Дзюдо олимпийский вид спорта. История возникновения дзюдо

В.В. Путин на тренировке по Дзюдо

Дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь «) - японское боевое искусство , соединяющее в себе самооборону без оружия, философию , вид спортивного единоборства.

Дзюдо возникло в 1882 году в Японии , благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано . В основе дзюдо лежит дзюдзютцу, представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.

Дзюдо, по японской классификации, относится к современным боевым искусствам (т.е. нетрадиционным), и при этом сильно выделяется среди множества своих собратьев.

  1. Во-первых, это единственное боевое искусство Востока, принятое в семью олимпийских видов спорта.
  2. Во-вторых, техника дзюдо, в отличие от того же карате, не ударная, а борцовская - броски, болевые приёмы, удушения и удержания.

В.В. Путин проводит прием броска в Дзюдо

Основатель дзюдо Дзигоро Кано изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник, чтобы создать общедоступное искусство борьбы, максимально адаптированное к проведению соревнований.

Удивительно, но признание дзюдо в качестве популярного вида спорта, не принизило его духовную и философскую составляющую, а также воспитательную роль. Занимающие этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение. Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости, коммуникабельности и взаимопомощи. Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик. Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях - необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д.

Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: «Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер».

На практике он выразил эти идеи в ряде наставлений:

  • Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
  • Овладение инициативой в поединке;
  • Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
  • Умение вовремя остановиться;
  • «Одержав победу - не заносись; потерпев поражение - не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём».

Как видно, эти поучения актуальны не только в дзюдо, но и в повседневной жизни.

Короткая история в СССР

В 20-м веке благодаря Кано и его ученикам дзюдо прошло большой путь от национального единоборства до всемирного признания: этим единоборством занимаются в 198 странах 28 миллионов человек, в т.ч. 200 тысяч - в России. Нужно отметить, что история становления дзюдо в России имеет множество драматических страниц. В.С. Ощепков - был первым россиянином и четвёрным европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень (дан) в японской школе дзюдо Кодокан. Это было в 1917 году.

После революции Ощепков успешно популяризировал дзюдо в СССР, а также обогащал его разнообразными эффективными приёмами, которые он черпал в национальных видах борьбы, изучая их во время своих путешествий. После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году, в СССР был введён запрет на дзюдо. Но его ученики, продолжив дело русского мастера, разработали на основе дзюдо новый вид борьбы - самбо, который общепризнан в качестве одного из самых эффективных в мире. Дзюдо в СССР возродилось лишь в 60-е годы, когда страна начала принимать активное участие в мировом олимпийском движении.

Обучение дзюдо включает изучение базовых стоек, перемещений, самострахования, захватов и техники реанимации. Ковёр для борьбы называется татами, дзюдоисты тренируются босиком, одежда для занятий - дзюдоги (куртка, штаны, пояс). Основа техники дзюдо - разнообразные броски, выполняемые как из стойки, так и с падением. Также применяются болевые приёмы: разгибания и скручивания конечностей.

В отличие от других распространённых видов борьбы - вольная, греко-римская - в дзюдо упор делается на максимальное использование силы противника, что сближает этот стиль с айкидо. В дзюдо, как в ушу и карате, кроме схваток есть комплексы формальных упражнений - ката. Ката отрабатываются в парах и позволяют освоить физические и духовные принципы дзюдо, а также безопасно изучить приёмы, которые запрещены на соревнованиях из соображений травмоопасности.

Наряду со спортивным дзюдо существуют и различные прикладные разновидности, направленные на эффективную самозащиту. Приёмы дзюдо легли в основу множества систем рукопашного боя, в том числе уже упомянутое советское самбо, американского боевого дзюдо и др.

Более полувека дзюдо оставалось практически единственным восточным боевым искусством, широко представленным в мире и получившим признание во многих странах. Но в последние десятилетия наблюдается активное распространение таких видов восточных единоборств как ушу, карате, тайский бокс, айкидо и многих других. Остаётся пожелать, чтобы усилившаяся конкуренция между дзюдо и другими боевыми искусствами способствовала их обогащению, а также популяризировала физическое и духовное развитие.

Видео: Что такое дзюдо

Содержание статьи

ДЗЮДО («мягкий путь»), одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзюдзюцу).

Историческая справка.

Корни джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии . В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя.

В 1882 молодой японский ученый Дзигоро Кано открыл в Токио собственную школу Кодокан («дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»). Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.

Дзюдо развивалось в условиях жесткой, порой жестокой конкуренции со стороны других школ джиу-джитсу. Однако вскоре оно получило официальное признание властей, нашло применение в полиции и армии, а через несколько лет вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.Распространение дзюдо в мире началось в 1930-е годы. После Второй мировой войны американские оккупационные власти ввели запрет на боевые искусства в Японии, что приостановило развитие дзюдо. После отмены запрета интерес к дальневосточным боевым искусствам вспыхнул в мире с новой силой.

В 1948 состоялся чемпионат Японии по дзюдо. Вскоре после этого была образована Всеяпонская федерация дзюдо. Международная Федерация дзюдо была создана в 1952, а первый чемпионат мира по дзюдо был проведен в Токио в мае 1956. Уже в 1964 дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, проводившихся в Токио, и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта.

Подготовка дзюдоиста

состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении.

Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами». В настоящее время вместо соломы для татами используются современные материалы.

Костюм дзюдоиста («дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются спереди узлом. Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней («кю»), начиная с 6-й (младшая) и кончая 1-й (старшая). В соответствии с присвоенной степенью ученики имеют право надевать пояса того или иного цвета: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс. Продолжая совершенствоваться, дзюдоист получает 1-й дан (первую степень мастера), а вместе с этим и право на ношение черного пояса. Всего в категории мастеров, обладающих черным поясом, существуют 10 степеней. Успешно выступающие борцы могут рассчитывать максимум на 7-й дан, поскольку более высокие степени присваиваются за административную деятельность и вклад в развитие дзюдо как спорта. Уровень первого дана соответствует примерно мастеру спорта по российской классификации.

Дзюдо в России.

Родоначальником отечественного дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892–1937). Он родился на Южном Сахалине, который после русско-японской войны был отторгнут от России в пользу Японии. Невольно став подданным японского императора, Ощепков переехал в Киото, где обучался в русской колонии. 29 октября 1911 был принят в знаменитый институт Кодокан-дзюдо, 15 июня 1913 ему был присвоен 1-й дан. Ощепков был первым русским и четвертым иностранцем, получившим степень мастера. 4 октября 1917 Ощепкову был присвоен 2-й дан, и вскоре он создал собственную школу дзюдо во Владивостоке. После установления на Дальнем Востоке советской власти Ощепков обучал первых советских милиционеров и чекистов азам боя, одновременно служил в штабе Сибирского военного округа. Его постоянно посылали за границу, где он не упускал случая пополнить свой арсенал приемов. Ощепков анализировал и дополнял арсенал дзюдо приемами из национальных видов рукопашного боя и постепенно выработал систему, которая впоследствии получила название «самбо». Термин «дзюдо не устраивал руководящий аппарат СССР, и о нем надолго забыли. В СССР о дзюдо заговорили лишь в начале 1960-х годов, когда стали проводиться первые чемпионаты мира и Европы по этому виду спорта. Федерация дзюдо СССР была создана в 1962 – в год проведения первого чемпионата Европы. На Олимпиаде 1964 советская команда по дзюдо была сформирована из спортсменов-самбистов, которые завоевали четыре бронзовые медали (А.Боголюбов, О.Степанов, А.Кикнадзе, П.Чиквиладзе). Первую золотую олимпийскую медаль принес советской команде Шота Чочишвили в 1972 на Олимпиаде в Мюнхене. Затем в Монреале в 1976 олимпийскими чемпионами стали Сергей Новиков и Владимир Невзоров, а в 1980 в Москве – Николай Солодухин и Шота Хабарели. В Барселоне в 1992, уже выступая за сборную СНГ, олимпийское золото завоевали Давид Хахалешвили и Назим Гусейнов. Огромных успехов советские и российские спортсмены добились, выступая на чемпионатах мира и Европы. Победителями и призерами этих соревнований стали Б.Мищенко, А.Цюпаченко, Г.Веричев, С.Косоротов, Х.Тлецери, Н.Ожегин, С.Космынин, Б.Вараев и др. В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире.

В этой статье разговор пойдет о «гибком познании»… Нет, это вовсе не нудные пары по философии или логике. Речь о дзюдо, а также о том, почему этот вид спорта полезен, во сколько лет дети могут начинать им заниматься и сколько стоят занятия.

Японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения – все это о дзюдо. Этот вид спорта часто привлекает детей и их родителей. И не зря: он прекрасно развивает ребенка как физически, так и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

Со скольки лет?

Дзюдо – мягкий, безударный вид единоборств, подходящий даже для самых маленьких деток. Поэтому начать обучение можно уже с 4 лет. Раннее начало боевого пути пойдет только на пользу: ребенок научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.

Важно понимать, что в таком возрасте ребенка не будут учить делать захваты или наносить удары соперникам. В секции с четырехлетками начинают заниматься общей физической подготовкой, и только потом, уже укрепившихся и подготовленных, постепенно обучают основам дзюдо.

Есть только одна проблема: четырехлетнего малыша могут не взять в секцию. Это особенно актуально для маленьких городов. В городах-миллионниках уже начинают открываться клубы, в которые можно отдать ребенка в столь юном возрасте.

Обычно рекомендуется отдавать детей на дзюдо с 7-8 лет. Это тот возраст, когда они становятся более собранными, целеустремленными и начинают осознавать, в чем суть этого вида спорта. А также в этом возрасте легче привыкнуть к строгим правилам на тренировках.

Медицинские противопоказания

Одно из самых безопасных единоборств, которое подойдет почти всем – это дзюдо для детей. Но есть и некоторые ограничения по состоянию здоровья.

Основные противопоказания:

  • больное сердце;
  • плохое зрение;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни почек;
  • аномалии развития.

Родителям стоит понимать, что дзюдо – это борьба. И хотя дети учатся не причинять сопернику боль, а лишь имитировать поединок, ваше чадо не застраховано от синяков и сильных ушибов. Поэтому стоит проконсультироваться с врачом или , чтобы быть уверенными, что тренировки не навредят.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки

Другой вариант перевода этого японского слова – «мягкий путь». Здесь важны не сила или умение «задавить» соперника, а ловкость и гибкость. Дзигоро Кано, создатель этого вида единоборств, вложил в свое творение основную идею: Необходимо поддаться, чтобы победить .

Дзюдо прекрасно подойдет для девочек. Тренировки вырастят сильную, уверенную в себе, дисциплинированную, но женственную и нежную девушку.

Если вы сомневаетесь, то вот еще несколько причин, чтобы отдать девочку именно на дзюдо:

  1. Ребенок приобретает навыки самообороны и учится защищать себя, что бывает иногда жизненно важным.
  2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как женская половина человечества от природы гибкая и склонная брать не напором, а хитростью и ловкостью.
  3. В конкуренция в женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском, поэтому это очень перспективное направление.

Да что там говорить, девочка, которая способна уложить любого мальчишку, вызывает в кругу сверстников искреннее восхищение и даже преклонение.

Плюсы

Дзюдо для детей, как и любой другой вид спорта, полезен для здоровья, физического и умственного развития, а также приносит удовольствие и позволяет выпустить лишнюю энергию.

Регулярные тренировки:

  • Развивают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл.
  • Тренируют реакцию . Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любое неверное действие противника становится преимуществом, которое нужно умело использовать.
  • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки по дзюдо – дело серьезное. Они приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу и даже разговаривать. В процессе обучения боевому искусству ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
  • Укрепляют здоровье. Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, уменьшают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, являются эффективным средством борьбы с ожирением.

Минусы


Несмотря на максимальную безопасность этого вида единоборств, травмы не исключены. Но не стоит бояться, что после первой тренировки ребенок придет с синяком или хуже – с переломом.

На первых занятиях, а иногда и годы, малышей обучают, как избежать травм и сохранить все конечности в целости, затем с помощью упражнений укрепляют их тело, а только потом показывают приемы и ставят в спарринги.

Сколько стоят занятия?

Любой спорт, если им заниматься серьезно и основательно, требует постоянных затрат. Вот примерный список расходов и расценки:

  • Тренировки. Одно занятие с тренером обойдется примерно в 600 – 800 рублей. Однако можно найти и бесплатную секцию для детей с 7 – 8 лет.
  • Поездки на турниры. Вероятность того, что ребенок будет ездить на турниры за счет организации, есть, но стоит быть готовыми к тому, чтобы оплачивать дорогу, питание и проживание.
  • Экипировка. Кимоно необходимо покупать самостоятельно. Его примерная стоимость: от 2 000 до 15 000 рублей. Есть и бюджетный вариант – взять с рук.

Как выбрать секцию?

От секции и тренера зависит многое: результаты тренировок, настрой и мотивация, травмоопасность занятий. Поэтому к выбору подходящей организации стоит подойти серьезно.

Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе секции:

  • Желание ребенка. Это главный фактор, о котором многие родители просто забывают. Если ребенок будет заниматься без желания, то никаких положительных результатов быть просто не может. Поэтому не бойтесь пробовать заниматься в разных клубах. Во многих платных секциях предлагается пробное бесплатное занятие. Пробуйте, и найдете то, что подойдет Вам и Вашему ребенку.

На современном этапе развития боевого искусства создано множество комитетов и организаций , занимающимися агитацией, распространением и продвижением японского единоборства по всему миру. Дзюдо включено в Олимпийские игры, начиная с 1964 года. Соревнования по дзюдо проводятся в различных весовых категориях.

Фото 1. Состязания по дзюдо на летних Олимпийских играх, прошедших в Рио-де-Жанейро, Бразилии в 2016 году.

Существуют также и специальные поединки по дзюдо, где участниками могут стать спортсмены любой весовой категории , но в программу олимпиады подобные встречи не входят.

Справка! Долгие годы существования дзюдо обходилось без весовых категорий: считалось, что главное не сила, а владение тайной техникой . Распределять соревнующихся по весу стали после поражения японцев на четвёртом чемпионате мира.

Японская классификация современного боевого искусства

Принятая классификация страны восходящего Солнца определяет дзюдо в разряд современных боевых искусств. Впервые секция «гибкого пути» появилась в 1882 году при храме Эйс в Токио.

Наставником школы «Кодокан» стал Дзигоро Кано. А в 1883 — появилась классификация разрядов. Правила судейства приняли в 1900 г. В первый год занятий «Кодокан» насчитывал всего 9 учеников-спортсменов.

В 1956 — был проведён первый чемпионат мира по дзюдо . Действия происходили в Токио. После этих событий подобные состязания по борьбе стали проводить и в других странах.

Женщины соревнуются между собой с 1980 года. С 1992 — женские состязания по этому виду спорта официально включены в программу летних Олимпийских игр.

Суть данного вида спорта

Японская борьба развивает координацию, силу, выносливость, скорость. Дзюдо стало основой для многих других видов борьбы, например, самбо и джиу-джитсу. Данный вид борьбы отлично подходит для целей самообороны.

Спорт наполнен постоянными падениями . Дзюдоистам необходимо постоянно тренироваться, для того чтобы обезопасить себя и уменьшить уровень травматизма во время приземления. Правила построены таким образом, что участник битвы быстро переключается после броска на удушающие или болевые приёмы . Такая техника дзюдо даёт спортсмену ценные навыки самозащиты.

Важно! Цель борьбы заключается в достижении максимального результата с наименьшей тратой усилий.

Дзигоро разработал комплекс упражнений, развивающих все группы мышц спортсмена, в отличие от других видов спорта, чтобы предотвратить физическую несбалансированность .

Цель такого образования, по задумкам основателя, сделать тело «сильным, здоровым и полезным».

Кроме физической силы, «мягкий путь» развивает и мыслительные способности спортсмена .

Дзюдоисты должны просчитывать каждый свой шаг и движения соперника: одержать победу в поединке дзюдо можно, поймав противника на малейшей его ошибке . Ум побеждает силу: если противостоящую энергию направить в правильное для себя русло и фатальное для соперника.

Основы единоборства для спортсменов

Фундаментом боевого искусства дзюдо являются болевые и удушающие приёмы, броски . Последние осуществляют из стойки или в падении, через бедро, спину или плечо — это один из методов достижения победы в дзюдо: положить противника на спину. Ещё один способ — сдача соперника.

Для этого в дзюдо используют удушающие приёмы или болевые захваты. Самые используемые приемы в дзюдо — это узлы , т. е. скручивание рук в суставах, или рычаги — выгибающие конечности до высшей степени болевого порога.

Внимание! В единоборстве разрешено проводить такие захваты только на локтевые суставы , с целью снижения травматизма.

Вам также будет интересно:

Удары и травмоопасные приёмы

Часть движений, несущих угрозу здоровью, и удары осваиваются исключительно в форме ката .

Целью реализации подобных приёмов в дзюдо служит точное правильное выполнение манёвра, где важна лишь отработка движений.

Наибольшее число повреждений в борьбе приходится на руки — 41,5%.

На повреждения нижних конечностей — 28,3%, травмы головы — 18,9%.

Принципы

Принципы дзюдо:

  1. Взаимопомощь и понимание для лучшего прогресса.
  2. Оптимальное использование духа и тела.
  3. Поддаться чтобы победить.

У спортсменов дзюдо есть свой кодекс чести . Боец должен быть вежлив, честен, скромен, верен другу, смел, обладать самоконтролем и уважать окружающих. Вступающий в ряды участников этой борьбы приносит клятву:

  1. Я не опозорю дзюдо и свою школу.
  2. Не покину учёбу без весомой причины.
  3. Без позволения учителя никому не раскрою тайн , познавших здесь.
  4. Буду следовать законам моей школы , пока я ученик, и стану держаться их, если стану учителем.

Взаимопомощь и понимание для лучшего прогресса

Этот принцип дзюдо раскрывает духовную и нравственную сторону боевого искусства.

Гибкость, хорошие манеры, правильное поведение — богатство для общества. Мастер Кано отметил основные правила для спортсмена в повседневной жизни:

  1. Владеть инициативой в любом деле.
  2. Необходимо знать, когда остановиться .
  3. Сосредоточенно следить за обстоятельствами жизни и за собой , за окружением и другими людьми.
  4. Действовать решительно , полностью осмысливать.
  5. Держать баланс между радостью и подавленностью, безрассудством, трусостью и истощением, и ленью.

Наилучшее использование тела и духа

При наименьшей затрате усилий получить максимальный результат — второй принцип дзюдо, это фундамент, на котором построена борьба в этом боевом искусстве. Такое правило подходит для развития не только физической силы, совершенствования мастерства, но и для умственной деятельности и даже воспитания характера.

Если подвести итоги, то с уверенностью можно сказать, что принцип наилучшего использования тела и духа может стать правилом жизни.

Поддаться чтобы победить

Следующий постулат дзюдо предусматривает победу более слабого соперника над сильным, посредством тактики и умений (мастерства): силу соперника можно обернуть против него самого.

Если ваш противник превосходит по мощности , то гораздо эффективнее будет уклоняться от его атак, маневрируя , что поможет вывести его из равновесия. В таком положении сила соперника уже не будет прежней.

После совершения ряда подобных действий необходимо сориентироваться и атаковать оппонента, так как новая ситуация оказывается преимущественной для вас. Выходит, спортсмен дзюдо задействует минимум усилий и получает наивысший результат . Сумел вывести бойца из равновесия — смог победить.

Международная федерация

Была основана в июле 1951 года. Организация занимается проведением чемпионатов (мировых и континентальных), присваивает свои ранги, отличные от

Непросто определить какие же единоборства лучше: в зависимости от личных предпочтений , более привлекательным окажется тот вид спорта, который по своей философии, технике и правилам будет ближе к духовному состоянию личности. А значит, выбор боевого искусства остаётся за вами.

Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония-4 мая 1938) - мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

28 октября 1860 года в Японии , в местечке Микаге, неподалёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он - Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы - борьбы дзюдо.С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Но, обладая огромной силой воли, Д. Кано усердно овладевал приёмами «дзю-дзютсу». Он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал - именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой.

Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

В 1877 году Кано нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1829-1880) из Тэнсин Синъё-рю. Здесь занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, которые ему преподал Фукуда.

Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано, и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую успешно применил против Фукусимы и впоследствии назвал ката-гурума («мельница»).

После смерти учителя Фукуды, Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъё-рю у Масамото Исо (1818 – 1881). Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных ката и получить значительный опыт рандори – в додзё Масамото занималось тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера, и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому.

В 1881 году, после смерти Масамото, Кано вновь остался без учителя. На этот раз он отправился учиться к Цунэтоси Ийкубо (1835-1889) из Кито-рю. Во времена Кано Кито-рю сосредоточивалась, в первую очередь, на нагэ-вадза, техниках броска. Как стиль, так и содержание обучения в Кито-рю существенно отличались от принципов Тэнсин Синъё-рю, и Кано был очень рад познакомиться с новым подходом к дзю-дзюцу.

В своих воспоминаниях Кано говорит: «У Мастера Фукуды я научился тому, какой должна быть работа моей жизни; у Мастера Масамото я научился тонкой природе ката; у Мастера Ийкубо я освоил множество приемов и научился важности своевременности».

Посвящая тренировкам все вечера, Кано не менее усердно погружался днем в книги, получая в Токийском университете отличные оценки.

Кано закончил Токийский университет в 1881 году, но остался там для дальнейшего обучения еще на год. В феврале 1882 года он перебрался в Эйсё-дзи, небольшой буддистский храм секты Дзёдо в районе Симо-тани города Токио. Там, в возрасте двадцати двух лет, он основал Кодокан, «Институт Изучения Пути».

В 1891 году Кано, которому исполнился тридцать один год, решил, что пришла пора обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и в конце концов добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр.

Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма.

Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства (дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много лет после смерти Кано).

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо; он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».


Top