Из делали парики 18 веке. Зачем мужчины носили парики — медицинский аспект (8 фото)

Парики сейчас воспринимаются как театральный, маскарадный атрибут. Чаще всего это парики необычных расцветок и форм из винила, акрила или каниколона.

Парики из натуральных волос тоже используются, но скорее как необходимость из-за каких-то физических недостатков. Гораздо популярнее сейчас использование отдельных прядей для удлинения волос или создания пышных причесок. Конечно, это отличается от того, зачем носили парики в 18 веке, ведь само отношение к повседневному использованию париков кардинально поменялось.

История возникновения париков

Первые парики стали делать еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте. Ношение париков было признаком статуса и богатства, а свои волосы сбривались и приносились в жертву богам. Постепенно мода на парики перешла в страны ближнего востока, а затем в Грецию и Рим.

Греки использовали парики исключительно как театральный реквизит, а вот римляне догадались скрывать париками . Римлянки, брюнетки от природы, предпочитали носить парики из волос белокурых варварок. Так они часто скрывали свою личность, чтобы не быть узнанными в местах с дурной славой.

А вот в средние века мода на парики не перешла, так как ношение чужих волос на своей голове было строго запрещено церковью. За это даже казнили нескольких христиан. И лишь в 14 веке мода на парики вернулась в королевские дворы. Сама королева Виктория носила парик, чтобы . В 18 веке пришла мода на пудренные парики с невероятными, неестественными конструкциями из волос, от которых отказались только после французской революции. Зачем такие парики носили в 18 веке?

Пудренные парики

Моду на такие парики ввел французский король Людовик IV. Так начали ходить мужчины его двора, а затем и вся Европа. Женщины начали носить парики немного позднее и прически их значительно отличались, что, впрочем, естественно. Мужчины носили в основном белые кудрявые волосы до плеч, с небольшими вариациями с течением времени. Женщины же создавали массивные высокие конструкции из волос, при чем, чем замысловатее был парик, тем дороже он обходился. Вдобавок такие парики активно пудрились крахмалом, поливались духами, для чего в доме выделялись отдельные помещения.

Когда в эпоху Просвещения светская жизнь отдалилась от церкви, это повлияло на стиль одежды и, как следствие, на . Одежда стала более раскрепощенной, свободной от предрассудков и скованности, что повлекло за собой и изменение парикмахерского искусства. К сожалению, далеко не все натуральные волосы позволяли создавать модные в то время сложные прически, поэтому богатые люди, которые могли себе это позволить, носили парики в 18 веке, чтобы “быть в тренде”.

И хоть количество богатого населения составляла всего 20%, такие нововведения моды повлияли на глобальные изменения экономики в Европе. Парикмахерская и шляпная отрасли практически исчезли, зато появились целые гильдии производителей париков. Правда такая мода продержалась лишь до французской революции, после которой полностью сошла на нет.

Выходит, что в 18 веке парики не несли практической пользы, а использовались лишь по веянию моды. Однако, это время, пожалуй, рассвет изящества и женственности, которые не встретить ни в одной другой эпохе. Хотя сейчас до сих пор производят такие парики для театральных постановок и маскарадных костюмов, всю красоту и замысловатость пудренных париков можно понять только на картинах классиков, которые к счастью сохранили для потомков кусочек свободного и элегантного Просвещения.

Х-XII века - к этому времени возникают и быстро растут города. Скученность населения приводила к частым эпидемиям, посещение бань стало не только обязательным, но и жизненно необходимо, здесь можно было вымыться, побриться и постричься. Эту работу выполняли банщики-парикмакхеры. Кроме этого, они занимались удалением зубов, бородавок, кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак - небольшой круглый тазик.

В XII веке появились профессиональные брадобреи, которые выполняли примитивные стрижки, прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы, привели к появлению новой профессии - полевого фельдшера-парикмахера.

Девушки франкских племен (500-751 г.г.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. В торжественных случаях высшее духовенство носило митры. Митра представляла собой круглую шапку, простую по форме и украшение, но со временем она стала более высокой, треугольной, из двух половинок. Митры изготовлялись из парчи, расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митды опускались на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара - это высокий колпак конической формы, делался из дорогих материалов.

Ренессанс - (XVXVI в.в.) эпоха возрождения. Она принесла с собой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины носили волосы, достигавшие плеч или лопаток, выстригали ровную челку, височные и затылочные пряди стриглись полукругом. Прически делались как из прямых волос, так и из завитых. В женских прическах преобладали завитые локоны, закрепленные шпильками.

Распространенная прическа - колба - пробор, концы волос подгибались вовнутрь, часто делалась пейзанская стрижка, где применялись перевитые украшениями локоны и использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением каркаса.

Барокко - конец XVI -середина XVII вв. Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности, из завитых длинных и полудлинных волос, спускающимися отдельными локонами.

В 1624 г входит в моду пышный завитой парик. Завивали его горячим способом при помощи пара, что было в то время большим новшеством.

Парикмахеры делают всевозможные прически: грива, пудель. Они представляли собой большое взбитое облако из локонов, окружавших лицо.

Самой модной бородой этого времени считается мушка - маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции. Женские прически стали более естественными, в моду входит прическа Мария Манчини, которая укладывалась двумя полушариями, делается прямой пробор и два змеевидных локона ниспадают на плечи или спину. Появляется новая прическа фонтаж она представляет собой нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков, а на грудь спускались один или несколько локонов.

В 1644 году появилось специальное руководство, содержащее срветы и рецепты по уходу за лицом и волосами, но несмотря на это, личная гигиена еще не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. Умывались через день. К концу недели образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и мужчины румянились и подкрашивали губы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее 9 – 12 века и позднее 13 –15 века. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить греховную человеческую плоть.

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

Ампир, первая четверть XVIII века

Когда Наполеон объявил себя императором Франции, произошел переворот в модах и видах причесок. Как прическе, так и одежде стали придавать традиционные римские формы. Прически делались на передней части головы. На лбу мелкие ниспадающие локоны. Были драгоценные украшения причесок. Появилась прическа Титуса, ее долгое время носили в Европе. Вскоре развился ампирный стиль - это разнообразие локонов (спиральных, круглых, плоских), стиль которых сохранился до наших времен.

Характерными были украшения причесок - широкие гребешки, драгоценные диадемы, вышитые жемчугом ленты, дорогие застежки, до такой степени заполняя прически, что они казались перегруженными. Несмотря на новое направление моды, некоторые женщины продолжали носить пудреные парики. В результате английской блокады, в связи с этим нехваткой пудры в стране правительство запретило носить пудренные прически. И облагало модницу уысоким налогом и денежным штрафом.

После поражения Наполеона все виды при исчезли, вместе с этим Париж утратил свое положение диктатора моды . Виденмеер, падение Наполеона 1815-1848 гг. тон в искусстве и в моде начинает задавать Вена, вновь наступила эпоха парикмахерского мастерства. Прически этого времени придавали обаяние молодости и красоты, но были очень сложными. Характерная их особенность -крупные плотные локоны, которые укладывались с двух сторон головы, благодаря чему получалась плотная, выточенная прическа. Далеко выступавшие пышные боковые локоны или вздутые стоячие петли и косы требовали очень высокого мастерства. Украшением были: диадемы, жемчуг, ленты.

Произведения парикмахерского искусства 1830 г. достигли кульминационного расцвета. Возник новый видермеерский стиль, который в противоположность предыдущему стилю выглядел по-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завивками, кольцевым плетением и спиральными локонами: эти прически отличались высоко стоящими петлями, кручеными и плетеными косами, боковыми локонами. Линии мужских и женских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними. Мужчины продолжают носить короткие прически Аля-титус, но после войны 1812 г. распространена прическа из полудлинных волос Аля-мужик. Начальство строго следило за соблюдением этого правила. Пожилые мужчины продолжали носить прически с короткими волосами Дуновение ветра. Потом появились прически с пробором от лба до затылка 30-40 гг.. Появился косой пробор, причем волосы сбивались в локоны надо лбом или по бокам пробора в виде хохолка, с висков зачесывались вперед.

В конце 40 г. волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника. Эта романтическая прическа была данью увлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в это время не носили. Новое время. (1920 г.)

Буржуазная революция (1848 г.) положила конец увлечению видермейским стилям. Искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение. В послевоенное время техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивку, окрашивание волос всевозможными химическими составами. Применяют фиксаторы для закрепления форм стрижки: лак, бриолин и различные кремы. Используют для укладки волос специальные щетки, ножницы, совершенствуется технология стрижки, применяются новые методы. В начале прически с короткой стрижкой были относительно однообразны, особенно излюбленной была пажеская прическа с боковым пробором, причем плоская волнистость волос придавала привлекательный вид всей прическе.

Парик в 18-ом веке

Вряд ли в ранние эпохи европейской цивилизации можно найти другой элемент, который бы больше годился для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик в том виде, как его носили в 17 и 18 веках. В 20-е годы 17 века от короткой стрижки переходят к моде на длинные волосы, а в самом начале второй половины появляется парик. Всякий, кто хочет слыть господином, будь то аристократ, судья, военный, священник или купец, начинает с тех пор носить как парадное украшение парик; даже адмиралы в роскошных латах увенчивают им свои головы. Уже в 60-е годы парик достигает наибольшей пышности. Его можно квалифицировать как бесподобное и смехотворное утрирование потребности в стиле и красоте.

Парик как явление культуры заслуживает более пристального внимания. Исходным пунктом столь длительной моды на парик остаётся, конечно, тот факт, что причёска из волос скоро начала требовать от природы больше, чем способна была дать значительная часть мужчин.

Парик появился в начале как суррогат для возмещения скудеющей красы локонов , то есть как подражание природе. Когда же ношение парика стало всеобщей модой, он быстро потерял всякую претензию на подражание естественной шевелюре и стал элементом стиля. В 17 веке, почти с самого начала моды, существовал стилизованный парик. Он уже служит не для подражания, но для того, чтобы выделять, облагораживать и возвышать. Тем самым парик есть наиболее барочный элемент барокко.

Примечательно в ношении парика не только то, что он, будучи неестественным, стесняющим и вредным для здоровья, господствует в течение полутора веков и, следовательно, не может быть сброшен со счетов как простой каприз моды, но также и то, что чем дальше, тем больше парик отдаляется от естественных волос, всё более стилизуясь . Эта стилизация происходит с помощью трёх средств: накладных локонов, пудры и лент. С рубежа 17-18 веков парик, как правило, носят только напудренным белой пудрой. И этот эффект портреты донесли до нас, без сомнения, весьма приукрашенным. С середины 18 века начинается отделка парика рядами жёстких, накрахмаленных локонов над ушами, высоко начёсанным хохлом и лентой, которой парик перевязывается сзади. Всякая видимость подражания природе исчезает, парик окончательно стал орнаментом.

Следует затронуть ещё один момент. Женщины носят парик только в случае крайней необходимости , но их причёска в общих чертах следует мужской моде, с использованием пудры и стилизацией, которая достигает максимума в конце 18 века.

Всё это означает тенденцию к непринуждённости и лёгкости манер, к намеренной беспечности, невинной естественности, которая на продолжении всего 18 века противостоит жеманству и чопорности. Было бы заманчиво и полезно проследить эту тенденцию в других областях культуры; тут вскрылся бы целый ряд связей с игрой, но это завело бы нас слишком далеко. Нам было важно установить тот факт, что все явления продолжительной моды на парик в целом трудно квалифицировать иначе, чем как одну из наглядных иллюстраций игрового фактора в культуре.


Из какого материала в средние века делали парики?

История создания париков берет свое начало в Древнем Египте - их носителями были представители высшего общества египтян, включая самого фараона. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений и при этом обильно пропитывались ароматическими маслами или эссенциями. Позже мода на египетские парики распространилась на страны ближнего Востока и Средиземноморья.

В Европе бум на ношение париков приходится на 16-17 ввека. Как и в древности, введению их в обиход и моду способствовали монархи. Уважающий себя человек должен был иметь как минимум три парика: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Парадные парики отличались своей изысканностью их создание требовало работы настоящих мастеров постижерного искусства:знаменитый аллонжевый парик Людовика XIV имел длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. В повседневной жизни использовали небольшие парики с кудрями, собранными в пучок. В домашней же обстановке обходились париком с короткой косицей, иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки. 80 годы ХХ века стали еще одним периодом возрождения моды на парики - это произошло спустя почти 200 лет перерыва, когда после революций, прокатившившихся по Европе, парики стали ассоциироваться с королевской властью и их ношение могло стоить человеку жизни. В ХХ столетии парики стали дополнительным модным аксессуаром, наряду с перчатками и бижутерией. Высокий спрос на парики вызвал потребность в изобретении специальных машин для их изготовления, а основным материалом для постижерного искусства стало созданное в это же время искусственное волокно: акриловые, виниловые, полиамидовые. Парики не скрывали своего искусственного происхождения и часто гармонировали с цветом одежды, туфель, сумочки. Последнее время более актуальными стали парики из настоящих волос, большой прогресс мастера постижерногодела достигли также в искусстве наращивания волос.

В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских.
Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV-ХVIII вв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации “цирюльников, банщиков, парильщиков”, она была основана в 1292 г. в Западной Европе.

Для чего люди носили парики в 17-18 веках?

  1. В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи.
    Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.

    Один из героев А. Дюма "Три мушкетера" французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.)
    Людовик XIY унаследовал от папаши не только престол, но и редкие волосы. Разумеется, он тоже носил парик. Да с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера.
    Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой.
    Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы.. . В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
    При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Они придумали знаменитый аллонжевый парик, который нередко можно видеть на старинных портретах.
    У него были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост.
    Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки. В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось.. . Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы.
    Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге. Однажды из-за парика едва не возник серьезный международный инцидент. Находясь в Данциге в 1716 году, Петр присутствовал на службе в местном храме. Неожиданно он сорвал парик с головы находившегося рядом бургомистра и надел его. Наступила нехорошая тишина.

  2. Изначально скрыть лысину и показать что есть много волос, и постепенно это пошло в традицию
  3. В 17 веке голову, шею и плечи европейского воина защищал парик. Парик уже сам по себе, особенно, если его обсыпать пудрой, держал рубящие удары шпаг. На случай же удара саблей поверх парика надевалась треуголка. Треуголка с париком давала лучшую защиту, чем бронзовый шлем с конским хвостом, но всадники еще долгое время предпочитали жесткие шлемы. Парик мало помогал при падении с лошади.
    В 18 веке на смену непрактичному парику пришел удобный кожаный шлем кивер с заимствованным у турецких тюрбанов султаном торчащим вверх пучком конского волоса и проволоки. Гвардейцы вместо киверов использовали огромные меховые папахи.
    Людовик XIV первым, после того, как ношение парика попало под запрет церкви, начал носить картинно эффектные искусственные волосы. Затем специальным указом он велел всем придворным тоже носить искусственные волосы. И они выполнили этот приказ, превратив век Людовика XIV в эпоху париков. Естественно, свита короля носила парики меньших размеров, получивших название под болонку, под пуделя.
  4. это как щас у девушек одна купила большую сумку потому что надо было другие увидели о прикольно я тоже куплю. "мода"так и там один одел лысину спрятать или судью изобразить остальные повторили….

Top