Из чего раньше делали окна. Краткий очерк истории стекла в россии

И роскошные высотки, сплошь усеянные стеклопакетами в рамах из ПВХ, мы даже не задумываемся о том, что окно, прежде чем эволюционировать до современного исполнения, прошло долгий путь. А, тем не менее, история таких привычных нашему взгляду окон насчитывает несколько тысяч лет


Без окон

Первые жилища, независимо от географического расположения и уровня культуры народностей, окон не имели вовсе. В домах был единственный проем, который одновременно служил входом и дымоотводом. Среди китайских иероглифов до сих пор существует символ окна - знак отверстия над дымоходом. Отсутствие окон диктовалось не глупостью наших предков, а необходимостью, в первую очередь, в целях безопасности - всегда легче охранять один вход, нежели несколько. На Древнем Востоке, в Египте и Риме, Греции, нигде стены домов не имели оконных проемов.

Чуть позже дымоходные отверстия стали устраивать прямо в потолках. Через такие прообразы оконных проемов отводился дым, в помещение поступал свежий воздух и свет. Первые окна, которые начали устраивать в стенах, нашли при археологических раскопках на Кипре. Отсюда и начинается отчет истории окна - 8 тысяч лет до нашей эры.

Первые окна

На протяжении следующих тысяч лет окна представляли собой примитивные отверстия в стенах. В Европе оконные проемы сначала стали делать в крепостях и феодальных замках. Через них велось наблюдение и отбивались атаки в неспокойное феодальное время. Соответственно, окно должно было быть достаточно маленьким, чтобы обеспечивать безопасность, до достаточном большим, чтобы развернуться лучнику. Отсюда и формы - узкий, но высокий проем.

Симметрию фасады зданий обрели в эпоху Возрождения, именно тогда оконные проемы и простенки начали симметрично чередовать (тип строения - палаццо).

В эпоху готики окна значительно вытянулись, и начали остекляться разноцветными витражами с рисунками библейских мотивов.

Ренессанс в XV веке вернул оконным проемам классические формы, а стеклам прозрачность. Впервые они стали отдаленно похожи на те окна, что мы можем наблюдать и по сей день. В Италии в то время началось производство деревянных окон с переплетом в форме креста, разделяющего окно на несколько частей.

На смену ренессансу пришел стиль барокко. Окна начали терять строгие формы, стали появляться овальные и круглые деревянные окна, усложнился переплет, но у окна появились распашные створки и впервые - двойное остекление!

XVII век знаменуется возникновением технологий изготовления плоских оконных стекол.

В XIX веке окна вернулись к классицизму - деревянная рама с простым переплетом, геометрически правильные формы, створчатая распашная конструкция. В таком виде деревянные окна вошли в XX столетие, вплоть до его 60-х годов, когда впервые была изготовлена рама из поливинилхлорида взамен традиционной деревянной.

Дальнейшая история окон развивалась у нас на глазах. Скрипучие петли сменились функциональной фурнитурой, на смену обычному силикатному стеклу, устанавливаемому в деревянную раму окна при помощи штапиков, пришел герметичный стеклопакет. Качественные уплотнители и герметики позволили минимизировать теплопотери и отгородиться от уличного шума. Окно стало обыденным, само собой разумеющимся архитектурным элементом, умеренным по цене, надежным и функциональным в эксплуатации.

На Земле Русской

Первые окна на Руси назывались волоконными. В стене бревенчатого дома просто прорубался проем, который использовался для проветривания. Закрывался он изнутри обычными досками - «заволакивался», отсюда и название. На зиму окно модернизировалось - на деревянную раму окна натягивался рыбий или бычий пузырь, чуть позже функции стекла начали выполнять расплавленная слюда и промасленный холст.

Первые настоящие окна в России начали изготавливать при Петре I. Технологии и конструкция были привезены из Европы. Первые окна украсили Зимний и Летний Дворцы. В деревянную раму вставлялось настоящее стекло, производство которого в широких масштабах началось во Франции в XVII веке.

Вслед за дворцами стали остекляться оконные проемы и домов попроще. Однако качественное стекло оставалось по-прежнему дорогим, а более дешевые варианты не выдерживали критики в плане качества. Стекло было мутным, с зеленоватым оттенком и очень толстым. Поэтому в большинстве случаев на Руси окна продолжали остеклять привезенной из Западной Европы слюдой.

Распространение деревянных окон с силикатным стеклом началось в начале XVIII века, когда технологии изготовления стекла постепенно перестали быть секретом.

Немного об оконном стекле

История оконного стекла берет начало в первом веке нашей эры. Им остеклялись верхние этажи римских домов. Небольшие окна просто закрывались цельным стеклянным листом, а в проемы побольше устанавливали окна на деревянной или бронзовой раме. Но до XVIII века стекло стоило очень дорого, и только самые состоятельные люди могли позволить себе подобную роскошь.

Стеклопакет

Впервые стеклопакет был запатентован в 1865 году, но производство в промышленных масштабах началось только в 1934 году в Германии, а чуть позже перекочевало и в США. Первые стеклопакеты устанавливались на свинцовую дистанционную рамку и не имели уплотнений.

Такие стеклопакеты, какими мы их знаем сейчас, начали производить с 1950 года. Именно тогда конструкция двойного стекла эволюционировала до алюминиевой пустотелой рамки, заполненной абсорбентом и полисульфидных герметиков. С 1970 года начали применять двойную герметизацию. По сегодняшний день 90% всех стеклопакетов производится по этой технологии.

В народе говорят: «Хозяин лычком подвяжет, и то впрок». Действительно, практичные русские способны найти применение тому, что, казалось бы, по определению годится только на выброс, например, внутренностям животных и рыб.

Стекло

Оконное стекло стало доступно крестьянам лишь в начале XIX века, а до этого момента окна «стеклили» специально обработанными внутренностями. Как пишет этнограф и музеевед Евгения Бломквист, на деревянную рамку натягивали бычий или рыбий пузырь, реже – брюшину.

Такое «стекло» было не только доступным, но и препятствовало выходу тепла из избы, хотя и пропускало намного меньше солнечного света. Понятно, что увидеть происходящее на улице через окно с бычьим пузырём было невозможно.

Тетива

Из чего только ни делали тетиву для лука наши предки. Чаще из конопляной пеньки или из сыромятной кожи быков или лосей. А для сухой и тёплой погоды годилась тетива из кишок крупных копытных животных. Кишечная струна была прочной и доступной, но сильно вытягивалась при намокании.

При изготовлении лука находили применение и сухожилиям. Оленьими, бычьими или лосиными усиливали плечи лука, выгибая их в обратную сторону после снятия тетивы.

Игрушки и музыкальные инструменты

У каждого уважающего себя скомороха непременно должна была быть погремушка из бычьего пузыря. А чтобы она звучала громче да задорнее, в неё насыпали сушёный горох, благо недостатка в нём не испытывали.

Использовался бычий пузырь и для изготовления скоморошьей волынки. Исследователь фольклора скоморохов, историк и филолог Зоя Власова ссылается на былину XVI века и пишет, что «большой, хороший бычий пузырь стоил «ох как дорого» (до 7 рублей)».

То, что не пошло в пищу, пригождалось в крестьянских семьях для изготовления детских игрушек. Из бычьего пузыря или птичьих клювов мастерили погремушки для самых маленьких. А ещё бычий пузырь достаточно эластичен, и если его аккуратно надуть, а затем набить соломой, получался отличный мяч для детей постарше.

Подошва

Русские крестьяне ходили в лаптях вплоть до 30-х годов прошлого века. Каждый мог между делом смастерить себе новую пару, которой хватало максимум на неделю. Пришедшие в негодность лапти можно было выбросить или подковырить, то есть подшить.

Укрепляли подошву чаще конопляной веревкой, реже – сыромятной кожей или бычьим пузырём. Кожаная подошва ценилась больше, чем сам лапоть, недаром в народе про такую обувку говорили: «Лапоть подковырки не стоит».

Парик

Московские актёры позапрошлого столетия имитировали лысину при помощи бычьего пузыря. О таком эпизоде рассказывает известный бытописатель Москвы Владимир Гиляровский. В 1879 году некий антрепренер Далматов, славившийся привлекательной внешностью и густой шевелюрой, предстал перед публикой во время бенефиса «Записки сумасшедшего» с «совершенно голым черепом».

Оказалось, что «лысый парик» для него сделал мальчик – ученик парикмахера Шишкова. Хотя во время «напяливания на выхоленную прическу» мокрого бычьего пузыря актер вопил и отмахивался, после завершения работы он «сиял от удовольствия». Слишком уж эффектным получался новый образ.

Нитки

Известно, что предки индигирщиков, которые сегодня живут в низовьях Колымы и занимаются охотой и рыболовством, использовали для пошива одежды оленьи шкуры. А сухожилия оленя становились крепкими и надёжными нитками для шитья одежды и обуви.

Деликатесы

Стереотип о том, что русские не употребляли внутренности животных и рыб в пищу, легко опровергают этнографические наблюдения за жизнью русских в Заполярье.

И сегодня сухожилия и костный жир из берцовых оленьих костей сторожилы севера считают деликатесами, а мучильки гуся (очищенные желудки) приобретают особенную ценность после того, как слегка протухнут.

Гадания

Традицию употреблять в пищу свиную требуху русские соблюдали на Анисьин день. В разгар Святок, 12 января, на Анисью-Желудочницу не только готовили внутренности свиньи, фаршируя кендюхи (желудки) грудинкой и луком, но и гадали.

Прежде чем есть селезёнку, её внимательно осматривали. Если внутренность оказывалась гладкой и ровной, то готовились к суровой зиме. Изучали и желудок. Когда в нём ничего не находили, были уверены, что сильные холода будут затяжными.

Заговор

В арсенале ворожей и знахарей внутренности занимали не менее почетное место, чем травы. Об одном из рецептов на удачную охоту рассказывает Михаил Забелин в своей книге «Русский быт».

Сделать рекомендовалось следующее: левый глаз орла смешать с кровью и желчью коровы, «иссушить да завязать в синий чистый платок». Такая приманка удачи, привязанная к сетям, ловушкам или капканам, гарантировала богатый улов.

А для приготовления любовных зелий особенным спросом пользовались сердечки всяческих птиц. Считалось, что пробудить женскую любовь к мужу способно питье настоя на основе воробьиного сердца, а чтобы разоблачить гулящего супруга, достаточно было приложить к его левому боку суконный платок с завернутым в него сердцем совы.

Лекарство

Многие мази и отвары на основе внутренностей животных, которые широко применялись на Руси, использует народная медицина и сегодня. Например, бобровая струя – высушенная предстательная железа.

Настойкой из неё ратники Невского заживляли раны, Пётр Первый избавлялся от похмелья, а Пушкин лечил больные суставы в Пятигорске. А ещё бобровую струю называют «русской виагрой», хотя считается, что помогает она и при тяжелейшей пневмонии, туберкулезе, гепатите, лейкемии и ещё сотне заболеваний.

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем - рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум - отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали - волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого - это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще - просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно - два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Т. В. Княжицкая

Журнал“Мир музея», июль 2011.

Окна выполняют две основные задачи: защищают помещение от неблагоприятных условий внешней среды и пропускают свет. Форма оконных проемов, материал их заполнения определяется климатическими условиями конкретного региона и доступными там природными ресурсами. Народы Европы и Азии использовали различные материалы для заполнения окон и их декоративного оформления. Орнаментальные решетки из алебастра в странах Востока, каменные полупрозрачные пластинки в романской Европе, цветное стекло в эпоху Средневековья…. В Древней Руси, прорубленные в бревенчатых стенах домов отверстия закрывали бычьим и рыбьим пузырем, холстом, бумагой, сыромятной кожей, в северных районах — пластинами льда, не таявшими большую часть года, и слюдой (1 ). Слюда - природный минерал, который благодаря слоистой структуре легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча слюды была одним из важных русских промыслов, стоила она дорого, от 15 до 150 рублей за пуд в зависимости от сорта (2 ), и только богатые люди «стеклили » ею окна. Лишь в тех местах, где месторождения этого минерала выходили на поверхность - по берегам рек Ангара и Лена, и крестьяне имели возможность им пользоваться (3 ). Слюда являлась одной из статей экспорта: ее вывозили как на Восток «персидские купцы», так и на Запад «купцы франкские и греческие и всякий, кто приезжает сюда, потому что этот камень имеется только здесь» (4 ). Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковита » (5 ). На большие пласты слюды существовало исключительное царское право: «Все , что бывает длиной и шириной более одного аршина, принадлежит царской монополии и не может быть открыто продаваемо никаким частным лицам» (6 ). Окна построек знати и царских дворцов еще и в XVI—XVII вв. были закрыты слюдой (7 ) . На Руси ее называли в то время «хрусталем », «стеклом московским».


Небольшие куски слюды сшивали вместе (слюдяные оконницы «нитми шитые») или прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам, под которыми края пластинок размещались внахлест (8 ). Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича - будущего императора Петра I - «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» (9 ). В 1692 году в хоромах царевича Алексея Петровича - сына Петра I - слюдяные окна расписывались, чтобы «всквозь их не видеть». Различные изображения людей, зверей и птиц покрывали слюдяные оконницы в Переславском дворце Петра I. Некоторые из них сохранились. Расписные слюдяные оконницы своим внешним видом напоминали западно-европейские витражи и, вероятно, «обманывали » иностранцев. Так, на гравюре «Прием шведского посла графа Оксенштерна 30 марта 1674 года в Золотой палате Кремлевского дворца (из дневника Эрика Пальмквиста)» в больших окнах ясно читаются поясные изображения людей. Такое оформление окна является кабинетным типом витража, широко распространенным в Европе в светских сооружениях. Вероятно, иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как декоративное остекление, равноценное европейским витражам. Именно поэтому художник «домыслил » недостающее на оконной плоскости изображение человека.

Между европейскими витражами и древнерусскими слюдяными оконницами много общего: наборный принцип оконного заполнения, присутствие темного линейного контура из металла, в некоторых случаях — росписи. Различались лишь материалы и способы соединения элементов в единое целое: в русских окнах - сшитые или скрепленные гвоздиками пластинки слюды с полосам «белого железа», прикрывающего швы, в Европе - кусочки плоского стекла, соединенные свинцовой профилированной проволокой с пайкой в местах соединения конструкции. Слюдяные оконницы имели утилитарное назначение и играли декоративную роль в интерьере благодаря упорядоченному узору геометрических элементов в раме, в отличие от большинства западно-европейских витражей, которые в большинстве случаев несли еще и определенное содержание в сюжете, будь то гербы, галантные или библейские сцены, портреты. Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.

Сведения о расписных слюдяных оконницах относятся только к XVII столетию. Судя по сохранившимся образцам, рисунки на них восходят к западно-европейским гравюрам позднего ренессанса (10 ). Птицы, похожие на попугаев, орлы, музыкант со скрипкой, конные воины, цветы-тюльпаны - вот перечень изображений на одной из сохранившихся оконниц в Переславль-Залесском.

Вероятно, роспись на оконницах появилась как подражание живописным европейским витражам, которые к тому времени были известны не только по гравюрам и личным впечатлениям русских путешественников за границей, но и по конкретным образцам, привезенным из Европы и находившимся в царских дворцах и домах придворной знати. Витражи были в окнах дома князей Василия и Алексея Голицыных, «что в Белом городе, меж улиц Тверской и Дмитровки» (11 ). Особенно впечатляюще были оформлены окна в верхней большой столовой палате князя Василия Голицына — парадном помещении дома. Здесь два ряда окон были остеклены (невиданная роскошь по тем временам): «в дву поясех 46 окон с оконницы стеклянными, в них месты стекла с личины», кроме того, «на дву верхних окнах» было изображение, видимо, двух ангелов: «две персони писаны живописью; у них волосы и крыле; на них же платье: на одном нижнее тафты рудожелтой, а верхнее объярей белых; на другом нижнее атлас чревчатой, а верхнее объярей же белых». Даже патриарх Филарет поддался светскому увлечению: «в 1633 г. в Крестовую писаную палатку … были куплены у немчины Давыда Микулаева „оконницы стекольчатые нарядные с травами и птицами“ за 5 р. 14 алт. 4 денги» (12 ) . Другой пример: в январе 1675 г. иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина «девять больших стекольчатых цветных окончин» (13 ). Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: такие окна называли клетчатыми и решетчатыми. Собирали их из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), часто - иноземные мастера. Такие витражи из разноцветных стекол или собранные в узор чуть подцвеченные пластины слюды дополняли пеструю обстановку дворцовых интерьеров ХVII столетия. Дневной свет, проникавший сквозь расцвеченные окна, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным. Слюда была распространенным материалом в окнах купеческих и боярских домов, церквей, приказных палат, изб зажиточных крестьян. Ее массовое вытеснение стеклом началось только в XVIII столетии и затронуло сначала дома состоятельных людей, в окнах которых слюда и стекло долгое время соседствовали (14 ), а в некоторых регионах страны слюдяные оконницы сохранялись вплоть до начала ХХ века (15 ).

Семнадцатый век остался временем наивысшего расцвета в истории слюдяных оконниц. От того периода до нас дошли замечательные слюдяницы, созданные русскими ремесленниками. Сегодня эти состарившиеся деревянные рамы с узорами-паутинками, воспринимаются как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства, по своей эффектности не уступающие орнаментальным европейским витражам.
Древнерусские оконницы постигла та же участь, что и многие другие предметы ушедшего быта. Большинство из них сгинули во времени безвозвратно, незначительную часть сохранили музеи. В начале ХХ века известный историк русского искусства Игорь Грабарь писал: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холодов и ветра и заменила прозаическим стеклом. Не так давно свершилась эта перемена и целы еще кое-где древние оконницы, сложенные на чердаках и в кладовых деревянных и даже каменных храмов» (16 ).

Если еще в XIX и даже в начале XX века кое-где в глубинке можно было встретить слюдяное оконце, то сегодня они сохраняются лишь в музеях как приметы навсегда ушедшего быта наших предков. Многие музеи имеют в своих собраниях оконные рамы со слюдяным заполнением. Лучше или хуже сохранившиеся, иногда собранные из нескольких рам со слюдяным заполнением, почти все они имеют сходные проблемы сохранности, среди которых утраты полотна, расслоение слюдяных пластинок, осыпающийся красочный слой. Главные враги слюды - время и влажность, безжалостно расслаивающие когда-то плотные тонкие пластинки и превращающие их в блестящую осыпь. Лишь единичные экземпляры представлены на экспозициях и выставках. Большинство скрыты в музейных хранилищах. Собрания слюдяных оконниц находятся в музеях Московского кремля, Государственном историческом музее, музее-заповеднике Коломенское, Государственном Эрмитаже, музее-заповеднике Переславля-Залесского. О последнем хочется сказать особо. Более 50 оконниц XVII века происходят из дворца Петра I на берегу Плещеева озера. Еще в 1803 году здесь был основан музей, где бережно сохраняли память о Великом русском царе-реформаторе. Большинство оконниц из собрания этого музея относятся к концу XVII века, они, вероятно, происходят из одного производственного центра, о чем говорит рисунок накладных оловянных элементов - репеек, одинаковые размеры металлических элементов, цвет слюдяных пластин. Имеется здесь несколько уникальных экземпляров с росписью. Судя по описи таких оконниц было две. Уникальные памятники декоративно-прикладного искусстваXVII века нуждаются в реставрации.

Изготовление витражей не было в Древней Руси народным промыслом, в отличие от художественного стеклоделия, например, в Чехии, Германии. Суровые природно-климатические условия не позволяли увеличивать оконные проемы в зданиях, а обстановка православного богослужения и пространственная организация храма не давали возможности для развития искусства витража в России. Это произошло значительно позднее, после того, как в стране было налажено промышленное производство плоского стекла и в русской художественной жизни сложились условия для развития витражного искусства. Интересно, что в начале XIX столетия, когда вошли в моду «готические стекла», как называли тогда витражи, первые проектные рисунки отечественных витражей напоминали древнерусские слюдяные оконницы. Так, например, окна птичника в Рыбинске были украшены традиционным для слюдяных оконниц ромбическим узором из разноцветных стекол. Когда схлынула волна увлечения готикой, витражи остались модной деталью украшения интерьера. Обращение к различным периодам мировой художественной культуры давало художникам и архитекторам возможность использования витражей в интерьерах самой разной стилистической направленности: «ренессансных », «восточных », «античных » и, конечно, «русских ». Изукрашенные окна, наряду с деревянной резьбой, изразцовыми печами и росписью стен стали самыми востребованными деталями при создании облика «русских » интерьеров, которые ассоциировались с богатым жилищем русского средневековья.

В Теремных палатах Московского Кремля, реконструированных архитектором Ф. Г. Солнцевым, разноцветные стеклышки в окнах, собранные в ромбический узор, были прямыми «наследниками » древнерусских оконниц. С течением времени появились и более изысканные стилизации. Так, во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду.
Конец XIX - начало XX века стало временем нового осмысления древнерусского наследия, появления работ в духе национального романтизма. В живописи, архитектурных проектах, зарисовках художников этого периода часто используется мотив окна в фигурном наличнике и с узорчатым, иногда цветным заполнением. Зачастую именно оно придает изображению национальный колорит. С течением времени само присутствие узорчатого окна в интерьере превратилось в своего рода штамп, отсылающий зрителя к эпохе русского средневековья.
По прочности и светопропускной способности слюда не выдерживает конкуренции со стеклом. Именно поэтому в окнах, создаваемых по образцам древних слюдяниц, используется все-таки стекло.
Современные мастера художественного стеклоделия ориентируются в своем творчестве в основном на западно-европейское витражное искусство, в некоторых работах прослеживаются связи с русским искусством конца XIX — начала XX века, и через него, опосредованно, с культурой Древней Руси.

Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры - слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17 ) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18 ) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.

1. Тыдман Л. В. Дворец. Дом. Изба. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг. М., 2000. С.176, 290.
2. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.
3. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.290-291.
4. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С.284.
5. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.
6. Курц Б. Г. Указ. соч. С. 104.
7. Цейтлин М. А. Указ. соч. С.18.
8. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.
9. Забелин И. Е. Там же. С.142.
10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII в. М., 1996. С. 428.
11. Роспись и оценка имущества князей Василия и Алексея Голицыных… / Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Издание археографической комиссии. Т.4. СПб.,1893. Стлб.3-105.
12. Забелин И. Е. Указ. соч. С. 142.
13. Бакланова Н. А. Указ.соч. С.44.
14. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.177.
15. Архангельская областная газета «Правда Севера», № 169, 15 сентября 2001 г.
16. История русского искусства. Т. 2. СПб., 1910, С. 176-177.
17. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.
18. Киселев И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. М., 2005.

Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.

Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.

Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.

В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.

Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X-XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.

В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.

Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.

При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.

В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.

Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.

В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.


Top