Возлюбленным какой богини был юный. Возлюбленный бога — фанфик по фэндому «Мифология

Ю.Б.Циркин


У мифа об Адонисе парадоксальная судьба. Само имя бога, как мы уже отмечали, чисто семитское. Но в то же время все, что мы знаем об Адонисе, происходит только из греко–римских источников. Собственно финикийский миф не передал ни один автор. Правда, мы знаем о некоторых финикийских именах с элементом «адони». И в трактате «О сирийской богине», который приписывается греческому писателю римского времени Лукиану, говорится о празднике в честь Адониса в Библе. Греки тоже почитали Адониса, включив его в мир своих богов. Произошло это довольно рано. Об Адонисе упоминал Гесиод, который делает Адониса сыном Финика, предка финикийцев. Это самое раннее упоминание Адониса. Позже об Адонисе писали многие авторы, приводя различные версии мифа. Варианты расходятся в деталях, но в целом похожи: все они рассказывают о страсти к Адонису богини любви, о гибели юного Адониса на охоте от клыков страшного вепря, о печали богини и часто о воскресении Адониса. В честь Адониса в греческих городах, в том числе в Афинах, устраивались праздники. Постепенно они приобрели чисто греческий характер. Но в своей основе миф оставался финикийским. Возможно, с этим мифом греки познакомились на Кипре; недаром в нем местом первоначального действия являлся именно этот остров, и лишь затем события разворачиваются в Библе. Но не исключено, что знакомство с мифом произошло в самом Библе, который греки посещали еще во второй половине II тысячелетия до н. э.


Юный бог Адонис был тесно связан с Библом. Об этом боге тоже ходили разные рассказы, различающиеся в деталях, но все же близкие по содержанию.

Когда‑то жила Мирра , дочь могучего царя Кинира, правившего на Кипре. В свое время ее мать не почитала богиню любви и даже говорила, что ее дочери красивее богини. За это богиня разгневалась и, сочтя такие слова преступными, решила вместо матери наказать дочь . Она внушила ей нечестивую любовь к собственному отцу. Кинир, видя, что его дочь уже вошла в брачный возраст, стал приглашать женихов, но та всех их решительно отвергала и на вопрос отца, какого же мужа она желает, отвечала, что похожего на него. Кинир, полагая, что в ее словах звучит почтение к нему, был очень рад такому ответу, а Мирра еще больше запылала любовью и в то же время сознавала всю тяжесть греха. Наконец, не выдержав таких страданий, девушка решила повеситься. Но кормилица спасла ее от смерти. А узнав о преступной страсти Мирры, преданная кормилица пообещала ей помочь.

И вот, в один из праздников, когда жены ушли славить Астарту, Кинир, оставшись во дворце, напился пьяным, и кормилица ночью ввела к нему Мирру, сказав, что это - девушка, влюбленная в царя, похожая на его дочь и одних лет с нею. Так Мирра зачала от собственного отца. А когда наступил день и Кинир увидел, кто лежал с ним на ложе, он ужаснулся и бросился на преступную дочь, желая убить ее. Мирра с трудом убежала и, покинув царство отца, долго бродила по свету. Утомившись от скитаний, она обратилась к богам с мольбой, чтобы те из‑за ее позора изгнали ее и из царства живых, и из царства мертвых. Боги согласились исполнить ее мольбу. И вот ноги Мирры покрыла земля, из ступней выросли корни, кости превратились в дерево, кровь - в древесный сок, а кожа - в кору. Так Мирра стала деревом. Но внутри ствола оставался ребенок, плод ее нечестивой страсти. И по прошествии девяти месяцев ствол лопнул и из него появился на свет младенец, которого назвали Адонисом. Правда, рассказывали и по–другому: что отец через девять месяцев все же настиг Мирру, которая к тому времени уже стала деревом, и ударил ее мечом, и из трещины вышел Адонис.

Адонис быстро рос и стал красивейшим из юношей. Его увидела Баалат–Гебал и страстно в него влюбилась. Ей захотелось никогда не расставаться с ним. Адонис тем временем больше всех других занятий полюбил охоту, и богиня стала охотиться вместе с ним. Но ей все же приходилось иногда отлучаться, и поэтому, боясь за его жизнь, принялась Баалат–Гебал его увещевать, чтобы он был осторожнее на охоте и ни в коем случае не охотился на ужасных львов и щетинистых свирепых кабанов. И однажды, когда богини не было с ним, Адонис отправился на охоту.

Вскоре он услышал неистовый лай и увидел, что собаки выгнали из берлоги огромного кабана. Некоторые говорили, что это сам бог войны принял вид кабана, чтобы погубить Адониса . Бежать было уже поздно, и Адонис смело выступил вперед. Он ударил кабана копьем, но тот стряхнул с себя обагренное кровью копье и бросился на Адониса. Адонис, вспомнив предостережение богини, бросился бежать. Но кабан нагнал его и всадил ему в тело острый клык . Адонис упал, умирая. Баалат–Гебал услышала предсмертный крик юноши и бросилась к нему. Она обнимала тело и оплакивала Адониса. Она умоляла не уходить от нее в иной мир, пробудиться и дать ей последний поцелуй, длящийся столько, сколько может длиться лобзанье. Богиня скорбела, что, будучи бессмертной, она не может идти за возлюбленным в подземное царство, дабы и там не разлучаться с ним. Затем Баалат–Гебал подняла мертвое тело, вынесла его из леса, положила на пурпурные ткани, обмазала его благовониями и возлила на него драгоценное миро. А собравшиеся вокруг возлагали на мертвое тело погребальные венки и обрезали кудри в знак скорби. А потом решила богиня оставить вечную память о погибшем, и из крови Адониса вырастила она прекрасный цветок анемон. Но на этом богиня не успокоилась. Она обратилась к отцу, и верховный бог решил воскресить Адониса. А чтобы не очень обижалась подземная царица Шеол, он решил, что часть года Адонис будет проводить под землей, а часть - на этом свете. Местом же его пребывания на земле он избрал Библ.

Но другие рассказывали, что уже с самого рождения Адониса Баалат–Гебал полюбила младенца. Она очень боялась за него, оставшегося с самого рождения сиротой. Поэтому она положила ребенка в ларец и доверила его хранение богине подземного мира Шеол. Но, когда Адонис вырос, Шеол не захотела возвращать его на землю. И поскольку богини никак не могли прийти к согласию о месте пребывания Адониса, то они обратились к Элу. И тот решил разделить год на три части: одну часть года Адонис проводит в подземном мире, одну часть - на земле с Баалат–Гебал, а одну - тоже на земле, но так, как ему вздумается. Адонис же, сам полюбивший Баалат–Гебал, присоединил свою треть к доле этой богини, так что с ней он проводит две трети года, а в мире смерти с Шеол - одну треть. Но и в подземном мире Адонис оставался живым, и таким его видела богиня любви, специально на свидание с юношей спускавшаяся под землю.

Жители Берита рассказывали, что возлюбленной Адониса была богиня Астарта. Плодом этой любви стала Бероя. И ее именем богиня назвала основанный ею город Верит

Автор - Alexandra-Victoria . Это цитата этого сообщения

Миф о Афродите (Венере) и Адонисе на полотнах знаменитых художников.

Аннибале Карраччи. Венера, Адонис и Купидон.



Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн.

Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (1808-1885)

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.

Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Battista Dossi (1490-1548)

Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.

Адольф Вильям Бугро

Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.
Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.

Уэст (1738-1820)

Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.
Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.
Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.

Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы Овидия

Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

("Birth of Adonis", oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)

Picart - Birth Adonis.

Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.
Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.

Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.

Bartholomäus Spranger

Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.

Корнелис Корнелиссен (1562-1638)

Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid

Hendrick Goltzius

Абрахам Блумарт (1564-1651)

Christiaen van Couwenbergh (1604-1667)

Фердинанд Боль (1616-1680)

Никола Пуссен (1594-1665)

Абрахам Янсенс (1567-1632)

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.
Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.

Бартоломеус Спрангер (1546-1611)

Simon Vouet (French, 1590 - 1649)

Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.

Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens

Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)

Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis

Тициан (1490-1576)

Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.

"Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.

Промчался было мимо
Косматый зверь и как споткнулся,
Учуя веянья любви
И амброзийной женской плоти,
И крови поцелуйных ласк,
Что для него, как знак к свирепству.
Пронзив Адониса клыками
И завертев над головой,
Кабан отбросил тело наземь
И, как в испуге, убежал.

Камбьязо Лука.

А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764

Корнелис Holsteyn, 1647

Франсиско Гойя (1746-1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.
Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.

Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis

Рибера, Хосе де (1591-1652)

Джованни Баттиста Гаулли (1639-1709) Гибель Адониса

Giulio Carpioni (1613-1678)

Никола Пуссен (1594-1665) Vénus pleurant Adonis

Laurent de La Hyre (1606-1656)


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

КЛОД МОНЕ Анемоны

А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.

Хендрик Гольциус (1558-1617)

С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Джакопо Амигони (1682-1752)

Жан-Франсуа де Труа

Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. Мадрид

Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.

François Lemoyne

Пьер Поль Прюдон (1758-1823)

Себастьяно Риччи (1659-1734)

Nicolas Mignard (1606-1668)

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир . Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.

Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона , отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.

Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты . Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель. Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца. Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.
Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу . Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы . Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению. Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Афродита родила от Адониса сына Голга , основателя Голгов на Кипре и дочь Берою , основательницу фракийской Берои.
Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде .
Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.
Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

Афродита нашла его уже умирающим, яркая кровь из его раны обрызгала траву вокруг того места, где он лежал. Она оплакала его и превратила алые брызги крови в нежнейший цветок анемон или цветок ветра, так как ветер раскрывает лепестки цветка, и вскоре они с ветром улетают.

Тенью Адонис сошел в Аид в безраздельное владение царицы Персефоны. Несчастная Афродита упросила Зевса позволить Адонису возвращаться к ней ежегодно на некоторое время. С тех пор цветение анемонов означает его возвращение к жизни и возобновление плодородия земли.

Генеалогия:

Дети Аполлона : часть этой ветви посвящена происхождению Адониса, а также его детям от Афродиты.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Возлюбленным какой богини был юный Адонис, убитый на охоте вепрем?

  • Афины
  • Артемиды
  • Афродиты

Правильный ответ Д. Афродита

Красивая история любви богини Афродиты и Адониса

Афродита (Анадиомена, Астарта, Венера, Иштарь, Иштар, Киприда, Камея, Миллита) – богиня красоты и любви, неба, ветра и моря.

Ответы на все вопросы игры Кто хочет стать миллионером от 28 октября 2017 года

Златая и вечно юная Афродита (Венера), живущая на Олимпе, считается богиней неба и моря, посылает дождь на землю, а также богиней любви, олицетворяющей божественную красоту и неувядающую юность.

Афродита считается самой прекрасной из всех богинь Олимпа и вечно пребывает там.

Вечно юная девушка, высокая и стройная, с перламутровой белой кожей и темно-синими глубокими глазами. Лицо Афродиты с нежными чертами лица обрамлено мягкой волной длинных кудрявых золотых волос, украшенных сияющей диадемой и венком из благоухающих цветов, как венец лежащих на ее прекрасной голове – никто не может сравниться по красоте самой прекрасной из всех богинь и смертных.

Одета богиня Афродита в ниспадающие тонкие благоухающие златотканые одежды, распространяет благоухание при своем появлении, а там где ступают ее красивые ножки, вырастают цветы. Богини красоты (Оры) и богини грации (Хариты) везде сопровождают Афродиту, развлекают и прислуживают ей.

Дикие звери и птицы совсем не боятся лучезарную богиню, кротко ласкаются к ней и поют ей песни. Путешествует Афродита на птицах: лебедях, гусях, голубях или воробьях,- легкие крылья птичек быстро переносят богиню с места на место.

Богиня любви и красоты, моря и неба – Афродита дарит счастье тем, кто служит ей: подарила жизнь для красивой статуи девушки, в которую бесконечно влюбился Пигмалион. Но наказывает и тех, кто отвергает ее дары: так жестоко наказала она Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в прозрачном лесном ручье и умершего от тоски.

Золотое яблоко из далеких садов гереспид – символ Афродиты, который она получила в подтверждение своей красоты от горного пастуха Париса (сына царя великой Трои), признавшего Афродиту прекраснейшей, которая красивее Геры (жены ее дяди Зевса) и Афины (сестры Зевса).

В награду за свой выбор Парис получил помощь богини в завоевании прекраснейшей из смертных – Елены (дочь Зевса и его возлюбленной Леды, жена царя Спарты Минелая) и постоянную поддержку во всех своих начинаниях.

Дочь своих родителей – богиня моря и неба – ветреная Афродита будит своей неземной красотой любовь в сердцах и любовную страсть, и поэтому царит над миром. Любое появление Афродиты в благоухающих одеждах заставляет солнце сиять ярче и пышнее цвести цветы.

Живет Афродита на Олимпе, восседает на богатом золотом троне, выкованном самим Гефестом, и золотым гребнем любит расчесывать свои пышные кудри. Золотая мебель стоит в ее божественном доме. Только любовь творит прекрасная богиня, совершенно не прикасаясь к любой работе руками.

Адонис (или Адонид) — герой греческой мифологии, сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Афродиты (Венеры).

Никто — ни смертные, ни даже боги — не мог сравниться с ним красотой, вот почему в него влюбилась сама богиня любви и красоты Афродита. Она спускалась к нему на землю и из любви к нему стала интересоваться охотой, которой увлекался Адонис, и даже сама помогала ему охотиться в кипрских лесах.

Афродита умоляла его не охотиться на яростных диких зверей: достаточно, мол, быть бесстрашным перед пугливыми, а перед смелыми всегда опасно быть смелым. Однако мужское достоинство не позволяло Адонису принимать такие немужественные советы, и однажды, когда Афродита покинула его, он отправился охотиться на кабанов. Эта охота оказалась для него роковой: раненый вепрь набросился на него и убил на месте.

Безмерным было горе Афродиты. Она прокляла судьбу, которая сильнее богов, и с плачем упала на колени перед Зевсом, моля вернуть ей любимого хотя бы на время.

Зевс сжалился над ней и велел Гадесу (богу подземного мира) весной отпускать Адониса из мрачного царства мертвых на землю. Таким образом, Адонис полгода пребывает в царстве мертвых, а полгода проводит с Афродитой на земле. Вся природа радуется и одевается в зелень и цветы, когда Адонис возвращается весной, и надевает траур, когда осенью он уходит в царство теней.

Миф об Адонисе и Афродите тысячелетиями вдохновляет людей искусства. И около сотни лет он привлекает внимание людей науки, желающих выяснить его происхождение.

Имя «Адонис» встречается в древних семитских языках, где означает «владыка, господин», а миф того же содержания появляется и в финикийских источниках. Однако корни его, несомненно, уходят в еще более далекое прошлое.

Например, уже хетты знали миф о боге растительного мира Телепинусе, зимой покидающем землю, в которой замирает жизнь, чтобы весной вернуться снова. У вавилонян был распространен подобный миф о богине любви Иштар и прекрасном Таммузе, который умирал каждой осенью, а весной восставал из мертвых. Основу этого мифа можно найти уже у шумеров, древнейшего исторического народа на земле.

Аналогичный мифологический образ осеннего умирания и весеннего воскресения природы известен и народам, не имевшим контактов с древней Месопотамией, например славянам, германцам или североамериканским индейцам.

Очевидно, миф о Адонисе и Афродите не греческого, а, скорее всего, финикийского происхождения. Однако античные поэты творчески переработали его. Их длинный ряд открывает поэтесса Сапфо (1-я пол. 6 в. до н. э.), а замыкает Овидий; через его «Метаморфозы» с этим мифом познакомилась и современная Европа. Из поэтов нового времени первым заново обработал его У. Шекспир (в поэме «Венера и Адонис», 1593).

В Национальном музее в Неаполе находится одна из ценнейших античных скульптур Адониса, римская копия эллинистического оригинала 3-2 вв. до н. э. Из многочисленных скульптур нового времени отметим «Адонис» А. де Фриза (1624), во время Тридцатилетней войны увезенного из Праги в Швецию (ныне в Дротнингхольмском собрании), «Смерть Адониса» Дж. Маццуолы (1709) в Эрмитаже, скульптурные группы «Венера и А.» Кановы (1794) и Торвальдсена (1832), «Смерть Адониса» О. Родена.

К мифу об Адонисе обращались Джорджоне, Тинторетто, Г. Рени, Н. Пуссен и многие другие художники. Наиболее распространенный сюжет — «Венера и Адонис»: у Веронезе, Ан. Карраччи, а у Тициана и Рубенса есть по две картины на эту тему («Венера и Адонис» Рубенса (1614) хранится в Эрмитаже — на фото выше).

В переносном смысле Адонис — красивый мужчина:

«Прелестный баловень Киприды —
Умей сносить, мой Адонис,
Ее минутные обиды!»

— А. С. Пушкин, «Юрьеву» (1820);

«Приятель наш, парижский Адонис…»
— М. Ю. Лермонтов, «Сашка» (1835-1836).


Top