Интеграционные союзы (развитых, развивающихся, социалистических и переходных стран). Международная экономическая интеграция Факторы, определяющие интеграционные процессы

.

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС).

За время существования состав этой группировки постоянно расширялся.

В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания.

В 1981 году в ЕЭС вступила Греция.

В 1986 году - вступление Испании и Португалии.

В 1995 году - вступление Австрии, Швеции, Финляндии.

В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие данной интеграционной группировки прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).

К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.

В начале 60х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров.

Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов.

С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы.

В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В целом эти задачи были выполнены, и в феврале 1992 года в г. Маастрихте был подписан договор о Европейском Союзе. Поэтому с 1993 года ЕЭС именуется Европейским Союзом или ЕС. Этот договор предусматривает постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.

Определены общие цели Европейского Союза:

Валютная интеграция, т.е. постепенный переход к полному валютному союзу, создание в 1997 году единого Европейского банка, к 2000 году - введение единой валюты "евро", ликвидация национальных валют;

Проведение единой внешней политики;

Решение общими силами внутренних проблем ЕС - нелегальная иммиграция, терроризм, преступность, наркотики;

Развитие демократических институтов, укрепление наднациональных структур (Европарламент, Евросуд и т.д.).

В настоящее время в ЕС завершено формирование основ единого рынка и системы межгосударственного управления; страны-участницы решают вопросы окончательного оформления экономического, валютного и политического союзов.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд. Совет Министров ЕС - руководящий орган ЕС, обладающий правом принимать решения по основным вопросам деятельности ЕС и правом заключать международные соглашения от имени ЕС. Это законодательный орган. Он может принимать постановления 4 основных видов, различающиеся по обязательной силе и способам применения.

1. Регламенты - подлежат непосредственному применению во всех странах.

2. Директивы - претворяются в жизнь через принятие национальных законодательных актов.

3. Решения - касаются лишь некоторых предприятий и организаций.

Комиссия ЕС (КЕС) - административный орган, обладающий широкими полномочиями. Основные функции КЕС следующие.

1. Выдвижение законодательных инициатив.

2. Контроль за исполнением постановлений Совета Министров ЕС. Использование необходимых санкций (в том числе и обращение в Европейский суд) при нарушении странами тех или иных актов ЕС.

3. Контроль за соблюдением таможенного режима, развитием аграрного рынка, налоговой политики.

4. Обеспечение эффективной политики в области конкуренции и проведение единой политики в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.

5. Управление различными фондами (социальным, региональным, аграрным) и программами ЕС, в том числе и программами помощи странам, не участвующим в ЕС.

Существенным направлением деятельности КЕС является приведение в необходимое соответствие законодательных норм и стандартов, действующих в разных странах ЕС.

Местонахождение КЕС - г. Брюссель.

Европейский парламент (Европарламент ) формируется путем всеобщих прямых выборов парламентариев из всех стран ЕС. Депутаты Европарламента избираются сроком на 5 лет. Члены Европарламента объединяются во фракции не по принципу гражданства, а по принципу политической (партийной) принадлежности, что является шагом по пути формирования международных политических движений.

Европарламент - консультативный и рекомендательный орган. Но бюджет ЕС утверждается именно Европарламентом. В соответствии с Единым европейским актом в настоящее время требуется одобрение со стороны Европарламента при вступлении в ЕС новых членов, при заключении договоров об ассоциированном членстве, а также соглашений с третьими странами.

Местонахождение Европарламента -г. Страсбург.

Суд ЕС (Европейский суд) - международный правовой орган стран ЕС. Он обеспечивает единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм, и урегулирует связанные с их применением споры и претензии, в том числе и от иностранных юридических лиц.

Местонахождение Европейского суда г. Страсбург.

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладает преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС.

С 1993 года действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран..

в мировом хозяйстве.

Интеграционные процессы, происходящие в различных частях мира, привели к формированию региональных интегра-ционных группировок, отличающихся друг от друга как по уровню развития интеграционных связей, так и по числу стран, их образующих.

Одним из наиболее авторитетных и зрелых интеграционных объединений мира является Европейский Союз (ЕС) . Он был образован на базе Европейского сообщества, которое объединило в себе в 1967 году три ранее самостоятельные организации – Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС, образовано в 1957 г.), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957 г.).

Интеграция в рамках ЕЭС прошла следующие этапы:

1. Этап свободной торговли (1958-1967 г.г.);

2. Этап таможенного союза (1968-1986 г.г.);

3. Этап общего рынка (1981-1992 г.г.).

Договор об образовании Евросоюза вступил в силу 1 ноября 1993 года, после того, как были ратифицированы Маастрихтские соглашения, которые предусматривали создание Экономического и Валютного Союза. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе (столица Бельгии), хотя многие рабочие органы объединения расположены в Страсбурге (Франция).

Членами ЕС в настоящее время являются 15 стран Западной Европы (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Швеция Финляндия).

Формирование валютного союза опирается на Европейскую валютную систему (ЕВС), созданную в 1979 году и объединяющую сегодня 12 стран-членов ЕС, за исключением Великобритании, Дании и Швеции. В 1999 году странами ЕВС была введена в оборот в безналичной форме единая коллективная валюта евро , а с 2002 года все страны ЕС (за исключением трех выше названных) приняли на себя обязательства отказаться от использования своих национальных валют и изъять их из обращения, заменив их евро в наличной форме.

В качестве ведущего регулирующего органа ЕВС функцио-нирует Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), находящийся во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Евросоюз объединяет государства с общим населением 370 млн. человек, которые производят более 21% мирового ВВП. Эффектив-ность интеграционных процессов в Западной Европе обеспечивается схожей социальной структурой, высоким уровнем развития эконо-мики, стабильностью законодательной базы.

В 2004 году предусматривается расширение состава группировки за счет присоединения ряда стран, таких как Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Кипр.

В настоящее время в Западной Европе наряду с ЕС функциони-рует Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ) , которая возникла в 1960 году. Семь стран, первоначально образовавшие ЕАСТ, в дальнейшем вошли в ЕС. Поэтому сегодня официальными членами ЕАСТ являются 4 страны – Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн. Действия ЕАСТ распространяются только на промышленные товары, в отношении которых введен режим беспошлинной торговли.

Между ЕС и ЕАСТ в 1991 году было подписано соглашение о Едином Европейском экономическом пространстве, которое предусматривает:

● согласование политики в области экономики, науки, окружающей среды, социальной сферы и образования;

· свободное движение товаров и услуг, капиталов и населения;

· создание правовой базы для реализации сотрудничества.

В Северной Америке с 1 января 1994 года действует Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) , в которую входят США, Канада и Мексика. Организация предусмат-ривает в течение 15 лет устранение всех торговых и инвестиционных барьеров между данными странами. Прежде всего это касается отношений с Мексикой (самой слабой страной группировки), ибо между США и Канадой торговые барьеры устранены уже сейчас.

НАФТА объединяет страны с общим населением в 400 млн. человек, которые производят около 23% мирового ВВП. Несомненным лидером в организации являются США, которые занимают приоритетные позиции в параметрах импорта товаров, услуг и капиталов Канады и Мексики, а также ориентируют на себя подавляющую долю канадского и мексиканского экспорта. Хотя между странами существует ряд проблем на пути интеграции, но все же она благотворно влияет на темпы экономического роста и развитие торговых связей. Ближайшим кандидатом на вступление в организацию является Чили.

США также вынашивают планы создания к 2005 году Единой Американской зоны свободной торговли, что должно произойти путём присоединения к НАФТА стран Южной и Центральной Америки, а также стран Карибского бассейна. Таким образом, новая группировка должна включать в себя 34 страны данного региона. Однако некоторые государства (в особенности Бразилия) считают, что либерализация торговли, прежде всего, обеспечит выигрыш США и приведет к наплыву в Латиноамериканские страны товаров из США.

Интеграционные процессы характерны не только для группы промышленно развитых стран, но и для стран с развивающимися рынками.

В Южной Америке наиболее значительными интеграционными группировками являются МЕРКОСУР и Андский пакт.

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса – был образован в 1991 году и объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Штаб-квартира организации находится в Монтевидео (Уругвай). Это объединение является крупнейшим интеграционным рынком Латинской Америки, где сосредоточено около 45% населения (более 200 млн. человек), 50% ВВП, 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного товарообмента и более 30% объема внешней торговли континента. Группировка находится на стадии таможенного союза. Странами были существенно снижены таможенные пошлины. С 1995 года на внешних границах блока действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран. Несмотря на незавершённость становления таможенного союза, интеграция оказала положительное воздействие на общие размеры ВВП и показатели внешней торговли стран данного объединения. Страны группировки стремятся к координации политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в валютно-финансовой сфере.

Организация Андского пакта ведёт свою историю с 1969 года. После продолжительного застоя (более 10 лет) Андская группа стран, состоящая из Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора, в октябре 1992 года подписала договор о создании Зоны свободной торговли. Соглашение существенно оживило взаимную торговлю. С 1 февраля 1995 года три страны – Венесуэла, Колумбия и Эквадор приняли единый таможенный тариф в отношении третьих стран. В 1997 году Андский пакт трансформировался в Андскую систему интеграции. В настоящее время основными направлениями деятель-ности Андской группы является выработка единой экономической политики стран-членов, координация совместных проектов, гармони-зация законодательства, углубление международных связей.

Кроме выше названных группировок в Латинской Америке функционируют и другие объединения. В их состав входит различное число государств, но все они ставят своей целью поощрение торговли и отмену торговых пошлин, координацию внешнеэкономической политики, сотрудничество в технической, социальной и культурной областях. К этим объединениям относятся: ЦАОР – Центрально-американский общий рынок (представлен 5 странами – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор; образован в 1981 г.), КАРИКОМ – Карибское сообщество (входят 14 стран – Багамы, Барбадос, Белиз, Гайана, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка; образован в 1973 г.), ЛАИ – Латиноамериканская ассоциация интеграции (входят 11 стран – Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай; образован в 1980 г.).

В Азии ведёт свою деятельность Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) . Она была основана в 1967 году для того, чтобы ускорить экономическое, социальное и культурное развитие её участников, поддерживать стабильность в регионе и поощрять сотрудничество. Участниками АСЕАН в настоящее время являются 9 государств, 5 из них были инициаторами создания объединения (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины), а остальные 4 присоединились позднее (Бруней – в 1984 г., Вьетнам – в 1995 г., Мьянма и Лаос – в 1997 г.). Штаб-квартира группировки находится в Джакарте (Индонезия). Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств, которая собирается 1 раз в 3 года, а центральным руководящим органом выступает ежегодная встреча министров иностранных дел.

В современных условиях АСЕАН провозгласила курс на создание к 2003 году полноценной зоны свободной торговли, вступление в организацию всех стран Индокитая, а также экономическое сотрудничество между странами в сфере финансов, сельского хозяйства, транспорта, туризма, телекоммуникаций, охраны окружающей среды. В последнее время главный упор во внешне-экономической политике этих государств был сделан на усиление притока прямых иностранных инвестиций и передовых технологий.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) крупнейшим офици-альным форумом для принятия решений в области торговли и инвестирования является Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) , которая была создана в 1989 году. В настоящее время эта организация представлена 21 государством, которые существенно отличаются традициями, уровнем развития и структурой экономики. В данное объединение входят промышленно развитые страны (США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея), а также развивающиеся страны данного региона (Тайвань, Таиланд, Китай, Гонконг (в 1997 г. присоединен к Китаю), Филиппины, Индонезия, Малайзия, Бруней, Папуа-Новая Гвинея, а также Вьетнам, Мексика, Чили, Перу и Россия (с 1998 года)).

Специфика деятельности АТЭС заключается в том, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами. На одной из последних встреч глав государств этой организации была принята программа, предусматривающая достижение свободной торговли и инвестирования не позднее 2010 года для промышленно развитых стран и не позднее 2020 года – для развивающихся стран. В настоящее время интеграция в этом регионе в значительной степени проявляется на микроуровне в результате функционирования большого числа МНК и ТНК. Однако огромный потенциал АТР позволяет специалистам считать, что именно этот регион будет в ближайшие десятилетия являться центром экономи-ческого роста, и поэтому стремление к интеграции на макроуровне путём устранения препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций и сотрудничество в отдельных конкретных областях (рыболовстве, энергетике, транспорте и других) позволит обеспечить устойчивый экономический рост в регионе и сократить разрыв в уровнях экономического развития стран-членов организации.

После распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1990 году на постсоциалистическом пространстве был подписан ряд соглашений об интеграции. С 1 марта 1993 года вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА) , которое подписали 4 страны: Венгрия, Польша, Чехия и Словакия (позже к ним присоединилась Словения). Эта организация предусмат-ривала то обстоятельство, что создание зоны свободной торговли будет являться этапом для вступления в ЕС. В настоящее время уже принято решение о том, что, наряду с другими странами Центральной и Восточной Европы, страны, создавшие ЦЕФТА, в 2004 году войдут в состав Евросоюза.

На территории бывшего Советского Союза в декабре 1991 года была создана организация, названная Содружество Независимых Государств (СНГ) . Договор об образовании СНГ подписали главы 11 государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, России и Украины), к которому позднее присоединилась Грузия.

Несмотря на противоречивые тенденции во внешнеэкономической политике этих стран, в 1994 году было подписано соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое предполагает переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

Однако и сегодня центростремительные тенденции в рамках СНГ ещё не стали превалирующими. Более тесные связи в последние годы наблюдались между некоторыми странами этого региона. В апреле 1997 года был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, а в январе 2000 года были сформированы высшие руководящие органы этой организации – Высший государственный совет и Совет министров. Государственным секретарём Союза России и Белоруссии является Павел Бородин. Было принято решение о создании условий для перехода к использованию единой валюты (предположительно к 2005 году). Также в 2000 году 5 стран (Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Таджикистан) заявили об организации Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) , предусмотрев в планах создание между ними таможенного союза, а в дальнейшем и общего рынка, и наметив пути углубления сотрудничества в энергетической и транспортной сфере. С 2002 года в качестве наблюдателей в ЕврАзЭС состоят Молдова и Украина.

Кроме выше указанных группировок в мире функционирует множество других интеграционных объединений, в том числе в Арабском мире – Совет Арабского Экономического единства (САЭЕ , 12 государств, 1964 г.), Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ , 6 государств, 1981 г.) и другие; в Африке Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС , 16 стран, 1975 г.), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА , 20 государств, 1964 г.), Западно-Африканский экономический и валютный союз (УЭМОА , 7 стран, 1994 г.), Организация Африканского Единства (ОАЕ , 53 страны, 1963 г.), Таможенный и экономический Союз Центральной Африки (ЮДЕАК , 6 стран, 1966 г.), Южно-Африканское сообщество развития (САДК , 11 стран, 1992 г.) и другие.


Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Буглай В. Б., Левенцев Н. Н. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. / Под ред. Н.Н.Левенцева - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998.

3. Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие. Под ред. И.Л. Платоновой - М.: Изд-во БЕК, 1996.

4. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М.: Банкирконсалт, 2001.

5. Власов Г.Н., Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Курс лекций. Выпуск 4-й, Волго-Вятское кн. изд-во, 1993.

6. Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 2000, Ч.1 и Ч.2.

7. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и практика. Учебник для вузов./ Пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова - М.: Эконом. факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

8. Кудров В.Н. Мировая экономика. Учеб. - М.: БЕК, 2000.

9. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. Под общей ред. и предисл. О.В. Ивановой - М.: Прогресс, 1992.

10. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. - М.: Финансы, ЮНИТИ. 1998.

11. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: пер. с англ. - 11-е изд. - М.: Республика, 1992. - Т1,Т2.

12. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л И. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2000.

13. Международные экономические отношения. / Под ред. В. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

14. Международные экономические отношения. / Под ред. Б. Супруновича. - М.: Финансы и статистика, 1995.

15. Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

16. Мировая экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова - М.: Юрист, 2000.

17. Мировая экономика. Учебник. / Под ред. Е.Д. Халевинской - М.: Юрист, 1999.

18. Мировая экономика. / Под ред. И.П. Николаевой - М.: Финстатинформ, 1999.

19. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. Шуркалина А.К. и Цыпиной Н.С. - М.: Логос, 2000.

20. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учеб. для ВУЗов / Под ред. Колесова и М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта, 2000.

21. Носкова И.Я. Максимова Л.М.. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

22. Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И.П.Фаминского - 2-е издание перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1994.

23. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. - М.: Финансы и статистика, 1994.

24. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. Пер. с англ. / Под ред. и предисл. В.Д. Щетинина - М.: Международные отношения, 1993.

25. Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2000.

26. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Учеб. пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.

27. Раджабова З.К. Мировая экономика. Учеб.- М.: Инфра - М, 2002.

28. Семёнов К.А. Международные экономические отношения. Курс лекций. - М.: Гардарика, 1998.

29. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учеб. пособие - М.: Инфра - М, 2001.

30. Стрыгин А.В. Мировая экономика. Учеб. - М.: Экзамен, 2001.

31. Фомичёв В.И. Международная торговля. Учеб. - М.: Инфра-М, 1998.

32. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1992.

33. Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

34. Экономика внешних связей России. / Под ред. А. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, ЮНИТИ, 1995.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по мировой экономике

1. Актуальность и предмет курса «Мировая экономика».

2. Объективные основы становления мирового хозяйства и этапы его развития.

4. Особенности современного этапа развития мирового хозяйства.

6. Теории международного разделения труда: абсолютных преиму-ществ А.Смита, сравнительных преимуществ Д.Рикардо, теория Хекшера-Олина, парадокс В.Леонтьева, теория ЖЦП, теория технологического разрыва, эклектическая теория Дж.Данинга.

7. Международная специализация и кооперация: содержание и виды. Показатели международной специализации.

8. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты.

9. Международная торговля: объективные основы, факторы развития и особенности в современных условиях.

10. Внешняя торговля и её важнейшие показатели. Торговый баланс.

11. Основные формы и инструменты внешнеторговой политики государства.

12. Ценообразование в международной торговле. Виды мировых цен.

13. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

14. Основные формы международной торговли.

15. Причины и факторы международной миграции капитала.

16. Формы международной миграции капитала. Прямые и порт-фельные инвестиции.

17. Особенности международной миграции капитала в современных условиях.

18. Транснациональные корпорации: содержание, виды и роль в современных условиях.

19. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура. Мировые финансовые центры.

20. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешнего долга и пути его разрешения.

21. Международная трудовая миграция, её причины и формы. Значение для стран-экспортёров и стран-импортёров рабочей силы.

22. Основные центры трудовой иммиграции и их особенности. Черты международной миграции рабочей силы в современных условиях.

23. Регулирование международной трудовой миграции.

24. Валюта: содержание и виды.

25. Валютный курс: содержание, виды и факторы на него влияющие. Последствия изменения валютного курса.

26. Международная валютная система и этапы её развития.

27. Международный валютный фонд и его роль в современных условиях.

28. Валютный рынок: содержание и основные операции.

29. Международная экономическая интеграция: содержание, значение и этапы развития.

30. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Этапы становления и развития мирового хозяйства.

2. Мировое хозяйство и его основные субъекты.

3. Критерии объединения стран в группу промышленно развитых.

4. Особенности экономики развивающихся стран.

5. Основные черты новых индустриальных стран и их место в мировой экономике.

6. Выделение подгрупп в разряде развивающихся стран.

7. Страны с переходной экономикой, их основные черты и место в мировой системе хозяйства.

9. Основные тенденции развития мирового хозяйства в современных условиях.

10. Глобализация и полицентризм мирового хозяйства.

11. Ресурсный потенциал мирового хозяйства и его распределение между странами.

13. Факторы, определяющие участие стран в международном разделении труда.

16. Особенности международного разделения труда в современных условиях.

17. Показатели международной специализации отрасли.

19. Основные положения теории Хекшера-Олина.

21. Теории ЖЦП и технологического разрыва.

23. Понятие и значение мирового рынка.

24. Конъюнктура мирового рынка и факторы, её определяющие.

25. Структура и инфраструктура мирового рынка.

26. Особенности мирового рынка.

27. Внешняя торговля и её значение для развития национальной экономики.

28. Показатели развития внешней торговли.

29. Масштабы и факторы развития международной торговли в последние десятилетия.

30. Современные тенденции развития международной торговли.

31. Формы международной торговли.

33. Разновидности мировых цен.

34. Внешнеторговая политика государства: содержание, формы и факторы её определяющие.

37. Тарифное регулирование внешней торговли.

38. Виды и особенности нетарифного регулирования экспорта и импорта.

39. Необходимость и способы наднационального регулирования мировых рынков.

40. История становления и функционирования ГАТТ.

41. Принципы и роль ВТО в мировом хозяйстве.

42. Причины международной миграции капитала и факторы её ускорения в современных условиях.

43. Классификация форм международной миграции капитала.

44. Разновидности иностранных инвестиций.

46. Формы осуществления прямых иностранных инвестиций.

48. Крупнейшие ТНК мира и их отраслевая специфика.

49. Показатели транснационализации деятельности компаний.

50. Роль ТНК в мировом хозяйстве и особенности их стратегии в современных условиях.

51. Основные черты международной миграции капитала на рубеже 20-21-го веков.

53. Формы международного кредита.

54. Сущность и причины кризиса внешнего долга.

55. Пути разрешения проблемы внешней задолженности и роль в этом международных организаций.

56. Параметры внешнего долга России и направления его уменьшения.

58. Необходимость становления и особенности еврорынка.

59. Разновидности евробумаг и их отличительные черты.

60. Международные финансовые центры и их роль в мировом хозяйстве.

61. Масштабы и причины международной трудовой миграции.

62. Формы международной миграции трудовых ресурсов.

63. Значение эмиграции и иммиграции.

64. Основные центры трудовой иммиграции и их отличительные черты.

65. Особенности международной трудовой миграции в современных условиях.

66. Необходимость и методы регулирования эмиграции и иммиграции.

67. Роль международных организаций в регулировании между-народной трудовой миграции.

68. Понятие «валюта», виды валют.

69. Необходимость установления, содержание и значение валютного курса.

70. Фиксированный валютный курс и его разновидности.

71. Плавающий валютный курс и его модификации.

72. Факторы изменения валютного курса.

73. Девальвация и ревальвация валюты и их влияние на макроэкономические показатели страны.

74. Необходимость и направления валютного регулирования.

76. Основные черты МВС, основанной на золотом стандарте.

77. Основные положения Бреттон-Вудской МВС и её кризис.

78. Основные черты Ямайской МВС.

79. История создания, функции и особенности деятельности МВФ.

81. Разновидности валютных курсов валютного рынка.

82. Виды валютных сделок на валютных рынках и их значение.

85. Значение межгосударственной экономической интеграции.

86. Этапы международной экономической интеграции.

87. Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран. Роль Евросоюза и НАФТА.

88. Основные интеграционные группировки в Латинской Америке.

89. Интеграционные процессы в АТР и их особенности.

90. Интеграционные объединения на постсоциалистическом пространстве. Место в них России.

Этапы развития интеграционных группировок

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд этапов.

Первый этап образование Зоны свободной торговли - Отмена таможенных пошлин в торговле между странами - участниками интеграционной группировки (ЕЭС в 1958-1968 гг., ЕАСТ с 1960 г, НАФТА с 1988 г., МЕРКОСУР с 1991г.)

Второй этап образование Таможенного союза - Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран (ЕЭС в 1968-1986 гг., МЕРКОСУР с 1996 г.)

Третий этап образование Общего рынка - Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами - участниками интеграционной группировки (ЕЭС в 1987-1992 гг.)

Четвертый этап образование Экономического союза - Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте (ЕС с 1993 г.)

Пятый этап образование Политического союза - Проведение единой внешней политики. На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Интеграционные союзы (развитых, развивающихся, социалистических и переходных стран)

Основные современные интеграционные группировки развитых стран.

Наиболее глубокое развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине 20 в. постепенно создано единое экономическое пространство-«Соединенные Штаты Европы». Западноевропейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, и его опыт служил главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам.

Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации - ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС). На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).

С 1960 начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС - в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным - с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Таблица 1

Третий этап. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов.

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» - приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 (2008 г.) в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25 (Табл. 1). Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию..Аяцков Д. Для интеграции нет альтернативы // Межгосударственный экономический Комитет Экономического Союза. Информационный бюллетень. - М. - Январь 2004.

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования - «Соединенных Штатов Европы».Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны).

В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле(NAFTA), в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика. В 1989 по инициативе Австралии образовалась организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членами которого первоначально стали 12 стран - как высокоразвитых, так и новых индустриальных (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США).

К 1994 г. окончательно оформилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АПЕК), предполагающая к 2020 г. образовать в одноименном регионе крупнейшую в мире “зону свободной торговли” без таможен и внутренних барьеров, ориентированную прежде всего на экономику США и Японии, а также и Китая.

Интеграционные группировки развивающихся стран.

В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов но их значение, как правило, относительно невелико.

Основные предпосылки первой волны объединения в 1960-1970-е гг.. имели субъективно-политический, а не объективно-экономический характер, когда «опора на собственные силы» казалась слаборазвитым странам наиболее эффективным инструментом противодействия «империалистическому закабалению» развитыми странами, то большинство этих интеграционных блоков оказались недолговечными. В дальнейшем торговые взаимосвязи между ними либо ослабевали, либо застывали на довольно невысоком уровне.

Самой лучшей оказалась судьба созданной в 1967 Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): в которую входят наиболее развитые государства региона: Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, а также султанат Бруней. Тяготение к интеграции ощущается и на другом конце Азии - на Среднем Востоке, где с 1981 г. активно функционирует Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединяющий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. В территориальной близости от них с 1992 г. проводится работа по созданию Организации экономического сотрудничества Центрально-азиатских государств (ЭКО), в которую войдут Иран, Пакистан, Турция, а также предполагается участие стран-участниц СНГ- Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Целью ЭКО провозглашено формирование в будущем “Центральноазиатского общего рынка”.

Развиваются интеграционные процессы в Латинской Америке. В этом регионе образование таможенного союза и “зоны свободной торговли” реализуется пактом “МЕРКОСУР”, заключенным в 1991 г. между Аргентиной, Бразилией, Уругваем (впоследствии к ним присоединился Парагвай).

Начинается межгосударственная интеграция на Африканском континенте. В 1989 г. был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, предусматривающий широкомасштабное сотрудничество в рамках региональной организации. Ведется работа по созданию “Африканского общего рынка” с охватом гигантской территории всей Тропической Африки. К 2025 г. предполагается сформировать Африканское экономическое сообщество с общим парламентом и единой для континента валютой.

Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции - близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны (именно они преобладают в АСЕАНе и МЕРКОСУРе), которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым.

Интеграционные группировки социалистических и переходных стран.

Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Это был первым послевоенным интеграционным блоком. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции.

Национальные хозяйства должны были выступать в СЭВ как составные части единого мирового социалистического хозяйства. Но рыночный механизм интеграции оказался заблокирован. Основы государственно-монополистической системы хозяйства социалистических стран, не допускали возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали даже в рамках одной страны и это препятствовало свободному движению финансовых ресурсов, рабочей силы, товаров и услуг. Поэтому уже в 1960-1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан. В дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти.

Распад СЭВ в 1991 показал, что тезис советской пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали то, что времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР - в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС

Объединение государств в интеграционные группировки позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки вступают страны с разным уровнем развития, преследуя примерно одинаковые цели.

Прежде всего, это поступление в страну прямых иностранных инвестиций, которые позволяют за счет новой техники и передовых технологий увеличить объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более широкий региональный рынок.

Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

Интеграционные группировки усиливают позиции объединенных государств в рамках крупных наднациональных объединений, например ВТО. Региональные и субрегиональные объединения стран позволяют им сохранить конкурентоспособность национальных экономик и совместно противостоять глобальной конкуренции.

При создании интеграционных объединений большое значение для стран имеют не только экономические преимущества, но и укрепление взаимодействия в политической, военной, социальной и других неэкономических областях, расширение сотрудничества в этих сферах. Особенно это характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Обобщая преимущества объединения стран в интеграционные группировки, можно отметить, что участие стран в подобных объединениях обеспечивает предпринимателям этих стран более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям. У них появляется возможность оперировать на более широком общем рыночном пространстве. Создаются привилегированные условия для фирм стран-участниц, в определенной степени защищающие их от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Странами-участницами совместно решаются социально-экономические, научно-технические, энергетические, экологические и иные проблемы (например, снижение безработицы, охрана труда, выравнивание условий развития отдельных регионов, достижение устойчивого экономического роста и т. п.).

Региональные интеграционные объединения появились в середине XX в. и в настоящее время их насчитывается более 60.

Наиболее развитой интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС). В настоящее время участниками ЕС являются 25 государств Западной, Центральной и Восточной Европы.

Возникновение и развитие Европейского союза прошло все этапы интеграции, последова-тельно переходя ко все более высоким типам группировок.

На этапе Зоны свободной тор-говли (1958-1966 гг.) были отменены таможенные пошлины и все количественные ограничения на пути движения товаров внутри сообщества, введен общий таможенный тариф и принята единая торговая политика в отношении третьих стран; кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.

На этапе Таможенного союза (1968-1986 гг.) общая аграрная политика дополнилась единой политикой в области исследований и технологического развития и в сфере охраны окружающей среды. К этому времени относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система, применяющая единую расчетную единицу - ЭКЮ.

На этапе Общего рынка (1987-1992 гг.) были введены свободное движение между странами факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Этап Экономического союза начался с 1993 г. и продолжается по настоящее время. Он ведет свое начало с подписания в 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 октября 1993 г.). Этот этап характеризуется усилением интеграции в экономической и политической сферах, развитием валютного союза. Реализуя Маастрихтский договор, в 1999 г. в ЕС был создан единый центр фор-мирования валютной и денежно-кредитной политики и начался постепенный переход на единую денежную единицу (евро). С января 1999 г. евро появились в обращении в безналичных расчетах параллельно с национальными валютами, а с 2003 г. - в наличной форме. При этом понятия «Ев-ропейский союз» (ЕС) и «Европейский валютный союз» (ЕВС) не являются синонимами. ЕВС действует внутри ЕС и имеет свои критерии для вступающих стран:

1) уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5%;

2) дефицит в бюджете не должен быть более 3% ВВП, а государственный долг - не более 60% годового объема ВВП;

3) процентные ставки в стране не должны более чем на 2 процентных пункта превышать уровень ставок, средних для стран с наиболее низкими темпами инфляции;

4) в течение двух последних лет перед вступлением в ЕВС национальная валюта не должна девальвироваться.

Этим критериям не соответствуют показатели новых членов ЕС - восточноевропейских стран и Балтии. Поэтому, став членами ЕС, они пока не приняты в ЕВС. По состоянию экономики ближе всех к вступлению в валютный союз находятся прибалтийские страны. Великобритания пока воздерживается от вступления в ЕВС, хотя и является полноправным членом ЕС. При этом она не исключает своего присоединения к ЕВС, если европейская валюта надежно себя зарекомендует на практике.

Дальнейшее развитие ЕС может двигаться в направлении политического союза, однако этот механизм пока не отработан. Предпосылкой создания такого союза может стать принятие единой Европейской конституции, которая пока встречает противодействие в некоторых странах ЕС.

Институциональный механизм управления интеграционными процессами в ЕС основан на системе управления, включающей как элементы национального государственного регулирования, так и межгосударственные органы. Высшим законодательным органом ЕС является Совет министров государств ЕС, исполнительный орган - Комиссия европейских сообществ, контролирующий орган - Европарламент, высшим судебным органом является Европейский суд.

Реализация интеграционных процессов в рамках ЕС оказала позитивное влияние на экономику государств-участников и активизировала процессы интернационализации во многих регионах мира.

На Американском континенте в 1994 г. появилось новое интеграционное объединение НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли, в которую вошли США, Канада и Мексика, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. США чрезвычайно заинтересованы в рынках Канады и Мексики, эти страны являются одними из основных рынков для США. Поэтому отличительной особенностью интеграционного процесса в рамках НАФТА является его определенная асимметричность: он протекает в основном между США и каждой из стран-партнеров, но слабо развивается между Канадой и Мексикой.

НАФТА распространяется на огромную территорию с населением свыше 400 млн. человек и мощным экономическим потенциалом, прежде всего это промышленность США. Высокий уровень индустриализации в регионе привел к тому, что важное место в НАФТА занимают вопросы охраны окружающей среды. На трехсторонней основе создаются структуры, отслеживающие на территории стран-участниц соответствие действующих производств установленным экологиче-ским требованиям.

Во второй половине XX в. интерес к региональной интеграции стали проявлять развивающиеся страны. У этих стран были свои специфические цели для создания интеграционных объединений. Прежде всего, они рассматривали интеграцию как средство, с помощью которого они смогут провести индустриализацию, ускорить экономический рост, оптимизировать структуру национальной экономики, ослабить зависимость бывших колоний от своих метрополий, изменить положение страны в системе международного разделения труда. При создании интеграционных объединений молодые государства желали преодолеть односторонность своего сырьевого экспорта и достичь диверсификации внешнеэкономической деятельности, ослабить зависимость от промышленно развитых стран.

Однако прошедшие годы показали, что процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно. Это объяснялось целым комплексом внутренних и внешних причин. Для осуществления совместных проектов странам недостает финансовых ресурсов, сказываются различия в экономической стратегии отдельных участников группировок. Не способствует интеграции сырьевая или сельскохозяйственная монокультурность национальных экономик, низкий уровень развития производительных сил, недостаточное развитие инфраструктуры. Действуют такие внешние факторы, как финансовая зависимость от промышленно развитых стран, давление международных корпораций, политическая нестабильность в регионе.

Сложившийся уровень взаимных экономических связей между странами развивающегося мира невысок, и интеграционные процессы пока не смогли его повысить. Если в ЕС уровень взаимного экспорта стран группировки составляет около 70%, то в развивающихся странах он колеблется от долей процента до 20%. Проблема заключается в интенсификации этих отношений, и во многих случаях это зависит от правительства, от политических решений. В целом политические факторы в интеграционных процессах развивающихся стран играют значительно большую роль, чем в развитых.

Все это говорит о том, что интеграция в развивающихся странах проходит свои первые этапы. Она существенно отличается от интеграции в промышленно развитых странах различными побудительными причинами, значительными различиями в исходных экономических и политических условиях интегрирующихся стран.

Однако можно выделить несколько добившихся определенных успехов интеграционных группировок стран развивающегося мира.

В Азии на протяжении последних лет действует АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 25 июля 1997 г. - Мьянма и Лаос. За это время страны АСЕАН перешли от преимущественного экспорта природных ресурсов к экспорту простой промышленной продукции, причем наиболее динамично этот процесс идет в Таиланде и Малайзии. АСЕАН стремится к созданию зоны свободной торговли. Основными направлениями его деятельности являются: сотрудничество в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.

АТЭС - Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - соз-дана в 1993 г. АТЭС объединяет страны, значительно отличающиеся друг от друга уровнем разви-тия, структурой экономики, традициями и культурой. В нее входит 21 страна, в том числе такие промышленно развитые, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада. Из развивающихся стран Азии в организацию вошли Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа - Новая Гвинея, Вьетнам. Из стран Центральной и Южной Америки - Мексика, Чили, Перу. С ноября 1997 г. в АТЭС вошла Российская Федерация.

Специфика АТЭС в том, что она имеет консультативный статус, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Одной из задач АТЭС является сокращение разрыва в уровнях экономического развития стран-членов, достижение ими устойчивого экономического роста.

В рамках АТЭС проводятся консультации и обмен информацией в целях развития сотрудничества стран-партнеров в различных формах и в конкретных областях - рыболовстве, энергетике, транспорте, охране окружающей среды и др., разрабатываются стратегии движения товаров, услуг, инвестиций.

На совещании АТЭС в 1995 г. в Осаке было принято решение о создании зоны свободной торговли путем поэтапного снижения таможенных тарифов и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. для развивающихся стран и к 2010 г. - для промышленно развитых.

В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона. Все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки своей конечной целью имеют создание общего рынка.

В качестве примера можно привести следующие объединения.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. на базе Латиноаме-риканской ассоциации свободной торговли (1960 г.). В ассоциацию входят: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай. ЛАИ нахо-дится на этапе общего рынка.

Центрально-американский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 г. Его членами являются Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.

Латиноамериканские экономические группировки включают в свои программы либерализацию внешней торговли, разработку отраслевых программ промышленного развития, унификацию политики Центральных банков, финансовое сотрудничество, взаимное предоставление стабилизационных займов. Ставится также цель выравнивания уровня экономического развития стран и защиты интересов экономически менее развитых участников группировок.

В Африке идея межгосударственного интегрирования чрезвычайно популярна, и на континенте существует огромное разнообразие интеграционных группировок, причем интеграция в Африке идет сверху, являясь инициативой правительств. Главной проблемой африканского континента является политическая нестабильность, число вооруженных конфликтов в Африке постоянно возрастает. Государствам Африки следует сначала урегулировать свою внутреннюю и внешнюю политику, а потом переходить к укреплению межгосударственных экономических отношений. Целями их интеграции должно стать создание условий для развития национальной промышленности, удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Наиболее крупными являются следующие группировки.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г. В него входят 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д"Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Сообщество представляет собой экономический союз.

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 г. В него входят 6 государств: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Целями ЮДЕАК являются поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление действующего таможенного союза.

Особую роль на африканском континенте играет Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. и имеющая как экономические, так и политические цели и консультативный статус. ОАЕ объединяет 53 страны. Целями сообщества являются координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе формирования Африканского экономического сообщества, создание которого намечено к 2025 г.

Процессы экономической интеграции развернулись и на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. Объективной основой для объединения республик бывшего Советского Союза стали разделение труда и региональная специализация, сформировавшаяся в советской плановой экономике. Каждая республика находилась в зависимости от поставок сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, была глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс. СНГ стало возрождением системы межреспубликанских взаимосвязей. Его созданию способствовали такие факторы, как технологическая общность производства, единство технических стандартов, общие сети коммуникации, единая транспортная инфраструктура. Все бывшие союзные республики ис-пытывали общие трудности выхода на западные рынки из-за невысокого по мировым меркам тех-нического уровня производства и нуждались в рынках друг друга.

Однако повсеместный спад производства, защита странами собственного рынка, потребность новых государств в струк-турной перестройке экономики, различия в области ценообразования, в финансовой, банковской и валютной политике, в таможенном регулировании и степени государственного управления экономикой привели к тому, что СНГ так и не стало реально действующим полноценным интеграционным объединением.

В январе 1995 г. было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В марте 1996 г. к союзу присоединилась Киргизия.

Таможенный союз намечалось формировать в два этапа: на первом - отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой и установить единый торговый режим в отношении третьих стран; на втором - образовать единую таможенную территорию, перенеся таможенный контроль на внешние границы союза. Однако в процессе согласования внешнеэкономической политики возникли серьезные противоречия среди участников. В результате уже в первый год существования «союза четырех» его члены стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов. Сформированные наднациональные структуры существуют лишь формально. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. Киргизия уже вступила в ВТО в 1998 г. и вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке».

Региональная интеграция в своем развитии может быть прослежена как в странах, изначально идущих по пути рыночного хозяйствования, так и в развивающихся странах и странах с административным регулированием экономики. Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.

Для обретения нового понимания единства своего континента европейцам понадобилось пережить две мировые войны. В 1946 г. Уинстон Черчилль, возглавлявший в военные годы правительство Великобритании, заявил: «Европа должна превратиться в своего рода Соединенные штаты».

Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – организация экономического сотрудничества и развития. В том же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере. В 1949 г. был основан Совет Европы.

Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания европейского объединения угля и стали был обнародован в 1950 г., он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Тем самым резкое наращивание вооружений в целях подготовки к войне становилась невозможным.

Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Например, в начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).

С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. экю была призвана выполнять четыре основные функции: стать звеном механизма курсообразования на валютном рынке; индикатором колебаний курсов валют стран ЕС относительно друг друга; единицей платежа при кредитных операциях или интервенциях на валютном рынке, а также средством урегулирования внешнего долга страны.

В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.

Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. Переход к единому внутреннему рынку позволил уже в 1996 г. создать в Западной Европе от 200 до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 – 1,5%, снизить инфляцию на 1 – 1,5 %, увеличить промышленный экспорт на 20 – 30%, сократить разрыв внутренних цен в разных странах ЕС с 22,5% до 19,6%, привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.).

Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.

С 1993 г. действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.

Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие:

Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП. Государственный долг не более 60% к ВВП. Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет. Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества – интегрировали свои экономики и рыночные инфраструктуры в Европейский Союз.

Сегодня на долю Европейского союза приходится примерно 20 % мирового ВВП (в том числе на долю 11 стран-участниц валютного союза – 15, 5 %), более 40 % мировой торговли. С одной стороны, Европейский союз вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет Европейского союза достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Европейского союза создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

В ближайшие годы произойдет самое большое расширение ЕС за всю его историю. В первую группу новых членов войдут 6 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Кипр. Одновременно было объявлено о начале переговоров со второй группой стран, в состав которой включены Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария и Мальта. Европейский союз на пороге вступления новых членов вновь поставлен перед дилеммой: расширение или углубление. Эти полярные тенденции развиваются одновременно, и каждая имеет свое объяснение: расширение отражает процесс мировой глобализации, углубление определяет внутреннюю стабильность ЕС. Таким образом, обе являются неразрывными элементами европейского интеграционного процесса.

Политико-экономические, а также организационные аспекты создания экономического и валютного союза представляют несомненный интерес и для Союзного государства России и Беларуси, прежде всего, с точки зрения возможностей использования наработанного в Европейском Союзе опыта решения возникающих проблем в процессе поэтапного перехода к единой валюте.

С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989 г. создано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), которое включает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся район мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. За время существования АТЭС средние таможенные тарифы стран сообщества сократились с 15 до 9%. Доля американского экспорта в этом регионе выросла до 70%, Китая – 74%, Японии – 71%. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2010 г. – для развитых стран региона, к 2020 г. – для развивающихся стран.

Россия была принята в члены организации в 1997 г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболее динамичного района мира. Более того, под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады – 5%.

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. С 1994 г. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 393 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,6 трлн. долл.

Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное – демонтируются не только таможенные барьеры. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров – сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.), которые неминуемо будут сопровождать начальный период становления организации. Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к социальной сфере, таких, как безработица, образование, культура и т.д. В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов.

Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины.

Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Предполагается, что все три американских автогиганта «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторз» благодаря интеграции в рамках сообщества в ближайшие годы смогут расширить производство и сбыт и повысить свои прибыли на 4 – 10%. Мексиканские нефтяные скважины обеспечивают США поставку нефти с низкими транспортными расходами. Экспорт США в Мексику растет в 3 раза быстрее, чем в другие страны мира.

Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады – 20%. Во внешнеторговом обороте США это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в Европейском Союзе, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции во внешнеторговом обороте Германии соответственно – выше 10%. Лишь в конце 80-х годов в Канаде пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю американских. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8,7% в 1994 г., 9,3% в 1995 г. и 7,4% (что составило 180 млрд. долл. США) в 1996 г. Значительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышленности.

США продолжают оставаться как самым крупным иностранным инвестором в Канаде, так и крупнейшим реципиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половины всех исходящих канадских инвестиций.

Создание НАФТА привело к более значительным изменениям в движении капитала между Канадой и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились, концентрируясь в таких сферах, как горнодобывающая промышленность, банковское дело и телекоммуникации, в то время как мексиканские инвестиции в Канаду, хотя и носят постоянный характер, но все еще значительно отстают в размерах.

Мексика связывает с НАФТА большие надежды и рассчитывает, резко ускорив темпы и качество экономического роста, через 10 – 15 лет приблизиться по уровню социально-экономического развития к промышленно развитым странам. Введена система мер по либерализации финансовой сферы, начался интенсивный приток иностранных инвестиций. Проводимая в Мексике политика по привлечению иностранных инвестиций позволила получать ежегодно в виде прямых иностранных инвестиций свыше 12 млрд. долл., по предварительным данным в 2001 г. общий объем накопленных прямых инвестиций превысит 100 млрд. долл., что составит около 65% уровня Канады. Это лучший результат среди развивающихся стран.

В настоящее время уже просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к данной экономической группировке. На встрече лидеров 34 стран Западного полушария в Майами в 1994 г. принято решение о создании к 2005 г. зоны свободной торговли обеих Америк (ТАФТА). В 1997 г. экспорт США в страны Латинской Америки и Карибского региона рос в 3 раза быстрее (17%), чем в другие регионы мира (5,6%). Учитывая высокие темпы развития латиноамериканских стран в последние годы, можно предполагать, что в начале XXI в. в Западном полушарии появится самый крупный в мире экономический блок, который превзойдет по своим масштабам ЕС.

Экономическая интеграция развивающихся стран отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных производительных сил. Примерами таких интеграционных группировок являются: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Общий рынок арабских стран, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Таможенный союз Центральной Африки (ТЭСЦА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), МЕРКОСУР (интеграция стран Южного конуса). Дадим их краткую характеристику.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл.

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

Конец XX в. отмечен началом интенсивного взаимодействия стран Восточной Азии по формуле 7 + 3 (страны АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная Корея). На долю указанных государств приходится 32% мирового населения, 19% мирового ВВП, 25% экспорта и 18% импорта, а также 15% притока прямых иностранных капиталовложений.

Не остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Механизмы и специфику развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве рассмотрим ниже.


Top