Что названного являлось причиной крещения руси. Предпосылки и крещение руси

2107.65kb.

  • Отом, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало , 50.57kb.
  • 1 Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства , 4453.75kb.
  • Русская православная церковь приход храма Казанской иконы Божией Матери , 1158.07kb.
  • Положение Русской земли до крещения. Этнический состав русской земли. Начало русской , 132.2kb.
  • Педагогическая академия Последипломного Образования

    Кафедра истории и социальных дисциплин

    Курс «Духовное краеведение Подмосковья»

    Доклад

    Тема «Предпосылки крещения Руси».

    Выполнила:

    Бондарева Татьяна Михайловна,

    Учитель истории,

    МОУ лицей №23 г.Мытищи.

    Введение

    Не много можно вспомнить политических деятелей, личности которых по праву считаются историческими. Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I и, конечно, Владимир Красное Солнышко, имя которого должно стоять первым среди перечисленных. Все они вошли в историю как выдающиеся сыны России, благодаря преобразованиям, которые, так или иначе, отразились на судьбе страны.

    Владимир Красное Солнышко, или Святой – князь - реформатор. В 988 г. он крестил Киевскую Русь. Этот шаг на долгие годы предопределил судьбу русского народа. Князь решил, что русские будут веровать во Христа, он сделал свой выбор и не ошибся. Христианство вплоть до 1917 г. было не просто государственной религией, оно лежало в основе идеологии существующего в России строя.

    Многочисленные исследования еще раз доказали, что тема важна, интересна и актуальна. Моя работа будет еще одной попыткой взглянуть на те далекие события. Время правления Владимира Красное Солнышко, получившего в народе заслуженное имя Святой, сделало выбор в его пользу. Почему же князь Владимир принял христианство? Чем это было обусловлено?

    Предпосылки крещения Руси

    Несмотря на то, что хотя фактически, масштабное крещение Руси началось лишь в IXв.. предпосылки для этого события появились уже давно. В «Повести временных лет» говорится о том, что апостол Андрей занимался миссионерской деятельностью на берегах Черного моря, называвшегося тогда Русским. Вот как об этом повествует летописец: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра, и захотел отправиться в Рим и проплыл в устье Днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. А утром сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет великий город, и воздвигнет бог много церквей». Взошел он на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх.

    Земли и народы, объединенные именем древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г. Существует предположение, согласно которому руссов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 году.

    Медленное распространение христианства в среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).Некоторые историки, как О.М.Соловьев и А.В.Карташев. принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее, крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством.

    Ни свергнувший Аскольда Олег, ни его преемник Игорь не приобщились к христианству. В договоре 911 г. все время говорится о взаимоотношениях «христиан и русских» и лишь изредка – «греков и русских». Значит, понятие «христианин» полностью отождествлялось с понятием «грек». Однако в окружении князя Игоря уже были христиане: при заключении в 944 г. договора с Византией часть игоревых дружинников принимала присягу (клялась) перед крестом в церкви святого Илии, тогда как сам князь и языческая часть дружины присягала на холме, где стояла статуя бога Перуна. Да и в самом тексте договора указывается, что среди русских есть те, «которые приняли крещение», и те, «которые не крещены».

    Христианкой стала вдова Игоря – княгиня Ольга. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором было личное побуждение Ольги. Существует предание о крещении княгини: она, решив принять крещение, отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу ее принял. Ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной. он был восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако, в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается. Скорее, Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии она прибыла со своим священником, скорее духовником княгини). Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.

    Князь Святослав заботился о своей военной славе и государственных делах, чем о вопросах веры. Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку, Олегу и Владимиру. По смерти Святослава (972г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица. Олег погибает. Владимир двинулся на юг, к Киеву и вошел в него. Ярополк, явившийся к победителю – брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира. Если Ярополк, испытавший влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался веротерпимостью и даже благоволил к сторонникам «греческой веры», то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. «И стал, - говорится в «Повести временных лет» - Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».

    Так в конце Х в. была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось.переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы. Князь и большое число горожан с одобрением восприняли эти кровавые ритуалы, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти забыты (по крайней мере в Киеве. Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных.

    Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель. Представители различных направлений общественной мысли по разному указывают причины принятия христианства на Руси. Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т. к. проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогавшим эксплуатировать трудящиеся массы.

    Современные историки говорят о целом комплексе факторов.

    1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти.
    2. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей, относившимся к язычникам как к нелюдям.
    Но митрополит Иларион (середина XI века), объяснял его обращение Божьим откровением, т.е. тем, что Бог просветил его душу. Утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы. Но как ярый язычник уверовал во Христа? Он, наверное принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую память. Возможно это было раскаянием в совершенных злодеяниях (братоубийство во время борьбы за власть), усталость о т разгульной жизни и ощущение душевной пустоты. Став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно умом. пришел к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял. что его держава состоит все-таки из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицы,и что Русь может объединить только какая-то сверхъидея. И что этой сверхъидеей должно стать именно православие.

    Почему же православие? Русь была знакома и с другими религиями. По легенде, это выглядело так: «сомнения князя в истине христианской веры, которую он до сих пор так ревностно исповедовал, скоро стали известны всем».И вот к нему начинают являться камские болгары(волжские булгары), исповедующие ислам; хазары – иудейскую религию; немцы – католики; и, наконец, православные греки. Все стали восхвалять свою веру перед великим русским князем. «Ты, князь, мудрый и смышленый, - говорили ему камские болгары, - а закона не знаешь. Прими наш закон и поклонись Магомету». «А в чем ваша вера?» - спросил их Владимир. «Мы веруем в бога, - отвечали они, - а Магомет учит нас: творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, а по смерти Магомет даст каждому по семидесяти прекрасных жен». Выслушав их внимательно, Владимир решил: «Питие есть веселие на Руси; не может без того быти».

    Затем пришли к Владимиру иудеи. Чтобы унизить христианскую веру, они начали говорить великому князю, что христиане веруют в того, кого они распяли. «Мы же веруем, - продолжали они – в единого бога Авраамова, Исаакова и Иакова». Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: «В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». На что Владимир ответил: «И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других,мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества».

    Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал вкратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображениями праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: «Благо добродетельным и горе злым». «Креститесь,….- отвечал греческий мудрец,..- и будете в раю с первыми».Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: «Мы не помнили. где мы находились – на земле или на небе»

    Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: «Где тебе любо». Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру Анну ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь креститься, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари. упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому князю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василий. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

    По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

    Заключение.

    Историческое значение Времени правления Владимира заключалось в следующем:

    1. Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
    2. Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
    3. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
    На выбор Владимиром восточно-славянского христианства в значительной мере повлиял тот факт,. что славянские просветители Кирилл и Мефодий разработали своеобразный вариант православного вероучения, соответствующий славянскому миросозерцанию и известный под названием кирилло-мефодиевской традиции. Веротерпимость, столь характерная для кирилло-мефодиевской традиции. Стала условием ненасильственной христианизации Руси.

    Православие стало важнейшим духовным условием превращения разноплеменного и разноэтнического населения Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия.

    Именно православие позволило русским мудрецам уже в XI веке осознать то предназначение, которое было вложено в славянский мир – обеспечение мирного сосуществования народов, обеспечение возможности нравственного и духовного совершенствования людей, внесение в земную жизнь Божией правды ради всеобщего спасения. Дальнейшая история России и станет воплощением этого завета первых отечественных правителей и мудрецов.

    Библиография

    1. Головатенко «История России: спорные проблемы».
    2. Бутромеев. «Русская история для всех».
    3. Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви» т.1
    4. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».
    5. Соловьев С.М. «Сочинения. Книга!».
    6. Переверзенцев С. «Обретение нового смысла».

    Предпосылки крещения Руси

    христианство князь русь

    Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г.

    Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью - ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.

    Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога - и богатство, и бедность, и счастье, несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи - богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свержение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

    Летописное предание о крещении князя Владимира

    Владимир не сразу пошел на введение христианства. Древний летописец повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане вместе с иудеями, обитавшими в земле Козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учения. Описание Магометова Рая пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть введение для русских; не можем быть без него. Послы немецких католиков говорили ему о величие невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме», - ответствовали проповедники, - но Бог во гневе своём расточил нас по землям чуждым». И вы наказываемые Богом, дерзаете учить других? - сказал Владимир. - Мы не хотим подобно вам, лишится своего отечества. - Наконец безыменный философ, присланный греками, опровергнув немногих словах другие веры, рассказал Владимиру всё содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: истории творения рая, греха, первых людей, потопа и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображение праведных идущих в рай и грешных, осуждённых на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым». Креститеся, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми.

    Владимир, отпустив философа с дарами, собрал бояр и градских старцев; и требовал их совета «Государь! - сказали бояре и старцы, - всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать какой народ достойнее поклоняется Божеству. Возвратясь в Киев, послы говорили князю с призрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом, и с восторгом о византийском. Владимир желал слышать мнение бояр и старцев «Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был бы лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его. Великий князь решился быть христианином.

    Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одно из самых развитых и культурных стран мира.

    Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время.

    Византия в 987 г. потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в это время Владимир повел переговоры о крещении. Византийцы всегда рассматривали крещение других народов как средство влияния на них. Но теперь империя сама искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь ей русское войско. Но за это Византия должна была крестить Русь так, чтобы это не ущемило ее престиж и независимость. В 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», т. е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

    Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания: во-первых, предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; во-вторых, предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физической слепотой, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и, в-третьих, предание о том, что для принятия греческой веры Владимир" счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и греческую веру, приняв ее рукою победителя.

    Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну. Где именно был он крещён, и когда именно состоялось крещение в 988 или 989 г., точно неизвестно.

    В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение. Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и его дружина.

    О времени и обстоятельствах принятия Русью христианства ученые спорят до сих пор. Христианская религия была известна уже в самом начале существования древнерусского государства. По мнению ряда ученых, первые попытки крестить киевлян предпринимались еще в IX веке князьями Аскольдом и Диром. Но христианизация Руси не может быть объяснена только личными качествами правителя.

    Распространение христианства среди восточных славян стало частью более широкого процесса христианизация стран Северной, Центральной и Восточной Европы (IX-XI века). Все эти страны объединяла одна черта: в это время в них происходит образование государства и начинает развиваться классовое неравенство. Т.о., принятие христианства теснейшим образом связано с этими процессами.

    Языческие верования были тесным образом связаны с родоплеменным строем, они не могли объяснить и идеологически обосновать возникшее социальное и политическое равенство. Поэтому они уступали монотеистическим религиям, которые имелись у соседних народов. Через торговые и военные контакты Русь знакомилась с этими религиями.

    В свою очередь, укреплявшаяся княжеская власть искала способы усиления государственного единства и идеологическую поддержку в религии. С этой целью князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) предпринял попытку реформировать языческий культ. Он создал главное капище, посвященное богу Перуну. Перун объявлялся главным богом, которому подчинялись все остальные. Первая религиозная реформа князя Владимира оказалась неудачной, и он обратился к другим религиям. В 988 г. он сделал государственной религией Руси православие.

    Главной причиной такого выбора были тесные связи между Византией и Русью, благодаря чему православие было хорошо известно на Руси. 2-я причина - активная миссионерская деятельность православной церкви, которая допускала богослужение на славянских языках. 3-я причина - православие не настаивало на подчинении княжеской власти церкви. 4-я причина - возможность династического брака с сестрой византийского императора.

    Последствия:

    Во-первых, укрепление государственного единства и княжеской власти; во-вторых, развитие феодального строя; в-третьих, повышение международного авторитета Руси; в-четвёртых, развитие права и духовной культуры, развитие письменности и знакомство с греческой культурой. Церковь заняла в русском обществе привилегированное положение. Она получила право на владение землёй и церковную десятину. Церковь освобождалась от княжеского суда. Она регулировала брачно-семейные и другие общественные отношения, контролировала идеологическую жизнь общества.

    Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

    • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
    • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
    • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

    Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

    Крещение Аскольда и Дира

    Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

    Крещение княгини Ольги

    Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

    Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

    Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

    Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

    Ярополк Святославович и его внешняя политика

    В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

    Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

    Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

    Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

    «Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

    • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
    • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
    • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

    Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

    Как князь Владимир крестился…

    Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

    Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

    В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

    Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

    Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

    • Оно открыло для Руси новый мир.
    • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
    • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
    • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

    Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

    Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

    С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались. Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением. Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

    31.01.2014

    Крещение Руси – это историческое событие, которое определило развитие нашего государства. До сих пор историками не установлены истинные причины крещения Руси. В истории Древнерусского государства это событие было датировано 988 годом, но, по сути, процесс введения христианства в Киевскую Русь происходил на протяжении долгих лет.

    Предыстория крещения Киевской Руси

    В прошлом были известны только однократные случаи обращения славян в христианство. В первых рядах окрещенных христиан оказалась княгиня Ольга. У историков нет единого мнения о настоящих причинах ее поступка. Одни считают, что знак свыше помог ей уверовать в одного Господа, другие уверены, что это был эффектный политический шаг.

    Сын и княгини, Святослав Игоревич, был язычником и в корне не поддерживал христианство. Он выбрал путь предков. А внук Ольги, Владимир Святославович изначально тоже был ярым почитателем политеизма. Но это совсем не помешало изменить свои взгляды, окрестив весь народ Киева в 988 году. Этот год вошел в историю как крещение Киевской Руси. Сейчас невозможно определить, действительно ли Владимир уверовал, или же это был политический ход. История крещения Руси кратко описывается в «Повести временных лет».

    Причины крещения Руси

    Истинные причины крещения Руси состоят в идеи сплочении русского народа, единению которого мешали разноплановые религиозные убеждения. Территории Древнерусского государства заселяли разные племена, святынями которых были множество богов. Впервые объединить разношерстные племена пытались под символом язычества. Неподалеку Киева по приказу князя Владимира было сооружено капище для установки статуй богов и сакральных предметов. Королевский музей Онтарио располагает некоторыми из них. На нем было помещено шесть идолов, шести различным славянским божествам: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Дажьбога и Мокошь. Его идеей было создать единый храм богов, который обязан был стать очагом объединения всех племен. Все его намерения не увенчались успехом и он стал искать иную возможность.


    Князь Владимир был уверен в том, что реальный результат принесет только объединение людей с единой религией. Он много времени уделил изучению различных верований и культов. Историкам известно, что Владимир Святославович тесно общался на данные темы не только с Византией. Он рассматривал разные вероисповедания и даже был заинтересован исламом и католицизмом. Вследствие многочисленных поисков произошло крещение Руси князем Владимиром. Великий князь киевский выбрал православие. Причины его решения были вполне очевидны.

    Крещение Руси князем Владимиром

    Византия и Киевская Русь обоюдно хотели стать союзникам. В это время византийский император Василий II, искал союзников для борьбы со своим злостным соперником, претендующего на престол. Он делал неоднократные попытки завладеть поддержкой Владимира Красное Солнышко и жителей Древней Руси. В знак единства с Русью он предложил Владимиру брак со своей сестрой, принцессой Анной. Это был выгодный союз для русского князя, и он согласился помочь Василию II и принял христианство. После того, как конкурент был свергнут, Василий начал медлить и тянуть время. Поистине такое родство его не устраивало. Князь Владимир не захотел так просто отступать от условий договора, и ему пришлось силой добиваться того, что было ему обещано.

    Он силой захватил город Корсунь, современную территорию Херсонеса, и предложил его императору как выкуп за невесту. В итоге брак был заключен. И только после всех этих событий и состоялось крещение Киевской Руси. В реке Днепр, приняли веру все жители Киева. Репрессии и сжигание всех языческих идолов, не решили реальных проблем, связанных с принятием новой веры. При таких обстоятельствах многие люди еще долго сопротивлялись христианству. Ярыми противниками были жители Новгорода, родного княжества Владимира Святославовича. Русичи не могли простить предательства веры великого князя Игоря Рюриковича. Князь Владимир был сторонником ненасильственных мер, он устраивал открытые благотворительные обеды и акции, под гильдией церкви. Полностью обойтись без насильственного навязывания веры не удалось. Во многих княжествах крестили огнем и мечом.

    
    Top