Цели либерального движения при николае 1. Общественное движение в годы правления Николая I — Гипермаркет знаний

  • 30--50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по- своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:
    • -- оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
    • -- произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;
    • -- впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
    • -- оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;
    • -- участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Консервативное движение .

Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С. С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.

Либеральное движение. Западники и славянофилы.

Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства относится к концу 30-х -- началу 40-х гг.

Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».

Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.

Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

  • -- отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;
  • -- убежденность в необходимости коренных преобразований;
  • -- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;
  • -- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;
  • -- уверенность в возможности мирного осуществления реформ;
  • -- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

Революционное движение в России возникло в 40--50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Ки- рилло-Мефодиевское общество на Украине (1846--1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря -- сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).

Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Западники. - буржуазно-либеральное течение

Кавелин, Грановский, Боткин, Анненков.

Россия и Запад – единый путь

Постепенные буржуазные реформы

Против революции

Отмена крепостного права

Введение конституции и буржуазных свобод

Славянофилы: - переплетение буржуазно-либеральной и консервативной идеологии

Братья Кириевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин

Самобытность и особый путь развития России

Сохранение патриархальной общины

Отмена крепостного права

Восстановление порядков допетровской эпохи

Возрождение Земских соборов

Неприятие революции

Панславизм (идея объединения славянских народов под эгидой русского царизма)

Революционно-демократическое течение

Белинский, Герцен, петрашевцы, Чернышевский, Шевченко

Влияние французских социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье

За революционный путь достижения социализма

Утопический социализм (несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах). Можно перейти к социализму, минуя капитализм.

Община – зародыш социализма

За крестьянскую революцию

Внешняя политика (опорный конспект)

1. Охрана абсолютистских порядков. (Подавление восстания в Польше 1830-1831), отмена польской конституции 1815 г., подавление революции в Венгрии в 1849 г., подавление освободительных движений в Дунайских княжествах).

2. Восточный вопрос.

Русско-английское соперничество на Балканах, Кавказе, Средней Азии

Русско-турецкая война 1828-1829 гг

Ункиар-искелесийский договор 1833 г. (свободный проход русских судов через черноморские проливы).

3. В преддверии Крымской войны

Активность России после подавлений революций в Европе

Внешняя политика Николая, приведшая Россию к политической изоляции

4. Крымская война 1853-1856.

Причины : обострение Восточного вопроса из-за борьбы за турецкие владения.

Повод: русский царь- покровитель православия в Турции (спор из-за православных святынь Вифлеема и Иерусалима)

1 этап: октябрь 1853 – оккупация Валахии и Молдавии; военные действия на Балканах и Закавказье; в ноябре 1853 г. – победа Нахимова при Синопе.

2 этап: март 1854 – вступление в войну Англии и Франции; наступление и поражение турок в Закавказье, взятие Карса; осада Силистрии, ультиматум Австрии и выход русских войск с Балкан; высадка у Евпатории десанта англичан и французов, оборона Севастополя (349 дней), затопление русского флота в Севастополе, август 1855 – сдача Севастополя.

Итоги: 1856 г. – Парижский договор – россия потеряла Южную Бессарабию, крепости и военный флот на Черном море

Причины поражения : экономическая и военно-техническая отсталость; отсутствие ж/ д транспорта; парусный флот; коррупция, воровство чиновников; рекрутская система.


Значение: подорван международный престиж России; показала необходимость проведения буржуазных реформ; освободительная война на Балканах и образование Румынии.

Александр II. Унизительное поражение в Крымской войне произвело глубокое впечатление на Александра II, который справедливо считал его следствием социально-экономической отсталости России. В годы своего правления (1855–1881) он предпринял попытки модернизации страны с помощью обширной программы реформ, которые, с одной стороны, оспаривались реакционерами, а с другой – вызывали недовольство революционно настроенной интеллигенции, стремившейся к более радикальным изменениям. Идеологами радикалов стали А.И.Герцен и Н.М.Чернышевский.

Наиболее важной реформой Александра II стала ликвидация в 1861 крепостного права. Однако крестьяне должны были выкупить у дворян-собственников земли, для чего им были предложены правительственные займы; их следовало выплачивать постепенно в течение 49 лет. С целью контроля затакого рода платежами и использованием земли создавались крестьянские общины. Многие крестьяне попадали в долговую зависимость от общины. Крестьяне не были заинтересованы в уходе за землей, поскольку община следила за регулярным обменом земельными участками между крестьянскими дворами. Такая ситуация в деревне наряду с ускорившимся промышленным развитием страны вызвала миграцию большого числа крестьян в города для работы на заводах и фабриках. В ходе столь исторически важных социальных преобразований стремительно набирало силу движение интеллигентов-народников, которые считали, что землю крестьянам надо отдавать без выкупа, а стране необходимы парламент и республиканская форма правления. Народники доказывали, что Манифест об освобождении – обман, что крестьяне по своей природе являются революционным классом, а мир (община) должен стать основой уникальной российской формы «крестьянского социализма». Летом 1874 тысячи студентов отправились по деревням для разъяснения крестьянам, что же нужно делать. Это «хождение в народ» провалилось, так как его руководители не смогли в ясной форме донести свои идеи до крестьян, большая часть которых сохраняла верность императору и была убеждена, что в их трудностях виноваты бывшие землевладельцы.

В 1864 была проведена крупномасштабная реорганизация местного управления, выразившаяся в создании земских учреждений в большинстве губерний европейской России, демократизированы суд и система образования, отменена цензура. В 1870 была проведена реформа городского управления, а в 1874 – военная реформа. В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. Но еще в 1878 группа народников создала организацию, получившую название «Народная воля», которая провозгласила необходимость террора для осуществления революции. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.

Реформы Александра II Опорный конспект

Причины отмены крепостного права:

Сила экономического развития, втягивающая Россию на путь капиталистического развития

Неуклонный рост крестьянского движения

Поражение России в Крымской войне, вскрыло и показало всю гнилость и отсталость царского самодержавия и крепостничества

Подготовка к отмене крепостного права:

Часть помещиков согласна на небольшие уступки, часть готова отдать больше земли, чтобы получить больший выкуп

Либеральное звено: Ростовцев, Милютин, Ланской; консерваторы – Долгоруков, Муравьев

30 марта 1856 г. – начало великих реформ, выступление Александра II перед предводителями дворянства, где он сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать когда оно отменится снизу.

Конец 1857 г.- образование губернских дворянских комитетов

Конец 1858 г.- сформировалась правительственная программа

2 февраля 1859 г. – создание Редакционных комиссий во главе с Ростовцевым, затем возглавил Панин.

В результате помещики получили:

Право собственности на всю землю, сохранили право господствующего класса

Лишились права распоряжаться личностью крестьянина

Сохранили земли: 1/3 Нечерноземья, ½ Черноземья

Крестьяне:

Получили личную свободу

Право владеть имуществом, смена деятельности, сокращение площади крестьянских наделов (отрезки)

Выкупные платежи: 20 % - сразу и 80 % - государству в течение 49 лет

Временнообязанное состояние: барщина или оброк (отменено в 1881 г.)

Значение:

Крестьяне получили личную свободу, начало капитализма в России

но много феодальных пережитков, земельный голод крестьян.

1. Факторы, влиявшие на развитие общественного движения. Особенности общественного развития

2. Общественные движения в конце 1820х - начале 1830х:

А) кружки братьев Критских и Сунгурова

Б) «Литературное общество одиннадцатого нумера» (Белинский)

В) Студенческий кружок Герцена и Огарева

Г) черты этого периода

3. Общественное движение 1830х годов:

А) деятельность кружка Станкевича

Б) консервативное направление («теория официальной народности»)

В) «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева

4. Общественное движение 1840х:

А) славянофильство

Б) западничество

В) общие черты западничества и славянофильства

Г) теория «русского социализма» (А.И.Герцен)

Д) петрашевцы

Е) особенности революционной идеологии 1840х - 1850х

Ж) основные черты периода

5. «Мрачное семилетие» (1848-55)

1. Восстание декабристов было подавлено, но общественное движение в России продолжало развиваться. При этом оно приобретало новое качество, потому что было вызвано целым рядом как объективных, так и субъективных факторов. Среди них важнейшими являются:

1) кризис крепостнического строя, пагубное влияние которого всё яснее понимали мыслящие люди разных политических взглядов;

2) неготовность правительства Николая 1 осуществить коренные реформы, а пытавшегося лишь упорядочить существующую систему;

3) реакционный курс внешней политики, снискавший Николаю 1 славу «жандарма Европы»;

4) влияние опыта западных стран, добившихся существенных успехов, но не ликвидировавших социальные конфликты и бедность трудящихся;

5) социальные и философские идеи западных мыслителей;

6) идеи и опыт декабристов.

В 1830е-50е годы Россия переживала период великого исторического поворота от аграрного к индустриальному обществу, поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. В эти годы общественное движение имело несколько характерных особенностей:

Общественное движение развивается в условиях ужесточения политического режима;

Произошёл окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;

Движение происходило под воздействием декабристов, опыт которых, с одной стороны, разочаровывал, но с другой стороны, побуждал к новым поискам путей освобождения России;

Общественное движение становится более демократичным: если декабристы, в основном, дворяне, то теперь в освободительное движение начинают включаться и разночинцы;

Впервые консервативное направление получило собственную идеологию (теория «официальной народности»);

Оформились либеральное (славянофильство, западничество) и социалистическое (теория общинного социализма) течения общественной мысли;



Из-за отсутствия возможности свободной общественной деятельности основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников, а большее, чем прежде, общественное значение приобрела художественная литература и литературная критика;

Русская общественная мысль развивалась под влиянием немецкой философии Гегеля, Шеллинга, Фихте;

Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, и они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

2. А) Кружок братьев Критских сложился в 1826-27 годах. Он состоял из 6 человек, которые занимались анализом истории и перспектив развития России. Они попытались продолжить традицию декабристов, и участники этого кружка ставили далекой целью совершение революционного преобразования России. Дальше разговоров в кружке дело не пошло, но когда властями кружок братьев Критских был раскрыт, то расправа с его участниками была крайне жестокой.

В 1831 году властями был раскрыт кружок, состоящий из 26 человек, руководителями были Н.Сунгуров, Костянецкий, Антонович. Общество вынашивало план вооруженного восстания.

Б) В 1829-32 годах во главе с Виссарионом Белинским в Московском университете сложился кружок, получивший название «Литературное общество одиннадцатого нумера» (номер комнаты в общежитии). На одной из встреч участников кружка Белинский прочитал свою поэму, в которой были выражены крайне оппозиционные взгляды. В ответ он был исключен из университета. И чтобы не привлекать полицию и не создавать университету репутации «рассадника вольнодумства», это дело не получило развития.



В) В 1831 году опять-таки среди студентов Московского университета сложился вокруг А.И.Герцена и его двоюродного брата Н.П.Огарева кружок с участием Закревского, И.Оболенского, Петрова, Челищева, Антоновича и других. Тогда члены кружка придерживались либеральных антиправительственных взглядов, с восхищением следили за развитием революционных событий во Франции и восстанием в Польше, но под влиянием поражения Польского восстания и известий о кровавой расправе над леонскими ткачами, Герцен и его друзья стали пересматривать свои убеждения в пользу социалистического учения сен-симонизма. Свои прежние взгляды позднее Герцен назвал «детским либерализмом 1826 года». В 1834 году кружок был раскрыт полицией, Герцен был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку. Другие участники кружка тоже попали или в ссылки, или были отданы под полицейский надзор.

Г) Для периода конца 1820х - начала 1830х годов характерно:

Сильное влияние декабризма;

Интерес к социальным и политическим темам;

Немногочисленность организаций, их молодёжный состав;

Неясность целей, неопределенность методов.

3. А) Почти одновременно с кружком Герцена и Огарева сложился кружок Станкевича Н.В.. Этот кружок не имел ярко выраженного политического и оппозиционного характера. В этом кружке преимущественно изучались труды немецких философов. Но этот кружок оказал огромное влияние на идейную жизнь России, потому что из него вышли крупные революционеры, демократы, либералы, то есть люди самой различной политической ориентации, но самостоятельные мыслители, видные общественные деятели: вожди западничества Грановский, Бакунин, Белинский и славянофильства – Аксаковы, Самарин Ю.Ф..

Б) Особенностью российского общественного движения было отсутствие его идеологии. Но президент Российской Академии граф С.С.Уваров, ставший впоследствии министром народного просвещения, разработал эту идеологию. Уваров считал основами русской жизни православие, самодержавие, народность, причем, по его мнению, эти черты Россию коренным образом отличали от Запада. Самодержавие Уваров понимал как единство царя и народа и считал самодержавие основой русской жизни, единственно возможной формой государственного управления в России. Православие он назвал основой духовной жизни народа и опорой самодержавия. Под православием он понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность, по его мнению, выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и так далее. Он утверждал, что в России отсутствует социальная рознь, а между народом и монархом всегда существовало духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Триада Уварова только во второй половине XIX века получила свое название – «теория официальной народности». В ней ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

Теория официальной народности была положена в основу преподавания в школах и университетах, ее проводниками стали консервативные историки М.П.Погодин, С.П.Шевырев; ее активно пропагандировали в печати такие литераторы как Булгарин, Греч (издатели газеты «Северная пчела»), Сенковский (издатель журнала «Библиотека для чтения»), Н.В. Кукольник – драматург и поэт, писатель М.Н.Загоскин. Все они были уверены в исключительности исторического пути России и считали его единственно правильным.

В соответствии с теорией официальной народности, Россия должна выглядеть счастливой и умиротворенной. Такую благостную картину рисовал Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее – более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

В) Противопоставление России и Запада лежало не только в основе уваровской теории, но и в Философическом письме П.Я.Чаадаева, которое было опубликовано в 1836 году в журнале Надеждина «Телескоп». Оно вызвало широкий общественный резонанс. В письме были противопоставлены Россия и Европа как производные от двух различных религий – православия и католичества. Чаадаев Европу характеризовал как воплощение прогресса, как результат деятельности волевых, активных людей, воспитанных католичеством, а Россия – как символ неподвижности, застоя, как результат излишне аскетичного православия, унаследованного от умирающей Византии. Чаадаев утверждал, что из-за православия Россия обособлена, оторвана от общеевропейской цивилизации («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»).

Правительство крайне негативно отреагировало на появление письма: «Телескоп» был закрыт, Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Отвечая на эти обвинения, в 1837 году Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.

4. А) Сам термин «славянофильство» придуман его критиками – западниками. Причем по началу славянофилы не приняли этого названия и именовали себя «русолюбами» или «русофилами», чтобы подчеркнуть, что их преимущественно интересуют исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще.

В истории развития славянофильства, как идейного течения, обычно выделяют 2 периода: раннее славянофильство – до отмены крепостного права; позднее – примерно до середины 1870х годов. Датой появления славянофильства принято считать 1839 год, когда его основоположники Хомяков и Киреевский напечатали статьи: Хомяков – «О старом и новом», а Киреевский – «В ответ Хомякову». В этих статьях сформулированы основные положения славянофильства. Окончательно славянофильство сложилось в 1845 году, когда вышли 3 славянофильские книжки журнала «Москвитянин» (редактор Погодин). В 1839-45 годах сложился славянофильский кружок, в который вошли представители дворянских семейств: Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Кошелев, Самарин, а позднее Чижов.

Центральной идеей в славянофильстве являлась убежденность в особом пути развития, самобытности России. По их мнению, в России существовала, благодаря православию, духовная гармония между различными слоями общества. Славянофилы большое значение придавали крестьянской общине, пронизанной духом коллективизма. Земские соборы они оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью (их идея возрождения Земских соборов выразилась в лозунге «сила власти – царю, сила мнения – народу, то есть они предлагали необыкновенный демократический строй). Резко отрицательно славянофилы относились к реформам Петра 1, которые «заставили Россию свернуть с исконного пути», более того, они крепостное право и деспотический государственный строй расценивали как главный результат петровских реформ. Соответственно, основную задачу, стоящую перед Россией, они видели как возвращение на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.

И западники, и славянофилы – либералы. Но для власти особенно ненавистны были славянофилы, позволившие, с одной стороны, из теории официальной народности воспринять идею самобытности России, но с другой стороны, сделать совершенно неприемлемые для охранителей выводы – о необходимости ликвидации крепостничества и борьбы со всесилием чиновничества.

Б) Западничество возникло на рубеже 1830х-1840х годов. Круг западников состоял из представителей дворянской и разночинной интеллигенции: Грановский, Кудрявцев, Корш, Анненков, Боткин, позднее С.М.Соловьев, М.Н.Катков, Кавелин К.Д., писатель И.С.Тургенев. Основные идеи: благодаря реформам Петра 1 Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главное проявление которого – самодержавие и крепостное право. Западники считали, что необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых «сверху», преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество. В споре со славянофилами особая позиция была у Белинского, Герцена и Огарева, которые тоже себя называли западниками: необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и вместе с ней совершить рывок к социалистическому строю, и для этого наиболее действенным средством являются не реформы, а революция.

Западники главным орудием европеизаторских преобразований в России считали государство. Юристы и историки (Кавелин, Чичерин, Соловьев) были основателями «государственной школы» в российской историографии.

В) Позитивные программы западников и славянофилов близки, и неслучайно Герцен славянофилов и западников сравнивал с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце.

Общие черты западничества и славянофильства:

1) отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;

2) убежденность в необходимости коренных преобразований;

3) надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

4) расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

5) уверенность в возможности мирного осуществления реформ;

6) вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

И западники, и славянофилы не могли свободно выражать свои взгляды. Эти оба направления либерального движения вызывали подозрения и преследования со стороны правительства.

Г) Основоположником теории «русского социализма» был А.И.Герцен. Ее основные идеи он изложил в своих работах «Русский народ и социализм», «О развитии революционных идей в России». Герцен пришел к своей теории благодаря ряду факторов:

Поражение революции в Европе;

Стремление избежать «язв капитализма» (Герцен был свидетелем жестокой расправы над участниками революционных событий в Париже в 1848 году);

Славянофильские идеи.

Благодаря этому, Герцен пришел к выводу, что у России свой особый самобытный путь развития – к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Он видел объективные условия для этого: слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата, наличие поземельной общины с крестьянским общинным землевладением, с крестьянской идеей «права на землю» и мирским самоуправлением.

Таким образом, оформление идеологии русского революционного движения в первую очередь было связано с деятельностью Герцена и его единомышленника Н.П.Огарева. Герцен за границу выехал в 1847 году. С 1852 года жил в Лондоне и в 1853 году на деньги, полученные в наследство, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России», которые распространялись в России.

Революционное движение в России возникло в 1840е-50е годы. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов, но здесь идеи революционного протеста соединились с требованием национального освобождения. Одной из наиболее влиятельных революционных организаций стало «Кирилло-мефодиевское общество» на Украине (1846-47). Основателем был известный русский историк Костомаров, а позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники Общества считали создание федерации славянских республик, а по вопросу о методах борьбы разделились на сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).

Слишком рано в России произошло размежевание в освободительном движении – на его либеральное и революционное крыло.

Д) Кроме относительно либеральных течений общественной мысли, во второй четверти XIX века можно выделить и радикальное течение, в основе которого лежали различные варианты социалистической идеи. Примером деятельности общества на таких идеях служит кружок петрашевцев. С 1845 года в Петербурге сложился кружок на квартире М.В.Буташевича-Петрашевского, где собирались по пятницам. «Пятницы» Петрашевского получили огромную популярность, и на них перебывало несколько сотен человек – учителя, ученые, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные писатели и деятели искусства – Салтыков-Щедрин, Достоевский, Чернышевский, Л.Н.Толстой, Плещеев, Майков, художник Федотов, географ Семенов (Тян-Шанский), композиторы Глинка и Рубинштейн. До начала 1848 года кружок носил полулегальный просветительский характер. Вместе с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы, затем происходит радикализация взглядов, и образуется в кружке левое революционное крыло во главе со Спешневым. Радикалы выступали за революционные преобразования общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян с землей, а их политический идеал – республика с однопалатным парламентом, выборность на все правительственные должности, полное равенство всех перед законом, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, равенство всех перед судом и другие гражданские права и свободы. Сам Петрашевский исповедовал социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона (французские социалисты-утописты).

Уже к 1848 году собрания у Петрашевского принимают ярко выраженный политический характер. В марте-апреле петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания, была сделана попытка организации тайной типографии. Но на этом деятельность кружка была прервана: в апреле 1849 года 36 петрашевцев были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость, а всего к следствию были привлечены 122 человека.

Несмотря на то, что кружок не предпринимал никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой: военный суд приговорил 21 человека к расстрелу (в том числе Петрашевский и Достоевский), но в последний момент смертная казнь была заменена каторгой в Сибири. Остальных осужденных разослали по арестантским ротам.

Е) Революционная идеология, сложившаяся в 1840е-50е годы, имела такие особенности:

Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества;

Обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;

Выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

Революционное движение 1840х-50х стало важной причиной, которая подталкивала власть к реформированию.

В целом, революционное движение в России в 1840е-50е получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе (1848-49).

Ж) Общественное движение 1840х-50х годов имело такие основные черты:

Общественная жизнь в стране активизировалась;

Расширилась социальная база общественного движения, и увеличилось число людей, на которых оно воздействовало;

Произошло идейное оформление национал-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционной демократии, а это привело к оформлению различных течений оппозиционных сил.

5. После европейских революций 1848-49 годов политика подавления инакомыслия усилилась. Был запрещен выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы, уволен с поста министра народного просвещения Уваров и т.д.. В результате интенсивность общественного движения понизилась, а начавшаяся неудачная для России Крымская война также не способствовала его активизации. 1848-55 годы вошли в историю как «мрачное семилетие», означавшее предельную для николаевской эпохи угнетенную общественную атмосферу.

Общественное движение

Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицей­ского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Одна­ко возникавшие в конце 1820-х – начале 1830-х гг. политические органи­зации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме по­литической деятельности, а в форме дискуссий по социально-философским вопросам, прежде всего по вопросу об особенностях исторического разви­тия России и ее месте в мире. В спорах вокруг этого вопроса сформирова­лось два течения: западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, А. И. Герцен) и славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы). При всех различиях между собой и те и другие выступали с критикой су­ществовавшего в России строя (табл. 6.2).

Западники Славянофилы
Оценка Петра I как прогрессивного правителя, сблизившего Россию с Ев­ропой Оценка Петра I как деспота, нару­шившего естественный ход развития страны
Признание европеизации недостаточ­ной: «образованному обществу» сле­дует распространять европейские цен­ности в народе путем просвещения Протест против европеизации культу­ры: «образованному обществу» следу­ет вернуться к исконно русским тра­дициям, основанным на православии
Политический строй – конституци­онная монархия с парламентом по образцу западноевропейских стран Политический строй – самодержавие с наличием сословно-представитель­ного органа власти по образцу Зем­ского собора в Московской Руси XVI-XVIIвв.

Впоследствии некоторые из западников (А. И. Герцен, В. Г. Белинский) пришли к мысли о том, что капиталистический порядок, господствующий на Западе, также имеет существенные недостатки, и перешли на социа­листические позиции. Социалистическое, революционное направление в общественном движении России было также представлено кружком петрашевцев (по фамилии его основателя М. В. Буташевича-Петрашевского), возникшим в Петербурге в конце 1840-х гг. В 1849 г. участники кружка, в том числе известный в будущем писатель Ф. М. Достоевский, были арестованы и приговорены к смертной казни, которая затем была заменена пожизненной каторгой.

Здесь искали:

  • общественное движение при николае 1 кратко
  • общественное движение в годы правления николая 1 краткое содержание
  • общественное движение при николае 1

Top