Айа София (Собор Святой Софии). Какие экскурсии стоит посетить в Софии

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ая София внутри.
История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.
Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.
Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.
Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.
Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость).
Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.
Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.
На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.
Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.
Потолок в одной из галерей. Главная часть храма. Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.
Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.
В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана. Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола. Колонна с отпечатком ладони султана.
В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.
Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом – это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.
Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” – постоянный, неизменный) – якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем – тут все ясно. Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.
Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты. Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир – около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая – собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что – сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры – это, конечно, впечатляет и захватывает.
Еще несколько фото Ая Софии.


Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.

Еще несколько фото Ая Софии.

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi) в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».

Сегодня официальным названием памятника является «Музей Айя-Софья».

Собор Святой Софии — это памятник архитектуры, который включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а в настоящее время он является музеем.

Собор Святой Софии

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Собор Святой Софии строился в течение 5 лет

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Купол Собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Внутренне убранство собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Внутреннее убранство собора Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Собор Святой Софии: как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2018 году

Императорская дверь, собор Святой Софии

Стоимость входа 60 турецких лир (отдельный билет).

Если приобретаете карту Museum Pass Istanbul за 185 лир (которая дает возможность посещать достопримечательности без очереди и по более низкой цене), тогда посещение собора входит в стоимость карты.

Собор Святой Софии можно найти в южной стороне города — можно воспользоваться туристическим путеводителем. В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно. На входе в собор, недалеко от билетных касс, находится киоск, в котором можно арендовать аудио-гид. В залог вам нужно будт оставить документ (паспорт). С аудио-гидом очень удобно совершать самостоятельную прогулку — вам не нужно будет никуда спешить, свое время вы распределяете сами.

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Собор Святой Софии на карте

На мой взгляд, Айя София в Стамбуле – один из самых интересных и колоритных памятников в ! В нем потрясает все: и внутренний облик, и сплав двух религий, и богатейшая история, и потрясающая энергетика. Признаюсь, из музея мы вышли под большим впечатлением.

В это сложно поверить, но храм Айя София (Собор Премудрости Божией) был построен еще в VI веке императором Юстинианом . Причем, это была уже третья попытка возвести на этом месте православный храм.

Первоначально здесь стояла церковь времен Константина Великого, от которой не осталось ни камня после кровавого народного восстания. В V веке император Феодосий II возвел «вторую Софию», о которой сегодня напоминают лишь отдельные фрагменты. Как ни странно, но и этот вариант Айя Софии был уничтожен в результате жестокого восстания «Ника» в 532 году .

Однако всего за пять лет Юстиниан отстроил храм заново. Новое великолепие из золота, серебра, цветного мрамора и слоновой кости обошлось в три (!) годовых дохода Византии тех времен!

В середине XV века Константинополь завоевал султан Мехмед II . И тут же христианская церковь превратилась в мусульманскую мечеть с четырьмя минаретами. А Собор Святой Софии получает новое имя — Айя-София. Бесценные мозаики, лики святых и фрески грубо замазывают толстым слоем штукатурки. Кстати, историки считают, что только это и спасло произведения искусства от уничтожения.

Музеем храм Святой Софии стал сравнительно недавно – в 1934 году . Тогда же в нем перестали проводить мусульманские богослужения по приказу тогдашнего президента Турции Кемаля Ататюрка. А тридцать лет назад Айя Софию вместе с другими памятниками исторического центра города наконец-то включили в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Поразительно, как сегодня две мировые религии мирно уживаются под одной крышей:

Когда храм Айя София признали музеем, старинные православные фрески начали восстанавливать, очищая стены от штукатурки.

Здесь можно увидеть процесс восстановления фресок:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Храм-музей расположен в историческом центре , где сосредоточено большинство достопримечательностей города — в районе Султанахмет. Собор находится прямо напротив парка Султанахмет недалеко от и .

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

  • На автобусе

К собору-музею идет любой автобус, следующий по направлению к Sultanahmet. Например, из района Taksim можно уехать на автобусе №Т4.

  • На скоростном трамвае

Нам нужна трамвайная линия Т1. Ближайшая к музею остановка называется Sultanahmet («Султанахмет»). Если после выхода из трамвая встать лицом к Мраморному морю, то собор Святой Софии будет расположен слева.

  • На такси

В Стамбуле такси — довольно дорогое удовольствие, зато поймать такси можно в любом месте в любое время. Чтобы минимизировать риск мошенничества, лучше заказывать такси в своем отеле, заранее уточнив стоимость. Также можно заказать индивидуальный трансфер заранее.

  • Пешком

Главные достопримечательности Стамбула расположены в историческом центре города — Султанахмет. Поэтому логичнее всего останавливаться именно в этом районе — так Вы сможете обойти все основные достопримечательности пешком, заодно и погуляете по Стамбулу.

  • Заказать экскурсию

Обычно включает в себя не только посещение Айя Софии, но и знаменитой Голубой мечети и Цистерны Базилика.

Экскурсию можно заказать и в своем отеле, но гораздо интереснее отправиться на экскурсию от местных жителей. Посмотреть, какие интересные экскурсии проводят местные жители в Стамбуле, можно здесь.

Площадь перед входом в Айя Софию:



2.3. Время посещения

С 15 апреля по 30 сентября музей открыт для посетителей с 09.00 до 19.00 . В «зимнее» время – с 09.00 до 17.00 .

По понедельникам музей закрыт , учтите это при планировании своего расписания.

Напоминание, что и во сколько закрывается. Последний посетитель может зайти на территорию музея до 18.00, а подняться на верхнюю галерею — до 18.15:



2.4. Стоимость

Цена входного билета в музей составляет 30 турецких лир .

За 85 лир можно купить музейную карту (Museum Pass Istanbul), которая дает право бесплатно и без очереди посетить десятки музеев Стамбула в течение пяти дней:


В двух кассах входной билет можно купить за наличные (только лиры):


Автоматы по продаже билетов принимают только банковские карты. Кроме входного билета в Айя Софию, здесь можно приобрести и музейную карту:

Обратите внимание, что в автомате принимают только чипованные карты. Я по своей карточке с магнитной полосой билет купить не смогла, пришлось идти в длинную очередь.

Чтобы сэкономить время и не стоять в этой очереди, можно купить билет заранее онлайн . Правда, стоить он будет немного дороже, зато включен трансфер от отеля:

2.5. Официальный сайт

Информация на официальном сайте представлена на английском и турецком http://ayasofyamuzesi.gov.tr .

3. Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:


Сориентироваться поможет карта-схема:


Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:


Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:


Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:



3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир :


На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:


Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:


Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:


Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:


Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:


А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:


Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:


Фонтан рядом с храмом (1740 год):


Древний колокол:


На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:


Потолок украшен сурами из Корана:


Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):


Вид на верхнюю галерею на втором этаже:


Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:


Место коронации византийских императоров:


Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:


«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:


Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:


В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:


На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:


Ориентироваться можно по указателям:


Коридор средневековья выглядит жутковато:


Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:


все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:


Выбор икон впечатляет:


Вид с верхней галереи:


Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:


Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:


Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):


Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:


Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:


На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился.

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:



4. Выводы

Айя София – безумно интересное и колоритное место! Причем сходить туда стоит независимо от вероисповедания — две мировые религии переплелись настолько сильно, что сейчас храм в первую очередь — это необыкновенный и уникальный музей истории. Не зря же этот храм называют «визитной карточкой Стамбула». От его размеров, красоты и энергетики буквально перехватывает дыхание! Всем советую обязательно подняться на второй этаж – там самые интересные мозаики.

По времени посещение Айя Софии займет не менее двух часов. Планировать экскурсию лучше на утро – к середине дня в собор набиваются толпы туристов.

Кстати, Собор Святой Софии – одно из немногих мест, которые стоит осматривать с экскурсоводом (или хотя бы с аудиогидом). Экскурсии там проходят постоянно – так что присоединиться к группе и узнать кучу интересных фактов об удивительной истории храма можно в любой момент. На крайний случай возьмите с собой гид lonely planet по Стамбулу — там достаточно подробно расписано про храм, его историю и архитектуру.

5. Видео

А теперь предлагаю посмотреть на Айя Софию нашими глазами:

Кстати, если вы только собираетесь в Стамбул, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (7 голосов, оценка: 5,00 из 5)

Почти десять веков Собор Святой Софии был христианским храмом, почти пять веков - мечетью.

Непросто назвать еще хотя бы пару зданий, столь полно олицетворяющих не город, не народ, не страну, а целую цивилизацию, как это делает Собор Святой Софии - главный символ Византии.

Чтобы понять или даже прочувствовать всю значимость древнего храма, стоит пройтись по нему, причем не раз и не два. Каждый шаг по плитам, где за долгие века великие правители и простые верующие вытоптали целые тропинки-желобы, долгим эхом уходит куда-то под купол и незаметно вплетается в дивную симфонию, состоящую из ритма гениальных озарений, молитв, утрат и страданий, коим нет числа.

Собор Святой Софии возводили во времена, когда умы сильных мира всего целиком и полностью были захвачены абсолютами. Античность кончилась и началось средневековье, но эти условные границы были неведомы современникам. Западная Римская империя пала под неумолимым натиском времени и варварских племен, однако на востоке Средиземноморья оплотом силы, веры и культуры оставался Константинополь. Желание не просто обрести вековечную стабильность, но и смести непродолимые преграды на пути к подлинному торжеству римского величия и православных традиций наиболее нашло полное выражение во времена правления одного из величайших императоров - Юстиниана (на мозаике - по правую руку от Богородицы).

Его правление - непрерывная череда войн, реформ и переосмысливания успехов. Византийская элита, еще не отказавшаяся от идеи захвата всего известного мира, уже отказалась от идеи почитания Рима как первого из городов. Юстиниан фактически стал правителем империи еще до официального восхождения на престол, и правил он как византиец. Историк Прокопий Кесарийский отмечает, что высшее провидение благоволило ему; но на самом деле нельзя не отметить обилие умных, верных, талантливых людей, с которыми Юстиниану довелось жить в одно время. В их числе его телохранитель Маркелл, комит Флор, полководцы Нарсес и Велизарий, а также секретарь Велизария - им был тот самый Прокопий, вошедший в историю не только как верный слуга государя, но и как историк и мыслитель; его труды, посвященные истории Византии, поистине бесценны и по сей день являются предметом самого пристального изучения.

Но, быть может, самыми одаренными, даже гениальными современниками Юстиниана были математики Анфимий и Исидор. Первый был родом из Тралл (современное название - Айдын) - древнего города, некогда бывшего столицей Лидийского царства; второй - уроженец Милета, еще одного значимого поселения, чья история насчитывает три тысячелетия. В лучших традициях предшествующих времен каждый из математиков был еще и инженером, архитектором, мыслителем... Еще в первый год правления Юстиниана они начали работу над церковью Святых Сергия и Вакха. Мученики, ныне равно почитаемые в православной и католической церкви, в те времена были символами отказа от языческих культов. Возведение церкви в честь них должно было символизировать не только окончательное расставание с политеизмом и всяческими ересями, но и подчеркнуть серьезность намерений императора, заявившего о желании возвести храмы во всех крупных городах Византии.

Работа была завершена в 529 году. Составлявшая некогда единый ансамбль с церковью Святых Петра и Павла, она сразу же полюбилась Юстиниану, отметившему работу зодчих. Сегодня церковь нередко называют Малой Софией.

Воодушевленный император словно почувствовал, что наступила пора для великих свершений и Византия вступила в эпоху величественных противоречий и противоречивого величия. Юстиниан принялся посылать армии во все концы своих владений, не учтя нестабильности в столице. В итоге в 532 году прямо в Констиантинополе случились погромы, которые нынче историки называют восстанием "Ника". Сурово подавленный бунт (не в последнюю очередь благодаря решительным действия Наксеса и Велизария), вероятно, привел Юстиниана к двум несвязанным суждениям с общим выводом: замолить грехи и отвлечь подданных можно одним способом - возведением грандиозного храма.

Место для будущей стройки было выбрано быстро: бунтовщики, среди прочего, ухитрились разрушить базилику Феодоия, датируемую началом V века. Возведенная из камня и дерева, она жестоко пострадала от пожара и мародёров в январе 532 года. До наших дней от нее сохранились лишь незначительные каменные фрагменты внутреннего убранства.

Уже весной все владения вокруг развалин церкви были выкуплены Юстинианом, и Анфимий и Исидор приступили к решению задачи, сформулированной необычайно просто: построить за 5 лет величайший храм.

Архитекоры решили использовать свои наработки и увенчать собор гигантским куполом. Поддерживать его, по замыслу проектировщиков, должны были 4 массивные арки (одна из них хорошо видна в центре фото).

Однако только арок для удержания купола над нефом было явно недостаточно. Начав решать эту проблему еще на стадии чертежей, Анфимий и Исидор встали на путь, который в конце концов вывел и их и Юстиниана к неувядаемой славе...


Top