Делийский султанат. Управление

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Делийский султанат (1206–1526)

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань, а формы условного владения в княжествах тоже стали трансформироваться под воздействием исламских принципов землепользования: вчерашние раджпутские воины в индийских княжествах, как и в землях султаната, превращались в иктадаров, обязанных служить вместе со своими князьями и военачальниками новым правителям.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад-дин Хилджи (1296–1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад-дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад-дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов-иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Торговцы были обязаны придерживаться этих цен под страхом суровых наказаний. А когда, несмотря на запреты, цены на рынках все же начинали расти, чиновники были обязаны выбрасывать на рынок зерно из казенных амбаров, куда оно загодя свозилось со всей Индии, для чего земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад-дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).

Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.

Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.

Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В XIII - СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.Алаев Л.Б. Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII вв. М., 2011.Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII - середины XVIII века. М., 1983.

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1526 «История церкви св. Петра в Глостере», лат.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Румский султанат 1077-1086 Сулейман–шах I (султан с 1081 г.)1086–1107 Кылыч–Арслан I1107–1116 Малик–шах I1116–1156 Масуд I1156–1192 Кылыч–Арслан II1192–1196 Кай–Хусрау I1196–1204 Сулейман–шах II1204–1204 Кылыч–Арслан III1204–1210 Кай–Хусрау I (вторично)1210–1219 Кай–Каус I1219–1237 Кай–Кубад I1237–1246

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы

автора Эсбридж Томас

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ Осенью 1260 года Бейбарс со всей очевидностью убедился в непрочности своего положения. Он поспешил утвердиться в Каире, занял цитадель - резиденцию султанов, построенную еще Саладином, и вознаградил широкий круг эмиров за преданность

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Калаун и мамлюкский султанат Во время пребывания у власти Калауна стала быстро нарастать угроза монгольской агрессии. Ильхан Абака воспользовался беспорядками в султанате после смерти Бейбарса и в 1280 году отправил внушительную армию в Северную Сирию, подтолкнув к

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1526 Гибель сенсации. «Межрабпомфильм», М., 1935. Реж.: М. Доллер (см.. Мачерет А.В. Советские художественные фильмы: Аннот. каталог: В 3 т. М, 1961. Т. 2. С.

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ Первое вторжение монголов в Индию относится к 1221 г., когда кочевники, преследуя войска Хорезмшаха, дошли до берегов Инда. Затем последовал длительный перерыв, во время которого монголы завоевали Иран и весь Ближний

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ, государство в средневековой Индии со столицей в Дели, возглавлявшееся мусульманскими династиями (1206-1526). Основан Кутб-ад-Дином Айбаком (правил в 1206-10), военачальником Мухаммеда Гури, который возглавлял тюркско-афганские войска, завоевавшие Северную Индию в конце 12 - начале 13 века.

Султаны делийского султаната принадлежали к тюркским династиям Гулямов (1206-90), Хилджи (1290-1320), Туглакидов (1320-1414), Сайидов (1414-51) и афганской династии Лоди (1451-1526). Правящая мусульманская верхушка составляла ничтожное меньшинство населения, остававшегося в массе индусами по религии, и удерживала власть благодаря тому, что действовала как сплочённая военная организация. Внутри правящего слоя существовали противоречия между суннитами и шиитами, тюрками и персоязычными, мусульманами, давно проживавшими в Индии и прибывавшими из стран Среднего Востока. Большая часть земель делийского султаната была роздана в кормления (икта) военачальникам при условии содержания ими на собираемые налоги воинских отрядов, поддержания порядка и перечисления части сумм в казну. Существовали также земли, находившиеся в частной собственности (ином) и освобождённые от выплаты налогов. Землевладельцы-общинники платили земельный налог. С части земель налог собирался непосредственно в казну (земли халиса). Источником пополнения казны была джизия - подушный налог, взимавшийся с немусульман.

Границы делийского султаната неоднократно менялись, его территория не имела регулярного административного деления. В 13 веке делийский султанат охватывал бассейны рек Инд и Ганг (часто за исключением Бенгалии). При Апа-ад-Дине Хилджи (правил в 1296-1316) делийский султанат включал почти всю Индию и сохранялся как общеиндийское государство в первые годы правления Мухаммеда Туглака (правил в 1325-51). В последующий период его территория вновь сузилась до долины Ганга и области Панджаб (Пенджаб). В 1389 году делийский султанат был разгромлен Тимуром и уже не смог вернуть себе былое могущество. Власть султанов династий Сайидов и Лоди распространялась лишь на Доаб (междуречье Ганга и Джамны), а иногда только на окрестности Дели. На развалинах делийского султаната возникли Бахманийский, Джаунпурский, Гуджаратский султанаты, Малва, княжества Раджпутаны. В 1526 году делийский султанат был завоёван Бабуром, основавшим династию Великих Моголов.

Включение (начиная с 13 века) делийского султаната в систему ближневосточных и средневосточных государств положило конец замкнутости Северной Индии (а до некоторой степени всей Индии), способствовало развитию её торговых и культурных связей с сопредельными государствами, появлению ряда новых производств, персоязычной индийской художественной и исторической литературы (тарихи, так называемой хроники), развитию религиозной мысли (мусульманского суфизма и индусских течений бхакти).

Лит.: Ашрафян К. З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных отношений (XIII-XIV вв.). М., 1960; The history and culture of the Indian people. L., 1960. Vol. 6; Srivastava А. L. The Sultanate of Delhi (711-1526 А. D.). 4th ed. Jaipur, 1964; А comprehensive history of India. Delhi, 1970. Vol. 5; Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.

Мусульманские войска, вторгшиеся в долину Ганга после победы при Тараине, должны были, по замыслу Мухаммеда Гури, не грабить захваченную страну, а превратить ее в провинцию государства Гуридов, что было не так-то просто сделать. Управление вновь завоеванными территориями Мухаммед Гури отдал опытному полководцу Кутб уд-Дину Айбеку, происходившему из гулямов. Широко толкование термина гулям (раб), но в данном случае речь идет об особой категории гулямов, распространенной в средние века на всем мусульманском Востоке: мальчиков, отнятых у родителей, или обращенных в рабство юношей воспитывали в духе преданности династии и мусульманского фанатизма, обучали военному делу и использовали в отборных войсках; многие из них становились военачальниками. Кутб уд-Дин был военным наместником. Его задачей было также дальнейшее завоевание индийских княжеств, но сопротивление их постоянно возрастало и значительных успехов добиться не удалось. К началу XIII в. владения Мухаммеда Гури включали западную часть долины Ганга, в основном область Доаба, часть Раджастхана и Ауда. Ставка Кутб уд-Дина Айбека была в г. Дели, оказавшемся удобным стратегическим центром.

Мусульманское войско было довольно пестрым по этническому составу, но основу его составляли тюрки, сохранявшие клановую (родоплеменную) организацию, которая естественным образом находила отражение и в их военных порядках. Военачальниками обычно были вожди кланов, собиравшие под своим командованием в первую очередь сородичей и опиравшиеся на них. Остальная часть войска набиралась из всякого рода авантюристов, жаждавших попытать счастья на военной службе в незнакомой богатой стране.

В процессе завоевания крупным военачальникам, а позже и более мелким, отдавались в управление целые области. С помощью войск эти командиры должны были держать враждебно настроенное население в подчинении, собирать дань и пересылать ее наместнику в Дели, оставляя некоторую часть для содержания войска. Новые властители стали собирать налог так же, как собирали его правители-индийцы -- в виде доли урожая и в том же размере -- первоначально это, видимо, была 1/5 часть урожая, но в конце XIII в. с основных земель брали уже 1/4 долю урожая. Со временем были установлены и мелкие дополнительные поборы, например, за выпас скота, торговые пошлины -- вообще налогообложение приняло упорядоченную форму.

Многие местные феодалы были вырезаны мусульманами, другие бежали, но часть их осталась в своих владениях, признав власть мусульманского султана и обязавшись отдавать большую часть податей в его пользу. На первых порах такое вассальное подчинение индийских феодалов во многих случаях было для мусульман самым легким решением вопроса об умиротворении той или иной области. Впоследствии крупные вассалы-данники из индусов были оставлены главным образом по окраинам мусульманского государства, в труднодоступных местностях, еще кое-где по политическим соображениям. Большая же часть сохранившихся индусских феодалов представляла собой общинных вождей, нужных мусульманам в качестве посредников между военными властями и общиной в деле сбора налога и поддержания порядка. Завоеватели не имели еще никакого аппарата для сбора налога и использовали традиционную индийскую систему отчуждения у общины-части прибавочного продукта.

На рубеже XII--XIII вв. обстановка в Северной Индии была очень нестабильная, но одно было ясно, что мусульмане прочно обосновались в долине Ганга и уходить не собираются. Государства, расположенные к югу и западу от этих владений Мухаммеда Гури, оказывали ожесточенное и небезуспешное сопротивление. Главное мусульманское владение в Индии -- Делийский султанат начинает свою историю с 1206 г., после того как султан Мухаммед Гури был убит на берегу Инда, возвращаясь из карательной экспедиции. Тотчас началась борьба за его наследство; в ней одержали верх военачальники из гулямов. В долине Ганга и Пенджабе власть захватил Кутб уд-Дин Айбек. Возникшее здесь государство по его столице назвали Делийским султанатом. Первый его правитель вскоре умер, разбившись при падении с лошади во время игры в конное поло. Делийский султанат окреп лишь при султане Шамс уд-Дине Илтутмыше (1211 --1236), бывшем ранее правителем области в долине Ганга. Как и его предшественник, он происходил из тюрок-гулямов. В ходе ожесточенной борьбы Илтутмышу удалось отвоевать весь Пенджаб и Синд, подчинить Бенгалию. В 1221 г. в Пенджаб вторгся сын разгромленного Чингисханом Хорезм-шаха Джалал уд-Дин, а за ним преследовавшие его монголы. Илтутмыш отказался принять беглеца в свои владения, но Пенджаб и Синд сильно пострадали и от войск Джалал уд-Дина, и от монголов, пока они (спустя три года) не покинули пределы Индии. На этот раз нависшая над молодым Делийским государством опасность была отвращена. Монголы напали на Индию снова в 1241 г., уже после смерти Илтутмыша.

Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Одни государства выделялись и стремились подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась.

Начиная с XI в. Индия становится ареной разорительных набегов тюркский завоевателей - мусульман. Поскольку в Индии была феодально раздробленной, индийские княжества не смогли противостоять этим нашествия. Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Так постепенно на севере Индии утвердилось новое государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название - Делийский султанат Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард - Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. Стр.175.. Правителем этого государства стал наместник султана Кутб-ад-дин Айбек. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Возникновение Делийского султаната , оказало значительное влияние на всю историю Индии.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов

В период Делийского султаната одна династия сменяла другую. Рассмотрим особенности правления этих династий.

Династия Гулямов (1206--1290 гг.).

Как говорилось выше, первым правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206--1210 гг.). Главной опорой для него было его войско.

Государственной религией в этот период становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и не мусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.

После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210-1236 гг.)

Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106с. .

Из-за постоянных угроз и нашествий монгольских завоевателей мусульманская знать объединилась вокруг делийского трона. Военная знать в этот период состояла в основном из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»).

Первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья, но она смогла править только 4 года. Начались раздоры между приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия

В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако вся власть была в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265--1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.

При Балбане в Делийском султанате были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Вся власти была в руках султана. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.

После смерти престарелого султана между феодальными группировками снова начались распри. В этой борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290--1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска. Джалал-ад-дин Фируз был мягким и милосердным султаном.

В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-ад-дин Хилджи (1296--1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-ад-дин был способным военачальником и талантливым администратором.

Для пополнения казны султан забирал земли духовенства и богатых военачальников и обложил их налогом. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров султан создал систему шпионажа и разослал повсюду своих шпионов. Запретил вельможам употреблять спиртные напитки и сам перестал пить. Но потом знатным людям разрешил пить, но только дома. Браки между знатными людьми были разрешены только с согласия султана.

Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено. Эти меры дали Ала-ад-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308--1311 гг.) завоевал его.

Под прямым контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-ад-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

Династия Туглак (1320 - 1414)

В 1320г один из самых известнейших военачальников Ала-ад-дина, Малик Гази свергает и убивает последнего султана династии Хилджи. Делийская знать провозглашает его султаном под именем Гийяс-уд-дина Туглака.

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-ад-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-ад-дин проводил активную внешнюю политику. Он подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.

На престол взошел Мухамад-шах (1325--1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем. Для своего времени Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком. Но он был чудовищно жесток. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.

Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана -- Фируза Туглака (1351-1388 гг.). государство индия средний век

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. C 180.

сохранить целостность своего государства Фирузе так и не удалось. Отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке Бенгалию, присоединить вновь не удалось. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умирает, разгорается борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась.

Династия Сайидов и Лоди

В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Хизр-хан (1414--1421 гг.) и его родственники продержались у власти до 1451 г.. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421--1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам.

В 1451 г. престол захватывает пуштун Бахлул Лоди (1451--1489 гг.), способный военачальник. При нем султанат политически усилился и расширился.

Сын Бахлула Сикандар-шах (1489--1515 гг.) расширил границы государства на востоке - вплоть до границ Бенгалии, подавлял восстания, пытался афганскую власть сделать более послушной. Восстановил шпионаж. Возобновил проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. При его правление несколько оживилась экономика страны. Он основал Агру (1504г.), которая стала одной из столиц Индии.

Си-кандар проявил себя как ревностный, фанатичный мусульманин. Он яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п.

Его сын Ибрахим (1517--1525 гг.) пытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Тогда знать пригласила в Индию Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур воспользовался этим приглашением. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате и занял Дели.

Начался новый период Индийской истории. Так зародилась Могольская империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Следует отметить ряд государств, существовавших на территории Индии с середины XIV по середину XVI вв. некоторые из них сыграли немаловажную роль в истории Индии, чем Делийский султанат.

В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). И государство Бахмани. (1347 г.) в северной части Декана.

Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Виджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов -- декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран).

Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422--1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась.

Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями.

В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение.

Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством

Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

Делийский султанат

В XII-XIII веках арабы, тюрки и афганцы вторглись в Северную Индию и в начале XIII века основали Делийский султанат. Делийская династия Гулямов завоевала значительную часть Северной Индии, её сменила династия Хальджи. Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В период Делийского султаната появился также язык хиндави, предшественник урду. Это произошло в результате общения местных носителей санскритского пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими иммигрантами.

Делийский султанат является единственной индо-исламской империей, которая возвела на престол одну из немногих женщин-правителей в истории Индии - Разия Султана.

Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город.

Империя Великих Моголов

В 1526 году потомок Тимура и Чингиз-хана Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года прекратила своё существование. В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены - индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. В период своего наивысшего расцвета, Империя Великих Моголов занимала территорию, превышавшую по размерам древнюю империю Маурьев. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших.

В 1739 году, Надир Шах одержал победу над армией Моголов в огромной битве при Карнале. После чего Надир захватил и разграбил Дели, забрав с собой несметные сокровища, включая знаменитый Павлиний трон.

В эпоху Империи Великих Моголов, доминирующей политической силой был могольский император и его союзники, а позднее - государства-наследники, включая конфедерацию Маратха, которые сражались с ослабленной династией Моголов.

Хотя Моголы часто прибегали к жёстким мерам для поддержания контроля над своей империей, они также проводили политику интеграции с индуистской культурой, что сделало их правление более успешным, чем правление недолго просуществовавшего Делийского султаната. Акбар Великий был самым ярким представителем могольских правителей, отличавшихся терпимостью к другим религиям и культурам. В частности, он ввёл запрет на убийство животных в дни религиозных праздников джайнизма и отменил дискриминирующие налоги для немусульман. Могольские императоры вступали в браки с местным дворянством, становились союзниками местных махараджей, и предпринимали попытки синкретизации своей тюрко-персидской культуры с древней культурой индийской, что, в частности, привело к возникновению индо-сарасенской архитектуры. Восшедший на престол вслед за Акбаром Аурангзеб, в отличие от предыдущих императоров, проводил непопулярную, дискриминирующую политику против немусульманского населения, которая вызывала большое недовольство индусов.


Top