Характеристика Лизы из повести "Бедная Лиза". Психологический анализ характеров главных героев в сочинении Н

  1. Новое!

    Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по...

  2. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост - слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается...

    Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется...

  3. Новое!

    Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он...

  4. Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем,которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. По...

    «Путешествие в Малороссию» (1803) и «Другое путешествие в Малороссию» (1804) написал П. И. Шаликов, доведший до предела сентиментальную манеру изложения. Он предупреждает читателей: «В сем путешествии нет ни статистических, ни географических описаний:...

Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

Писатель описывает Эраста как приятного на вид юношу, хорошо одетого с добрым лицом и нежными, милыми глазами. Характеризуется молодой человек добротой натуры, ласковым отношением к окружающим, улыбчивостью и незаурядным умом.

Эраст отличается наличием живого воображения, увлеченно зачитываясь книжными романами. При этом Эраст демонстрирует светскую развращенность, легкомыслие, безрассудность и слабую волю. Характерной чертой юноши является щедрость, отсутствие жадности, готовность потратить крупную сумму для того, чтобы произвести впечатление.

Будучи небедным аристократом, Эраст склонен к неправильному образу жизни, в котором присутствует увлечение карточными играми и ветреность в отношении с женским полом, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями. Размышляя о своем сладострастном существовании, Эраст порой с презрением относится к собственной персоне, скучая среди представителей светского общества.

Повстречавшись однажды с крестьянской девушкой по имени Лиза, Эраст с первого взгляда влюбляется в очаровавшую его женщину, восторгаясь ее красотой, простотой и естественностью. Являясь мечтательной натурой, Эраст представляет, что обрел свою настоящую половинку, являющейся символом непорочности и чистоты, но понимает, что вступить в брак с Лизой, принадлежащей к низшему сословию, ему никогда не удастся.

Он дает обещание девушке увезти ее далеко в деревню, чтобы вместе провести счастливую и спокойную жизнь, но в один из дней осознает, что любовные отношения с Лизой начинают его тяготить, поэтому Эраст решает отправиться на службу в армию.

В военном походе молодой человек оказывается проигравшим в карточную игру все свое состояние и вынужден согласиться на женитьбу с богатой вдовой, оказывающей ему знаки внимания.

Отчаявшаяся Лиза, осознавая предательство возлюбленного, который ее обесчестил, решает покончить свою жизнь самоубийством, утопившись в пруду. Молодой человек вспоминает чистые и нежные отношения с бедной Лизой до самой своей смерти, виня себя в ее гибели.

Повествуя о трагической судьбе девушки и раскрывая образ Эраста в романе, писатель сравнивает героя с развращенностью большого города, уничтожающего в людях естественность и человечность.

Сочинение про Эраста

"Бедная Лиза" - повесть Николая Михайловича Карамзина опубликованная в 1792 году. Повесть положила начало новому писательскому стилю и открыла новую ветвь русской литературы.

Одним из главных героев этого произведения является Эраст. Это был красивый и приятный молодой человек, с которым было приятно общаться любому, он умел хорошо располагать к себе людей. Эраст был богатым дворянином и популярной светской личностью. Он был очень добрым, но также ветреным и непостоянным. Эраст тратил огромное количество времени на развлечения, личное удовлетворение и развлечение - главное волнение этого персонажа.

Он всегда старался пользоваться своим положением в обществе. Наш герой был участником всех светских мероприятий. Но даже такая жизнь может надоесть. Эраст пытался найти что-то новое, светлое - чувство настоящей любви. У нашего героя получилось сделать это.

Однажды, повстречав Лизу, наш герой почувствовал, что такое настоящая любовь. Им овладела красота девушки, её простота, доброта и искренность. Он, романтик и мечтатель в душе, постоянно блуждал в своем мире, где он представлял счастливую любовь, где он и Лиза жили счастливо и любили друг друга. Его мечты были основаны на романтических повестях того времени, в которых описывались самые яркие истории любви, он был вдохновлен ими. Эраст искренне верил в то, что их любовь будет вечной и что он не разлюбит её.Лиза и их любовь, которую он часто представлял - плод его романтических фантазий.Однако же, когда Лиза влюбилась в него и отдала себя без остатка, его чувства начали угасать. Он стал очень холоден по отношению к ней, затем он принимает решение отправиться в военный поход.

Эраста нельзя считать отрицательным персонажем, он не хотел предавать и обманывать девушку. Он искренне верил в свои чувства, в их счастливое будущее. Даже когда он отправился в поход, он очень сожалел о своем поступке, его мучила совесть.

Для этого персонажа деньги решали почти всё. Эраст решает откупиться от Элизы. Однако в походе, он потерял свое состояние, проиграв все деньги. Это послужило причиной его женитьбы на богатой вдове. Встретив Лизу, он решает дать ей 100 рублей, чтобы откупиться от её любви. Он думал, что деньги решают всё, но для Лизы это было, словно нож в сердце.

Вариант 3

Главный герой произведения дворянин Эраст, он происходит из аристократической семьи. Это красивый молодой юноша, который привлекательный внешне, имеющий доброе сердце и хорошие манеры. Он легко находит общий язык со всеми, поэтому круг общения его достаточно широк и разнообразен, его любят в обществе.

Единственные недостатки молодого дворянина, ветреные поступки и слабая сила воли. Встретив Лизу, он полюбил ее с первого взгляда, но если рассмотреть это чувство более подробно, то это была обычная влюбленность. Ведь после некоторого времени проведенного с Лизой, гуляя по полям, наслаждаясь, обществом друг друга.

Он многие поступки и слова, которые говорит возлюбленной, прочел в романах, но вскоре понимает, что эти отношения были просто увлечением. Лиза же наоборот полюбила Эраста сильно, глубоко и настоящей любовью. Эраст этого чувства к ней не испытывает, после того как долго встречался с крестьянкой и получил от нее то что хотел, понимает что она ему уже наскучила.

Самое главное в этой истории, что Эраст изначально верил в то, что он любит Лизу и не собирался ее предавать. Даже после того как Эраст с ней расстался он терзает себя мыслями, что обманул молодую девушку. Для того чтобы ей хоть как то помочь, он предлагает ей 100 рублей, но Лиза ужасно обиделась этому предложению.

Эраст из богатой семьи и привык все проблемы решать с помощью денег, он, как только увидел Лизу, хотел скупить все ее цветы, потом хотел помогать ей деньгами, но она отказалась. Вот после расставания Лиза ни копейки не взяла у Эраста. Он хотел помогать ей финансово, но проиграл все свои деньги и чтобы не стать нищим, ему пришлось жениться на богатой вдове.

Вот Лизе он сказал, что пошел в армию служить, но после того как проиграл свое состояние, вынужден был уйти с военной службы и жениться. Но из-за своей слабости он не смог Лизе рассказать о том, что в скором времени вынужден жениться. Лиза случайно узнала о его женитьбе и, не выдержав такого предательства, покончила жизнь самоубийством.

Лиза бродила по городу и нашла пруд, в который и бросилась, Эраст, узнав об этой трагедии так и не смог простить себе, то, что предал молодую девушку. Он так и не смог простить себя за то, что Лиза погибла.

В итоге Эраст так и не смог быть счастливым и не простил себя за то, что стал виноватым в смерти Лизы. Эраст добрый, но слишком ветреный, не имеющий силы воли человек, из-за его слабости не смогла стать счастливой Лиза и он сам.

Так же большую роль в этой истории сыграло то, что Лиза и Эраст с разных сословий, он дворянин, она обычная крестьянка. Это и стало причиной столь трагической истории, в финале которой погибла Лиза. Ведь даже если бы Эраст захотел на ней жениться, общество не приняло бы этот брак и до конца жизни осуждали бы Лизу и Эраста.

Образец 4

В своих произведениях Карамзин всегда преследовал цель написать такой текст, дабы он трогал прочитавшего его за живое, заставляя задуматься над тем, или иным аспектом его жизни. Он часто говорил о несправедливости жизни, боли, которую причиняют добрым и доверчивым людям, и о судьбе, которой, как таковой, и нет вовсе. Таким образом, мы видим, что атмосфера в произведениях Карамзина наполнена тёмной, грустной атмосферой, из-за которой у прочитавшего слегка меняется мировоззрение и взгляд на некоторые вещи. Примером такого произведение является “Бедная Лиза”.

В произведение повествование рассказывает нам историю девушки по имени Лиза, которая, мечтая о глубокой, высоконравственной, а главное, настоящей любви, знакомится с молодым человеком, с довольно красивой внешностью, статусом, и богатым внутренним миром. И всё поначалу идёт хорошо, даже слишком, однако позже выходят самые неприятные черты характера и образа Эраста.

Эраст – молодой, приятного вида дворянин, с богатой семьёй, который всю свою жизнь также как и Лиза мечтал о настоящей любви, которая затмила бы собой всю нелепость его жизни, но, однако, представление и стремление это сильно искажённое, не такое как у Лизы. Эраст имеет представление о любви, как о некой материальной вещи, которую можно купить за деньги, или же напротив заплатить деньги, дабы не любить кого-то. Данное мнение отчасти имеет место быть из-за его воспитания, так как он рос в дворянской семье и все вещи в его жизни имеют цену. Самим же своим характером Эраст хороший, добрый, но недолговечный человек, который при даже малейшей потере интереса сразу же заменяет свой объект внимания, будь то человек или же простая вещь. Эраст привык жить так, как ему хочется, и очень часто он даже не задумывается о том, какую боль он может причинить людям, которые ему доверились, что также характеризует его как недальновидного человека. Эраст также является зависимым от азартных игр.

В произведении Эраст носит скорее антиидеалистический характер, и автор стремится показать, что к такому образу жизни не стоит стремиться, пусть и его ведут довольно большое количество людей. Таким образом, автор подталкивает читателя на размышления, внося свои коррективы для дальнейшего развития его мысли. А передав образ Эраста именно таким образом, автор создал в своём произведении некий прототип того, как низко может пасть человек, просто идя на поводу у своих желаний и инстинктов.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Эраста из произведения “Бедная Лиза” Карамзина.

Варенька является одним из главных героев произведения и предстает перед читателем в образе молодой восемнадцатилетней девушки дворянского рода из семьи военного офицера.

  • Анализ рассказа Никита Платонова

    Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

  • Н.М. Карамзин написал чрезвычайно трогательную и драматичную историю о простой и вместе с тем вековечной ситуации: она любит, а он - нет. Но прежде чем отвечать на вопрос о том, какова характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза», нужно, по крайней мере, хотя бы немного освежить в памяти сюжет произведения.

    Сюжет

    Лиза - сирота. Оставшись без отца, она вынуждена пойти работать: продавать цветы в городе. Девушка очень молода и наивна. В один из своих «рабочих дней» Лиза увидела в городе молодого человека (Эраста), который купил у нее цветы, заплатив в 20 раз больше, чем они стоят. Эраст сказал при этом, что эти руки должны собирать цветы только для него. Правда, на следующий день он не явился. Лиза расстроилась (как и все молоденькие девочки, она была очень падка на комплименты). Зато на следующий день Эраст сам навестил Лизу у нее дома и даже поговорил с ее матерью. Старушке-матери молодой мужчина показался очень приятным и вежливым.

    Так все и продолжалось какое-то время. Эраст упивался девственностью и непорочностью Лизы, а она (крестьянская девушка 19 века) была просто ошеломлена ухаживаниями молодого красивого дворянина.

    Переломный момент в отношениях наступил тогда, когда Лиза сказала о своем возможном скором замужестве. Она была расстроена и подавлена, но Эраст ее успокоил и расписал ей будущее и сказал, что небо над ними будет в алмазах.

    Лиза немного повеселела - поверила Эрасту и на волне облегчения подарила ему свою невинность. Как и следовало ожидать, характер встреч изменился. Теперь Эраст снова и снова овладевал девушкой, уже без зазрения совести используя ее для своих нужд. Потом и Лиза, и отношения с ней Эрасту наскучили, и он решил сбежать от всей это тягомотины в армию, где не служил Отечеству, а стремительно проматывал свое состояние.

    Вернувшись из армии, Эраст, конечно, ни полслова не сказал Лизе об этом, она сама как-то увидела его на улице в карете. Бросилась к нему, но после не очень приятного разговора, случившегося между ними, бывший возлюбленный выставил Лизу за дверь, сунув деньги.

    Лиза от такого огорчения пошла и утопилась в пруду. Старушка-мать последовала за ней в как только она узнала о гибели дочери, то ее сразу же хватил удар, и она скончалась.

    Теперь мы готовы ответить на вопрос о том, какова же характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза».

    Характер Лизы

    Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. Но жизни она не успела научиться как следует. Неопытность девушки и привлекла молодого поверхностного дворянина, видящего цель своей жизни в наслаждении. В этом ряду находится и бедная Лиза с ее восхищением. Эрасту очень льстило отношение такой молодой и такой свежей девушки, а она была наивна до крайности. Принимала отношение молодого повесы за чистую монету, а это все была игра от скуки на самом деле. Как знать, может быть, даже Лиза втайне надеялась на положение барыни со временем. Из других ее качеств характера стоит отметить доброту и непосредственность.

    Возможно, мы описали не все грани личности главной героини, но, как кажется, здесь достаточно информации, чтобы характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» была понятной и охватывающей самую суть ее существа.

    Эраст и его внутреннее содержание

    Второе главное действующее лицо повести - Эраст - это типичный эстетик и гедонист. Он живет только за тем, чтобы наслаждаться. У него есть ум. Он мог бы быть блестяще образован, но вместо этого молодой барин просто прожигает свою жизнь, а Лиза для него - развлечение. Пока она была чиста и непорочна, девушка интересовала Эраста, как увлекает орнитолога недавно открытый им вид птиц, когда же Лиза сдалась Эрасту, то стала такой же, как все, а значит, ему стало скучно, и он, гонимый жаждой наслаждения, двинулся дальше, не особенно задумываясь о последствиях своего мерзкого поведения.

    Хотя неэтичным поведение молодого человека становится только сквозь призму определенных моральных ценностей. Если же человек беспринципен (каким и был Эраст), то он даже не может почувствовать ту долю низости, которая содержится в его поступках.

    Человек, ищущий в жизни только удовольствий, поверхностен по определению. Он не способен на глубокие чувства. И, конечно, он приспособленец, что и доказывает брак Эраста ради денег с уже немолодой вдовой.

    Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла

    На первый взгляд кажется, что Лиза и Эраст - это как день и ночь или добро и зло. Соответственно, характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» и характеристика Эраста умышленно противопоставлены автором повести, но это не совсем так.

    Если образ Лизы - это добро, то такое добро не нужно ни миру, ни людям. Оно просто нежизнеспособно. Тем не менее, в общем хорошо написана (хоть и слегка сентиментальна) повесть «Бедная Лиза». Характеристика Лизы, которая может ее исчерпывающе определить, - это наивность, доходящая до глупости. Но это не ее вина, ибо речь идет о крестьянской девушке 19 века.

    Эраст тоже не есть зло в чистом виде. Для зла нужна сила характера, а ею молодой дворянин не наделен, к его сожалению. Эраст - просто инфантильный мальчик, бегущий от ответственности. Он совершенно пуст и бессодержателен. Его поведение омерзительно, но злым его назвать трудно, а уж тем более воплощением зла. Это все, что нам открыла повесть «Бедная Лиза». Характеристика Эраста приведена более чем исчерпывающая.

    Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

    Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

    История создания повести

    Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

    «Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

    Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

    Анализ произведения

    Сюжет повести

    Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

    Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

    Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

    Главные герои

    Лиза

    Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

    Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

    Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

    Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

    Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

    Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

    Цитаты

    "Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .

    "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .

    "Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .

    "Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор

    Тематика, конфликт повести

    Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

    • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
    • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
    • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
    • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

    Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.

    Меню статьи:

    Невероятно душевное и эмоциональное произведение Карамзина не оставляет никого равнодушным – в повести автор описал типичные чувства влюбленных людей, обрисовав картину с самого зарождения до спада чувств одного из возлюбленных.

    Философский подтекст и психологическая основа делают это произведение похожим на легенду – печальное сказание, основанное на реальных событиях.

    Характеристика персонажей

    Повесть Карамзина не отличается существенным списком героев. Их всего пять:

    • Лиза;
    • Мать Лизы;
    • Эраст;
    • Аннушка;
    • Автор.

    Образ Лизы изображен в лучших традициях сентиментализма – это милая и искренняя девушка, нежная и впечатлительная: «чистая. радостная душа светилась в глазах ее».

    Девушка чем-то похожа на ангела – она слишком невинна и добродетельна: «прекрасная душою и телом». Кажется, что она росла в другом мире, ведь смогла, несмотря на все сложности общества и эпохи, сохранить добро и гуманность.

    В 15 лет Лиза осталась без отца. Жизнь с матерью была трудной материально, но легкой в психологическом аспекте – между матерью и дочерью установились доброжелательные, доверительные отношения. Мать, будучи сердобольной женщиной, постоянно переживает за свою любимую дочь, как и все родители, она желает ей лучшей судьбы. Женщина не смогла пережить утрату дочери – известие о смерти Лизы стало для нее смертельным.

    Эраст – дворянин по происхождению. Он умный и образованный человек. Его жизнь типична для молодого человека его возраста и сословия – званые обеды, балы, карточные игры, театр, но это не приносит ему особой радости – все развлечения ему порядком надоели. Знакомство с Лизой заметно меняет его и вместо скуки у него развивается отвращение к атрибутам светской жизни.

    Гармоничная жизнь Лизы позволила ему рассмотреть другие аспекты существования: «с отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».
    Образ Эраста не лишен положительных качеств – он нежный и учтивый человек, однако эгоистичная избалованность молодого человека не позволила ему стать столь гармоничным как Лиза.

    Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера автора-классика Н. Карамзина.

    Образ Аннушки в повести фрагментарный – с этим персонажем мы встречается уже в конце произведения: узнав о свадьбе Эраста, Лиза осознает, что не может смириться с этим и не осознает свою жизнь без этого человека – вариант покончить жизнь самоубийством ей кажется одним из самых приемлемых. В это время Лиза замечает Аннушку – дочку соседа и дает ей поручение отдать деньги матери. После этого Лиза бросается в пруд.

    Критика

    Повесть Карамзина неоднократно была названа прорывом своего времени, мотив так типичный для европейской литературы, впервые был перенесен на плоскость русской культуры, что уже было новаторством. Особый интерес публики к произведению был вызван также введением нового направления – сентиментализма.

    Литературные критики и исследователи высоко оценили повесть Карамзина и отметили, что автору удалось воссоздать перед читателем «живую» действительность – произведение было на удивление реалистичным, лишенным искусственных эмоций и образов.

    Русский ученый, профессор-филолог В.В. Сиповский считал, что Карамзин был «русским» Гете – его живое слово способствовало прорыву в литературе.

    Карамзин, по мнению ученого, предоставил читателям обратную сторону медали, показав, что жизнь человека, даже в том случае, если он всего лишь выдумка автора, не всегда должна быть наполнена идиллией, порой она может иметь фатальность и трагизм: «Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

    А. Бестужев-Марлинский, анализируя значимость «Бедной Лизы», с акцентировал внимание на европейской основе повести как в сюжетном плане, так и в плане сентиментализма, тогда еще не распространившегося на территории России, но уже широко бытовавшего в Европе. «Все завздыхали до обморока» – такую оценку влияния на публику он дает произведению, и уже вполне иронично замечает, что после выхода «Бедной Лизы» все принялись «топиться в луже».

    Об этом же эффекте говорит и Г. А. Гуковский, подмечая, что после прочтения «Бедной Лизы» толпы молодых людей стали появляться возле Симонова монастыря и любоваться гладью озера, в котором, по задумке Карамзина, и утонула девушка.

    По его мнению, природа в повести выполняет свою особую функцию – она настраивает читателя на лирическое восприятие действительности. Бедная Лиза не столько настоящая крестьянка, сколько идеальная оперная героиня, и ее печальная история должна не возмущать, а лишь создавать лирическое настроение».

    В.Н. Топоров утверждает, что «Бедная Лиза» стала значимым произведением не только в русской литературе, но и в творчестве Карамзина – именно это произведение открыло эпоху «прорыва» как в творчестве литературного деятеля, так и в историческом развитии литературы в целом.

    «Бедная Лиза» - именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы, чья мощная крона иногда скрывает ствол и отвлекает от размышлений над исторически столь недавними истоками самого явления русской литературы Нового времени».

    Крылатые фразы из повести

    Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!

    Каждый человек в той или иной мере сентиментален. Некоторые люди проявляют свой сентиментализм с раннего возраста, другие же обретают это чувство спустя некоторое время, обзаведясь достаточным жизненным опытом.



    Особые эмоции, которые возникают у человека во время контакта с предметами материальной или духовной культуры, помогают создать эффект катарсиса – эмоциональной разгрузки.

    Крестьянки любить умеют!

    До определенного момента считалось, что крестьяне не похожи в эмоциональном и умственном плане на аристократов. Суть этого утверждения заключалась не в необразованности крестьян, а в убеждении, что крестьяне, даже при наличии образования, не смогут стать похожими в духовном развитии на представителей аристократии – им нехарактерны высокие проявления чувств, фактически получалось, исходя из этой теории, что крестьяне руководствуются исключительно инстинктами, для них характерны только самые простые эмоции. Карамзин же показал, что это не так. Крепостные могут проявлять различные чувства и эмоции, а теории о том, что они находятся на несколько ступеней ниже в своем развитии – это предрассудки.

    Лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром.

    В этой фразе отображены моральные принципы честного человека – если ты не заработал на определенную вещь, то не имеешь права на нее претендовать.

    Старые люди бывают подозрительны

    В виду своего возраста и жизненного опыта, старые люди стараются уберечь от ошибок молодости юных людей. Так как часто молодые люди не спешат делиться со старшим поколением своими проблемами и заботами, то единственным способом узнать о предстоящей проблеме можно только проанализировать поведение индивида, а для этого нужно проявить наблюдательность.

    Как все хорошо у Господа Бога! Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет.

    В мире природы все гармонично и эстетично. Человек с чувственной душой не может не замечать этих тонкостей и не любоваться ими. Весной и летом ощущение красоты природы чувствуется особенно ярко – спавшая зимой природа возвращается к жизни и радует своей прелестью окружающий мир. Существа, которые имеют возможность лицезреть всю эту красоту, не могут быть нелюбимы Богом, в противном случае он бы не старался создать столь прекрасный и гармоничный мир.

    Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.

    Между влюбленными всегда существует любовный пыл, однако, в том случае, когда между людьми отношения развиваются слишком быстро и присутствует эффект вседозволенности, пыл быстро угасает – когда достигнуто все, то не остается ни одного укромного уголка в душе человека, куда бы мечтала проникнуть мечта или фантазия – нет повода для мечтаний, если в этом случае отношения не выходят на другой уровень (например, женитьба), то происходит угасание эмоций и страсти по отношению к предмету своей страсти и восхищения.


    Смерть за отечество не страшна

    Человек не мыслим без своих «корней», так или иначе, каждый индивид должен осознавать себя не только частью общества, но и частью государства. Благоустройство и проблемы государства должны восприниматься каждым как проблемы собственной семьи, поэтому смерть во имя своей державы – не бесславна.

    Тест по сюжету повести

    1. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец?
    А) 19
    Б)15
    В)10

    2. Почему после смерти отца, семья стала жить бедно?
    А) не могли платить аренду за землю
    Б) работники не так хорошо обрабатывали землю и урожай снизился
    В) деньги тратились на лечение сестры Лизы

    3. По какой цене продавала Лиза ландыши?
    А) 5 копеек
    Б) 5 рублей
    В) 13 копеек

    4. Почему Лиза не стала продавать цветы за 1 рубль?
    А) Это было слишком дешево
    Б) ей не позволила ее совесть
    В) Рубль был испорчен

    5. Почему Лиза и Эраст встречаются ночью?
    А) весь день Эраст занят
    Б) Их могут оклеветать
    В) Их встречи могут стать причиной размолвки с невестой Эраста

    6. Почему Лиза испугалась грозы во время одной из их ночных встреч с Эрастом?
    А) Она боялась, что гром поразит ее как преступницу.
    Б) Лиза всегда боялась грозы.
    В) Гроза была очень сильной и девушка боялась, что мать проснется и обнаружит, что Лизы нет дома.

    7. Почему Эраст не отказался следовать на войну?
    А) не мог противоречить приказу
    Б) Лиза стала ему отвратительна
    В) над ним бы насмехались все и считали его трусом

    8. Почему Эраст не боится умереть на войне?
    А) Ему неведом страх
    Б) смерть за Отечество не страшна
    В) он уже давно мечтает о смерти

    9. Почему Эраст приказал Лизе забыть его?
    А) ему надоела девушка
    Б) боялся, что все будут смеяться над ним, узнав об их отношениях с Лизой
    В) он был помолвлен и отношения с Лизой могли навредить его браку.

    10. Что сделала Лиза с деньгами, которые ей отдал Эраст?
    А) вернула назад Эрасту
    Б) отдала нищему, стоящему под церковью
    В) отдала соседской дочке, чтобы она передала их Лизиной матери.

    11. Как восприняла мать Лизы ее смерть?
    А) Убила Эраста
    Б) Утопилась от горя
    В) Новость для нее была настолько ошеломительной, что она тут же скончалась

    12. Что думают крестьяне, услышав завывание ветра в доме, где жила Лиза с матерью?
    А) это плачет душа Лизы
    Б) бродяги забрались на ночлег в дом
    В) Это Эраст приходит потосковать об утраченном счастье.

    Ключ:

    Б 2.б 3.а 4. б5.б 6.а 7.в 8.б 9.в 10.в. 11. В 12

    Таким образом, сложно переоценить значимость повести Карамзина на процесс развития литературы и культуры. Образы его персонажей наделены фактически типичными качествами, однако изображение их внутреннего мира и яркое описание чувств героев создает картину реалистичности и уникальности.

    
    Top