Азазель - «демон безводной пустыни, демон-убийца» - Калейдоскоп. Мифологическая энциклопедия: Демонология: Азазель - AZAZEL Азазель мифология

Старинная гравюра с демоном Азазелем

АЗАЗЕЛЛО
Персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда, «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа — книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно А. передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. В книге И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872), известной, скорее всего, автору «Мастера и Маргариты», отмечалось, в частности, что Азазел «научил людей делать мечи, шпаги, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брови, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась». Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает А. Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду.

" Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий." (часть I , гл. 7)

Но главная функция А. в романе связана с насилием. Он выбрасывает Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Михаила Александровича Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера Барона Майгеля. В ранних редакциях это убийство А. совершал с помощью ножа, более подобающего ему как изобретателю всего существующего в мире холодного оружия. Однако в окончательном тексте «Мастера и Маргариты» Булгаков учел, что прототип барона Майгеля Б. С. Штейгер уже в ходе создания романа был расстрелян, и заставил А. убить предателя не ножом, а пулей. А. также изобрел крем, который он дарит Маргарите. Крем этот так и называется «крем Азазелло». Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает ее новой, ведьминой красотой. А в Нехорошей квартире А. появляется через зеркало, т. е. тоже с помощью своего собственного нововведения.

В некоторых сохранившихся фрагментах редакции «Мастера и Маргариты» 1929 г. имя Азазелло носил сатана — будущий Воланд. Здесь Булгаков, очевидно, учел указания И.Я.Порфирьева на то, что у мусульман Азазел — это высший ангел, который после своего падения был назван сатаной. А будущий А. тогда и позднее, вплоть до 1934 г., назывался Фиелло (Фьелло). Возможно имя Фиелло, в переводе с латинского означающее «сын», появилось под влиянием сообщения И.Я.Порфирьева о том, что в книге Еноха есть два латинских имени мессии: Fillius hominis (сын человеческий) и Fillius mulieris (сын жены). Имя Фиелло оттеняло подчиненное положение будущего А. по отношению к будущему Воланду (тогда еще Азазелло), а с другой стороны пародийно приравнивало его к мессии.

А в Нехорошей квартире Азазелло появляется через зеркало, то есть тоже с помощью своего собственного нововведения. Также, по словам Коровьёва, Азазелло посоветовал снятому с должности главы НКВД Генриху Ягоде опрыскать ядом кабинет назначенного на эту должность Ежова и прилегающие помещения — обвинение в подобном покушении было одним из многих, предъявленных Ягоде на судебном процессе.

В книге Еноха, согласно переводу И.Я. Порфирьева, Господь говорит архангелу Рафаилу: «Свяжи Азазиэля и брось его во тьму и заключи (прогони) в пустыню». В данном случае А. уподоблен козлу отпущения из канонической ветхозаветной книги Левит. Там Азазел — козел отпущения, принимающий все грехи иудейского народа и ежегодно прогоняемый в пустыню. У И. Я. Порфирьева приводится и славянский ветхозаветный апокриф об Аврааме, где говорится, что «явился диавол Азазил, в образе нечистой птицы, и стал искушать Авраама: что тебе, Авраам, на высотах святых, в них же не едят, не пьют; несть в них пища человеча, вси си огнем поядают и покаляют тя». Поэтому в последнем полете А. обретает облик демона безводной пустыни. А. в образе «нечистой птицы» воробья предстает перед профессором Кузьминым, превращаясь затем в странную сестру милосердия с птичьей лапой вместо руки и мертвым, демоническим взглядом.

По всей видимости, апокриф об Аврааме отразился в булгаковском черновом наброске, датируемым 1933 г.:

«Встреча поэта с Воландом.

Маргарита и Фауст.

Черная месса.

Ты не поднимешься до высот. Не будешь слушать мессы. Но будешь слушать романтические...

Маргарита и козел.

Вишня. Река. Мечтание. Стихи. История с губной помадой».

Здесь дьявол не отпускал Мастера (Поэта, Фауста) к «святым высотам», где нет «пищи человеческой», а отправлял его творить в последний романтический приют с земными плодами (вишнями) и рекой, из которой можно напиться воды. А. тут, очевидно, превращен в козла, т.е. обрел свой традиционный облик, а в качестве чудесного крема выступает губная помада, которую тоже дал людям Азазел.

Сюжеты с мазью А., превращающей женщину в ведьму, и с преображением А. в воробья, имеют древние мифологические корни. Можно отметить «Лукия, или Осла» древнегреческого писателя II в. Лукиана и «Метаморфозы» его современника римлянина Апулея. У Лукиана жена Гиппарха разделась, «потом обнаженная подошла к свету и, взяв две крупинки ладана, бросила их в огонь светильника и долго приговаривала над огнем. Потом открыла объемистый ларец, в котором находилось множество баночек, и вынула одну из них. Что в ней заключалось, я не знаю, но по запаху мне показалось, что это было масло. Набрав его, она вся им натерлась, начиная с пальцев ног, и вдруг у нее начали вырастать перья, нос стал вороньим и кривым — словом, она приобрела все свойства и признаки птиц: сделалась она не чем иным, как ночным вороном. Когда она увидела, что вся покрылась перьями, она страшно каркнула и, подпрыгнув, как ворона, вылетела в окно». Точно таким же образом Маргарита натирается кремом Азазелло, но превращается не в ворону, а в ведьму, тоже обретая способность летать. Сам А. в приемной профессора Кузьмина обращается сначала в воробья, а затем в женщину в косынке сестры милосердия, но с мужским ртом, причем рот этот «кривой, до ушей, с одним клыком». Здесь порядок превращения обратный, чем у Лукиана, и сниженный — вместо ворона — воробушек. Интересно, что эпизод с наказанием А. профессора Кузьмина Булгаков продиктовал в январе 1940 г. после посещения профессора В. И. Кузьмина, безуспешно лечившего автора «Мастера и Маргариты» от нефросклероза и не скрывавшего от писателя, что жить тому осталось недолго.

Булгаков, описывая Маргариту, натирающуюся кремом А., учитывал и превращение волшебницы Памфилы, которое наблюдает Луций в «Метаморфозах» Апулея: «Прежде всего, Памфила сбрасывает с себя все одежды и, открыв какую-то шкатулку, вынимает оттуда множество ящиков, снимает крышку с одного из них и, набрав из него мази, сначала долго растирает ее между ладонями, потом смазывает себе всё тело от кончиков ногтей до макушки, долгое время шепчется со своей лампой и начинает сильно дрожать всеми членами. И пока они слегка содрогаются, их покрывает нежный пушок, вырастают и крепкие перья, нос загибается и твердеет, появляются кривые когти. Памфила обращается в сову. Испустив жалобный крик, вот она уже пробует свои силы, слегка подпрыгивая над землей, а вскоре, поднявшись вверх, распустив оба крыла, улетает».

Еще один эпизод из «Метаморфоз» отразился в «Мастере и Маргарите» в сцене убийства А. барона Майгеля. У Булгакова «барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу (в которую превратилась отрезанная голова Берлиоза. — Б.С.) под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду». У Апулея точно таким же образом происходит мнимое убийство одного из персонажей, Сократа: «И, повернув направо Сократову голову, она (Мероя, убийца. — Б.С.) в левую сторону шеи ему до рукоятки погрузила меч и излившуюся кровь старательно приняла в поднесенный к ране маленький мех, так чтобы нигде ни одной капли не было видно». Заметим, что в обоих случаях кровь убитых собирается не только для сокрытия следов преступления, но и для приготовления магических снадобий.


Булгаковская энциклопедия. — Академик . 2009 .

— интересная наука, если ее можно так назвать. Она собрала в себе всю информацию о злых духах и их облике, задачах и грехах.

В составе демонологии есть несколько классификаций демонов, их иерархия и история возникновения. Многие имена демонов знакомы нам благодаря мировой литературе, стихам, песням, рассказам и, конечно, кинематографу.

Есть такие демоны, имена которых часто бывают на слуху, но мало кто знает, что они означают. То есть мы слышим имя демона, но не придаем ему значения и не понимаем, о чем идет речь.

Стоит разобраться, что же представляют из себя эти жуткие создания. Например, возьмем демона Азазеля. Что ассоциируется с этим именем? Герой знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Азазелло.

Если вспомнить, то Воланд являет собой самого Дьявола, а его приспешники — Азазелло и кот Бегемот являются непосредственно демонами. Так кто же такой демон Азазель?

История демона

Это существо является олицетворением хитрости и подлости. Он отлично умеет подстраивать разные события, делать гадости, строить козни и всячески вредить человеку и не только.

Изначально имя Азазель переводится как «отпущение» и с ним связана интересная история. Иудейский народ ежегодно отправлял в пустыню козла, на котором были навешаны все грехи жителей. Знакомое всем понятие «козел отпущения» берет свое начало именно с этой истории.

Перед тем, как выпустить козла, одна красная тряпка разрывалась надвое: половина привязывалась к козлу, другая половина привязывалась возле храма. Когда козел покидал пределы города, ткань у храма должна была изменить свой цвет с красного на белый — только тогда раскаяние израильтян в своих грехах считалось искренним и чистым.

Кроме того, в этот день приносилась жертва в виде второго козла, которого убивали во имя отпущения грехов. Некоторые историки считают, что демон Азазель появился в результате регулярного жертвоприношения и принял соответствующее имя и облик.

Внешний облик демона

Вид Азазеля значительно отличается от других демонов. Если они выглядят устрашающе и жутко, то Азазель обладает обычным человеческим телом, козлиной бородой и рогами.

Никаких копыт, шерсти на теле и страшной морды — все гораздо проще. Часто он изображается как старик, который ходит с черным козлом. Некоторые же источники говорят, что это все выдумки, а настоящий облик демона совсем другой: он является огромным червем, который обитает на в преисподней, а в пустыне.

Что может дать демон Азазель

Этот злой дух известен свой подлостью и мастерством обмана и хитрости, а потому его призывают в соответствующих целях. В обмен на душу и вечные муки в Аду демон готов помочь решить любые проблемы, которые требуют хитрости, подлости и обмана.

Он поможет достичь невероятного успеха в любой сфере. Однако стоит помнить, что призвать демона не так легко. Во-первых, взывающих должен быть твердо уверен и решительно настроен.

Во-вторых, должен заранее подготовить свои вопросы и речь, чтобы сразу перейти к делу. Кроме того, демона не так просто вызвать — он может просто отказаться приходить. Также важно запастись всеми необходимыми атрибутами, которые смогут защитить от гнева существа и не позволят ему выйти за пределы алтаря и рисунка.

Этот демон не является верховным, не входит в верхушку правящих в Аду и не обладает большой силой и властью. Несмотря на это, благодаря своей хитрости, он вполне хорошо живет и творит свои черные дела без участия в них более сильных собратьев.

К тому же, если изучить упоминания об этом демоне, можно заключить вывод, что он гораздо моложе других злых духов, а значит проигрывает им в силе.

Демон Азазель - это один из очень известных в популярной культуре пособников ада, который отличается хитростью и умением строить козни. Он был известен с далекой древности, а умение призвать Азазеля заклинанием позволит добиться любых жизненных высот. Если, конечно, вы сможете совладать с этим хитрым существом.

В статье:

Демон Азазель - когда он появился

Изначально Азазелем называли не демона, а давали это имя знаменитому козлу отпущения - ритуальному животному, которого иудеи ежегодно отправляли в пустыню, навесив на него все грехи народа Израиля. В ходе праздника Йом-Киппур во времена Иерусалимского Храма, ритуально сжигали одного козла, а другого отводили в пустыню. Согласно поверью, тогда и происходило чудо - перед тем, как увести козла, коэн (жрец) разрывал надвое кусок красной ткани. Один привязывался возле Храма, а второй вешался на шею козла. Если раскаяние израильтян в своих грехах было искренним, то после того, как этот козел отпущения выводился за пределы города - флажок возле Храма менял свой цвет с красного - на белый. Значение имени Азазель первоначально было не что иное, как отпущение.

Именно из этого образа впоследствии, после окончательного разрушения Храма, и сформировался внешний вид Азазеля. Демон Азазель упоминается в одном из апокрифов - знаменитой книге Еноха. Многие современные эзотерики и демонологи считают, что сам по себе демон является ничем иным, как получившим в результате столь массовых жертвоприношений. И именно из-за них же возникло общее для европейских народов архетипичное изображение различных демонов и даже самого дьявола с козлиной головой.

В целом первые записи о персонификации Азазеля как падшего ангела и демона, отвечающего за все пустыни на Земле, возникли около 3-го века до нашей эры.

История о падении Азазеля включает в себя несколько различных эпизодов. Некоторые толкователи считали именно его змеем-искусителем, который соблазнил Еву запретным плодом, однако сейчас, согласно устоявшейся традиции, в этом образе пребывал . По устоявшемуся же мнению, Азазель все же является , который подарил мужчинам искусство обращения с оружием, а женщин научил создавать различные снадобья и пользоваться косметикой. Кроме этого, некоторые считают его покровителем воровства и воровской удачи.

Образ Азазеля - падшего ангела у других народов и его внешний вид

Считается, что Азазель имеет весьма приближенный к человеческому облик, в отличие от, например, . Так, он традиционно изображался в виде старого мужчины с бородой и козлиными рожками, который всегда ходил вместе с черным коронованным козлом. Другие же, более древние ханаанские легенды, отождествляли Азазеля с огромным червем, живущим в глубине песков пустыни.

Говоря о верованиях других народов, множество общих черт прослеживается у Азазеля с египетским богом Сетом. Он также был покровителем пустыни, в древние времена - защитником власти фараонов, а впоследствии - врагом других египетских богов и одним из главных олицетворений зла. Кроме того, как Азазель у иудеев, так и Сет у египтян, покровительствовали различным чужеземным народам, находящимся, по их мнению, далеко за пределами пустынь.

Кроме этого, согласно устоявшейся в иудаизме и христианстве традиции, Азазель был в свое время повержен ангелом Рафаилом. Архангел низверг его в темную яму посреди пустыни и придавил его огромным камнем. Сам же Азазель ждет лишь момента, когда он снова сможет увидеть свет. И этот момент наступит, по легенде, во время страшного суда, когда ангел-предатель будет истреблен в очищающем пламени. У мусульман же имя этого демона является синонимом Иблиса - главного предателя, который отказался поклониться Адаму, за что и был низвергнут Аллахом.

Особого внимания заслуживает и трактовка образа этого демона знаменитым Булгаковым. Трансформированное на испанский лад имя «Азазелло», а также его статус покровителя безводной пустыни однозначно говорят, что этот персонаж и является древнеиудейским демоном. Все его атрибуты - зеркала, железное оружие, стальные латы - так или иначе тоже упоминались в легендах и культурных традициях. В «Мастере и Маргарите» Азазелло выступает все так же в двух ипостасях - соблазнителя и убийцы.

Как призвать Азазеля - заклинание и правило вызова

Если вы хотите узнать заклинание призыва Азазеля, то, в первую очередь следует обратить свое внимание на тот факт, что этот демон является знаменосцем всего Ада. А значит, он вряд ли будет подчиняться слабому и неопытному магу. Поэтому единственный сохранившийся сейчас ритуал в демонологии, посвященный призыву и подчинению Азазеля требует тринадцати участников.

13-лучевая звезда

Каждому из них предполагается поститься в течение тринадцати дней после полнолуния. В последний день перед новолунием, необходимо обходиться даже без воды. Пост включает в себя не только отказ от мясной пищи, но также и от каких бы то ни было развлечений и сексуальных контактов. После того, как пост соблюден, ровно в день новолуния следует прийти на большой пустырь, подготовить тринадцать черных неосвященных восковых свечей и привести с собой черного козла. Следует зажечь свечи, и нарисовать на земле воском тринадцатилучевую звезду в круге. Каждый из призывателей должен стоять четко на основании каждого луча, держа в руках свечу.

После этого, козел должен быть привязан в центре этого круга, а на его голову следует возложить корону из растений, растущих на пустыре. Лучше всего, если корона будет состоять из колючек и засохших веток. Далее, хором читается заклинание:

In cornu caput, Azazel!
Cadens coram eis.
Glorificamus te ignem,
Gratias agimus tibi lux a flamma.
Prope nos in conspectu eius,
Præcipitate vincula tua disrumpam.
Vitae - plurimi,
Noster - quod est in potentia.
Tollite hircum, qui sanctas
Suum atrum res.
Veni in corpore,
Illa revelat nobis mysteria sua.
Ave, Azazel.
Amen. Amen. Amen.

Если все было сделано правильно, а во время чтения никто не запинался и не допускал ошибок, дух падшего ангела вселится в козла и обретет тело. После чего он обведет взглядом каждого из присутствующих. В тот момент, когда демон будет поворачиваться к участникам ритуала, следует склонить голову и не смотреть ему в глаза. Одновременно с этим надо загадать и мысленно произнести самое сокровенное желание. Оно исполнится не позже, чем к полнолунию, но за его исполнение вам придется отдать что-то, являющееся самым дорогим для вас . Именно поэтому к этому ритуалу прибегают крайне редко.

В целом, фигура этого демона не может похвастаться таким большим значением, как демона Гаапа или Самаэля. Но все же, он является значимой частью как древнеиудейской мифологии, так и средневековой и современной демонологии. Решать, стоит ли взывать к силе этого могучего духа - только вам.

Азазель – один из самых известных демонов, чей образ популярен не только в «темном» оккультизме, но и во многих фильмах и книгах, например, в широко известном мистическом романе Михаила Булгакова «мастер и Маргарита». Так что же он – демон Азазель?

Кто такой демон Азазель

Демон Азазель – это падший ангел, чье имя дословно переводится как «Бог укрепляет».

Согласно легендам был одним из первых ангелов, спустившихся на землю ради разврата и греха. А в «Книге Еноха» он упоминается как один из предводителей восстания ангелов против Бога. В этом контексте он иногда предстает как Главный Знаменосец адского войска

Азазель также считается демоном лжи, зла, гнева, испытаний и одним из владык ада

Следует отметить, что некоторые исследователи связывают происхождение Азазеля с демонизированным семитским богом скота. Именно ему предназначался козел отпущения, которого для искупления отпускали в пустыню.

Как выглядит демон Азазель

Традиционно демона Азазель изображается в виде дракона, имеющего кроме пары человеческих рук и ног, еще и двенадцать крыльев. А также характерной особенностью образа демона Азазеля является пронзенный нос, который согласно легендам стал таким в наказание, после того, как он стал падшим ангелом.

Демон Азазель и Адам

К одному из прегрешений Азазеля и началом его «падения» является неповиновение Богу. Потребовавшему от Азазеля поклониться первому человеку – Адаму. Азазель отказался, так как считал Адама низшим существом по сравнению с ангелами, приближенными к творцу. За это, разгневанный Бог низверг его с небес.

Демона Азазель в Библии

Упоминания о демоне Азазеле можно встретить в Библии в контексте описания «дня искупления» и соответствующего ему ритуала, заключающегося в том, что необходимо было в этот день принести две жертвы: одну - Яхве, другую - Азазелю. С этой целью выбирали двух козлов, на которых народ как бы перелагал свои грехи. Животное, которое предназначалось в жертву демону, отводили в пустыню, где, по преданию, обитал Азазель. Именно поэтому его иногда также называют и Повелителем Пустыни.

Демона Азазель в «Книге Еноха»

Некоторые сведений о демоне Азазеле мы встречаем в «Книге Еноха» - одной из древних мистических книг. В ней Азазель предстает в образе демона-искусителя, который в отместку за то, что был Богом низвергнут с небес обучил мужчин изготавливать оружие и воевать, а женщин - наносить краску на лицо и делать аборт, то есть «подпортил» божье творение.

Демон Азазель в оккультизме

Чаще всего демона Азазель призывается магами для того, чтобы пробудить в каком-либо мужчине агрессивность, а в представительницах прекрасного пола – тщеславие. И то и другое делает людей слепыми и податливыми к чужим манипуляциям.

Еще одной «темной» магической сферой демона Азазеля является внесение раздора в семейные отношения, причем тут он даже может выступать в роли инкуба, то есть сверхсущества, вступающего в сексуальные отношения с женщинами.

Также в магии демона Азазеля призывают для познания секретов обработки металлов (как, например, это делали средневековые алхимики), изготовления мечей и щитов.

© Алексей Корнеев

Самый сильный ангел, низвергнутый в ад Архангелом Михаилом. Доверенное лицо Люцифера. Тот, из-за кого появилась фраза «козел отпущения». У него много имен в разных религиях, но самое знаменитое из них - Азазель. Что означает это слово? Опасен ли желтоглазый демон пустыни?

Кто это?

Азазель появился в иудейской мифологии и исламе. В «Книге Еноха» есть упоминания об этом исчадии ада.

По легенде, Азазель - это сильнейший ангел Небесного воинства. Всевышний приказал ему поклониться первому мужчине на Земле, но ангел не повиновался. Он считал Небесное воинство совершеннее, а людей - низшими существами. По преданию, именно он научил мужчин делать оружие и воевать. Женщин же Азазель научил подчеркивать красоту с помощью косметики и избавляться от беременности. Он считается разносчиком разврата и блуда по Земле. За то что он не испугался гнева Господа, предводитель воинства обрезал ему крылья. По приказу, Азазеля связали и положили в яму в пустыне. Сверху возложили камень и закрыли ему лицо.

Кто это в Библии? Азазель предстает здесь змеем-искусителем. Он дал людям то, чего они раньше не видели и о чем не догадывались. В некоторых сказаниях он предстает положительным героем, подобно Прометею, прикованным к скале в аду.

Обряды

В иудаизме есть древний священный обряд, связанный с именем Азазеля. Кто это или что за понятие в переводе? Переводится оно как «отпущение». Раввины кждый год выводили за пределы города, в пустыню, козла, который должен был отвечать за все грехи человечества. А чтобы все понимали, что перед ними «козел отпущения», ему на шею повязывали красную ленту. Еще одно животное при этом сжигали живьем на огне. Таким путем люди полностью очищались от гнева и соблазнов.

Чтобы демон появился, на земле наносят его знак. Это изображение напоминает сигил Сатурна. Падший ангел дает возможность понять человеку суть бытия. Являясь разрушителем, он стимулирует в людях процесс самопознания. Раскрывает потенциал, таланты в человеке. Душа человеческая сама распознает важное и ценное для себя.

Кто это в исламе?

Азазель имеет в этой религии другое имя - Азраил. По исламу, он является одним из четырех архангелов, ближайших помощников Аллаха. Он руководит толпой слуг, которые занимаются проводами грешивших и чистых людей на тот свет. Согласно Корану, в день Страшного суда после рога Ирафаила погибнут все творения Господа. Последним покинет мир Азраил.

Злой ли он?

Азазель считается одним из опаснейших слуг Люцифера. При ритуалах черной магии, обряд по вызову этого демона проводят только могущественные маги. Его появление лишает здоровья, приносит смерть близких, забирает душу просителя. Люди, которые связаны с нечистой силой и темной магией предпочитают не связываться с ним.

Мифология

Во многих притчах и сказаниях Азазель фигурирует под разными личинами. Обычное его занятие - это сеять на Земле обман и разврат. Он поощряет ложь и провоцирует гнев в людях. Этот демон живет в преданиях разных народов. Так кто это? Азазель - это тот, кто ведет войско преисподней за собой, несет его знамена. В других источниках по иудаизму падший ангел - это демонизированный покровитель домашнего скота. Призывают этого демона, чтобы в мужчине разбудить гнев и ненависть. Для женщин его проявление несет вспышки тщеславия. Приносит раздор в домашний очаг. Азазелю приписывают функционал инкуба по некоторым источникам.

Внешность

Принято изображать Азазеля с головой дракона. Нос его вмят в череп, имеется двенадцать крыльев. При этом он обладает человеческими конечностями и всегда ведет рядом козла. Пронзенный нос свидетельствует о низвержении Азазеля с небес за грехи. Изображение этого демона напоминает древнегреческого Сатира, также знаменитого развратными действиями и разнузданным поведением.

Азазель в искусстве

Упоминания желтоглазого демона в литературе и современном кинематографе случаются часто. Первое, о чем думает человек, услышавший имя Азазель - это персонаж Азазелло из произведения Булгакова. В романе он также предстает демоном и провокатором проявлений гнева и похоти у человека.

Несомненной популярностью несколько лет назад и по сей день пользуется одноименное произведение писателя Бориса Акунина. По книге, за этим именем стоит образ главной героини. Здесь отсыл идет к роли падшего ангела в мифологии.

Имя и образ Азазеля используется в комиксах и мультфильмах. В популярном сериале «Сверхъестественное» образ демона присутствует в первых двух сезонах.

Вызов демона

Для призыва Азазеля набирают группу из 13 человек, поскольку один с этой задачей справиться не сможет. На земле рисуют изображение тринадцатиконечной звезды. На каждый луч которой становится по человеку. В центр звезды ставят заранее подготовленного ритуального козла. На голову животному надевают венок из колючки или другого пустынного растения.

После чтения заклинания Азазель вселяется в козла и обводит взглядом всех участвующих. Когда козел с демоном внутри начнет поворачиваться по кругу, вызывающим людям нельзя смотреть в его глаза. Пока Азазель поворачивается - загадывают желание. Ценой исполнения становится потеря самого драгоценного в жизни. В связи с этим, оккультисты не любят вызывать этого демона, и ритуал практически не используется в черной магии.

В заключение

Кто это - Азазель? Прометей, давший человеку возможность быть собой и доверять душевным порывам или коварный демон-соблазнитель? Согласно преданиям, он все-таки негативный герой. В некоторых притчах - пособник воров и покровитель лжецов. Также он имеет обыкновение прятать дорогие сердцу вещи. Найти их потом невозможно. Магам и представителям оккультных наук не рекомендуется сталкиваться с желтоглазым демоном. По преданиям, человек, повстречавшийся с Азазелем, исчезает навсегда.


Top