Биографии, истории, факты, фотографии. Мария Арбатова: краткая биография Настоящая фамилия марии арбатовой

Мария Ивановна Арбатова - общественный деятель, Член Союза Писателей Москвы, Президент «Центра помощи женщинам», Президент "Клуба женщин, вмешивающихся в политику» , Член Совета по развитию общественного контроля при Комитете по общественным объединениям и религиозным организациям.

http://www.greenmama.ua/nid/1322206/

Мария Арбатова родилась в 1957 году в городе Муроме Владимирской области, куда в 1950 году отец получил назначение в качестве военного преподавателя марксистской философии.

Мария Арбатова живёт в Москве. Не вступала в комсомол по принципиальным соображениям. Была «активной хиппи».

Училась в Школе Юного Журналиста при факультете журналистики МГУ, на философском факультете МГУ, на отделении драматургии „Литературного института имени А. М. Горького“, частно обучалась психоаналитическому консультированию.

Карьера

С 1996 года работала в многочисленных пиар-проектах и избирательных кампаниях всех уровней в качестве политического психолога.

В 1999 году Баллотировалась в Государственную Думу от Союза Правых Сил.

В 2007 году от „Партии СОциальной спраВЕедливоСТИ“.

На выборах в парламент Москвы 2005 года была вторым лицом партии „Свободная Россия“. Являлась сопредседателем „Партии Прав человека“ с 2001 по 2003 год.

Баллотировалась в Уполномоченные по правам человека РФ. В качестве автора и ведущей работала в правозащитной программе „Право быть собой“ на радиостанции „Маяк 24“.

Около пяти лет являлась политическим обозревателем «Общей газеты». Шесть лет работала соведущей в женском ток-шоу «Я сама» канала ТВ-6.

С 1991 года руководила клубом психической реабилитации женщин «Гармония». С 1996 по настоящее время «Клубом женщин, вмешивающихся в политику». С 2012 года Президент «Центра помощи женщинам».

Член Союза Писателей Москвы (с 1990 года) и Союза театральных деятелей России (с 1994 года). Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом.

Награды Марии Ивановны Арбатовой

1993 - Лауреат премии газеты „Литературные новости“ за лучшее произведение в прозе - рассказ „Аборт от нелюбимого“.

1991 - Лауреат „Всесоюзного конкурса радиодраматургии“ - радионовелла „Обряд инициации“ из пьесы „Поздний экипаж“.

Обладательница Золотой медали Кембриджского библиографического центра „За вклад в культуру ХХ века“ - в номинации драматургия.

1996 - Лауреат Боннского театрального биенале - спектакль „Пробное интервью на тему свободы“ в постановке Боннского драматического театра.

1998 - Лауреат конкурса радиодраматургии „Приз Европы“ 1998 года за радиоспектакль по пьесе „Обряд инициации“ в постановке радио „Россия“.

2003 - Награждена медалью „За служение Отечеству“ Национального благотворительного фонда „Вечная слава героям“.

2006 и 2007 - Награждена серебреным и золотым „Орденами Миротворца“ Всемирного Благотворительного Альянса „Миротворец“ –

2008 - Награждена премией «MONE Beauty Awards» в номинации «Муза литературы» .

2010 - Награждена медалью "За веру и добро" .

  • Награждена премией журнала «FHM» - «За активную жизненную позицию»
  • Награждена Национальной премией «Талант и призвание».
  • Награждена Национальной литературной премией «Золотое перо Руси» за произведение «Дегустация Индии».
  • Награждена Почетным знаком имени С.И. Вавилова за активное участие в научно-просветительском движении.

Изданные книги

  • «ПЬЕСЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ» – издательство “Прометей” – 1991 год.
  • «НАТУРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, НАТУРАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ, НАТУРАЛЬНАЯ КОСМЕТИКА» совместно с ПИТЕРОМ ДЕДМАНОМ – издательство “Культура и традиции” – 1992 год.
  • «DRAHG NACH WESTEN» - издательство «Felix Bloh Erbeni» - 1992 год.
  • «PROBEINTERVIEW ZUM THEMA FREIHEIT» - издательство «Rowolt Verlag gmbh» - 1996 год.
  • «Gleichung mit zwei gegeben» - издательство «Rowolt verlag gmbh» - 1996.
  • «EROBRTE BASTIIONEN» - издательство «Rowolt verlag gmbh» -1997 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “Прометей” – 1998 год.
  • «МНЕ СОРОК ЛЕТ» – издательство “Захаров” – 1999 год.
  • «ВИЗИТ НЕ СТАРОЙ ДАМЫ» – издательство “Подкова” – 1999 год.
  • «ПО ДОРОГЕ К СЕБЕ» – издательство “Подкова” – 1999 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “ ” – 1999 год.
  • «On the road to myself» - издательство - «Harwood academic publishers» - 1999.
  • «ВИЗИТ НЕ СТАРОЙ ДАМЫ» – издательство “Эксмо” – 1999 год.
  • «МОБИЛЬНЫЕ СВЯЗИ» – издательство “Эксмо” – 2000 год.
  • «MON NOM EST FEMME» – издательство «Editions Jacqueline Chambon» – 2000 год.
  • «НА ФОНЕ ПУШКИНА… И ПТИЧКА ВЫЛЕТАЕТ» – издательство “Эксмо” – 2001 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “Эксмо” – 2001 год.
  • «ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО К А.» – издательство “Эксмо” – 2001 год.
  • «ПРОЩАНИЕ С ХХ ВЕКОМ» I том – издательство “Эксмо” – 2002 год.
  • «ПРОЩАНИЕ С ХХ ВЕКОМ» II том – издательство “Эксмо” – 2002 год.
  • «СЕМИЛЕТКА ПОИСКА» I том – издательство “Эксмо” – 2003 год.
  • «СЕМИЛЕТКА ПОИСКА» II том – издательство “Эксмо” – 2003 год.
  • «МНЕ СОРОК ШЕСТЬ» - издательство “Эксмо” – 2004 год.
  • «ЛЮБОВЬ К АМЕРИКАНСКИМ АВТОМОБИЛЯМ» – издательство “Эксмо” – 2004 год.
  • «ДЕГУСТАЦИЯ ИНДИИ» – издательство “АСТ Москва” – 2006 год. год.
  • «Na imię mi kobieta» - издательство «Twój Styl» (Варшава) - 2006 год.
  • «КАК Я ПЫТАЛАСЬ ЧЕСТНО ПОПАСТЬ В ДУМУ» – издательство “АСТ Москва” – 2007 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “АСТ Москва” – 2007 год.
  • «МОБИЛЬНЫЕ СВЯЗИ» – издательство “АСТ Москва” – 2007 год.
  • «СЕМИЛЕТКА ПОИСКА» - издательство «АСТ Москва» - 2008 год.
  • «ДЕГУСТАЦИЯ НА ИНДИИ» - издательство Рива (София) – 2008 год.
  • «СТАРЫЕ ПЬЕСЫ О ГЛАВНОМ» - издательство «АСТ Москва» – 2008 год.
  • «КИНО, ВИНО и ДОМИНО» - издательство «АСТ Москва» - 2009 год.
  • «JA CE ЗОVEM ЖЕНА» - издательство «Удруженье книжевника црне горе» г. Подгорица (Черногория, перевод Славко Штепанович) – 2011 год.
  • «ИСПЫТАНИЕ СМЕРТЬЮ или ЖЕЛЕЗНЫЙ ФИЛАТЕЛИСТ» - совместно с Шумитом Датта Гупта - издательство "Астрель Москва" - 2012 год.
  • «НОВАЯ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА»" - издательство «Амфора»- 2012 год.

Пьесы Марии Ивановны Арбатовой

  • "Завистник" - пьеса в двух действиях, 1979 год. 10 ролей мужских, 4 роли женских, издана ВААП, поставлена в театре-студии Александра Демидова при журнале «Театр».
  • "Уравнение с двумя известными "- пьеса в двух действиях, 1982 год. 1 роль мужская, 1 роль женская. Напечатана в самиздатском журнале - журнале "Женское чтение "- Ленинград, 1991; в - альманахе "Глас"(на английском языке)- 1996; издана ВААП и издательством "Ровольт" 1996 (Гамбург). Наиболее известные постановки - Театр- студия "Камерная сцена"(Москва); театральная студия "Ретро" (Москва), "Окленд центр искусств" (г. Янгстоун, США), Театр-Студия «Новый взгляд» (Берлин).
  • "Алексеев и тени"- пьеса в двух действиях, 1984 год, 2 роли мужские, 6 ролей женских. Поставлена в Симферопольском театре им. А.С. Пушкина, в Русском ТЮЗе (Алма-Ата), Торопецком городском независимом театре (Тверская область), Театр «Штрих» (Красноярск), Белгородском драматическом театре, Театре-студии «Зеркало» (Кемерово), театре-студии «Колокол» (Киров), Лысьвенском драматическом театре имени Савина. Напечатана в альманахе «Теплый стан» - 1987, в альманахе «Современная драматургия» - 1993.
  • "Анкета для родителей "- пьеса в двух действиях, 1987 год, 6 ролей мужских, 6 ролей женских. Издана ВААП, поставлена театрами городов Омска, Челябинска, Томска, Иркутска, Ленинграда, Новосибирска, Иваново, Свердловска, Кирова, Саратова, Киева, Минска.
  • "Виктория Васильева глазами посторонних "- пьеса в двух действиях, 1985 год, 2 роли женские, 3 роли мужские, мальчик 10 лет. Издана ВААП, напечатана в альманахе "Современная драматургия" – 1987. Поставлена на "Радио России "- 1996, поставлена в театре-студии "Дети райка", Театре-студии «Дебют» при театре Ленинского комсомола, Театральной студии (г. Владимир), театре-студии "Драматург" (Москва).
  • ны на берегу Днепра "- пьеса в двух действиях, 1987 год, 4 роли женские, 4 роли мужские. Поставлена на Первом всесоюзном фестивале драматургии "Свистуха" театром "Ковчег" под руководством Галины Дубовской.
  • br> Семинар у моря "- пьеса в двух действиях, 1987 год, 8 ролей мужских, 4 женские. Исполнялась на театральном фестивале "На обочине" в рамках проекта «Игры в Лефортово. Ни разу не была напечатана, в Министерстве Культуры СССР входила в список «антисоветских».
  • "Сейшен в коммуналке " - пьеса в двух действиях, 1991 год, 8 ролей женских, 10 ролей мужских. Издана ВААП. Поставлена на фестивале в Любимовке, в театре «Альбом» под руководством Геннадия Яловича, в Студенческом театре Череповецкого Государственного Университета, под названием « Мне не хватает свободы» идёт в «Мастерской Кирилла Датешидзе» (Санкт-Петербург), музыку для спектакля написал культовый музыкант Чиж (Сергей Чигарёв), в Доме Культуры "Дружба " города Уссурийска в постановке Александра Нешинкина.
  • "Поздний экипаж "- радиопьеса в трех новеллах для пожилой актрисы, 1991 год. 1 роль женская, 1 роль мужская. Поставлена на радио «Россия», спектакль стал Лауреатом «Всесоюзного конкурса радиодраматургии» 1991 года и Лауреатом конкурса радиодраматургии „Приз Европы“ 1998 года в постановке радио „Россия“. В радиопостановке играла гениальная Любовь Соколова.
  • "Дранг нах вестен"- пьеса в трех новеллах, 1992 год, 1 роль женская, 1 роль мужская. Напечатана в газете "Гуманитарный фонд", альманахе "Драматург"- 1993, альманахе "Werkstatt Moskau" (Берлин) - 1995. Поставлена, в Смоленском драматическом театре (двумя разными режиссёрами, оба раза для жен на главную роль, оба раза спектакль закончился разводом); в Челябинском муниципальном театре "Ключ"; в Тобольском драматическом театре; в театре "Колесо" (Тольятти); Брестском драматическом театре; Ижевском драматическом театре; Томском ТЮЗе; Магаданском драматическом театре; Русском театре (Ереван); Новосибирском молодежном театре "Глобус"; театре-студии «Содружество актеров» (Санкт-Петербург), Театре-студии под руководством Риммы Беляковой (Саратов), Государственном драматическом театре «Саввы Доброплодного» (г. Силистра, Болгария), в Театре-студии «За углом» (Гатчина). А также на радио - "Радио России", радио "Свободный Берлин" и Гессенском радио. На радио «Россия» в пьесе играли Алла Балтер и Эммануил Виторган.
  • "По дороге к себе" - пьеса в двух действиях, 1992 год, 5 ролей женских, 6 ролей мужских. Напечатана в альманахе "Современная драматургия" – 1994; в сборнике пьес «Russian Mirror» three plays by russian woman – «Harwood academic publishers» - 1999; куплена издательством "Ровольт". Поставлена в Московском театре-студии «Друзья» и Театре-студии «Театральная набережная» (Санкт-Петербург).
  • "Пробное интервью на тему свободы"- пьеса в двух действиях, 1993 год, 3 роли женские, 4 роли мужские. Напечатана отрывками в газете "Экран и сцена" - 1995, целиком в журнале "Театр"-1996, поставлена на фестивале "Любимовка", в Смоленском драматическом театре, Московском театре "На Покровке", Крымском академическом драматическом театре им. М. Горького, Городском драматическом театре (Бонн), Городском драматическом театре (Стокгольм), куплена издательством "Ровольт".
  • "Пробный сеанс "- радионовелла, 1991 год, 2 роли мужские. Поставлена на "Радио России", в театре «Ключ» и театре «Тандем» (Челябинск). Начали репетировать также в Новом художественном театре Челябинска, но сгорели декорации.
  • "Взятие Бастилии"- пьеса в двух действиях, 1994 год, 2 роли женские, 2 роли мужские. Напечатана в журнале «Современная драматургия» - 1997 год. Поставлена на фестивале "Любимовка", в Театре-студии «Свободные люди (Москва), куплена издательством "Ровольт"(Гамбург).

Киносценарии

  • 1992 - "Мне не забыть, не простить" - совместно с Надеждой Репиной - режиссёр Надежда Репина - киностудия "Катарсис.
  • 2010 - "Поединки. Испытание смертью" - совместно с Шумитом Датта Гупта - режиссёр Владимир Нахабцев - киностудия "Артель" ."Поединки. Две жизни полковника Рыбкиной" - режиссёр Леонид Белозорович - киностудия "Артель" .

Контакты Марии Ивановны Арбатовой

http://www.arbatova.ru

arbatovagidepar.livejournal.com/

О семье
У меня идеальная семья. Правда, это третий брак, но дружу со всеми своими мужьями. Я способна почти все сделать сама, поэтому для меня любимый мужчина, в первую очередь, является партнером. Мы помогаем друг другу развиваться, двигаться вперед.

Об одиночестве
Я была замужем трижды. И естественно у меня были промежутки, когда я отдыхала от отношений. Тогда просыпалась и напевала песню Александра Вертинского, которую исполняет Гребенщиков:

Как хорошо проснуться одному
В своем уютном холостяцком флэте
И знать, что ты не должен никому
Давать отчет, никому на свете.
Я наслаждалась одиночеством. Но проходило примерно 2-3 года, вновь находила своего «идеального» мужчину и выходила за него замуж.

О домашних обязанностях
В наше время положение мужчин и женщин выравнивается. Новые поколения строят более качественные семьи, с четким распределением обязанностей и личного пространства. Все популярнее в нашей стране брачные контракты. В них часто обговаривается, что мужу нужно взять половину домашних обязанностей. Я считаю, что это правильно. Своим детям я вложила идею, что нет распределения труда на «мужской» и «женский». Поэтому они женились не на тарелке супа, а на красивых, интеллигентных девушках.

О детях
У меня шикарные сыновья! У них замечательный отец, да и я сумела объяснить, что работа никогда не делится «мужскую» и «женскую», они очень самостоятельные. Вообще считаю, что мальчика и девочку надо воспитывать одинаково. Вот тогда они и будут абсолютно гармоничными.

Об отношениях
Мне вспоминаются слова Ахматовой: «Жить надо только с тем, без кого не можешь жить». Сейчас общество перестраивается, одинокая женщина больше не «старая дева» и не «разведенка». Все больше людей начинают понимать, что мужчина и женщина равноправны и должны жить вместе, если любят друг друга и им хорошо вместе. Такие пары счастливы и формат брака совсем не важен. Всем желаю таких союзов.

СПРАВКА

Мария Ивановна Арбатова родилась 17 июля 1957 года в городе Муром Владимирской области. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом, среди которых «Завистник» (1979 г), «Алексеев и тени» (1984 г), более 20 книг, первой из которых являются «Пьесы для чтения» (1991 г). Её перу принадлежит более 70 публицистических статей. Член Союза писателей Москвы и Союза театральных деятелей России, президент «Центра помощи женщинам».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мария Арбатова: "В юности астролог предсказал, что я буду жить под чужой фамилией"

Я – феминистка. Мне никогда в голову не приходило менять собственную фамилию на фамилию мужа. Даже в истории нашей страны – все жены первых лиц до Хрущева никогда не меняли фамилию. Поэтому я с большим недоумением отношусь к тому, что женщины меняют свою фамилию, отказываясь от своих корней. Я сделала это случайно, а не специально и очень люблю фамилию отца. Причем, в юности один астролог сказал мне, что я - человек, который будет жить под чужой фамилией. Тогда он еще не знал, что Арбатова – это и есть мой псевдоним... (

МАРИЯ АРБАТОВА И ОЛЕГ ВИТЕ

В жизни самой женственной российской «феминистки» было немало мужчин. Но она всегда переигрывала в семейных отношениях всех своих партнеров. Не стал исключением и ее последний брак с ведущим политическим экспертом, депутатом Государственной Думы РФ Олегом Вите. И хотя сейчас на горизонте у нее вырисовывался новый возлюбленный, Арбатова считает, что главными мужчинами ее жизни пока остаются сыновья-близнецы – Петр и Павел.

«Я всегда была феминисткой, просто не знала об этом, как мольеровский Жорж Данден не знал, что всю жизнь говорил прозой. Я просто не могла не прийти к феминизму, когда познакомилась с активными деятельницами этого движения и поняла, что вот эту самую идеологию я и исповедую. Вся моя биография – это борьба за восстановление чувства собственного достоинства. Причем борьба не на жизнь, а на смерть».

Все замечательно, только идеи, которые проповедует Арбатова, сложно назвать феминизмом. Феминизм – это борьба женщин за равные права с мужчинами, а в России эти права были даны представительницам прекрасного пола еще в 1917 г. Что же касается чувства собственного достоинства… Вот с этим как раз и происходит некоторая «напряженка», причем вне зависимости от половой принадлежности. К тому же феминистки еще и отказываются от знаков мужского внимания, не кокетничают, не признают проявлений слабости в виде модной одежды, прически или макияжа. В таких крайностях Арбатова никогда замечена не была, скорее наоборот. При этом эксперт «по женским душам», получившая столь громкое звание в ток-шоу «Я сама», всегда была всего лишь… виртуозом эпатажа общества.

На самом деле она «отличилась» не только на телевизионном поприще. Монополизировав право представлять российский феминизм, Арбатова возглавила общественно-политическую организацию «Клуб женщин, вмешивающихся в политику» и получила уже четвертую «Золотую львицу» в светских итогах годах. Она – автор 14 пьес, идущих в серьезных российских театрах, и 13 книг, зачитанных до дыр соотечественницами, пытающимися найти в них рецепт, «как стать счастливой». Многие российские феминистки злятся на Арбатову, которая упорно путает феминизм с феминизацией, женскость с женственностью, гендер с полом, а пол – с потолком. Зря злятся. Маша Арбатова, в конце концов, всего лишь «лицо российского феминизма».

Мария Арбатова появилась на свет в 1957 г. в городе Муроме Владимирской области в семье военнослужащего Ивана Гаврилина, но с годовалого возраста жила в Москве. Она была очень поздним ребенком: «Когда я родилась, маме было 35 лет, а отцу – 47. У него было два сына, я была первая девочка, которая ему обломилась. И все детство он смотрел на меня, как на чудо природы. Я вообще считаю, что успешную женщину делают восхищенные глаза отца. Мой отец умер, оставив меня в 10-летнем возрасте, но, видимо, запаса его любви мне хватило на всю оставшуюся жизнь».

Когда девочке исполнился год, она заболела полиомиелитом. В то время прививки детям практически не делали, и Маша могла остаться прикованной к постели, но «отделалась» хромотой. До пяти лет она жила по больницам и санаториям, где не лечили, а ломали психику: «Это были хирургические опыты на детях в попытке догнать мировую ортопедию. При всем этом я считаю, что полиомиелит меня спас: если бы я осталась дома, то моя активная мама просто задавила бы меня. Она очень одаренная женщина, не давшая себе реализоваться социально».

Мать Маши бросила научную работу и поехала за мужем в провинцию, когда в 1950 г. он, преподаватель марксистско-ленинской философии, «попал в историю» и был переведен из столицы во Владимирскую область. Свою биографию Мария строила на том, чтобы не делать, как мама: «Весь мой феминизм, видимо, отсюда: я видела, как дорого стоит женщине отказаться от самой себя и от своих задатков, как страдают от этого ее близкие, как быстро она перестает понимать подросших детей, как болезненно переносит чужую успешность».

Когда Маша училась в четвертом классе, родители отправили девочку в лечебный специнтернат. В первый же год она прошла там «прописку», как в тюрьме. Дети в интернате были из неблагополучных семей, а она – такая «вундеркиндская», не по годам начитанная девочка, и возил ее папа-красавец в стиле Марчелло Мастроянни. Ее пообещали избить всем классом и назначили время в беседке в лесу. Она пришла туда с гордо поднятой головой: «До последней секунды не представляла, что это может так быть. Я была из другого социального слоя, родители меня никогда пальцем не трогали. И хоть прошло тридцать лет, я отчетливо помню, как меня бьют ногами и костылями, возят лицом по земляному полу беседки. Помню, как захожу в метро, закрывая разбитое лицо шарфом, приезжаю домой, объясняю, что больше никогда не вернусь в интернат. И родители, посовещавшись, говорят, что коллектив не может быть не прав. Этого я не смогла им простить до сих пор».

«Главная проблема нашего поколения в том, – говорила Арбатова много лет спустя, – что мы дети родителей, сформировавшихся при Сталине. У них патологический страх, чтобы кто-то не высунулся из серой массы, они помнят, что с такими бывало. Отстригая наши таланты и яркие перья, они совершенно искренне желали нас спасти». Когда Маша вернулась в свою школу, здоровые дети удивили ее степенью своей инфантильности: «Я пришла из мира, где лилась кровь и пылали комплексы, а здесь, как в детском саду, кто-то плакал из-за потерянной заколки с зайчиком, а кто-то – из-за того, что мальчик не ей написал записку». С мальчиками же у красивой девочки проблем не было, их, по ее словам, «всегда было намного больше, чем организм мог усвоить». К тому же она быстро стала лидером в классе. И с подругами все складывалось отлично.

Когда Маша собралась переходить из «класса девственниц» в «класс недевственниц», она перелистала свою толстую записную книжку и не нашла там никого, подходящего под это мероприятие. А так хотелось героя… Однажды она стояла на Кропоткинской, ждала подругу, как вдруг к ней подошел художник и попросил попозировать для портрета. Мария мгновенно поняла – это тот, кого она искала: «Бедняга еле успел грифели достать, как оказался втянутым в мою задачу. Я устроила такое индийское кино… Роман был недолгий, но пышный. Вспоминаю о нем с веселой нежностью. Ему было 30 лет, мне – 15, но я врала, что 18. Мы встретились через 20 лет, он оказался не худшим продуктом своей эпохи, но если бы я продолжила отношения с ним в юности, то не стала бы ничем, кроме как приложением к нему».

В старших классах во время каникул Маша работала в поликлинической регистратуре, училась в Школе юного журналиста, писала статейки и стихи в многотиражки, в комсомол не вступала по принципиальным соображениям, как ни заставляли, «активно хипповала» и собиралась со временем стать крупной русской поэтессой. При поступлении на философский факультет МГУ Маша недобрала полбалла и страшно переживала. Идя по проспекту, она стала заходить во все учреждения подряд. В полном отчаянии девушка зашла в Литературный музей, и неожиданно ее взяли расклеивать афиши и подавать чай выступающим писателям.

Потом она все же поступила на философский факультет, но вскоре его бросила и стала посещать многочисленные семинары и курсы по психологии. В то время Марии обещали большое и светлое литературное будущее. А когда готовился к публикации ее первый сборник стихов, встал вопрос, как его подписать. Простая русская фамилия Гаврилина показалась ей неподходящей для поэта. Тогда и вспомнилось прозвище, которым наделили ее, живущую на Арбате, друзья – московские хиппи: Маша с Арбата. Так родилась писательница Мария Арбатова.

Затем она написала свою первую пьесу и подала документы в Литературный институт имени А. М. Горького на отделение драматургии. Тогда-то 18-летняя Маша встретила в модном московском кафе «Аромат», где собирались хиппи, артисты и музыканты, 23-летнего студента Гнесинки Александра Мирошенко. На третий день знакомства молодые люди подали заявление в загс. Накануне свадебной церемонии невеста сдавала последний вступительный экзамен в Литературный институт, а жених в это время бегал покупать ей туфли. Не зная, какая у нее нога, он взял на два размера больше…

В 1977 г. в семье родились сыновья-близнецы – Петр и Павел. Воспитывая детей, молодая мама-домохозяйка практически не зарабатывала денег. Именно тогда в ней и проснулась женская социальная активность: «Чтобы никого не убить от сидения дома, я стала писать пьесы и бурно занялась литературно-театральной светской жизнью. Мой муж был типичным мачо и идеальным партнером в быту, из тех, кто все тащит в дом, круглые сутки мастерит. Он имел только один недостаток: гастроли по полгода».

Еще будучи студенткой Литинститута, Мария «грубо отшила» пожилого профессора, с которым, по ее словам, «спали все». И в результате, уже после государственных экзаменов, не могла получить диплом. Тогдашний проректор Евгений Сидоров не знал, что и посоветовать, а потому сказал: «Вы же драматург, придумайте что-нибудь». Арбатова придумала: явилась в деканат и заявила: «Завтра я иду в Комитет советских женщин на прием к Валентине Терешковой». Вечером Марии позвонили из института и велели принести зачетку, в которой появился недостающий «зачет».

Тогда же Мария стала разделять идеи феминизма, как продолжение идей уважения прав человека: «Если бы я сейчас вошла в роддом и со мной попробовали разговаривать так, как говорили, когда я рожала своих сыновей… я бы его на кусочки разнесла! Женщина рожает человека, и с ней нельзя обращаться как с пьяным скотом у пивного ларька: “Ну, ты… ну пошла… полежишь – не сдохнешь!” Нельзя так! А наши женщины не только терпят, но и считают все это само собой разумеющимся. Взять хотя бы наше исконно российское: “Бьет – значит любит”. Это ведь ни на один иностранный язык невозможно перевести. Никто не поймет, потому что там либо – бьет, либо – любит». Для нее эта идеология «вытекла» из необходимости с детства не жить, а выживать, постоянно принимать самостоятельные решения и ни на кого не надеяться. «Самое интересное, – считала Арбатова, – что в таком положении в общем-то находится большинство женщин, просто они в этом не признаются».

Шли годы. С падением цензуры в российских театрах начали ставить ее пьесы, а издатели – печатать прозу. Примерно с 1990 г. Мария стала называть себя «писательницей-феминисткой»: «Писать я умею почти все: стихи, пьесы, прозу, киносценарии, статьи и президентские программы. Первую статью в своей жизни я написала, уже будучи ставящимся драматургом, когда моих сыновей пытались исключить из школы за чувство собственного достоинства. Мне везло, гениальные люди обращали на меня внимание и ставили важные вехи на моем пути. Александр Еременко научил меня писать стихи. Арсений Тарковский научил не писать. Егор Яковлев заставил стать публицистом. Галина Старовойтова – баллотироваться в Госдуму».

В 1991 г. она организовала клуб психической реабилитации женщин «Гармония», в разное время сочетавший в себе еженедельный девичник, танцкласс, уроки макияжа и аэробики и многое другое. С 1996 г. по настоящее время Арбатова руководит «Клубом женщин, вмешивающихся в политику». Около пяти лет она работала обозревателем «Общей газеты», принимала участие в написании предвыборной программы Бориса Ельцина (и даже сумела внести свою феминистскую лепту в создание разделов «Права женщин» и «Права детей»), а также сочинила предвыборную президентскую программу для Эллы Памфиловой. «Вообще, – говорила Арбатова, – с женщинами в политике работать комфортнее, чем с мужчинами. Они настолько более адаптивны и настолько менее амбициозны, что были б у них деньги на выборы, мы бы подняли страну за четыре года. Мужчины, занимающиеся политикой, очень сильно драматизируют это ремесло. И все интеллектуальные махинации, которые мужчины проводят во властных креслах, не сложнее того, что ежедневно делает любая женщина в своей семье. И на уровне интриг, и на уровне принятия решений, а главное, на уровне принятия ответственности».

К тому времени ее первый «богемный и эмоциональный» брак, длившийся 17 лет, подошел к концу. В новых экономических условиях супругам стало трудно жить под одной крышей, «когда муж не справляется с ситуацией, с которой жена справляется легко и играючи». Муж-певец «не нашел себя в реформах», а жена-феминистка «оказалась сильнее, все взяла на себя». На 4 октября 1993 г. у них был назначен развод, и чувства Марии уже были поделены между тремя новыми претендентами на ее руку. Все кандидаты были иностранцами, находились в то время в разных столицах мира и потрясенно смотрели трансляцию о трагических событиях в Москве: «Все трое не нашли в себе сил позвонить мне, а живу я недалеко от Белого дома. Образ мужчины, устроенного так тонко, что собственные душевные страдания заслоняют весь остальной мир, рассыпался в моем сознании в пыль. И судьба отнеслась к этой перемене благосклонно, ровно на следующий день в кабинете Егора Яковлева в «Общей газете» я встретила своего избранника. В застой меня привлекали люди, способные сопротивляться режиму, мой нынешний герой умеет не только протестовать, но и работать».

Ведущий эксперт Фонда эффективной политики Олег Вите родился в 1950 г. в Ленинграде. Через неделю романа с Арбатовой он решил развестись со своей тогдашней, четвертой по счету, женой, но формальности затянулись до апреля 1994 г. Свадьба попадала на 19-е число – день знакомства с Александром Мирошенко, и суеверная Арбатова перенесла ее на несколько дней. Но и второе бракосочетание проходило так же сумбурно, как и первое. На этот раз Мария спешила со штампом, чтобы отмежеваться от первого мужа, боялась его непредсказуемых выходок и в спешке даже забыла купить белое платье.

В семейной жизни Мария сразу отказалась от «должности» домохозяйки: «Наш дом поделен на какие-то секторы. И моя доля в быту наименьшая. Это, скорее, общее руководство. Самое большое, что я делаю, – с мужем хожу в ночной магазин. Все остальное делается не моими руками. Я скорее координатор домашних бытовых программ».

В этот период Арбатову пригласили на телеканал ТВ-6 в женское ток-шоу «Я сама». Но, проработав соведущей более шести лет, она ушла из передачи, которая прославила ее на всю страну: «Я ушла после того, как мы не смогли договориться с Александром Пономаревым о правилах игры. Уже тогда пространство программы потихоньку становилось платным. Такой “магазин на диване”. Герой, проплативший передачу, платил деньги за похвалы себе. У меня было совершенно иное мнение о лечении наркоманов клиникой Маршака и университете Натальи Нестеровой. Я говорила одно, а меня монтировали с точностью до наоборот. Плюс к этому канал платил передаче одну десятую того, что она зарабатывала, а остальное тратил на развитие совершенно бездарных передач».

Второй брак Марии продлился 8 лет. По мнению Арбатовой, он был очень политизированный, правильный и скучноватый. Однако, хотя муж и просиживал на работе сутками напролет, благодаря ему она с изумлением обнаружила, «что у мужчины бывает мнение о том, как и что должно происходить в быту: прием гостей, расстановка мебели, готовка супа… Он активно поощрял мою карьеру, с удовольствием решал бытовые проблемы. Он из тех сверхполноценных мужчин, которые считают, что от женщины им нужна только духовная и сексуальная близость. Поэтому их нельзя женить на тарелке супа и ежеутренней глаженой рубашке. Разошлись мы в ресторане, отмечая дату годовщины своего знакомства».

К разводу с Вите Арбатову подтолкнуло предательство мужа. Это произошло в 1999 г. во время выборов в Госдуму, куда Мария баллотировалась от партии Кириенко и Гайдара. Политики просто «подставили» неопытную женщину, договорившись за ее спиной с кандидатом другой партии – Михаилом Задорновым: «Меня кинула на бандитов вся команда. И муж, на мой взгляд, должен был иметь позицию в какой угодно форме: дать по морде Гайдару или Кириенко. Всем было все по барабану, они говорили мне: “Ну мы же предупреждали тебя, что выборы – это трудно. Ну не пригнешься, мы тебя пристрелим”. И конечно, я в претензии к мужу, так как он огромное количество лет прожил в политике, зная, что под выборы я не стану другой, что я не возьму деньги и, благодарная, не уползу с ними в зубах из округа, чтобы не мешать Михаилу Задорнову».

Как человек, «ориентированный социально», как «западная женщина» Мария смотрела на брак по-своему: «Дает брак, любовная или дружеская связь развиваться социально, или она меня тормозит. В ситуации с разводом как с первым, так и со вторым мужем появился список огромных претензий и обвинений, которые уже были невыносимы. Тогда мой муж сказал: “Я не могу жить в такой атмосфере, потому что ты считаешь меня предателем. И с этой точки зрения строишь со мной отношения. Давай вызовем семейного психолога”. Я ответила ему, что, естественно, считаю его предателем вот по этому, тому и другому пункту. Потому что в 1999 г., когда прозвучали первые угрозы расправы мне и детям, тебе вдруг приспичило ехать в Лондон, пожимать лейбористам руку в их парламенте. Я спросила у него, насколько это важная поездка, ведь я не «Шварценеггер». Он улетел. Таких вещей не прощают. Если бы моему мужу начали угрожать расправой, я бы осталась дома, просто я не смогла бы оставить его в беде».

Кроме того, было еще много вещей, в которых муж вел себя так, как будто Арбатова абстрактно баллотирующийся человек, а не его конкретная жена, которую он «знает в полном объеме»: «Муж занимался политикой. И ему со временем психологически трудно было понимать, что на его поле я быстро приобрела довольно зримые очертания. Если сначала для всех в политике я была очередная жена Олега Вите, то потом люди, которые не смотрят телевизор, не читают книжек, говорили: “А, Вите, это тот, который муж Арбатовой”. Подсознательно Олег не смог смириться с этим званием».

Вообще же Мария считала, что мужчина – это лучшее, что природа создала… для женщины. Но активно не принимала «мужскую формулу любви»: раз «осчастливил» женщину своей любовью, значит, ей больше и мечтать не о чем, и стремиться некуда, и на кого-то еще внимание обращать. «Чем я буду стоять на задних лапках перед одним “господином и повелителем”, – откровенничала Арбатова с журналистами, – пусть лучше пятеро стоят на задних лапках передо мной, а я буду выбирать с учетом моего интереса, моего настроения. Мне это страшно нравится, я считаю, что это – приятно, комфортно и вообще замечательно. Говоря научным языком, я – за полиандрическую семью, то есть за ту, которая была при матриархате».

Оба свои развода Мария называет социальными. Первый муж не смог по-взрослому отнестись к переменам в стране, впал в депрессию и сбросил на жену все проблемы. Второй брак сломали выборы в Госдуму. В критических ситуациях ей была необходима защита мужа. Она ее не получила. «Когда я развелась с Олегом, – рассказывала Мария, – мои сыновья пошутили: “Мамик, тебе нужен мужик, который был бы сильней тебя”. А где его взять, ведь Путин уже женат».

В 2002 г., ровно в годовщину свадьбы со вторым мужем – 16 апреля – Мария встретила своего нового избранника. Это произошло в Кремлевском дворце на церемонии вручения премий: «Мы поздоровались за кулисами, потом я увидела его на сцене, совсем немного поговорили, но все уже было ясно… Он попросил записать ему мой мобильный, я записала. Он удивился и спросил: “Зачем ты записываешь мне мой мобильный? Запиши свой”. Выяснилось, что у нас в номерах телефонов не совпадает только одна цифра. Это выглядело как явный сигнал чего-то, идущего помимо нашего контроля. Самое смешное, что этот человек состоит из лучших качеств обоих моих мужей».

Новое увлечение Марии – женатый гражданин США, 55-летний советский эмигрант Александр Раппопорт. Он покинул Россию 12 лет назад, после того как 4 года отсидел в тюрьме и знал, что, если останется, снова окажется за решеткой. Его посадили как врача, отказывавшегося подписывать психиатрические диагнозы диссидентам. Полгода отработав в США таксистом, Александр подтвердил свою профессиональную квалификацию. Сегодня Раппопорт известнейший психотерапевт русской Америки, ведет программу на радио и ТВ, концертирует как исполнитель шансона.

Интересно, что, к досаде Арбатовой, Раппопорт – не феминист, в отличие от первого и второго мужей: «У него комплекс мужчины, который всегда самый умный, самый сильный и все знает лучше. Он привык к женщинам, смотрящим на него как на Бога». Это серьезная проблема в отношениях, но пока внутри их романа притяжение сильнее гражданской войны. И как два человека, занимающихся психологией, они умудряются договариваться. Марию не смущает, что Александр женат: «Любовь не определяется наличием или отсутствием штампа. В моем паспорте, например, стоит штамп о последнем браке. Но я пока не собираюсь подписывать ни с кем никаких взаимных обязательств. Мне 45 лет, я и так провела в браке по сумме 25 лет, практически большую часть жизни. И мне хочется какое-то время подышать полной грудью».

Из книги Маршал Тухачевский автора Автор неизвестен

ОН ЛЮБИЛ ЖИЗНЬ Б. Н. АРБАТОВА-ТУХАЧЕВСКАЯ, О. Н.ТУХАЧЕВСКАЯ У каждой семьи – своя история, свое прошлое, свои традиции. Всякий новый член что-то наследует от родителей, что-то принимает, а что-то и отвергает.Поэтому свой рассказ о брате Михаиле Николаевиче Тухачевском нам

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги К. Р. автора Говорушко Эдуард

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Олег МЕНЬШИКОВ Детство и юность Меньшиков провел в Коломенском, возле Москворечья. С 1967 по 1977 год посещал тамошнюю 866-ю школу. Нравился практически всем девчонкам. Но сам относился к ним достаточно сдержанно, никого особо не выделял. Очевидцы рассказывают такой случай. В

Из книги Против течения автора Морозова Нина Павловеа

Олег СТРИЖЕНОВ Стриженов ворвался в отечественный кинематограф как вихрь, сыграв в 1955 году главную роль в картине «Овод». После премьеры фильма миллионы советских девушек стали грезить Стриженовым, вырезая его портреты из журналов и вешая их на стены. Но мечты поклонниц

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

Олег ТАБАКОВ Первое серьезное чувство пришло к Табакову в 1955 году, когда он учился на 1-м курсе Школы-студии МХАТ. Его избранницей стала однокурсница Сусанна Серова. Но поскольку она на тот момент была замужем (ее муж находился в то время в Китае – учил игре на фортепиано

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Олег Элиев В 90-х годах забросило меня на легендарную студию грамзаписи «Мелодия» в Санкт-Петербурге. Забрёл я туда, надо сказать, с большой неохотой, поскольку имел представление о работе этой студии в Москве, которая славилась засилием личностей с нетрадиционной

Из книги Испытание смертью или Железный филателист автора Арбатова Мария Ивановна

14. ОЛЕГ АНТОНОВИЧ Олег Антонович - ещё один лётчик, которого я пригласил из ГНИКИ ВВС. Почему-то среди промышленных лётчиков отношение к лётчикам военным бывало негативным. Я такое отношение не разделял. Я знал, что Олег человек очень ответственный, он скрупулёзно

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

БОРИСОВ Олег БОРИСОВ Олег (актер театра, кино: «Мать» (1956; паяльщик-подпольщик), «Город зажигает огни» (1958; Сергей Ерошин), «Киевлянка» (1959; Фимка Воронок), «За двумя зайцами» (главная роль – незадачливый жених цирюльник Свирид Петрович Голохвастый), «Балтийское небо» (Илья

Из книги Трава, пробившая асфальт автора Черемнова Тамара Александровна

ГОЛУБИЦКИЙ Олег ГОЛУБИЦКИЙ Олег (актер театра, кино: «Донецкие шахтеры» (1950; Карпенко), «Испытание верности» (1954; Игорь Варенцов), «Без вести пропавший» (поляк), «Есть такой парень» (инженер Безводов), «Убийство на улице Данте» (Клод Жюно) (оба – 1956), «В добрый час!» (1957;

Из книги Дело человеческое автора Свичкарь Татьяна Николаевна

Мария Ивановна Арбатова, Шуммит Датта Гупта Испытание смертью или Железный филателист Хотим выразить огромную благодарность за помощь в предоставлении материалов для сценария и романа Руководителю Пресс-бюро Службы внешней разведки Сергею Иванову Заместителю

Из книги Ликвидатор. Книга вторая. Пройти через невозможное. Исповедь легендарного киллера автора Шерстобитов Алексей Львович

МАРИЯ I ТЮДОР (МАРИЯ КРОВАВАЯ) (род. в 1516 г. – ум. в 1558 г.) Королева Англии. Восстановила в стране католицизм и жестоко преследовала сторонников Реформации.Мария I правила Англией совсем недолго – с 1553 г. до ноября 1558 г. Но за этот короткий период в Англии было сожжено

Из книги Триумвират. Творческие биографии писателей-фантастов Генри Лайон Олди, Андрея Валентинова, Марины и Сергея Дяченко автора Андреева Юлия

Маша Арбатова Однажды вечером все в том же плодотворном 2007 году я поудобнее расположилась на кровати в ожидании начала любимой телевизионной передачи «Пусть говорят». Мне нравится, как Андрей Малахов предоставляет публике возможность обсудить то или иное значимое

Из книги автора

Олег - Лидия Николаевна, я читала, что проходит несколько лет после того, как врач уходит на пенсию, и бывшие пациенты его забывают. Разве это правда?- Знаю, что помнят наставников - я восемь лет преподавала в медучилище. Ученики вспоминают до сих пор. А когда Олегу

Из книги автора

Олег После прихода к власти, нас станут считать чудовищами, на что нам, конечно, наплевать. Мордехай ЛевиКакими были отношения между двумя Пылёвыми, это, видимо, останется тайной, ибо и сам человек их рассматривает со своей точки зрения, сам же, по-своему, их объясняя и

Из книги автора

Олег – Драться вас и без меня научат. Я буду учить вас думать. – Не по правилам? – Не по правилам, – без тени усмешки ответил кентавр. Г. Л. Олди, «Герой должен быть один» «Все началось с того, что я родился», – предваряет рассказ о себе Олег Ладыженский. Что ж, событие

Мария Арбатова — известная в широких кругах узкий специалист по: а) психоанализу, б) политике, в) драматургии, г) написанию книг… Но главный ее талант основательно спрятан под толщей лет. Ведь мамой Маша стала, когда ей только-только исполнилось 20, причем мамой-героиней — аист принес ей двух близнецов, Петра и Павла. Давно это было, нынче дети уже совсем взрослые. Сегодня Мария Ивановна решила откровенно рассказать о том, как же она справлялась с высокой обязанностью матери.

Мария Арбатова — известная в широких кругах узкий специалист по: а) психоанализу, б) политике, в) драматургии, г) написанию книг… Но главный ее талант основательно спрятан под толщей лет. Ведь мамой Маша стала, когда ей только-только исполнилось 20, причем мамой-героиней — аист принес ей двух близнецов, Петра и Павла. Давно это было, нынче дети уже совсем взрослые. Сегодня Мария Ивановна решила откровенно рассказать о том, как же она справлялась с высокой обязанностью матери.

— Вашим сыновьям-близнецам в этом году исполнится 30. Вы — бабушка?

— Нет еще.

— И когда же вы будете бабушкой?

— Как только сыновья примут это решение. Они не считают себя, как очень многие в их поколении, готовыми к отцовству. Не могу сказать, огорчает меня это или радует, но это их выбор. Я либеральная мамаша… Кстати, когда мальчикам исполнилось только 7 лет, в стране возникло страшное слово «СПИД». А у нас в семье есть старинный буфет, который мне оставил мой прадед по матери по фамилии Айзенштат, один из создателей сионизма в России. В этом буфете был маленький ящик, и вот, когда мои дети пошли в первый класс, я туда положила презервативы, чтобы они всегда здесь лежали, и объяснила, что это, зачем и как этим пользоваться.

Вы скажете: «7 лет — рано!», а я считаю: «потом» — будет поздно. В России половая жизнь в среднем начинается в пятнадцать лет, то есть у кого-то в 20, а у кого-то в 12. Мне не хотелось, чтобы мои внуки становились жертвами аборта, чтобы у моих детей был брак по залету.

Конечно, мои дети уже были женаты. Сейчас у них какие-то новые союзы.

— Ох, чувствую, сыновья пошли по вашим стопам.

— Когда дети родились, я была очень молодой и довольно еще инфантильной. Они росли вместе со мной, во многом они меня чему-то учат.

— Чему?

— Например, находиться в русской современной культуре. Петр сначала учился как культуролог, потом заканчивал аспирантуру по философии, но диссертацию так и не защитил. А когда ему исполнилось двадцать семь лет и один месяц и угроза армии прошла, его интерес к науке резко ослабел. Долгое время он работал на всяких политических проектах, писал программу разным партиям и политическим лидерам, был спичрайтером.

Оба моих сына работали и на моих выборах в 99-м, помогали, и мне это было приятно. Еще оба они — музыканты.

— Они же играли в одной группе «Инки»?

— Да, но сейчас их группа в состоянии стагнации. У них нет солиста, поэтому сейчас Петя барабанит в группе «Айси Тумбревас» («Кислотные зонтики»). По крайней мере на музыкальном фестивале «Эммаус» они играли перед Бутусовым на главной сцене. И хотя до этого они выступили на Красной площади и я думала, что там и был пик их карьеры, они мне сказали: ты ничего не понимаешь, «Эммаус» — это круче. А Павел зарабатывает еще деньги как креативщик, дизайнер и политтехнолог. Но при этом он сейчас в очередной раз получает образование психоаналитика.

— Когда вы детям в таком раннем возрасте сказали, что и зачем лежит в старинном буфете, у вас же должны были резко измениться отношения. Мальчики после этого, наверное, сразу стали взрослыми?

— Абсолютно нет. В большинстве европейских стран половое просвещение начинается с детского сада. Пока же Россия вышла на первое место по распространению СПИДа. Скажу больше. Если мама говорит: «Ты вылезла из животика, и там дырочку зашили», — а ребенок видит, что между собой делают собачки, кошки, то он начинает думать: это что-то страшное и позорное. Потом мальчики и девочки вырастают, у них начинаются проблемы в личной жизни, а мы, психоаналитики, в этом копаемся. И вот залезаешь в глубины Его или Ее подсознания и там обнаруживаешь детские травмы. Любое вранье родителей, особенно в такой тонкой болезненной области, — это всегда колоссальная травма… Постоянная совковая история: ой-ой-ой, моей девочке уже двенадцать, надо ей все рассказать; ой-ой-ой — моей девочке уже четырнадцать, пора ей все говорить; ой-ой-ой, моей девочке уже пятнадцать, где бы ей тайно сделать аборт? То же самое с мальчиками, только в венерологии.

— Вы, как продвинутая мама, никогда ни в чем не упрекали сыновей?

— Был период (переходный возраст), когда сыновья были обвешаны килограммами булавок, ходили в черных косухах. Но я считала: это их тело, а одежда — язык, которым человек разговаривает с миром, и никто другой не смеет туда встревать. Все у сыновей вовремя прошло, и взросление произошло органично.

— Но хоть что-то вы им запрещали?

— Конечно. Любой психически здоровый родитель, который не хочет за счет ребенка решать проблемы своей агрессии, запрещает ему только то, что опасно для его жизни и здоровья, а больше ничего. Ребенок всегда такой, каким мы хотим его видеть. В этом смысле мои дети, может быть, менее самостоятельны, чем мне бы хотелось, но они близнецы, а у близнецов все процессы происходят позже.

— Ну что всегда было для ваших детей под запретом?

— Нельзя было драться ногами. Однажды я их за это отлупила ремнем. Вообще родители воспитывают ребенка не запретами, а своим образом жизни, и ребенок все равно запрещает себе только то, что нельзя родителям.

Бессмысленно говорить детям: будь честным, если они знают, что ты воруешь. Вот приходит ко мне на консультацию новый русский и плачется: я его воспитывал, воспитывал, а он… Я ему: о’кей, давайте посмотрим, что у вас за бизнес. Ну и как можно кричать ребенку: мой за собой тарелку, если ты сам ее не моешь, или чтобы он менял носки два раза в день, если ты сам этого не делаешь. Бесполезно.

— А какая вы были мама, много занимались детьми?

— Я довольно много ими занималась. Как только у меня родились близнецы, меня тут же по очень сложной схеме уволили с работы. После чего я и стала феминисткой. Когда я хотела куда-то устроиться, мне говорили: вы что, сумасшедшая, у вас же близнецы. Я сидела дома, писала пьесы, а муж меня обеспечивал. Ну и, конечно, воспитывала детей, занималась светской жизнью, чтобы не превратиться в домашнюю клушу. Вообще, я мать-отличница. Я состояла во всех родительских комитетах, где дети учились… То есть я из тех мам, у которых должно быть первое, второе, третье и компот. А когда мне говорят: слушай, у тебя дети так молодо выглядят для своего возраста, я отвечаю: это потому, что я ими в детстве занималась.

— А сегодня они ваши друзья?

— Да, конечно. Самые близкие друзья.

— Они делятся с вами всем самым сокровенным или вы этого от них не требуете?

— Слово любого родителя очень веско, поэтому я без запроса никогда ничего не озвучивала. А все потому, что у меня есть своя собственная мама, которой идет 86-й год, дай бог ей здоровья. И ее жизнь состоит в том, чтобы без спроса лезть во все. Поэтому я, наблюдая это, стараюсь не повторять таких ошибок.

— Теперь понятно, откуда ваше стремление к свободе, в том числе и сексуальной, — от постоянного маминого назидания.

— Это не моя особенность. Такое было время. То, что называлось сексуальной революцией, было частью протестного поведения. Мы слушали музыку «Битлз», одевались как хиппи и всем заявляли, что наше тело принадлежит нам. И пусть бабушки на скамейке говорят, что хотят…

Ищите женщину!

Самая знаменитая российская феминистка Мария АРБАТОВА: «Мои сыновья заявили: «Мамик, тебе нужен мужик, который был бы сильнее тебя, а где ж его взять, ведь Путин уже женат?»

Ровно 12 лет назад псевдоним Арбатова, под которым вышло более 20 книг и 14 пьес, стал паспортной фамилией Марии Гаврилиной

Кембриджский биографический центр наградил Арбатову в номинации «Драматургия», хотя Машу знают прежде всего как самую известную феминистку бывшего СССР. В конце 90-х на телеэкранах шло популярное ток-шоу «Я сама» — водители такси спрашивали ее: «Это не вы в ящике пессимисткой работаете?», молодежные компании вопили в спину: «Смотри, пофигистка с шестого канала пошла!», девушки мечтали «быть феминисткой, как Маша Арбатова: ничего не делать и все время говорить мужикам, что они — козлы!». А недавно с виду вполне интеллигентный спутник в метро пристал к Марии Ивановне с негодующим: «Вы же лесбиянка! На меня как на мужчину не реагируете!». Узнав, что третий муж Арбатовой — бенгалец Шумит Датта Гупта — настоящий принц, дедушка которого имел титул «рай бахадур», что означает «великий король», знакомые шутили: «Ну ты прямо Аллилуева!». Конечно, Маше это не понравилось. Как известно, гражданский супруг Светланы — сын богатого раджи, индийский коммунистический деятель Браджеш Сингх — был старше дочери Сталина на 17 лет, а Шумит моложе Марии на 10... В автобиографической книге «Мне 40 лет» она подробно рассказала о том, как ее насиловали, о чудовищных порядках в советских роддомах, непростых отношениях с матерью. Потом пояснила свой шокирующий обывателей поступок: «Фанатизм откровенности отношу не к личным заслугам, а к тому, что принадлежу к первому поколению, родившемуся без Сталина». Бунтовать против системы юная москвичка начала с 15-ти — квартиру, куда ее прописала мама, прозвали «Салоном Маши с Арбата». Ровно 12 лет назад псевдоним Арбатова, под которым вышло более 20 книг и 14 пьес, стал паспортной фамилией Марии Гаврилиной. Однажды мою собеседницу спросили, с каким зверем она себя ассоциирует. Ответила: «С восточноевропейской овчаркой — ощущаю себя не декоративной и комнатной, а сильной и верной зверюгой-защитницей».

«ДО СИХ ПОР ИЗ 10 ШКОЛЬНИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ, ВОСЕМЬ ПЫТАЮТСЯ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ ВО ВРЕМЯ СЛЕДСТВИЯ»

Мария Ивановна, в аннотации к одной из ваших книг написано: «Женщина, которой с самого детства было лень притворяться»...

Для меня огромная загадка - люди, имитирующие самих себя. Фальсифицировать свой образ и самое жизнь - все равно что имитировать оргазм: в проигрыше оказывается имитирующий. Хотя физиологическая потребность говорить правду, только правду и ничего, кроме правды, закрыла мне дорогу в политику.

На выборах 1999 года я шла от «Союза правых сил». Как свежий дурак с мороза. Меня сдало все руководство партии: бандиты наезжали (полгода ходила с охраной), на начальника штаба совершили покушение, сыновьям грозили ежедневно. Каждый человек по-разному реагирует на предательство: один машет шашкой, другой прячет голову в песок...

Легко ли простили второго супруга - политического эксперта Олега Вите? Вас ведь подставили его люди: риску подвергалась не только ваша жизнь, но и жизни ваших детей?

Это упрощенная трактовка. На самом деле, ситуация была сложнее, многослойнее, оттеночнее. «Люди Вите» - только в том смысле, что он провел с ними 10-летия и был для меня гарантом их порядочности. Олег занимался идеологией в партии Гайдара, от которой я баллотировалась. Какое-то время ему казалось, что мои страхи преувеличены: он ведь решал проблемы в кабинете, а я - на поле боя. В результате выборы 1999 года не только развалили наш брак, но и обесценили ту команду и для него тоже.

Забавно, что в результате произошло «перекрестное опыление»: Вите получил психологическое образование как второе высшее и стал блистательным психоаналитиком, я на какое-то время сильно погрузилась в политику, постоянно с ним консультируясь.

Маша в детском саду, 1961 год

Кудахтала, как курица. Пыталась дважды попасть в Госдуму - хотела продвигать законы о защите от сексуального и бытового насилия, уровень которого просто чудовищный. До сих пор из 10 школьниц, переживших насилие, восемь пытаются покончить с собой во время следствия, потому что его ведут, как о краже кошелька: по 100 раз заставляют девушек повторять травмирующую историю, ни о какой помощи психолога нет и речи. Ни свидетели, ни потерпевшие не охраняются - жертвам угрожают, вынуждая отзывать дела. В России от побоев ежегодно гибнут 14 тысяч женщин...

Писательство, политика, психоанализ - вместо пресловутых трех «К» (Kinder, Kuche, Kirche - дети, кухня, церковь), на которые прежде была обречена женщина, у вас три «П»...

Когда во время выборов проводились опросы, большинство участников отвечали, что я феминистка, меньшинство - что писатель. Еще кто-то говорил: то ли дочь академика Арбатова, то ли жена депутата Арбатова...

Безусловно, литературная работа - самая любимая, хотя деньги умею зарабатывать разными способами. Много лет обучалась психоанализу (не могу сказать, что без удовольствия), причем в лохматые годы, когда он существовал в стране практически подпольно. Психологическое консультирование мне нравилось, только сейчас время побежало быстрее - не успеваю жить в параллельных профессиях.

В прошлом году уговорили сделать для нашего Первого канала два сценария о великих разведчиках: Алексее Козлове, остановившем ядерную войну (он получил неопровержимые доказательства того, что ЮАР провела успешные испытания ядерного оружия), и Зое Воскресенской-Рыбкиной, первой в мире женщине-полковнике разведки, которую большинство знает как писательницу.

Роль Козлова в картине «Испытание смертью» досталась замечательному актеру и спортсмену Олегу Тактарову. Зою Воскресенскую в ленте, названной ее именем и фамилией, сыграли Людмила Чурсина (героиня в зрелом возрасте) и Юлия Галкина (в молодости). Оба эти фильма из телепроекта «Поединки» вроде удались, но за писательским столом мне уютнее, чем перед экраном, когда текст безбожно деформируется кинокомандой.

В пору вашей юности в литературу трудно было пробиться, если ты не из «жеписов», «писдочек», «мудописов» или «сыписов»...

Жены писателей, писательские дочки, мужья дочек писателей, сыновья писателей имели значительное преимущество. Я училась в МГУ на вечернем отделении философского факультета. Случайно оказалась в Союзе писателей РСФСР, где работала, регистрируя всю почту. Видела устройство государственно-цензурной машины по уничтожению талантов и раскрутке идеологически верных графоманов изнутри. Молодая творческая личность тогда никого не интересовала - только ее тело и идеологическая устойчивость.

Амбициозному молодому дарованию трудно было научиться отказывать дяденькам, от которых зависели успех и карьера?

По семейному преданию, мое первое слово было «нет» и только второе - «мама». Наверное, мне повезло с наследственностью и гороскопом. Кроме того, в год я переболела полиомиелитом и до пяти лет моталась по больницам и санаториям. Детский советский лечебный ГУЛАГ был хорошей школой выживания, он учил защищать собственные границы от окружающих.

- У вас не было комплексов перед звездами?

Всегда понимала, что передо мной просто человек, только более одаренный, яркий и трудоспособный, чем другие. Гениальные люди обращали на меня внимание, ставили важные вехи на пути. Александр Еременко научил меня писать стихи, Арсений Тарковский - не писать. Егор Яковлев заставил стать публицистом, Галина Старовойтова - баллотироваться в Госдуму. Безумно благодарна им, потратившим на меня время и силы. Теперь пытаюсь делать то же самое по отношению к следующему поколению.

- Правда, что в «Салоне Маши с Арбата» когда-то жила чеховская любовь Лика Мизинова?

Да, с этими двумя комнатами была связана история нескольких поколений моей семьи: прадед купил их у режиссера Санина и его жены - той самой Лики. В начале ХХ века там пел Шаляпин, Мизинова пыталась соблазнить (впрочем, безуспешно) Чехова, а в самой маленькой комнате у ванной доживала век старушка, ставшая прообразом чеховской Душечки, - Ольга Ивановна, горничная Лики...

«ХОДИТЬ ПО АРБАТУ МАМЕ ЗАПРЕЩАЛИ: «БЕРИЯ ЕЗДИТ НА МАШИНЕ, ХВАТАЕТ ДЕВУШЕК И УВОЗИТ»

В одной из своих автобиографических книг вы написали: «Мама и старший брат вели по отношению ко мне политику жестокого контроля»...

У меня сложная семья - как и все посттоталитарные семьи. Чтобы понять, что в ней не так, и собрать ее по кускам, я с 27 лет ходила к психоаналитикам. Прошло уже четыре года с тех пор, как умер мой брат, а все никак не могу решиться привести в порядок его бумаги. Тем более сделать книгу о том, о чем не хотелось писать при его жизни...

Моя мама - очень талантливый человек, напрочь изуродованный «совком». Всю жизнь боялась указывать в анкетах, что один дядя расстрелян, а два других - за границей. Ходить по Арбату маме запрещали и говорили, как и всем красавицам: «Берия ездит на машине, хватает девушек и увозит». Это было не мифологией, а повседневностью. Подобная история произошла с матерью искусствоведа Виктора Мезиано. Но она итальянка и потому начала громко орать - Берия растерялся, она вырвалась и убежала. Остальные цепенели от страха...

Поехав за высланным отцом в Муром, мама поставила крест на карьере. После ХХ съезда папа как идеологический работник получил полный текст доклада Хрущева и, прочитав его, хотел застрелиться - мама прятала пистолет...

Из досье «Бульвара Гордона».

«Что такое два процента уничтоженных Сталиным? - написала недавно Мария Арбатова в своем блоге. - Дедушка по папе - областная партноменклатура из бывших белогвардейцев. Был вычищен из партии и посажен, будучи уличенным в том, что порученная ему артель стала чрезвычайно прибыльной.

Дедушка по маме, в 1925 году демонстративно вышел из партии. Понятное дело, о кандидатской в такой ситуации не могло быть и речи. До ХХ съезда каждый день ждал, что будет арестован. Пронесло, но всей семье от постоянного стресса снесло крышу.

Брат дедушки по маме, детский врач, занимавшийся научной работой в области педиатрии, расстрелян как польский шпион в 1937 году. Его жена - художник - посажена как жена «врага народа», позже отправлена на поселение, где умерла. Их сын-студент вскоре скончался от осложнения после гриппа.

Два других брата дедушки эмигрировали в Израиль и 30 лет не имели возможности даже переписываться. Братья встретились дряхлыми стариками - мой дед уже был парализован, лежал и плохо говорил. Младший брат зашел в его комнату, сел на постель. И они даже не разговаривали, просто плакали вместе.

Сибирская бабушка первого мужа не вышла три дня на работу после тяжелых родов - над ней устроили товарищеский суд. Это стало для нее таким потрясением, что она подбила деда, и семья в 30-е годы бросила дом в Тогуле, поехала на телеге на стройку века в Кемерово. Младшего - пятого, завернутого в пеленки, - выронили из телеги. Потом вернулись и нашли в снегу. Все обошлось - со временем младенец стал знаменитым штангистом...

Большинство родственников второго мужа погибло в блокаду Ленинграда от голода. Включая деда, дворянина и в прошлом влиятельнейшего сотрудника наркомата иностранных дел, застрелившего из ревности командира латышских стрелков прямо в Кремле.

...И эти два процента, привитые на наши генеалогические дерева, давно проросли на них страхом, болью, агрессией, недоверием и беспомощностью. Если сейчас каждый из нас не начнет выдавливать из себя по капле «сталина», то в стране никогда не поднимется ценность человеческой жизни»...

Разве человек, сформированный в подобных обстоятельствах, может быть нормальным родителем? Ведь выросший в лагере постарается выстроить семью по единственно понятным ему законам лагеря.

«РАЗВОД - КАК КУПАНИЕ В ШТОРМ. НЕОБХОДИМО ТОЧНО РАССЧИТАТЬ, КАКАЯ ВОЛНА ТЕБЯ ПОДНИМЕТ, А КАКАЯ - ПОХОРОНИТ»

Одной из первых на постсоветском пространстве вы объяснили нашим женщинам: мужей может быть много, а «я у себя одна»...

Если немного опоздать с разводом, погублена будет не только семья, но и человеческие отношения. Это - как купание в шторм: необходимо точно рассчитать, какая волна тебя поднимет, а какая - похоронит. Расставаться стоит, когда отношения уже не развивают ни тебя, ни его. Особенно если к этому добавляется необратимый постельный кризис.

Верите в знаки судьбы? Со вторым мужем Олегом Вите вы, кажется, познакомились в день развода с первым супругом - Александром Мирошником...

Да, в 1993-м в редакции «Общей газеты». Тогда в кабинете главного редактора Егора Яковлева собралось огромное количество народа. Мы с Олегом впервые увидели друг друга, хотя уже полтора года сотрудничали в одном издании (он параллельно работал аналитиком в Центре экономических реформ при правительстве и был очень занятым человеком, я приходила когда хотела, писала что хотела, хотя считалась обозревателем отдела политики). Следили по телевизору за трансляцией событий путча. На тот день у меня действительно было назначено расторжение первого брака, которое отменили из-за обстрела Белого дома - суд находился поблизости.

- Семейная лодка разбилась о быт?

Да нет. Александр был идеальным партнером в быту, из тех, кто все тащит в дом, и обладал единственным недостатком: будучи вокалистом с дипломом Гнесинки, он гастролировал по полгода.

- Олег был женат?

Неоднократно. Но буквально через неделю начал разводиться...

- Тогда еще не с вами - впереди вас ждали восемь совместных лет. Счастливых?

Олег - из сверхполноценных мужчин, которым от женщины нужна только духовная и сексуальная близость. Их нельзя женить на тарелке супа и глаженой рубашке по утрам...

Абсолютно убеждена: как люди живут, так и разводятся. Если брак был свинарником, значит, разбежавшись, люди, случайно столкнувшись на улице, переходят на разные стороны. Но если в бывшей семье оба были полноценными партнерами, зачем с омерзением отворачиваться - это же кусок твоей жизни и развития, твоего пространства...

Ровно в годовщину свадьбы со вторым мужем вы встретили Александра Раппопорта, психотерапевта, актера и певца. Это правда, что у вас в мобильниках совпали все цифры, кроме одной?

Роман с Раппопортом мне приписали журналисты... Вообще же у меня есть свойство мгновенно видеть «своего мужчину». Настолько сильное, что и он видит меня. На конфетно-букетный период никогда нет времени, да это мне и не нужно - и без того самооценка высока. В результате конфеты и букеты получаю в течение всего брака, а не в период ухаживания.

- Ваши сыновья лет 10 назад заявили: «Мамик, тебе нужен мужик, который был бы сильнее тебя, а...».

- «...а где ж его взять, ведь Путин уже женат?». Трудно не понять, что это было шуткой. Кстати, когда я в 20 лет родила детей (они вдвоем весили шесть килограммов 300 граммов, а я - 42 килограмма), моментально перестала быть хиппи. Произошла история, которая быстро поставила мне мозги на место. К ребенку одной хипповавшей пары какие-то негодяи подошли, брызнули из баллончика ему в лицо, и он ослеп. После этого сказала себе: все, теперь я только мама...

Как-то вы признались: «У меня каждый очередной брак удачный. Бывшие мужья - мои ближайшие друзья, я бы даже сказала, родственники»...

Разве это удивительно, если людей связывали настоящая любовь и хороший уровень диалога? Как могут быть иные отношения, например, с человеком, с которым прожито 17 лет, отцом Петра и Павла? Или с тем, кто растил моих близнецов с 16 лет? Оба сейчас бывают в нашем доме, отлично общаются между собой и с моим нынешним мужем.

- Спасибо интернету и радиостанции «Маяк» за Шумита?

Мы действительно познакомились, когда я вела правозащитную программу на этом радио - для передачи об индийской демократии моя помощница нашла его в Сети...

- Разве принц, которого вы нашли, сильнее вас?

При всей своей мягкости и расслабленности мой муж - очень сильный своей внутренней цельностью человек. Индуисты вообще существуют в мире, отличном от нашего. Будучи физиком по образованию, Шумит словно живет в окружении своих богов: не молится возле их изображений, а просто находится с ними в диалоге. Кроме того, все индийцы сочетают глубокую мудрость с удивительной детскостью - мы кажемся им депрессивными занудами.

«ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ПОДНИМЕШЬСЯ НА САМУЮ ВЫСОКУЮ ВЕРШИНУ ТИБЕТА, ВСЕ РАВНО НЕ СТАНЕШЬ БЛИЖЕ К НЕБЕСНОМУ ДИСПЕТЧЕРУ»

- Я читала, что вы похожи на тетю Шумита, которая косвенно способствовала вашей встрече...

Действительно, внешне я очень напоминаю Калпану Датта, национальную героиню Индии. На склоне лет она приехала в МГУ, выучила русский язык и основала Всеиндийскую ассоциацию русского языка. Хотя в семье Шумита культ России укреплялся не только ею. Ее муж Пуран Чанд Джоши, генсек компартии Индии, был связан с СССР сначала со знаком плюс, а после приказа Сталина сместить и убить его - со знаком минус (он скрывался от сталинских подручных в собственной стране, уже будучи пожилым человеком, перенесшим несколько инсультов). Другой дядя мужа - Субодх Рой, один из лидеров второй компартии Индии (она называется «марксистской») - часто бывал в СССР на международных съездах.

Так что в детстве Шумиту говорили: «Будешь хорошо учиться, поедешь в Россию!», привозили конфеты «Мишка косолапый», альбомы с фотографиями СССР. Поэтому отправился за высшим образованием к нам в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, а не в Великобританию или Америку, как принято в его кругу. Из фундаментальной науки он ушел в 1991-м, переквалифицировался в финансового аналитика. Кстати, последний чемодан семейных драгоценностей пропил его двоюродный брат, которого во ВГИКе научили не только снимать кино, но и пить водку...

- Наверное, ваш супруг тоже прошел алкогольную инициацию?

Физфак значительно отличается от режиссерского, да и по складу Шумит совсем иной персонаж, чем его брат, ставший, кстати, вполне успешным режиссером. Может позволить себе спиртное в застолье, но, конечно, не в таком количестве, как русские. А если пытается не отставать, у него потом температура поднимается до 40 градусов. В Индии ведь только недавно начали легально производить алкоголь. Попробуйте налегать на крепкие напитки, когда большую часть года на улице жара за 30 по Цельсию.

Шумит светский, но не богемный человек, он больше заточен на семью. Его лучший собеседник - компьютер. Если есть выбор: сыграть партию в шахматы или выпить рюмку - выберет первое.

Не хочется ли вам освоить английский в совершенстве (а то и бенгальский), чтобы однажды поговорить по душам с нынешней свекровью?

На бенгальском «кумир» - это крокодил, а наше презрительное «ну-ну» - непристойное название полового члена (Шумит вздрагивает, когда я так говорю). Увы, мне некогда привести в порядок ни немецкий, ни испанский, который учила. Для разговоров по душам не обязательно знать язык - чаще всего слова мешают людям слышать друг друга.

С мамой Шумита мы не видимся - она живет в Индии, где бывает 60 градусов выше нуля и стопроцентная влажность, так что дружим подарками. Между прочим, в стране долго были запрещены браки индусов с иностранками, за это изгоняли из касты. После того как страну возглавила итальянка Соня Ганди, невестка Индиры Ганди, стало спокойнее.

- Ваша свекровь ходит в храм богини Кали и делает пуджу - это слово звучит почти зловеще...

В России драматизируют ритуал пуджи, который предполагает медитации, песнопения, чтения манускриптов, предложения пищи и поклонов. Индуизм - одна из самых свободных религий: каждый выбирает себе Бога из двухтысячного пантеона и строит с ним самостоятельные отношения, да и пуджу совершает так, чтобы общаться с Богом было комфортно.

- А вы при колоссальной загруженности успеваете медитировать?

Безусловно, как обученный психоаналитик проходила психотерапевтические медитационные практики, но не чувствую их органичными для себя. Я постсоветская буддистка. Терпеть не могу ряженых - всех этих йоганутых и рерихнутых. Правительство Индии уже поставило вопрос о сертифицировании преподавателей йоги на планете. Ужасно, когда толпы тренеров и списанных спортсменов обучают йоге и медитации. Для того, чтобы идентифицировать себя с буддизмом, мне совершенно не обязательно обвешиваться колокольчиками или ежегодно ездить к артистам вроде ныне покойного Саи Бабы. Как говорил мой учитель: «Даже если поднимешься на самую высокую вершину Тибета, все равно не станешь ближе к небесному диспетчеру».

«ЗА НЕИМЕНИЕМ МАЛЫШЕЙ ВОСПИТЫВАЮ ТОЛПЫ ВЗРОСЛЫХ»

В 40 с небольшим вы сказали: «С недоумением смотрю на женщин, которые скрывают свои годы и маскируются под вечных девочек»...

Сегодня мне 53, и я понимаю это еще меньше. Мои сверстницы все больше становятся похожими на аватаров (речь не о синекожем герое фильма Джеймса Кэмерона, а о термине в философии индуизма, обозначающем нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. - Прим. ред. ). За этим стоит исключительно неуважение к себе. На мой взгляд, нет ничего ценнее собственного лица. Психическое здоровье человека - это его адекватность своему возрасту. У многих женщин моих лет абсолютно остановившийся взгляд. Ее спрашиваешь: «Чего ты хочешь?». Отвечает: «Ничего».

Сейчас я на переходе от зрелости к старости, что меняет угол зрения на большинство предметов. Когда осознаю, что мне шестой десяток, начинаю ржать. Чувствую себя мудрой, как змея, при этом молодой и годной к употреблению. Мне жалко женщин, которые молодятся в надежде, что это принесет им какие-то дивиденды на брачной ярмарке. Мой им совет: годам к 40-ка - в «кризис середины жизни» - обязательно приведите себя в порядок. Потому что дальше объективно психика не держит возрастающие нагрузки и все начинает рассыпаться.

- Преодолевая этот кризис, вы приводили себя в тонус с помощью новых отношений?

У нас почему-то не принято обсуждать и подробно описывать то, что огрубленно называется климаксом у мужчин и женщин. Мужчина, столкнувшийся с тем, что он перестал быть сексуальным гигантом, женщина, ощутившая себя никому не нужной, в ужасе думают, что это их индивидуальное. Хотя речь идет о нормальной перестройке организма, свойственной человеческой популяции. Дальше начинается очень интересное, позитивное время - если знать, как именно обращаться с собственной персоной.

Когда-то одно издательство попросило меня сделать популярную книжку по психологии этого периода. Я назвала ее «Семилетка поиска» - этот термин употребляю как синоним «кризиса середины жизни» человек начинает метаться, он не понимает, почему ему внезапно разонравились его квартира, работа, партнер по браку, да и вся жизнь от большого до малого. На самом деле, это сигнал не убежать, а увидеть самого себя с нового ракурса.

- О внуках мечтаете?

Я была бы им рада, но своих 33-летних сыновей не тороплю. Оба по разу разведены. Петр (культуролог) находится в поиске, Павел (психотерапевт) недавно женился на замечательной девушке. Впрочем, все мои невестки, и настоящие, и прошлые, умницы и красавицы, ибо я сама формировала вкус сыновей.

- Представляю, каково вам было с близнецами, - трудности полового созревания обрушивались с двойной силой...

В переходном возрасте мои мальчики, естественно, были панками, ходили в кожаных косухах, обвешанных железками от пива и булавками. В 16 Петр носил ирокез, выкрашенный в белый цвет. У Павла были длинные волосы, получая паспорт, он выбрил ровно половину головы, сфотографировался и отправился за документом - вся милиция встала на уши.

В те годы шли настоящие молодежные войны: бритоголовые гопники против припанкованного молодняка. Однажды брат и одноклассник доставили 14-летнего Павла после такой разборки без сознания. Растерявшись, ребята не вызывали «скорую» - везли Пашу домой на метро.

Конечно, сегодня мои потрясающие сыновья выглядят совершенно спокойно и интеллигентно. Вообще они - самое главное достижение в моей жизни. Петр и Павел считают, что мне нужно было бы работать воспитательницей детского сада, так что за неимением малышей воспитываю толпы взрослых.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Top