Были ли у коко шанель дети. Интервью коко шанель

(франц.Coco Chanel, настоящее имя Габриель Бонёр Шанель; 19 августа 1883 – 10 января 1971) – ведущий французский , одна из самых важных фигур в истории моды. Основала всемирно известный .

Благодаря своим жакетам и маленькому черному платью, Шанель стала иконой стиля, которой до сих пор поклоняются женщины всего мира. «Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь», — говорила Коко.

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в маленьком городке Сомюр, в центре Франции. Первая часть жизни легендарной Шанель была далека от моды и .

После смерти матери, ее отец, работавший коробейником, поместил девочку в приют, где она жила с 1895 по 1900 год. До 1902 года Коко воспитывалась среди монахинь, которые и научили ее шить. Затем Шанель работала в магазине чулочно-носочных изделий Au Sans Pareil в Мулене.

Прозвище Коко девушка получила, когда пыталась стать певицей, выступая в кабаре Viсhy и Moulins. Именно там она познакомилась с Этьеном Бальзаном, влиятельным французским аристократом, который впоследствии помог Шанель открыть собственное дело. Он был влюблен в девушку, но она ушла от него к его другу, Артуру Капелю по прозвищу «Бой».

К сожалению, возлюбленный Коко трагически погиб в автокатастрофе, и она так никогда и не вышла замуж, хотя имела многочисленные романы.

Свой первый магазин Коко Шанель открыла в 1910 году. Он находился в Париже на Rue Cambon и специализировался на продаже шляпок. Позже появились магазины Шанель в Дэвилле и Биаритце. К шляпкам прибавилась одежда.

Первой одеждой, которую создала Коко было платье, переделанное из старого свитера. Люди спрашивали, где она взяла такой чудесный наряд, а она предлагала сделать такой же и для них.

«Мое состояние основано на старом свитере, который я надела, потому что в Дэвилле было холодно», — сказала Коко Шанель в одном из интервью.

В 1920-х процветающий бизнес Шанель взлетел на новую высоту. Она запустила в производство собственную марку духов Chanel №5. В 1925 году появились знаменитые костюмы от Шанель, состоящие из строгого жакета и , сидящей по фигуре.


Проекты Шанель были поистине революционными, она первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ей женщины смогли отказаться от неудобных корсетов и пышных юбок. Шанель в первую очередь ценила в одежде удобство и комфорт.

Еще одним революционным открытием Шанель было . Она показала общественности, что цвет, ранее считавшийся исключительно траурным, может придать элегантности вечернему наряду.


Шанель была популярной фигурой и в артистических кругах Парижа. Она создавала костюмы для Ballets Russes и костюм Орфея для Жана Кокто. Среди ее друзей был известный художник Пабло Пикассо, а с известным русским композитором Игорем Стравинским ее связывали любовные отношения.

Другой важный роман начался для Шанель в 1923 году, когда она познакомилась с герцогом Вестминстерским. Эта романтическая история длилась десятилетие. Но на озвученное предложение руки и сердца, Коко ответила возлюбленному, что герцогинь Вестминстера было несколько, а Шанель — одна.




Международный экономический кризис 1930-х годов негативно сказался на бизнесе Шанель, а начало Второй Мировой Войны и вовсе заставило Коко распустить работников и закрыть магазины. Мадам Шанель считала, что война – это не время для моды.

Во время немецкой оккупации во Франции Шанель завязала отношения с немецким офицером Гансом Гунтером фон Динклаге. От него она получила специальное разрешение остаться в своих апартаментах в отеле Ritz. Когда война закончилась, общественность осудила Шанель за связь с нацистским офицером, расценив это как предательство. Ей пришлось покинуть Париж и провести несколько лет в Швейцарии. Затем, какое-то время она жила в своем загородном доме в Рокебрюн.

Возвращение Шанель в мир моды состоялось, когда ей было уже 70 лет. Критики поначалу скептически отнеслись к модельеру, но ее женственные модели вновь завоевали любовь покупателей во всем мире.

В 1969 захватывающая история жизни великой Шанель стала основой для бродвейского мюзикла «Коко», главную роль в котором исполнила Кэтрин Хепберн.

Коко Шанель умерла 10 января 1971 в отеле Ritz. Сотни людей пришли в церковь Мадлен, чтобы попрощаться с «иконой стиля», многие из них были одеты в костюмы от Шанель.

Награды:

  • 1957 год – премия Neiman Marcus в Далласе.
  • 1963 год – премия Sunday Times International Fashion в Лондоне.

Интервью Коко Шанель

Какие события вашей ранней жизни пробудили в вас интерес к искусству?
Ну, живя в детском доме под присмотром монахинь, я научилась шить. Они научили меня базовым навыкам швеи, тогда я была уже достаточно смышленой, чтобы понять метод. Я действительно набила руку и сфокусировалась на дизайне уже в раннем возрасте, поэтому у меня так быстро появились известные клиенты.

А какую роль сыграли ваши наставницы в дальнейшем развитии вашей деятельности?
Мои наставницы были, в первую очередь, монахинями. Они научили меня всему, чему смогли научить. Просто эти небольшие знания помогли мне стать тем, кто я сейчас. Ведь для владельцев магазинов гораздо целесообразнее нанять на работу того, кто владеет базовыми навыками шитья, чем того, кто не имеет представления о том, как вставить нитку в иголку. Работа в магазинах дала мне немало преимуществ, это позволило научиться многому и увидеть, как работает магазин прежде, чем начать свое собственное дело.
Я встретила людей, которые уже добились огромного успеха в этой индустрии. Они показали мне, как много и усердно им пришлось работать, чтобы стать теми, кем они являются. Это пугало меня больше всего. Я думала, что мне потребуется намного больше времени для того, чтобы стать популярной, что это дастся мне намного труднее… Но, к счастью, все у меня получилось довольно быстро и легко.

Каким был мир искусства и моды, когда вы только начинали свою деятельность?
Я росла и училась во Франции, где мода и одежда всего являлись масштабной индустрией и имели огромное значение. Каждый старался удержаться на вершине. Я открыла свой первый магазин в 1910 году, и вот тогда я действительно сделала первый шаг в мир моды. Я была сама по себе, у меня был маленький шляпный магазинчик во Франции… В это время мода была крайне популярна, и маленькие магазинчики вроде моего были либо всегда завалены заказами, либо всегда пусты и мертвы. Как я уже говорила, знакомство со многими людьми привело покупателей в мой магазин и привлекло к нему внимание. Покупатели рекомендовали меня своим знакомым, и, в конечном счете, это привело в мое ателье множество заказчиков. Я думаю, что это была большая удача для меня – стать такой востребованной, только начав дело.Каким образом крупные культурные, экономические и политические события отразились на вашей работе?
Экономический кризис, вызванный войной во Франции, вынудил меня и многих других владельцев закрыть свои магазины на много лет. Было недостаточно средств, чтобы покупать что-то, соответственно, не было средств на то, чтобы создавать что-то новое. Я сделала перерыв в своей работе и стала медсестрой, которой проработала всю Первую Мировую Войну. После этого, во время Второй Мировой Войны, у меня возникли кое-какие неприятности: я была обвинена в любовной связи с нацистским офицером, из-за чего мое возвращение в модную индустрию стало довольно сложной задачей. Все считали меня «злодейкой», думали, что я опасна, потому что вызывала ассоциации с нацистами. Уверяю вас, я не ужасный человек. В конце концов, я все же восстановила доверие к себе, вернулась с новым стилем для женщин и сделала свое имя известным и значимым.Каковы были ваши самые большие достижения и какими методами вы пользовались в своем искусстве?
Я бы сказала, что самым большим моим достижением было создание «маленького черного платья», которое принесло мне огромный успех. Оно дало женщинам множество преимуществ, особенно работающим и занятым карьерой женщинам. Наблюдая за людьми и прочувствовав это впоследствии на собственном опыте, я поняла насколько накладно менять свой рабочий костюм на более формальный, отправляясь на ланч, а затем снова переодеваться к обеду. Кому-то, кто не понимает всю важность этих переодеваний, это покажется глупым. Но, зная суть дресс-кода и положа руку на сердце, я могу твердо заявить, что это очень утомляет. Для женщины, которая должна сделать так много дел в течение дня, это является сильнейшим давлением. Но ведь ей всегда важно выглядеть презентабельно. И эта обязанность имеет огромное значение для женщины, она обеспечивает уверенность в себе. Маленькое черное платье дает женщинам такую уверенность. Оно подарило им уйму свободного времени, спасло от многочисленных переодеваний! В нем вы можете отправиться с работы на обед и чувствовать себя потрясающе.
Если же говорить о моих методах… Мои методы заключаются не только в том, чтобы представлять себя в роли бизнес-леди, я ставлю себя на место каждой женщины. Я стараюсь думать о нуждах многих женщин, о том, как они хотят выглядеть и как хотят чувствовать себя в той или иной одежде. Моя задача – создать что-то красивое и удобное для женщин, которые очень заняты и много работают.Какие ключевые возможности, открывшиеся перед вами, послужили основой для поворотных моментов в вашем искусстве и в жизни?
У меня появилась шикарная возможность делать костюмы для фильма «Правила игры» и многих других кинокартин. Это подтолкнуло к новым свершениям. Я должна была думать в новом направлении, должна была помочь выразить многое с помощью костюмов, что позволило мне еще больше развить свои способности, как . Я узнала много нового и многому научилась. Это и стало поворотным моментов моей карьеры дизайнера. Я горжусь своим талантом быть разной и рада, что в моей жизни появлялись возможности продемонстрировать это.Приходилось ли вам делать какой-либо выбор для того, чтобы стать успешной?
Я приняла решение оставить свою вокальную карьеру. Я не чувствовала, что для меня есть место в этой области искусства. Хотя многим людям нравился мой голос, и они хотели помочь мне достичь успеха в этом. Но я решила заняться чем-то абсолютно противоположным. Я решилось на то, чего хотела в глубине души. Я решила рискнуть всем, что имела на тот момент, и переключиться на реализацию мечты. Я знала, что мне нужно будет много работать, и что работа будет тяжелой. Но я знала, что это необходимо для достижения вершины, на которой я хотела оказаться.
Когда началась война, я была вынуждена закрыть магазин. Я знала, что он не сможет работать в условиях такого мощного экономического кризиса. Мне было сложно сделать это, я не была уверена в том, что магазин ждет какое-то будущее. Я понятия не имела, что буду делать дальше.Какие сложности вам пришлось преодолеть, чтобы стать художником и творцом?
Я должна была научиться исключать мысли о конкуренции и не думать о том, что меня будут критиковать. Ведь существовало множество дизайнеров, и они не хотели иметь ничего общего со мной. Во Франции модой занимаются почти все, огромное количество людей вовлечены в эту индустрию. Известные дизайнеры, которые уже добились успеха, тоже не собирались делиться признанием и вниманием общественности.
Мне также нужно было осознать, что никто ничего не принесет мне на серебряной тарелочке, я должна добиться всего сама. Даже несмотря на то, что я общалась с людьми, которые могли помочь, я должна была самостоятельно работать над обеспечением своего будущего, создавать что-то новое и уникальное. Мне нужно было делать вещи, которыми буду обеспечивать потребителей только я, и которые не наскучат им через неделю.

Это четвертая серия в рубрике , в рамках которой мы наблюдаем за становлением стиля великих женщин прошлого и современности!

Я обожаю Chanel! Правда, до сих пор не купила ни одной сумки этого бренда:-) Видимо, берегу этот приятный момент и выбираю подходящее настроение:) Но в моем гардеробе живут несколько твидовых жакетов от Chanel, которые, надеюсь, будут носить мои внучки и правнучки!

Как обычно, сначала читаем про героиню, а потом смотрим на то, как я адаптировала ее стиль к моему гардеробу.

Напишите потом в Инста о своих впечаталениях, мне очень важно ваше мнение и поддержка:-)

История Коко Шанель

Дом Chanel - самое знаменитое имя в мире моды XX века. Эталон роскоши, стиля и элегантности. Могла ли подумать юная Габриэль Шанель, что добьётся такого ошеломительного успеха? Ведь на заре своей карьеры основательница культовой марки не могла похвастаться ни богатством, ни властью, ни принадлежностью к высшему обществу.

Коко Шанель изменила отношение к женской одежде, переписала правила высокой моды на свой лад. А большинство её «приёмчиков» легли в основу основ стиля и актуальны по сей день.

Множество фактов из биографии Коко Шанель окутаны тайной и уже являются частью модной мифологии.

Габриэль Бонер Шанель родилась в 1883 году во французском городке Сомюр. Её мать умерла, когда девочке было двенадцать, а отец, чтобы как-то сводить концы с концами, вынужден был отдать детей в католический приют и был таков. До совершеннолетия воспитанием Габриэль занимались монахини.

На самом деле о детстве и юности молодой Шанель доподлинно ничего не известно. В начале ХХ века жизнь бедняков мало кого интересовала, поэтому никаких документов о Габриэль не сохранилось. Одни источники утверждают, что искусству шитья её обучила тётушка, у которой она гостила каждое лето, согласно другим данным, Габриэль занималась рукоделием в приюте у монахинь.

Когда Габриэль исполнилось восемнадцать, она переехала в соседний город Мулен, где устроилась в магазин женского белья. В свободное от работы время Шанель подрабатывала в кафе, где исполняла песню «Кто видал Коко у Трокадеро?» и «Ко Ко Ри Ко». Отсюда впоследствии и берет начало легендарное имя — Коко. Многие завсегдатаи так и называли её — малышка Коко.

Во времена своей неудавшейся музыкальной карьеры юная Коко знакомится с богатым наследником текстильного бизнеса Этьеном Бальсаном. Буржуа очарован харизматичной девушкой. Их роман стремительно развивается, и Коко перебирается в загородный дом Бальсана в статусе его любовницы-содержанки. Именно тогда Шанель начинает увлекаться созданием шляпок, а Этьен поощряет это хобби, компенсируя все расходы, чтобы возлюбленная не скучала во времена его отсутствия.

Высшее общество не без скрипа принимает юную Габриэль в свои ряды. Она прекрасно осознаёт своё положение и происхождение, но пока не имеет достаточно средств, чтобы ощутить себя независимой.

Жизнь приобретает новый поворот, когда на одном из званых вечеров Шанель знакомится с другом Этьена - Артуром Кейпелом (друзья называют его Боем).

Влюбившись по уши в Боя, Габриэль меняет загородный особняк на холостяцкую квартиру Кейпела в Париже, где начинает мастерить шляпки и пытаться продавать их. Дело набирает обороты, и через год Шанель (не без финансовой помощи Боя) открывает своё первое ателье по пошиву одежды со смелым называнием «Мода Шанель».

В те времена миром моды правят мужчины, облачая женщин в тугие корсеты, тонны кружева и перьев. Коко Шанель высмеивает такой подход, заявляя, что «Дизайнеры забывают, что под их платьями находится живая женщина из плоти и крови». Бескомпромиссная Коко всерьёз задумывается о том, что женская одежда может и должна быть не только красивой, но и удобной.

В 1913 году Шанель перебирается в курортный город Довиль, где открывает ещё один магазин одежды. Габриэль начинает работать над своей первой коллекцией. Коко понимает, что эмансипация зашла довольно далеко и ищет логического выхода. Её задача - помочь женщинам выглядеть элегантно, вне зависимости от их положения.

Кстати, сама Коко не умела кроить, создавая свои наряды прямо на модели, прикладывая и прикалывая ткань, пока она не приобретала нужную форму.

В 1914 году мир потрясён Первой мировой войной. Мужчины уходят на фронт, а богатые семьи перебираются подальше от центра событий в прибрежные города. Женщины вынуждены отказываться от прислуги и одеваться самостоятельно. По иронии судьбы именно эти печальные события дают мощный толчок в деле Шанель.

Вдохновившись военной формой, Коко открывает для себя новый материал - джерси - тонкий трикотаж, который обычно используют для пошива подкладок у курток. Такой материл отлично драпируется, при этом стоит очень дёшево. То, что нужно в военное время.

Женщины нуждаются в простоте и удобстве, а дом Шанель даёт им ту самую простую элегантность. Наряды Коко диаметрально отличаются от тех, к которым привыкли женщины, но они им определённо нравятся. К концу войны одежда от Коко Шанель превращается во вполне успешный бизнес, олицетворяя собой ту самую «роскошь простоты».

Слава Коко Шанель разносится со скоростью света по всей Франции. Лаконичные и практичные вещи от Шанель - мечта любой женщины.

В 1919 году Бой Кейпел погибает в автокатастрофе. Очередное ужасное событие в жизни Шанель снова даёт выход её творчеству. Коко дарит миру моды маленькое чёрное платье. Возможно, если бы этой трагедии не случилось, то она бы вовсе не экспериментировала с чёрной тканью.

Первое маленькое черное платье от Шанель было сшито из струящейся ткани. Оно было с длинными рукавами и революционной длиной ниже колена. Госпожа Коко считала, что нет смысла делать его короче, так как не каждая дама может похвастаться красотой этой части тела:-)

Коко не могла носить траур официально, поскольку не являлась женой Кейпела, но сама того не ожидая, она одела в траур по Бою всю Францию.

Летом 1920 Коко встречается с русским эмигрантом - князем Дмитрием Павловичем. Роман их длится не долго, но оставляет неизгладимый отпечаток на деятельности модного дома. В это время Шанель знакомится с другом Дмитрия - выдающимся парфюмером Эрнестом Бо. Встреча становится культовой для обоих. Спустя год совместной работы, Шанель выпускает свой знаменитый аромат «№5».

Эрнест создал «духи для женщины, которые пахнут, как сама женщина». Это был первый в мире парфюм из 80 компонентов, которые не повторяли запах какого-то одного цветка, как было принято ранее. Дизайнеры заключили золотистую жидкость в стеклянный прямоугольный флакон с лаконичной этикеткой, что тоже было своеобразным новшеством - до этого флаконы всегда имели причудливую форму. Их успех пережил своих создателей - до сих пор духи «Шанель №5» являются самыми продаваемыми на планете.

В тот же год Коко Шанель начинает работать над созданием бижутерии, смело миксуя драгоценные камни с искусственными.

В середине 20-х Коко начинает встречаться с английским герцогом Вестминстерским. Шанель вращается в кругах английской аристократии, часто посещает Великобританию и Шотландию. А среди новых знакомых Коко фигурируют даже такие личности, как сам Уинстон Черчилль.

У шотландцев Шанель перенимает любовь к твиду, которую впоследствии воплощает в не менее культовую одежду, как и все свои предыдущие идеи. А у англичан Коко проникается любовью к свитерам и показывает женщинам, что украшения можно надевать даже поверх свитера, что до этого не делал никто.

В коллекциях Шанель того времени очень много твида, жокейских нарядов, спортивных пальто и жилетов. Как говорила сама Коко: «Я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной».

Роман с герцогом продлился 14 лет и закончился к концу 30-х. К тому времени Коко находилась на пике своей карьеры. Но мир снова омрачают новости о войне. В 1939 Шанель вынуждена закрыть свои предприятия.

В это же время Коко увлекается работником немецкого посольства Гансом Гюнтером фон Динклаге, что после освобождения Парижа сыграет с ней злую шутку. Якобы за пособничество нацистам её арестовывают, но в тот же вечер отпускают. Согласно легенде, с Коко сняли все обвинения, благодаря её старому знакомому Уинстону Черчиллю, который лично просил за неё. Единственное условие, дарующей ей свободу - это немедленный отъезд из Франции.

Коко покидает родину и уезжает в Швейцарию на 10 лет. За это время мир моды претерпевает решительные изменения. К власти снова приходят мужчины. Диор со своим New Look и метрами ткани, Бальман с парчой и кружевом. Всё то, что так презирала Коко сияет на модном Олимпе с новой силой.

Dior Balmain

1953 году Шанель возвращается в Париж, чтобы взять реванш. Созрело новое поколение модниц, которые знают о ней только, как о создательнице духов.

Первая коллекция Шанель с треском провалилась. Общество ещё не простило её после войны. Французские журналисты не поняли лаконичных нарядов дизайнера, и во всех газетах красуются заголовки, что «Шанель не предложила ничего нового». Но в том-то и был её секрет - лаконичность, элегантность и функциональность.

Чтобы реабилитироваться, мадемуазель Шанель понадобился всего год. Вторую послевоенную коллекцию она уже повезла показывать за океан - в Америку. Местные модницы аплодировали ей стоя.

Это была новая эра твидовых костюмов, маленького чёрного платья и массивных украшений. Понятие «стиль Шанель» навсегда заняло своё почетное место в терминологии моды. Этот стиль подразумевал, что костюм должен быть не просто элегантным, но и удобным. Все пуговицы на нём застёгивались, а не служили украшением, на юбке были карманы, куда деловая женщина могла спрятать сигареты, а туфли были непременно на низком каблуке, так как в высоченных шпильках далеко не убежишь.

А спустя ещё один год в 1955 Шанель дарит миру моды свою культовую сумочку 2/55 на цепочке, тем самым освободив руки миллионам женщин.

Коко Шанель умерла в возрасте 88 лет. До самой смерти она продолжала разрабатывать коллекции собственной марки и сотрудничать с другими компаниями. Она ушла тихо и в одиночестве после долгого рабочего дня в своих апартаментах в отеле Ritz.

У Коко не было наследников, она никогда не была замужем и не имела семьи. Всем этим она пожертвовала ради своей мечты, пройдя долгий путь от вопиющей нищеты к изобилию и процветанию. Имя мадемуазель Шанель навеки вписано в мировую историю моды. Она создала истинную империю, став законодателем стиля для нескольких поколений.

Стиль Коко Шанель в современном прочтении

Твид, трикотаж с кантом, стеганая сумочка, берет, туфли с темным мысом - стандартный набор для моей поездки в Париж. Где я сейчас, кстати, и нахожусь:)

Эти вещи всегда есть в моем гардеробе, так что подготовка к фотосессии заняла пару минут. В отличие от пятой героини, стиль которой, мягко говоря, нетипичен для меня!

Так что, продолжение следует:-)

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

Коко Шанель (настоящее имя - Габриель Бонёр Шанель) родилась 19 августа 1883 года в относительно небольшом французском городке Сомюр, основным источником доходов которого на сегодняшний день являются туризм, а также изготовление и выращивание винограда и виноделие.

Отец Коко, по роду занятий уличный торговец, сдал трех своих дочерей в приют после того, как их мать скончалась в возрасте 32-х лет. Девочке было 12 лет на момент, когда она видела отца в последний раз. Проведя свои последующие семь лет жизни в стенах Обазинского монастыря, Габриель воспитала строгость в своем характере, а любимыми цветами девушки стали черный и белый. В то же время обилие религиозных и обрядных предметов вдохновили её в будущем на использование в декоративных элементах своих коллекций стиля барокко, золота и драгоценных камней.

После выхода во взрослую жизнь Коко устроилась работать швеёй в ателье, а по вечерам успевала петь в кабаре. Именно там за Габриель закрепилось имя Коко. Гости обращались к ней так, потому что она часто исполняла песню "Кто видел Коко на Трокадеро?".

Обладая мальчишеским нравом, Габриель брала идеи своих нарядов в мужской моде и одевалась достаточно оригинально для того времени. Свои первые модели дамских шляпок она брала из модных на то время головных уборов и убирала всю излишнюю атрибутику из перьев, что придавало им легкость и элегантность. Первыми моду от Коко Шанель оценили на себе девушки из рабочего класса, но достаточно быстро она распространилась и в высшем обществе.

Первой любовью Габриель был богатый английский аристократ Бой Кейпел. Он познакомил девушку с литературой, Востоком и эзотерикой. При нём Шанель открыла свои первые магазины в Париже, Довиле и Биаррице. Работа для неё была источником независимости, Коко никогда не хотела быть содержанкой при богатом муже, как девушки из высшего света того времени.

Это может показаться невероятным, что усилиями всего одного человека завершилась одна эпоха в моде и началась другая, еще более сенсационным для того времени было то, что этим человеком была женщина. Коко изменила женский силуэт. Она укоротила длину платьев и обнажила лодыжки, освободила женщин от корсетов и ввела в моду одежду из джерси, а также короткие стрижки и загар.

В 1918 году в доме №31 на улице Камбон в Париже мадемуазель Шанель открыла свой первый Дом Моды. Маленькая деревенская девочка, выросшая в Обазинском монастыре, стала королевой Парижа. Прежде, чем освободить женщин, она освободила себя.

История любви Габриель Шанель закончилась внезапно со смертью Бойа Кейпела в автокатастрофе. В первый и последний раз в жизни Коко позволила себе заплакать. «Я или умру, - сказала она - или закончу то, что мы вместе начали».

В 1920 году, когда Европа стояла на пороге очередной войны, женщины с восторгом встретили наряды Шанель, подарившей им право на удобство. Потеряв любовь всей своей жизни, она пыталась заглушить тоску в своем сердце в Венеции в компании друзей. Подруга Мися познакомила мадемуазель Коко с Италией, русским балетом и своими друзьями Кокто, Стравинским, Дягилевым, Равелем и Пикассо. После чего в жизни Габриель Шанель выдалась возможность поработать над созданием костюмов для спектаклей Дюллена и Кокто, а также финансировать постановку балета «Весна священная». Позже она дала убежище Стравинскому и его семье, помогла Кокто во время его реабилитации и тайно оплатила похороны Дягилева в Венеции.

После революции 1917 года в царской России Коко Шанель довелось познакомиться с Великим князем Дмитрием (двоюродным братом русского императора Николая II), который был младше её на 8 лет. Влияние князя и его культуры вдохновило Великую Мадемуазель на создание вышивок, меховых изделий и украшений в византийском стиле. Благодаря ему Коко встретилась с Эрнестом Бо, парфюмером при царском дворе, и в 1921 году выпустила свой знаменитый аромат SHANEL №5.

Однажды в судьбе Коко возник настоящий аристократ, воплощение британской элегантности и непринужденной роскоши Герцог Вестминстерский, богатейший человек Великобритании. Габриель была очарована им. Это была красивая история любви, герцог приглашал её в свои дворцы и яхты, отправлял за ней частный поезд, осыпал цветами и драгоценностями, но чувства остыли до того, как Коко стала герцогиней.

В 1926 году Шанель, которая не выносила обилие кричащих разноцветных нарядов, объявила: «Я заставлю их ходить в черном!». Дело в том, что в то время черный цвет был приоритетом нарядов прислуги и траура. Но Коко возвела его в ранг абсолютного. Это стало орудием её успеха и годом рождения маленького черного платья.

Модницы со всех континентов желали носить платья от Шанель, и прежде всего этого хотели звезды Голливуда. Однако модельер не поддалась влиянию фабрики грез, так как понимала нависающее над ней давление огромной индустрии, и она приняла решение вернуться во Францию, где поселилась в отеле Риц, чтобы не подвергаться чьему-то мнению, а дальше продолжать работу над своими коллекциями.

В 1936 году во время весенней забастовки, Коко, владелица на тот момент множества бутиков, столкнулась с забастовкой 4000 рабочих, это был первый раз, когда ей пришлось уступить чьей-то воле.

В 1940 году, во время Второй мировой войны, племянник Коко Андре Паласе попадает в плен к немцам. Применив все свои связи, ей удается освободить его, однако эта свобода дорого обходится самой Габриель. Военный критик Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель», вышедшей уже в послевоенное время, открыто заявляет, что Коко Шанель официально числилась в штате немецкой разведки и имела на своем счету ни одну успешную операцию. Это сотрудничество не могло остаться без внимания, и Коко была арестована по обвинению в пособничестве фашизму. Только благодаря вмешательству Черчилля женщину освобождают в 1944 году при условии, что она покинет Францию. Шанель была вынуждена перебраться в Швейцарию. На сегодняшний день официальный источник модного дома Шанель опускает эту неприятную страницу в биографии своей основательницы. На сайте Дома Шанель вскользь упоминается, что Шанель закрывает свои бутики в 1939 году и сразу перебирается жить в Швейцарию.

Во Францию и в мир моды Коко возвращается только в 1953 году в возрасте 70 лет. Первый показ мод прошел 5 февраля 1954. Коко со стороны наблюдала за показом, который проходил в гнетущей тишине. Французская пресса разгромила коллекцию, назвав её жалкой, а Шанель - престарелой. В то же время Америка восприняла коллекцию с восторгом, а знаменитый журнал LIFE написал: «В 71 год Габриель Шанель не просто создала новую тенденцию, она совершила революцию». К Шанель вернулось прежнее влияние и право диктовать свой стиль всему миру. Костюмы от Шанель полюбились не только рядовым гражданам, но и звездам кино. Их носили Марлен Дитрих, Бриджит Бардо, Ромми Шнайдер, Грейс Келли, Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор и другие.

Всю свою жизнь Коко создавала свой неотразимый стиль Шанель. Ей принадлежит создание бежевых босоножек с черным носком, ранее упомянутого маленького черного платья, приталенного жакета, стеганной сумочки с цепочкой через плечо. В это может быть трудно поверить, но до 1955 года не существовало такой привычной сегодня сумочки с ремнем, одеваемым на плечо. Женщины ходили с ридикюлями, длинный шнурок которых одевался на руку. Ридикюли появились еще в начале 19 века и прослужили полтора века, так как долгое время в женском гардеробе не были предусмотрены карманы.

Все последние годы своей жизни Великая Мадемуазель была ужасно одинока и в возрасте 80 лет все также каждый день ходила на работу, отдавая всю себя своим произведениям искусства. Перед приходом на работу Коко сотрудники ателье по сигналу портье распыляли на лестнице в доме №31 по улице Камбон её любимый аромат SHANEL №5.

10 января 1971 года, в воскресенье, свой единственный нерабочий день, в возрасте 87 лет Коко Шанель скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц». Она просила не устанавливать на её надгробии могильных плит, чтобы ничто не мешало ей «вознестись в рай и шить одежду для ангелов». Похоронена в Швейцарии. Верхнюю часть надгробия женщины, рожденной под знаком льва и имевшей львиный характер, символично украшает барельеф с изображением пяти голов львов.

С 1987 года руководство домом Шанель принял модельер Карл Лагерфельд, который по сегодняшний день продолжает традиции Коко Шанель.



ru.wikipedia.org

Биография

Биография

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было двенадцать лет, позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец; дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте. В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кепелу (Arthur Capel). После связей с щедрыми богатыми мужчинами она была в состоянии открыть магазин в Париже в 1910, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».




«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», - заявила в 1954 году Коко Шанель. А в феврале 1955 мадмуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

Духи



В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel № 5». Их авторство, однако, принадлежит русскому парфюмеру-эмигранту Эрнесту Бо. До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.

Коко Шанель также популяризировала маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю «Ford».

Антракт

Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и дом моды, потому что началась Вторая мировая война. Многие кутюрье покинули страну, но Коко осталась в Париже.

Осенью 1940 года, пребывая в состоянии абсолютной бездеятельности и как следствие в почти полном забвении, Габриель встречает человека, который станет ее возлюбленным на последующие годы.



В июне 1940 ее племянник Андре Паласе был взят в плен немцами. В попытке вернуть племянника из неволи, Коко обратилась к немецкому дипломату Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым давно была знакома.

Родился он в Ганновере в 1896 году. Мать его была англичанка, он получил прекрасное образование и одинаково блестяще разговаривал на английском и французском языках. Живой и остроумный, страстный любитель музыки, он к тому же был еще и красавцем. Друзья прозвали его «Шпатц», что по немецки значит «воробей», за ту легкость, с которой он порхал по жизни и влетал в сердца самых красивых женщин.



Галантный немец пообещал похлопотать и Андре Палас в итоге был освобожден. Нужно ли говорить, что Коко испытывала бесконечную благодарность Шпатцу за оказанную услугу и ее привязанность к нему от этого только возросла.

В тягостный период бездействия, начавшийся после закрытия ателье, Габриель, будучи одержима мечтой положить конец войне, в ноябре 1943 года хотела встретиться со своим другом Уинстоном Черчиллем, чтобы попытаться убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров.

Габриель изложила свой план Теодору Момму, отвечающему в оккупационном правительстве за французскую текстильную промышленность, с которым ее познакомил Шпац. Теодор Момм передал предложение в Берлине Вальтеру Шелленбергу, который руководил Шестым управлением, контролировавшим службу внешней разведки. Против ожидания Момма, Шелленберг счел его предложение интересным, и была достигнута договоренность об операции «Модельхут» - «Модная шляпа». Впрочем, «операция» - слишком громко сказано: речь шла всего навсего о том, чтобы разрешить Габриель поездку в Испанию с пропуском, действительным в течение каких-нибудь нескольких дней, что бы встретиться там с Черчиллем.



Габриель едет в Мадрид, однако встреча не состоялась, так как Черчилль был болен, и она вернулась в Париж, удрученная провалом своей миссии. И, хотя вела она себя там явно нейтрально, все её контакты с немцами были замечены и «взяты на карандаш». По окончании войны на неё, в связи с этим, навесили ярлык пособницы фашистов, обвинили в коллаборационизме и даже «упекли» ненадолго за решётку…

Сам Уинстон Черчилль в 1944 году вступился за неё и договорился с новыми властями Франции о том, чтобы Мадемуазель отпустили, но французы были настолько агрессивно настроены против своей, некогда любимой «кутюрье», что её выпустили только с условием, что она покинет Францию.



Шпатцу к этому времени удалось покинуть Париж, но Габриель не имела никаких известий о нем. Она снова осталась одна. Стареющая, разлученная с любимым делом и стоящая на грани депрессии, Габриель отправилась на несколько лет лелеять свою тоску в Швейцарию.

Возвращение в мир моды



В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.



В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».



10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле Риц; похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, на верхней части надгробия которой изображены пять львов.

С 1983 года Карл Лагерфельд принял руководство домом моды Шанель и стал его главным дизайнером.

В кинематографе

Итало-франко-британский телевизионный фильм «Коко Шанель», премьера которого состоялась 13 сентября 2008 года на канале Lifetime Television.
Французский фильм с Одри Тоту «Коко до Шанель» вышел на экраны в апреле 2009 года. Он собрал в прокате 50 млн $.
«Коко Шанель и Игорь Стравинский» - художественный фильм Яна Кунена, снятый по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь». В фильме рассказывается об отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским.

Интересные факты

В честь 125-летия со дня рождения Коко Шанель глава Модного дома Chanel Карл Лагерфельд представил уникальный дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением легенды мировой моды. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро .

Коко Шанель

Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 в Сомюре – небольшом городке в долине Луары – однако почти всё детство провела в Оверни. Родители Габриель жили в нищете, слабая мать постоянно болела, а отец волочился за другими женщинами. Постоянно болеющая мать умерла от туберкулёза, когда Шанель едва исполнилось двенадцать. Ни отец, ни другие родственники не пожелали взять на себя заботу о Шанель и двух её сёстрах, поэтому девочек отправили в сиротский приют при католическом монастыре Обазин. Своего отца Шанель больше никогда не видела.

Новшества! Нельзя же постоянно бежать впереди времени. Я хочу создавать классику.
Коко Шанель

В восемнадцать лет перед Габриэль встал выбор: остаться в монастыре или продолжить образование в миру. Отказавшись от церковной жизни, она поступила на бесплатное место в пансион в городке Мулен. Сhanel твёрдо решила никогда не возвращаться к своему бедняцкому прошлому, её манила роскошная жизнь. Однако становиться заложницей брака по расчёту она не хотела – деньги означали для неё прежде всего свободу и независимость. Грёзам о будущем богатстве Шанель предавалась, стоя днём за прилавком модного магазина с ножницами и иголкой в руках, а вечером – на сцене кафешантана, где она выступала в ревю.



По названию одной из песен скромного кафешантанного репертуара она получила прозвище «Коко» - именно так подвыпившие солдаты вызывали Шанель на бис. Среди солдат, квартировавшихся в гарнизоне, было много аристократов, и вскоре у Габриэль появилось множество поклонников, которые не скупились на угощения и щедрые подарки. Один из офицеров по имени Etienne Balsan – наследник могущественной династии текстильных промышленников – пригласил её посетить семейное гнездо, и очень быстро они стали любовниками. Роскошь жизненного уклада Этьена произвела на Шанель неизгладимое впечатление, хотя стиль одежды содержанок, принятый в офицерском кругу, показался ей слишком мудрёным и неудобным – изысканные платья с корсетом, призванным создать S-образный силуэт, драпированные метрами ткани.

Тогда Шанель создала собственный стиль, основой которого послужил стиль одежды её друзей-мужчин. В ход пошли рубашки, галстуки, жакеты, бриджи для верховой езды (галифе) – все эти предметы мужского гардероба трансформировались в удобную женскую одежду, в которой Шанель себя чувствовала удобно. В период связи с Бальсаном она создала целую коллекцию шляпок, которая пользовалась большим успехом у популярных актрис. Иногда шляпки Шанель даже попадали на сцену. Именно тогда на будущую законодательницу мод впервые обратили внимание: в одной из газет появились рисунки её шляпок, которые пришлись по душе другим дизайнерам. Они усовершенствовали свои чересчур изысканные модели и упростили стиль.

Шанель (Сhanel) - деловая женщина




В 1912 Шанель познакомилась с Arthur "Boy" Capel – наследником английской династии углепромышленников и заядлым игроком в поло. Он стал любовью всей её жизни, а его трагическая смерть в автомобильной аварии в 1919 довела Шанель до отчаяния. Capel финансировал её переезд из мастерской Бальсана, где она шила свои шляпки, и помог открыть магазин в Париже, на Rue Cambon. Очень скоро название этой улицы стало неизменно ассоциироваться с именем Шанель, и эта связь только укреплялась на протяжении её жизни. Теперь Шанель стала деловой женщиной; от своей прошлой жизни она оставила лишь одно – цветок камелии, символ великосветских куртизанок. Белый шёлковый цветок камелии скоро превратился в роскошный аксессуар.

В 1913 Шанель открыла свой первый бутик – в Довиле, а через два года появился бутик и в Биаррице. Фланелевые жакеты, вязаные туники и прямые юбки от Шанель были «гвоздём» любого собрания, а дамы наконец-то почувствовали себя свободными. Хотя не Шанель первой освободила женщин от корсетов, именно её идеи способствовали эмансипации женщин. Она хотела освободить сознание женщин от духовной лености, которая делала их зависимыми от мужчин. Мода – это не только внешний вид и стиль одежды, но и стиль жизни, способ познания мира. До 1918 года в парижском магазине Шанель продавалась только летняя одежда для состоятельных матрон, которые проводили летний сезон в загородных домах.

В 1918 на прилавках впервые появились платья, элегантные бежевые ансамбли из платьев и пальто, вечерние платья из чёрного тюля, украшенные чёрным янтарём, - полный гардероб для городских модниц. Шанель тщательно работала над каждой деталью, и зачастую моделям приходилось часами простаивать без движения, пока пройма или воротник не приобретали идеальный вид. Благодаря этой дотошности за Шанель скоро закрепилась слава перфекционистки. Изначально при создании своих нарядов Шанель руководствовалась соображениями удобства: главное, чтобы одежда не стесняла движения. Её крой повторял линии тела, а коллекции отражали дух 1920-х. Близким другом Шанель был Пикассо, но в отличие от своих современников – модельеров Poiret и Schiaperelli – она никогда не поддавалась сиюминутным настроениям времени. Шанель оставалась верной своим убеждениям: она твёрдо верила в то, что предназначение одежды – быть удобной для того, кто её носит, а не возбуждать воображение окружающих.



Своё сорокалетие Шанель отметила выпуском первого флакона духов Chanel №5. В отличие от других дизайнеров, разливающих духи в изысканные хрустальные флаконы, Шанель выбрала весьма скромный и непритязательный дизайн флакона. И в этом она не изменила себе. В 30-х жизнь Шанель была уникальным смешением легкомысленного гламура и тяжёлого труда. За обедом она встречалась с художниками и аристократами, днями пропадала на рыбалке в компании самого богатого человека в Англии – герцога Вестминстерского, и играла в карты с Уинстоном Черчиллем. Шанель как будто брала у жизни реванш за безрадостную и безденежную юность и наслаждалась роскошью и неограниченными возможностями. Апартаменты Шанель располагались непосредственно над её фирменным бутиком на Rue Cambon. Квартира была роскошно и со вкусом обставлена антикварной мебелью XVIII века, на потолках красовались хрустальные люстры, на полу – персидские ковры с восточным орнаментом. Во времена Американской Великой Депрессии (1929 – 1933) Шанель обратилась к голливудскому продюсеру Сэмюелю Голдвину с предложением «одевать» звёзд его студии за $1 миллион в год. Таким образом Шанель планировала вернуть в Европу американские капиталы, ведь американки в это время экономили на нарядах от кутюр. Однако это предложение не получило поддержки, и в конце 30-х финансовое положение Шанель сильно ухудшилось на фоне надвигающейся второй мировой войны. В 1936 Шанель пережила самое горькое унижение – бастующие работники закрыли хозяйку в собственном ателье. Год назад от сердечного приступа умер её любовник, и в охваченном войной мире она чувствовала себя безумно одинокой. Когда в 1939 началась война, Шанель закрыла ателье и уволила всех рабочих. Почти всю войну она пробыла в Париже, а после её окончания эмигрировала в Швейцарию. В 1947 Кристиан Диор создал легендарный силуэт New Look, отличительной чертой которой стали приталенные жакеты, создающие осиную талию, и пышные юбки. Образы, которые Шанель удалось изгнать с подиума в 20-х, возвращались вновь. Женскую моду снова диктовали мужчины.

Уровни продаж её аромата Chanel №5 неуклонно падали, и в возрасте 70 лет Шанель приняла решение вернуться в мир моды. Она вернулась в свой старый бутик на Rue Cambon. Показ первой за пятнадцать лет коллекции Шанель состоялся 5 февраля 1954 года. Модные обозреватели назвали показ «меланхолической ретроспективой». Увидев будущее моды, они не смогли отличить его от прошлого. В модных тенденциях 1960-х неоднократно повторятся многие идеи 20-х годов, но в 1954 увидеть это было по силам лишь 70-летней Шанель. Через два сезона она полностью восстановила свои права: костюм нового покроя с обшитым шнуром приталенным жакетом и позолоченными пуговицами стал пределом мечтаний каждой модницы, вне зависимости от того, в самом ли деле костюм от Шанель, или подделка. Туфли с открытой пяткой и закрытым носком, ювелирные украшения из искусственных камней и печально известные сумочки на цепочке вскоре разошлись по всему миру.

Габриэль Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет в своём люксе в парижском отеле «Риц». По оценке журнала Time, на момент смерти Шанель ежегодный доход её империи составлял 160 миллионов долларов. Несмотря на огромное состояние Шанель, стены её номера не украшали дорогие картины, что делало его похожим на монастырскую келью, в которой прошли годы её отрочества. В 1983 Дом Шанель возглавил Карл Лагерфельд, однако проявил так мало пиетета к её памяти, что превратил этот несколько устаревший лейбл в популярный и желанный бренд. Логотип СС обрёл некоторую ироничность, и коллекции Шанель конца 90-х выглядели так, будто Лагерфельд вернулся к корням, к тому, с чего начиналась легенда: лёгким тканям и элегантной простоте кроя.

РОНИКА ЛИЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

Коко Шанель (фр.Coco Chanel) ---Габриель Бонёр Шанель (фр. Gabrielle Bonheur Chasnel,
19 августа 1883,в городе Сомюре (фр. Saumur)(Франция - 10 января 1971, в отеле "Ритц", (Париж, Франция). Согласно желанию покойной, она похоронена на кладбище в Лозанне (Швейцария).

19 августа 1883 г. - в городе Сомюр во Франции появилась на свет будущая звезда мировой моды Габриель Коко Шанель.




1895 г. - отец определяет Габриель в сиротский приют монастыря в Обазине.

1901 г. - Габриель 18 лет. Она покидает приют и начинает самостоятельную жизнь, поступает на работу в магазин одежды, где находит своих первых клиентов и поклонников.
Проработав в магазине некоторое время Шанель уходит на подмостки французского кафешантана в провинциальном городке Мулен.




1906 г. - Шанель переезжает в замок богатого повесы Этьена Бальсана, который первым возвысил ее... - Руайо.

1908 г. - короткая стрижка от Шанель. Мода на короткие стрижки быстро получила отражение в модной индустрии и в 1908 году на подиум во время очередного показа вышли только модели с короткими стрижками.



1910 г. - Артур Кейпел(Английского промышленник и денди Артур Кэйпела по прозвищу Бой (Arthur "Boy" Capel), которого она называла своей единственной любовью) помог Коко Шанель основать небольшое дело - знаменитый салон «Моды Chanel» в доме № 21 по улице рю Камбон. Вскоре у нее появился Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц.

1913 г. - Коко Шанель предложила модель первого пляжного костюма.

1915 г., сентябрь - на ссуду Артура Кейпела Коко Шанель открыла в Биаррице уже не ателье, а настоящий дом моделей с коллекциями и платьями по 3000 франков.



1918 г. - Коко Шанель создала жакет кардиган.

1919 г. - переезжая из Парижа в Канны, в автокатастрофе погиб Артур Кейпел, и Шанель решила полностью углубиться в работу.

1920-е гг. - К. Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую, в отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой.



1920 г. - у Шанель поселился Игорь Стравинский с женой Верой.

1921 г. - Коко Шанель создает пальто на меху и новую марку духов.
Шанель впервые предлагают брюки в качестве повседневной одежды (она опередила время лет на 40).
Мальчишеская стрижка "бубикопф".
Коко встретила поэта Пьера Реверди, который после разрыва близких отношений до самой своей смерти оставался ее другом.



1924 г. - К. Шанель открыла мастерскую по производству бижутерии и бутик, в котором продавались ее духи.

1924 г. - решив серьезно заняться производством и продажей духов, Габриель Шанель заключила договор с братьями-промышленниками Пьером и Полем Вертхей мерами и создала компанию Les Parfums Chanel.

1925 г. - она представила коллекцию арт-деко.
У Коко Шанель начался затяжной роман с главным носителем твида - герцогом Хью Рисард Артур Вестминстерским.



1926 г. - Коко Шанель из выкройки простого платья-халата создала платье рубашечного покроя. Платье по виду напоминало рубаху с мужским воротником и манжетами, к низу которой (по линии талии) притачивается прямая или широкая присборенная юбка или юбка-колокол.
В ассортименте фирмы появилась косметика.
Плиссированная юбка.
То самое черное платье из крепа с V-образным вырезом.

1926-1931 гг. - Коко Шанель успешно пропагандировала английский стиль.

1928 г. - Пик успеха Шанель - Дом моды, открытый на улице Комбон, 31, в Париже. Для демонстрации моделей были приглашены манекенщицы только русского происхождения.

1929 г. -Коко Шанель открыла бутик по продаже аксессуаров «от кутюр». К. Шанель сыграла в этом роль пионера.



1931 г. - Сэмюэль Голдвин подписывает с Коко Шанель контракт на невиданную сумму - миллион долларов. Коко создает платья для великих звезд того времени: Кэтрин Хепберн и Глории Свенсон.

1931 г. - К. Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям - в летней коллекции. 1931 г. она впервые предложила белые вечерние платья из хлопковой ткани (пике, муслина, органзы, кружева) английской фирмы Ferguson Brother Ltd., снизив цены на модели на 30 %.

1932 г. - После работы в Голливуде в 1932 г. К. Шанель устроила благотворительную выставку драгоценностей, созданных по ее идеям графом Ф. ди Вердура.



1932 г. - в своих волшебных салонах на улице Фобур Сент-Оноре Шанель представляет свою первую коллекцию украшений «Гимн алмазам». Основным профессиональным партнером Шанель был Поль Ириб – автор большинства драгоценных украшений Chanel.

1935 г. - Поль Ириб упал на теннисном корте и мгновенно умер. Так горько закончилась для Шанель еще одна история ее неосуществленного замужества.



1939 г. - Шанель закрыла Дом моделей и вскоре покинула Францию. Она отправилась в Швейцарию, где провела долгих четырнадцать лет в бездеятельности.

1945 г. - из соображений безопасности Коко Шанель отбыла в Щвейцарию и провела там долгих семь лет.

1950-60-е гг. - Габриель Коко Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор.



1952 г. - в клинике скончался Шелленберг.

1953 г. - практически в семидесятилетнем возрасте Габриэль Коко Шанель вернулась в Париж.

1954 г. - "Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю", - заявила на исходе года Коко Шанель.



1956 г. - Коко Шанель доказала, что неслучайно носит звание королевы моды. Она представила свое новое творение – костюм-двойку без воротника с отделкой из тесьмы. Именно его прославила икона стиля Джеки Кеннеди-Онасис, и его во всем мире сегодня называют костюмом Шанель.

1970 г. - Коко Шанель представила новые духи "Chanel № 19", свежий, чуть горький аромат которых сегодня считается классическим парфюмерным букетом.



10 января 1971 г. - в возрасте 88 лет великая Габриэль ушла из жизни. Она похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, окруженной пятью каменными львами.

Коко Шанель (фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэль Бонёр Шанель, фр. Gabrielle Bonheur Chanel)


Top