К д ушинский проказы старухи зимы. Проказы старухи-зимы — Ушинский К.Д

Тема: К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Цели:

  1. 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
  2. 2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
  3. 3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: таблички с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами, разноцветные слоги, пословицы, картинки о зиме, компьютер, мультимедийная презентация.

Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.

Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Межпредметные связи: математика, письмо, развитие речи.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

2. Разминка.

1) Дыхательная гимнастика.

  1. - Вдох - носом, выдох - через рот.
  2. - Вдох, задержка дыхания, выдох.
  3. - Вдох, выдох, задержка дыхания.

2) Разминка для глаз.

  1. А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
  2. - сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
  3. - вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
  4. Б) Работа по таблице. (слайд №2)
  5. - Назовите цвет кружков по цепочке.
  6. Назовите цвета кружков через один

3. Проверка домашнего задания.

По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 3)

Проверка домашнего задания - чтение стих-я А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть, слабочитающие ученики - хорошее чтение стих-я.

4. Новая тема.

1. Введение в тему.

А) Беседа.

  1. - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
  2. - Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №4, проверка правильности выполнения задания)
  3. -Какой сейчас месяц? Какая погода?

Б) Работа с доской.

  1. - Давайте вспомним признаки зимы. (слайд№5)

Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.

В) Работа по карточкам.

Зима.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.

Зима.

Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.

Физминутка.

Игра "Золотые ворота"

Учитель с одним из учеников держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, относящееся к зиме.

2) Сообщение темы урока.

  1. - А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
  2. - В классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, - 2ряд - красного, из них составьте слова.

Составленные слова вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром.

(зима)

На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд № 7)

  1. - Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
  2. - А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?

На доске - портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы жизни. (слайд №8)

- Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - знаменитый русский педагог . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.

3) Словарная работа.

Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.

  1. ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  2. ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  3. ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  4. ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
  5. САЛАЗКИ - САНКИ
  6. ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №9)

4) Чтение текста учителем. (стр. 130-132)

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

5) Беседа по прочитанному.

  1. - Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
  2. - Как зима решила расправиться с птицами?
  3. - Что сделали птицы?
  4. - Как звери спасаются зимой от мороза?
  5. - Что сделала зима с реками и озерами?
  6. - Как спрятались рыбы?
  7. - Как приготовились люди к зиме?
  8. - Почему не боятся зимы дети?
  9. - Почему зиме стало обидно?

Физминутка для глаз. (слайд 10)

5. Закрепление. Работа над текстом.

1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине слова.

2) Найдите в тексте и прочитайте:

  1. - как спасались от зимы птицы
  2. - что сделали звери, чтобы защититься от холода
  3. - как спрятались рыбы
  4. - как подготовились к зиме люди
  5. - о зимних забавах детей

3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)

  1. ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
  2. МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
  3. ЗИМА - НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.

4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.

Релаксация.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расправляется.

Дышится легко…ровно…глубоко. (пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

6. Итог урока

  1. - Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
  2. - Что больше всего понравилось? Запомнилось?
  3. - Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме.

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»

Разозлилась старуха зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.

Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

«Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей», — и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так, что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!

Ушинский К. сказка "Проказы старухи зимы"

Жанр: литературная сказка о природе

Главные герои сказки "Проказы старухи зимы" и их характеристика

  1. Старуха Зима. Злая, суровая, морозная. Всякая жизнь, всякое дыхание ей противно.
План пересказа сказки "Проказы старухи зимы"
  1. Старуха Зима сердится
  2. Улетели птицы
  3. Звери не боятся мороза
  4. Рыба подо льдом
  5. Печь и блины
  6. Возы и дрова
  7. Детвора
  8. Слезы зимы
Кратчайшее содержание сказки "Проказы старухи зимы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Рассердилась на всех старуха Зима
  2. Хотела птиц заморозить, те в теплые края улетели
  3. Хотела зверей заморозить, те в норах да теплых шубах не мерзнут
  4. Хотела рыбу заморозить, та подо льдом живет
  5. Хотела людей заморозить, люди печи топят, тепло одеваются, веселятся
  6. Заплакала Зима, значит и Весна близко
Главная мысль сказки "Проказы старухи зимы"
Не страшны морозы тем, кто их не боится.

Чему учит сказка "Проказы старухи зимы"
Эта сказка учит не боятся морозов, а лучше тепло одеваться и больше двигаться на морозе. Следить за тем, чтобы не отморозить уши и нос, во время уходить в теплое помещение. Учит тому, что следом за зимой обязательно придет весна.

Отзыв на сказку "Проказы старухи зимы"
Сказка мне понравилась, хотя ее героиня Зима скорее отрицательный персонаж, который слишком много злился. Но злилась она от бессилия, ведь на самом деле никто ее все равно не боялся, а только радовались все морозам.

Пословицы к сказке "Проказы старухи зимы"
Не пугай зима, весна придет.
Зима без мороза не бывает.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Мороз лучше бани подрумянит.
Береги нос в большой мороз.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Проказы старухи зимы"
Старуха Зима захотела сжить всякую жизнь и первым делом за птиц принялась.
Сдула ветром все листья с деревьев, некуда стало птицам деваться. Но собрались птицы в стаи, да и полетели в далекие и теплые края. Только воробей остался. Но тот под крышу спрятался.
Поняла Зима, что птиц ей не догнать и за зверье принялась. Снегом все засыпала, морозы по елкам пустила. А звери не боятся морозов. У кого шкура теплая, кто в норах да в дуплах прячется, медведь в берлоге лапу сосет, коровы в теплом овине сено жуют.
Осерчала Зима, за рыбу взялась. Заковала реки и озера льдом. А лед чем толще, тем рыбам лучше. Она и подо льдом прекрасно себя чувствует.
Накинулась тогда Зима на людей. Дороги замела, окна узорами разрисовала, бревна трещат, лопаются.
А люди печи затопили, блины едят, да чаем с вареньем запивают. А надо в лес за дровами поехать, так тулуп оденут, топором намахаются, только пар стоит.
И возы по снегу потянулись, возчики только радуются морозу. С ноги на ногу перетоптываются.
Даже дети не боятся мороза. Снеговиков лепят, да горки заливают. А если у кого нос или ухо белым станет, натрет снегом и веселиться дальше.
Расстроилась Зима - ничего она сделать не может. Заплакала слезами с крыши. А значит и весна близко.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Проказы старухи зимы"

Константин Дмитриевич Ушинский
Проказы старухи-зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!

Константин Ушинский
Проказы старухи-зимы

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!


Top