Хрусталь как его делают. Что такое бессвинцовый хрусталь

Хрусталь Хрусталь

(от греч. krystallos - кристалл, первоначально - лёд), особый вид стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись свинца (или бария). Способы украшения изделий из хрусталя (посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали) - гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды большей частью треугольного сечения; при частом пересечении борозд образуется сетка, носящая назв. "алмазная грань"), шлифовка. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, тщательной полировке хрусталь отражает и преломляет свет, придавая сверкание и многоцветную игру поверхности изделий (часто массивных толстостенных), обладает красивым звоном. Название "хрусталь" было дано по сходству с горным хрусталём. Наряду с преобладающим бесцветным хрусталём известен цветной хрусталь (синий, красный). Археологические находки свидетельствуют о том, что стекло, содержащее окись свинца, было известно уже в античном мире (Древний Рим), в Древней Руси XI-XII вв. и др. Изготовление посуды из собственно хрусталя (стекла с большим содержанием свинца, отделанного огранкой, резьбой - "алмазным гранением", шлифовкой) распространилось в Англии во второй половине XVII в. (Дж. Рейвенскрофт), получив мировую известность. Во Франции значительное производство хрусталя возникло в XVIII в. в г. Баккара на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основана около 1766), где существует и поныне.

В России производство хрусталя достигло особого подъёма во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. на Петербургском стеклянном и зеркальном заводе, где стали изготовляться монументальные архитектурно- художественные изделия - большие вазы, осветительные приборы, фонтаны и архитектурные детали. К созданию их привлекались художники и архитекторы (В. В. Растрелли, Ч. Камерон, К. И. Росси, Ж. Тома де Томон, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов и др.). Хрустальная посуда выпускалась с XVIII в. также частными заводами (Мальцева в Гусь-Хрустальном, Бахметева в Николо-Пестровке). К конце XIX в. качество русской художественной стеклянной продукции, в том числе хрустальной, снижается. В советское время производство хрусталя стало вновь развиваться. Достижением восстановленного производства хрусталя в СССР было создание монументального фонтана для павильона СССР на Международной выставке 1939 в Нью-Йорке (1938, по проекту скульптора И. М. Майкова и инженера Ф. С. Энтелиса).

В 1950-70-х гг. производство хрусталя интенсивно развивается в Великобритании, Бельгии, ГДР, Польше, Чехословакии, ФРГ, Франции и др. Всемирную известность приобрели изделия так называемого скандинавского дизайна, основную роль в создании которого принадлежит финским дизайнерам Т. Вирккала и Т. Сарпанева. Лаконично чёткие по формам, эти изделия отличаются прозрачно-чистыми, лишёнными декора плоскостями. Наряду с такого рода хрусталём производится традиционный хрусталь с "алмазным гранением".

В СССР специализированное производство хрусталя организовано на Ленинградском заводе художественного стекла, цветной хрусталь выпускается на Гусевском хрустальном заводе; другие заводы (Киевский завод художественного стекла, белорусский стеклозавод "Неман", Дятьковский хрустальный завод и др.) производят изделия из хрусталя наряду с простым посудным стеклом. В Ленинграде, основном центре производства хрусталя, сложилась так называемая ленинградская школа советского художественного стекла (так называемый невский хрусталь), для которой характерен стиль торжественно-парадной, строгой, тактично украшенной посуды и сувенирно-подарочных изделий. Ряд уникальных образцов, определивших общее направление "ленинградской школы", выполнили в 40-70-х гг. В. И. Мухина, А. А. Успенский, Э. М. Кример, Б. А. Смирнов. Среди известных художников, работающих исключительно в хрустале, - А. А. Аствацатурьян, А. С. Курилов, В. С. Муратов. А. М. Остроумов, В. А. Филатов, Б. Фёдоров, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская.

Название "хрусталь" применяется не только к свинцовому стеклу. Во второй половине XV в. в Венеции хрусталём ("кристалле") называлось высококачественное бесцветное стекло (без огранки), не содержащее свинца. С XVII в. в Чехии выпускаются толстостенные, украшенные глубокой гранью изделия из кальциево- известкового стекла, называющиеся хрустальными (так называемый богемский, или чешский, хрусталь; см. Чешское стекло).


Литература: Н. В. Воронов, Дубова М М., Невский хрусталь Очерки основных этапов развития, Л., 1984; Kдmpler F., Viertausend Jahre Glas, Dresden, 1966, Savage G., L"art du verre, P., 1968. Glassproblemer og problemglass, Oslo, 1971.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Хрусталь" в других словарях:

    Кристалл, хрусталь. Созвучие слов и морфологических элементов определяет пути «народной этимологии». Звуковое подобие часто является опорой переосмысления и морфологического переоформления чужого, этимологически неясного слова. Например, греческ … История слов

    - (от греч. krystallos). Обыкновенное стекло, в котором, вместо извести, употреблена окись свинца, гораздо плотнее и прозрачнее обыкновенного свинца. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРУСТАЛЬ… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХРУСТАЛЬ, хрусталя, мн. нет, муж. (от греч. krystalios прозрачный камень, кристалл). 1. Стекло высокого сорта, обладающее особым блеском и способностью сильно преломлять свет. 2. Посуда из такого стекла. «Духи в граненом хрустале.» Пушкин. || То… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., нем. чистое белое стекло, особ. граненое. Горный, самородный хрусталь, чистый, сквозистый кварц. льный, из хрусталя или к нему относящийся. Народ производит хрусталь от хрусткий, твердый и хрупкий. Хрусталик, внутренняя часть глаза, как бы… … Толковый словарь Даля

    Кристалл, пьезокварц Словарь русских синонимов. хрусталь кристалл (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    хрусталь - ХРУСТАЛЬ, я, м. 1. Пустые бутылки, стеклотара. 2. Любая емкость, сосуд для распития спиртного. Один хрусталь на всех. Операция « хрусталь» сдача пустой посуды, обычно после попойки … Словарь русского арго

    ХРУСТАЛЬ, я, муж. 1. Стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Ваза из хрусталя. 2. собир. Посуда и другие изделия из такого стекла. Коллекция хрусталя. Стол сервирован хрусталём. Горный хрусталь бесцветный прозрачный минерал,… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. krystallos кристалл) особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются… … Большой Энциклопедический словарь

Хрусталь – это разновидность стекла, в которой содержится не менее 24% окиси свинца или бария. Такие добавки обеспечивают, выражаясь языком ювелиров, «игру света», а также повышают пластичность материала - все это дает возможность подвергать хрусталь огранке и резьбе. Такие процедуры позволяют хрусталю, как и драгоценным камням, более полно проявить свою красоту.

Название свое хрусталь получил по аналогии с горным хрусталем, название которого, в свою очередь, образовано от греческого слова «кристаллос», что переводится как «лед». Вероятно, именно чистота и прозрачность этого минерала навеяла грекам ассоциации со льдом. Горный хрусталь является разновидностью бесцветного кварца.

Создание хрусталя практиковали еще в древнем Египте и Месопотамии на заре стеклоделия. Однако в современном его виде хрусталь был получен лишь в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом.

В чем отличие хрусталя от стекла

Хрусталь и стекло - два материала, которые изготавливаются по совершенно разным технологиям и из отличающихся материалов. Именно эти два фактора обуславливают наличие между ними различий, в том числе и в ценовых категориях.

Во-первых, у стекла и хрусталя разная . Стекло на ощупь более теплое и быстро нагревается в руках, хрусталь же охлаждает кожу.

Во-вторых, хрусталь намного прочнее. Его можно разбить, но это сделать сложнее. При разбивании стекло разлетается крупными кусками, хрусталь же разбивается на мелкие осколки. На стекле со временем появляются царапины, трещины, потускнения. С хрусталем этого не происходит.

Кроме того, если смотреть на какой-либо предмет через стекло, изображение будет слегка увеличиваться. Хрусталь же даст раздваивание предмета без увеличения.

Наконец, хрусталь в отличие от стекла имеет характерный звук. Проведя по нему мокрыми пальцами, можно услышать приятный звон. А когда соприкасаются два хрустальных изделия, раздается , долго звучащий гул. Стекло же издает лишь глухой стук.

Именно все вышеперечисленные факторы делают хрусталь дорогостоящим предметом коллекционирования. При изготовлении хрустальных изделий их всегда украшают гравировкой, тщательно полируют и используют в их украшении золотую фольгу, травление или матирование.

Хрусталь также может быть цветным: красным, зеленым, фиолетовым и т.д. Но учитывайте, что на рынке хрусталь нередко заменяют обычным стеклом, делая искусные подделки, отличить которые может лишь специалист.


Посуда из хрусталя была показателем роскоши во все предыдущие эпохи. Во времена Средневековья богатые люди украшали свои столы хрустальными кубками и чашами. В эпоху СССР все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Сейчас ситуация, конечно, сильно изменилась. Хрустальная посуда утратила былую значимость и почёт среди населения. Кроме того, у хрусталя появилось множество соперников из современных видов стекла. Но он всё ещё пользуется заслуженным признанием на торжественных приёмах и светских раутах, а наиболее искушённые персоны используют хрустальные бокалы у себя дома безо всяких поводов, когда им просто хочется создать атмосферу величественности и фееричности.

Хрустальная посуда имеет весомые эстетические преимущества даже перед современной посудой из самого необычного стекла. Хрусталь вот уже несколько столетий подряд завоёвывает сердца потребителей благодаря своей поразительной прозрачности, блестящей поверхности, способности преломлять свет и передавать мельчайшие оттенки цвета напитков. Красота хрустальной посуды позволяет ей оставаться востребованной и в XXI веке.

Свойства хрусталя

Хрусталь - это одна из разновидностей стекла, отличающаяся от других видов наличием в составе оксидов серебра, бария, цинка или свинца. Хрусталём считается белое стекло, содержащее не менее 16% окислов этих металлов. Если содержание бария, свинца, серебра не достигает этой нормы, стекло расценивается как кристалин.

Свойствами хрусталя, выделяющими его на фоне других видов стекла, являются повышенная плотность, тяжесть даже при наличии тонких стенок посуды, необыкновенная прозрачность, блеск, светопреломляемость с эффектом радуги, низкая термоустойчивость, яркий мелодичный звон, кажущаяся хрупкость и неповторимая красота.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ: ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ, А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал,

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца - именуется малосвинцовым хрусталём;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца - считается дорогим свинцовым хрусталём;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём.

2. Согласно европейской классификации, материал,

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, - это кристалин;
  • от 16 до 23% - хрусталь;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь.
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

История хрусталя


Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» - известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции - так появился хрусталь.

Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются сувениры и посуда из хрусталя, выпускаемые в городе с говорящим названием Гусь-Хрустальный. Продукция не раз завоёвывала лидерские позиции и высшие награды на международных выставках. Еще среди известных производителей хрусталя в России назовем и »

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Производство хрустальной посуды


Посуда из хрусталя может производиться четырьмя методами: выдуванием, прессованием, прессовыдуванием или центробежным литьём. Выдувание - наиболее надёжный способ, так как в результате его формируется цельное, монолитное изделие, а не части, которые потом ещё надо будет соединять.

Выдувание тоже бывает разным: механизированным, вакуум-выдувным, ручным и свободным. Наиболее ценны сувениры и посуда из хрусталя, полученные ручным методом выдувания, то есть с помощью стеклодувной трубки. Свободный способ выдувания (гутенская техника) представляет собой создание хрустального изделия без отчётливой формы. Продукция, полученная таким методом, всегда уникальна.

Вся хрустальная посуда и сувениры, произведённые выдувным способом, характеризуются тонкостью стенок, особой прозрачностью, необычностью и неповторимостью форм.

Поскольку хрусталь - это изначально очень мягкий материал, вся хрустальная посуда, как правило, подвергается алмазной огранке. Сначала изделия обрабатываются посредством крутящихся кругов искусственного алмаза, затем полируются кислотами.

Известны четыре способа обработки хрустальных бокалов, ваз и сувениров: гравировка, огранка, шлифовка, резьба.


В наше время особым спросом пользуется цветной хрусталь. Для получения окрашенной хрустальной посуды во время её производства применяются разнообразные добавки: кадмий или соединения золота - для получения красного оттенка; кремний - для получения розового хрусталя; кобальт - для синего; окись медь - для приобретения хрусталём зелёного цвета; окислы марганца - для фиолетового.

Цветной хрусталь производится и российскими заводами, но они пока не могут составить достойную конкуренцию хрустальным мастерским города Севр во Франции. Там выпускается знаменитый жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь.

В настоящее время для украшения хрусталя начали применять особые виды декорирования . Самый распространенный из них - украшение золотом. Мастера для этого используют золотую фольгу, которая вплавляется внутрь стекла, либо покрывается снаружи. Другие мастера расписывают хрусталь вручную, это, кстати, и дешевле. Другой способ декорирования - это травление (сатинирование). Так называется техника обработки плавиковой кислотой, что позволяет сделать хрустать наиболее блестящим. Существует и противоположный способ декора - матирование, когда хрусталь обрабатывают острозернистым песком.

Ассортимент хрустальной посуды


Ассортимент посуды из хрусталя довольно разнообразен. Из этого материала в основном изготавливают всевозможные вазочки и розетки, кувшины с крышками, конфетницы и фруктовницы, вазы для пирожных и тортов, креманки на ножках, блюда, сахарницы, компотницы, селёдочницы, салатницы, приборы для специй, пепельницы, салфетницы и т.п.

27.03.2018

Мы привыкли, что в хорошем заведении напитки подают в хрустале, а дома его держат для особых случаев.

Обращаться с ним надо нежно: мыть только вручную, специальными средствами, и стараться не разбить и не поцарапать. Чтобы сэкономить, раньше использовали стекло с немного измененным составом. Оно прочнее хрусталя, но стенки толстые, грани не играют на свету, нет такой кристальной прозрачности и мелодичного звона. Наконец, лет 10 назад появилось хрустальное стекло, которое выглядит точно как хрусталь, но не содержит вредного свинца и намного прочнее.

Такое стекло хорошо смотрится и в дорогом ресторане, и в винном баре, его можно мыть в посудомоечной машине и ронять без риска.

Как делают хрусталь?

Искусственный хрусталь стали делать, имитируя природный - он же горный хрусталь, разновидность кварца, из которого изготавливают украшения. В составе искусственного хрусталя - 24% оксида свинца, который выплавляют вместе с кремнием, содой, другими оксидами. Впервые с таким составом хрусталь изготовил английский мастер Джордж Рейвенскрофт в 1676 году.


Свинец придает стеклу пластичность. Поэтому у хрустальных бокалов такие тонкие стенки, можно изготовить очень мелкие детали и украсить сетью граней или гравированным рисунком. Второе, за что отвечает свинец - преломление света. Вот почему хрусталь такой прозрачный и так эффектно играет на гранях. Внешне это похоже на то, как мерцает ограненный бриллиант - отсюда и ассоциации с чем-то драгоценным, роскошным. Однако постоянная замена разбитого хрусталя обходится дорого, и фабрики все эти века искали другие составы, чтобы придать посуде прочность.

Как делают хрустальное стекло?

Раньше хрустальным стеклом считалось то, в котором оксида свинца меньше, чем в хрустале - 13-23%, а оксидов калия - 17%. Такими, например, были традиционные венецианское и чешское стекло, но их все равно относят к хрусталю.


Сейчас производители отказываются от свинца, который считается токсичным тяжелым элементом. Вместо оксида свинца добавляют, к примеру, кремний и титан - как это делают в . Эта марка изготавливает бокалы, графины и декантеры из запатентованного материала Tritan™, точный состав которого держат в секрете. Готовую посуду закаливают в контрастных водяных банях при температуре от 15 до 70 градусов, охлаждают и тщательно шлифуют, а срез делают лазером по еще мягкому краю, чтобы он был идеально ровным и тонким.

В результате посуда из такого стекла получается очень прочной, прозрачной, красиво преломляет свет, как настоящий хрусталь. Тонкие стенки не бьются, и бокалы можно мыть в посудомоечной машине. Чтобы они были еще прочнее, уязвимые участки чуть утолщают и уплотняют.

Словом, современное выглядит, как хрусталь, но гораздо прочнее и безвреднее для организма. Такое сочетание - идеальный ход для заведений, где посуда нужна и презентабельная, и практичная.

Производство рукотворного хрусталя

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь - это изменившие свои свойства вода.

С егодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали "высокопоставленных" и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

Варка хрусталя


Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя.

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

Специалисты по поводу свинца поясняют так:

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться уже никуда не может.

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

Стеклодувы и конвейер


Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.


Отжиг


Важным этапом производства хрусталя является, так называемый "отжиг" изделия - это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

Гранение


Следующий этап - гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят - наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

Химическая шлифовка


Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.


Top