Восстановление ндс при экспорте. НДС при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки

Как известно, ставка НДС при экспорте товаров (вывозе за пределы РФ) составляет 0%, если в течение 180 дней собран необходимый пакет подтверждающих документов (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. п. 2, 3 Протокола о взимании косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе)). Если документы для подтверждения НДС при экспорте не собраны, то ставка составляет 18% на дату отгрузки.

При этом, и в том и в другом случае экспортер имеет право на вычеты «входного» НДС по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортной отгрузке (п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Ранее налоговый вычет НДС при экспорте заявлялся в особом порядке - на момент определения налоговой базы. То есть на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, либо в периоде отгрузки, если пакет не собран в срок.

Таким образом, вычет НДС откладывался на длительный период после принятия к учету товаров (работ, услуг), предназначенных для экспортной операции. Данное правило ставило экспортеров в неравное положение по сравнению с копаниями, реализующими товары на внутреннем рынке по ставкам 18% (10%).

Что изменилось с 1 июля 2016?

С 1 июля 2016 г., благодаря Закону от 30 мая 2016 г. N 150-ФЗ, ситуация с экспортным вычетом изменилась.

В пункте 3 статьи 172 НК РФ появился новый абзац, благодаря которому норма об особом порядке экспортного вычета, не будет распространяться на операции по реализации товаров, указанных в подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

То есть входной НДС, относящийся к экспортной поставке товаров, перечисленных в вышеуказанных подпунктах, теперь принимается к вычету в общем порядке - на дату принятия к учету товаров, работ, услуг. Законом № 150-ФЗ определено, что данное правило действует только в отношении товаров (работ, услуг), принятых к учету после 1 июля 2016 г.

Напомним, что в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ речь идет о реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, банкам. Те лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии со специальным законодательством о недрах, драгкамнях и драгметаллах, то есть, прежде всего, имеющие лицензию на право пользования участками недр (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Но большинство товаров, получивших право на ускоренный налоговый вычет, относятся к подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, то есть реализуют товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, а также товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Итак, с 1 июля 2016 года при реализации товаров, перечисленных в подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для вычета сумм входного НДС не надо ожидать, когда будет собран (не собран) пакет документов и наступит момент определения налоговой базы.

Вычеты по товарам (работам, услугам), использованным для экспортной операции, производятся в общем порядке: при наличии счета-фактуры поставщика и принятии товаров, работ, услуг на учет. К тому же экспортерам товаров, перечисленных в подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ теперь не надо в учетной политике закреплять правила раздельного учета «входного» НДС при экспорте товаров (изменен пункт 10 статьи 165 НК РФ).

Исключением из нового правила являются сырьевые товары, вывезенные в режиме экспорта, либо помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Для них сохраняется прежний порядок: входной НДС принимается к вычету в момент определения налоговой базы.

Понятие сырьевых товаров дано в пункте 10 статьи 165 НК РФ. Это минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. В этом же пункте сказано, что коды видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС определяются Правительством РФ.

Данный перечень пока не утвержден. Однако, если он и будет утвержден в ближайшее время, то в силу статьи 5 НК РФ вступит в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, то есть не ранее 1 октября. Поэтому перечень в любом случае в 3 квартале применяться не будет.

Что делать экспортеру? Пока данный перечень Правительством не утвержден, можно воспользоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54). В частности, разделами 5 (минеральные продукты), 6 (продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности), 9, группа 44 (древесина и изделия из нее, древесный уголь), 14 (жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы), 15 (недрагоценные металлы и изделия из них).

Если товары приняты к учету до 1 июля 2016 г.

Повторимся, все вышеназванные поправки относятся только к тем товарам (работам, услугам), которые будут приняты на учет, начиная с 1 июля 2016г., соответственно, и к тем экспортным операциям, которые будут совершены, начиная с названной даты (пункт 2 статьи 2 Закона N 150-ФЗ).

То есть вычет товаров (работ, услуг), принятых к учету с 1 июля и предназначенных для экспортной отгрузки несырьевых товаров, с 3 квартала 2016 года будет отражаться по общим правилам в Разделе 3 налоговой декларации по НДС. Однако, если товары (работы, услуги) приняты на учет до 1 июля 2016 года, в отношении них по-прежнему нужно вести раздельный бухгалтерский учет входного НДС при экспорте и заявлять налоговый вычет в «старом» порядке: либо в периоде, когда собран пакет, либо на дату отгрузки, если пакет не собран.

Например, приобрели и приняли к учету товары в июне. Во 2 квартале приняли НДС к вычету, поскольку полагали, что товар будет реализован на внутреннем рынке. Но товар внутри страны так и не был продан, а в августе был отгружен на экспорт. Полагаем, что в данной ситуации в периоде отгрузки товара на экспорт НДС нужно восстановить к уплате в бюджет, а принять к вычету уже в периоде, когда будет собран пакет документов.

НДС при экспорте товаров в ЕАЭС

Правила уплаты НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия) закреплены в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014г.). Согласно пункту 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС экспортер имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством своего государства.

Таким образом, в отношении налоговых вычетов при экспорте товаров в страны ЕАЭС применяются те же правила НК РФ, что и в отношении экспорта в иные страны.

Кроме того, для экспортеров в страны ЕАЭС с 1 июля 2016г. действуют поправки в статью 169 НК РФ.

Напомним, в подпункте 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. Счета-фактуры не составляются при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Однако с 1 июля 2016г. Законом № 150-ФЗ данное правило дополнено подпунктом 1.1 - если освобожденный от налогообложения товар вывозится за пределы территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС счета-фактуры экспортеру составлять нужно.

Обратите внимание, новая норма применяется только при реализации товаров. Если налогоплательщик реализует контрагенту из ЕАЭС работы или услуги, освобожденные от налогообложения, то счета-фактуры не выставляются

Кроме того, с 1 июля 2016г. в счет-фактуру, выставляемый в адрес покупателя товаров из ЕАЭС, добавили новый реквизит - код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (был дополнен пункт 5 статьи 169 НК РФ).

Таким образом, при вывозе любого товара за пределы территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС в счете-фактуре необходимо будет указывать соответствующий код вида товара. Правда, специальной графы для данного реквизита в счете-фактуре нет, будем ждать изменений в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Пока, полагаем, код можно указать в строке «Наименование товара».

Этот реквизит нужен налоговым органам для контроля за экспортными вычетами, чтобы определить какие именно товары отгружаются в ЕАЭС (сырьевые или нет).

Таким образом, с 1 июля 2016г. экспортеры несырьевых товаров смогут получить вычет НДС в ускоренном порядке. К ним больше не применяется правило о раздельном учете входного НДС. Новый порядок применяется только при реализации товаров на экспорт, в т.ч. в страны ЕАЭС. В отношении работ, услуг (в частности, международной перевозки), облагаемых НДС по ставке 0%, ничего не изменилось.

Предполагая осуществлять внешнеторговые сделки будущему российскому экспортеру необходимо ознакомиться с рядом документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Так, целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в случае вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены ) представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса (в случае реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, - документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса), в том числе:

  • контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Таможенного союза;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.


Вместо копий указанных деклараций экспортер вправе представить реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса .

Вместо копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов экспортер вправе представить в налоговый орган реестры указанных документов по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Следует отметить, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры (пункт статьи 165 Налогового кодекса) .

Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в срок не позднее 180 календарных дней , считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

Применение НДС при реализации товаров в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, данным в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол).

В настоящее время государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) помимо Российской Федерации, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика (с 01.05.2015 года).

В целях применения положений Протокола, под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства–члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС (пункту 2 раздела I Протокола).

В соответствии с пунктом 3 раздела II Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, экспортеру одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) в налоговый орган следует представить документы, предусмотренные пунктом 4 раздела II Протокола, в том числе:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) либо перечень Заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Указанное Заявление российскому экспортеру представляет налогоплательщик государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары – собственник ввезенных товаров. Форма Заявления и правила его заполнения утверждены Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» от 11.12.2009 года;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Типовые ситуации, связанные с некорректным и неточным оформлением экспортерами документов, необходимых для возмещения НДС и подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, требуемых в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации

Ситуация 1:

Налогоплательщиком осуществляется экспорт товаров. В связи с вступлением 12.11.2014г. в силу Приказа ФТС России № 1761 от 17.09.2013 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля», с 12.11.2014 таможенные органы выдают копии деклараций на товары только по запросу организации. При этом на копиях деклараций на товары штамп «Выпуск разрешен», по мнению налогоплательщика, не ставится. Отметка о вывозе товара за пределы территории РФ ставится на копиях деклараций на товары на обратной стороне первого листа по запросу. В этой связи налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % по НДС в налоговый орган представлена копия декларации на товары без штампа «Выпуск разрешен», но со штампом «Товар вывезен».

Комментарии:

Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляется в том числе таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, указанная норма Кодекса предусматривает представление в налоговый орган копии таможенной декларации с отметками как российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, так и российского таможенного органа места убытия.

Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (далее - приказ ФТС России № 1761) регламентирует в том числе взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме.

Согласно пункту 26 приказа ФТС России № 1761 после выпуска товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками.

Пунктом 39 приказа ФТС России № 1761 предусмотрено, что по обращению декларанта таможенные органы в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах, распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска товаров.

С учетом изложенного подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса , возможно при представлении налогоплательщиком в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями приказа ФТС России № 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия.

Ситуация 2:

Налогоплательщиком отражена реализация товаров на экспорт с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член) в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года. При этом, на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном с документами для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, отметка об уплате косвенных налогов налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, датирована 20 апреля 2015 года (то есть 2 квартал 2015 года).

Для компаний, осуществляющих реализацию товаров на экспорт, законодательство дает право на возмещение суммы НДС, учтенной при производстве или приобретении экспортируемой продукции. В статье мы поговорим о том как совершить возврат НДС при экспорте (экспортного НДС), а также на примерах рассмотрим расчет суммы возмещения и его отражение в учете.

Возврат НДС при экспорте: условия, документы, сроки

Товары (работы, услуги), которые предприятие реализует на экспорт иностранным компаниям, облагается НДС по ставке 0%, то есть по сути освобождены от уплаты налога. Это позволяет отечественным организациям-экспортерам уменьшать собственные расходы на производство (приобретение) товара на сумму НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам.

Основное условие получение возврата – подтверждение того, что купленные товары (материалы, услуги) действительно реализованы на экспорт либо использованы при производстве товара, который продан иностранному покупателю.

Возврат НДС осуществляется на основании документов, подтверждающих экспорт (договор поставки, товарная накладная, счета-фактуры и т.п.), а также по факту подачи налоговой декларации с внесенной в нее информации относительно операций экспорта.

Если говорить о сроках, позволяющих подтвердить экспортную реализацию, то они ограничены 180 днями. Отсчитывать следует с момента помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру.

Существует два способа вернуть уплаченный НДС. Первый – получить средства из бюджета непосредственно на расчетный счет, второй – оформить зачет уплаченной суммы в счет предстоящих платежей. В первом случае предполагается, что в отчетном квартале предприятие реализовывало товары исключительно на экспорт, при чем у него отсутствуют долги перед бюджетов. В ином случае налоговой службой будет оформлен зачет существующей задолженности.

Следует отметить, что экспортер может получить возмещение НДС только в том случае, если поставщик товаров, у которого приобретен товар для экспортной реализации, уплатил НДС в бюджет . Если поставщиком выставлен счет-фактура, а НДС не оплачен, то компания-экспортер не имеет права на возврат налога.

Раздельный учет НДС при экспортных операциях

Часто у бухгалтеров возникает вопрос, каким образом следует учитывать НДС в случае, если предприятие реализует товары не только на экспорт, но и внутри страны. Разберемся с данной ситуацией на примере.

Допустим, АО “Лабиринт” занимается изготовлением и реализацией межкомнатных дверей.

По итогам 3 квартала 2016 “Лабиринт” реализовал 75 дверей покупателям из Ростова и Воронежа, а 25 единиц продукции отправлены в Польшу в качестве экспортной поставки:

  • цена договоров с отечественными покупателями 134.800 руб., НДС 20.562 руб.;
  • стоимость экспортной поставки в Польщу – 51.600 руб., НДС 0,00 руб.;
  • входной НДС от стоимости товаров, материалов и услуг, затраченных при производстве реализованных дверей, равен 94.300 руб.

Для вычисления суммы входного НДС бухгалтер “Лабиринта” выделяет из общей суммы долю выручки от экспортной реализации:

(51.600 руб. / (134.800 руб. – 20.562 руб.)) = 0,45.

Чтобы определить показатель входного НДС к вычету по экспортной реализации, “Лабиринт” делает расчет:

94.300 руб. * 0,45 = 42.435 руб.

Следователь, сумма НДС к вычету от отечественной реализации будет составлять:

94.300 руб. – 42.435 руб. = 51.865 руб.

Возврат НДС при экспорте. Пример возмещения, расчеты и проводки

23 мая 2016 между АО “Уют Плюс” и венгерской компанией Slava заключен договор на поставку кресел и диванов. Мебель реализуется по цене 18.740 евро за партию. 12 мая 2016 “Уют Плюс” приобрел у ООО “Мебельщик” диваны и кресла по цене 1.211.800 руб., НДС 184.850 руб. для последующей экспортной реализации Slava.

Партия мебели реализована Slava при следующих условиях:

  • отгрузка осуществлена 25 мая 2016;
  • оплата от Slava поступила 28 мая 2016;
  • “Уют Плюс” оплатил транспортной компании сумму 7.400 руб. за доставку мебели.

Допустим, что курс евро (условный) при совершении данных операций составил:

  • на 25.05.2016 – 74,18 руб./евро;
  • на 28.05.2016 – 75,41 руб./евро.

При подаче налоговой декларации бухгалтер “Уют Плюс” указал сумму экспортной выручки от продажи мебели 1.390.133 руб.(18.740 руб. * 74,18). Также “Уют Плюс” были предоставлены документы, подтверждающие экспорт, на основании которых 24 июля 2016 на счет организации поступила сумма возмещения налога.

Возврат НДС при экспорте: операции по учету

Рассмотрим проводки:

Дата операции Дт Кт Описание Сумма Документ-основание
12.05.2016 41 60 На склад “Уют Плюс” поступила партия кресел и диванов, приобретенных у ООО “Мебельщик” (1.211.800 руб. – 184.850 руб.) 1.026.950 руб. Товарная накладная
12.05.2016 19 60 Проведена сумма входного НДС по приобретенной мебели 184.850 руб. Счет-фактура
12.05.2016 60 51 ООО “Мебельщик” оплачены средства за поставленные кресла и диваны 1.211.800 руб. Платежное поручение
25.05.2016 62 90/1 Учтена сумма выручки от продажи мебели компании Slava (18.740 руб. * 74,18) 1.390.133 руб.
25.05.2016 90/2 41 Учтены расходы себестоимости диванов и кресел 1.026.950 руб. Товарная накладная
25.05.2016 90/2 44 Учтены расходы на оплату транспортных услуг 7.400 руб. Акт выполненных работ
28.05.2016 52 Расчеты в евро 62 На валютный счет “Уют Плюс” зачислена сумма оплаты от компании Slava за поставленную мебель (18.740 руб. * 75,41) 1.413.183 руб. Банковская выписка
28.05.2016 62 91/1 Проведена курсовая разница между суммой оплаты, поступившей от компании Slava, и отраженной выручкой (18.740 руб. * (75,41 – 74,18) 23.050 руб. Бухгалтерская справка-расчет
28.05.2016 68 НДС 19 Отражена сумма экспортного НДС, принятого к вычету 184.850 руб. Договор поставки, таможенная декларация
24.07.2016 51 68 НДС Поступила сумма возврата экспортного НДС 184.850 руб. Банковская выписка

Приняты поправки в части применения вычетов НДС при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке. Рассмотрим изменения в главу 21 Налогового кодекса (далее - Кодекс), вступившие в силу с 1 июля 2016 года (ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ)

27.09.2016

Момент применения вычета по НДС

Изменен момент применения налоговых вычетов НДС при осуществлении ряда операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов.

В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 172 Кодекса налогоплательщик, принявший на учет начиная с 1 июля 2016 года товар (за исключением сырьевых товаров - см. далее), предназначенный на экспорт, а также добытые или произведенные из лома и отходов драгоценные металлы, предназначенные для реализации Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ и банкам, вправе применить вычет НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для осуществления таких операций, в периоде принятия на учет таких товаров (работ, услуг, имущественных прав), а не на момент определения налоговой базы по данным операциям.

Таким образом, рассматриваемые налогоплательщики могут заявить вычеты НДС по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, в общем порядке, установленном для применения вычетов при осуществлении операций, облагаемых по ставкам 18 и 10 процентов, не дожидаясь самого экспорта (реализации драгметаллов), а также получения надлежащего комплекта документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов.

Документы, подтверждающие вычет НДС

Отменено требование представления вместе с налоговой декларацией документов, подтверждающих вычеты НДС, при экспорте товаров, не являющихся сырьевыми, а также при реализации драгоценных металлов госфондам и банкам.

Прежняя редакция пункта 1 статьи 165 Кодекса требовала представления вместе с налоговой декларацией по НДС документов для подтверждения обоснованности как применения налоговой ставки 0 процентов, так и налоговых вычетов НДС по операциям экспорта и вывоза припасов.

Исходя из новой редакции вышеназванного пункта представление указанных документов для подтверждения вычетов НДС потребуется только при экспорте сырьевых товаров, упомянутых в обновленном пункте 10 статьи 165 Кодекса, а именно: минеральных продуктов, продукции химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесины и изделий из нее, древесного угля, жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, недрагоценных металлов и изделий из них. Коды видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54) внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) будут определены постановлением Правительства РФ.

Таким образом, при экспорте товаров, не являющихся сырьевыми, принятых налогоплательщиком на учет начиная с 1 июля 2016 года, налогоплательщики не будут представлять одновременно с декларацией по НДС документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов НДС по экспортным операциям.

При реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ и банкам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, также не придется представлять документы, подтверждающие заявленные в декларации по НДС вычеты одновременно с декларацией и документами, подтверждающими правомерность применения ставки 0 процентов в случае, если реализуемые драгоценные металлы поставлены налогоплательщиком на учет начиная с 1 июля 2016 года. Соответствующие изменения внесены в пункт 8 статьи 165 Кодекса.

Изменен порядок раздельного учета вычетов НДС.

С 1 июля 2016 года налогоплательщики, экспортирующие товары (за исключением сырьевых), а также реализующие добытые ими или произведенные из лома и отходов драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ и банкам, вправе не вести раздельный учет сумм входящего НДС, относящегося к деятельности, облагаемой по ставке 0 процентов и по иным ставкам. В том числе с таких налогоплательщиков снимается обязанность по отражению в налоговой учетной политике порядка раздельного учета НДС для данных операций (п. 10 ст. 165 НК РФ в новой редакции).

Учет при несвоевременном подтверждении НДС 0%

Изменен порядок учета НДС, уплаченного при несвоевременном подтверждении правомерности применения ставки 0 процентов.

Прежняя редакция пункта 9 статьи 165 Кодекса предусматривала возврат налогоплательщику сумм налога, уплаченных по общим ставкам (18 и 10%), при несвоевременном подтверждении правомерности применения ставки 0 процентов. С 1 июля 2016 года данная налоговая переплата будет не возвращаться на счет налогоплательщика (ст. 176, 176.1 НК РФ), а приниматься к вычету (ст. 171, 172 НК РФ). Комментируемое нововведение, на взгляд автора, направлено на снижение размера прямых денежных выплат экспортного НДС экспортерам из бюджета.

Документальное оформление при экспорте в ЕАЭС

Изменен перечень сведений, подлежащих указанию в счете-фактуре, в отношении товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства - члена Евразийского экономического союза.

В перечень сведений, подлежащих указанию в счете-фактуре (п. 5 ст. 169 НК РФ), внесен новый подпункт 15, согласно которому в счете-фактуре на товар, вывезенный за пределы территории РФ на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, нужно указывать код вида товара в соответствии с ТН ВЭД. В связи с изложенным стоит ожидать соответствующих поправок в форму счета-фактуры (утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Изменены правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж в отношении товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства - члена Евразийского экономического союза.

В соответствии с вновь введенным подпунктом 1.1 пункта 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщикам придется вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства - члена Евразийского экономического союза.


Top