Конспект урока на тему «Предлоги. Конспект урока на тему "предлоги" II

Южно Казахстанская область,Казыгуртский район осш «Абай » (ж-н)

Алимкулова Насипа Ораловна

Тема урока: Предлоги

Цели урока:

— формировать умение различать предлоги.

— развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу.

— активизировать творческие способности учащихся

— прививать интерес к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, флажки, слайд

Ход урока: І.Организация учебного процесса

Показ фильма «Все оставляет след»

Вводное слово учителя:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость, что-то новое, интересное.

«Для всего, что существует в природе: вода, воздух, небо, облака, солнце, дожди, леса, болота, реки и озера, луга, поля, цветы и травы, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»,- писал К.Г.Паустовский.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи.

Сегодня у нас урок-соревнование.

Нам нужно выбрать жюри.

Хочу рассказать вам сказку

«ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ»

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местимениям.

Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек,

решили записать в книгу Правил это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

О какой части речи говорится в сказке?

С какими частями речи употребляются предлоги?

Как предлоги пишутся с другими словами?

1 станция «Теоретическая»

1.Что изучает морфология?

2.На какие две группы делятся части речи?

3.Самостоятельные части речи-это …

4.Служебные части речи – это …

5.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

6.Какая часть речи называется предлогом?

7.На какие разряды по значению делятся предлоги? (пространственные,

временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные,)

8 На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(непроизводные и производные)

9.По своему строению предлоги бывают (простые и составные)

10.Назовите примеры производных предлогов.

11.После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже?

12.Составные предлоги состоят (из двух и более слов)

13. Как пишутся предлоги из-за, из-под? (через дефис)

2 станция «Разминка»

Сгруппируйте словосочетания по значению предлога:

1 группа с пространственным значением

2 группа с временным значением

3 группа с причинным значением

Жить при станции, не спать из-за ветра, общаться вне дома, добежать до финиша, рассказать после матча, пойти за другом, задержать из-за неисправностей, стоять перед окном, ошибаться по невнимательности, отсутствовать по болезни, привезти в два часа.

3 станция «Грамматическая»

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов.

(Устная работа.)

1 группа

1.Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)

2.Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)

3.Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие.

(Моим товарищам.)

2 группа

1.Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)

2.Брат пришёл с армии. (Из)

2.Мать принесла овощи с магазина. (Из)

3 группа

1.Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел.

(Из-за)

2.Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей (из)

3.Розоватый дым клубился под пустыней (над)

Выписать из предложений словосочетания с предлогами

1 группа

А) Солнечные лучи пробиваются сквозь ветви вековых сосен.

Б) Медведица строго следит за своими непоседливыми шалунишками.

В) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…

С) И снится ей всё, что в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растёт.

2 группа

А) Молодые дубы темнеют на фоне облачного неба.

Б) Под деревьями лежат густые тени.

В) За деревьями сгущаются тучи.

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку.

3 группа

А) Непривычному человеку легко затеряться в лесной глуши.

Б) На упавших деревьях лежит зелёный мох.

В) Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь кроны столетних деревьев

С) Вследствие беспорядочной вырубки лесов нарушается равновесие в природе.

4 станция «Четвертый лишний», аргументируйте свой выбор.

1 группа

А)Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

В ) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

2 группа

А) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

В) в, на, за, под, благодаря (лишний благодаря, т.к это производный предлог, а остальные непроизводные).

3 группа

А) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не объектные)

В) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)

5 Станция «Индивидуальное задание»

Определите производные и непроизводные предлоги

1 группа Я хочу поговрить с вами насчет квартиры.

2 группа Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.

3 группа У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой

Предлог или наречие.

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или наречиями

1 группа

Впереди мы услышали какие-то странные звуки.

Проводник шел впереди всех и показывал дорогу.

2 группа

Напротив дома росла высокая береза.

В конце улицы ты увидишь высокую березу. Я живу напротив.

3 группа

Вместе с телеграммой принесли письмо. Мы с подругой любим делать уроки вместе.

Предлог или деепричастие

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или деепричастиями.

1 группа

Несмотря на болезнь он справился с работой.

Он шел очень осторожно, не смотря по сторонам.

2 группа

Они уходили из больницы, искренне благодаря врачей за помощь.

3 группа

В столовой было совершенно по-вчернему, благодаря лампе под шелковым абажуром.

Предлог или существительное с предлогом.

1 группа Иванов показывал на счет в двенадцать тысяч рублей.

2 группа Насчет Федороа распорядиться

3 группа Мы увидели маленькое пушистое деревце вроде елочки.

Физминутка

1. Солнце ….. небу гуляло

И ….. тучку забежало.

Глянул заинька …. окно,

Стало заиньке темно.

2. Вышел слон …. лесную дорожку,

Наступил муравью …. ножку

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

Можешь и ты

Наступить ….. мою.

6 станция «Творческая»

Вставьте недостающие предлоги, подчеркивая их, вставьте пропущенные запятые. Определите стиль речи.

В жизни есть какой-то уровень счастья, … которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты … уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и … крупном и … малом повышать этот уровень счастья … жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе … вам, чей уровень счастья можно повысить просто легко, … забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества … конце концов.

Можно творить просто добрую атмосферу … себя. Например, в общество человек может принести … собой атмосферу подозрительности какого-то тягостного молчания, а может нести сразу радость свет. Человек рождается и оставляет … себе память. И вот очень важно, какую память он … себе оставляет.

Тест.

1.Предлог- это:

А) служебная часть речи;

Б) самостоятельная часть речи

2.Что выражает предлог:

А) различные смысловые значения;

Б) грамматическое значение существительных.

3.Какое значение имеет предлог из-за (туч):

А) временное;

Б) пространственное;

В) причинное.

4.Вставьте нужную букву в предлог по окончани.. школы:

А) и;

Б) е;

В) ю.

5.Предлог через является:

А) производным;

Б) непроизводным.

6.В каком предложении слово впереди является предлогом:

А) Барабанщики шли впереди.

Б) Барабанщики шли впереди отряда.

7.С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:

А) родительный;

Б) дательный;

В) винительный;

Г) творительный.

8. Предлог (не)смотря на пишется:

А) слитно;

Б) раздельно.

9.Какой из предлогов пишется слитно:

А) (по)причине;

Б) (в) целях;

В) (на)подобие;

Г) (со)стороны

10.В предлоге в течени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.В предлоге в продолжени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.Какой из предлогов пишется раздельно:

А) (в)место;

Б) (в)виду;

В) (в)следствие;

Г) (в)виде.

Ответ

1- А

2- А

3- Б

4- А

5- Б

6- Б

7- Б

8-А

9-В

10-А

11-А

12- Г

.

Рефлексия

Учитель: Ребята! О чем мы говорили на уроке ? Где вы испытали успех?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Интерес?

8. Домашнее задание. Выучить правило. Упражнение 9,10

9.Выставление оценок.

10. Обобщение:

Учитель: Ребята! Вот закончился урок, он пошел вам только впрок.

Вы работали прекрасно, не теряли времени напрасно

Мне приятно всем сказать: «Молодцы, спасибо. Так держать!»

Предлог как часть речи

Цель:

Образовательная:

    повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи;

    сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;

    учить соотносить синонимичные конструкции;

студент должен знать :

    определение предлога;

    виды предлогов по структуре и по происхождению;

    правописание предлогов;

    нормативное употребление предлогов;

студент должен уметь :

    характеризовать предлог как часть речи;

    отличать предлоги от других частей речи;

    правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.

Воспитательная:

    привитие интереса к русскому языку,

    воспитание способности понимать и воспринимать материал;

Развивающая:

    развитие речевых навыков студентов;

    совершенствовать культуру речи студентов

    развитие орфографических навыков,

    умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать

Методическая:

    стимулирование познавательной и творческой активности;

    усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

    создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: к омбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений, самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран , классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

    Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Методическое пособие для преподавателя по теме « Предлог как часть речи»

Дидактическое оснащение занятия:

2. Раздаточный материал.

3. Мультимедийная презентация темы

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: виды предлогов по структуре и по происхождению, упражнения на правописание предлогов и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Актуализация знаний 15-20 м

А) Словарный диктантн.

Б) проверка домашнего задания

В) сообщение студента

3. Изучение нового материала 10-15 мин

Работа с эпиграфом

Классификация предлогов

Морфологический разбор предлога

4. Первичное закрепление материала 15-20 мин

Выполнение упражнения

Дифференцированное задание

5. Правописание предлогов 5- 8 мин.

6. Закрепление изученного материала 7-10 мин.

Выполнение упражнений

Работа с материалом ЕГЭ

7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин

Самостоятельная работа.

8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

9. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний

А) Словарный диктант

Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.

Б) проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.190).

В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

(И.Северянин)

    Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предлоге как служебной части речи, расширим и обобщим знания о морфологических признаках предлога, выработаем умение распознавать их среди других частей речи, закрепим орфографические навыки написания предлогов.

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

    О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений».

    В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных мы узнаем из небольшого сообщения. (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

- Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

- Не бывают членами предложения

- В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

- Не изменяются )

3.1 Классификация предлогов

По образованию (происхождению)

По структуре

Производные (непервообразные) предлоги

по соотношению с другими частями речи

3.2 Морфологический разбор предлога

Схема морфологического разбора предлога.

      Часть речи.

II. Морфологические признаки:

        производность-непроизводность;

        простой или сложный

        выражаемые отношения (пространственные, временные, целевые, причинные)

        с каким падежом употреблен.

    Первичное закрепление материала.

4.1 Выполнение упражнения

    Откройте стр.194 и запишите в тетради номер упражнения № 293. Выполняем упражнение по заданию в учебнике.

4.2. Дифференцированное задание

    Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор.

I вариант – упражнение 295

II вариант – упражнение 296

    Правописание предлогов

    Сложность при изучении предлогов связана с их написанием. Еще в начальной школе вы усвоили, как пишутся непроизводные предлоги со словами. (предлоги со словами пишутся раздельно, сложные непроизводные – через дефис)

    А как же пишутся производные предлоги? (§ 57, стр. 195)

    Закрепление изученного материала

    Упражнение № 298

    Упражнение № 299

    Работа с материалом ЕГЭ (выполнить задание А11)

В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом?

    (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

    Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков)

    Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков)

    К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

Ответ: 4

    Контроль уровня усвоения материала

Самостоятельная работа.

I вариант

    Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)

    К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)

    Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)

    (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.

    Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)

    Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)

    Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)

    Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)

    Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Инстинкты преобладают и В СИЛУ темперамента требуют немедленного исхода. (Огнев Н.)

    А дочь смотрела на него, ждала. Она все ещё верила В СИЛУ и всемогущество отца. (Кубанский Г.)

    Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или В СИЛУ каких-либо других причин, изменилось. (Булгаков М.)

    Утром Катя Теплова получила назначение в отдел. А Саше под расписку объявили приказ: чекисты, которые В СИЛУ военной необходимости покинули свои города, должны вернуться к месту работы. (Крон А.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться (НА)СЧЁТ охоты.(Скребицкий Г.)

    И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его греха справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.)

    Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта не привели ни к чему. (Булгаков М.)

    А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.)

    Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.)

    Частая раздражительность Нины, ее капризы, которые стали проявляться ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.)

    В ТЕЧЕНИЕ всей оставшейся ночи этот человек не дал Иванову сомкнуть глаз, объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.)

    ВПОСЛЕДСТВИИ мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (Соколов-Микитов И.)

II вариант

    Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Дине, растопыривая руки. (Чарская Л.)

    Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев В.)

    Жёлтые полосы были редкими, метель плотными клубами катилась НАВСТРЕЧУ. (Катерли Н.)

    Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Натальи Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    (НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. (Санин В.)

    Весеннее солнце так и пригревало, (НЕ)СМОТРЯ НА раннее утро. (Мамин-Сибиряк Д.)

    Утром, (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше. (Арсеньев В.)

    Пленные, высокие как на подбор, шли угрюмо, насупившись и (НЕ)СМОТРЯ по сторонам. (Селянкин О.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.)

    НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.)

    Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.)

    НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным предлогом.

    Река взломала лёд и с шумом свободно несла его МИМО города. (Коковин Е.)

    МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.)

    Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.)

    МИМО террасы к клинике подошёл моторный вагон с двумя прицепами. (Пастернак Б.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является производным предлогом.

    Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился. (Толстой Л.)

    Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.)

    И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.)

    Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека. (Платонов А.)

Вариант 1.

Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4

Вариант 2.

Эталон ответа : 3,4,3,2,4

    Рефлексия. Подведение итогов.

    Расскажите о предлоге как части речи.

    Расскажите о правописании предлогов.

    С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).

    Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)

    От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).

    У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

    Домашнее задание §56-57 Упр. 301

Лулчева Светлана Владимировна

Предлог.

Урок русского языка.

Программа «Перспектива»

2 класс

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

2014 год

Предмет : русский язык, урок «открытия» новых знаний

Тема : Предлог.

Продолжительност ь: 1 урок 45 минут

Класс : 2 Б класс

Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология здоровосбережения (двигательная физкультминутка,своевременная смена видов деятельности)

Цели:

1.Образовательные:

Формирование представлений о предлоге как слове;

Показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании;

Познакомить с правилом написания предлогов с другими словами;

Повторить изученные орфограммы, части речи

2. Развивающие :

Развивать умение использовать предлоги при составлении словосочетаний и редактировании текста;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие,речь;

Развивать орфографическую зоркость;

3.Воспитательные :

Воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета;

Воспитывать умение слушать других;

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД

1.Познавательная : уточнить представления учащихся о способах обозначения предлогов на письме

2.Коммуникативная :формирование умения работать в парах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать друг друга.

3.Регулятивная : формирование умения ставить перед собой цель и её реализовывать: определять предлог и правильно писать.

4.Личностная :предупредить нарушение осанки, работа над каллиграфией, вера в успех

Оборудование урока : мультимедийный проектор, плакат предлоги, таблица с кроссвордом, таблица «Лишнее слово», электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, картинки с изображением сказочных героев, учебник и рабочая тетрадь на печатной основе.

Методы : словесные, наглядные, частично-поисковые

Формы : фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока.

1.Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Чтобы правильно писать

Нужно грамотными стать.

2.Актуализация знаний.

Словарно – орфографическая работа.

Откройте пожалуйста тетради,запишите число и классная работа.

Сегодня к нам на урок придёт много гостей. Вот уже спешит первый гость.Кто это? (Это- Мурзилка.) Правильно. Он живёт в одноимённом детском журнале. В журнале много замечательных рассказов, сказок, стихов. А так же в нём печатают загадки, ребусы, кроссворды. Мурзилка предлагает нам разгадать кроссворд. Здесь словарные слова. Если вы правильно разгадаете ребус, по вертикали получится ключевое слово.

1.Что было на ногах у сказочного героя, который помог своему хозяину спастись от людоеда и жениться на принцессе? (Сапоги.)

2.В кого превратил Василису Прекрасную Кощей Бессмертный? (В лягушку.)

3. Куда положила гостинец для бабушки мама Красной Шапочки? (В корзинку.)

4. У кого была лубяная избушка? (У зайца.)

5..Чем отравилась царевна в сказке А.С.Пушкина? (Яблоком.)

6. Кто угощал журавля кашей? (Лисица.)

Какое ключевое слово получилось? (Сказки.)

Сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с героями сказок. К нам будут приходить с заданиями герои сказок.Мы будем помогать им.

2. Самоопределение к деятельности.

Вот уже к нам спешит первые герои. Из какой сказки? (Приключения Чипполино.)

Помогите Чипполино выполнить задание.синьора Помидора.

Игра «Найди лишнее слово» по таблице.

В каждой группе слов найти лишнее слово и объяснить почему.

Какие части речи мы уже знаем?

Что обозначают имена существительные?

Что обозначают имена прилагательные?

Что обозначают глаголы?

А к нам ещё один герой спешит. Кто это? (Волк)

Из какой сказки?

Запишите предложение.

По лесной тропинке бежит волк.

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Определите знакомые части речи?

На какие вопросы отвечают имена существительные?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают глаголы?

У какого слова вы не определили часть речи? (По)

Проблема. Может кто-нибудь знает что это за часть речи? (Это предлог)

Сформулируйте самостоятельно тему урока. (Предлог.)

Сегодня мы познакомимся с предлогами и узнаем, зачем они нужны в нашей речи.

3. Работа по теме урока.

а) работа с таблицей «Предлоги»

В русском языке предлогов много. Волк принёс таблицу «Предлоги».(Дети читают хором предлоги.)

б) работа с электронным приложением к учебнику(мультимедийный экран)

Дети слушают объяснение Ивана Ивановича Самоварова.

в) работа по учебнику

В гости спешит девочка. Кто это? (Мальвина.)

Упр.155 стр. 111

Прочитайте словосочетания. Легко ли понять их смысл?

Что нужно сделать, чтобы смысл стал понятным? (Дополнить предлогами.)

Какой предлог вставите в первое словосочетание.? (За)

Запишите словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Обведите слова которые вы вставили

Сделайте вывод. Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги пишутся отдельно)

4. Физкультминутка.

На помощь Мальвине пришёл проказник Буратино. Он просит выполнить его любимую физминутку. (Дети выполняют упражнения по стихотворение « Буратино потянулся…»)

5.Продолжение работы по теме урока.

Упр. 156 стр. 111 (По заданию. Устное составление предложений. Запись1 предложения в тетрадь) Рыжий кот лежит под столом.

Какой предлог встретился в предложении? Обведите.

Какие орфограммы встретились? Подчеркните.

Найдите имена существительные, Что они обозначают?

Найдите имена прилагательные. Что они обозначают?

Найдите глаголы. Что они обозначают?

А что обозначают предлоги? (Ничего)

Для чего служат предлоги? (Они связывают слова в предложении и словосочетании.)

г) выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 184 стр.51 Работа в парах.

Какой сказочный герой прилетел? (Баба-яга)

Баба- яга есть во многих сказках. Помогите Алёнушке спасти братца.

(Самостоятельная запись предлогов.Проверка.)

Где находится зайка? (За ёлкой.)

А ёжик? (Под ёлкой)

Где растут грибы? (На пеньке.)

Где летит Баба-яга? (Над лесом.)

Почему все спрятались от Бабы-яги?

Упр. 183 стр.51 Игра «Отгадай»

Вставьте пропущенные предлоги и отгадайте сказку.(Самостоятельная работа. Проверка.)

6. Рефлексия.

О какой части речи говорим весь урок? (О предлоге.)

На доске иллюстрации из сказок. Одни ученик придумывает предложение. Дети говоря какой предлог в предложении.

Какая из сказок сказка северных народов? (Лиса и ворон)

7.Итог урока

Какой часть речи нас познакомили герои сказок?

Для чего используют предлоги?

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Тема урока : «Предлог».

Предметные цели урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Метапредметные результаты:

  • Создать условия для расширения знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, фонематического слуха, орфографической зоркости; памяти, внимания, умение выполнять вербальные инструкции учителя,делать выводы.

Личностные результаты :

  • Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, самостоятельности, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки для учащихся, учебник «Русский язык», картинка солнышка, таблица.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

II. Актуализация знаний.

  1. Игра на внимание «Ошибки Незнайки»

Незнайка допустил ошибки в предложениях. Прочитайте. А потом учитель исправил его ошибки. Прочитайте внимательно. Заметили, что изменилось?

А). Дети катаются лыжах. Лесу много снега.

Б) Затем предложить исправленные предложения:

Дети катаются НА лыжах. В лесу много снега.

Что изменилось?

Появились маленькие слова.

Назовите их.

На, в

Молодцы!

III. Формулирование темы урока, целеполагание.

Кто-нибудь скажет, что за слова такие?

Это предлоги. (Могут появиться такие ответы, если не ответят, учитель введёт новое знание.)

Это, маленькие слова, ПРЕДЛОГИ.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами. Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

IV. Работа над новым материалом.

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с , над и много других.

2. Поставьте вопросы к словам: папа- (кто?), девочка – (кто?), ручка – (что?), в –(…), на-(…).

Нет.

К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение правила на с 64.

В, НА – это предлоги.

  1. Чтение стих-ия «Что всего милей?»

А). Работа над произношением на с 64.

Б) Словарная работа.

В буфете – буфете, буфеть иштинде; в догонялки – сывыртажыры; в очереди – оочурда; в хлебе – хлебте; в капусте- капустада, капу

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив вот такую работу.

  1. Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. … лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу? (нет)

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (предлогов)

Давайте вставим предлоги. (помочь детям)

Установилась ли связь слов в предложениях? (да)

Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

  1. Парная работа при выполнении упражнения 3, на стр 64-65.предлоги.

Составьте и запишите 2 предложения. Подчеркните предлоги.

На перемене я хочу летать на воздушном шаре.

  1. Диалог. В буфете. (упр 4+ Диалог «В буфете» с 65.

V. Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Узнали что такое предлог? (в, на, с,из, …)

VI. Рефлексия.

– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…

2. Мне понравилось…

3. Мне не понравилось…

4. Кто, по-вашему, хорошо работал…

5. Кто мешал…

6. За что ты можешь себя похвалить…

7. За что ты можешь себя поругать…

8. Я для себя на уроке узнал…

  1. - Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Д. На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами.

V . Сообщение темы.

Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

VI . Работа над новым материалом.

(На доске написаны два предложения.)

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

У. Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Д. Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Чем данные предложения отличаются?

Д. Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с, над и много других.

(Вывешивается таблица с предлогами).

Предлоги

На, под, за, к, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед.

Ребята, давайте попробуем задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

1. Предлог – служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. .. лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль выполняют предлоги в русском языке?

Чтение правила в учебнике. (стр. 61)

2. Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

У. Обозначьте в предложениях части речи. Перед какой частью речи предлогов нет?

3. Перед глаголами предлоги не употребляются.

4. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: до (чего?) березы,до кудрявой березы.

5. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

VII . Написание предлогов с другими частями речи.

У. Ребята, спишите текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

VIII Физкультминутка

Мы играть все очень любим,

(Встать из – за парт)

Любим мячики кидать,

(Руки вверх, имитация броска мяча).

Любим быстро – быстро бегать,

(Бег на месте).

Да и зайчиком скакать.

(Прыжки на месте.)

Наши глазоньки устали.

Мы дадим им отдохнуть:

Раз, два, три, четыре, пять –

Быстро глазки закрывать.

Шесть, семь – их открыть

И на руки поглядеть.

Головою не верти,

Только глазками води:

Вверх, вниз, вправо, влево

Отдохнули?! Это верно!

IX Самостоятельная работа.

1 группа (слабоуспевающие учащиеся).

Упражнение 365 стр. 62 учебника

2 группа учащихся, работающие на продуктивном уровне.

Незнайка списывал из учебника предложения, но он очень торопился и вот что у него получилось:

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот. Осторожно ветер изкалитки вы шел. Поовражкам бегут весёлые ручейки.

У. Всё ли в этих предложениях верно? Если нет, то докажите, где Незнайка допустил ошибки.

У. А теперь вам понравились предложения?

Давайте вспомним, что такое предложение?

Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

У вас на столе листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Тест – опрос

1. Выберите верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

3. Как пишутся слова?

(с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

4. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

5. В каких предложениях есть предлоги?

А. Много птиц живет в наших лесах.

Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев.

В. Люди слушают пение птиц.

Кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены верно?

Как можно быстрее прочитайте слово, которое кроется под следующими числами.

14 16 13 16 5 24 29

М о л о д ц ы

X Итог урока

Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

Д. Мы сегодня на уроке распознавали предлоги, учились писать предлоги с другими словами.

XI Домашнее задание

Подобрать 4 пословицы о дружбе с разными предлогами.

Составить 4 предложения, используя предлоги.

XII . Рефлексия.

Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у нашего солнышка.

Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях.

Средний лучик – я сомневаюсь в своих знаниях.

Самый короткий лучик – мне очень трудно.



Top