Формирование правительства на парламентской основе. Парламентарные формы правления

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

4.3 Типология парламентов

Следует подчеркнуть, что каждый из национальных парламентов в чем-то уникален и неповторим. И тем не менее все это огромное разнообразие может быть сведено к нескольким основным типам. В основу классификации парламентов положены отношения представительного собрания с исполнительной властью, определяющие роль и место парламентов в политической системе.

Доминирующие парламенты - парламенты, формирующие правительство и жестко контролирующие его деятельность (например, парламенты Италии или Японии). Правительство формируется здесь на основе парламентского большинства: если какая-либо партия имеет абсолютное большинство мест в парламенте, то именно она и формирует однопартийное правительство, а ее лидер, как правило, становится премьер- министром; если же такого большинства не имеет ни одна из партий, то формируется коалиционное правительство из представителей нескольких партийных групп, которые вместе контролируют более чем 50 процентов депутатских мандатов. Таким образом, правительство в данном случае легитимно лишь до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. Если эта поддержка исчезает, т. е. если парламент выражает вотум недоверия правительству или какой-либо партнер по коалиции выходит из него, правительство уходит в отставку (возникает ситуация правительственного кризиса). Доминирующие парламенты оказываются эффективными лишь при условии наличия устойчивого парламентского большинства, т. е. если либо одна партия контролирует это большинство, либо становится возможной прочная коалиция партий, стоящих на примерно одинаковых политических позициях и имеющих по совокупности большинство парламентских мест. Если подобные условия существуют, то именно парламент играет ведущую роль - доминирует - в национальной политической жизни.

Автономные парламенты - парламенты, монополизирующие и жестко контролирующие законотворческий процесс, но не имеющие серьезных механизмов влияния на политику исполнительной власти (например, Конгресс США или шведский риксдаг). Фактически мы имеем здесь дело с радикальным вариантом реализации принципа разделения властей: возглавляемое президентом правительство плотно контролирует исполнительную власть, парламент столь же плотно контролирует законодательную власть.

При этом ни парламент не может отправить правительство в отставку, ни президент не может распустить парламент ни при каких условиях. (Все это, конечно, не исключает наличия процедур взаимного контроля ветвей власти.) И тем не менее автономные парламенты оказываются функциональными по отношению к политической системе лишь тогда, когда представители законодательной и исполнительной власти придерживаются примерно одинаковых политических и идеологических позиций, поскольку лишь в этом случае возможны сотрудничество и компромиссы между различными структурами власти. В противном случае, в условиях, когда законодательная и исполнительная ветви власти не могут «свергнуть» друг друга, жесткая конфронтация между ними неминуемо оборачивается параличом политической системы.

Ограниченно автономные парламенты - парламенты, представляющие собой поле конфронтации (зачастую ритуализированной) между правительством и оппозицией (Наиболее яркий пример - парламент Великобритании). В Великобритании с ее двухпартийной системой контроль правительства над фракцией большинства обеспечивает ему очень сильные позиции в парламенте. Главный механизм такого контроля - партийная дисциплина. Британские партии являются внутренне сплоченными, и проголосовать против воли собственной партии - значит совершить экстраординарный поступок, который может положить конец самой удачной политической карьере. Вот почему итоги голосований в парламенте всегда предрешены. Роль британской палаты общин - не править, а, скорее, досаждать исполнительной власти бесконечными запросами, обсуждениями принятых решений и критикой.

Подчиненные парламенты - парламенты, чья деятельность происходит под более или менее плотным и жестким контролем со стороны исполнительной власти (например, парламенты Франции периода V Республики или Кении). Это проявляется в том, что работа депутатов сводится по существу лишь к обсуждению законопроектов, вносимых правительством. Контроль над его деятельностью со стороны парламентариев возможен по сути дела лишь в форме депутатских запросов.

Значительный объем времени депутаты посвящают здесь лоббированию интересов тех регионов и округов, от которых они были избраны. Интересно, что подчиненный парламент совместим и с либеральной демократией, и с авторитаризмом. Причины преобладания исполнительной власти над парламентом могут быть разными. Так, во Франции причиной стало сознательное ограничение функций парламента после фактического паралича власти в период IV Республики (1946-1958 гг., когда за 12 лет сменилось 25 кабинетов). В развивающихся странах вроде Кении его члены просто-напросто боятся критиковать правительство: это небезопасно. Но и в такой ситуации представительное собрание остается важным звеном между центральной властью и сельской глубинкой. «Законодатели» выступают как защитники своих избирателей в столице, «выбивают» субсидии и т. д.

Полностью подчиненные парламенты - парламенты, не играющие никакой реальной роли в политической жизни страны. Такие парламенты лишь оформляют законы и решения, которые готовятся за парламентскими стенами. При условии лояльности по отношению к правящему режиму депутаты здесь могут пользоваться значительными привилегиями и иметь высокий социальный статус. Эта разновидность характерна для некоторых военных (Бразилия в начале 80-х гг.), многих популистских (например, Танзания) и всех эгалитарно-авторитарных режимов. Иными словами, этот феномен присущ исключительно авторитаризму. Полностью подчиненные парламенты редко собираются на сессионные заседания; сами эти заседания непродолжительны и носят формальный характер. Право таких парламентов формировать правительство - чистая фикция. Они созываются для того, чтобы легитимировать режим и санкционировать его мероприятия.

У центрального политического института - государства - есть два аспекта, принципиальным образом определяющих его сущность: форма правления и форма государственного устройства...

Государство и механизмы государственного управления

Функции парламентов могут быть сведены к пяти основным: легитимации; принятию законов; представительству; рекрутированию и социализации элиты; воздействию на исполнительную власть и контролю за ней...

Государство и механизмы государственного управления

Парламенты - это сложные организации, являющиеся, с одной стороны, основными аренами политической жизни большинства либеральных демократий, а с другой - рабочими коллегиями, выполняющими ряд организационно-технических задач...

Оппозиция в современной России

В странах Запада традиционно выделяются два основных типа оппозиции -- внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки...

Основные теории и психологические типологии политического лидерства и лидера

В качестве критерия своей типологии лидерства Д. Варне брал взаимоотношения лидеров и ведомых, то есть людей с различным властным потенциалом и разной мотивацией. Он различал два типа взаимодействия между ними и, соответственно...

Особенности идеологической доктрины терроризма

Классификаций терроризма существует множество. Различают: - по сфере действия - государственный и международный; - в зависимости от идентичности субъекта - этнический и религиозный; - по средствам...

Отличительные признаки политической власти

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии. В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие)...

Политические лидеры как субъекты политики

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): 1...

Политические партии

Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов привело к возникновению различных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями, чертами деятельности...

Политические партии и партийные системы. Сущность, структура и типология

Существует много критериев, с помощью которых классифицируются политические партии. Так сторонники институционного подхода демонстрируют организационные критерии, в традиции либеральной - наиважнейшей является классификация...

Политическая элита это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп)...

Тоталитаризм: признаки и предпосылки

Используя в качестве критерия классификации формы социального контроля, применяемого тоталитарным режимом, можно выделить три главных типа: религиозный, политический, информационный...

Форма государственного правления - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления в узком смысле - это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле - это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форма правления показывает: как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Президентско-парламентская республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6.Право ветопрезидента на решения парламента отсутствует сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие постапремьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

29. Перечислите политические партии Казахстана: происхождение, идейные ориентации, электорат.

Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.

Согласно последней редакции Закона Республики Казахстан «О политических партиях» политическая партия должна иметь не менее 40 000 членов.

Партия «Нур Ота́н» - крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Нурсултана Назарбаева как партия «Отан», он же является её лидером. Социальную базу партии составляют работники бюджетных организаций, студенты, научная и творческая интеллигенция, представители малого и среднего бизнеса. Главными целями партия провозглашает активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; повышение жизненного уровня граждан; утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране; укрепление межнационального согласия; воспитание у граждан чувств патриотизма и ответственности за всестороннее и гармоничное развитие Республики Казахстан.

Демократическая партия Казахстана «Ак жол»- политическая партия в Казахстане, позиционирующая себя, как «конструктивная оппозиция». Зарегистрирована в 2002 года. Фундаментальные ценности: демократия, независимость, свобода, справедливость.

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) Секретарями Центрального Комитета партии являются Айкын Конуров, Дмитрий Лёгкий и Жамбыл Ахметбеков. 21 июня 2004 года партия прошла государственную регистрацию. Партия возникла в результате раскола Коммунистической партии Казахстана. основе деятельности КНПК лежит марксистко-ленинская идеология, адаптированная к новым условиям общественного развития.

Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»- политическая партия, функционирующая в Казахстане. Партия зарегистрирована 1 марта 2002 года, Своими целями партия декларирует усиление государственного регулирования и поддержку агросектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан.

Партия патриотов Казахстана (ППК) - политическая партия, функционирующая в Казахстане. Партия зарегистрирована 4 августа 2000 года. Партия декларирует следующие цели: формирование и осуществление национального возрождения народов Казахстана; построение правового демократического государства, гражданского общества с рыночной экономикой; приобщение к участию в управлении государственными и общественными делами социально активной части общества; обеспечение устойчивого развития страны; создание высокого качества жизни человека и уделение приоритетного внимания здоровью граждан.

Коммунисти́ческая па́ртия Казахста́на- коммунистическая партия, действующая в Республике Казахстан, считает себя правопреемницей республиканской компартии - Коммунистической партии Казахстана в составе КПСС. 1998 году зарегестрирована. Своими основными целями партия считает: создание условий для построения в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма; построение коммунистического общественного строя.

Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана- оппозиционно настроенная политическая партия в Казахстане. Партия создана 10 сентября 2006 года, задачи построения демократического, правового, социального государства, инновационной экономики, осуществления новой гуманитарной политики.

Политическая Партия «Бірлік» . Партия была зарегистрирована 6 октября 2003, бывшая партия Руханият. Социальная база партии – работники сфер образования, здравоохранения, науки и культуры, предприниматели, студенты и др. Своими главными задачами партия видит подъем экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.

Демократическая партия «Адиле́т», Зарегистрирована 14 июня 2004 года.Партия основана с целью консолидировать гражданскую волю граждан Казахстана путем укрепления правовой государственности, всемерно укреплять межнациональное согласие и политическую стабильность, воспитать у казахстанцев истинные чувства патриотизма

31 вопрос: Согласно большинству источников понятие “харизма” истолковывается как божественный дар, экстраординарная способность, свойство личности, особая одаренность человека. Причем все эти особенности люди видят в человеке, обожествляя его самого. В то же время в науке сегодня не существует единого подхода, позволяющего дать категориальное определение данному понятию.
Харизма включает в себя ряд аспектов, например религиозный, социологический, культорологический, социально-политический и др., позволяющих выделить само понятие в категориальном плане и раскрыть его содержание.
Религиозный аспект позволяет рассматривать харизму действительно как божественный дар, который люди видят в человеке, веря в его особые качества, надеясь на чудо, тайну и авторитет как на три силы, дающие человеку счастье и свободу. Особенностью такого аспекта является то, что человек освобождает себя от всякого рода ответственности, доверяя свою судьбу кому-то другому.
В социологическом аспекте харизма рассматривается с точки зрения ролевых функций личности. Именно выполнение личностью ряда функций позволяет ей подчинить себе массы. у М. Вебера этим даром наделены определенные личности (полководцы, политики, маги, пророки, основатели мировых религий и т. п.), следуя ролевым функциям, такой лидер любыми путями, иногда и далеко несправедливыми, добивается своей цели (Цезарь, Сталин, Гитлер и др.).
Культурологический аспект позволяет выделить ряд качеств, присущих харизматической личности. Следуя мнению А. Гантера, можно назвать такие качества, как способность к обмену энергией с массами, завораживающую внешность, хорошие риторические способности и коммуникативность, самодовольство, независимость характера, достойная и уверенная манера держаться.
Социально-политический аспект наиболее распространен сегодня в политической социологии и политической науке. Он позволяет, с одной стороны, обобщить все вышеназванные аспекты, а с другой - подчеркнуть особенность самого социально-политического аспекта харизмы.

32. Дайте различия политических партий и общественных объединений

Политические партии – политические институты, вырабатывающие свою программу, идеологию, стремящиеся себе обеспечить поддержку общества. Это важнейший политический институт, достаточно устойчивое общественное объединение, которое выражает политическую волю общества.Не менее 1000 человек. Она имеет определенную структуру: партийная элита и рядовые члены, обеспечивающие выполнение партийных целей, задач, программ. Они выполняют следующие функции: 1) выявление и обоснование интересов социальных групп общества, 2) отражение этих интересов идеологии или программе, 3) социально-политическое просвещение, 4) участие в формировании политической элиты. Политическая партия проходит этап институционализации, который осуществляется на основе принятия и вступления в действие различных правовых актов, которые определяют статус, права и обязанности, источники финансирования и их участие во властны структурах. Партии всегда стремятся к государственной власти Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Они подразделяются на общественные организации и движения, которые являются менее устойчивыми чем партии. Политические движения создаются например для решения 1 или 2 задач, цель- влияние на общественное мнение. Они имеют влияние на политические партии и государство в целом.

32 вопрос: Долго преобладало направление, сторонники которого уже в XX в. без ложной скромности присвоили себе звание «реалистов». Движущей силой международных отношений является стремление любого государства к усилению своей безопасности путем распространения влияния и наращивания мощи.

Библией «реалистов» являются воззрения английского философа Т. Гоббса, который считал сутью политики борьбу за безопасность во враждебном окружении. В границах отдельных государств, где люди скрываются под защитой государства, заключая договор друг с другом, чтобы избежать «войны против всех». Качественным отличием международных отношений от процессов внутри государств является отсутствие высшего арбитра, и как результат - состояние анархии, аналогичной ситуации в природе. Естественное же состояние природы -состояние войны.
Реализм обогатил дисциплину международных отношений несколькими важными понятиями: «геополитика», «супердержава», «сдерживание», «безопасность, «национальные интересы» и др.

Реалисты сформулировали 6 пунктов международного детерминизма:

1) политики имеют свободу действий и стремятся к достижению наиболее рациональных решений;

2) политики думают и действуют согласно интересам государства;

3) сущностью мировой политики является борьба суверенных государств за свои национальные интересы;

4) моральные принципы не могут быть применены в отношениях между государствами. Главное - результаты;

5) действия других наций надо оценивать по тем же моральным принципам, что и действия своей нации;

6) политика целиком автономна к экономике и праву. Единственной целью политики является увеличение силы страны на международной арене и ее демонстрация.
Поэтому каждое государство стремится наращивать свою силу. Но, поступая таким образом, оно ущемляет безопасность других государств, которые пытаются догнать, а позже превзойти по силе нарушителя спокойствия. Эта гонка за обеспечение безопасности, по существу, с самого начала приобретает форму замкнутого круга, по которому и развиваются государства в соперничестве друг с другом.
«Реалисты» признают, что их теория - «воплощение цинизма», но такова, дескать, жизнь, таковы законы природы, которым подчиняются и международные отношения. Конечно, здесь налицо, казалось бы, неразрешимое противоречие: во внутренней политике государство требует от подданных соблюдения законов, согласия, ищет компромиссы, а в отношениях с другими государствами руководствуется принципами джунглей. Этот разрыв заполняется патриотической абсолютизацией «национальных интересов» и признанием, хотя часто неискренним и весьма снисходительным, норм международного права.

34: Различие кадровых и массовых партий не связано ни с их масштабом, ни с их численностью; дело не в различии размеров, а в различии структур. Различие кадровых и массовых партий не связано ни с их масштабом, ни с их численностью; дело не в различии размеров, а в различии структур. Возьмем, к примеру, французскую социалистическую партию: рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу как с политической, так и с финансовой точки зрения. Ведь она прежде всего стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из его среды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А это означает, что члены составляют самую материю партии, субстанцию ее деятельности – без них она напоминала бы учителя без учеников. С точки зрения финансовой партия также существенно зависит от взносов своих членов: первейшая обязанность секций состоит в том, чтобы обеспечить регулярные денежные поступления. Таким образом партия собирает средства, необходимые для политического просвещения и повседневной работы. Тем же путем она может финансировать и выборы – к аспекту финансовому присоединяется здесь политический. И этот последний аспект проблемы – основной, поскольку любая избирательная кампания требует больших расходов. Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования выборов демократическим. Вместо того чтобы обращаться к нескольким частным пожертвователям с целью покрыть расходы на избирательную кампанию – промышленникам, банкирам или крупным коммерсантам (ведь тот, кто выдвигает кандидата и выбирает его, оказывается в зависимости от них), массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится скромная сумма. Для массовых партий характерен призыв к общественности – она заплатит и позволит избирательной кампании партии избежать зависимости от денежных мешков; отзывчивая и активная, она получает политическое воспитание и приобретает инструмент для участия в государственной жизни.
Кадровые партии соответствуют другому понятию. Это объединение нотаблей, их цель – подготовить выборы, провести их и сохранять контакт с кандидатами. Прежде всего это нотабли влиятельные, чьи имена, престиж и харизма служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические – те, кто владеет искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию; наконец, это нотабли финансовые – они составляют главный двигатель, мотор борьбы. И качества, которые здесь имеют значение прежде всего, – это степень престижа, виртуозность техники, размеры состояния. То, чего массовые партии добиваются числом, кадровые достигают отбором. И само вступление в кадровую партию имеет совершенно иной смысл: это акт глубоко индивидуальный, обусловленный способностями или особым положением человека, строго детерминированный его личностными качествами. Это акт, доступный избранным; он основан на жестком и закрытом внутреннем отборе. Членов партии радикален невозможно учесть, так как она, собственно говоря, их не ищет: ведь речь идет о кадровой партии. К той же категории принадлежат американские партии и большая часть умеренных и консервативных европейских партий.

35 Раскройте суть долгосрочной программы развития Казахстана "Стратегии «Казахстан – 2050».

Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях.

В первом разделе рассмотрено следующее: Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

Во втором разделе: Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.

В третьем: Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.

В 4м - Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

В 5м разделе - Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

В шестом разделе - Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.

И в последнем - Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества

Изменения, происходящие в мире под влиянием затянувшегося глобального кризиса, не пугают страну. Казахстан к ним готов. Теперь наша задача – сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке.

Главная цель республики – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда.

Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.

Чтобы достойно принять новые вызовы, рамок Стратегии-2030 уже недостаточно. Стране важно расширить горизонт планирования и,как 15 лет назад, совершить очередной мировоззренческий прорыв.

Во-первых, Казахстан – современное государство. общество достигло зрелости, поэтому нынешняя повестка дня отличается от той, которая была у нас на этапе становления государства.

Характер и глубина происходящих в мире трансформаций, глобальная взаимозависимость требуют устойчивого долгосрочного развития. Многие страны уже пытаются заглянуть за пределы 2030 – 50 годов. «Управляемое прогнозирование» превращается в важный инструмент развития государств в нынешнее нестабильное время.

Во-вторых, Стратегия «Казахстан-2030» была создана для периода становления нашей государственности. По своим базовым параметрам она выполнена.

В-третьих, мы сталкиваемся с вызовами и угрозами, порожденными новой реальностью. Они носят всеобъемлющий характер и затрагивают все страны и регионы.

Когда правительство разрабатывали Стратегию «Казахстан-2030», никто не предполагал, что нагрянет столь беспрецедентный по своим масштабам мировой финансово-экономический кризис, в результате которого возникнут новые, совершенно непредвиденные экономические и геополитические обстоятельства.

Стратегия-2030 создавалась в 1997 году как открытый документ, в который изначально закладывали возможность корректировки.

Понимая, что ситуация в мире меняется и что жизнь может вносить свои коррективы, по поручению президента была создана рабочая группа, которая работала над осмыслением нашего положения и нашей возможной стратегии в новых условиях.

С учетом ее разработок Назарбаев выстроил новый политический курс нации до 2050 года, внутри которого продолжится реализация задач Стратегии-2030. Все должны четко осознавать, что время и условия будут вносить свои коррективы в планы страны, как это произошло с программой «Казахстан-2030».

2050 год – это не просто символичная дата.

Это реальный срок, на который сегодня ориентируется мировое сообщество.

В ООН разработан Глобальный прогноз развития цивилизаций до 2050 года.

Прогнозный доклад до 2050 года обнародован Всемирной продовольственной организацией.

Сейчас все большее число стран разрабатывают и принимают такие долгосрочные стратегии. Китай определил для себя такой же горизонт стратегического планирования.

Даже крупные транснациональные компании разрабатывают стратегии развития на полвека вперед.

Полтора десятилетия назад, когда была принята «Стратегия-2030», первое поколение казахстанцев, родившихся уже в нашей новой стране, только собирались идти в школу. Сегодня они уже трудятся или завершают учебу в вузах. А через два-три года уже начнет появляться второе поколение независимости. Поэтому Казахстану важно уже сейчас думать о том, чтобы дать им верные ориентиры.

Главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.

Все достижения и Казахстанская модель развития должны стать основой нового политического курса.

Стратегия Казахстан-2050 – это гармоничное развитие Стратегии Казахстан-2030 на новом этапе. Это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и где хотим быть к 2050 году.

Исходя из всего этого, проект Нового политического курса нации до 2050 года и есть Послание президента народу Казахстана.

36. Сравните достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем. Приведите примеры.

Партийные системы: совокупность партий, взаимодействующих между собой.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, выборы принимают формальный характер. Примеры: коммунистическая партия СССР, Вьетнам, Куба, Северная Корея.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Многопартийная система состоит из трех и более политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

В рамках многопартийной системы выделяют:

многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте; (Казахстан, Япония, Италия)

Понятие, состав и структура Правительства. Виды правительств.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Помимо федерального (общенационального) Правительства существует также Правительство SФ, в политических автономиях иногда существуют местные Правительства.

На практике Правительство может именоваться по-разному: Совет министров (Франция), Федеральное Правительство (Германия), Кабинет (Япония), Правительство (Чехия), Федеральный совет (Швейцария) и т.д.

В англоязычных странах словом government называется вся система исполнительных, законодательных и судебных органов (вся государственная власть).

В президентских республиках, а также некоторых абсолютных и дуалистических монархиях Правительства, как единого органа не существует, считается, что вся ИВ принадлежит ГГ, которому подчиняются отдельные министры, рассматриваемые только как его советники. ГГ может созывать их на различные заседания или совещания, на которых никаких решений не принимается, а только обсуждаются отдельные вопросы, предложенные ГГ.

В состав Правительства входят различные должностные лица, к которым обычно относятся глава Правительства и министры, руководящие определенными министерствами и ведомствами.

На ряду с ними в некоторых странах в состав Правительства также входят: заместители главы Правительства (Португалия); заместители отдельных, наиболее важных министров (GB), министры без портфеля (должностные лица, которые не руководят каким-либо ведомством, а выполняют отдельные поручения главы Правительства или координируют деятельность группы министерств и ведомств, например, в Италии), члены Правительства, обеспечивающие взаимодействие Правительства и министров с Парламентом и его палатами (Австрия, GB – парламентские секретари).

Все эти должностные лица в различных государствах именуются по-разному:

Министры (европейские страны);

Государственные секретари (англоязычные страны);

Младшие министры;

Статс-секретари;

Отдельные должностные лица могут занимать в Правительстве несколько постов (глава Правительства и занимает должность министра).

Помимо членов Правительства, которые обладают решающим голосом, в некоторых государствах на заседаниях Правительства могут участвовать иные лица с правом совещательного голоса, например, во Вьетнаме, на Кубе.

По своей структуре Правительство не является однородным органом. Нередко внутри Правительства создаются органы более узкого состава.

Выделяются 2 типа таких органов:

- внутриправительственный орган общего характера (Италия), в него входят ГГ и наиболее важные министры, данный орган заседание гораздо чаще, чем Правительство в полном составе и он подготавливает заседания Правительства и иногда принимает решения вместо него;

- комитеты Правительства (внутриправительственные органы межведомственного характера, которые занимаются предварительной подготовкой вопросов для заседаний Правительства, а также координации деятельности различных министерств и ведомств, в комитеты Правительства входят министры и другие члены Правительства, действующие в смежных сферах управления, их возглавляет глава Правительства, кто-либо из его заместителей или какой-либо министр).

Комитеты бывают постоянные и временные (создаваемые для решения определенных задач).

С точки зрения политического состава Правительства делятся на (выбор зависит от формы правления):

- однопартийные (формируется при парламентской и смешанной форме правлений, политической партией получившей абсолютное или близкое к нему большинство мандатов в парламенте, формируются в президентских республиках, но ГГ из числа своих сторонников);

- коалиционные (обычно бывает при парламентской и смешанной форме правления, когда ни одной из партий не удалось получить в парламенте такого большинства, которое позволило бы сформировать однопартийное Правительство, в этом случае несколько партий имеющих в совокупности парламентское большинство могут договориться между собой о создании блока и формирования на его основе коалиционного Правительства, в отдельные кризисные моменты, например, в случае войны, может быть образовано коалиционное Правительство особого рода – Правительство национального единства, которое входят представители всех партий, имеющие мандаты в парламенте, оно провозглашает своей целью преодоление кризиса, перед которым все противоречия между партиями отступают на 2ой план);

Обычно однопартийное и коалиционное Правительство при парламентской и смешанной форме правления создаются на основе парламентского большинства, однако может быть создано и Правительство парламентского меньшинства . Такое Правительство формируется партией или блоком партий, имеющим меньшинство в парламенте, когда нет устойчивого большинства, когда все другие партии временно воздерживаются от политического конфликта с Правительством парламентского меньшинства. Этому Правительству трудно принимать радикальные решения и обычно оно ограничивается решением текущих вопросов.

- беспартийные (если при парламентской или формой правления не удается сформировать однопартийное или коалиционное Правительство, а распускать парламент нежелательно или по конституции невозможно, образуется беспартийное Правительство, оно включает специалистов, которые могут принадлежать различным партиям, но их партийная принадлежность в данном случае не имеет значения и не предопределяет принимаемые ими решения, обычно имеет временный характер, создается для преодоления Правительственного кризиса и ведет текущие дела до формирования Правительства на партийной основе, кроме того, такие Правительства существуют в странах, где вообще отсутствуют или запрещены политически партии).

Формирование Правительства.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании Правительства различаются 2 способа его формирования:

- парламентский (характерен для парламентских монархий и республик и предусматривает формирование Правительства на основе итогов парламентский выборов);

Формирование Правительства при парламентском способе, как правило, происходит в 2 этапа:

а) назначение или избрание главы Правительства;

б) замещение должностей остальных членов Правительства.

Если же явного большинства в парламенте ни одной из партий нет, то процесс формирования Правительства осложняется. Ему, как правило, предшествует консультации ГГ с лидерами крупнейших партий, председателями палат парламента и т.д. В ряде государств, например, Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии ГГ обычно назначает специальное лицо – форматора, которому поручается определить круг потенциальных членов Правительства, способных заручиться поддержкой парламентского большинства. Если форматор успешно справляется со своей задачей, то он, как правило, становится главой Правительства. Иногда сменяется несколько форматоров.

При формировании однопартийного Правительства инициатива главы Правительства практически ничем не связана.

Таким партиям выделяются своего рода квоты в составе Правительства пропорционально численности их фракции.

В некоторых государствах (Греции, Италия, Турции) Правительство для окончательного своего сформирования обязано в течение определенного срока заручиться поддержкой парламентского большинства, которое чаще всего выражается в вотуме доверию программе и составу правительства. Такая практика получила название «позитивный парламентаризм». В других государствах получил распространение принцип «негативного парламентаризма», согласно которому Правительство не обязано получать позитивный вотум доверия парламента, оно может действовать до тех пор.

- внепарламентский . Этот способ подразделяется на:

1) реально внепарламентский;

2) формально внепарламентский.

Реально внепарламентский существует в абсолютных и дуалистический монархиях, а также в суперпрезидентских республиках. Здесь ГГ является, как правило, главой Правительства, по своему собственному усмотрению назначает и увольняет членов Правительства. В отдельных Г, например, в США, на Филиппинах, при назначении членов Правительства требуется одобрение верхней палатой Парламента, однако такое одобрение не носит политического характера и не зависит от партийной принадлежности кандидатов. Верхняя палата проверяет их компетентность и их моральный облик.

Формально внепарламентский характерен для полупрезидентских республик, поскольку здесь глава Правительства назначается ГГ с согласия Парламента, то ГГ вынужден учитывать соотношение сил между парламентскими фракциями, все другие члены Правительства назначаются ГГ по преставления главы Правительства. Степень влияния ГГ на персональный состав Правительства при этом способе зависит от соотношения партийных сил в Парламенте. Если ГГ возглавляет партию. имеющую в парламенте большинство мандатов, то в вопросе о назначении членов Правительства он более самостоятелен. Такая же ситуация складывается, когда в парламенте нет устойчивого парламентского большинства. В противном случае, когда большинство в Парламенте имеет оппозиционная ГГ партия, то роль ГГ в формировании Правительства резко падает, а политическая инициатива в этом вопросе переходит к лидеру Парламентского большинства, который становится главой Правительства и опирается на поддержку этого парламентского большинства.

Компетенция и ответственность Правительства.

По вопросу о закреплении компетенции Правительства в К в зарубежных государствах сложилось 2 основных подхода:

В Европейских, американских К и К следующих их образцу, компетенция Правительства очерчена самым общим образом. Как правило, всего лишь указывается, что Правительство руководит внешней и внутренней политикой Г или определяет состав Правительства как высшего исполнительного органа ГВ. Это происходит, поскольку считается, что компетенция Правительства охватывает любые вопросы, постольку, поскольку не отнесены в ведению других государственных органов.

В Советских республиках, а также в некоторых постсоветских республиках К подробно регламентируют компетенцию Правительства. Обычно это происходит в закрепления перечня вопросов, поручаемых ведению Правительства.

В целом, к наиболее типичным полномочиям Правительства относятся:

Назначения и увольнения на должности в подчиненных ему министерствах и ведомствах;

Руководство деятельностью этих министерств и ведомств;

Согласование позиций между ними;

Контроль за ними;

Право законодательной инициативы;

Формирование, вынесение в Парламент и исполнение Гос-го бюджета;

Подписание международных договоров и внесение их на ратификацию в Парламент.

Полномочия Правительства реализуются в принимаемых им правовых актах, которые делятся на:

Акты делегированного законодательства;

Подзаконные акты.

Правительство несет О перед другими органами ГВ. Эта О делится на:

1) политическая (политическая О наступает, за проводимую Правительством политику);

Политическая О в свою очередь делится на:

Коллективную (солидарную – если в отставку уходит все Правительство, даже тогда, когда виновен один из его членов) и индивидуальную (если только по отношению к одному члену);

О перед Парламентом (наступает в формах вотума недоверия или отказа в доверии) и ГГ (в форме принудительной отставки).

2) юридическая (за конкретные, совершенные членами Правительства правонарушения).

ЮО бывает только индивидуальной, в отдельных Г (Франции) для применения мер ЮО в отношении членов Правительства создаются специальные судебные органы и предусматриваются специальные процедуры (например, импичмент).

Президентская форма политического устройства предполагает прямое избрание гражданами главы исполнительной власти путем общенациональных выборов. Его называют обычно президентом, и он назначает членов правительства (или кабинет). При парла­ментском режиме глава исполнительной власти и кабинет избира­ются депутатами парламента. Таким образом президентская фор­ма правления предусматривает четкое разделение исполнитель­ной и законодательной властей, причем обе имеют собственный независимый электорат. В парламентской системе такого строгого разграничения властей нет. Лидер, получающий поддержку боль­шинства в парламенте, становится главой исполнительной власти, или премьер-министром.

Выбор в пользу президентской или парламентской формы правления влечет за собой важные последствия. Парламентская модель способствует усилению исполнительной власти; прези­дентская ~ укрепляет власть парламента. Таким образом, на­звания обеих моделей как бы не соответствуют принципу осущест­вления властных полномочий. При парламентской демократии главная роль парламента - избрание правительства. В случае не­согласия с тем или иным его предложением парламентское боль­шинство может его отозвать. Формирование правительства, его отзыв и замена его другим - основные прерогативы парламента, в остальном его влияние скорее ограничено. При президентской


демократии, наоборот, парламент обладает самостоятельными властными полномочиями. Так как парламент и президент изби­раются независимо один от другого, то они имеют право придер­живаться разных мнений. Американский президент - чуть ли не единственный глава правительства, большая половина предложе­ний которого может быть отвергнута... Ситуация, когда президент не опирается на большинство в конгрессе, стала в США обычным явлением с 1968 г.

Парламентские формы правления ставят перед правительст­вами задачу формирования “коалиции действующего большинст­ва”, Даже в случае создания “правительства меньшинства” боль­шая часть парламентариев обязана воздерживаться от голосова­ния против кабинета министров. Пока сохраняется так называемое работающее большинство, правительство при парламентской де­мократии имеет возможность осуществлять свою программу без особых препятствий. Президентская форма правления, в отличие от парламентской, не требует достижения какого-либо компромис­са между исполнительной властью и парламентским большинст­вом. Парламентское большинство может - что часто и происходит - выступать в роли оппозиции к главе исполнительной власти.

От выбора той или иной формы правления зависит такой важ­ный вопрос, как роль и влияние политических партий. Правитель­ство в парламентских демократиях образуется из представителей одной или нескольких партий. Так как основное назначение парла­мента - избрание кабинета, то парламентские выборы по существу определяют, какая партия или коалиция партий будет формиро­вать правительство.


Отдельные члены парламента мало что могут сделать. Поли­тическое управление отдается в руки партийных лидеров в случае, если их партии войдут в правящую коалицию. Подобная специфи­ка парламентской демократии предполагает наличие строгой пар­тийной дисциплины: партии выступают в парламенте как единый блок. Поскольку избиратели при таком правлении голосуют за ту или иную партию, а не за конкретного кандидата, парламентарий, выступивший против позиции партии или их коалиции, рискует быть исключенным из партии. Более того, кандидатуры членов парламента, стремящихся получить место в правительственных


структурах, должны быть одобрены партией (если она входит в правительство). Члены парламента, не согласные с позицией пар­тии (или блока), скорее всего не получат места в кабинете.

При президентской форме правления власть передается по­средством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентском устройстве. В конгрессе США партийная дисцип­лина заведомо слаба, при этом роль партийных лидеров при под­боре кандидатов на пост президента давно уже свелась на нет. Все кандидаты в президенты организуют собственную предвыбор­ную кампанию независимо от партии. Мало кто из американцев мог бы назвать имена лидеров двух крупнейших партий - республикан­ской и демократической.

Парламентские системы - в отличие от президентских - под­держивают и защищают сильные партии. Таким образом при вы­боре президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Пропорциональное представительство и мажоритарная система

Второе основное различие электоральных систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большин­ства). При мажоритарной системе от каждого избирательного окру­га избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Но, как из­вестно, относительное большинство голосов - это отнюдь не то, что абсолютное большинство. Когда имеется более двух кандида­тов. один из них может набрать менее 50% голосов и все же до­биться большей поддержки, чем другие кандидаты. Четыре раза подряд консервативная партия Великобритании завоевывала большинство мест в парламенте, получая около 40% голосов из­бирателей на общенациональных выборах, так как остальной электорат дробился между лейбористской партией и либерал-социал-демократической коалицией. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парла­-


менте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов. Если бы в Великобритании сущест­вовала такая система, то консерваторы получили бы на последних. четырех выборах более 40% мест в парламенте и страной управ­ляла бы коалиция партий.

Имеются два основных механизма, гарантирующих партиям число мест в парламенте, строго соответствующее количеству по­данных за них голосов на общенациональных выборах. Во-первых. существует несколько кандидатов от разных партий в одном изби­рательном округе, и места после баллотировки распределяются в соответствии с волеизъявлением избирателей. Во-вторых, непро­порциональность представительства, возникающая на уровне ок­руга, смягчается наличием парламентариев, не представляющих какой-либо округ, но избранных по партийным спискам. Многие страны Западной Европы сочетают эти два подхода. Системы про­порционального представительства отличаются друг от друга еще и тем, что при распределении депутатских мест используется принцип округления числа голосов, а также устанавливается ми­нимальный процент голосов, необходимый для получения манда­та.

Наиболее яркое сопоставление двух систем содержится в так называемых социологических законах Мориса Дюверже, согласно которым мажоритарная система в один тур (или система относи­тельного большинства) способствует установлению в стране двух­партийности (бипартизма). Пропорциональное представительство, наоборот, благоприятствует процветанию многопартийности (мно­жества небольших партий). Дюверже утверждал также, что мажо­ритарные выборы в два тура (например, во Франции) приводят к объединению нескольких партий в две коалиции. Он привел две причины, определяющие взаимосвязь между законом об относи­тельном большинстве и тактикой предвыборной борьбы двух круп­ных партий. Во-первых, от каждого избирательного округа место в парламенте получает лишь наиболее крупная партия. Малые пар­тии, лишенные поддержки большинства избирателей округа, не имеют никаких шансов на место в парламенте. Мажоритарная сис­тема в один тур обеспечивает, таким образом, крупным партиям больше мест в парламенте, чем это соответствует доле получен-


ных ими голосов. Вторая причина вытеснения небольших партий из электоральной борьбы вытекает из первой. Избиратели, стре­мящиеся реально повлиять на исход выборов, а не просто выра­зить симпатии какой-либо программе, будут голосовать за партию, способную одержать победу в их округе (“полезное голосование”). Они неохотно растрачивают свои голоса на малые партии, даже если и симпатизируют им в большей степени, нежели одной из крупных. Таким образом количество мест, полученных малыми партиями, не соответствует поданным за них бюллетеням на вы­борах, а число этих голосов не отражает предпочтений электората.

Все же взаимосвязь между электоральной системой и партий­ной структурой пока недостаточно изучена. Либеральная партия Великобритании вовсе не сошла с политической арены, когда ее сменили лейбористы в качестве основной оппозиции консе­рваторам. В Австрии в течение почти всего послевоенного перио­да сохранялась двухпартийная система, несмотря на пропорцио­нальное представительство- Но все же “законы Дюверже” дают возможность увидеть вероятные следствия этой взаимосвязи. Ко­личество партий при системах пропорционального представитель­ства в среднем выше, чем при системах относительного большин­ства (или мажоритарных). Принцип пропорционального представи­тельства никак не влияет на количество партий; принцип относи­тельного большинства, наоборот, губит малые партии-Споры между сторонниками той или иной системы сводятся к вопросу, что предпочтительнее: сильное правительство или более представительное правительство? Сторонники мажоритарного способа голосования опасаются раздробления политических пар­тий, что может повлечь за собой нестабильность, присущую коа­лиционным правительствам. Системы пропорционального пред­ставительства, по существу, ставят малые партии в особое поло­жение: обычно устанавливается определенный порог или мини­мальное количество голосов, необходимых для получения депу­татских мандатов. В западноевропейских странах этот порог со­ставляет обычно 4-5%, что отсекает от парламента малые партии, Системы относительного большинства лишают представительства на общенациональном уровне меньшинства (в т.ч. этнические), если те не составляют большинства населения в данном округе.


Даже партии меньшинств, обладающих территориальной поддерж­кой, не будут пользоваться влиянием в политическом управлении, раз одной из двух крупных партий всегда отдано большинство мест в парламенте. Наоборот, при пропорциональном представи­тельстве малые партии могут оказывать заметное политическое влияние, если их участие окажется необходимым (даже прагмати­чески) для образования парламентского большинства. Они имеют реальную возможность войти в правительство, что особенно важно для многонациональных стран, где существуют сепаратистские тенденции; таким образом, партии этнических меньшинств приоб­ретают общенациональное значение.

Второе различие между двумя упомянутыми системами за­ключается в способе формирования парламентского большинства. Редко когда одна из партий при любой электоральной системе мо­жет получить абсолютное большинство голосов... Однако, чтобы быть дееспособным, правительство обязано опираться на парла­ментское большинство. Есть два выхода из подобного тупика: либо в соответствии с избирательной системой парламентское боль­шинство создается с помощью так называемой “премии” боль­шинству (т.е. часть голосов меньшинства передается партии, до­бившейся относительно лучших результатов); либо различные партии сотрудничают на основе коалиции, оформляя это соглаше­нием. Однопартийное правительство характерно для мажоритар­ных систем, так как именно при таких системах чаще всего исполь­зуется преимущественное право на создание парламентского большинства. При пропорциональном же представительстве пра­вительство почти всегда формируется на основе - формальной или неформальной - коалиции партий, совместно представляю­щих основную массу электората.

Итак, суть системы пропорционального представительства со­стоит в том, что партиям необходимо создавать коалиции, способ­ные управлять, а для этого требуется умение договариваться друг с другом, находить компромиссы, идет ли речь о составе кабинета министров или о политической программе. В представительных демократиях политические решения принимаются в процессе пе­реговоров лидеров различных партий. В сущности, выборы служат для того, чтобы подтвердить или отвергнуть те или иные реше-


При сопоставлении двух избирательных систем наиболее зна­чимыми представляются два фактора: количество партий и способ формирования парламентского большинства, В системах относи­тельного большинства (мажоритарных) чаще всего лишь две пар­тии имеют шансы на победу: бесспорное преобладание одной пар­тии в парламенте является обычным, даже когда ни одна из пар­тий не получает на выборах большинства голосов. При президент­ской системе парламентское большинство может придерживаться иных взглядов, чем партия президента. Поэтому преобладание одной партии наиболее вероятно в странах, где система относи­тельного большинства сочетается с парламентской формой прав­ления. При пропорциональном представительстве попасть в со­став правительства имеют шанс кандидаты более чем двух пар­тий, и тогда для образования парламентского большинства нужны партийные коалиции.

Заключение

Упрощая проблему, можно сказать, что при строительстве де­мократических институтов прежде всего приходится выбирать ме­жду системой относительного большинства и системой пропор­ционального представительства. При взаимоналожении этих двух дихотомных моделей получается четыре комбинации. Они, разу­меется, наблюдаются в современной политической практике.

Вариант, обеспечивающий сильное правительство, - это пар­ламентская форма правления с мажоритарной системой. Послед­няя обычно ограничивает количество состязающихся партий двумя и дает более сильной из них непропорционально (по сравнению с числом поданных за нее голосов) большое число мест в законода­тельном органе. В парламентских демократиях партия большинст­ва контролирует и исполнительную власть, и парламент. Наиболее яркий пример здесь - Великобритания. Все послевоенные прави­тельства в этой стране (за исключением одного) опирались на од­нопартийное большинство в парламенте, хотя ни одна из правя­щих партий не получала абсолютного большинства голосов с 1931 г. Одно из нежелательных следствий такого варианта обеспече­ния сильного правительства заключается в том. что самые незначи­-


тельные политические колебания могут вызывать крупные пере­мены в составе парламента и в политике правительства. Этот не­достаток мог бы считаться приемлемым, если бы распределение голосов колебалось вокруг 50% отметки, чуть больше или чуть меньше. Между тем верхний предел электоральных успехов, учи­тывая территориальное размещение электората трех партий, не превышает 40%. Для такой ситуации характерна слабая преемст­венность в политической линии государства при смене кабинетов в случае, если на ближайших выборах результаты изменятся сколь-нибудь существенным образом. Подобная неопределенность мо­жет дорого обойтись национальной экономике,

Второй вариант - это президентская форма правления в соче­тании с системой относительного большинства. Примером могут служить Соединенные Штаты. При бипартизме партии президента не обязательно быть одновременно партией большинства в кон­грессе. В США в последние десятилетия демократы контролиро­вали обе палаты конгресса, а республиканцы - президентский пост- Другой феномен, который иногда ассоциируется с прези­дентской формой правления, также можно наблюдать в послево­енных США: это слабость политических партий. Стандартным ста­ло замечание о том, что в американской политике доминируют от­дельные личности.

Третий вариант существует в большинстве стран Западной Европы, кроме Великобритании и Франции: парламентская модель с системой пропорционального представительства. Число партий в этих странах различно, иногда их много, но везде у власти нахо­дятся коалиционные правительства. Единственное исключение составляют однопартийные кабинеты меньшинства. Впрочем, та­кие правительства вполне допустимы, поскольку они фактически пользуются поддержкой коалиции большинства, участники которой предпочитают не входить в верхних эшелон управления официально.

Все эти три сочетания дееспособны в том смысле, что надолго обеспечивают стабильность представительной демократии.

Четвертая комбинация - президентская система с избира­тельным законом, предусматривающим пропорциональное пред-


ставительство в парламенте. - может, пожалуй, оказаться наиме­нее устойчивой. К сожалению, именно данный тип правления был введен в новых демократиях Восточной Европы и Латинской Аме­рики- Уже указывалось, что при пропорциональной избирательной системе многие партии получают места в парламенте. Однако, по­скольку не парламент избирает правительство, то партиям нет не­обходимости вести переговорный процесс с целью формирования правящей коалиции. Правительство назначается президентом. При многопартийности партия президента вероятнее всего полу­чает сравнительно небольшое число депутатских мандатов. Пре­зидент не может управлять, не имея поддержки парламента, но последний не несет ответственности за деятельность правитель­ства и потому не обязан его поддерживать. В этом и заключается причина постоянного конфликта между президентом и парламен­том, что может завести управление страной в тупик. Президенты, не способные договариваться с парламентом, вынуждены прибе­гать к иным политическим силам и воздействиям, чтобы править без парламента. Но когда традиционные политические институты перестают действовать, они приходят в упадок. Парламент теряет свой авторитет, и демократические институты рушатся.

Подобный сценарий не является неотвратимым, однако в слу­чае, когда президентская форма правления сочетается с системой пропорционального представительства, опасность политического тупика и паралича демократических институтов весьма высока. Подчеркну еще раз: выбор в пользу той или иной электоральной системы - дело чрезвычайно ответственное. Кто будет править и заседать в парламенте - менее существенно, чем сам избира­тельный процесс, хотя в высшей степени важны и соображения политиков, конкретно решающих проблему выбора способа голо­сования. Даже от деталей электоральных механизмов может зави­сеть, выживет ли сама демократия.




Top