Виды адаптации человека. Психологическая адаптация к физическим нагрузкам в измененных условиях жизненной среды (на примере подводного плавания)

Адаптация человека

Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер.

Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов запускает процессы, которые могут в конечном итоге привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровое сито естественного отбора, но все равно остается довольно ранимым существом.

Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования. Понятие адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе "человек-среда".

Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение (консервация идеального состояния) происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал, что постоянство внутренней среды - условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию, он назвал идеальное состояние гомеостазом.

Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Идее гомеостаза способствовали технические достижения. Постепенно люди научились делать машины, деятельность которых саморегулировалась. Например, были придуманы механизмы поддержания постоянной скорости вращения вала. По аналогии были выявлены "технические" решения, которые придумала природа.

Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.

Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.

Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным, параметрам. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание - характерный пример временного равновесия.

Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным.

Уровни адаптации

Разделение труда, взаимопомощь и взаимовражда людей привели к тому, что социум стал для человека как бы новым измерением в окружающей среде. Человек приспосабливается не только к физическим параметрам, но и к социально-психологическим требованиям среды. Выделяется поэтому в современной науке три уровня адаптации:

Физиологический,

Психический,

Социальный.

Психическая адаптация - это приспособление, в первую очередь, психических процессов: приспособление восприятия под окружающую действительность, приспособление памяти, речи, мышления... Биологически современный человек мало отличается от предков, которые жили несколько тысячелетий назад, но благодаря адаптации психических процессов к сложно структурированной современной действительности, мы способны, например, на восприятие огромного количества знаковой информации, способны на строго формализованные, абстрактные рассуждения.

Социальная адаптация - это приспособление к окружающим людям, особенностям межличностных отношений, групповой динамике, это умение управлять своим имиджем и т.п.

Уровни адаптации тесно связаны между собой. Так физиологическая адаптация может способствовать психологической (приноровившись к изменившимся условиям, человек начинает лучше соображать, например). Социальная может способствовать физиологической (наладив отношение с другим человеком, можно получить от него долгожданный стакан воды).

Неоднозначность понятия

Понятие "адаптация" используется учеными в разных контекстах:

Адаптация может выступать как естественное свойство организма,

Это собственно процесс приспособления,

Результат этого приспособления,

Цель, к которой стремится организм.

Как уже упоминалось, адаптация - сложный процесс, затра­гивающий все уровни функционирования организма - физиоло­гический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный. Поэтому важно понимать, какие изме­нения происходят на каждом из этих уровней.

На физиологическом уровне наблюдается напряжение функ­циональных компенсаторных систем, направленных на обеспече­ние адекватного реагирования в экстремальных условиях. На этом уровне функционируют механизмы нейро-гуморальной регуляции (напряжениесимпато-адреналовой системы, выделение гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов мозговых структур - гистамина, дофамина, ацетилхолина и др.), а также происходит вклю­чение отдельных органов и систем в стресс-реакции (сердечно-со­судистой, дыхательной, выделительной и т.д.).

На психологическом уровне отмечаются изменение, перестрой­ка психики индивида, процесс выработки новых динамических стереотипов, под которыми понимают устойчивую систему временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающую определенную интенсивность и последовательность реакций орга­низма и психики на изменение внешних и внутренних воздей­ствий. Выделяютположительные и отрицательные реакции пси­хологической адаптации.

Положительные реакции представляют конструктивные реше­ния, преодоление препятствия, мешающего достижению цели. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать разныеформы неконструктивного поведения. К ним относится агрессия, регрессия, фиксация, от­каз, негативизм, репрессия (Ф.Б. Березин,В.А.Бодров).

Агрессия направлена на другое лицо или объект. Формы агрес­сии могут быть физическими и вербальными. Иногда агрессия носит скрытый характер, также она может быть направлена на за­местительные объекты, а не на само препятствие. Агрессия, пере­ходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия обычно не приводит к достижению цели, и поэтому она не является конструктивной формой поведения.

Регрессия - возврат к формам реагирования, поведения, при­сущим человеку на более раннем этапе жизни. При этом возмож­но возникновение инфантильных реакций, свойственных детско­му возрасту. Возможны примитивизация поведения, усиление же­стикуляции, применение физической силы. У лиц, получивших травму, это выражается в отказе строить планы на будущее, воз­вращении к привычным, отработанным ранее формам поведения.

Фиксация - повторение неэффективных способов поведения. Может проявляться в межличностных отношениях, профессио­нальной деятельности.

Отказ - тенденция индивидуума не участвовать в решении касающейся его проблемы. Таким образом, развивается апатиче­ский подход к ситуации. Это наиболее неблагоприятная реакция на фрустрацию. Существуют два типа отказа. Первый отказ «с лег­ким сердцем», когда человек относительно легко соглашается с не­возможностью справиться с ситуацией и ищет для себя другие сфе­ры деятельности. В этом случае сохраняются значительная эффек­тивность адаптационных механизмов, умение переключатся, со­храняя положительную мотивацию. Второй вид отказа - отказ с дезорганизацией поведения. Здесь выступают апатия, угнетение, снижение активности.

Негативизм: для него характерно отрицательное отношение не только к вызывающей фрустрацию ситуации, но и к другим, имеющим с ней какие-нибудь черты сходства, проблемам.

Репрессия характеризуется блокированием, вытеснением из сознания неприятных ситуаций, которые касаются требуемых для разрешения вопросов. Это нереалистическая форма поведения.

Необходимость адаптации приводит к активизации так назы­ваемых защитных механизмов личности. Проблема защитных механизмов (психологических защит) разрабатывалась со времен 3. Фрейда (в том числе его дочерью Анной). Роль защитных меха­низмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта, хотя это и не всегда решает саму проблему. Существует множество класси­фикаций защитных механизмов, начиная с классификации Фрей­да и заканчивая предлагаемыми последними исследованиями в этой области. К основным защитным механизмам относят рацио­нализацию, проекцию, фантазирование, вытеснение, идентифи­кацию, компенсацию.

В работах по стрессу психологическая защита как способ проти­водействия стрессу сопоставляется с так называемыми механизма­мисовладания (или стратегиями преодоления - stress - coping strategies ). А.Адлером механизмы совладания понимаются как по­веденческие ивнутрипсихические усилия по разрешению конфлик­тов между внешними и внутренними требованиями, которые пред­полагают мобилизацию психических ресурсов. Другие авторы под­черкивают, что не все, что в самом широком смысле служит реше­нию проблемы или адаптации, можно назвать совладанием; о нем можно говорить только тогда, когда переработка травматического опыта требует значительных усилий. Считается, что в общей струк­туре механизмов психической регуляции защитные реакции зани­мают последний уровень совладания с экстремальными ситуация­ми, уровень, который уже имеет характер прогрессирующей деком­пенсации. Защитный вариант регуляции поведения направлен на маскировку актуальной социальной недееспособности (в том чис­ле на маскировку перед самим собой), на купирование тревоги, на вытеснение информации, которая противоречит Я-концепции.

Р.Лазарусом, Мак-Гро и другими авторами была предложена классификация психозащитных техник, в которой в одну группу были выделены симптоматические техники (употребление алко­голя, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.), а в дру­гую - так называемые внутрипсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация). К на­стоящему времени сложилось представление о перечне основных стилей преодоления, которых придерживаются люди в кризисных ситуациях (табл. 8).

Эти стратегии существенно различаются своей адаптивной эф­фективностью. Исследование особенностей преодоления профес­сионального стресса в управленческой деятельности (Н. Е. Водопьянова, 1998) выявило группы менеджеров, успешно и неуспеш­но справляющихся с трудностями.

Таблица 8

Стили преодоления стрессовой ситуации

Стиль преодоления

Характеристика поведения

1. Положительная реинтер-претация и рост

человек делается лучше в результате столкновения с ситуаций, вырастая из нее, или рассматривает ее в более вы­годном свете

2. Активное преодоление

выполнение каких-либо действий по преодолению стресса, человек прилагает определенные усилия, чтобы устранить или «перехитрить» стрессор

3. Планирование

раздумья о том, как противостоять стрессору, планирование усилий по его активному преодолению

4. Поиск эмоциональной социальной поддержки

человек добивается симпатии или эмо­циональной поддержки от кого-либо

5. Поиск инструменталь­ной социальной поддержки

поиск помощи, информации или совета относительно того, что делать

6. Подавление конкуриру­ющей активности

подавление внимания, отвлекаемого на другую деятельность, для более полной концентрации на активности, связанной со стрессом

7. Религия

повышенная вовлеченность в религиоз­ную деятельность

8. Принятие

принятие того факта, что стрессоген ноесобытие имело место, оно реально, от него никуда не деться

9. Психический (ментальный) уход

психический уход от цели, с которой интерферирует стрессор, это достигает­ся посредством погружения в мечты, сны илисамоотвлечения

10. Фокус на разрядке эмоций

понимание того, что человек находится в состоянии эмоционального дистресса, и соответствующая этому тенденция разрядиться или дать выход своим чув­ствам

11. Поведенческий уход

отказ от деятельности, прекращение по­пытокдостичь цель, с которой интерфе­рирует стрессор

12. Отрицание

попытка неприятия реальности стрессо-генного события

13. Стратегия сдерживания

выжидание времени, удобного для вы­полнения действий по преодолению стрессовой ситуации

14. Употребление алкоголя/наркотиков

поворот к использованию алкоголя или других «лекарств» как путь ухода от стрессора

использование шуток по поводу стрес­сора

«Успешные» менеджеры отличаются от «неуспешных» по ряду критериев. Во-первых, у них больший репертуар преодолевающих стратегий, а это, соответственно, делает их выбор более адаптивным. Во вторых, «успешные» чаще предпочитают «здоровые» модели адаптивного поведения в стрессогенных ситуациях. Это выражается в более высоких пока­зателях уверенности поведения, вступления в социальные контак­ты, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивности и асоциальных действий. «Успешные» менеджеры чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях делового общения по сравнению с «неспешными» менеджерами. Кризисные ситуации «успешные» предпочитают рассматривать как но­вый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры (по принципу «за одного битого двух небитых дают»). Модели их поведения просоциальны, активны и гибки.

Для «неуспешных» более характерными оказались модели по­ведения, основанные на пассивно-созерцательном реагировании: осторожные действия, уход от проблемы. Значительно чаще отме­чались асоциальная стратегия (жесткие, догматические, цинич­ные, негуманные действия), агрессия (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество). Они чаще проявляли социальную незрелость и несмелость, в то же вре­мя их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и аг­рессивно по отношению к окружающим. Это является своеобраз­ным компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (ду­шевного) дискомфорта, обусловленного неуверенностью в себе, и негативизма.

Особое значение включение механизмов физиологической и психологической адаптации имеет в условиях воздействия экст­ремальных факторов производственной среды. В этом случае про­исходит краткосрочная мобилизация адаптационных ресурсов, позволяющая продолжать выполнение деятельности в условиях неблагоприятного воздействия чрезвычайной обстановки. При­обретенные в особой обстановке компенсаторно-приспособитель­ные психофизиологические и личностные изменения в ряде слу­чаев становятся устойчивым эмоционально-поведенческим сте­реотипом.

Социально-психологическая адаптация (далее - СПА) за­трагивает индивидуальные особенности человека, позицию лич­ности в обществе, систему взаимодействия с окружающими. Эк­стремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе, предъявляют повышенные требования к эффективности механиз­мов адаптации. СПАрассматривается, с одной стороны, как при­способление, с другой - как преобразование среды в результате активной деятельности адаптирующегося индивида. Процесс СПА состоит в том, что человек, овладевая разнообразным социальным опытом, постоянно сталкивается с новыми жизненными обстоя­тельствами, вырабатывая при этом новые модели поведения, наи­более соответствующие изменившимся условиям окружающей среды и данной ситуации. Это часто сопровождается отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, установок, ценно­стных ориентации и приобретением новых, соответствующих из­менившимся условиям. Специфика собственно человеческой адаптации заключается в том, что она носит активный, деятельностный характер и изменяет как само поведение человека, так и окружающий мир (А. А. Налчаджян).

Выделяют несколько различных стратегий социально-психологической адаптации: стремление изменить вне­шние обстоятельства; уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивному потенциалу индивида; изме­нение своей внутренней структуры.

Результатом адаптационного процесса является относитель­ное соответствие (баланс) состояния и поведения человека ус­ловиям социальной среды, т.е. социально-психологическая адаптированность личности. Социально-психологическая адаптированность - это интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции (адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других). Основными проявлениями пси­хологической адаптированности человека в обществе являются его взаимодействие (в том числе общение) с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшими средствами достижения психологической адаптации являются общее обра­зование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Эффективному развитию всех механизмов СПА способствует взаимодействие объективных социальных условий (социальное происхождение, образовательный уровень), среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение) и самой личности, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, способностей, творческой деятельности, природных задатков.

Таким образом, понятие социально-психологической адапта­ции отражает сложные процессы, происходящие с человеком в изменяющемся социальном окружении и направленные на до­стижение гармонии с социальной средой. Успешность СПА обеспечивает целенаправленная деятельность человека в интересах изменения внешних условий и самого себя. В ее основе лежат сложные механизмы структурной перестройки личности и ее окружения, поиск и формирование новых смыслов в жизнедеятельно­сти, овладение новыми трудовыми навыками, трансформации ценностного, мотивационного, смыслового ядра личности. В отличие от психофизиологической адаптации, которую можно считать процессом краткосрочного приспособления, СПА является механизмом долгосрочного планирования и обеспечения жизни индивида. Учитывая специфику деятельности в экстремальных си­туациях, можно говорить об успешности адаптации в том случае, если человек в этих условиях продолжает выполнять свои профес­сиональные задачи (проводить спасательные работы, управлять техникой в аварийной ситуации и др.).

Среда человека - это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает его и дает ему возможность существо­вать, сюда относится и природа с ее климатом, температурой, флорой и фауной, и рукотворный мир, и сами люди, составляю­щие социум, и все то духовное наследие, которым обладает чело­вечество. Эта среда одновременно и постоянна, и изменчива, и в этой среде нужно жить. Поэтому человек, желает он этого или нет, должен адаптироваться к своей среде. Поэтому в социальной экологии данной проблеме придается первостепенное значение. В то же время адаптация - это лишь начальный этап, на котором преобладают реактивные формы поведения человека. Человек не останавливается на этом этапе. Он проявляет физическую, интел­лектуальную, нравственную, духовную активность, преобразует (в лучшую или худшую сторону) свою среду.

Тем не менее проблема адаптации остается достаточно серьез­ной и, несмотря на значительное количество исследований, еще мало изученной в социальной экологии.

Адаптация - это комплекс приспособительных реакции человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яр­кому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих лично­стных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и ко многому другому. Тем не менее следует признать, что человек в отличие от животных обладает неисчерпаемо широким комплексом возможностей для адаптации, что в конечном счете и обусловливает его выживание как биологического вида и как человека разумного.

Остановимся для примера лишь на некоторых видах адаптации человека. В. П. Алексеев в своей книге «Очерки экологии человека» делает ссылку на В. В. Станчинского, который отметил две реак­ции организма в процессе его приспособления к новым условиям существования: феноакклиматизацию и геноакклиматизацию.

Феноакклиматизация - это непосредственная реакция организ­ма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают орга­низму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фено­типа, компенсаторные физиологические изменения исчезают.

Геноакклиматизация - это принципиально иной путь приспо­собления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в гено­тип и закреплении их в качестве новых наследственных характе­ристик популяций, географических рас и видов. Геноакклимати­зация требует значительно больше времени, чем феноакклиматизация. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протека­ет под давлением непосредственно физиологических механизмов.

В. П. Казначеев, характеризуя физиологическую адаптацию, рассматривает ее как процесс поддержания функционального со­стояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечи­вающий его сохранение, развитие, работоспособность, максималь­ную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды.

Большое значение придается таким видам физической адаптации, как «акклимация» и «акклиматизация». Понятно, что Крайний Север и экваториальная зона - это разные климатические зоны. Но человек живет и там и там. Причем южанин, прожив определенное время на севере, адаптируется к нему и может жить там постоянно и, наоборот.

Акклимация - это начальный, срочный этап акклиматизации при изменении климато-географических условий. Акклиматиза­ция - это приспособление растений, животных и человека к но­вым для них климатическим условиям. Физиологическая аккли­матизация является следствием выработки организмом приспосо­бительных реакций, повышающих работоспособность и улучшаю­щих самочувствие, которое иногда резко ухудшается в первый период пребывания человека в новых климатических условиях. При этом акклиматизация как адаптационный процесс в стадии акклимации при быстром изменении природно-климатических условий может сопровождаться явным ухудшением состояния ор­ганизма. При смене новых условий старыми организм может воз­вратиться к прежнему состоянию. Подобные изменения и назы­вают акклиматизацией. Те же изменения, которые в процессе при­способления к новой среде перешли в генотип и передаются по наследству, называются адаптивными.

Среда обитания человека не ограничивается лишь климатиче­скими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объ­ективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Размеренному темпу жизни, преобладающему в традиционном сельском сообществе, соответ­ствует характер поведения, поддерживающегося бессознательно и по привычке. Жители города, наоборот, находятся под постоян­ным воздействием различных требований, предъявляемых им бес­конечно меняющейся городской средой, сильными раздражите­лями (шумы, огни и т. д.). Все эти воздействия требуют от челове­ка образования непрерывных и постоянных реакций. Кроме того, гигантская многолюдная среда крупного города обрушивается на индивида огромным количеством разнообразных воздействий. Тем не менее очень многие предпочитают мегаполис с его шумом, загрязненностью, бешеным ритмом жизни. В процессе эволюци­онного развития человек приспосабливается прежде всего к более спокойным ритмам сельской жизни. Поэтому организм человека не располагает надежными средствами для адекватного реагиро­вания на разнообразные городские раздражители. Человек, безус­ловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, диском­фортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражите­лями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций. Однако, приспособившись к таким условиям, многие уже не желают с ними расставаться, и, попадая в деревню, адаптируются с трудом или не адаптируются вовсе. Не следует забывать и о том, что крупный город может быть очень приятным местом для проживания, в котором повышается общий тонус, появляется вдохновение, раскрываются творческие воз­можности личности.

К этой же сфере адаптации относится переезд, например, в дру­гую страну. Одни быстро адаптируются, преодолевают языковой барьер, находят себе работу, другие - с большим трудом, третьи, внешне адаптировавшись, испытывают чувство, которое называ­ется ностальгией.

Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой за­нимается человек. Известно, что различные виды деятельности человеческого труда предъявляют разные требования к личности: одни требуют усидчивости, исполнительности, пунктуальности, другие - быстроты реакции, умения самостоятельно принимать решения и т. п. Однако и с теми и с другими видами деятельности человек может справиться достаточно успешно. Благоприятст­вующими или препятствующими факторами являются тип темпе­рамента, наличие слабой или сильной мотивации, наличие других потребностей, не связанных с самим трудом. Есть профессии и виды деятельности, которые одним показаны, другим - противо­показаны. Тем не менее даже те люди, которым противопоказана определенная деятельность, могут с ней справиться, пусть и не на высоком уровне. Это достигается путем особого адаптационного механизма, который называется выработкой индивидуального стиля деятельности. Этот стиль обусловлен особыми индивиду­альными способами планирования, регулирования и выполнения тех или иных конкретных действий и операций, что еще раз под­тверждает большие адаптационные возможности человека.

Особо следует остановиться на адаптации к социуму, другим людям, коллективу. Человек может приспособиться к группе, ус­воив и приняв ее нормы, правила поведения, ценности и т.п. В качестве механизмов адаптации здесь выступают, с одной сторо­ны, внушаемость, толерантность, конформность как формы под­чинительного поведения, а с другой - умение найти свое место, обрести лицо, проявить решительность.

Этот перечень можно значительно продолжить. Можно гово­рить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адап­тация - это лишь начальный этап, связанный с приспособлением. Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособился, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим по­ложением. И то и другое заставляет его думать и действовать, тво­рить в самом широком смысле этого слова. Другими словами, адаптировавшись, усвоив требования, условия, правила, он инди­видуализируется, четко выстраивает свое отношение к природной, вещной, социальной среде, старается изменить ее в направлении, которое кажется ему приемлемым, при этом нередко перестраивает и свое отношение в процессе изменения существующих условий.

На актуальность проблемы адаптации человека к постоянным изменениям окружающей среды указывает большое число специалистов. Это связано с тем, что именно процесс адаптации определяет возможности человека относительно обеспечения деятельности в условиях повышенной стрессогенности, изменяющейся среды .

Исследователями подчеркивается наличие тесной связи между адаптированностью и эффективностью деятельности человека . Также указывается на существенное значение проблемы адаптации непосредственно для разрешения проблемы психофизиологического обеспечения деятельности. При этом основным критерием оценки адаптационного процесса считается достижение цели деятельности при минимизации усилий и «платы» за эту деятельность .

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.

Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению.

Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни .

Понятие «адаптация» тесно связано с понятием «стресс», который рассматривают как состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии исключительно сильного раздражителя . Исследованиями Г. Селье было показано, что при воздействии стрессового раздражителя происходит активация гипофиза, который увеличивает секрецию адренокортикотропного гормона, стимулирующего деятельность надпочечников, что стимулирует приспособительные механизмы, благодаря которым организм адаптируется к действию раздражителя. Механизмы такой срочной адаптации являются общими для различных стрессорных воздействий - физических, химических, эмоциональных. Это позволило сформулировать понятие об общем адаптационном синдроме, как основном механизме адаптации (Селье, 1982).

Общий адаптационный синдром характеризуется тремя стадиями: на первой стадии (стадия тревоги) происходит мобилизация защитных реакций организма; на второй (стадия резистентности) - возникает увеличение стойкости организма к действию стрессоров; третья стадия (истощение) характеризуется истощением адаптационных резервов. Г. Селье разграничивал понятия стресс и дистресс: стресс является полезным и приводит к адаптации, дистресс - вредным и приводит к различным психосоматическим заболеваниям.

В общем адаптационном синдроме выявлены еще четыре субсиндрома: эмоционально-поведенческий, вегетативный, когнитивный и социально психологический.

Классические представления про стресс были развиты Р. Лазарусом, им были выделены два его вида: физиологический и психический. Не обращая на общий тип адаптационных реакций, виды стресса, согласно с автором, отличаются по своей природе и механизмами развития: физиологический стресс характеризуется опосредствованием стимулов автоматическими гомеостатическими механизмами, а психический - психическими процессами оценки возможной угрозы и поиском адекватного ответа на нее.

Адаптация - это последовательность психологических реакций на объективную ситуация, отражающих поведение, необходимое для совладания со специфической задачей . Существует три основных уровня адаптации в зависимости от характера стресса.

1. Филогенетический - адаптация к изменениям среды (стресс вида).

2. Социокультурный - социальная адаптация к загрязнениям среды, экономическим переменам и др. (социальный, или культурный стресс).

3. Онтогенетический:

а) адаптация к задачам развития, эндогенно или социально обусловленным (стресс развития);

б) адаптация к нормативным или ненормативным критическим жизненным событиям (жизненный стресс);

в) адаптация к хроническим стрессорам (хронический стресс);

г) адаптация к нарушениям гомеостаза повседневной жизни (повседневные сложности).

Реакция адаптации начинается с субъективного восприятия/оценки ситуационных характеристик и продолжается как реакция на восприятие, что обычно проявляется в виде попытки совладания с ситуацией, когда привычный или автоматический ответ на нее невозможен . Такая попытка называется копингом. Ответный копинг имеет более или менее эффективное влияние на первичный стрессор. Адаптация человека к ситуации может быть оценена не только на основе субъективного восприятия, но также и с опорой на объективные критерии. Аналогию следует искать в общей экспериментальной психологии, где адекватность ответа при проведении теста не может основываться лишь на субъективной оценке исполнения. Критерии для адекватной оценки определяются тем, в какой мере субъект выполнил требования, присущие данному тесту.

Анализ адаптации может фокусироваться на трех соотношениях. Первое - это соотношение между субъективным восприятием (или когнитивной репрезентацией) данной ситуации и ответом на субъективное восприятие. Если ответ соответствует требованиям, присущим характеристикам восприятия (оценки) и целям субъекта, то субъект быстро достигает внутреннего равновесия. Другими словами, ответ соответствует субъективному восприятию. Например, если субъект интерпретирует ситуацию как опасную, он может избежать ее. Если безопасность является целью, то такой ответ может восстановить внутреннее равновесие в короткий срок. Некоторые люди страдают от неспособности действовать в соответствии со своими оценками. У них существует подавление выбора оптимального поведения. Например, они чувствуют себя сердитыми или тревожными, но не могут выразить свои эмоции, что приводит к неадаптивному копингу, выступающему функцией их оценок, эмоций и целей. В результате возникает переживание несоответствия между проявленным поведением и воспринимаемыми требованиями.

Если рассмотрение адаптации касается лишь ее внутренних процессов или критериев, то такие процессы называются внутренним приспособлением. Если субъект достигает успехов во внутреннем приспособлении, он чувствует равновесие или спокойствие по отношению к субъективным стандартам независимо от объективных характеристик ситуации.

Вторым является соотношение между субъективным восприятием (оценкой) и объективными характеристиками ситуации, а третьим - соотношение между адаптивным ответом и объективными требованиями ситуации (рис. 2).

Рис. 2. Взаимоотношения между объективными характеристиками ситуации, ее субъективным восприятием и адаптацией

Пассивная реакция на стрессор, который ошибочно воспринимается как неконтролируемый, может быть субъективно функциональной, но объективно дисфункциональной. При таком же восприятии реакция контроля над стрессором бывает субъективно дисфункциональной, но объективно функциональной. Объективно функциональные адаптационные усилия окажут влияние на благополучие человека в долговременной перспективе. Субъективно функциональные усилия обычно оказывают на внутреннее равновесие лишь кратковременное влияние.

Объективно функциональным копингом называется ответный копинг, направленный на удовлетворение требований объективных показателей ситуации. Субъективно функциональный копинг - это ответный копинг, направленный на удовлетворение требований, являющихся результатом субъективного восприятия ситуации.

Оптимальная адаптация предполагает адекватное восприятие и когнитивную репрезентацию, которые соответствуют психологическим характеристикам ситуации. Такая краткосрочная репрезентация является предпосылкой успешной адаптации. Если краткосрочная репрезентация становится элементом долговременной памяти, это называется «знанием». Если ситуация воспринимается ошибочно в смысле ее соответствия адаптационным характеристикам, то активация адекватных копинговых реакций менее вероятна.

Исследования, связанные с объективно функциональным копингом, посвящены следующим проблемам. Действительно ли люди, способные преодолевать требования ситуации с помощью соответствующего ответного копинга (например, «объективная контролируемость - продуктивное поведение»), более эффективны в последующих адаптационных процессах по сравнению с неспособными к этому людьми? Являются ли первые психически более здоровыми (в долговременном плане), чем последние?

К кратковременным критериям успешной адаптации относится прямое решение проблемы и, с другой стороны, уменьшение стрессовой реакции (например, путем использования более экономичного поведения в соответствии с рациональными принципами). Долговременные критерии адаптации относятся к физическому, психическому и социальному благополучию. Можно предположить, например, что психическое здоровье в значительной степени коррелирует со способностью к адекватной когнитивной репрезентации.

В соответствии с приведенными данными адаптационные проблемы объясняются: а) проблемами восприятия/оценки, например из-за неадекватной когнитивной репрезентации ситуации; б) дисфункциональной реакцией на адекватное восприятие. Последнее может происходить из-за ошибочного, автоматического, привычного реагирования или недостаточного опыта адекватного реагирования. Для лучшего совладания со стрессорами это дисфункциональные привычки и недостаточную компетентность следует отличать от убеждений субъекта. Завершенный копинг нередко представляет собой поведение как исход случайностей, которые происходят в контексте стрессового события. При этом выбор и регуляция поведения могут быть представлены как индивидуальные правила поведения или убеждения, особенно в тех случаях, когда сознательные адаптационные намерения и копинговые действия включены в стрессовый эпизод. Используемые человеком убеждения или правила поведения могут быть известны ему, считаться правильными, но не будут оказывать реального воздействия. В данном случае это зависит от влияния дисфункциональных привычек или недостатка соответствующих навыков поведения. Таким образом, может существовать расхождение между знанием того, что полезно, и умением это реализовать. Последующие проблемы составляют конкурирующие тенденции действий. Кроме того, используемые убеждения могут оказаться дисфункциональными по своей сути - например, мнение о том, что контролируемые ситуации связаны с возможностью ухода или уклонения (при избегании человеком, страдающим неврозом, вызывающих фобии ситуаций).

С учетом вышесказанного адекватная адаптация включает следующее:

1) способность понимать реальные, релевантные характеристики стрессора;

2) способность связывать результаты процессоров восприятия с функционально адекватными копинговыми реакциями;

3) наличие соответствующих действенных убеждений или правил поведения (поскольку процессы осознания включены в выбор способа реагирования);

4) наличие информации о субъективной и объективной эффективности кратковременного результата копинга; наличие информации о долговременных критериях успешной адаптации, таких как физическое, психическое и социальное благополучие.

Глава 5

Психологическое обеспечение функционирования

Системы человеческих ресурсов

Цели данной главы:

◆ раскрыть психологические особенности процесса адаптации персонала и поддержания его высокой эффективности; дать характеристику психологического обеспечения мероприятий по адаптации персонала и поддержанию требуемого уровня его эффективности;

◆ обсудить проблемы стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности, и психологическое обеспечение мероприятий по предупреждению и компенсации проявлений стресса;

◆ рассмотреть проблемы организационных конфликтов и психологическое обеспечение оптимизации конфликтного поведения.

Адаптация персонала и поддержание должного уровня

Эффективности труда персонала

Отбор персонала при его найме в организацию еще не гарантирует высокую эффективность деятельности человека в новых для него условиях, в новом коллективе, на новом трудовом посту. Обычно для достижения стабильного уровня функционирования в новой для работника роли требуется достаточно длительный срок, подчас доходящий до трех лет. Но даже по прошествии этого времени не всем удается в полной мере освоиться и достичь ожидаемого уровня производительности и качества работы.

Понятие адаптации. Виды адаптации

Время и степень успешности вхождения в новую роль определяется уровнем адаптивности человека, а сам процесс освоения новых обстоятельств - процессом адаптации. В.Г. Подмарков, давая определение последней, указывал, что адаптация представляет собой единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособления среды к человеку и человека к среде .

Адаптацию в широком смысле трактуют как: процесс приспособления индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования (Сиомичев, 1985), процесс активного взаимодействия личности и среды (Ронгинская, 1987), процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды (Мацкевич, 1987), изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности (Бушурова, 1985), процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и деятельности (Робалде, 1986). Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда» (Дмитриева, 1990), «есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание включает в себя все приведенные выше определения и вместе с тем не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе «человек - среда» (Березин, 1988).

Адаптация привлекала самое пристальное внимание исследователей и практиков, поскольку управление этим процессом позволяет снизить потери организации, возникающие из-за текучести кадров, неудовлетворительной выработки и низкого качества труда. Остановимся более подробно на основных положениях отражающих психологические особенности адаптации человека в организации, в частности, на подходах к выделению ее разновидностей.

В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, операциональный, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации.

Для интерпретации данных исследования важно различать первичную (адаптация лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию , связанную с последующим изменением работы или профессии, возникновением новых условий труда.

По направленности адаптация подразделяется на профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация - это приспособление человека к требованиям профессии, она осуществляется на основе приобретенных в ходе профессиональной подготовки знаний и умений. Процесс профессиональной адаптации зависит как от объективных факторов (сложности самой профессии), так и от особенностей самого работника (его интересов, индивидуально-психологических свойств). В организации это приспособляемость к требованиям технологи ческой подсистемы.

Психофизиологическая адаптация - это адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и т. п. Она зависит от здоровья человека и особенностей условий, в которых осуществляется его деятельность. Если условия необычны (работ; на глубине, на высоте, в условиях перепада температур, длительных смен, связанных с депривацией сна, в условиях Заполярья), то и требования к физиологическим предпосылкам адаптации повышаются.

Социально-психологическая адаптация - это приспособляемость к социальной и организационной среде предприятия.

Психологи имеют дело с исследованием и оптимизацией всех перечисленных видов адаптации. Например, может встать вопрос о первичной адаптации при обосновании решения о том, кого лучше нанимать - молодого специалиста и воспитывать его в условиях определенной культуры, вкладывая средства в его первичную адаптацию, или находить опытного специалиста, рискуя при этом столкнуться со сложностями его вписывания в организационную культуру. Не менее часто ставится вопрос об особенностях вторичной адаптации опытных профессионалов в связи с изменением техники. Но особое внимание, как правило, уделяется социально-психологической адаптации.

Надежды, связываемые с регуляцией процесса социально-психологической адаптации, основываются на значимости тех функций, которые приписываются этому процессу. Так, установлено, что социально-психологическая адаптация человека реализует несколько функций. Основные из них заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности. Адаптация в коллективе выступает как условие продуктивной социальной активности, самоопределения, развития индивидуальности .

Чтобы упорядочить это многообразие, обратимся к работе Б. Г. Ананьева , в которой человек - субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности. В таком случае профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (первый аспект, назовем его эргономический), адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации и т.д. (второй аспект, собственно профессиональный) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (третий, социально-психологический аспект).

Адаптация индивида к гипер- и гипотермическим воздействиям, физическим нагрузкам и гиподинамии, токсическим факторам среды, гипоксии, гипо- и гипербории, шуму, вибрациям, замкнутому пространству и к другим неблагоприятным факторам профессиональной среды, являясь областью специальных интересов эргономики, физиологии и медицины (Физиология…, 1982; Березин, 1988), подлежит в то же время и психологическому исследованию Неблагоприятные воздействия физической среды приводят не только к сдвигам физиологических систем организма, но и к изменению его психических состояний, преломляются через соответствующие субъективные отношения личности (Ломов, 1984), нейтрализуются в процессе адаптации разными путями, в том числе психическими средствами (Алдашева, 1984). Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность (Галыгин, 1986; Робалде, 1986).

Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовности к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т. д.

Нельзя не согласиться с теми исследователями (Овдейг 1978; Казначеев, 1980; Березин, 1988), которые определяют процесс адаптации как непрерывный, но активизирующийся в тех случаях, когда в системе «субъект труда - профессиональная среда» возникает рассогласование. Причиной дезадаптации могут служить как изменения в субъекте труда, так и повышение требований деятельности к нему. Эти изменения могут быть устойчивыми, определяющими длительную и глубокую перестройку, и тогда их следует отнести к общей профессиональной адаптации, но могут иметь место кратковременные «возмущения», предполагающие ситуативную адаптацию По-видимому, в процессе и общей и ситуативной адаптации можно выделить три периода: адаптационное напряжение, стабилизация и адаптационное утомление. Эти представления о периодичности психической адаптации формулирует Ф. Б. Березин, соотнося периоды адаптации с основными стадиями стресса, описанными Г Селье. Сближение этих двух систем понятий особенно отчетливо проявляется при изучении профессиональной деятельности в экстремальных условиях, например в условиях Крайнего Севера (Березин, 1988; Селин, 1990).

Адаптированность , т.е. динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала. Ф Б. Березин формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности : 1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность); 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Показатели адаптации

Рассмотрим подходы к выделению признаков качества адаптации. Так, В.Г. Подмарков, характеризуя различные уровни адаптированности, предложил считать показателем высокой адаптации малый срок, необходимый для эффективного включения в производство, высокие показатели выполнения должностных обязанностей, органичное вхождение в коллектив, активную позицию в качестве его единицы. Низкий уровень адаптации проявляется, по его мнению, в том, что работник медленно и неадекватно включается в производство и дает низкие трудовые показатели .

И.М. Магура предлагает использовать более дифференцированные критерии для того, чтобы оценить успешность адаптации персонала в организации. При высоком ее уровне:

Работа не вызывает чувства напряжения, страха, неуверенности; - освоен необходимый объем знаний и навыков, требующихся для работы; - наблюдается овладение профессиональной ролью; - трудовые показатели работника устраивают его руководителей; - поведение работника соответствует требованиям, установленным руководством; - у работника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой; - трудовой вклад и его оценка со стороны организации вызывают чувство удовлетворения у работника; - достижения в работе связаны с ощущением жизненного успеха .

К показателям социально-психологической адаптированности личности относят следующие ее особенности: - уверенность в себе; адекватный уровень самооценки, отсутствие «эффекта неадекватности» как проявления внутриличностного конфликта; - ясность самосознания; ответственность; наличие «своей линии» поведения; - умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства; продуктивное поведение, демонстрируемое в условиях психической напряженности и стрессовых состояний; - ощущение духовного комфорта; удовлетворительное самочувствие; - высокая степень интеграции индивида в первичных группах (семья, рабочий коллектив); положительные отношения с товарищами; высокий уровень удовлетворенности этими отношениями; - наличие удовлетворяющего личность статуса в значимых группах и коллективах .

Наиболее часто упоминающиеся показатели адаптации, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным показателям относят: - продуктивность деятельности, рассматриваемую в соответствии с реальными и потенциальными способностями личности ; - реальное положение в коллективе, в том числе профессионально-квалификационный рост, стаж работы; - авторитет работника.

Субъективными критериями адаптации являются: - удовлетворенность индивида своим трудом в данной организации; - отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения; - отношение к себе как субъекту деятельности.

Достаточно подробно разработаны критерии социально-психологической адаптации : в сфере общественной активности - участие в общественной работе и удовлетворенность этим участием; в сфере межличностного общения - социометрический статус и удовлетворенность отношениями с товарищами (Георгиева, 1986), отношение к объединению (большая группа), отношение к коллективу (малая группа), удовлетворенность собой на работе, отношение к руководителю (Исмагилов, 1981), адекватность взаимодействия с другими участниками деятельности (Березин, 1988). Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, уровень тревожности, степень утомляемости, активность поведения (Блажене, 1986; Галыгин, 1986; Березин, 1988; Селин, 1990).

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации.

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют хорошо изученным и описанным признакам стресса.

Таким образом, при диагностике адаптации работников, перечень ее показателей может быть полезен для разработки опросников.


Top