Самые лучшие военные самолёты мира. Лучшие современные истребители мира Самая лучшая военная авиация в мире

В условиях современного цивилизованного мира военные конфликты - редкость, но если они возникают, то огромное преимущество будет на стороне страны, у которой мощнее воздушная техника . Это вовсе не странно, ведь боевые летающие машины способны нанести непоправимый ущерб противнику. Именно по этой причине военная авиация каждой страны комплектует свой арсенал самолётами, способными уничтожить наземные угрозы мгновенно.

Миллионы авиаконструкторов соревнуются между собой , кто создаст самый лучший истребитель в мире, уделяя огромное внимание даже мельчайшим деталям. Для того чтобы понять, какой из существующих на сегодня самолётов-истребителей действительно заслуживает звания лучшего, следует обратить внимание на критерии , которые ставятся перед идеальным боевым самолетом.

Критерии для современных истребителей

Решающий шаг в военных действиях, как показывает практика войн в Корее, Афганистане, Вьетнаме, Ираке и других странах, является именно авиация. Для того чтобы определить, какой именно истребитель способен принести победу своей стране, требуется более детально рассмотреть эксплуатационные характеристики и особенности каждого из претендентов.

Понять, какой истребитель лучше, можно только при наблюдении реального столкновения между ними, но такое развитие событий маловероятно, так как в все проблемы и разногласия решаются мирным путём. Существует, конечно, ряд критериев, которые, по мнению экспертов, являются главными. Итак, важными особенностями самолётов являются:

  • скорость истребителя;
  • его выживаемость;
  • набор вооружения;
  • манёвренность в воздухе;
  • защита от обнаружения;
  • длина и продолжительность полёта.

Критерии, которыми должен обладать идеальный военный самолёт, постоянно меняются, так как каждая новая из моделей модифицируется и переоборудуется. К огромному сожалению, для того чтобы наработать опыт и понять, что именно нужно для создания мощного истребителя, приходится платить - размером в человеческие жизни.

Особенности самых известных машин современности

Как известно, каждый «воздушный боец» имеет несколько своих характеристик, с которыми мы сейчас попробуем разобраться, а в конце подведём итоги и сделаем предположения, кто действительно может войти в топ-10 лучших истребителей мира. Для сравнения мы выбрали представителей различных стран-производителей, но лидируют в топе всё-таки русские и американские разработчики.

  • F-22 raptor;
  • Су-35С;
  • F-35Lightnig;
  • T-50;
  • Messershmitt Me.262 «Schwalbe»;
  • Миг 25;
  • British Aerospace Sea Harrier;
  • Mitsubishi A6M;
  • F-16 Fighting Falcon;
  • Германский Typhoon;
  • Gripen;
  • Rafale;
  • F-15 Eagle.

F-22 Raptor

Начнём с разработки известной фирмы под названием Lockheed Martin - F-22 Raptor.

F-22 Raptor

Эта модель является самым дорогим истребителем во всём мире. Всего таких боевых машин произведено 145 штук. Это единственный в своём роде многоцелевой самолёт, который может развивать скорость без форсажа больше 1,5 маха. Укомплектован двумя двигателями, поэтому имеет большую . Как говорится: «Кто быстрее противника обнаружил, тот и победил в схватке». Благодаря технологии «Stealth», которой оборудован истребитель, он менее заметен в воздухе.

Видео о самолёте «F-22 Raptor»:

Вторым претендентом на звание лучшего мы определили Су-35С

Это боевая машина, которую большинство считает самой мощнейшей разработкой, относящейся к классу 4++.


Су-35С

Единственный фактор, который отделяет Су-35 от пятого поколения самолётов - это отсутствие технологии «Stealth». Но несмотря на это, истребитель включает несколько видов вооружения:

  • управляемое ракетное бомбардирование по типу «воздух-земля»;
  • неуправляемое ракетное;
  • управляемое ракетное типа «воздух-воздух»;
  • стрелково-пушечное бомбардирование;
  • бомбовое.

Для того чтобы истребитель мог работать автономно и в ситуациях, при которых отсутствует связь со спутниковыми навигационными системами, а пилот мог держать связь с наземными службами, он укомплектован инерциальной навигационной электронной системой БИНС-СП2. Особенностью этой модели, как отмечают эксперты, является его манёвренность. Он способен совершать разворот в горизонтальной плоскости без существенного снижения скорости полёта. Максимальная скорость на большой высоте составляет 2500 километров в час. Дальность полёта - 3600 километров.

Видео о самолёте «Су-35С»:

F-35 Lightning

Это боевая воздушная машина пятого поколения, которая оборудована одним двигателем Pratt&Whitney.


F-35 Lightning

Силовая установка для этой модели разрабатывалась сотрудниками компании Rolls-Royce. Есть три типа модификации истребителя F-35 Lightning:

  • F-35A - стандартная разработка;
  • F-35B - версия истребителя с вертикальной посадкой и существенно укороченным взлётом;
  • F-35C - версия, предназначенная для палубного вида авиации, взлёт типа катапульта, посадка - аэрофинишёр.

Особенностью F-35 Lightning является уникальный шлем пилота. Он находится пока что на стадии разработки, но его функциональность просто поражает. Благодаря современным инновационным технологиям, пилот может видеть сквозь кабину истребителя даже в и в инфракрасном диапазоне. На визоры экипажа подаётся все самая необходимая информация навигации для ведения боя. Способен развивать скорость 1900 км в час.

Видео о самолёте «F-35 Lightning»:

Т-50

Может претендовать на место в линейке лучших, пока что находится в разработке, старт его производства запланирован на 2015 год.


Т-50

Главной должен быть большой радиус поражения. В боевом арсенале истребителя будет высокоточное оружие и РЛС с решетчатой фазированной антенной. Взлётная масса истребителя составляет 20 тонн. Он развивает скорость до 2,5 М. Средняя скорость - 2600 километров в час.

Видео о самолёте «Т-50»:

Messershmitt Me.262 «Schwalbe»

Это первый в мире боевой истребитель, который был способен развивать 900 км в час.


Messershmitt Me.262

Бортовое оружие его включает четыре 30-миллиметровые пушки с сотней снарядов, а также 24 неуправляемые ракеты.

Видео о самолёте «Messershmitt Me.262 «Schwalbe»»:

Миг 25

Разработка советских учёных, которая прошла длинный путь к совершенству и теперь принадлежит к пятому поколению.


Миг 25

Данный сверхзвуковой перехватчик в своё время установил 29 рекордов. В режиме разведки самолёт становится намного легче и разгоняется до 2,8 М. Особенностью истребителя является его способность захватить в полёт более 2 тонн бомб.

Видео о самолёте «Миг 25»:

British Aerospace Sea Harrier

Истребитель вертикального типа взлёта и такой же посадки.

Этот самолёт вот уже на протяжении длительного времени находится на вооружении Морской пехоты в США.


British Aerospace Sea Harrier в небе

Секретом в разработке было создание подъёмной тяги, над которой британские авиаконструкторы трудились не один год. Разработчики использовали единый силовой агрегат - Rolls-Royce Pegasus c отклоняемым вектором тяги.

Видео о самолёте «British Aerospace Sea Harrier»:

Mitsubishi A6M

Называют «самолётом-загадкой», так как разработчикам Mitsubishi удалось сочетать несочетаемое - манёвренность и рекордную для истребителя дальность полёта, составляющую 2600 км при снаряжении в 2,5 тонны.


Mitsubishi A6M

Mitsubishi A6M - это воплощение самурайского духа, который своим внешним видом презирает и все, что с ней связано. Это можно понять по тому, что истребитель японского производства полностью лишён брони.

Видео о самолёте «Mitsubishi A6M»:

F-16 Fighting Falcon

Обладает огромным преимуществом в оптическом обзоре, так как укомплектован безпереплётным фонарём.


F-16 Fighting Falcon

Скорость разворота истребителя - 21,5 градусов в секунду. За секунду истребитель набирает высоту 294 метра. Это довольно неплохой показатель. F-16 Fighting Falcon оборудован огромным комплектом вооружения, он способен применять в бою неуправляемые и управляемые, а также антирадарные ракеты.

Видео о самолёте «F-16 Fighting Falcon»:

F-15 Eagle

Это по версии BBC настоящий «убийца», за свою историю существования он принёс 104 победы без единого поражения.


F-15 Eagle

Сбить эту воздушную машину так никому и не удавалось. Таким показателем, как у F-15 Eagle, не может похвастаться на сегодня ни один из существующих истребителей. Модель истребителя способна вести активный бой даже в экстремальных условиях - в дневное время или ночью, в любых непредвиденных метеорологических условиях, на маленьких высотах и больших.

Видео о самолёте «F-15 Eagle»:

J-10

Также не должен быть обойдён вниманием, так как китайские авиаконструкторы постарались на славу.


J-10

Этот истребитель называют «уткой» из-за его специфической конструкции. Горизонтальный руль истребителя перемещён больше вперёд и находится практически в передней части крыла. Когда пилоту требуется направить самолёт вверх, вместо привычного опускания компоновка самолёта поднимает его нос и этим самым увеличивает его скорость подъёма. Безхвостовая система J-10 при всех особенностях является аэродинамически неустойчивой, особенно если речь идёт о сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя может состоять из одного или двух человек. Есть функция дозаправки в режиме полёта.

Видео о самолёте «J-10»:

Германский Typhoon

Поражает разнообразием материалов, из которых он произведён.


Typhoon

В изготовлении принимали участие и карбоновые композитные рёбра, и углеродные композиты, и титан, и даже алюминиево-литиевые сплавы. Технология Стелс делает самолёт визуально невидимым даже на маленьком расстоянии от противника. Вооружён пушкой Маузер ВК27, а также ракетами «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Видео о самолёте «Typhoon»:

Gripen - шведский истребитель четвёртого поколения

На сегодня является одной из главных воздушных боевых машин страны.


Gripen

Этот истребитель способен безупречно выполнять одновременно несколько боевых задач, а именно - быть штурмовиком и разведчиком. Оборудован турбовентилятором Volvo Aero RM12, благодаря которому способен развивать дальность полёта 2800 километров.

Видео о самолёте «Gripen»:

Rafale

Является французским боевым самолётом, который может выполнять большой спектр задач на коротких и дальних от противника расстояниях, в том числе безупречно поражать своего противника и на море, и на земле.


Rafale

На разработку этого истребителя французское правительство выделило 3 миллиона евро. В марте 2007 года этот истребитель на вооружения взяло НАТО. Он оборудован двухконтурным турбореактивным двигателем. Развивает скорость 1900 километров в час, боевой радиус составляет 1800 километров.

Видео о самолёте «Rafale»:

Каждая война и воздушный боевой конфликт вводят свои правила и особенности ведения боевых действий, поэтому, читая характеристики всех вышеперечисленных воздушных боевиков, достаточно сложно с первого раза определить, кто является лидером среди них. Пока что первенство отдают F-22 raptor, но каждый из истребителей постоянно подвергается доработкам и обновлениям, поэтому меняется очень быстро. На сегодня существует пять поколений воздушных машин, шестое поколение, которое будет обладать ещё большими инновациями, пока что находится на стадии разработки и полностью засекречено. Чем же удивит мир истребитель шестого поколения, нам остаётся только гадать.

С первых шагов человечества в покорении неба мир постоянно наблюдал эволюцию военной авиации. Истребители всегда приходили на выручку в военных и локальных конфликтах, выполняя сложнейшие операции. На сегодняшний день эта разновидность самолетов достигла в своем развития несказанно высокой точки прогресса. В наше время уже никого не удивить возможностью человека пребывать в воздушной стихии, но вот высокая технологичность, колоссальная боевая оснащенность боевых истребителей и масса возможностей, которые открываются перед ними, действительно поражают разум и будоражат воображение. Богатство мощи и разнообразия этих боевых машин побуждает создать рейтинг самых лучших истребителей в мире .

10. Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Открывает топ-10 лучших истребителей Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Он находится на вооружении армии США и является палубным истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком. Боевые машины такого вида очень популярны для размещения на авианосцах. Этот истребитель оснащен 6-ствольной пушкой, которая способна вести огонь со скоростью 6000 выстрелов в минуту. Девять внешних креплений подвести позволяют оснастить самолет широким рядом различного вооружения, среди которого: ракеты – простые и с лазерным наведением, множество типов бомб, а также вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу против вражеских кораблей, и системой, препятствующей отслеживанию самолета на радарах.

9. Saab JAS 39 Gripen

На вооружении шведской армии вот уже тридцать лет стоит боевой истребитель Saab JAS 39 Gripen, который занимает 9-е место в нашем рейтинге. Его первый показательный полет состоялся в 88-ом году прошлого столетия. На сегодняшний день эта боевая машина оснащена одними из лучших технологий мира. Истребитель четвертого поколения был создан специально для эффективного ведения боевых действий в условиях скандинавской местности – ограниченности равнин и суровости погоды. Вооружение Saab JAS 39 Gripen составляют: 30-миллимитровая пушка, различные типы бомб (в зависимости от необходимости), несколько типов ракет (управляемые и неуправляемые).

8. МИГ-35

Гений российского военного воздушного вооружения – истребитель МИГ-35. Этот самолет планируется поставить на вооружение только в этом (2018-м) году, но он уже зарекомендовал себя как один из лучших истребителей, хотя и не показывал себя еще на боевом поприще. МИГ-35 превзошел своего предшественника по множеству параметров. Так, этот истребитель расходует меньше топлива, кислородная станция вырабатывает больше кислорода, а длительность работы автопилота во время прицеливания продлена для того, чтобы у пилота было больше возможности ведения точного огня по противнику. В том числе российским инженерам удалось снизить стоимость выпуска истребителя, для сравнения – французская сторона тратит на создание самолетов подобного типа в 2–3 раза больше средств.

7. F-16 Fighting Falcon

Седьмую строчку в рейтинге истребителей занимает американский F-16 Fighting Falcon. В свое время эта боевая машина была лидером в числе наиболее популярных в мире – низкая стоимость ее производства и высокие показатели качественных характеристик позволили военным заводам США выпускать эти машины в больших количествах для экспорта в другие страны. В настоящий момент на весь мир приходится свыше 4700 истребителей F-16 Fighting Falcon. Эти боевые машины успели проявить себя более, чем в ста боевых операций по всему миру.

6. Eurofighter Typhoon

Боевой истребитель Eurofighter Typhoon является детищем сразу четырех стран ЕС, доказавший свою эффективность в реальных вооруженных конфликтах. Одним из основных достоинств этого самолета является возможность создавать помехи на вражеских радарах, что позволяет вести корректировку полета управляемых ракет. Это, в первую очередь, повлияло на то, что Eurofighter Typhoon стал очень «живучим» – попасть в истребитель с такой системой довольно непросто. Также Тайфун превосходит свои аналоги в дальности ведения огня (аж на 100 км). На сегодняшний день в мире насчитывается порядка пятисот таких истребителей, и каждая боевая машина изготовлена по уникальной технологии.

5. Dassault Rafale

В списке самых мощных истребителей оказалась и гордость французских вооруженных сил – Dassault Rafale. Создатели утверждают, что единственным фактором, который препятствует невероятному подъему этой боевой машины является ее высокая стоимость. Dassault Rafale уже 50 лет находится на вооружении армии Франции, он несколько раз отлично показывал себя в вооруженных конфликтах. Однако сегодня этот истребитель используется только для проведения учебных и показательных полетов. Также его название нередко фигурировало при авиакатастрофах, но французская сторона каждый раз утверждала, что причиной тому стал человеческий фактор.

4. Lockheed Martin F-35 Lightning II

Еще одной разработкой американских ВВС стал Lockheed Martin F-35 Lightning II, призванный заменить устаревшие самолеты этого поколения. Истребитель поступил на вооружение как военно-морского флота США, так и сухопутных войск – он активно используется на авианосцах флота из-за небольшой дистанции разбега при взлете, и торможения – при посадке. Также Lockheed Martin F-35 Lightning II способен производить вертикальный взлет. После разработки и выхода истребителя в серийное производство он был экспортирован и в другие страны мира, первой из которых была Великобритания. Самолет оснащен передовой электроникой и мощным вооружением.

3. Су-35С

На третьей строчке рейтинга расположился один из лучших российских истребителей. Су-35С совершил свой первый боевой вылет в 2008 г. По качественным характеристикам истребитель можно отнести к 5-му поколению. Аналитики США окрестили Су-35С самой опасной и смертоносной моделью из всех, что когда-либо были созданы в СССР и России. На сегодняшний день часть характеристик и боевых возможностей истребителя держится вооруженными силами в строжайшей секретности, потому полноценно оценить его боевой потенциал пока не представляется возможным.

2. Су-57

Совершенно новое достижение отечественной военной индустрии – Су-57. Истребитель пятого поколения признается отечественными конструкторами как лучший истребитель российской авиации. На сегодняшний день эта боевая машина стоит на одной ступени с американским «Раптором». Главной особенностью Су-57 является возможность вести бой сразу с несколькими противников, которые могут находиться как в воздухе, так и на земле. В настоящее время конструкторы работают над улучшенной маскировкой истребителя. Самолет оснащен передовой в мире электроникой и невероятно смертоносным вооружением.

1. Lockheed Martin F-22 Raptor

На первой строчке рейтинга «лучшие истребители мира» располагается американский Lockheed Martin F-22 Raptor. В действительности он делит пальму первенства с российским Су-57. Раптор – истребитель 5-го поколения, представленный публике во второй половине 90-го года. Он способен выполнять множество целей и боевых задач. На данный момент Раптор признан, как передовая разработка американских конструкторов в этой сфере. В числе преимуществ боевой машины – полная незаметность для вражеских радаров. Lockheed Martin F-22 Raptor охарактеризован как истребитель с высокой маневренностью, низким расходом топлива и сравнительно небольшой массой. Зарегистрировано всего два случая потери этих истребителей в боевых операциях.

Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт. Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях. Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.

9 место - Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.

8 место – МиГ-25

Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet.
Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.
Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик - еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.

7 место - British Aerospace Sea Harrier

Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете - вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.
Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.

6 место – Mitsubishi A6M

Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.

5 место – F-16 «Fighting Falcon»

Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма.
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 - 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 - 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 - до 7,5 тонн.

Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км.

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора - 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество - система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.

Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей Falcon"а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.

4 место – МиГ-15

Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну.
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.
И еще один важный момент, - МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.

3 место - Messerschmitt Bf.109

Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.
104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин.
Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.

2 место - МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.

Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» - недопустимо мало.

1 место – F-15 «Eagle»

Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 "боевых" вылетов, из них 233 - в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 - F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.

Ни для кого не секрет, что самолеты являются самым быстрым видом транспорта. Некоторые из них способны развивать скорость вплоть до 1500 километров в час. При этом скорость является решающим фактором в военной промышленности. По этой причине мы рассмотрим самые быстрые истребители в мире. Речь идет об уникальных разработках, отличающихся мгновенной реакцией и удивительным маневрированием. Для последних истребителей рубеж в 2000 километров в час – далеко не предел. При этом многие страны выделяют огромные деньги на вооружение, что сказывается на появлении уникальных, нижеуказанных аналогах.

Рейтинг самых быстрых истребителей открывает Dassault Rafale. Этот летающий аппарат выполняет огромный спектр задач. В миссии воздушного судна входит преодоление не только близких, но и дальних расстояний. Рафаэль оснащен множеством мощных орудий, предназначенных для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. На большой высоте его скорость составляет 1,8 Маха или 1900 километров в час. Истребитель был разработан ВМС Франции еще в 2004 году. Но по сегодняшний день истребители, которых в мире насчитывается всего 145 единиц, считаются одними из быстрейших.

Полное название истребителя Saab JAS 39 Gripen. Уникальное воздушное средство было разработано шведской компанией под названием СААБ. Впервые в эксплуатацию истребитель был представлен в 1997 году. ВВС Швеции неоднократно модифицировали модель. В настоящее время максимальная скорость оружейного открытия составляет 2200 км/ч или 2.0 Маха. За время производства было создано около 270 самолетов. При этом 204 единицы по сегодняшний день функционируют для обеспечения безопасности Швеции.

Военный самолет является одним из самых быстрых в Индии и во всем мире. Скорость 2.3 Маха. Данное средство может приземляться даже на неподготовленные аэродромы и морские судна. Отличается хорошей манёвренностью. Всего выпущено близко 1500 таких самолетов, что обусловлено их выносливостью и износостойкостью. Истребитель может вести долгий, активный бой, не теряя скорости и резкости. Стоит отметить, что индийские производители добились высоких достижений в изобретении воздушных транспортных средств. Ежегодно они выпускают огромное количество самолетов, многие из которых используются в военной промышленности всего мира.

Как уже оговаривалось, Индия является одной из ведущих стран в области изобретения военной техники. Вероятно, попытки модифицировать МиГ-29 привели к созданию еще одного из самых быстрых истребителей на планете - МиГ-23. Скорость транспортного средства на большой высоте составляет 2 445 км/ч. Речь идет о многоцелевом истребителе, который в 80-х годах принимал участие во всех известных вооруженных противостояниях. В настоящее время самолет находится на вооружении Сирии, Ливии и даже Индии.

Представитель вооруженных сил Германии Typhoon был введен в производство в 2003 году. Максимальная скорость истребителя достигает 2.0 Маха или 2450 км/ч. Стоит отметить, что это невидимый самолет, то есть Стелс. Большая часть корпуса этого наземного транспорта изготовлена из специального покрытия, которое блокирует электромагнитные волны. При этом боевой радиус истребителя составляет 1390 км. Поразительные результаты. Многоцелевой самолет также используют в Великобритании и Италии. Всего в мире существует близко пятисот таких истребителей.

Пятая строчка достается советскому военному судну Су-27. Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

К самым быстрым истребителям на планете следует отнести Грумман F-14, скорость которого достигает 2485 километров в час. Уникальный самолет был разработан специалистами компании Grumman Aircraft Engineering Corporation. Первый аналог появился в 2006 году. На данный момент ведутся активные поставки самолетов в Иран, где истребитель состоит на вооружении. Речь идет о надежном перехватчике, который может сопровождать сразу 4 цели. При этом он может одновременно захватывать до 6 целей. Известно о существовании 712-и истребителей.

Скорость этого самолета равна 2 650 км/ч. Разработка была представлена специалистами из США. В своем классе самолет является безукоризненным лидером, так как отличается отличной манёвренностью. Тактический истребитель появился в 1976 году. При этом его производство запланировано до 2025 году для вооружения Америки. Ежегодно сотрудники ведущих компаний добавляют новшества, позволяющие усовершенствовать реакцию и маневры самолета. Всего известно о существовании 1500 таких изделий. Все находятся в США.

Самым быстрым истребителем в мире считается МиГ-31 со скоростью в 3000 километров в час. По названию, Вы уже догадались, что он принадлежит к достоянию России. Привлекает обширными возможностями. Истребитель способен перехватывать цели и уничтожать вражеские объекты на больших, малых и средних высотах. Также определяет ложные тепловые цели. Впервые появился в 1981 году. Не стоит говорить, что с тех пор прошел массу модернизаций. Максимальную скорость развивает на высоте от 25 километров.


Top