский бр. р-н ПВО

Каневский бригадный район ПВО

Переименован из Станиславского бр. р-на ПВО
15.07.41-21.08.41 Переименован в Лубенский бр. р-н ПВО

Лубенский бригадный район ПВО

Переименован из Каневского бр. р-на ПВО
21.08.41-21.09.41 Переименован в Белгородский бр. р-н ПВО (I)

Тарнопольский бригадный район ПВО

22.06.41-02.05.41 Расформирован

Кишиневский бригадный район ПВО

22.06.41-24.11.41 Расформирован

Запорожский бригадный район ПВО

22.06.41-23.12.41 Обращен на укомплектование Сталинградского див. р-на ПВО

Первомайский бригадный район ПВО

22.06.41-24.11.41 Переформирован в Грозненский див. р-н ПВО (I)

Винницкий бригадный район ПВО

22.06.41-10.09.41 Переформирован в Резервную бригаду ПВО ЮФ

Резервная бригада ПВО ЮФ

Переформирована из Винницкого бр. р-на ПВО
10.09.41-03.11.41 Переформирована в Сталинградский бр. р-н ПВО

Сталинградский бригадный район ПВО

Переформирован из Резервной бригады ПВО ЮФ
03.11.41-24.11.41 Переформирован в Сталинградский див. р-н ПВО

Воронежский бригадный район ПВО

01.07.41-20.11.41 Расформирован

Донбасский бригадный район ПВО

22.06.41-01.08.42 Расформирован

Житомирский бригадный район ПВО

22.06.41-14.07.41 Переименован в Остерский бр. р-н ПВО

Остерский бригадный район ПВО

Переименован из Житомирского бр. р-на ПВО
14.07.41-23.08.41 Переименован в Сумский бр. р-н ПВО

Сумский бригадный район ПВО

Переименован из Остерского бр. р-на ПВО
23.08.41-06.10.41 Переименован в Белгородский бр. р-н ПВО (II)

Конотопский бригадный район ПВО

22.06.41-25.09.41 Переименован в Купянский бр. р-н ПВО

Купянский бригадный район ПВО

Переименован из Конотопского бр. р-на ПВО
25.09.41-02.11.41 Переименован в Россошанский бр. р-н ПВО

Россошанский бригадный район ПВО

Переименован из Купянского бр. р-на ПВО
02.11.41-01.12.41 Расформирован

Новороссийский бригадный район ПВО

25.06.41-04.11.41 Переименован в Краснодарский бр. р-н ПВО

Краснодарский бригадный район ПВО

Переименован из Новороссийского бр. р-на ПВО
04.11.41-09.12.41 Переформирован в Краснодарский див. р-н ПВО

Вместо существовавших в европейской части СССР зон ПВО были созданы корпусные районы ПВО и новые дивизионные районы ПВО:

  • Воронежско-Борисоглебский (20.11.41)
  • Грозненский (24.11.41)
  • Краснодарский (09.12.41)
  • Сталинградский (26.04.42)

Соединения и части истребительной авиации, предназначенные для противовоздушной обороны страны, оперативно подчинялись командующему Войсками ПВО страны, а на местах - командующим соответствующими районами ПВО.

В соответствии с приказом народного комиссара обороны от 22 января 1942 г. вся истребительная авиация, выделенная для целей ПВО, вошла в состав Войск противовоздушной обороны. Для обеспечения боевых действий истребительной авиации были выделены 56 батальонов аэродромного обслуживания. В организационном отношении это означало создание нового самостоятельного рода войск - истребительной авиации ПВО.

Приказ Народного Комиссара Обороны №056
об изменениях в подчинении и обеспечении корпусов, дивизий
и отдельных полков истребительной авиации ПВО территории страны

1. Корпуса, дивизии и отдельные полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, полностью подчинить командующему войсками ПВО территории страны.

2. За ГУ ВВС Красной Армии и военными советами округов оставить обязанность обеспечения указанных частей всеми видами довольствия и технического снабжения.

3. Командующему ВВС Красной Армии выделить для обеспечения частей истребительной авиации ПВО 56 батальонов аэродромного обслуживания и подчинить их командирам соответствующих авиационных корпусов, дивизий и отдельных полков.

4. Ввести дополнительно в состав Управления истребительной авиации ПВО территории страны должность начальника штаба, отделы тыла и кадров и транспортный авиационный отряд.

В начале 1942 г. были созданы новые формирования Войск ПВО страны; дополнительно были развернуты Уральский и Ростовский дивизионные районы ПВО. Сталинградский дивизионный район был преобразован в корпусной район ПВО.

Войска ПВО летом и осенью 1942 г.

Май 1942 г. - Нач. управления ПВО войск ЮЗФ генерал-майор артиллерии Дзивин Р. А., военком УПВО ЮЗФ батальонный комиссар Беднов П. И.

Летом и осенью 1942 г. основная группировка противника была развернута на южном крыле, где находилось 97 дивизий (900 тыс. человек, 1,2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 17 тыс. орудий и минометов), поддерживаемых 1640 боевыми самолетами. Этим силам врага противостояли советские войска, имевшие примерно одинаковую численность личного состава и танков, но значительно уступавшие противнику в самолетах и орудиях. Так, 4-й воздушный флот фашистской Германии, действовавший на Сталинградском направлении, к 17 июля имел 1200 самолетов, в то время как в составе 8-й воздушной армии Сталинградского фронта и 102-й дивизии истребительной авиации ПВО имелось только 539 самолетов.

Авиация противника сосредотачивала основные усилия на поле боя для поддержки наступления сухопутных войск на главных направлениях и массирование действий по опорным пунктам обороны советских войск на фронте Севастополь, Воронеж, Ростов, Сталинград.

Основной задачей Войск ПВО страны являлась защита от ударов с воздуха важнейших административно-политических и экономических центров СССР. Значительные силы были привлечены для прикрытия прифронтовых коммуникаций и объектов фронтового тыла, а также районов сосредоточения стратегических резервов. Для укрепления противовоздушной обороны на южном фланге летом 1942 г. был создан Астраханский дивизионный район ПВО, с задачей обороны Астрахани, нижнего течения Волги и железной дороги Астрахань-Верхний Баскунчак. Была усилена зенитно-артиллерийская оборона Баку и Красноводска.

Улучшилось техническое оснащение Войск ПВО страны за счет поступления на вооружение частей истребителей Як-7, 85-мм зенитных орудий и радиолокационных станций.

Новое наступление немецко-фашистских войск на юге летом 1942 г. началось ударом на воронежском направлении. Наступление войск поддерживал 4-й воздушный флот, который имел около 700-800 самолетов. Перед началом наступления вражеская авиация вела интенсивную разведку в районах Грязи, Воронежа, Лиски и Поворино, а также железнодорожных линий на участках Мармыжи-Касторная-Воронеж-Грязи, Купянск-Валуйки-Лиски-Поворино, Лиски-Воронеж.

Противовоздушная оборона Воронежа, железнодорожных узлов Поворино, Лиски, Валуйки, Купянск, Касторная, Грязи и прифронтовых коммуникаций осуществлялась войсками Воронежско-Борисоглебского района ПВО (командующий полковник П. Е. Хорошилов). В состав этого района ПВО входили: вновь сформированная 3-я дивизия ПВО, оборонявшая непосредственно Воронеж; 4-я дивизия ПВО и отдельные части, прикрывавшие объекты железнодорожных путей сообщения. Командующему районом ПВО оперативно подчинялась 101-я истребительная авиадивизия. К началу наступления немецко-фашистских войск в составе этих соединений насчитывалось 300 зенитных орудий, 3 зенитных бронепоезда, 150 зенитных пулеметов, 50 самолетов-истребителей и 80 зенитных прожекторов.

Непосредственная оборона Воронежа осуществлялась вновь сформированной 3-й дивизией ПВО (командир дивизии полковник Н. С. Ситников) и 101-й истребительной авиационной дивизией ПВО (командир дивизии полковник Н. И. Шведов).

Зенитная артиллерия среднего калибра располагалась в двух боевых секторах: западном - начальник сектора командир 254-го зенитного артполка подполковник В. М. Шуяков и восточном - начальник сектора командир 183-го зенитного артполка майор С. Я. Белавенец.

101-я истребительная авиационная дивизия, имея на вооружении 47 истребителей, отражала налеты вражеской авиации на подступах к Воронежу.

Разведку воздушного противника и оповещение войск ПВО осуществлял входивший в состав дивизионного района 4-й полк ВНОС под командованием майора Н. М. Кривицкого. Он имел передовую линию наблюдательных постов на рубеже Мармыжи, Губкино, Короча на удалении 125 - 130км от Воронежа ().

28 июня 1942 г немецкая авиация начала воздушную операцию в границах Воронежско-Борисоглебского района ПВО. С 28 июня до конца июля 1942 г. части 101-й авиадивизии произвели 2413 самолето-вылетов и провели 68 воздушных боев, в которых сбили 47 самолетов противника. Огнем зенитно-артиллерийских частей 3-й дивизии ПВО в течение июня-июля 1942 г. было уничтожено 127 самолетов, 46 танков, более 20 орудий и минометов и много живой силы противника.

Встретив упорное сопротивление, немецко-фашистские войска повернули на юг и стали продвигаться вдоль правого берега Дона. Со второй половины июля 1942 г. начались оборонительные бои на дальних подступах к Сталинграду.

К середине августа 1942 г. на Сталинградском направлении противник сосредоточил свыше 1400 самолетов, в том числе около 800 бомбардировщиков. Боевые действия немецко-фашистской авиации носили характер воздушной операции.

Противовоздушная оборона Сталинграда осуществлялась войсками Сталинградского корпусного района ПВО (командовал полковник Е. А. Райнин) и оперативно подчиненной ему 102-й истребительной авиационной дивизией (командир полковник И. И. Красноюрченко, с октября 1942 г. - полковник И. Г. Пунтус). В составе этих соединений имелось около 60 самолетов-истребителей, 566 зенитных орудий (440 среднего и 126 малого калибра), 470 зенитных пулеметов, 81 аэростат заграждения, 165 зенитных прожекторов, 50 полевых пушек (76-мм калибра), 220 противотанковых ружей.

Организация противовоздушной обороны Сталинграда

Система противовоздушной обороны города была организована следующим образом.

102-я истребительная авиадивизия имела своей основной задачей обеспечить перехват и уничтожение воздушного противника на дальних подступах к городу.

Кроме Сталинграда, 102-я истребительная авиадивизия прикрывала Астрахань, железнодорожные и водные пути сообщения в границах района ПВО, а также войска Сталинградского фронта, сопровождала бомбардировщики, наносила штурмовые удары по наземным войскам противника. Части 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО были укомплектованы молодым летным составом, имели недостаточный уровень боевой подготовки. Поэтому в первых боях дивизия понесла большие потери. Уже с середины августа 1942 г. дивизия стала вести эффективную борьбу с воздушным противником. За июль-декабрь 1942 г. они уничтожили 329 фашистских самолетов.

Зенитная артиллерия должна была обеспечивать круговую оборону города, уничтожать вражескую авиацию на непосредственных подступах к Сталинграду и над ним. Для управления огнем зенитной артиллерии было создано семь боевых секторов. В каждом секторе располагались боевые порядки одного зенитного артиллерийского полка среднего калибра с приданными ему средствами. Зенитная артиллерия малого калибра и зенитные пулеметы использовались для прикрытия наиболее важных объектов от налетов на малых высотах и с пикирования. Они располагались непосредственно у этих объектов и на крышах зданий.

Немецко-фашистское командование в конце августа начало воздушную операцию против Сталинграда.

23 августа 1942 г. войска вражеская авиация предприняла один из крупнейших массированных налетов на Сталинград. За сутки в границах Сталинградского корпусного района ПВО было зафиксировано около 2000 самолето-пролетов противника.

В течение суток 23 августа частями Сталинградского корпусного района ПВО во взаимодействии с истребительной авиацией 8-й воздушной армии было уничтожено до 120 самолетов противника. Боевые действия войска Сталинградского корпусного района ПВО вели в тесном взаимодействии с войсковой ПВО фронтов.

Однако из-за большого превосходства противника в силах, защитить город от массированных ударов с воздуха не удалось.

В августе 1942 г. создан Астраханский дивизионный район ПВО с задачей защиты с воздуха Астрахани, объектов, расположенных в нижнем течении Волги, а также железной дороги Астрахань-Баскунчак. Этим же решением для улучшения обороны Баку и нефтепромышленных объектов Апшерона предусматривалось сформирование двух новых зенитных артиллерийских полков по 100 пушек в каждом и один 60-ти орудийный полк.
Полки истребительной авиации ПВО были переведены на штат трех-эскадрильного состава. Одновременно трехсамолетное звено заменялось звеном из 4 самолетов, которое делилось на две пары. Три звена составляли эскадрилью. Такая организация оправдала себя всем последующим ходом войны. Менялась и тактика действия истребительной авиации.

Приказ Народного Комиссара Обороны №0442
о боевом применении армейских полков ПВО в армиях

Для более успешного противодействия массированным ударам авиации противника по боевым порядкам наших войск для четырех армий Юго-Западного фронта придаются по два армейских полка ПВО (по 12 37-мм зенорудий, 12 крупнокалиберных пулеметов и 8 счетверенных зенитно-пулеметных установок 7,62 мм каждый).

Полки подчиняются заместителям начальников артиллерии армий по ПВО.

Боевой задачей армейских полков ПВО является прикрытие наиболее уязвимых с воздуха группировок и боевых порядков наземных войск. Полки должны прикрывать наземные войска на направлениях активных действий авиации противника.

Армейские полки ПВО должны использоваться в бою, как правило, массированно, обладая высокой подвижностью, должны широко маневрировать в границах армий для своевременного противодействия авиации противника и нанесения ей поражения.

Находясь в боевых порядках своих войск, полки ПВО всегда должны быть готовы также к стрельбе настильным огнем по наземным целям (пулеметные роты – для отражения атак пехоты противника и зенбатареи - для отражения атак вражеских танков и живой силы).

Народный комиссар обороны И. Сталин

С июля по декабрь 1942 г. войска Сталинградского корпусного района ПВО уничтожили свыше 600 вражеских самолетов, что составляло почти 50% всех самолетов, сосредоточенных противником к началу воздушной операции на сталинградском направлении.

Список Управлений, войсковых соединений и частей ПВО, принимавших участие в обороне Сталинграда с 12.07.42 г. по 18.11.42 г.

  • Управление Краснознаменного Сталинградского корпусного района ПВО;
  • Зенитно-артиллерийские полки – 73-й гв., 748, 1077, 1079, 1080, 1082, 1083, 1088, 1078-й ЗАП ПВО;
  • 43-й прожекторный полк;
  • Отд. зенитно-артиллерийские дивизионы – 82, 106, 188, 267, 284, 296, 93-й;
  • Отд. зенитно-пулеметные батальоны – 15, 16-й;
  • Отд. зенитно-пулеметные роты – 123, 791-й;
  • Отд. взводы ПВО – 938, 939, 941, 944-й;
  • 10-й отдельный батальон ВНОС и 19, 70-й;
  • Отдельные взводы ВНОС – 105, 106-й;
  • Отд. зенитные бронепоезда ПВО – 72, 122, 126, 132, 137, 141, 142, 136, 181-й;
  • 63-й отдельный батальон связи;
  • 296-й отд. зенитно-артиллерийский дивизион;
  • 44-й отдельный батальон ВНОС (воздушного наблюдения и оповещения);
  • 6-й отдельный дивизион аэростатного заграждения;
  • Артмастерская корпусного района.

Войска ПВО в 1943 г.

В зимнюю кампанию 1942-43 г. вражеская авиация наиболее интенсивно действовала в границах Сталинградского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО, прикрывавших коммуникации и другие важные объекты в ходе развернувшегося под Сталинградом контрнаступления советских войск. Главные усилия немецко-фашистской авиации направлялись на коммуникации.

В 1943 г. по сравнению с 1942 г. в Войсках ПВО страны количество самолетов-истребителей возросло в 1,6 раза, зенитных орудий среднего калибра - в 1,4, зенитных орудий малого калибра - в 4,7, крупнокалиберных зенитных пулеметов - в 5,8 раза. Рост технической вооруженности Войск ПВО страны позволил создать ряд новых соединений и увеличить глубину системы противовоздушной обороны в европейской части СССР до 1100-1500 км.

В ходе контрнаступления под Сталинградом Войска противовоздушной обороны страны прикрывали боевые порядки войск Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, а также их коммуникации и важнейшие объекты тыла этих фронтов.

Значительную роль в борьбе с немецкой авиацией, действовавшей на Северном Кавказе, сыграли войска Закавказской зоны ПВО (командующий генерал-лейтенант артиллерии П. Е. Гудыменко) и Ростовского корпусного района ПВО (командующий генерал-майор артиллерии Н. В. Марков), прикрывавшие коммуникации и другие важные объекты Южного и Закавказского фронтов.

С началом наступления войск Закавказского фронта производилась перегруппировка частей Закавказской зоны ПВО для организации обороны объектов и коммуникаций на освобождаемой от врага территории.

Ожесточенным ударам противника с воздуха подвергались железнодорожные узлы Батайск и Ростов, а также железнодорожный мост через Дон у Ростова.

Летом 1943 года главные военные события развернулись в районе Курска, где противник намеревался нанести два встречных удара с целью окружения и уничтожения войск Центрального и Воронежского фронтов, занимавших Курский плацдарм.

В составе германских воздушных флотов сосредоточенных в этом районе имелось свыше 2000 самолетов, в том числе 1200 бомбардировщиков. Это составляло почти 70% самолетного парка вражеской авиации, действовавшей в то время на советско-германском фронте.

Исключительно важное значение приобрела противовоздушная оборона прифронтовых коммуникаций, особенно железных дорог. Из 670 бомбардировочных налетов, произведенных немецко-фашистскими ВВС в июле 1943 г., 469 (69%) приходилось на крупные железнодорожные станции, мосты и эшелоны в пути следования. Основные усилия были сосредоточены на обороне железнодорожных узлов.

Силами Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО (командующий генерал-майор артиллерии Н. К. Васильков) и 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО (командир полковник А. Т. Костенко) обеспечивалась оборона важнейших объектов коммуникаций непосредственно на Курском выступе. Большая роль отводилась зенитным бронепоездам, которые использовались для самостоятельного прикрытия железнодорожных станций и мостов, прикрытия объектов во время перегруппировки зенитной артиллерии, сопровождения эшелонов в пути.

Воздушная операция противника началась 1 марта и продолжалась до 4 июля 1943 г. В начале операции немецко-фашистская авиация производила систематические налеты мелкими группами самолетов, бомбардируя крупные железнодорожные узлы и мосты на рокадных железнодорожных линиях: Узловая-Елец-Касторная-Валуйки-Купянск; Ряжск-Мичуринск-Грязи-Лиски-Миллерово и на отходящих от них к линии фронта магистралях: Грязи-Елец-Верховье; Воронеж-Касторная-Курск-Льгов; Лиски-Валуйки-Купянск. Особенно активному воздействию подвергалась магистраль Воронеж-Касторная-Курск. Не добившись существенных результатов, противник с середины апреля стал предпринимать массированные эшелонированные налеты. В течение апреля-июня 1943 г. было отмечено 10 283 самолето-пролета противника, что составляло 30,3% от общего количества самолето-пролетов врага за указанный период в оперативных границах всех объединений и соединений Войск противовоздушной обороны страны. Наиболее ожесточенным ударам подвергался железнодорожный узел Курск. Только в двух массированных налетах (2 и 3 июня) на этот объект участвовало около 900 вражеских самолетов.

Для противодействия наступлению нашей армии противник резко повысил интенсивность ударов с воздуха по прифронтовым коммуникациям. Из 896 бомбардировочных налетов немецко-фашистской авиации в июле-сентябре 1943 г. 867 были предприняты по железнодорожным объектам и переправам через реки.

К осени 1943 г., разгромив немецко-фашистские армии под Курском, на Левобережной Украине и в Донбассе, советские войска форсировали Днепр и захватили оперативные плацдармы в районе Киева, юго-восточнее Кременчуга и в районе Днепропетровска.

Бесперебойная работа переправ через Днепр являлась одним из условий, позволившим нашим войскам успешно развивать наступательные операции на Правобережной Украине. Особенно важное значение имели переправы в районах Киева, Переволочной, Ульяновки, Сухачевки и Кушугумовки. Эти переправы прикрывались войсками Киевского (17.11.43) и Донбасского (5.10.43)корпусных и Харьковского (1.3.43) дивизионного районов ПВО.

Для прикрытия каждого района переправ выделялось не менее одного полка зенитной артиллерии. Наиболее крупная группировка Войск ПВО страны была сосредоточена на защите переправ в районе Киева: 150 самолетов-истребителей, свыше 350 зенитных орудий, 72 зенитных пулемета и другие средства Киевского корпусного района ПВО. Кроме того, ему оперативно подчинялась 9-я химическая бригада 1-го Украинского фронта, обеспечивавшая маскировку переправ дымами во время налетов авиации противника.

В приказе командующего войсками Белорусского фронта от 31 ноября 1943 г. говорилось:

«Части Курского корпусного района ПВО (06.10.43 г. переименован из Воронежского корп. р-на ПВО) генерала-майора артиллерии Василькова Н. К. совместно с приданным 9-м истребительным авиационным корпусом ПВО генерала Короля С. Г. в течение апреля-ноября 1943 г. действовали по прикрытию коммуникаций фронта. За весь этот 8-месячный период части указанного района ПВО успешно справились с поставленной боевой задачей. Воздушные налеты противника умело отражались огнем зенитной артиллерии и истребительной авиации с большими потерями для врага. Так было в мае - июне месяцах при отражении массированных налетов авиации противника на Курск. Точно так же были отбиты все налеты на железнодорожные мосты и станции Касторная, Кшень, Черемисово, Щигры и др., всегда с большим поражением для авиации неприятеля. Этим самым было обеспечено бесперебойное снабжение войск фронта всем необходимым для ведения боя и жизни.
Начавшееся успешное наступление войск фронта потребовало их усиленного снабжения. Сотни эшелонов шли на фронт. Они благополучно прибыли на фронт благодаря умелому маневрированию средствами ПВО и успешному их действию».

Войска ПВО в 1944-45 гг.

К началу января 1944 г. наиболее крупная группировка сил и средств Войск противовоздушной обороны страны в прифронтовой зоне была создана на Юго-Западном направлении, где наносился главный удар. В полосах наступления 1, 2, 3 и 4-го Украинских фронтов и Отдельной Приморской армии действовали четыре корпусных района ПВО (Курский, Донбасский, Киевский, Харьковский корпусные районы ПВО) и два истребительных авиационных корпуса (9, 10-й иак).

В составе этих соединений находилось более 50% зенитной артиллерии и истребительной авиации, имевшихся в составе прифронтовых соединений ПВО.

Для своевременной организации обороны объектов на освобождаемой от врага территории и улучшения управления силами и средствами Войск ПВО страны на Юго-Западном направлении во второй половине января 1944 г. в составе Западного фронта ПВО были сформированы два новых корпусных района ПВО - Одесский и Львовский.

В Крымской операции большую роль играла противовоздушная оборона переправ через Керченский пролив и Сиваш, а также районов сосредоточения наших ударных группировок.

В ходе стратегического наступления Советской Армии зимой 1944 г. главный удар наносился на Юго-Западном театре военных действий. Немецко-фашистское командование сконцентрировало против наступавших Украинских фронтов основную массу своей авиации, действовавшей на советско-германском фронте, - 1200-1450 самолетов, 53-56% всех боевых самолетов с основной задачей противодействовать наступлению советских войск. Удары с воздуха по нашим коммуникациям рассматривались гитлеровским командованием как одна из главных задач. С этой целью в январе-апреле 1944 г. немецкие ВВС провели воздушную операцию против прифронтовых коммуникаций на Юго-Западном направлении.

Массированные налеты осуществлялись по наиболее важным железнодорожным узлам: Дарница, Казатин, Фастов, Запорожье, Сарны, Шепетовка, Ровно и Знаменка. Массированным ударам с воздуха подвергались и важные железнодорожные мосты.

Противовоздушную оборону коммуникаций на Юго-Западном направлении в зимней кампании 1944 г. осуществляли войска Киевского, Курского, Харьковского, Донбасского, Львовского и Одесского районов ПВО. Для прикрытия железнодорожных объектов юга было сосредоточено свыше 2000 зенитных орудий, около 450 самолетов-истребителей, 1650 зенитных пулеметов и 300 зенитных прожекторов, что составляло свыше 50% всех сил и средств Войск ПВО страны, действовавших в прифронтовой полосе. Этими силами в первую очередь прикрывались наиболее важные железнодорожные узлы и мосты, а на основных магистралях - и все станции.

В период зимней кампании войска Киевского (командующий генерал-майор артиллерии Н. К. Васильков) и Львовского (командующий генерал-майор артиллерии И. С. Смирнов) корпусных районов ПВО обороняли наиболее важные железнодорожные магистрали Украины. В границах этих соединений авиация противника вела интенсивную разведку и бомбардировку. Только в границах Киевского корпусного района ПВО в течение января - мая было отмечено около 2300 самолето-пролетов немецкой авиации.

Войска Киевского корпусного района ПВО обороняли 14 железнодорожных узлов, 18 мостов, 3 переправы, 10 железнодорожных станций и 3 аэродрома авиации дальнего действия. 10 железнодорожных узлов, имевших особо важное значение, прикрывались каждый тремя-четырьмя дивизионами зенитной артиллерии среднего и малого калибров, одной-двумя зенитными пулеметными ротами, одной зенитной прожекторной ротой. Остальные объекты оборонялись обычно одной батареей артиллерии малого калибра и одним-двумя взводами зенитных пулеметов.
В Львовском корпусном районе ПВО на прикрытии 8 наиболее важных объектов из 35 обороняемых было сосредоточено свыше 50% всех зенитных сил и средств и 60% истребительной авиации.

Авиационное прикрытие обеспечивалось дежурством сил истребителей на аэродромах в районах Курск, Белополье, Нежин, Киев. Кроме того, вдоль железнодорожных магистрали действовали подвижные зенитно-артиллерийские группы сопровождения поездов и несколько маневренных зенитно-пулеметных подразделений.

Для усиления обороны объектов на киевском направлении из Восточного фронта ПВО в состав Западного фронта ПВО были переданы четыре зенитных артиллерийских полка, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов и десять отдельных подразделений общим составом около 600 орудий и свыше 100 зенитных пулеметов.

Большая роль в организации прикрытия важных объектов коммуникаций в ходе зимней кампании 1944 г. отводилась зенитным бронепоездам.
Для наведения истребителей на воздушные цели в южной части Левобережной Украины и Донбасса развертывались радиотехнические станции в районах Лозовая, Днепропетровск, Чаплино, Запорожье, Мелитополь, Пологи, Красноармейск. Создавалось сплошное радиолокационное поле обнаружения и наведения в обширном районе.

Усиливалась система воздушного наблюдения.

В середине марта 1944 г. развернуты батальоны ВНОС в районах Проскуров, Ровно, Житомир, Винница, Первомайск, Николаев. Были подтянуты к своим районам и батальоны ВНОС, предназначенные для развертывания в Ковеле, Тернополе, Одессе и Симферополе. Первоочередное внимание уделялось организации оповещения истребительной авиации и зенитных средств, прикрывавших важнейшие железнодорожные объекты. Как правило, ротные, батальонные и главные посты ВНОС имели прямые связи с частями истребительной авиации и зенитной артиллерии, оборонявшими эти объекты.

Крупные силы и средства Войск противовоздушной обороны страны привлекались для прикрытия от ударов с воздуха районов формирования и развертывания стратегических резервов. Например, для обороны пунктов развертывания Днепровской военной флотилии в марте 1944 г. на участке Киев - Запорожье было сосредоточено 620 зенитных артиллерийских орудий и 340 зенитных пулеметов Западного фронта ПВО. Более 200 зенитных орудий и 150 зенитных пулеметов этого фронта ПВО в феврале - марте обеспечивали прикрытие пунктов сосредоточения и выгрузки войск 1-го Украинского фронта в районах Житомир-Бердичев-Казатин.

В целях улучшения руководства силами и средствами Войск ПВО страны по решению Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. Западный и Восточный фронты, а также Закавказская зона ПВО были реорганизованы. На их базе создавались три фронта ПВО: Северный, Южный и Закавказский.

ПРИКАЗ ОБ УСИЛЕНИИ ПВО ВАЖНЕЙШИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ,
УЗЛОВ И СТАНЦИЙ ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЫ

В целях усиления ПВО важнейших железнодорожных мостов, узлов и станций прифронтовой полосы Южного и левого фланга Северного фронтов ПВО приказываю:

1. К 20.6.44 сформировать четыре зенитных артиллерийских полка по штату № 050/74 в составе 60 40-мм орудий каждый.
2. К 20.6.44 в зенитных батареях малокалиберной артиллерии, прикрывающих важнейшие железнодорожные мосты, узлы и станции, ввести дополнительно по два 40-мм орудия.
Взводы батарей МЗА иметь трехорудийного состава, в связи с чем внести необходимые изменения в штаты №№ 050/45, 050/121, 050/110, 050/111, 050/114, 050/115, 050/117, 050/118, 050/119, 050/38, 050/39 и 050/40.
3. К 15.06.44 сформировать 56 батарей станций орудийной наводки (СОН-2) по штату № 050/135, численностью 41 человек каждая.
4. Командующему артиллерией Красной Армии 25.6.44 доложить мне на утверждение план использования формируемых зенитных частей.
5. Начальнику Главупраформа Красной Армии для укомплектования формируемых частей и обслуживания дополнительно вводимых в батареях МЗА орудий к 10.6.44 занарядить в распоряжение командующего артиллерией Красной Армии 13425 человек рядового и сержантского состава, годных к строевой службе.
6. Начальнику тыла Красной Армии для этой же цели выделить до 1.7.44 в распоряжение командующего артиллерией КА 700 грузовых автомашин.

Народный комиссар обороны
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН


Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 432-433. Подлинник.

В июле 1944 г. прифронтовые соединения войск противовоздушной обороны отразили ряд массированных воздушных налетов на железнодорожные узлы. В последующие месяцы до конца 1944 г. в границах соединений ПВО отмечались полеты лишь одиночных самолетов-разведчиков.

Для усиления обороны железнодорожных узлов и других важных объектов в полосе 1-го и 2-го Украинских фронтов в мае-июне 1944 г. из тыловых районов Южного фронта ПВО были выдвинуты две истребительные авиационные дивизии и более сорока зенитно-артиллерийских частей.

К концу 1944 г. все зенитные артиллерийские полки среднего калибра получили радиолокационные станции орудийной наводки, а прожекторные части - радиопрожекторные станции. Состав зенитных артиллерийских батарей малого калибра был увеличен с 4 до 6 орудий. В штат всех истребительных авиационных полков были включены радиолокационные станции обнаружения и наведения, укомплектованность частей к 1 января 1945 г. составляла 75%.

В декабре 1944 г. на базе Северного и Южного фронтов ПВО были образованы три фронта - Западный, Юго-Западный и Центральный фронт ПВО. Последний из них предназначался для обороны объектов глубокого тыла. Командующими фронтами ПВО были назначены: Западного - генерал-полковник артиллерии Д. А. Журавлев, Центрального - генерал-полковник М. С. Громадин, Юго-Западного - генерал-полковник артиллерии Г. С. Зашихин.

Разукрупнение фронтов ПВО имело целью повысить оперативность управления войсками ПВО в условиях общего стратегического наступления Советской Армии и обеспечить тесное взаимодействие прифронтовых соединений ПВО с фронтами сухопутных войск. После этой реорганизации в составе Войск противовоздушной обороны страны стало четыре фронта ПВО, которые прикрывали важнейшие стратегические воздушные направления.

Основные усилия прифронтовых соединений Войск противовоздушной обороны страны в кампании 1945 г. направлялись для прикрытия железнодорожных и водных коммуникаций и других важных объектов в прифронтовой полосе.

Источники

  1. Зенитная артиллерия и зенитные ракетные войска противовоздушной обороны, Часть первая. Москва - 1982
  2. Перечни соединений, частей и учреждений Советской Армии со сроками вхождения их в действующую армию. Перечень №11
  3. Светлишин Н. А. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. - М: Наука, 1979
  4. Международный военный форум (International Military Forum)
  5. Войска противовоздушной обороны страны. - М.: Военное издательство, 1968.

Top