Крылатые ракеты бывают какой дальности. Крылатые ракеты россии и сша

«Гарпун», «Томагавк», «Калибр», «Оникс» или «Брамос»: кто способен поспорить с ними за звание лучшей крылатой ракеты мира?

В последнее время именно крылатая ракета стала одним из самых смертоносных и востребованных видов вооружения. Достать врага скальпельно-точечным ударом, ликвидировать его командный бункер, потопить флагманский корабль или же провести массированную атаку позиций противника - только крылатым ракетам по силам выполнить сразу все эти задачи. Дёшево, сердито, эффективно, а, главное, без какого-либо участия пилота. Именно по этим причинам все ведущие мировые державы и страны рангом пониже стараются эффективно развивать свои технологии, направленные на постройку новых образцов этого грозного вооружения. Но кто среди них ушёл дальше всего? Чьи оружейники создали самую совершенную в мире крылатую ракету?

Ответы на этот вопросы в специальном обзоре десяти лучших крылатых ракет в мире.

10-е место: RGM-84 Harpoon Block II (США).

Открывает наш топ «американский старичок», разработки середины прошлого века, одна из самых распространённых крылатых ракет в мире, своеобразный противокорабельный «гарпун» - RGM-84 последней модификации Block II. Надёжная, отработанная система поистине универсальна и может базироваться как на суше, так и в воздухе, на воде и под водой. Но вот поражать способна лишь морские цели, да и то на очень небольшом удалении, всего в 130 километров и с не самой высокой максимальной скоростью 860 км./ч., да и несёт всего чуть больше 200 килограммов боевой нагрузки. Согласитесь, весьма и весьма скромно.

С подобными параметрами проломить современную вражескую систему ПРО и потопить серьёзный корабль по типу авианосца не помогут и всевозможные режимы захода на цель, и малые габариты ракеты. Да и носителю ракеты придется подходить на опасное расстояние. Поэтому Harpoon и занимает почётное десятое место, ради уважения к былой славе «старичка».

9-е место: RBS-15 Mk. III (Швеция).

Ещё одного «старичка» из нашего обзора шведский оружейный концерн Saab начал разрабатывать в одно время с RGM-84, но разработка, увы, затянулась и первая модификация ракеты была принята на вооружение лишь в 1985 году. Но и получилась она лучше американского конкурента. Универсальность запуска со всех возможных носителей, в два раза большая дальность полёта, практически та же самая масса боевой части и более высокая скорость полёта: RBS-15, третьей модификации более смертоносен, чем Harpoon, но и также не может применяться по наземным целям. Поэтому шведская разработка и уверено теснит американский «гарпун» в нашем рейтинге.

8-е место: SOM (Турция).

Турецкие вооруженные силы вплоть до текущего момента не имели и крылатой ракеты собственного производства, но в 2012 году всё-таки приняли на вооружение новейшую разработку - ракету SOM. Созданная в турецких конструкторских бюро SOM представляет из себя довольно компактную универсальную крылатую ракету, способную поражать не только морские, но и наземные объекты. Новейшая электроника, различные режимы поражения цели, дальность стрельбы и максимальная скорость полёта выше уровня легендарной RGM-84 - всё это удалось реализовать туркам в металле. Но всё-таки опыта в разработках подобных систем вооружений Турции всё ещё не хватает. Поэтому переплюнуть шведские и американские аналоги SOM удалось, но не более того. Диагноз: учиться и ещё раз учиться, опыт в разработках приходит со временем.

7-е место: Naval Strike Missile (Норвегия).

Норвежцы, в первую очередь, заботятся об охране морских границ собственного государства и со своей разработкой 2007 года не отстают от ведущих мировых производителей крылатых ракет. Naval Strike Missile затыкает за пояс и Harpoon, и RBS-15, и SOM. Ракета летит дальше, почти что достигает скорости звука, собрана из композитных материалов, уничтожает все цели и сама может ставить активные помехи противнику. Поэтому перехватывается системой ПРО такой «подарочек» крайне непросто.

Вот только базироваться Naval Strike Missile пока что может только на кораблях, да и несёт всего 125 килограммов боевой нагрузки. Маловато - самый низкий показатель из нашего рейтинга, поэтому только 7-е место.

6-е место: BGM-109 Tomahawk Block IV (США).

Итак, встречайте - легендарный Tomahawk. Куда же без него... Нестареющий ветеран и одна из самых известных крылатых ракет в мире открывает список тяжеловесов в нашем рейтинге.

Самая большая дальность поражения, самая насыщенная история боевого применения, весьма серьёзная масса боевой части в 450 килограмм - американский «томагавк» самая, что ни на есть серьёзная угроза для противника. Для противника не обладающего всё той же современной системой ПВО, например, стран «третьего мира». Дозвуковая скорость вкупе с невозможность маневрировать с большими перегрузками делают из американского «чуда-оружия» лёгкую мишень для новейших зенитных ракет противника.

Но всё-таки дальность полёта в 1600 километров играет значительную роль, поэтому место номер 6.

5-е место: Storm Shadow/SCALP EG (Франция-Италия-Великобритания).

Совместная разработка ведущих оружейных концернов Евросоюза должна была привести к чему-нибудь, по меньшей мере, грандиозному. Так на свет появилась уникальная, напичканная электроникой, выполненная по стелс-технологиям крылатая ракета Storm Shadow. Её боевая часть тандемного типа, массой практически в полтонны, позволяет пробивать самую серьёзную броню, а комбинированная система наведения с режимом распознавания цели поражать самые труднодоступные цели.

Казалось бы Storm Shadow должна быть лидером данного рейтинга, если бы не одно «но»...максимальная скорость. Ракета не может преодолеть сверхзвуковой барьер, а, значит, для новейших систем ПРО остаётся довольно лёгкой жертвой.

4-е место: Р-800 «Оникс/Яхонт» (Россия).

Старичок» советской разработки конца 70-х годов заслужил своё место в списке уже благодаря одному достоинству - сверхзвуковой скорости полёта в 3000 км./ч. Подобной характеристикой не обладает ни одна из представленных выше крылатых ракет, разработанных на Западе, а, значит, в прорыве современных систем ПРО «Ониксу» практически нет равных. А полнейшая унификация по основным типам носителей (надводные, подводные, наземные) и возможность применения против целей любого базирования уверено ставят российскую ракету на 4-е место.

3-е место: 3М-54 «Калибр» (Россия).

Новейшая российская оружейная система, разработанная на рубеже веков совсем недавно потрясла весь мир своими боевыми возможностями, в ходе осенних пусков ракет по позициям боевиков ДАИШ*. Потрясающая возможность базирования на всех типах носителей, в том числе и в специально замаскированных контейнерах. Потрясающая максимальная скорость полёта, почти что в три раза превышающая скорость звука. Потрясающая точность наведения и поражения. Одна из самых высоких дальностей стрельбы и самая большая масса боевой части. «Калибр» уж точно заслужил высшее место в нашем рейтинге!

Но, увы, большинство данных по российской крылатой ракете засекречено и руководствоваться мы можем лишь приблизительными параметрами. Поэтому - бронза.

2-е место: YJ-18 (Китай).

В любом рейтинге всегда найдётся своя «тёмная лошадка», в нашем - китайского производства. О крылатой ракете YJ-18 известно совсем немного: в Поднебесной всегда умели хранить свои тайны, но, судя по всему, она является серьёзной модификацией российского аналога 3М-54 «Калибр», технологии которой достались китайцам вместе с подводными лодками проекта 636.

Ну, а, что может быть лучше и смертностее улучшенного «Калибра»? Правильно, практически ничего, значит - серебро.

1-е место: BRAHMOS (Россия-Индия).

Лучше гор могут быть только горы, а лучше «Калибра» и модифицированного китайцами «Калибра» только BRAHMOS. Новейшая российско-индийская крылатая ракета, созданная на базе Р-800 «Оникс», лидирует в рейтинге.

Максимальная скорость в 3700 км./ч., смешанный профиль полёта, обеспечивающий совершенно непредсказуемую траекторию подхода к цели на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, 300 килограмм боевой части (проникающей, осколочно-фугасной, кассетной) и дальность пуска в 300 километров - спасти от BRAHMOS вряд ли сможет какая-либо ПРО. Ну, а если сюда добавить возможность базирования на любых типах носителях и возможность поражения абсолютно любых целей, то становится ясно, почему золото за ракетой российско-индийской разработки.

Ну, и напоследок - небольшое видео с красочными пусками всех представленных ракет.

* – Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Крылатые ракеты России и США, сравнение которых приведено ниже, занимают важнейшее место в арсенале обеих армий и активно используются в современных военных кампаниях. Разработкам данного вида оружия уделяется огромное внимание, как в РФ, так и на американском континенте. И, конечно же, имеет место определенная борьба за лидерство.

Краткий экскурс в историю

Первые образцы крылатых ракет называли летающими бомбами, что, по сути, верно, поскольку аппарат имеет одноразовое пользование и беспилотное управление. История разработок крылатых ракет уходит в «нулевые» 20 века. Но до Первой мировой человечеству так и не удалось создать в этом плане ничего путного. Не позволял уровень технического развития. А вот к концу Второй мировой говорить уже было о чем.

Предчувствуя свою гибель, фашизм яростно пытался отбиваться и применил новый аппарат «Фау-1», разработанный немецкими учеными. Ракета оснащалась воздушно-реактивным движком и была способна летать на расстояние от 250 до 400 км.

После войны разработки «разгромленных тевтонцев» попали в руки союзников и подтолкнули развитие отрасли. Первыми крылатыми ракетами советская армия обзавелась в 60-х. Это были такие модели, как «Гранит», «Оникс», «Москит», «Малахит».

США тем временем разработали аппарат SM-62 Snark, способный преодолевать межконтинентальные расстояния. А в семидесятых американцы приступили к созданию ракеты, которая могла взлетать с подводной лодки и внешне напоминала немецкий «Фау-1». Аппарат получил имя «Томагавк» и внешне очень походил на немецкую «Фау-1». Первый запуск его состоялся в 80-м.

Достойным конкурентом «Томагавку» стала советская «Х-90». Модификации этих двух крылатых ракет продолжают совершенствоваться и используются по назначению обеими сторонами.

Базовый арсенал

На сегодняшний день в арсенале у российской армии такие аппараты как Х-20, Х-22, Х-55, Х-101, Х-102; КС-1, КС-2, КС-5; различные модификации «Термитов», «Базальтов», «Гранитов», «Яхонтов», «Ониксов», «Аметистов», «Москитов», а также пресловутый «Калибр» и другие.

У американцев помимо «Томагавка» есть AGM-158B, «Матадор» MGM-1, «Гарпун», «Борзая» AGM-28, «Быстрый ястреб» и т.д.

Характеристика параметров

Вот некоторые параметры представителей американских ракет.

1. AGM-129. Масса - 1334 кг, боевая часть – 123 кг, ядерная боевая часть – 150 кг, скорость – 800 км/ч, дальность – от 5 до 10 тыс. км, точность – 30-90 м, базирование – ВВС.

2. AGM-86. Масса - 1450-1950 кг, боевая часть - 540-1450 кг, ядерная боевая часть – 200 кг, скорость - 775-1000 км/ч, дальность – 2400-2800 км, точность – 3-80 м, базирование - ВВС;

3. JASSM-ER. Масса – 1020 кг, боевая часть – 450 кг, ядерная боевая часть отсутствует, скорость – 775-1000 км/ч; дальность - 350-980 км, точность – 3, базирование – ВВС;

4. BGM-109 Tomahawk. Масса – 1500 кг, боевая часть – 450 кг, ядерная боевая часть – 150 кг, скорость – 880 км/ч, дальность – 2500 км, точность – 5-80 м, тип базирования – любой.

А это характеристики российских «летающих бомб»:

1. Калибр. Масса – 1450-1770 кг, боевая часть – 450 кг, ядерная боевая часть – отсутствует, скорость – 2900 км/ч, дальность – 2650 км, точность - 1-2 м, тип базирования – любой;

2. X-555. Масса - 1280-1500 кг, боевая часть – 410 кг, ядерная боевая часть – отсутствует, скорость - 720-936 км/ч, дальность - 2000-5000 км, точность – 6-35 м, тип базирования – ВВС.

3. Х-55СМ. Масса – 1465 кг, боевая часть – 410 кг, ядерная боевая часть – 200 кг, скорость – 720-830 км/ч, дальность - 2000-3500 км, точность – 20 м, тип базирования – ВВС.

4. X-101/102. Масса – 2400 кг, боевая часть – 400 кг, ядерная боевая часть – 200 кг, скорость - 720-970 км/ч, дальность - 5000-10000 км, точность – 2-10 м, тип базирования – ВВС.

В арсенале американского флота сегодня широко представлены «Томагавки» четвертого поколения. Россияне же сейчас активно испытывают новинку – крылатую ракету «Калибр». Она участвует в боевых действиях на территории Сирии.

Аппарат способен летать как на дозвуковых скоростях, так и превышая скорость звука в 3 раза, чем не может похвастать, в частности, «Томагавк». Кроме того, «Калибру» не страшна никакая оборона – ни противовоздушная, ни противоракетная. Точность попадания не зависит от расстояния, а для того чтобы уничтожить огромный авианосец, достаточно запустить всего три ракеты такой модели. По мнению многих экспертов, этот высокотехнологичный аппарат во многом превосходит «Томагавк».

Сейчас администрация Обамы размышляет над тем, какого рода военные действия ей стоит предпринять – и стоит ли их предпринимать вообще – против правительства сирийского президента Башара Асада, которого обвиняют в применении химического оружия против мирного населения его собственной страны. Самым вероятным вариантом развития событий является авиаудар с использованием крылатых ракет по военным и государственным объектам, таким как президентский дворец и склады химического оружия. Ниже вы найдете информацию о том, что из себя представляют крылатые ракеты.

Что такое крылатая ракета?

Крылатые ракеты – это быстродвижущиеся управляемые бомбы, которые могут перемещаться на предельно малых высотах параллельно земле. Они отличаются от обычных ракет прежде всего тем, что они могут лететь на очень дальние расстояния. От беспилотных самолетов они отличаются тем, что у них нет наземных пилотов – они движутся по заранее заданной траектории – а также тем, что их можно использовать только один раз. Германия применила первые крылатые ракеты во время Второй мировой войны. Они назывались «Фау-1», сокращенно от немецкого слова Vergeltung, означающего «возмездие». Впервые их запустили с военных баз на севере Франции для нанесения удара по Великобритании. Основным преимуществом ракет «Фау-1», а также всех крылатых ракет, появившихся позже, является возможность атаковать, находясь на далеком расстоянии от противника и без пилота.

Как действует крылатая ракета?

Все крылатые ракеты оснащены бортовой системой наведения, хотя ее типы могут варьироваться. К примеру, ракеты «Томагавк», которые ВМС США применяют с 1984 года, оснащены системой под названием Terrain Contour Matching (TERCOM), которая при помощи альтиметра и датчика инерции прокладывает траекторию полета по заранее заданной карте местности. Более новые модели «Томагавка» оснащены также GPS. Помимо этой модели существует еще множество различных систем наведения.

Конструкция всех крылатых ракет приблизительно одинакова. В них обязательно есть двигатель, как правило, реактивный двигатель с воздухозаборником, который толкает ракету вперед. В ней предусмотрен отсек для топлива и отсек для боеголовки или взрывчатки. Обе крылатые ракеты на изображениях, представленных ниже, были разработаны так, чтобы их можно было оснастить ядерными боеголовками, однако большинство крылатых ракет – а также все ракеты, когда-либо использованные в ходе боевых действий – оснащены традиционными, неядерными взрывчатыми веществами. В передней части ракеты обычно находится система наведения. Крылатые ракеты с крыльями и двигателями часто напоминают беспилотные самолеты.

Крылатые ракеты можно запускать с самолетов, подводных лодок, кораблей или наземных пусковых установок. Кроме США крылатые ракеты состоят на вооружении более 70 государств.

Применяли ли США крылатые ракеты?

Разумеется. Если беспилотники стали знаковым оружием 2000-х и 2010-х годов, то в 1990-х годах таким оружием были крылатые ракеты. Смертоносные, запускаемые с дальнего расстояния и не имеющие на своем борту пилота, они позволяли уничтожать врагов, не рискуя жизнями американских военных. В 1990-е годы США совершили три масштабных удара с применением крылатых ракет.

В 1993 году власти Кувейта раскрыли заговор иракских разведывательных служб с целью убийства бывшего президента США Джорджа Буша-старшего. В ответ на это президент Билл Клинтон приказал ударить 23 крылатыми ракетами по штаб-квартире иракской разведки. В 1998 году Клинтон отдал приказ провести ракетный удар по заводу El Shifa Pharmaceuticals Industries в Судане, подозревая, что на самом деле там производят химическое оружие. Также в 1998 году Клинтон распорядился ударить крылатыми ракетами по Усаме бен Ладену, который в тот момент находился в афганской провинции Хост. Оба удара 1998 года стали ответом на бомбовые нападения на американские посольства в Восточной Африке.

Каковы были последствия этих ударов?

После удара крылатыми ракетами в 1993 году между Ираком и США установились отношения неутихающей вражды, которые сохранялись на протяжении целого десятилетия. Америка (вместе с Соединенным Королевством и в определенный момент Францией) ввела над Ираком бесполетную зону, чтобы иракское правительство не имело возможности нападать на курдов на севере и шиитов на юге. Обеспечение бесполетной зоны переросло в серьезную проблему: иракские зенитные ракеты время от времени сбивали американские самолеты, и в ответ на это американцы бомбили иракские ракетные базы. Все это закончилось лишь в 2003 году, когда американские войска вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна. Однако напряженная обстановка в Ираке сохраняется по сей день.

Предприятие El Shifa Pharmaceutical Industries, которое США уничтожили в 1998 году, оказалось самым обыкновенным фармацевтическим заводом. Его обломки остались нетронутыми, и сейчас они служат памятником некомпетентности американцев.

В результате ракетного удара по провинции Хост американцам не удалось уничтожить Усаму бен Ладена – для этого им потребовались еще 13 лет, вторжение в Афганистан, десятилетие поисков и специально обученные люди из числа морских котиков. Как говорится в документах, хранящихся в архивах Агентства национальной безопасности, существуют доказательства того, что «эти удары не только не уничтожили Усаму бен Ладена, но и в конечном итоге сблизили «Аль-Каиду» и Талибан в политическом и идеологическом смыслах».

Каковы недостатки крылатых ракет?

В докладе ВВС США от 2000 года говорится о нескольких недостатках крылатых ракет «Томагавк»:

«Хотя все согласны с тем, что «Томагавк» - это чрезвычайно эффективное оружие, у этих ракет есть все-таки некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что их траектория полета сравнительно предсказуема. Особенно на тех участках местности, например,в пустынях, рельеф которых однороден. Вторая проблема заключается в том, что планирование миссии для систем наведения по рельефу местности занимает гораздо больше времени и представляет собой гораздо более сложную задачу в вопросе требований к точности разведданных, чем можно было предположить. К примеру, чтобы применить «Томагавк», подразделению необходимо отправить запрос на пакет данных о цели в такие агентства, как Управление картографической службы Министерства обороны, чтобы собрать всю информацию, необходимую для проведения миссии. Третий недостаток состоит в том, что ракеты «Томагавк» нельзя использовать для поражения хорошо защищенных целей, потому что их боеголовки весом в 450 килограммов, точность удара и кинетическая энергия в момент удара не позволяют уничтожать противника с высокой степенью вероятности. Последним недостатком этих ракет является то, что «Томагавки» не могут атаковать движущиеся объекты, потому что их направляют в определенную точку на местности, а не на отдельный объект. Соответственно крылатые ракеты «Томагавк» также не могут атаковать перемещаемые цели, потому что их местоположение может измениться, пока идет нацеливание или пока ракета летит к своей цели».

С 2000 года системы наведения были в значительной степени усовершенствованы, но в целом главные недостатки крылатых ракет сохраняются. Чтобы ракеты попали именно в цель, необходимо иметь точные данные разведки и подробные карты. Нужно также, чтобы враг оставался в одном, относительно незащищенном месте.

Будут ли США применять крылатые ракеты в Сирии?

Пока ответ на этот вопрос неизвестен. Ясно одно: скорее всего США не станут применять беспилотники. Беспилотники – это лучшее оружие для того, чтобы атаковать отдельных людей с безопасной высоты. Однако у сирийского правительства есть зенитное оружие, которое позволяет с легкостью сбивать беспилотники. Крылатые ракеты летают быстрее, бьют мощнее и поражают крупные неподвижные цели, такие как военные базы и дворцы. Кроме того, недалеко от Сирии у США есть масса крылатых ракет и всего несколько беспилотников.

Несколько изданий, в том числе New York Times, Los Angeles Times и Wall Street Journal, высказали предположение о том, США будут использовать крылатые ракеты, если администрация Обамы примет решение о нанесении удара. Один высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил NBC, что США, вероятно, проведут против режима Асада трехдневную атаку с применением крылатых ракет. Разумеется, нет никаких гарантий того, что эти удары вообще будут нанесены. 28 августа, президент Обама заявил, что он еще не принял решение относительно того, стоит ли вторгаться в Сирию.

Запуск крылатых ракет кажется довольно мощным ударом, который президент может нанести, но он вряд ли он будет решающим.

Вниманию читателей представлены самые быстрые ракеты в мире за всю историю создания.

Скорость 3,8 км/с

Самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции - в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

Скорость 5,8 км/с

Одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959-1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.

Скорость 6 км/с

UGM -133 A Trident II - американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км.

Скорость 6 км/с

Одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) - частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.

Скорость 6,7 км/с

Minuteman LGM -30 G - одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.

Скорость 7 км/с

Самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

Скорость 7,3 км/с

Самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Скорость 7,9 км/с

Межконтинентальная баллистическая ракета (DF-5A) с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель - уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 - карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

Р-7 Скорость 7,9 км/с

Р-7 - советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956-1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

Скорость 7,9 км/с

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65) - самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта - миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Полвека назад, в разгар холодной войны, крылатые ракеты вчистую проиграли баллистическим на поле стратегического оружия дальнего радиуса действия. Но, возможно, в грядущих конфликтах главным аргументом станет не баллистическая дубина, а стремительный и коварный крылатый кинжал.

MBDA CVS PERSEUS (Франция) Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость – 3 Маха. Длина – 5 м. масса боевой части – 200 кг. Запуск с морских и воздушных платформ. Обладает отделяемыми БЧ. Дальность – 300 км

Когда 21 июля 2011 года была официально закрыта программа Space Shuttle, закончилась не только эра пилотируемых орбитальных челноков, но и в каком-то смысле вся эпоха «крылатой романтики», известной множеством попыток сделать из самолета нечто большее, чем просто самолет. Ранние эксперименты с установкой на крылатую машину ракетного двигателя относятся к концу 20-х годов прошлого века. Ракетопланом был и X-1 (1947 год) — первый в истории пилотируемый летательный аппарат, преодолевший скорость звука. Его фюзеляж имел форму увеличенной в масштабе пулеметной пули калибра 12,7 мм, а ракетный двигатель сжигал в своей камере обычный спирт с помощью жидкого кислорода.


MBDA CVS Perseus (Франция). Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость 3 Маха. Длина 5 м. Вес боевой части — 200 кг. Запуск с морских и воздушных платформ. Обладает отделяемыми БЧ. Дальность 300 км.

Инженеры нацистской Германии работали не только над баллистической V-2, но и над «праматерью» всех крылатых ракет — V-1 с пульсирующим воздушно--реактивным двигателем. Ойген Зенгер мечтал о сверхдальнем «антиподном» ракетоплане-бомбардировщике «Зильберфогель», а Вольф Троммсдорфф — о стратегической крылатой ракете с прямоточным двигателем (см. ). По окончании войны бывшие союзники — СССР и США — принялись активно изучать немецкое наследие, чтобы на его основе создать оружие, на этот раз друг против друга. И хотя по обе стороны «железного занавеса» были скопированы и V-1 и V-2, американцам всегда был ближе «авиационный» подход, что в конечном итоге и стало одной из причин первоначального отставания Америки в области баллистических технологий (несмотря на обладание самим Вернером фон Брауном).


Гиперзвуковой аппарат Х-43. Предтеча крылатой ракеты X-51. Являлся третьей ступенью системы: бомбардировщик B-52 — разгонная крылатая ракета — Х-43. Оснащен ГПВРД. Установил рекорд скорости — 9, 8 Маха.

С бомбой на «Снарке»

И потому именно в США была построена фактически первая и единственная из когда-либо принятых на вооружение крылатых ракет с межконтинентальным (более 10000 км) радиусом действия — SM-62 Snark. Создавали ее в стенах корпорации Northrop, и фактически она была беспилотным самолетом, выполненным (что весьма характерно для Northrop) по схеме «бесхвостка», так что в качестве рулей высоты у этого снаряда использовались элевоны на крыльях. Этот «самолет» можно было даже при необходимости вернуть с задания (если еще не произошел отстрел БЧ) и посадить на аэродром, а затем использовать повторно. Snark стартовал с помощью ракетных ускорителей, затем включался авиационный турбореактивный двигатель Pratt & Whitney J57, и ракета начинала свой путь к цели. За 80 км до нее на высоте 18 км от снаряда с помощью пиропатронов отстреливалась БЧ (штатно содержавшая 4-мегатонный термоядерный боеприпас). Далее боеголовка следовала к цели по баллистической траектории, а оставшаяся часть ракеты разрушалась и превращалась в облако обломков, которые, по крайней мере теоретически, могли выполнять роль ложных целей для ПВО.

Гиперзвук в России

О планах создания гиперзвуковых крылатых ракет в последнее время объявляли представители отечественной «оборонки». В частности такими планами делился Генеральный директор реутовского НПО «Машиностроения» Александр Леонов. Как известно, именно это предприятие совместно с индийскими специалистами разработало противокорабельную сверхзвуковую ракету Brahmos, которая считается самой быстрой на сегодняшний день крылатой ракетой, из числа принятых на вооружение. Также о намерении начать работы по созданию гиперзвуковой ракеты на предприятии заявлял глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Эти работы поручены ГосМКБ «Радуга» в Дубне.

Самостоятельный полет снаряда обеспечивала новаторская для того времени, но очень несовершенная система астрокоррекции, основанная на трех телескопах, нацеленных на разные звезды. Когда в 1961 году президент США Кеннеди приказал снять с вооружения едва заступившие на боевое дежурство «Снарки», это оружие уже было морально устаревшим. Военных не устраивал ни досягаемый советской ПВО потолок в 17 000 м, ни, разумеется, скорость, которая не превышала среднюю скорость современного лайнера, так что путь к далекой цели занимал бы долгие часы. Несколько раньше был похоронен другой проект, до постановки на вооружение не доживший. Речь идет о North American SM-64 Navaho — сверхзвуковой крылатой ракете, также межконтинентальной дальности (до 6500 км), которая использовала стартовые ракетные ускорители и прямоточный воздушно-реактивный двигатель для достижения скорости 3700 км/ч. Снаряд проектировался под термоядерную БЧ.


Ракета X-51 использует в своем ГПВРД топливо JP-7, отличающееся высокой температурой воспламенения и термической устойчивостью. Оно создано специально для сверхзвуковой авиации и использовалось в двигателях Lockheed SR-71.

Жизнь после МБР

Советским ответом на Navaho стали разрабатывавшиеся также в 1950-е годы проекты «Буря» (КБ Лавочкина) и «Буран» (КБ Мясищева). Основанные на той же идеологии (ракетный ускоритель плюс ПВРД), эти проекты отличались весом БЧ («Буран» создавался как более тяжелый носитель), а еще тем, что у"Бури" были успешные пуски, а «Буран» так ни разу и не полетел.

И советские, и американские межконтинентальные «крылатые» проекты канули в Лету по одной и той же причине — во второй половине 1950-х семена, посеянные фон Брауном, дали свои плоды, и обозначился серьезный прогресс в баллистических технологиях. Стало понятно, что и в качестве межконтинентального носителя ядерных зарядов, и для освоения космоса проще, эффективнее и дешевле использовать баллистические ракеты. Постепенно сошла на нет тема пилотируемых орбитальных и суборбитальных ракетопланов, представленных у американцев проектами Dyna Soar, который отчасти воплощал в жизнь мечту Ойгена Зенгера, и X-15, а в СССР — аналогичными разработками конструкторских бюро Мясищева, Челомея и Туполева, включая знаменитую «Спираль».


Огневой подогреватель воздуха, разработанный научно-исследовательской группой «Экспериментальные исследования горения» в МАИ в рамках проекта LEA. Огневой подогреватель воздуха, который позволяет в лабораторных условиях моделировать параметры воздушного потока на выходе воздухозаборника ГПРВД. Такой подогреватель сконструирован в МАИ в рамках проекта подготовки тестового полета гиперзвукового летательного аппарата. Проект получил название LEA, и был инициирован французскими фирмами Onera и MBDA, в нем также приняли участие российские ученые и конструкторы.

Но все однажды возвращается. И если идеи и наработки по ранним ракетопланам отчасти воплотились в Space Shuttle и его аналоге «Буране» (век которых, впрочем, тоже прошел), то возвращение интереса к небаллистическому ракетному оружию межконтинентального радиуса действия мы продолжаем наблюдать в наши дни.

Недостаток МБР не только в том, что их траектория легко вычислима (для чего приходится хитрить с маневрируемыми боеголовками), но и в том, что их применение при существующем миропорядке и действующем режиме контроля за стратегическими вооружениями практически невозможно, даже если они несут неядерный боеприпас. Аппараты типа крылатых ракет способны выполнять сложные маневры в атмосфере, не подвержены столь жестким ограничениям, но, к сожалению, летают слишком медленно и не очень далеко. Если создать управляемый снаряд, который может преодолеть межконтинентальную дистанцию хотя бы за час-полтора, это был бы идеальный инструмент современных глобальных военных операций. О таком оружии в последнее время часто говорят в связи с американской концепцией Global Prompt Strike. Суть ее хорошо известна: американские военные и политики рассчитывают получить в свои руки средства нанесения удара неядерной боеголовкой по любой точке мира, причем от принятия решения об ударе до поражения цели должно пройти не больше часа. Обсуждалось, в частности, использование размещенных на подводных лодках ракет Trident II с неядерным оснащением, однако сам факт пуска такой ракеты может привести к крайне неприятным последствиям — например, в виде ответного удара, но уже ядерного. Поэтому использование конвенциональных «Трайдентов» может представлять собой серьезную политическую проблему.


Маскировка под ПРО

Зато все новые виды неядерного оружия, даже со стратегическими задачами, американцы ни под какие ограничения подводить не собираются и активно ведут работы по созданию арсенала Global Prompt Strike. В качестве альтернативы баллистическим ракетам рассматриваются гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), которые могут иметь конструкцию крылатой ракеты, то есть обладать собственным двигателем (обычно имеется в виду гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, ГПВРД), или планирующего снаряда, гиперзвуковую скорость которому сообщают маршевые ступени обычных баллистических ракет.

Разрабатываемая ныне в США противоракета SM-3 Block IIA чаще всего упоминается в связи с модернизацией американской ПРО. Она, подобно предыдущим модификациям SM-3, встанет на вооружение системы ПРО морского базирования Aegis. Особенность BlockII — заявленная способность перехватывать на определенном участке траектории МБР, что позволит включить систему Aegis в состав стратегической противоракетной обороны США. Однако в 2010 году американские военные объявили, что на базе SM-3 Block IIA будет также создана ударная система большой дальности под кодовым названием ArcLight. Как планируется, маршевые ступени противоракеты выведут на гиперзвуковую скорость планирующий аппарат, который будет способен пролететь до 600 км и доставить к цели боеголовку массой 50−100 кг. Общая дальность полета всей системы составит до 3800 км, причем на этапе самостоятельного полета гиперзвуковой планер полетит не по баллистической траектории и получит возможность маневрировать для высокоточного наведения на цель. Настоящей изюминкой этого проекта можно назвать тот факт, что благодаря унификации с SM-3 ракетная система ArcLight сможет быть размещена в тех же самых вертикальных пусковых установках, которые предназначены для противоракет. Таких «гнезд» в распоряжении ВМС США 8500, причем никто, кроме американских военных, не будет знать, размещены ли на данном корабле противоракеты или оружие «глобального мгновенного удара».


North American XB-70 Valkyrie — один из самых экзотических проектов американского авиапрома. Этот высотный бомбардировщик, рассчитанный на полет со скоростью 3 Маха, впервые поднялся в воздух в 1964 г. Считается, что помимо экспериментальной крылатой ракеты X-51, «Валькирия» является летательным аппаратом, имевшим характеристики волнолета. Благодаря опускаемым вниз законцовкам крыла, бомбардировщик использовал компрессионную подъемную силу, производимую ударными волнами.

Разящий «сокол»

Помимо разработки «продвинутых» разгонных ступеней, отдельную инженерную проблему являет собой конструкция самого планера, ввиду специфичности аэродинамических процессов, протекающих в ходе гиперзвукового полета. Однако, похоже, и в этом направлении определенные успехи достигнуты.

Первое испытание

Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР.
Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.

Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.


Тяжелое дыхание

Параллельно теме гиперзвукового планера американские конструкторы ведут разработку самодвижущихся аппаратов для Global Prompt Strike или, попросту говоря, гиперзвуковых крылатых ракет. Разработанная корпорацией Boeing ракета X-51известна также под названием Waverider («оседлавший волну»). Благодаря своей конструкции аппарат использует для получения дополнительной подъемной силы энергию ударных волн, возникающих в воздухе при гиперзвуковом полете. Несмотря на то что принятие этой ракеты на вооружение планировалось как раз на 2017 год, сегодня это по‑прежнему экспериментальный аппарат, совершивший всего несколько полётов с включенным ГПВРД. 26 мая 2010 года Х-51 разогнался до 5 Махов, но двигатель проработал всего 200 секунд из 300. Второй пуск состоялся 13 июня 2011 года и закончился неудачей в результате помпажа прямоточного двигателя на гиперзвуковой скорости. Как бы то ни было, очевидно, что эксперименты с ГПВРД будут продолжаться как в Соединенных Штатах, так и в других странах, и, по‑видимому, надежные работающие технологии все-таки будут созданы в обозримом будущем.


Top