Типы сельских поселений. Презентация на тему: "Живут на свете разные народы с давних пор

Технологическая карта урока географии

Где живут люди: города и сельская местность

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные виды поселений: города и сельские поселения

Задачи урока

1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Города, сельские поселения. Их отличия друг от друга

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить? (ответы обучающихся)

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Посмотрите, я принесла с собой черный ящик. Как вы думаете, что в нем может находиться? (ответы детей ) Подсказываю, эти предметы связаны с темой нашего урока (ответы детей )

(достаю из ящика трамвайчик, лошадку и корову ). Почему я их принесла к нам на урок. Как они могут быть связаны с темой урока? Какие ассоциации они вызывают у вас? (ответы детей )

И так как будет называться тема нашего урока?

А прочитайте, что у меня написано.

ЕЫННЕЛЕСАН ЫТКНУП (НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ) Запишите в свой рабочий лист

А какую цель поставим? (ответы детей ) Запишите в свой рабочий лист

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Что такое поселение?


Какие бывают города и сельские поселения?

Чем различаются поселения разных типов


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей )

Используя текст учебника, дайте определение «поселению» или «населенному пункту»

(Места, где проживают люди, получили название поселений или населенных пунктов)

Как они распространены по поверхности Земли? (они встречаются между 78 0 с.ш и 54 0 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря)

Какие виды населенных пунктов существуют? (города и сельские поселения)

Сделайте записи в своем рабочем листе.

И так, мы выяснили, что такое поселения. Что нам нужно дальше узнать? (чем различаются поселения разных типов?).

Проблемный вопрос: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Сейчас работаем группами. Первая группа работает с сельскими поселениями, вторая группа с городом. Ваша задача: найти характерные черты каждого типа поселений. Результат вашей работы – заполненная таблица. Вам в помощь вопросы - подсказки.

Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе

Сфера жизни

Сельские поселения

Города

Жилищные условия

Какие дома преобладают?

Преобладают одноэтажные дома с печным отоплением

Преобладают многоэтажные дома со всеми удобствами

Занятия

Чем занята большая часть населения?

Сельским хозяйством

Работаю на промышленных предприятиях, в торговле, на транспорте

Ритм жизни

Какой ритм жизни: спокойный или быстрый? Связан ли с природными ритмами?

Спокойный, связан с природными ритмами

Напряженный, искусственный (по жесткому расписанию)

Передвижение

На чем передвигается большая часть населения?

Большая часть населения ходит пешком

Большая часть населения передвигается на автобуах, трамваях и т.д

Общение

Все знают все друг о друге; внешний контроль за поведением каждого

Незнание жизни окружающих

Питание

Какие продукты преобладают в рационе?

Продукты, выращенные на собственном участке

Продукты, купленные в магазине

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, противоположная группа делает записи в рабочий лист (отчет групп о выполненной работе)

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

А сейчас давайте сделаем вывод? Так какой же населенный пункт называется городом? (ответы детей) . Сделаем запись в рабочем листе.

Где и когда появились первые города? А в нашей области есть города? Назовите их.

По численности населения города бывают: малые до 50.тыс., средние 50-100 тыс., крупные более 100 тыс., миллионеры более 1 млн. человек. Как вы думаете, к какой группе относятся наши города? (ответы детей )

А что называется городской агломерацией? Где расположена самая крупная? А в России есть городские агломерации? Как они называются? (ответы детей )

А какие функции могут выполнять города? Сделайте записи в рабочий лист.

Хорошо работаем теперь с сельскими поселениями. Давайте сначала дадим определение, что такое сельская местность? (территория вне города). А какие поселения мы будем называть сельскими? Запишите свое определение в рабочий лист.

А сейчас давайте посмотрим, какие типы сельских населений есть в разных уголках планеты. Для этого выполним следующее задание: в рабочем листе есть рисунки сельских поселений. Я буду вам читать определение пункта, а вы должны догадаться, о чем идет речь.

    Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок)

    Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор)

    Крупное казачье поселение (станица)

    Крупное поместье в Бразилии. Так же называется программа на 1 канале (фазенда)

    Населенный пункт в горах. С тюркского языка – «селение» (аул)

    Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня)

    Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо)

    Поселок в Средней Азии. С тюркского языка – «зимовье» (кишлак)

    Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

А мы с вами живем, в каком населенном пункте? Какие черты города можно отметить? Какие черты сельской местности у нас проявляются? А вы знаете, что в 2011 г. у нас состоялся референдум, где большая часть населения высказало свое желание, о том, что пгт Серышево должно стать селом. А вы как считаете? (ответы детей).

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами зашифрована известная пословица. Прочитайте ее?

АБВГВСЯКИЙЕДИ

КУЛИКНОПРОМС

ВАРТЫФСВОЕБД

ТОБОЛОТОРВСК

ДЛХАЧВАЛИТСИ

Всякий кулик хвалит свое болото. Как вы понимаете данную пословицу? Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, расхвалить населенные пункты. Сейчас меняемся: первая группа хвалит – город, вторая – село.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Что вы можете сказать сейчас по этому поводу (Пожалуй, нет. Все люди разные: одному нравится бешеный темп жизни среди небоскребов, другому спокойная жизнь в маленьком городке, третий не может жить нигде, кроме как в родном ауле в горах. Для одних самое важное – интересная работа, для других чистый воздух, для третьих – доброжелательные соседи, для четвертых – теплый климат и т.д. поэтому для общества в целом и для каждого конкретного человека важны и нужны самые разные города и села)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 15

Задание на выбор:

Создайте презентацию или буклет по теме «Необычные города»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на стены, на них высказывание великих людей. Подумайте 5 сек., и скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Познание начинается с удивления

Аристотель

Я знаю, что ничего не знаю .

Сократ

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму

Позволь мне сделать самому,

И я научусь

Конфуций

Условные знаки для схемы внешнего расселения:

Крупные (или большие) поселения городской формы расселения;

Средние поселения городской формы расселения;

Малые поселения городской формы расселения;

Поселения сельской формы расселения;

Поселения смешанной (сближенной) формы расселения;

Основные автодороги;

Ж/д пути сообщения;

Основные водоемы и водотоки;

Варианты характеристики внешнего расселения :

а) преимущественно городское расселение;

б) преимущественно сельское расселение;

в) смешанное расселение, сочетающее в почти равных долях А) и Б) или имеющее смешанные черты, не позволяющие отнести его к первым двум формам расселения.

3. Характеристика внутригородского расселения и его планировочной структуры.

А) Охарактеризовать основной тип сложившегося внутригородского расселения Вашего поселения как:

а) поселковый;

б) городской;

в) межселенный.

Б) Схематично нарисовать план Вашего поселения, выделив на нем следующие ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ и обозначив их следующими условными знаками:

а. зона (ы) центра поселения;

б. жилая зона (зоны) поселения;

в. производственная зона (зоны) поселения;

г. зона (ы) отдыха - рекреационная зона (зоны) поселения;

д. коммунально-складская зона (зоны) поселения;

е. санитарно-защитная зона (зоны) поселения;

ж. другие функциональные зоны, если они имеются.

В) Дать характеристику сложившегося функционального зонирования Вашего поселения, употребив такие варианты определения, как:

Параллельное расположение основных функциональных зон;

Перпендикулярное расположение функциональных зон;

Расчлененное расположение функциональных зон;

Чересполосное или хаотичное расположение функциональных зон.

Иное, если Вы его видите в своем поселении.

Г) Охарактеризовать в целом планировочную структуру Вашего поселения, выбрав из приведенных ниже вариантов ее описания :

1. закрытая структура («заперта» со всех сторон какими-то преградами, которые нужно «перешагивать» в случае дальнейшего расширения территории поселения);

2. открытая планировочная структура;

3. статичная планировочная структура;

4. динамичная планировочная структура;

5. компактная планировочная структура (вся территория поселения имеет единый, не расчлененный массив размещения);

6. расчлененная структура (указать, чем она разбита на части – естественными и (или) искусственными, антропогенными, преградами и препятствиями. Например – овраги, реки, холмы или горы, ж/дорожные пути, особо охраняемые природные объекты, запретные зоны и др.).

7. рассредоточено – централизованная планировочная структура (с компактным расположением отдельных частей города около одного основного жилого массива);

8. рассредоточено-групповая планировочная структура (образованная разрозненными равновеликими функциональными зонами);

9. рассредоточено-линейная планировочная структура.

4. Характеристика застройки поселения по его этажности и возрасту .

Для выполнения этого задания предлагается приблизительно оценить в %% соотношение видов застройки в Вашем поселении (если оно имеет несколько районов, то по отдельным жилым районам) по этажности и по времени постройки (по возрасту), заполнив для этого следующие таблицы:

Таблица 1. Примерное соотношение вида застройки по этажности в жилой зоне поселения N

Виды застройки по этажности, %%

Высотная застройка

(более 15 этажей)

Многоэтажная застройка

(более 5 этажей)

Среднеэтажная застройка

(4-5этажей)

Малоэтажная застройка

(2-3 этажа)

Усадебная застройка

(1-2 этажа)

Таблица 2. Примерное соотношение вида застройки по возрасту в жилой зоне поселения N

Поселение или его жилой район №…

Виды застройки по возрасту, %%

Историческая застройка

(старше 100 лет)

Первая советская

застройка

Послевоенная застройка

(сталинская)

Застройка времени первых пятиэтажек

Застройка 60-х

80-х годов

Новейшая застройка

(после 1991 г.)

Существуют десятки вариантов классификации сельских поселений средневековой Западной Европы. Из всего их многообразия можно выделить два основных типа поселений - это крупные компактные (села, деревни, полуаграрные городки) и мелкие разбросанные (хутора, выселки, отдельно расположенные дома-фермы). Компактные поселения, деревни по своей планировке сильно отличаются друг от друга; так, например, различают «ядерные», кучевые, линейные и другие типы деревень. В первом типе «ядром» поселения является площадь с расположенной на ней церковью, рынком и т.п., от которой отходят в радиальном направлении улицы и переулки. В уличной деревне основу планировки чаще всего составляют несколько улиц, под разными углами перекрещивающиеся друг с другом. Дома в такой деревне расположены по обеим сторонам улицы и обращены фасадами друг к другу. В линейной деревне дома располагаются на одной линии - вдоль дороги, реки или какой-либо складки местности - и часто только по одной стороне дороги; иногда таких улиц в деревне могло быть несколько: например, в горных местностях дворы нередко составляли два ряда, из которых один идет у подножья склона, другой параллельно ему, но несколько выше. В кучевой деревне дома беспорядочно разбросаны и связываются между собой проулками и проездами.

Не менее разнообразны варианты мелких поселений. Обычно хуторами считают населенные пункты, в которых 10-15 дворов (в Скандинавии - до 4-6 дворов). Однако эти дворы могут или концентрироваться вокруг какого-либо центра (площадь, улица), или лежать довольно далеко друг от друга, будучи связаны лишь общим пастбищем, пахотой, управлением и т.п. Даже отдельные постройки и те требуют своей классификации: ведь крупные, в несколько этажей фермы равнинных мест несравнимы с небольшими хижинами горных жителей.

Многоликая картина поселений средневековой эпохи сохранилась до наших дней: подавляющее большинство населенных пунктов континента, как полагают, возникло еще до XV в. При этом в их возникновении можно подметить определенные закономерности. Так, система открытых полей чаще всего сочеталась с компактными поселениями. Средиземноморская система хозяйствования допускала существование разных типов населенных пунктов, но начиная с XV в. в местах наибольшего развития аграрных отношений (Средняя Италия, Ломбардия) доминирующими стали отдельные дома-фермы. На распространение того или иного типа поселений влияли и географические факторы: в равнинных местностях, как правило, преобладали крупные деревни, в горных - мелкие хутора. Наконец, решающую роль во многих случаях играли исторические особенности развития каждой местности и, в первую очередь, характер ее заселения. Например, военной колонизацией объясняется преобладание крупных поселений в Восточной Германии и в центральных областях Пиренейского полуострова. Освоение бывшего леса, болот, низменных приморских территорий вело к распространению мелких форм поселений - хуторов, выселок, заимок с отдельными строениями. На характер поселений влияли и порядки, свойственные прежнему населению этой местности (кельтам, славянам и т.д.). Впрочем, все эти закономерности проявлялись далеко не всегда; например, во Фриуле, рельеф которого представляет всю гамму ландшафтов от Альпийских гор до лагунной низины, распределение типов поселений было обратным указанному выше: в горах - компактные многодворные села, на равнине - изолированные дома. Следует учесть также, что характер доминирующего типа поселения на протяжении средневековья мог неоднократно меняться. Так, в Англии в кельтскую эпоху преобладали мелкие поселения, но уже первая волна англосакского нашествия привела к увеличению удельного веса крупных деревень, так как завоеватели предпочитали селиться большими родовыми группами. В целом в раннее средневековье компактные виллы-общины в Центральной, Южной и Восточной Англии были преобладающими. Дальнейшее расселение населения шло путем отпочкования от крупных поселений мелких выселок; их количество еще более выросло в период внутренней колонизации. В итоге во многих сельских районах страны уже к XV в. господствующим типом поселений стали мелкие разрозненные поселения. Позже в результате огораживаний многие деревни были заброшены и количество мелких хуторов и отдельных ферм еще более возросло.

В Германии границей между различными типами поселений была Эльба. К западу от нее доминировали кучевые деревни, мелкие поселки беспорядочной формы, хутора и отдельные строения, иногда имеющие какой-либо

Сельские поселения Центральной Европы:
1 - кучевые и ядерные деревни; 2 - хутора и мелкие селения; 3 - отдельные хозяйства; 4 - мелкие кучевые и ядерные деревни более упорядоченного типа (районы колонизации); 5 - крупные уличные и ядерные деревни; 6 - хутора-заимки; 7 - более поздние формы поселений

общий центр или, наоборот, располагающиеся вокруг пахотного массива. Мелкие деревни и хутора были также распространены в восточных землях (Лаузиц, Бранденбург, Силезия, чешские территории); здесь их наличие нередко объясняется формой предыдущих славянских поселений. В основном же Восточная Германия - область господства крупных деревень уличного или линейного типа, а также более мелких поселений, выросших на местах лесных расчисток или в гористой местности, но носящих такой же упорядоченный характер.


Типы сельских поселений Италии:
1 - крупные села и аграрные городки; 2 - хутора и горные поселки; 3 - отдельные дома и хозяйства; 4- смешанные формы селений

На севере и северо-востоке Франции подавляющим типом были крупные села; здесь грань между мелким городом и такой деревней была невелика. В остальных же районах страны (Центральный массив, Мэн, Пуату, Бретань, восточная часть Иль-де-Франса) господствовали мелкие поселения, хутора. В Аквитании, Тулузском районе, Лангедоке со времен развитого феодализма картина стала несколько иной: многовековые войны вызвали к жизни иной тип поселений - бастиды, укрепленные центры, построенные по определенному плану; в них стали стекаться жители прежних поселков.

Картина испанских поселений также менялась по мере хода Реконкисты. Издавна север и северо-запад полуострова представляли собой территорию, занятую мелкими хуторами и разбросанными поодиночке строениями, однако к началу Реконкисты в пограничных с арабами землях Леона и Старой Кастилии шел процесс укрупнения населенных пунктов. На отвоеванных землях Новой Кастилии господствующим типом поселений стали редкие, но крупные по размерам села или - на севере области - мелкие хуторки, группирующиеся вокруг укрепленного замка. Такие же крупные деревни доминировали и в Португалии к югу от Тахо; однако к северу от нее наиболее распространенным типом поселений оставались хутора.

Картина итальянских поселений не менее разнообразна. Большую часть юга полуострова занимали крупные деревни, местами смешанные с мелкими выселками и хуторами; лишь в Апулии и Калабрии господствовали разбросанные мелкие хутора. Крупные села и полуаграрные городки доминировали также на юге Центральной Италии. В северной же части Лацио, Марке, Тоскане, Эмилии, значительной части Ломбардии, Венето и Пьемонте наиболее распространенным типом поселений были мелкие деревушки, хутора и отдельные фермы - подере.

Наличие господствующего типа поселений в каждой из областей континента совсем не отрицало существования в ней селений другого типа. Как правило, почти в каждой местности были и крупные деревенские пункты, и мелкие поселки, а то и отдельные дома-фермы. Речь идет лишь о преобладающем типе поселения, определяющем лицо данной территории.

Типы поселений на территории Русского Севера

Наиболее ранней формой сельских поселений является погост, представляющей собой объединение на основе общинного землевладения значительного количества крестьянских хозяйств-семей. В писцовых книгах термин «погост» упоминается уже в XII в. и имеет два значения: центрального поселения и административного округа.

Административный центр - «погост-волость» составлял сельскую общину, со временем границы общины сузились, и внутри одного погоста могло находиться несколько общин. Община являлась податной единицей в системе древнерусского государства.

В центральном поселении - «погост-место» строилась церковь или храмовый комплекс, здесь происходили мирские сходы и съезды, сюда приезжали купцы - «торговые гости» (отсюда и термин «погост»).

Термин «свобода» (слобода) характеризует поселение ремесленников, выходцев из общины. Развитие слобод отражает процесс разложения сельской общины, отделения ремесла от земледелия.

Термин «село» в русских летописях появился в X в. и обозначал княжеское загородное имение, позднее поселение крестьян на господской земле и центральное селение, к которому тяготеют деревни. В XIX-XX веке под селом понимают крупное поселение с церковью. Село становится административным, торговым и общественным центром близлежащих деревень.

Деревня является основным типом поселений русских крестьян, первое упоминание относится к XI в. Первоначально деревни состояли из 1-3 дворов, позднее из 10-15.

Однодворное поселение называли - починок, выставку или окол. Часто починок был начальным звеном будущей деревни или села. В XVIII-XIX вв. на Севере починком или выставкой называют небольшие поселения, отпочковавшиеся от деревни или села в поисках лучших земель. Постепенно этот процесс привел к формированию на Севере гнезд (групп) селений.

Можно выделить три основных принципа застройки северных деревень:

1. Свободный - селения состоят из редко стоящих крестьянских дворов с произвольной ориентацией (сел Таратино).

2. Замкнутый - селения различной формы с расположением дворов вокруг площади, озера и т.п. (село Кузьминское)

3. Рядовой - это селения с однорядной, двухрядной, трехрядной или многорядной постройки, имеющие прямолинейную или криволинейную форму, с одно или двухрядной застройкой улиц (село Булкино). Избы в таких селениях тянутся вдоль берега или дороги.

Дома в селениях ставили на солнечную сторону, юг или восток, чтоб солнце как можно дольше согревало и освещало дом. В старых селениях дома второй линии старались ставить в промежутках между домами первого порядка, чтоб солнце попадало и в эти избы.

Схема застройки села Таратино. Ленский район. Архангельская область

Схема застройки села Кузьминское. Тарногский район. Вологодская область

Схема застройки села Булкино. Чарозерский район. Вологодская область

Схема застройки села Палуга. Лешуконского района. Архангельская область

Обследование и обмеры, проведенные Ю.С. Ушаковым на территории русского Севера, и выполненные на этой основе реконструкции селений и их гнезд, сформировавшихся к XVIII-XIX вв., позволяют говорить о высоком композиционном мастерстве народных зодчих в организации среды обитания, мастерстве, рождавшем селения индивидуальные и разнообразные, как сама природа.

Данные исследования дали возможность провести классификацию приемов архитектурно-пространственной организации северорусских селений и их гнезд относительно внешнего зрительного восприятия и по природно-географическим признакам.

В основу классификации относительно зрительного восприятия, положена степень раскрытия поселения к основным путям (водным и сухопутным):

1- Центрическая композиция , когда село воспринимается с многих направлений. В зависимости от широты раскрытия могут быть - с круговым восприятием (примерно 50%) и полукруговым (примерно 30%).

2- Линейная композиция это селения воспринимаемые с двух сторон (примерно 10%).

3- Фронтальная композиция , когда селения с фронтальным восприятием (примерно 5%).

4- Многоцентровая композиция , это селения имеющие равноценные композиционные акценты, воспринимаемые взаимно (примерно 5%).Бывают парные и с тремя и более центрами.

По природно-географическим признакам архитектурно-природные комплексы подразделяются на группы и подгруппы:

1. Приречные селения:

а. при малой реке;

б. при большой реке.

2. Приозерные селения:

а. приозерно-прибрежные;

б. полуостровные открытые;

в. полуостровные замкнутые;

г. островные открытые.

3. Приморские:

а. приморско-прибрежные;

б. приморско-приречные.

Селения с центрической композицией с круговым восприятием

Приречные

1. Приречные при малой реке

Село Верховье (Верхний Мудьюг) Онежского р-на Архангельской области, село Ратонаволок Емецкого р-на Архангельской области, село Кулига Дракованая Красноборского р-на Архангельской области, село Бестужево Октябрьского р-на Архангельской области, село Усть-Кожа (Макарьино) Онежского р-на Архангельской области.

Село Верховье. (Верхний Мудьюг). Онежский р-н. Архангельская обл.

План и панорамы

Село Турчасово Плесецкого р-на Архангельской области, село Ракулы Холмогорского р-на Архангельской области, село Заостровье Березнековского р-на Архангельской области, село Конецдворье Приморского р-на Архангельской области.

Село Заостровье. Березнековский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Приозерные

1. Приозерные прибрежные

Село Лядины Каргапольского р-на Архангельской области, село Вёгоруксы Медвежьегорского р-на Карелия, селол Типиницы Медвежьегорского р-на Карелия, село Щелейки Подпорожског р-на Ленинградской области.

Село Лядины. Каргапольский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приозерные полуостровные

Село Колодозеро Пудожского р-на Карелия, село Яндомозеро Медвежьегорского р-на Карелия, село Почозеро (Филиповское) Плесецкого р-на Архангельской области.

Село Колдозеро. Пудожский р-н. Карелия. План и панорамы

3. Приозерные полуостровные замкнутые

Деревня Семеново Плесецкого р-на Архангельской области, деревня Глазово Плесецкого р-на Архангельской области.

Деревня Глазово. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорама

4. Приозерные островные открытые

Кижский погост Медвежьегорского р-на Карелия, Водлозерско-Ильинский погост Пудожского р-на Карелия, село Лычный Остров Кондопожского р-на Карелия.

Село Лычный Остров. Кондопожскийо р-н. Карелия.

План и панорама

Приморские

1. Приморско прибрежные

Село Ковда Кандалакшинского р-на Мурманской области, село Пурнема Онежского р-на Архангельской области, село Кандалакша Кандалакшского р-на Мурманской области.

Село Ковда. Кандалакшинский р-н. Мурманская обл.

План и панорамы

2. Приморско приречные

Село Малошуйка Онежского р-на Архангельской области, село Шуерецкое Беломорского р-на Архангельской области, село Ненокса Северодвинского р-на Архангельской области.

Село Малошуйка. Онежский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Селения с центрической композицией с полукруговым восприятием

Приречные

1. Приречные при малой реке

Село Нижмозеро Северодвинского р-на Архангельской области, село Суланда Шенкурского р-на Архангельской области, село Поча Тарногского р-на Вологодской области, деревня Пелюгино Плесецкого р-на Архангельской области.

Село Нижмозеро. Северодвинский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приречные при большой реке

Село Подпорожье Онежского р-на Архангельской области, село Юрома Мезенского р-на Архангельской области, село Большой Посад (Кеврола) Пинежского р-на Архангельской области, село Пиринемь Пинежского р-на Архангельской области, село Чекуево Онежского р-на Архангельской области.

Село Подпорожье. Онежский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Приозерные

1. Приозерные прибрежные

Село Порженское Плесецкого р-на Архангельской области, село Гимрека Подпорожского р-на Ленингпадской области, деревни Маселга и Гужово Каргапольского р-на Архангельской области.

Село Порженское. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приозерные полуостровные

Село Кондопога Кондопожского р-на Карелия, деревня Малое Лижмозеро Кандопожского р-на Карелия, деревня Усть-Яндома Медвежьегорского р-на Карелия.

Село Кондопога. Кондопожский р-н. Карелия. План и панорамы

Селения с линейной композицией

1. Приречные при малой реке

Село Согинцы Подпорожского р-на Ленинградской области, село Шуя Прионежского р-на Карелия, село Астафьево Каргапольского р-на Архангельской области.

Село Согинцы. Подпорожский р-н. Ленинградская обл. План и панорамы

2. Приречные при большой реке

Село Бережная Дубрава Плесецкого р-на Архангельской области, село Пияла Онежского р-на Архангельской области, село Чухчерьма Холмогорского р-на Архангельской области.

Село Пияла. Онежскийо р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Селения с фронтальной композицией

Приозерно прибрежные

Село Вершинино Плесецкого р-на Архангельской области, деревня Большое Лижмозеро Кондопожского р-на Карелия.

Село Вершинино. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Селения с многоцентровой композицией, с двумя центрами

1. Приозерные

Деревни Горбачиха и Тырышкино Плесецкого р-на Архангельской области, деревни Новинка и Пертисельга Олонецкого р-на Карелия, Зехново-Спицино Плесецкого р-на Архангельской области, Минино-Ершово Плесецкого р-на Архангельской области.

Деревни Тырышкино и Горбачиха. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приречные

Село Варзуга Кировского р-на Мурманской области.

Село Варзуга. Кировский р-н. Мурманская обл. План и панорама

Селения с многоцентровой композицией с тремя и более центрами

1. Приречные

Село Ошевенское Каргопольского р-на Архангельской области.

Село Ошевенское. Каргопольский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приозерные

Кижский погост Медвежьегорского р-на Карелия.

Погост Кижи. Медвежьегорский р-н. Карелия. План и панорамы

«Природная среда - великий учитель народных зодчих - подсказывала планировочный и композиционный прием расположения селения. Здесь вступает в силу оно из важнейших качеств народного зодчества - гармония архитектурной среды и среды природной как наиболее близкой и понятной человеку, в ней выросшему» 2 .

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие).- Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1982. - 168 с., ил.

Городские и сельские населенные пункты являются первич-ными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В зависимости от таких критериев, как людность, занятость в сфере промышленности или сельского хозяйства, уклад и образ жизни, население под-разделяется на городское и сельское.

Городское население.

В качестве критериев определения город-ских поселений служат два основных признака: 1) численность населения данного населенного пункта; 2) род занятий населе-ния. Системы городских поселений являются динамичными и мо-гут изменять свое состояние во времени. Их составные компо-ненты функционально взаимосвязаны и образуют своеобразные структуры. Градообразующей основой системы городских посе-лений служат целостные территориально-производственные ком-плексы, от характера которых (объема производимой продукции, специализации, степени концентрации производства, развития рыночной и социальной инфраструктуры и т.д.) зависят и основ-ные структурные характеристики таких систем.

Системы городских поселений разнообразны. Различия меж-ду ними обусловлены неоднородностью их Градообразующей основы, а также природными, историческими, экономическими, этнонациональными условиями и особенностями их формирова-ния. Основными компонентами систем городских поселений выступают города, поселки городского типа, сельские поселения с несельскохозяйственной деятельностью населения (лесхозы, охотничьи хозяйства, горнодобывающие и рыболовецкие поселе-ния), курортные поселки.

Свыше 30% городского населения проживает в городах с числом жителей от 1000 до 499,9 тыс. человек, примерно 24% городско-го населения сосредоточено в городах с числом жителей свыше 1 млн. человек. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, на транс-порте, в связи, торговле и социальной сфере. Численность на-селения городов должна быть не менее 10 тыс. человек, а других го-родских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. человек.

В соответствии с действующей в России классифи-кацией городских поселений выделяют три их основные категории:

Большие города, подразделяющиеся на сверхкрупные (с насе-лением от 500 тыс. до 1 млн. и свыше 1 млн. человек) и крупные (от 100 до 500 тыс. человек);

Средние города (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и по-лусредние (от 20 до 50 тыс. человек);

Небольшие города (с численностью населения от 10 до 20 тыс. че-ловек) и поселки городского типа (до 10 тыс. человек).


К категории поселков городского типа относят населенные пункты, в которых размещены промышленные производства или пункты, являющиеся центрами транспортных развязок. К курорт-ным поселкам относят населенные пункты, расположенные в рекреационных зонах с лечебными ресурсами и населением не менее 2 тыс. человек, при условии, что число ежегодно приез-жающих на отдых и лечение в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения.

Градостроительный кодекс РФ (1998) выделяет следующие группы городов и поселков: сверхкрупные — с населением свыше 3 млн. человек; крупнейшие — от 1 до 3 млн.; крупные — от 250 тыс. до 1 млн.; большие — от 100 до 250 тыс.; средние — от 50 до 100 тыс.; малые города и поселки городского типа — до 50 тыс. человек. Города и поселки городского типа играют глав-ную системообразующую роль в формировании ТОН и ее развитии. Система городских поселений представляет собой сеть поселе-ний, объединяемых в территориальное целое функциональны-ми взаимосвязями как между городами одной системы, так и между городом и его окружением.

Процессы урбанизации в разных странах, сопровождающиеся ростом городов и распространением городского образа жизни, характеризуются природно-географическими, производственно-экономическими и социально-демографическими особенностями. В индустриально развитых странах эти процессы связаны с на-учно-техническим прогрессом, в развивающихся — с перенасе-лением и неблагоприятными условиями жизни в сельской мест-ности. В настоящее время в мировой практике выделяют такие формы расселения населения: агломерационная, мегаполисная (сверхгорода), крупные, большие, средние и малые города, по-селки городского типа, сельские населенные пункты.

По удельному весу городского населения Россия стоит в од-ном ряду с индустриально развитыми странами. Доля горожан составляет 73% от общей численности населения страны. По степени урбанизации регионы России существенно различаются. На уровне административных районов наиболее урбанизированы Московская и Ленинградская области, где высокий удельный вес городского населения соче-тается с высокой долей населения городов-миллионеров.

Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения не только в производственной, но и социальной, демографической струк-туре общества, культуре, образе жизни, формировании рыночных отношений и концентрации форм общения людей. Современ-ная урбанизация значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс укрупнения городов, сопровождающийся их стремительным пространственным расширением и рассредоточе-нием производства и населения на смежные территории. Воз-растает значение укрупненных городов как центров экономиче-ского и культурного влияния на прилегающие поселения. Боль-шой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он играет роль главного центра. Образуется городская агломерация — одна из качественно новых форм современного го-родского расселения.

В настоящее время в России насчитывается 1098 городов и 1850 поселков городского типа, из них 10 — города-миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций. Круп-нейшими из них являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская. Минимальные показатели урбанизации имеют Бурятия (59,8%) и Адыгея (54,0), Ставропольский (55,1), Краснодарский (54,2) и Алтайский (52,2) края, Курганская (54,9) и Тамбовская (57,8%) области. Различия степени урбанизации территорий связаны с уровнем социально-экономического развития региона, сложившимися национальными традициями, миграционной активностью.

Основой комплексной характеристики городского расселения являются его градообразующие функции. Решающую роль игра-ют разнообразные сочетания промышленно-производственных, организационно-культурных, транспортных (имеющих значение не только для данного города), оздоровительных, научно-произ-водственных, а в настоящее время создание рыночных структур и иных функций, которые при определенных условиях форми-руют хозяйственный профиль того или иного города.

По своим структурно-функциональным характеристикам города подразде-ляются на несколько типов:

Многофункциональные — республиканские, включающие сто-личные, областные, краевые центры, а также центры автоном-ных образований, где в негосударственном секторе экономики занята значительная часть экономически активного населения. Для них характерен высокий уровень концентрации промыш-ленного производства с развитой производственной и социаль-ной инфраструктурой;

Города с преимущественным значением индустриальных цент-ров, где главным градообразующим фактором выступает про-мышленность. Данный тип поселений представлен широким диапазоном — от крупных до малых городов и является наи-более многочисленным из рассматриваемых групп;

Города с преимущественным значением транспортных цент-ров, где свыше 20% экономически активного населения заня-то в транспортной системе. К этой группе относят малые и средние города, которые формируются в районах нового освоения с выгодным транспортно-географическим положе-нием, благоприятными условиями для развития промышлен-ности, имеют тенденцию к быстрому росту;

Города переходного типа между промышленными и местны-ми организующими центрами — относятся к средним и малым городам;

Промышленные города-новостройки, получившие преимуще-ственное развитие в районах нового освоения — в Сибири и на Дальнем Востоке;

Оздоровительные центры — относятся, как правило, к малым и средним городам, предпосылкой их развития является уни-кальность природно-климатических условий.

С задачей развития научно-технического прогресса связана необходимость создания наукоградов. Среди них выделяются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Сык-тывкар и Хабаровск. Крупными научными центрами стали: в Московской области — Дубна, Троицк, Черноголовка, Зеленоград, Протвино; в Калужской области — Обнинск. Особое место занимают закрытые территориальные образования (ЗАТО). Они представляют собой территории, в пределах которых расположе-ны предприятия по разработке и изготовлению оружия массового поражения, хранению и утилизации ядерных отходов и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавли-вается особый режим безопасного функционирования и охра-ны государственной тайны, а также специальные условия прожи-вания. К их числу относят Арзамас-39, Красноярск-26, Челя-бинск-25 и др.

Каждый из типов поселений имеет свои проблемы, особенно обострившиеся в период становления рыночной экономики . В городских агломерациях, больших городах с высокой концен-трацией промышленного производства, отраслей тяжелой инду-стрии, предприятий оборонного комплекса и населения негативные процессы связаны с ограничением функциональной деятель-ности градообразующих производств, ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием безработицы, увеличением затрат времени на передвижение к месту работы или учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транс-порта, недостаточным уровнем развития социальной сферы об-служивания, ухудшением жилищных и экологических условий, состояния здоровья населения.

Для средних и малых городов России в настоящее время основ-ной проблемой ТОН является обеспечение занятости населения в зависимости от профиля их развития. В городских поселениях, ориентирующихся на развитие легкой промышленности и отдель-ных отраслей машиностроения (Европейский центр России, южные регионы страны), возрастает сложность трудоустройства мужской части населения. В городах с преобладанием добыва-ющих и перерабатывающих отраслей тяжелой индустрии (Евро-пейский Север, районы Сибири и Дальнего Востока) остро сто-ит проблема трудоустройства женщин. Развитие рыночных отно-шений требует значительных изменений, как в производственной, так и в социальной сфере, более комплексного развития хозяй-ства городских поселений различного типа.

Сельское население.

С эволюцией территориальной структуры сельского хозяйства, переходом на новые условия хозяйствования связана проблема улучшения системы расселения сельского населения, совершенствования отраслевой структуры занятости и хозяйственной деятельности с учетом половозрастных и про-фессиональных характеристик сельского населения. Сокращение как числа всех типов сельских поселений, так и общей числен-ности населения в них обусловлено сложными процессами ры-ночных преобразований и недостаточным уровнем развития со-циальной и бытовой сферы. Обеспеченность сельских населенных пунктов водопроводом составляет лишь 29%, а канализацией — 4%; 33,9% сельских населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием с транспортной системой общего пользова-ния.

Сельское население России на 1 января 2002 г. составило 38,9 млн человек, или 27% общей численности населения стра-ны. Оно представлено занятыми в отраслях сельскохозяйствен-ного производства и социальной сферы (учителя, врачи, работ-ники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений разнообразны и представлены хуто-рами, селами и деревнями центральных регионов России, ка-зачьими станицами и горными аулами Северного Кавказа, оле-неводческими и горно-промышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками Европейского Севера России, Сибири и Дальнего Востока. Для России характерен де-ревенский тип расселения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

Сельское население сосредоточено в основном в поселениях с числом жителей от 200 до 1000 человек (примерно 39%). В на-селенных пунктах с числом жителей 5 тыс. человек и более про-живает 12,3% сельского населения.

Для сельской местности Центральной России 1990-е годы озна-меновались рядом негативных процессов: спад сельскохозяй-ственного производства, демографический кризис, отставание в развитии производственной и социальной инфраструктуры, сни-жение уровня жизни. Значительную часть сельских районов Смо-ленской, Тверской, Брянской, Костромской, Псковской, Новго-родской и ряда других областей Нечерноземья охватил глубокий системный кризис. Тяжелая социально-экономическая обстановка способствовала оттоку наиболее мобильной части сельского населения — молодежи, окончившей общеобразовательные шко-лы, и людей трудоспособного возраста, особенно из сельских по-селений с численностью от 50 до 100 человек.

В отличие от городского населения, системы организации обслуживания и трудовой деятельности которого находятся в большей зависимости от уровня социально-экономического раз-вития и технической оснащенности производства, на уровень тер-риториальной организации сельских поселений значительное влияние оказывают природно-географические факторы. Развитие сельскохозяйственного производства зависит от почвенных и климатических условий, а также от исторически сложившихся трудовых навыков населения. Эти же особенности оказывают воз-действие на формирование уклада жизни сельского жителя. Каж-дой природно-географической зоне присущи свои исторически сложившиеся особенности расселения населения. Так, в зонах тундры и тайги, занимающих огромные пространства европей-ской и азиатской части России, сельские населенные пункты рас-полагаются по долинам рек и берегам озер.

Формы и разновидности ТОН в европейской части России характеризуются наличием довольно компактного центрального ядра поселений со стабилизировавшимся или продолжающим увеличиваться оттоком сельского населения, расселением сель-ского населения в районах смешанных и лиственных лесов, его концентрацией на водоразделах, в незначительных по размерам сельских населенных пунктах. Сельское население лесостепной зоны европейской части страны сосредоточено главным образом в речных долинах и на водоразделах.

Из 89 административно-территориальных единиц Российской Федерации в шести сельское население значительно превышает городское и составляет в республике Алтай — 73,7%, Калмыкии — 57,7, Дагестане — 60,3, Карачаево-Черкесии — 56,0, Туве — 51,6 и Ингушетии — 57,8%. Такое превышение объясняется истори-ческими особенностями проживания и традициями народностей этих республик. Сельское население неравномерно размещается по территории России: 23,2% его приходится на Южный феде-ральный округ, где средние показатели заселенности составляют 15,6 человека на 1 км 2 (при средних показателях по России 2,3 человека на 1 км 2). Значительные различия расселения сель-ского населения отмечаются и внутри регионов с высоким уров-нем сельскохозяйственного производства. Наибольшая плотность сельского населения характерна для Краснодарского края и Да-гестана (соответственно 34,8 и 25,8 человека на 1 км 2).


Top