Что такое система системный подход. Системный подход и системный анализ

Лекция 2. Теоретические основы системного подхода

1. Сущность системного подхода.

2. Основные понятия системного подхода.

3. Операционная система (система работ).

2. Система управления. Механизм управления системой.

Понятие системы.

В настоящее время все большее распространение в научных дисциплина получает теория систем и системный подход к анализу различных объектов.

Общая теория систем – научное направление, связанное с разработкой совокупности философских, методологических, конкретно-научных и прикладных проблем анализа и синтеза сложных систем произвольной природы .

Основой возникновения общей теории систем являются аналогии (изоморфизм) процессов, протекающих в системах различного типа. Строго доказанный изоморфизм для систем различной природы дает возможность переносить знания из одной сферы в другую. Аналогия различных процессов и организация различных объектов позволили создать набор научных положений, которые являются верными к анализу различных сфер. Таким образом, все явления и предметы объективного мира можно представить в виде систем. Все системы (системы из психологии, медицины, экономики и т.д.) имеют общие законы развития, организации и дезорганизации.

Таким образом, системный анализ – это методология, исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Системный подход в экономике это комплексное изучение экономики как единого целого с позиций теории систем.

Основные понятия системного подхода.

Систе́ма (от греч. σύστημα, «целостный», «целое» «составленный») - нечто организационное единое целое, которое можно противопоставить среде.

Термин используется для обозначения как конкретных реальный объектов (например, экономическая система Украины, нервная система, топливная система машины), так и для обозначения абстрактных теоретических моделей (например, рыночная экономическая система, наука как система знаний о чем-то). Таким образом можно сказать, что:

1. Любой объект рассматриваемый как система выступает по отношению к другим объектам и окружающим, внешним условиям как нечто единое и обособленное;

2. Системы образуют своими внутренними связями и отношениями организованную целостность;

3. Система, как научная абстракция, основана на объективном существовании целостных объектов в материальном мире. При этом она отличается от реального объекта:

Отвлечением от многих внутренних сторон и особенностей самого объекта, которые несущественны с точки зрения исследователя.

4. Для правильного понимания процесса выявления систем необходимо предполагать наличие объекта наблюдения, наблюдателя и цели наблюдения . Наличие наблюдателя и цели наблюдения приводит к тому, что реальный объект становится источником выявления целого ряда систем. Например, тело человека является основой для выявления целого ряда систем – нервная система, пищеварительная система, костная система. Технология может быть рассмотрена с экономической точки зрения или с технологической.


Примеры систем - Банковская система Вентиляционная система Интеллектуальная система Информационная система Компьютерная система Нервная система Операционная система Оптимальная система

Основными понятиями системного подхода также является «вход в систему», «выход из системы», «обратная связь», «внешняя среда».

Вход системы – компоненты поступающие в систему. Любая информация, энергия, вещество поступающие внутрь системы.

Выход системы – компоненты выходящие из системы. Любая информация, энергия, вещество выходящие из системы.

Обратная связь – это то, как оказывает влияние на вход систему ее выход.

Среда (внешняя среда) - для данной системы - совокупность всех объектов, не включенных в систему, изменение свойств которых влияет на систему.

Графическая модель системы представлена на рисунке 1.

Вход выход

обратная связь

Рис. 1. Графическая модель системы

Для исследования систем в свою очередь принимают ряд других подходов которые являются логическим продолжением теории систем: функциональный, структурный, динамический подходы.

Функциональный подход – подход к изучению систем, при котором интересуются не тем «что она такое?», т.е. строением и структурой, и тем «что она делает?», т.е. исследуют ее функции и поведение.

Метод «черного ящика» - метод функционального исследования систем, при котором считается, что внутренняя структура системы, взаимодействие ее элементов и внутренние состояния закрыты для наблюдателя. При этом наблюдаются и исследуются только состояния входов и выходов данной системы, т.е. та функция которую реализует конкретная система.

Основные понятия функционального подхода к изучению систем: вход, выход, черный ящик, функция

По мере изучения функциональных свойств у исследователя возникает необходимость более глубокого изучения конкретныйы систем и он переходит от исследования функции системы к изучению ее структуры.

Структурный подход - подход к изучению, при котором исследуется внутренне устройство системы, внутренняя иерархическая и функциональная взаимосвязь элементов системы.

Структура (от лат. struktura – строение, расположение, порядок) – совокупность элементов и устойчивых связей между ними, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. «Расчленение» системы может производиться с различной глубиной и различной степенью детализации. Потому целесообразно выделять такие понятия как «подсистема» и «элемент». Подсистема - часть системы, которая обладает признаками целостности в рамках данной системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.

Подсистема в свою очередь может быть рассмотрена как система. Каждая ситема состоит также состоит из частей, которые называются элементами. Элемент системы - такая часть системы, которая в условиях данного исследования представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие .

В тоже время сама система может быть частью более большой системы, которую называют надсистема. Подсистема - система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.

Все подсистемы и элементы системы связаны между собой для выполнения общей функции системы.

Связь между элементами - означает, что выход одного из них соединен со входом другого, и потому изменение выходных состояний первого соответственно изменяет входные состояния второго элемента. В свою очередь, и выход второго элемента может быть связан с входом первого.

Основные понятия структурного подхода к изучению систем: элемент, структура, подсистеме, надсистема, связь.

Особое значение имеет исследование систем в динамике т.е. в ее движении, развитие, изменение системы. Поэтому разделяют статический анализ системы и динамический анализ системы. Статический анализ более простой он позволяет выявыить первичные основы функционирования и устройства системы. Более сложным является динамический анилиз, он позволяет изучать системы в движении в процессе динамики.

Статический анализ системы – исследование систем вне процесса их изменений, как бы в застывшем состоянии равновесия элементов. Выявление внутренней структуры, основных элементов и связей между ними.

Динамический анализ системы – исследование систем в процессе изменение, развития, движения. Анализ противоречий. Исселдоваие закономерностей и тенденций развития, выявление кризисов и циклов развития.

Основные понятия динамического подхода: изменение, развитие, динамика, цикл, эволюция.


Табл. 1. Основные свойства систем *.

Одним из основных методологических компонентов системных исследований является системный подход и вытекающая из него системная концепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей действительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» - значит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект - это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее системными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

Системный подход является для исследователя «поставщиком» объектов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

Иерархичность познания;

Изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого;

Нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;



2) выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выявляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или создания, а также относительно теоретических и методических основ исследования или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследования или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется разработка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

1) философские основания;

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности процесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

Цель построения системы;

Принципы построения;

Модель системы и ее системные характеристики;

Стратегия достижения цели;

Механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе системного подхода отображены на рис. 6.8.

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к общему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к частному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

Преимущество подхода - в уменьшении риска (ошибок, неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок, предшествующих непосредственной разработке системы.

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концепции или концептуальной модели системы. Последующие шаги - это детализация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных процедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «системный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

Общеметодологическом, тождественном понятию «системные исследования»;

Прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика (рис. 6.9).

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристики систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического, социального, экономического, научного и технического характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ - это анализ в классическом смысле этого метода,
т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, самостоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методологии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом - соединением элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией - поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание - это теоретические и прикладные исследования системных связей и закономерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повышение эффективности функционирования, управления и развития исследуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа - это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

Способы описания и упрощения систем;

Синтез и декомпозицию систем;

Принципы и технологию интегрирования различных методов;

Проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

Проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры - это творческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информационно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, - это понятия, характеризующие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

Источником развития сложных систем выступают проблемы - противоречия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с управлением процессом развития или системным (стратегическим) управлением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины:

1) объектом анализа является система;

2) система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент росистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и параметрам динамики эволюции;

3) цель системного анализа - формирование системы (концепции системы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

4) главная системная концепция - это эволюция структур-стратегии системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво развивающаяся система;

5) стратегия достижения цели - последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

6) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, принятых для ее преодоления.

Общая характеристика системного подхода

Понятие системного подхода, его принципы и методология

Системный анализ - наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях.

Под принципами понимаются основные, исходные положения, некоторые общие правила познавательной деятельности, которые указывают направление научного познания, но не дают указания на конкретную истину. Это выработанные и исторически обобщенные требования к познавательному процессу, выполняющие важнейшие регулятивные роли в познании. Обоснование принципов – первоначальный этап построения методологической концепции

К важнейшим принципам системного анализа следует отнести принципы элементаризма, всеобщей связи, развития, целостности, системности, оптимальности, иерархии, формализации, нормативности и целеполагания. Системный анализ представляется интегралом данных принципов.

Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы.

Важнейшей, если не главной частью методологии системного анализа выступают методы. Их арсенал довольно велик. Разнообразны и подходы авторов при их выделении. Но методы системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации в науке.

Системный подход в управлении

2.1 Понятие системного подхода к управлению и его значение

Системный подход к управлению рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементам .

Управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, они оказывают друг на друга воздействие. Поэтому, если происходят изменения в одном звене организации, то они неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге организации (системе) в целом.

Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом необходимо стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. Значение системного подхода заключается в том, что в результате менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации Системный подход заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением. Системное мышление не только способствует развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделяется интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечивает разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это помогает анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявляя характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях системы управления.

2.2 Структура системы с управлением

Система с управлением включает три подсистемы (рис. 2.1): управляющую систему, объект управления и систему связи . Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы. Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления.

Основным элементом организационно- технических систем управления является лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий.

Рис. 2.1. Система с управлением

Основными группами функций системы управления (СУ) являются:

· функции принятия решений - функции преобразования содержания;

· информации ;

· рутинные функции обработки информации ;

· функции обмена информацией .

Функции принятия решений выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий).

Функции охватывают учет, контроль, хранение, поиск,

отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации.

Группа функций связана с доведением выработанных воздействий до объекта управления (ОУ) и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

2.3 Пути совершенствования систем с управлением

Совершенствование систем с управлением сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих воздействий (решений). Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности СУ сокращение длительности цикла управления приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а, следовательно, к снижению качества решений.

Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии, что будет повышена производительность управляющей системы (УС) и системы связи (СС) по передаче и переработке информации, причем повышение производительности

обоих элементов должно быть согласованным. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления.

Основными путями совершенствования систем с управлением являются следующие.

1. Оптимизация численности управленческого персонала.

2. Использование новых способов организации работы СУ.

3. Применение новых методов решения управленческих задач.

4. Изменение структуры СУ.

5. Перераспределение функций и задач в УС.

6. Механизация управленческого труда.

7. Автоматизация.

Рассмотрим кратко каждый из этих путей:

1. Управляющая система - это прежде всего люди. Самый естественный путь, позволяющий поднять производительность, - разумное увеличение числа людей.

2. Организация работы управленческого персонала должна постоянно совершенствоваться.

3. Путь применения новых методов решения управленческих задач носит несколько односторонний характер, так как в большинстве случаев направлен на получение более качественных решений и требует увеличения времени.

4. При усложнении ОУ, как правило, производится замена простой структуры УС на более сложную, чаще всего иерархического типа, при упрощении ОУ - наоборот. Изменением структуры считается и введение обратной связи в систему. В результате перехода к более сложной структуре функции управления распределяются между большим числом элементов УС и производительность СУ повышается.

5. Если подчиненные УС могут решать самостоятельно лишь очень ограниченный круг задач, то, следовательно, центральный управляющий орган будет перегружен, и наоборот. Необходим оптимальный компромисс между централизацией и децентрализацией. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, так как функции и задачи управления в системах непрерывно изменяются.

6. Поскольку информация всегда требует определенного материального носителя, на котором она фиксируется, хранится и передается, то, очевидно, необходимы физические действия по обеспечению информационного процесса в СУ. Использование различных средств механизации позволяет значительно повысить эффективность этой стороны управления. К средствам механизации относятся средства для выполнения вычислительных работ, передачи сигналов и команд, документирования информации и размножения документов. В частности, использование ПЭВМ в качестве пишущей машинки относится к механизации, а не к автоматизации

управления.

7. Сущность автоматизации заключается в использовании

ЭВМ для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР.

Все рассмотренные ранее пути ведут так или иначе к повышению производительности УС и СС, но, что принципиально, не повышают производительность умственного труда. В этом заключается их ограниченность.

2.4 Правила применения системного подхода в управлении

Системный подход в менеджменте основан на глубоких исследованиях причинных связей и закономерностей развития социально-экономических процессов. А так как существуют связи и закономерности, значит существуют и определенные правила. Рассмотрим основные правила применения системного в управлении.

Правило 1. Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы, - это основной принцип системы.

Пример. Фирма как сложная открытая социально-экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных отделов и производственных подразделений. Сначала следует рассматривать фирму как целое, ее свойства и связи с внешней средой и только потом - компоненты фирмы. Фирма как целое существует не потому, что в ней работает, допустим, лекальщик, а, наоборот, лекальщик работает потому, что функционирует фирма. В малых, простых системах могут быть исключения: система функционирует благодаря исключительному компоненту.

Правило 2 . Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы. Структура, например, производственной системы представляет собой сочетание организационной и производственной структур.

Правило 3 . Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим числом жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, оказание новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления (адаптации) ее к требованиям рынка.

Правило 4 . Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Для этого следует обосновывать уровень делегирования полномочий субъектами управления, обеспечивать оптимальную самостоятельность и независимость объектов управления в социально-экономических и производственных системах.

Правило 5 . В условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.

Правило 6. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие, наиболее сильные) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных.

Правило 7. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем.

Правило 8. Из всех показателей качества систем приоритет следует отдавать их надежности как совокупности проявляющихся свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Правило 9 . Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей.

Правило 10 . При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций.

Правило 11 . При формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы.

Правило 12 . При построении структуры системы и организации ее функционирования следует учитывать, что практически все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует и развивается на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития, способности системы к обучению. Система существует, пока функционирует.

Правило 13. При формировании стратегии системы следует обеспечивать альтернативность путей ее функционирования и развития на основе прогнозирования различных ситуаций. Наиболее непредсказуемые фрагменты стратегии следует планировать по нескольким вариантам, учитывающим различные ситуации.

Правило 14. При организации функционирования системы следует учитывать, что ее эффективность не равна сумме эффективностей функционирования подсистем (компонентов). При взаимодействии компонентов возникает положительный (дополнительный) или отрицательный эффект синергии. Для получения положительного эффекта синергии необходимо иметь высокий уровень организованности (низкую энтропию) системы.

Правило 15. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям. Важнейшими инструментами повышения адаптивности функционирования системы (компании) являются стратегическая сегментация рынка и проектирование товаров и технологий на принципах стандартизации и агрегатирования.

Правило 16. Единственным путем развития организационно-экономических и производственных систем является инновационный. Внедрение новшеств (в форме патентов, ноу-хау, результатов НИОКР и т.д.) в области новых товаров, технологий, методов организации производства, менеджмента и др. служит фактором развития общества.

3. Пример применения системного анализа в управлении

К управляющему большим административным зданием все возрастающим потоком поступали жалобы от работавших в этом здании служащих. В жалобах указывалось, что приходится слишком долго ждать лифта. Управляющий обратился за помощью к фирме, специализирующейся на подъемных системах. Инженеры этой фирмы провели хронометраж, показавший, что жалобы вполне обоснованы. Было установлено, что среднее время ожидания лифта превышает принятые нормы. Эксперты сообщили управляющему, что имеются три возможных способа решения задачи: увеличение числа лифтов, замена существующих лифтов быстроходными и введение специального режима работы лифтов, т.е. перевод каждого лифта на обслуживание только определенных этажей. Управляющий попросил фирму оценить все эти альтернативы и представить ему сметы предполагаемых затрат для реализации каждого из вариантов.

Через некоторое время фирма выполнила эту просьбу. Оказалось, что для реализации первых двух вариантов требуются затраты, которые, с точки зрения управляющего, не оправдывались доходом, приносимым зданием, а третий вариант, как выяснилось, не обеспечивало достаточного сокращения времени ожидания. Управляющий не был удовлетворен ни одним из этих предложений. Он отложил дальнейшие переговоры с этой фирмой на некоторое время, чтобы обдумать все варианты и принять решение.

Когда руководитель сталкивается с проблемой, кажущейся ему неразрешимой, он часто считает нужным обсудить ее с некоторыми своими подчиненными. В группу сотрудников, к которым обратился наш управляющий, входил один молодой психолог, работавший в отделе найма персонала, обслуживающего и ремонтировавшего это большое здание. Когда управляющий изложил собравшимся сотрудникам суть проблемы, этот молодой человек очень удивился самой ее постановке. Он сказал, что не может понять, почему служащие, которые, как известно, каждый день бесполезно теряют много рабочего времени, недовольны тем, что им приходится ждать лифта какие-то минуты. Не успел он высказать свое сомнение, как у него мелькнула мысль, что он нашел объяснение. Хотя служащие нередко бесполезно растрачивают свои рабочие часы, они в это время заняты чем-то хотя и непроизводительным, но зато приятным. А вот ожидая лифт, они просто томятся от безделья. При этой догадке лицо молодого психолога засветилось, и он выпалил свое предложение. Управляющий принял его, и спустя несколько дней проблема была решена при самых минимальных затратах. Психолог предложил повесить на каждом этаже у лифта большие зеркала. Эти зеркала, естественно, дали занятие ожидающим лифт женщинам, но перестали скучать и мужчины, которые теперь были поглощены разглядыванием женщин, делая вид, что не обращают на них никакого внимания.

Не важно, насколько достоверна эта история, но мысль, которую она иллюстрирует, чрезвычайно важна, Психолог рассматривал точно ту же проблему, что и инженеры, но он подошел к ней с других позиций, определяемых полученным образованием и интересами. В данном случае подход психолога оказался наиболее эффективным. Очевидно, что проблема была решена за счет изменения поставленной цели, которая же свелась не к сокращению времени ожидания, а к созданию впечатления, что оно стало меньше.

Таким образом, мы нуждаемся в упрощении систем, операций, процедур принятия решений и пр. Но этой простоты не так-то легко достичь. Это труднейшая задача. Старое высказывание: «Я пишу вам длинное письмо, так как у меня нет времени сделать его коротким», может быть перефразировано: «Я делаю это сложным, так как не знаю, как это сделать простым».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кратко рассмотрен системный подход, его основные особенности, а также его основные особенности применительно к управлению.

В работе охарактеризованы структура, пути совершенствования, правила применения системного подхода и некоторые другие аспекты, встречающиеся при осуществлении управления системами, организациями, предприятиями, создании систем управления различного назначения.

Применение теории систем к управлению позволяет руководителю «увидеть» организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Ценность системного подхода для управления любой организации включает в себя два аспекта работы руководителя. Во-первых - это стремление добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых - необходимость добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствует повышению эффективности функционирования экономических и социальных всевозможных объектов.

Системный подход - это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность. При анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов.

Базируется на этих постулатах.

  • 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойствах, связей.
  • 2. Структура функции системы и решение проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

К числу системного подхода относятся следующие принципы:

  • - Принцип цели - ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель системы.
  • - Принцип целостности - предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов, как нечто целое к окружающей среде, имеющий свои специфические функции и развивающийся по своим законам.

Принцип сложности - указывает на необходимость рассматривать объект, как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и окружающей средой. Каждому элементу присуща своя сложность, поэтому необходимо выполнять его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном, и показ сложного в простом.

Принцип двойственности - предполагают, что систему нужно рассматривать, как самостоятельную систему, так и подсистему более высокого уровня.

Принцип всесторонности - указывает на то, что объект нужно изучать со всех сторон.

Принцип множественности - утверждает, что при исследовании объекта нужно использовать множество его моделей.

Принцип сходства - предполагает, что нужно использовать ранее полученные результаты при изучении других схожих объектов.

С прикладной точки зрения системный подход состоит в определении направления и последовательности исследования объектов, которая реализуется в шесть этапов:

  • 1. Четкое определение цели исследования
  • 2. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиции системы более высокого уровня.
  • 3. Выделение и изучение структуры системы и среды (структуризация).
  • 4. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы.
  • 5. Рассмотрение системы на всех этапах жизненного цикла (происхождение, развитие, функционирование и разрушение).
  • 6. Осуществляется сравнение системы с другими примерно сходными, для обнаружения одинаковых свойств.

Таким образом, системный подход к исследованию сложных объектов предполагает проведение исследований в трех взаимосвязанных областях.

  • - Исторический анализ
  • - Структурный анализ (связи и элементы)
  • - функциональный анализ (внешнее и внутреннее функционирование)

Методологические основания подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (научного, экономического, технического характера) является системный анализ.

Все проблемы в зависимости, от глубины сложности подразделяются на три класса:

  • 1. хорошо структурированные;
  • 2. не структурированные;
  • 3. слабо структурированные.

Для решения хорошо структурированных проблем используется методология исследования операций (ИО). Она состоит в применении математических моделей и методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

В неструктурированных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает много различных сведений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях для решения этой проблемы.

К слабо структурированным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится большинство наиболее важных экономических, технических, политических, военно-стратегических задач крупного масштаба.

Типичными проблемами являются те, которые:

  • 1) намечены для решения в будущем;
  • 2) сталкиваются с широким набором альтернатив;
  • 3) зависят от текущей неполноты технологических достижений;
  • 4) требуют больших финансовых вложений и содержат элементы риска;
  • 5) внутренне сложны из-за комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;
  • 6) для которых, не полностью определены требования стоимости или времени.

В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет, или улучшает характеристики системы. Методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявления масштабов неопределенных по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ-это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем.

При этом системный анализ имеет свою специфическую цель, содержание и назначения.

Цель систематического анализа:

Упорядочение последовательных действий при решении крупных проблем, основывалось на системном подходе.

Системный анализ предназначен для решения того класса проблем, которые находятся вне короткого диапазона ежедневной деятельности. Основное содержание системного анализа заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем систему и решения проблем, и не в специальных математических методах (оценка неопределенности), а в его концептуальном, т. е. понятийном аппарате, установленных целях, идеях.

Основное значение системного анализа:

В качестве основного и наиболее ценного результата системного анализа признается не количественное определенное решение проблемы, а увеличение степени ее понимания и возможных путей решения у специалистов и экспертов, участвующих в исследовании проблемы и у ответственных лиц которым предоставляется набор хорошо оцененных и проработанных альтернатив.

Полезность новых методов анализа и управления состоит в следующем:

  • 1) В большем понимании и проникновении в суть проблемы: практические усилия выявить взаимосвязи и количественные ценности помогут обнаружить скрытые точки зрения за теми или иными решениями;
  • 2) В большей точности: более четкое формулирование целей, задач снизит, хотя и не устранит, неясные стороны многоплановых целей;
  • 3) В большей сравнимости: анализ может быть осуществлен, таким образом, что планы для одной страны (района) могут быть с пользой увязаны или сравнены с планами и политикой других районов; при этом выделяются общие элементы;
  • 4) В большей полезности, эффективности: разработка новых методов должна привести к распределению денежных ресурсов более упорядоченно, и должна оказать помощь в проверке ценности интуитивных суждений

Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.

Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

Системный подход -- направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, "Правильно заданный вопрос - половина ответа". Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель". Раскроем их для полного понимания системного подхода.

Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. "Элементарность" элемента состоит в том, что он есть предел членения данной системы, поскольку его внутреннее строение в данной системе игнорируется, и он выступает в ней в качестве такого явления, которое в философии характеризуют как простое. Хотя в иерархических системах элемент тоже может быть рассмотрен как система. А от части элемент отличает то, что слово "часть" указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а "элемент" всегда обозначает функциональную единицу. Всякий элемент - часть, но не всякая часть - элемент.

Состав - полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов.

Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели.

Функции - способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы.

Функционирование - процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели.

Цель - это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Значение цели как системообразующего фактора уже отмечалось. Подчеркнем его еще раз: объект выступает как система лишь относительно своей цели. Цель, требуя для своего достижения определенных функций, обусловливает через них состав и структуру системы.

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих его аспектов:

1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему.

2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;

8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.


Top