Что такое лид абзац. Виды лидов

Как писать лид: один путь из множества
глава из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"

Из брошюры “Как эффективно писать и редактировать статьи”,
изданной Американским институтом печати.
Автор - Элвуд М. Уордлоу, помощник директора института.
Печатается с разрешения.

Кто-то делает это на бумаге, кто-то в уме - но опытные журналисты всегда планируют структуру материала до того, как приступают непосредственно к его написанию.
При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя:
1. Каким будет тип лида?
2. Какова будет манера изложения?
3. От третьего или от первого лица ведется повествование?
Рассмотрим эти вопросы.

Первый абзац
Задача лида - привлечь внимание читателя к материалу, “пригласить” его к чтению. Из основных типов лидов чаще всего используются следующие:
А. Резюме, или краткое изложение события (результатов). Например: “Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн. долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.”. Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (муниципальный совет), что (утвердил бюджет), когда (вчера) и как (минимальным перевесом голосов).
В следующих абзацах нужно подробнее раскрыть эти пункты, а также упомянуть, почему (сколько голосов “за” и “против”) и где (что в данном случае не имеет решающего значения, но должно быть упомянуто в описании места действия или реакции общественности).
Большинство лидов-резюме включают три или четыре из этих шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.
Б. Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект. Например: “Если вы - рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.”.
В. Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.
Г. Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
Д. Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
Е. Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.
Ж. Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
3. Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
И. Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
К. Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”
Л. Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.
Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, дразнящий, знакомящий с грядущим событием, статистический, анекдотический, повествовательный, ретроспективный.
Выбирая тип лида, можно испробовать три-четыре, а потом взять наиболее подходящий. Помните о следующем:
1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
2. Простое ли это событие или сложное?
3. Что в материале главное - люди или события?
4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
5. Насколько это важно для читателя?
Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

Как скомпоновать оставшуюся часть материала
Вы написали лид, но как подать оставшийся материал?
Задача одна - связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план.
Традиционный способ детального изложения информационного материала похож на перевернутую пирамиду. Самая свежая, самая важная информация расположена “вверху”, затем следуют менее значительные и интересные факты.
Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное и может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.
Но если делать главным критерием структурирования материала только значимость фактов, хронологическая последовательность изложения может быть нарушена. Взаимоотношения между различными частями статьи станут неясными. Поэтому в сложных материалах метод “перевернутой пирамиды” является для журналиста суровой проверкой на мастерство.
Внутри “пирамиды” поток информации может принимать множество форм. Оптимальной, пожалуй, будет следующая (1-5):
1. Лид-резюме, основанный на самых свежих фактах.
2. 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно.
3. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость.
4. Дополнительная информация об этих фактах.
5. Дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.

Другие формы компоновки материала могут быть следующими:
А. Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.
Б. Сериал или эпизод. После лида разделите материал на подтемы и рассматривайте каждую из них по очереди. Концовка должна связать их в одно целое.
В. Затяжная форма. Вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни даются перед изложением событий. Не растягивайте этот лид, иначе читатель может не уделить внимания остальному.
Г. Напряжение. Обратный поворот “перевернутой пирамиды” - концовка “с сюрпризом”. Вы рассказываете о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант используется редко, но он хорош для событий, ход которых замысловат или комичен.
Д. Очерк. Здесь ваша цель - не только давать информацию, но и делиться впечатлениями. Фактор времени не так важен, как личностные или общечеловеческие проблемы. Вам нужно нарисовать картинку в воображении читателя. Выделите центральную посылку, обозначьте ее в самом начале и разрабатывайте на протяжении всей статьи. Вокруг этой центральной посылки создайте кружево из наблюдений, анекдотов, аналогий, примеров, цитат и описаний, чтобы картинка стала цельной.
Е. Анализ. Форма обычно такова: а) описание проблемы; б) мнения причастных к ней людей и занимаемые ими позиции; в) ваши соображения по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата. Комментарий продвигает анализ на шаг вперед; автор также занимает определенную позицию.
Ж. Рубрики-колонки и обзоры. Здесь существует неисчислимое множество форм. Годится все, что имеет отношение к читателю, осуществляет цели автора и мастерски написано.

При компоновке материала полезно задать себе следующие вопросы:
1. Присутствует ли в нем какая-то особенная тема, от которой вы не должны отходить далеко?
2. Если какие-то элементы не укладываются в рамки этой темы, должны ли вы а) так или иначе вплести их в ткань материала; б) построить на них отдельный материал; в) отбросить их?
3. Будут ли способствовать цитаты и диалоги лучшей последовательности изложения материала, будут ли они удачными связками, найдется ли вообще место для вопросов-ответов?
4. Может ли укрепить основную линию статьи разбивка на пункты?
5. Будут ли присутствовать в материале анекдоты или примеры из жизни, и есть ли они у вас?
6. Есть ли необходимость в сбалансированных периодах - обвинение и опровержение, одна точка зрения - и противоположная ей, то-то в противовес тому-то? Выиграет ли статья от использования таких конфликтов или контрастов?
7. Что может сказать читателю заголовок статьи? Соответствует ли он выбранной вами структуре материала?
8. Можно ли представить вашу статью графически? Если материал сложен, попробуйте изобразить его в виде диаграммы - как если бы вы рисовали генеалогическое древо вашей семьи. Если вы собираетесь писать об ограблении крупного банка, нарисуйте кружок в центре листа бумаги, впишите в него “ограбление”.
Проведите линию из круга, обозначьте ее “банк”. Ответвления этой главной линии будут обозначать его местонахождение, величину, штат работников, предыдущие случаи ограбления, способы охраны и т. д. Проведите еще одну линию из круга, которая будет обозначать преступников, а ее ответвления - то, что вы знаете о них. Нарисуйте другие “ветвистые” структуры для остальных важных компонентов вашего материала.
Часто структурирование материала сильно облегчается применением подобных рисунков.

От третьего лица или от первого?
Большинство материалов в газете пишется от третьего лица. Автор дает оценку событию, но сам не фигурирует в материале.
Повествование от первого лица обычно приберегается для следующих ситуаций:
1. Рубрики-колонки. Так как автор здесь превращается в представителя общественности, “я” в материале выглядит вполне естественно.
2. Яркие, драматические события, в которых автор принимал участие: “Облако дыма приближалось, и хотя мой разум удирал без оглядки, ноги мои, казалось, не сдвинутся с места”.
Подача материала от первого лица может стать очень сильным приемом. Но убедитесь сначала, что тема действительно увлечет читателя. Ему, несомненно, будет интересно, что же вы пережили во время ужасного пожара, но вряд ли их заинтересует рассказ о том, как вы провели свой летний отпуск.

Михаил (Kashchey)

04.11.2015

Как написать лид к статье и надо ли это делать в каждой своей работе? В чём преимущество копирайтера-журналиста?

Обосновавшись в Сети, я стал часто замечать, что меня привлекают статьи с интересными, яркими и чёткими первыми абзацами.

Предложение выше – это то, как не надо начинать свою статью. Потому что первый абзац текста самый главный. Если его не прочитают или он вызовет зевоту, то посетитель в 70% случаев сделает «КЛИК». Это произойдёт в течение 3-5 секунд после того, как он откроет страницу.

Истина №1. Даже самый классный заголовок не сможет сделать так, чтобы текст был прочитан с вероятностью 100%.

Первый абзац текста называют лидом. Составление хорошего лида – важное умение, которым должен овладеть каждый копирайтер. Почему я употребил слово «составлять»? Дело в том, что вместо полноценного вступления можно сделать небольшое оглавление к статье. Простое оглавление будет в 3 раза эффективнее чем:

Ни для кого не секрет, что лид — это важная часть текста, которая позволяет…

Как может выглядеть оглавление к этой статье? Например, так.

Через 3 минуты Вы узнаете:

  • как нельзя писать вступление к статье;
  • что такое лид;
  • как написать лид к статье;
  • почему скользкая горка Шугермана – это универсальный вариант для любого текста;
  • каким преимуществом обладает копирайтер-журналист.

Однако вступление в виде оглавления не всегда уместно. Для информационных и SEO-текстов этот приём работает хорошо, а вот для рекламного или продающего текста нет.

Как написать эффективное вступление к статье?

Всё началось со звонка. Вчера вечером мне позвонил человек. У него был необычный голос. Я сначала подумал, что это очередной заказчик. Каково было моё удивление, когда звонивший стал задавать личные вопросы на щекотливые темы.

Создание интриги и её постоянное увеличение. В результате читатель очнётся в середине текста. Если у статьи будет идеальная ритмика, то он очнётся в самом конце. Говоря метафорически: вы заставили читателя сесть на свою пятую точку и скатиться с обледенелой горки.

Этот приём известен, как скользкая горка Шугермана. Его можно применять в любом тексте, который должен быть прочитан до конца. Это сложный приём и требует определённого опыта. Очень важно знать, что такое ритмика текста, и набить руку в формировании скользкой горки. Чем можно заменить скользкую горку?

Как написать классный лид к статье без использования сложных приёмов?

Самый простой способ заинтересовать посетителя – это написать интересный заголовок. Дополнить заголовок интригующим или вопросительным подзаголовком. И завершить трио эффектным лидом в 3-4 предложения.

Как написать классный заголовок? Об этом вы можете почитать

Что писать в подзаголовке? .

Для создания эффектного лида можно использовать:

1. Яркую новость

2. Резкий переход от проблемы посетителя к её решению.

Садясь за написание новой статьи, я впадал в ступор. Первый абзац всегда был проблемой. А ведь лид – это очень важная часть текста. Решить эту проблему мне помогло то, что я стал придерживаться нескольких простых правил.

3. Спорное утверждение или провокация

Вступление к статье – это самая важная часть текста. Без неё ваша статья обречена на провал! Не верите? Давайте разберёмся!

Истина №2. Только симбиоз хорошего заголовка, подзаголовка и эффектного лида заставит читателя прочитать вашу статью.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ

Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:

СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.

В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).

Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.

Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.

УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.

В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.

Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.

  • КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
  • НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.

Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.

Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.

Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.

  • БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
  • НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.

Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.

В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.

Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ

Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:

  • Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
  • Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
  • Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
  • Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
  • Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
  • Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
  • Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
  • Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
  • Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:

  • Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
  • Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
  • Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
  • Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
  • Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
  • Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
  • Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ

Резюме, или краткое изложение события (результатов).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.

Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.

Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.

  • Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
  • Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
  • Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.

  • Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
  • Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
  • Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
  • Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.

Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:

  • 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
  • 2. Простое ли это событие или сложное?
  • 3. Что в материале главное - люди или события?
  • 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
  • 5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.

Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.

Что это такое?

Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид - самый важный абзац во всей статье.

Более научное определение лида таково: лид - это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):

Когда?
- где?
- что?
- кто?
- почему?
- как?

Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида - это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста - дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.

Какой же бывает лид?

Резюме - лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.

Единичный - этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.

Драматический - вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?...

Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а также парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.

Что помнить?

Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?

Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.

Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».

«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».

Чего не нужно делать?

Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.

Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала, окажется сбитым с толку.

Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.

Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.

Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!

Начало каждой истории, написанной журналистом, должно привлекать внимание читателя и вызывать его искренний интерес. Речь идет о первых абзацах текста, так называемых лидах. Эти абзацы достаточно часто выделяют шрифтом, отличающимся от шрифта основного текста. Лид, словно заголовок статьи, призван ввести читателя в курс произошедшего события, завлечь его для дальнейшего прочтения всей статьи. Но журналист обязательно должен помнить о том, что не у каждого читателя на сайте есть возможность дочитать весь текст, часто он ограничивается первым абзацем, в котором очень сжато должна быть передана суть.

Виды лидов с примерами

Лид, кратко излагающий содержание, предназначен для информировании о событии и не открывает загадку. Ответы на вопросы «что?», «где?», «когда?» даны в основном тексте.

Пример :

14 июля милиционерами было обнаружено тело молодой девушки в заброшенной шахте неподалеку от города Первоуральска. Две недели назад произошел идентичный случай, тело женщины было обнаружено в этой же шахте.

Лид одиночный необходим для подчеркивания лишь одного факта, который, по мнению журналиста, является самым .

Пример :

Около 100 дипломов УрИБа были признаны поддельными в ходе недавней проверки.

Лид драматический призван обратиться к эмоциональному настрою читателя.

Пример :
Несмотря на подписание международного договора «О мире и согласии», Сирия хранит и по сей день атомные бомбы. Правительство страны сделало заявление о том, что готовится к захвату соседствующих стран с использованием атомной бомбардировки.

Лид – цитата создан с помощью процитированного заявления. Такая цитата должна быть яркой (по мнению журналиста) и красочной.

Пример :
— Роддом оснащен первоклассной техникой. Сюда будут съезжаться мировые светила акушерской практики для принятия сложнейших родов, — объявил главврач нового роддома.

Лид описательный берет свое начало с необычной и интересной , которая поможет ввести читателя в ту атмосферу, которая присуща происходящему событию.

Пример :

Уютный рубленый домик в самом центре леса не привлекает к себе внимания, но так и манит зайти на огонек. В этом доме живет народная целительница Алевтина, вот уже многие годы лечащая всех желающих от хворей.

Лид прогнозирующий – это предположение журналиста о какой-либо ситуации в будущем.

Пример :

Инфляция в РФ в будущем году возрастет в среднем на 15%, что поднимет собой волну кризиса и массовые всплески недовольства народа повышением цен.

Лид вопросительный – это абзац в начале текста с вопросом.

Пример :

Из-за чего мужья чаще всего разводятся с женами? Виноваты противоречия, копящиеся с каждым годом или же измена одного из супругов? Топовые версии причин развода представлены здесь.

Лид плакатный похож на лид одиночный, но его главное отличие — в том, что его составляют из тех предложений, которые присутствуют во всей статье.

Пример :

Скорость пассажирского поезда не должна превышать 120 км/ч. Такое решение было принято Управлением железной дороги для безопасности пассажиров.

Лид анекдотический/юмористический – анекдот, который является своеобразным вступлением к статье.

Пример:

На приеме у врача:
— Доктор, что делать? У моей жены – температура!
— Высокая?
— Да, метр восемьдесят.
Тому, как часто пациенты не понимают лечащих врачей и наоборот, посвящается статья.

Заголовок как вид самого краткого вступления

Заголовок призван дать ответы на вопросы любого жанра журналистики. Он, словно визитная карточка, должен заинтриговать читателя для того, чтобы тот прочитал всю статью. Заголовок – афиша, которую логично придумывать лишь по завершении написания статьи. Дело в том, что когда сначала придуман заголовок, то и статья подгоняется под него, при этом важные моменты могут быть упущены. Если же первоначально журналист пишет текст, а заголовок придумывает по окончании работы, то он статья получается блестящей, а заголовок – наиболее подходящим к ней.

Однозначных требований к заголовку в мире журналистики не существует. Он может состоять как из одного слова, так и из нескольких, отвечать на вопрос, либо таить в себе иронию. Самое важное – сделать так, чтобы по его прочтению у человека возникло непреодолимое желание прочитать весь текст, а не пропустить его, поэтому заголовок не должен быть неопределенным и скучным.

Для внутреннего разбития текста применяют внутренние заголовки. Они предназначены для облегченного восприятия текста. Иначе их называют главки. Такой заголовок ни в коем случае не должен повторять основной, в противном случае журналист рискует потерять интерес читателя к своей статье.

Для успешной статьи оптимально будет начать текст с лида, способного всколыхнуть ум и душу читателя, а продолжить такими абзацами, которые удовлетворят возникший интерес полностью.

Эффективная приманка — подводка

В период с 1 по 5 октября 2013 года в г. Иркутске состоится VII Международный информационный форум «Интеграция соотечественников» (МИФИС-2013).

Форум является ключевым ежегодным событие в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и проводится Министерством регионального развития Российской Федерации в целях популяризации Государственной программы и содействия адаптации и интеграции соотечественников-переселенцев
из-за рубежа.

МИФИС-2013 будет посвящен возможностям, которые открывает соотечественникам новая редакция Государственной программы, разработанная Минрегионом России совместно с другими федеральными ведомствами, утвержденная президентом Российской Федерации в сентябре 2012 г., и вступившая в силу с 1 января 2013 г. Кроме того будут подведены итоги реализации Государственной программы в 2006-2012 гг., в рамках которой в Россию переехало 125 тыс. соотечественников из-за рубежа.

Помимо пленарного заседания программой Форума запланировано проведение «круглых столов» по актуальным вопросам реализации Государственной программы и региональных программ переселения.
Представители СМИ и организаций соотечественники в рамках специализированного пресс-тура смогут ознакомиться с территориями вселения Иркутской области.

В рамках Форума состоится презентация 40 региональных программ переселения субъектов Российской Федерации, согласованных в настоящее время Правительством Российской Федерации.

В работе МИФИС-2013 примут участие представители федеральных органов исполнительной власти, депутатского корпуса, русскоязычных СМИ ближнего и дальнего зарубежья, эксперты по вопросам миграции. Ряд соотечественников, проживающих за рубежом и планирующих переселиться в Иркутскую область в рамках Государственной программы также получат возможность принять участие в Форуме и ознакомиться с регионом переселения.

На официальном интернет-сайте http://mifis.ru/ размещена подробная информация о работе Форума и архивная информация о прошедших Форумах.

Организатор Форума: Министерство Регионального развития Российской Федерации.

Контактное лицо: Карпов Евгений Александрович . Конт. тел 8-495-980-25-47, доб. 24040, 8-903-547-14-157; e-mail: [email protected]

Уполномоченный оператор: ООО «Айрис ПРО»

Генеральный директор: Гришина Елена Владимировна
Контактное лицо: Михайлова Валерия Чингисовна . Конт. телефон: +7-495-690-16-86; e-mail: [email protected]

Пресс секретарь: Хмелева Елизавета Дмитриевна , +7-495-690-16-86; +7-916-656-57-89; e-mail: [email protected]

Подготовлено пресс-службой ООО “АйрисПРО”

В период с 10 — 11 октября 2013г. в г. Владивостоке состоится VII Международный Экологический Форум «ПРИРОДА БЕЗ ГРАНИЦ» .

Организатор Форума — Администрация Приморского края. Форум проводится при поддержке Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Согласно приказу №25 от 21.01.2013 г Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Форум включен в план официальных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации — Года охраны окружающей среды.

Основная тема Форума «Окружающая среда: состояние, охрана, регулирование» особенно актуальна в год охраны окружающей среды в России и вызывает широкий интерес специалистов и общественности, поддерживается на межгосударственном уровне.

Секции Форума:

  • «Мониторинг, нормативно-правовые вопросы регулирования и охраны окружающей среды»;
  • «Обращение с отходами производства и потребления, ликвидация накопленного ущерба»;
  • «Устойчивое водопользование и охрана водных объектов».

Форум, ставший уже традиционным, известен не только в Российской Федерации, но и за ее пределами, особенно в странах Юго-Восточной Азии, где широко распространено явление трансграничности.

Основной задачей Форума является привлечение российской и мировой общественности к проблемам экологии и формирование единой политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

В работе и освещении Форума примут участие ведущие российские и зарубежные эксперты и Средства Массовой Информации.

Генеральный информационный партнер: Информационное Агентство «ИНТЕФАКС».

Официальный партнер: Международный Экологический Некоммерческий Фонд «Дом тигра».

Место проведения: Администрация Приморского края (г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22).

На официальном интернет-сайте www.naturewithoutborders.ru размещена подробная информация о работе Форума и архивная информация о прошедших Форумах.

Организатор: Администрация Приморского края, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
Контактный телефон: +7 -423-221-53-99; e-mail: [email protected]

Единый оператор по подготовке и проведению Форума : ООО «Айрис ПРО»
Генеральный директор: Гришина Елена Владимировна
Контактный телефон: +7-495-690-16-86; e-mail: [email protected]

Аккредитация для СМИ: Хмелёва Елизавета Дмитриевна
Контактный телефон: +7-495-690-16-86; +7-916-656-57-89; e-mail: [email protected]

Полиция продолжает розыск Олега Титова, который являлся правой рукой основателя одного из колумбийских наркокортелей Лео Френсиса Моргана. Кроме того разыскиваемый вел всю бухгалтерию наркоборона и контролировал поставки кокаина в Европу и Африку через территорию России.

Согласно сообщению МВД, лицо, сообщившее информацию о местонахождении Олега Титова, получит вознаграждение в размере 1 миллион рублей. На данный момент, как предполагает следствие, преступник скрывается на территории Украины.

Напомним, некоторое время назад силовиками России, Панамы и Бразилии была проведена операция по разоблачению и обезвреживанию крупного наркокортеля. Практически все участники преступной группировки были задержаны и осуждены судом на сроки от 18 до 22 лет. Основатель и глава наркокортеля Лео Френсис Морган получил срок в 24 года лишения свободы. Олега Титова задержать не удалось.

В МВД считают, что использование широких связей в криминальном мире может позволить Титову продолжить распространение наркотиков по многим мировым державам.

На данный момент Олег Титов объявлен в международный розыск.

В столице Украины подошел к концу первый Международный фестиваль современной керамики «Современная керамика в урбанистическом пространстве», прошедший с 26 по 29 сентября. Его кураторами стали искусствовед Оксана Билоус и художник керамист Олеся Дворак-Галик , а площадкой для него оказался культурный центр на Андреевском спуске, на месте снесенной около года назад фабрики «Юность», вернее, строительная площадка, на которой идут работы по его возведению.

Биеннале керамики привлекло большое внимание киевлян и гостей города, которые осмотрели работы десятков мастеров Украины, Белоруссии и Латвии. Также многие на фестивале посетили мастер-классы, на которых узнали что такое керамическая мозаика и как самому сделать простейшие предметы этого прикладного искусства.

Наиболее заметными участниками мероприятия стали киевские художники-керамисты Марк Галенко, Егор Зигура, Нелли Исупова и Наталья Колпакова. А также — Каспарс Гайдукс, Дина Милига и Влентинс Петько из Риги и Вероника Любчич из Минска. Прикладной характер работы керамистов подчеркивало и то, что фестиваль был полностью посвящен урбанистике. И «Крысиная армия», и «Мир на спине кита», а также все лешие, носороги, маяки и, разумеется, плачущие ангелы — могут, вероятно, появятся на улицах городов. И даже вечера поэзии, устроенные в рамках фестиваля были посвящены городам.

И, хоть фестиваль и проходил первый раз за всю новейшую историю Украины, как независимого государства, его обещают сделать регулярным. Во всяком случае, организаторы уверены, что успешность использования площадей бывшей фабрики в качестве культурного пространства в очередной раз продемонстрирована.

Одна из средних школ города Чегем, расположенного в горной местности Кабардино-Балкарской республики, перешла на электронные книги. И дело вовсе не в высоком уровне жизни здесь. Просто учителя и родители вместе посчитали, что стоимость современной цифровой «читалки», даже одной из самых современных моделей — Onyx Boox i63SML Kopernik , сопоставима с комплектом учебников, учебных пособий и дополнительной литературы для чтения, необходимым школьнику в восьмом классе.

По решению родительского комитета, средства на гаджеты собирались на добровольной основе с родителей. Закупались они также централизованно и к 1 сентября ученики получили новенькие электронные книги с предустановленными в них учебниками и методическими пособиями. Например, книги, которые необходимо будет прочитать в рамках курса литературы, ученики также смогут закачать на него из сети.

Впрочем, отмечают сегодня в школе, при работе с электронными книгами им сразу же пришлось ввести ряд ограничений. В первую очередь это должны быть книги, чьи настройки наиболее благоприятны для детских глаз. Не напрягают глаза аппараты, обладающие функцией «электронные чернила». Разумеется, это исключает из списка наиболее дешевые модели.

Кроме того, учителям приходится контролировать, чтобы дети использовали книги на уроках только для учебы, а не для общения на социальных сетях, например. И, наконец, в интернете, к сожалению педагогов, отсутствует информация о краеведении, истории и местной географии КБР, но это временное затруднение, уверены учителя Чегемской средней школы.

Азартные игры, запрещенные на территории Украины с лета 2009-го года, могут вернуться в поле легального бизнеса. Об этом рассуждают местные эксперты, наблюдая за тем, как вернули право продлевать лицензии устроителям лотерей, отменив решением Верховной Рады мораторий. Как заявляли ранее украинские политики, уже в феврале этого года лотерейная деятельность должна была оказаться полностью под запретом.

Эксперты предсказывают, что в ближайшее время будет отменен и запрет на организацию тотализаторов и азартных игр. Во многом этот прогноз объясняется еще и тем, что после запрета эти услуги не исчезли, а лишь перекочевали в интернет. Например, не составляет проблемы сделать лайф ставки на сайте Париматч — ставки на все виды матчей в Украине. (ссылка)А это значит, что из-за ограничений лишь бюджет недополучает доходов.

В настоящее время уже сняты законодательные ограничения на количество действующих на территории Украины устроителей лотерей, хоть они все еще и должны быть связанными с государством. Местные эксперты указывают, что эти условия не позволяют количеству лотерей увеличиваться бесконтрольно. Вместе с тем, таким образом, серьезные игроки лотерейного бизнеса смогут развиваться более интенсивно.

Также известность получили предложения разрешить организацию казино в отелях, например, в расположенных на полуострове Крым и в других курортных зонах. Этот проект вносил на рассмотрение коллег по Верховной Раде Олег Царев, заместитель руководителя фракции большинства – «Партии Регионов». В прошлом году широко обсуждалась и инициатива о легализации букмекерских фирм к футбольному чемпионату Евро-2012, что в итоге так и не было сделано.

Основным лоббистом возвращения игорного бизнеса на Украину считается владелец единственного легального казино в этой стране, бизнесмен Михаил Спектор. Игорное заведение в отеле премиум-класса Premier Palace считается законным, как открытое до запрета на игру. Дело в том, что в этот бизнес-проект были привлечены иностранные инвесторы. А такого рода проекты должны продолжаться в течение трех лет, не смотря на вступление в силу новых законов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Эта норма и защищает казино в Premier Palace.

В одном из последних своих интервью Спектор признался, что его организация, вместо того, чтобы готовится к закрытию игорного заведения, активно продвигает законопроекты о легализации казино в крупных отелях высокого класса. В последнем номере журнала Forbs он заявил, что работает в этом направление как с партией власти, так и с оппозиционными депутатами Рады. «Мы надеемся, что все-таки примут закон, ведь в этом бизнесе нет ничего крамольного и плохого», — в частности заявил он, беседуя с журналистом делового издания.

25 сентября в Волгограде ждали большой митинг. В соответствии с заявкой Волгоградского обкома КПРФ, на площади Ленина на митинг протеста против результатов выборов в городскую думу должны были собраться 5000 человек.

В первую очередь, в глаза бросались люди, одетые в красные манишки с буквами «КПРФ» с красными знаменами в руках. В разговоры с журналистами и прохожими они вступали охотно — рассказывая, что они жители Калмыкии, свезенные на митинг из Элисты.

Подобное происходит уже не первый раз: неделю назад, 18 сентября, когда Волгоград посетили высокие столичные гости из ЦК КПРФ, руководители волгоградского обкома партии также, по активно циркулирующей информации, обеспечили массовость своей акции за счет привезенных из Калмыкии однопартийцев. Кроме того, в тот день сами же волгоградцы заметили и активно обсудили в Интернете то обстоятельство, что несколько сотен участников митинга являлись сотрудниками ритуальной службы «Память», которых свозили на акцию в приказном порядке на шести автобусах.

А вот уже 25 сентября компанию жителям Калмыкии на митинге коммунистов неожиданно составили некие молоденькие девушки. В отличие от элистинских коммунистов, на разговоры с журналистами девушки шли с явной неохотой — видимо, потому, что находились под бдительным присмотром строгих дам бальзаковского возраста. Тем не менее, удалось-таки выяснить: эти девушки, фактически и составившие большинство «протестующих», являются студентками двух волгоградских учебных заведенийпедагогического университета и технологического колледжа. Они оказались на площади Ленина также — исключительно в приказном порядке, коммунистических идей не разделяют и в будущем разделять не собираются.

Отдельного упоминания заслуживает и участие в коммунистических акциях скандально известной волгоградской неонацистки Елены Самошиной. Напомним, она известна тем, что в эфире Первого канала призналась: у нее на теле выколота татуировка в форме фашистской свастики и своих детей они с мужем заставляют штудировать книгу Адольфа Гитлера «Майн кампф». Ныне Самошина позиционирует себя как многодетную мать, якобы борющуюся за права многодетных семей Волгоградской области. В этой связи она уже неоднократно пыталась объявлять голодовки, которые либо вообще не начинались, либо заканчивались ничем через пару дней. Сегодня место для очередной «голодовки» волгоградской неонацистке предоставил обком КПРФ: в своем стремлении аккумулировать вокруг себя любой волгоградский негатив коммунисты явно перегибают палку.

В то самое время, пока Самошина митинговала на площади Ленина, некоторые волгоградские мамы детей-инвалидов, поначалу было поддержавшие голодовку, встречались с министрами Волгоградской области — и по итогам этой встречи, найдя решение своих проблем, от протестных акций отказались. А вот наиболее близкие соратники Елены Самошиной, несмотря на сделанные им приглашения, встречу с министрами проигнорировали: вместо того, чтобы решать проблемы детей, предпочли появиться на митинге КПРФ в компании со студентками и жителями соседней Калмыкии.

Но самое большое возмущение волгоградцев вызвало то, как этот митинг осветили отдельные интернет-СМИ. В реальности, как пишут волгоградские блогеры, побывавшие на митинге, за счет калмыков и свезенных студенток на площади Ленина было собрано порядка трехсот человек. Однако уже в этот же день в сообщениях ряда информагентств число митингующих было постепенно раздуто с «четырехсот» до «более тысячи», как, например, написал местный интернет-портал с соответствующим названием «Город героев». А уже утром на некоторых федеральных сайтах вообще сообщалось, что на площади Ленина собрались «две тысячи» протестующих волгоградцев.

Блогеры окрестили все это «коммунистическими приписками» — и призвали бойкотировать СМИ, разместившие подобную информацию.

Интересно, что, несмотря на все акции и протесты, волгоградские коммунисты до сих пор так и не озвучили ни одного доказанного факта выборных фальсификаций. Более того: в ночь после выборов на всех избирательных участках Волгограда все члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе — и представители КПРФ, все соответствующие итоговые протоколы согласовали и подписали без единого замечания. Всего таких протоколов было 644 — по два на каждом из 322 участков. То есть в ночь выборов никаких нарушений самими же коммунистами замечено не было.

Необходимость собирать протестные акции появилась уже на следующий день, когда стал известен полный масштаб провала кандидатов от КПРФ на выборах в гордуму.

Тем временем, ряд экспертов, в том числе — в Государственной Думе РФ, говорят о том, что за сегодняшними протестными акциями волгоградских коммунистов и за искусственно создаваемой негативной информационной повесткой вокруг Волгограда стоят местные силовые структуры. Волгоградские силовики, по некоторым оценкам, хотели бы видеть «своих» людей в органах власти региона, — и именно с этой целью сейчас оказывают серьезное давление на главу обкома КПРФ Николая Паршина, вынуждая того продолжать фактически бессмысленные акции протеста.

Ряд депутатов Госдумы уже потребовали от соответствующих государственных органов дать правовую оценку действиям волгоградских силовиков и коммунистов.


Top