Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи. Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда ();
  • анкеты для родителей ();
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики ();
  • памятка для родителей ().
  • План мероприятия:

    1. Заполнение анкет родителями.
    2. Игра «Клубок».
    3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
    4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
    5. Элемент логоритмики «Электричка»;
    6. «Веселый зоопарк» (станции);
    7. Игра «Покричи как животное»
    8. Составь образ животного;
    9. Рефлексия, подведение итогов.

    Организационный момент:

    • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
    • свободное общение родителей и детей друг с другом.
    • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

    Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
    Игра «Клубок»
    Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
    Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
    Ход игры : взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я - Мишка-Топтыжка. Я очень - очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
    В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
    Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
    По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
    Элемент логоритмики
    Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
    Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    А в зоопарке лисы
    И слоник, и верблюд.
    Приедем в зоопарк мы,
    Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол - «Познакомимся со слоненком»
    На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки» . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики» . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:
    Выбери картинки с определенным звуком;
    Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры:
    «Шумящие коробочки» - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма» - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца»
    Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
    По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
    Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
    Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » - СПб., 2009

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ЧТО ТАКОЕ ОНР? Подготовила учитель-логопед Пакшина О.Н.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

    Причины появления ОНР: - внутриутробная гипоксия - резус-конфликт - родовые травмы, асфиксии - черепно-мозговые травмы, частые инфекции (в раннем возрасте) - неблагоприятная речевая среда - дефицит внимания и общения

    Основные признаки ОНР позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам) - скудный словарный запас - аграмматизмы - дефекты произношения - экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли

    Психические особенности детей с ОНР - неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления; - неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой; -быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий; - малая активность, пассивность в общении.

    Состояние двигательной сферы - общая психо-соматическая ослабленность; отставание в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены; трудности при выполнении движений по словесной инструкции; недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной; изменение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, затруднение в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченные возможности произвольных движений; недостаточная координация пальцев рук, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

    Уровни речевого развития I уровень - характеризуется отсутствием речи (т.е. « безречевые дети». Такие дети пользуются “ лепетными ” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “ би-би ” может означать самолет, самосвал, пароход. III уровень - характеризуется неточным знанием и употреблением многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов; характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, при построении предложений. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме; не различаются на слух и в произношении близкие звуки, искажается звуковая структура и звуковой состав слов. Связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. II уровень - кроме жестов и “ лепетных ” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова; появляется фразовая речь (фразы искажены в фонетическом и грамматическом отношении); остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно. IV уровень – дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. Ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

    Направления коррекционной работы с дошкольниками с ОНР Развитие речевого аппарата, звуковой и интонационной культуры речи Развитие фонетико-фонематических процессов Обогащение и уточнение словаря Совершенствование грамматического строя речи Развитие связной диалогической и монологической речи Развитие тонкой моторики рук Развитие психических процессов Массаж языка; Артикуляционные упражнения; Дыхательные упражнения, направ - ленные на усиление и удлинение воздушной струи; Знакомство со звуками русского языка, представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных; Представление об органах артикуляции, их участии в произнесении тех или иных звуков; Уточнение и воспроизведение правильных способов произнесения звуков; различение, воспро - изведение и варьиро - вание интонацией. Определение акустических характеристик звука; Составление схемы слова, подбор слов к готовой схеме; Узнавание звука в звуковом ряду, в словах; п одсчёт повторяющихся звуков в словах; Выделение звуков в начале и в конце слов, определение положения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук; Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков; подсчёт и отхлопывание слогов в словах; Подбор слов на заданный слог. Тематические беседы с целью расширения объёма словаря; Т ематические игры; Р азъяснение ребенком значения слов и применение слов в контексте предложения, загадки или стихотворения; К лассификация слов (или картинок) по тематическим группам; С оставление словосочетаний, предложений и рассказов по опорным словам или картинкам. Р азличение частей речи на существитель ные, прилагательные, глаголы, предлоги; Игры на изменение существительных и прилагательных по родам, числам и падежам; П одбор однокоренных слов; И зменение глаголов по временам, лицам; Представление о предлогах, различение простых предлогов между собой, простых и сложных предлогов; С огласование слов в словосочетаниях; Составление и распространение предложений. Р азвёрнутые ответы на вопросы, участие в беседах, формулирование вопросов в контексте бытовых и игровых ситуаций, бесед, обсуждений; Рассказы по вопросам взрослого о себе, о каком-либо предмете, животном, явлении; Участие в коллективном рассказе или пересказе; Самостоятельные пересказы и рассказы по опорным картинкам, серии картинок, схеме, сюжетной картине. Пальчиковая гимнастика, самостоятельный массаж рук; И гры со вкладышами, конструкторы, нанизывание предметов, шнуровки и проч.; Обведение рисунков по контуру, дорисовка деталей рисунков, штриховка и закрашивание крупных и мелких деталей рисунка; Обводка и печатание букв в прописи. Определение намеренных ошибок в речи взрослого с целью развития речевого внимания и восприятия; Словотворчество; Игры с рисунками на развитие внимания, мышления, памяти (сходство, различия, группирование и проч.)

    Целью игры является формирование у детей навыков словообразования. Игра используется при индивидуальной работе с ребенком или в работе в малых группах. Возраст детей 5-6 лет. Игра направлена на закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные по различным темам, на активизацию словаря детей и на развитие связной речи.

    Целевая аудитория: для дошкольников

    Презентация создана для детей с тяжелыми нарушениями речи с целью отработки употребления существительных единственного числа в косвенных падежах (дательном/ родительном) или отработки употребления притяжательных прилагательных. В зависимости от целеполагания занятия можно менять вопросы: Кому дадим хвост?/ Кого это хвост?/ Чей хвост?"
    Анимация при клике нужной картинки, смена слайдов по клику триггерной кнопки.
    Последние слайды- сюрпризный момент и использованные ресурсы.

    В игровой форме дети учатся выделять первый звук из названий картинок и определять его мягкость. Определить правильность выполнения заданий, помогают зайчики.
    Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы "обозначение мягкости согласных гласными второго ряда", так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.

    Эту работу можно использовать на групповом занятии или при индивидуальной работе с учащимися, у которых наблюдаются замены парных согласных на письме.
    В занимательной и интересной для детей форме проводится работа по развитию фонематического слуха (различением П-Б на слух). Затем даются письменные упражнения для правильного написания этих букв в словах.
    Все задания даются поэтапно: сначала парные согласные даны в словах в сильной позиции, затем - в слабой, когда нужно использовать правило для правильного написания согласных в словах.
    Эту работу можно также использовать для работы с дошкольниками, у которых имеется нарушение фонематического слуха.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Данная интерактивная дидактическая игра предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию и развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Может быть использована на интерактивной доске и компьютере.

    Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
    Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
    Согласный мягкий звук - зеленым, нажимая на соответствующий круг.
    Гласный звук - красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
    Если ответ правильный - звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные - исчезают.
    Если ответ неправильный - звучит звук молоточка.
    При нажатии на картинку - появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
    Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.

    Целевая аудитория: для логопеда

    В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра-ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Детям с нарушением фонематических процессов бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах. Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.

    Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку. В создании данного тренажёра был использован технологический приём "Волшебный конверт"

    Целевая аудитория: для 1 класса

    Презентация на тему: "Профилактика Дисграфии".
    Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова
    В разработке представлены упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.

    Коррекция нарушений лексико-грамматических конструкций у детей с ТНР, ОНР

    Общее недоразвитие речи

    ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

    Основные признаки:

    Нарушение звукопроизношения, речь малопонятная для окружающих;

    Нарушение фонематического слуха;

    Бедный активный словарь, не отвечающий возрастным нормам;

    Аграмматичная, недостаточно фонетически оформленная фразовая речь;

    Большие трудности в составлении устных рассказов;

    Сопутствующие нарушения:

    Неустойчивое внимание;

    Слабая память;

    Ограниченные возможности развития познавательной деятельности;

    Нарушение словесно-логического мышления;

    Трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

    Отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, переключаемость, скорость и т.д.)

    В грамматическом строе речи детей с ОНР выделяются следующие особенности:

    Неправильные согласование в роде:

    два ягоды - две ягоды, две стула - два стула, две уши - два уха, красная ведро - красное ведро, собака уходит с своей дома - собака уходит из своего дома

    Неправильное употребление глагола:

    пускай мне царевна полубись (полюбит), перестала плакала (плакать), девочка выглядит с дома (выглядывает из дома).

    Нарушение согласований в числе:

    красненький флажки (красненькие), грибы растет (растут), парты стоит (стоят)

    Неправильное употребление падежных окончаний:

    с гнездо - из гнезда, по дорога - по дороге, девочка идет портфель - девочка идет с портфелем, многа дома - много домов, много человека - много человек.

    Неправильное употребление предлогов, союзов:

    Собака уходит в своей дома - собака выходит из конуры, корова выходит с сарая - корова выходит из сарая.

    Пропуск членов предложения, неправильный порядок слов, отсутствие сложноподчиненных конструкций.

    Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

    Наиболее из выраженными особенностями речи у детей с ОНР является:

    Расхождение в объеме пассивного и активного словаря . Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

    Бедность словаря у детей с ОНР проявляется, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея)» частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

    Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.). В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).

    Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

    Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

    Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

    Коррекция нарушений лексико-грамматических конструкций

    Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, на занятиях в воспитателем и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

    Коррекционно-логопедическое воздействие проводится

    по следующим направлениям:

    • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти и др.);
    • уточнение значений слов;
    • активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
    • уточнение лексического значения слова
    • уточнение грамматического значения слова;
    • формирование словоизменения;
    • формирование словообразования;
    • развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
    • развитие языкового анализа и синтеза.

    Дидактические игры для формирования лексико-грамматического строя речи

    «Один-много» (I вариант) (с 4 лет)

    Цель: образование существительных множественного числа И. п.

    Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.

    Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.

    «Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

    Цель: образование существительных множественного числа Р. п.

    Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.

    «Назови ласково» (с 4 лет)

    Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

    Ход игры (игру можно проводить с мячом) :

    Кукла-куколка

    Лиса-лисичка

    Петух-петушок и т. д.

    «Посчитай» (с 5 лет)

    Цель: согласование существительных и числительных

    Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.

    «Из чего сделано? » (с 5 лет)

    Цель: образование относительных прилагательных.

    Ход игры:

    Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

    Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

    Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот и т. д.

    «Чей, чья, чьё? » (с 5-6 лет)

    Цель: образование притяжательных прилагательных

    Ход игры:

    Педагог Ребёнок

    Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

    Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши и т. д.

    «Какой бывает? » (с 4 лет)

    Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

    Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

    «Что таким бывает? » (с 4-5 лет)

    Цель: подбор предметов к его признаку

    Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » - «Кошка, заяц, лиса и т. д. »

    «Назови одним словом» (с 4 лет)

    Цель: развитие словесно-логического мышления

    Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

    Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.

    Развитие лексики

    «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь) .

    «Найди лишний предмет».

    «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.) .

    «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе) .

    «Назови части»:

    Рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

    Дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

    «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

    Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф) ;

    Маленькая, быстрая, проворная... (белка) ;

    «Противоположности» (развитие антонимии) .

    Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.) .

    «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д.

    «Кто как ест?» (по картинкам) :

    Кошка лакает молоко;

    Собака грызет кость;

    Подбери правильно

    Что не так нарисовано?

    Спасибо за внимание!

    Маргарита Тиханова
    Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»

    «Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей .

    Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».

    Актуальность :

    Дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Поэтому очевидна необходимость дополнительных разработок в логопедической работе в группах дошкольников с ОНР по формированию лексики путем целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

    Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру , как основного вида деятельности старшего дошкольника.

    У развивающей игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует воспитатель, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико -грамматических категорий.

    Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

    Публикации по теме:

    Формирование лексико-грамматических категорий в летний период Консультация для родителей В летний можно пополнять словарь детей по темам «Ягоды», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Деревья»,.

    Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

    Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

    Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

    Тема: Предлог ПОД Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Предлог ПОД (второе занятие по теме) Программные задачи: 1. уточнить пространственное значение предлога «ПОД»; 2. учить воспринимать.

    Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» Цель: показать.

    Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в средней группе «Сказка «Колобок» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Сказка «Колобок» Цель: - Обогащать, расширять и активизировать словарный запас.

    
    Top