Кто такой мартин лютер кинг. Мартин Лютер Кинг — человек изменивший историю Америки

Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King). Родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия, США - умер 4 апреля 1968 года в Мемфисе, Теннесси, США. Известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма.

Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.

В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.

В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.

Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.

В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.

Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец жениха. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года. Супружеская чета Кингов имела четырёх детей: Йоланда Кинг - дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама - 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния); Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама); Декстер Скотт Кинг - сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия); Бернис Альбертин Кинг - дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия).

В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции - Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению посетил Индию, где изучал деятельность .

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO.

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.


Долго собиралась с мыслями, с чего начать историю Мартина Лютера Кинга. Его биография была короткая, но насыщенная. Мартин Лютер Кинг был первым священником и афроамериканским лидером в борьбе за права человека. Его выступления заряжали тысячи на веру в победу и не оставят равнодушным даже сейчас. Ключевая речь Мартина Лютера Кинга: «У меня есть мечта» является примером ораторского искусства, искренней веры и любви.

Мартин Лютер Кинг в нескольких словах:

  1. «Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево».
  2. «Сделайте первый шаг, веруя. Вам не нужно видеть всю лестницу - просто шагните на первую ступеньку».
  3. «Вера, подобна свету, всегда должна быть простой и прямой».
  4. «Все, что мы видим, является тенью, брошенной тем, что мы не видим».
  5. «Человек не может поехать на вашей спине, если она не согнута».

В 3 ключевых вопросах можно раскрыть суть жизни и наследия Мартина Лютера Кинга :

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония

Биография Мартина Лютера Кинга

Если по порядку, то жизнь будущего активиста началась 15 января 1929 г. в Джорджиа, США. Отец Мартина Лютера Кинга был пастором баптисткой церкви. Изначально Мартин сдавал экзамены экстерном и уже в юном возрасте (15 лет) Мартин победил на конкурсе ораторов, а позднее в 19 лет стал рукоположенным служителем в церкви. В свое время Кинг сомневался относительно будущей профессии и выбирал между медициной и юриспруденцией, а не служением в церкви, но Бог вел к истинному понимаю. Для Кинга стало явным влияние через пасторское служение грамотного и образованного лидера. Свою стипендию в 1200 долларов Мартин получил для окончания обучения в любом университете и выбрав Бостонский университет дошел к успешному окончанию. Мартин Лютер Кинг получил степень доктора теологии в 1955г.

Жизнь текла в стандартном русле – женитьба на Коретте в 1953 г.. О невесте Кинга, мало информации, кроме того, что девушка имела диплом по вокалу и скрипке, а также решилась оставить возможность быть певицей ради будущей семьи. Дальше рождение 4 детей в семействе Кингов.


Общественная деятельность Кинга

Параллельно Мартин Лютер Кинг являлся пастором в Монтгомери, штат Алабама. Здесь же он возглавил протесты против разделения в общественном транспорте (существовал запрет для темнокожих сидеть, при входе белых пассажиров, вплоть до разбирательств в полицейском участке) и бойкот темнокожим населением общественного транспорта (длительность растянулась почти на год). Мартин Лютер Кинг добился признания властью незаконности подобного разделения.

Дальше была организация сидячих забастовок в публичных местах темнокожим населением. Так как подобная деятельность не всем нравилось то Мартину предъявили обвинения и арестовывали, но не могли предоставить обоснованных обвинений и отпустили.

В 1958 Кинг перенес ножевое ранение психически больной женщиной при раздаче автографов. Но Мартин Лютер Кинг и дальше принимал активное участие в борьбе с расизмом, отстаивая принципы равенства мирным путем. Он был и остается мотиватором к действию тысяч последователей. Его активная жизненная позиция, вера в Бога и любовь к людям давали мощнейший толчок к действию, борьбе, что выражалось в маршах, бойкотах и других протестах.

Достижения Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг был награжден Нобелевской премией мира в 1964 г. за вклад в достижение расового примирения. Известнейшая речь Кинга «У меня есть мечта» («I have a dream »), которую слушало порядка 300 тыс. чел. в Вашингтоне в 1963 г. и десятки миллионов по телевизору. Символично действие происходило возле памятника Линкольну. Ключевые слова: “У меня есть мечта, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: “Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными”.

Даже светские источники обращают внимание на неординарность Мартина Лютера Кинга, выраженную в христианских понятиях, которые всегда присутствовали как основа каждого выступления. Его позиция лидера основана на христианской любви, в которую он безоговорочно верил.

Он стремился улучшить условия жизни темнокожего населения, борясь с проблемами безработицы, голода и бедности, но не успел разработать программы для решения сложившийся ситуации. Взгляды Кинга касались разных сфер вплоть до выступлений против войны во Вьетнаме.


Последним мероприятием в деятельности Кинга был марш 28 марта 1968 г. насчитывающий 6 тыс. участников. Основная цель состояла в поддержке бастующих рабочих. Уже 4 апреля в Мемфисе снайпер смертельно ранил Мартина Лютера Кинга. Убийца был приговорен к 99 годам тюремного заключения, первоначально он сознался, приняв вину на себя, но позже отказался от своих признаний в виновности. Есть мнение, что Кинг стал жертвой заговора, что очень похоже на правду. Последнее выступление Мартина Лютера Кинга было как предсказание: “Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не достигну ее с вами, но я хочу, чтобы вы знали, что мы – люди – достигнем ее”. Можно представить насколько значимой фигурой Мартин Лютер Кинг был для страны – почтить память на похороны пришло более 100 тыс. чел.

Мартин Лютер Кинг всегда оставался верным Богу, это подтверждали его цитаты, основанные на Библейских принципах и используемые во всех речах. Большой акцент Кинг делал на важности любить ближнего, как самого себя, даже применяя этот принцип в отношении врагов и молитвы за них. Идея брала начало в Нагорной проповеди Иисуса Христа из евангелия от Матфея. Кинг в свой деятельности использовал термин Агапе – жертвенную, снисходящую к ближнему , которая отражалась примером в его собственной жизни.

Работы Мартина Лютера Кинга

Было написал несколько книг с названиями, которые сами говорят за себя “Шаг к свободе”, “Почему мы не можем ждать”, “В каком направлении мы пойдем - к хаосу или сообществу? “.

Память Мартина Лютера Кинга почитается страной до сих пор – начиная от празднования дня его рождения в январе на уровне государства до признания церковью Мартина Лютера Кинга мучеником.

Мартин Лютер Кинг цитаты:

– «Тьма не может прогнать темноту, и только свет может этого делать. Ненависть не может изгнать ненависть, только любовь может сделать это».
– «Каждый человек должен решить, будет ли он жить в свете творческого альтруизма или в темноте разрушительного эгоизма».

– «Предельное мерило ценности человека - не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий».

– «Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная».

-«Великим может стать каждый… потому что каждый может служить. Чтобы служить людям, необязательно иметь высшее образование».

– «Необязательно правильно ставить ударение в словах. Все, что нужно, - это сердце, в котором есть благодать. Душа, в которой действует любовь».

Достижение

Только человек с полным сердцем любви может преодолевать препятствия, угрозы жизни и целеустремленно идти вперед.

Вся его деятельность была пропитана указанием на Бога.

Если отвечать на ключевые вопросы, то понимаешь, что

1) Плод при жизни – это обращение к миллионам и влияние Божьей любовью на сердца людей как темнокожих (избегание насилия) так и на белых (привлечение к идеи равенства и уважению других как себя).

2) Плод после жизни – это пример личного служения другим в любви и уважении, это законы, изменившие культуру страны на многие годы

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония – Мартин Лютер Кинг был и остается борцом за справедливость через Божьи принципы, его инструмент, это вдохновение из самого сердца через те дары, которые щедро получил от Бога (ораторское мастерство, умение вести за собой тысячи). Его семя не осталось забытым, оно живо и сейчас как свет для угнетенных.


Интересные факты из жизни Мартина Лютера Кинга:

– отец изменил свое имя на Мартин Лютер в честь немецкого реформатора и дал такое же сыну;

Мартин Лютер Кинг жил во времена, когда, несмотря на то, что в США уже не было рабовладения, чернокожие граждане считались людьми второго сорта и подвергались различным формам унижения. Несколько сотен лет назад африканцы массово привозились в Америку, они были закованы в цепи и продавались, как рабы.

Мартин Лютер Кинг-младший родился в Атланте в штате Джорджия в 1929 году. Его дед и отец были священниками, а мать учительницей. В семье кроме Мартина было ещё двое детей. При рождении мальчика назвали Майкл Кинг, как и его отца, но после путешествия в Германию, было решено дать ему имя Мартин, в честь религиозного реформатора Мартина Лютера.

Мартин Лютер был профессором теологии и протестантским реформатором в Германии. Он не соглашался с идеей, что свободу от Божьего наказания можно купить с помощью денег.

(Мартин Лютер)

В детстве Кингу нравилось участвовать в спортивных играх, петь в церкви отца и изучать Жития известных чернокожих лидеров. Мартин Лютер Кинг получил высшее теологическое образование, и признан самым выдающимся оратором в истории Америки. Он также был красноречивым поэтом. Всю свою не столь долгую жизнь он посвятил мирной борьбе против расизма и за расовое равноправие. В 1964 году его заслуги были отмечены Нобелевской премией. В 1968 году, во время подготовки «Кампании бедных людей» и оккупации Вашингтона, он был убит, но впоследствии награждён множеством медалей, как это принято у людей (убить и наградить).

В то время афро-американцы были отгорожены от белого населения. Чернокожие часто подвергались унижениям, они должны были учиться в школах для чёрных, уступать место в транспорте белым, не были вхожи в различные учреждения, были ограничены в выборе работы и т.п. Во многих штатах повсюду красовались таблички «Только для белых».

Когда Кинг был маленьким, он дружил с двумя белыми мальчиками, однако впоследствии родители этих детей запретили им общаться с Кингом из-за того, что он был темнокожим.

Однажды он ехал в автобусе со своей учительницей, и водитель приказал им встать, чтобы, согласно законам того времени, уступить место белым пассажирам. Кинг очень сильно разозлился, но по просьбе своей учительницы смирился и не стал нарушать закон. Позднее он говорил, что никогда в жизни не испытывал такого чувства гнева, как во время этого инцидента.

Мартин Лютер был отличным учеником и «перепрыгнул» 9 и 12 класс. В 15 лет он уже учился в колледже Морехаус. Однажды он упрекнул студента за хранение пива в их комнате, так как, по его словам, они вместе «разделяли ответственность как афро-американцы за «тяготы негроидной расы».

В колледже Мартин Лютер влюбился в иммигрантку из Германии, которая работала поваром в столовой, но его отговорили жениться на ней, так как это вызвало бы сильное волнение и шум, как в белом, так и в чёрном сообществе, тем более, в этом случае ему бы уж точно «не светило» стать священником. Позднее он женился на Коретте Скотт, которая получила музыкальное образование в колледже, в их семье родилось четверо детей.

В своих речах Мартин Лютер Кинг говорил, что никогда не намеревался стать политиком. В душе - он пастырь, и как пастырь заботится обо всём человечестве. Он, как и другие активисты, был вдохновлён идеями Махатмы Ганди о ненасилии, и даже отправился в Индию, где в конце своего путешествия сказал: «С тех пор как я нахожусь в Индии, я больше, чем когда-либо прежде, убеждаюсь, что метод ненасильственного сопротивления является самым мощным оружием, доступным угнетенным народам в борьбе за справедливость и человеческое достоинство». Кинг столь уважал Ганди, что даже во время своей речи при вручении Нобелевской премии упомянул его, сказав: «Он боролся только с помощью оружия правды, силы духа, ненасилия и мужества». Считается, что сам Ганди черпал своё вдохновение в труде Льва Толстого «Царство Божье внутри вас».

Кинг также руководствовался эссе «О долге гражданского неповиновения» Генри Дэйвида Торо, американского общественного деятеля, писателя и мыслителя. В 1846 году, выступая против войны, которую США вели в Мексике, Генри Торо демонстративно отказался платить налоги, за что на короткое время был заключён в тюрьму. Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров.

(Генри Дэйвид Торо. Википедия)

Кинг, как и Ганди, считал, что применение оружия при высказывании протеста - это всегда признак слабости. Он говорил, что насилие создаёт множество социальных проблем. Однако Кинг считал, что потакание злу и смиренность со злом является не меньшим грехом, чем применение физической силы в знак протеста. «Мирное противостояние не приравнивается к пассивному противостоянию; оно не агрессивно физически, но динамично духовно», - сказал Кинг в одном интервью. Он также утверждал, что, будучи пацифистом, он не является анархистом, как некоторые последователи Толстого. По его словам, так как человечество находится на различных уровнях зла, то разумное применение силы, например, полицейскими, может иметь место.

Автобусные протесты

Мартин Лютер Кинг устраивал многочисленные мирные марши и акции протеста, чтобы добиться равноправия перед законом для всех американцев. В 1955 году была арестована чернокожая женщина по имени Роза Паркс, не желавшая уступать своё законное место в автобусе. Она сидела в секции автобуса сразу за местами «Только для белых», но когда все места для белых были заняты, водитель попросил её встать и уступить место белому пассажиру, но она отказалась. Начались протесты, чернокожие отказывались ездить в автобусах.

Однажды, когда Мартин Лютер Кинг был на очередной встрече, кто-то повредил его дом. Последователи Кинга хотели отомстить, но Мартин убедил их, говоря, что ненависть нужно встречать с добротой. «Автобусный протест» длился почти год. Темнокожие граждане отстояли своё право, и в автобусах отменили секции «Только для белых».

В 1963 году Мартин руководил самым большим маршем в Вашингтоне, за ним следовали более 200,000 человек разных рас. Там он произнёс свою знаменитую речь под названием «У меня есть мечта». «...У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют», - произнёс в своём выступлении Мартин Лютер Кинг.

Слова его последней трогательной речи с названием «Я видел Землю обетованную» звучат особенно пророчески в свете того, что на следующий день он был убит. Убит, но не забыт, потому что его невероятная смелость, порядочность и чувство справедливости остались навеки в сердцах будущих поколений.

Вот отрывок этой речи:

«...А потом я приехал в Мемфис. И кто-то начал угрожать или повторять чьи-то угрозы. Но что может мне сделать кучка наших сумасшедших белых братьев?

Что ж, я не знаю, что сейчас произойдет. У нас впереди трудные дни. Но меня это не тревожит. Ведь я достиг вершины горы. Поэтому меня не волнуют угрозы. Как и все мы, я хотел бы жить долго.

У долгой жизни есть свои преимущества. Но сейчас меня это не волнует. Я просто хочу исполнить волю Господа. Это Он разрешил мне достичь вершины горы. И я посмотрел вокруг. И увидел Землю обетованную. Возможно, мне не суждено дойти до неё вместе с вами.

Хочу, чтобы вы знали сегодня, что наш народ достигнет этой земли. И я счастлив сегодня. Меня ничто не тревожит. Я никого не боюсь. Мои глаза уже видели величие Господа».

Впоследствии Америка изменилась. Таблички «Только для белых» стали незаконными, и люди всех рас могут посещать те же школы, рестораны, магазины.

Некоторые из афоризмов Мартина Лютера Кинга:

Древний закон «око за око» приведет к тому, что все останутся слепыми. Он аморален, потому что пытается усмирить противника, а не добиться его понимания; он стремится уничтожить, а не привлечь на свою сторону. Насилие аморально, ибо оно наживается на ненависти. Оно разрушает единение и делает невозможным братство между людьми.

Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.

Нация, которая продолжает из года в год тратить больше денег на военную оборону, чем на социальные программы по поддержке населения, приближается к духовной смерти.

Угнетатель никогда не дарует свободу добровольно; угнетаемый должен ее потребовать.

Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.

Беспорядки - это язык не выслушанных.

Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.

Философский взгляд на гражданское неповиновение

Автор попытается рассмотреть принцип гражданского неповиновения с точки зрения своего ограниченного понимания духовного учения Фалунь Дафа. С одной стороны, в отличие от прежних духовных учений, которые основывались в большей степени на идее смирения перед лицом преследования, Фалунь Дафа учит, что практикующие Фалунь Дафа не должны принимать преследование со стороны злых сил, а должны полностью его отрицать. Возможно, как я это вижу, это одно из проявлений «неповиновения» на более высоком уровне, зло не должно быть оправдано и не стоит того, чтобы перед ним смирялись. С другой стороны, практикующие также должны быть законопослушными гражданами, однако, законопослушание, в понимании автора, не обязательно означает полное и беспрекословное смирение и послушание во всём.

Например, после 1945 года был принят всемирный закон о том, что страны не должны нападать друг на друга и начинать войны (имеется ввиду Устав ООН 1945 года и его положение о мирном разрешении международных споров). Это действующий закон, но сколько стран ему следуют? К примеру, если я гражданка какой-то страны, платящая государственные налоги, пользуясь которыми моё правительство нарушает всемирный закон о ненападении на другие страны, то я должна повиноваться законам своей страны и платить налоги, или же должна применить принцип «гражданского неповиновения», осознавая, что мои деньги с налогов пойдут на уничтожение мирного населения других стран? С духовной точки зрения, с одной стороны, войны являются проявлением на Земле изменений небесных знамений, но, с другой стороны, каждый человек ответствен за то, на что он использует свои деньги и ресурсы. Если я дам пожертвование бездомному на улице, а он на эти деньги купит алкоголь или наркотики, но вина за его грехопадение переходит и на меня, потому что это означает, что своим денежным вкладом я помогла ему в его грехопадении.

Пример из личной жизни. Несмотря на давление некоторых людей, я отказалась иметь мобильный телефон, и ни разу в жизни не пользовалась им. Для меня лично, мобильный телефон - это посягательство на моё личное пространство и свободу, уже не говоря о доказанных негативных влияниях на здоровье микроволновых технологий. Другой пример, не так давно мы с мужем оказались в ситуации, когда муж стал безработным, и в нашей семье не было другого источника дохода. Мужу предложили работу, но на ней нужно каждый день, в целях так называемой безопасности, проводить пальцем по аппарату, считывающему отпечаток пальца. Муж посчитал такую тактику негуманной и противоестественной и отказался от этой работы. Это также можно посчитать примером гражданского неповиновения.

В последнее время законы в странах только ужесточаются и всё более посягают на свободу человека. Например, в России на днях принят закон об обязательной вакцинации (прививки) всех детей, без которой они не будут допускаться в школы и детские сады. Это, несмотря на то, что существует уже много доказанных случаев смертей от прививок. Я считаю, что граждане в этом случае могут использовать принцип «гражданского неповиновения» и отказаться от прививок, если посчитают такую медицинскую тактику негуманной или опасной для здоровья своих детей.

Кончено, это лишь примеры личного мнения, и не обязательно все должны им следовать. Экстремальные взгляды на гражданское неповиновение могут привести к революциям, хаосу и беспорядкам. Если совесть подсказывает человеку, как делать правильно или неправильно, то нужно ей следовать, но делать это мирным, ненасильственным путём.

(Скульптура Мартина Лютера Кинга, установленная в 1998 году у входа в Вестминстерское аббатство)

Кинг Мартин Лютер (1929-1968), американский священник и общественный деятель, один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев.

В 15 лет поступил в колледж Морхауз в Атланте, в 1951 г. окончил теологическую семинарию Кроузера в Пенсильвании, а в 1955 г. получил степень доктора теологии в Бостонском университете. В 1954 г. стал священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) и приобрёл широкую известность как борец за гражданские права чёрного населения.

В январе 1957 г. Кинг принял участие в создании «Южной конференции христианского руководства», целью которой была координация усилий правозащитных объединений. Он переехал в Атланту (1960 г.) и полностью посвятил себя работе в этой организации.

В 1960- 1961 гг. Кинг стал инициатором сидячих демонстраций и «маршей свободы»; несколько раз подвергался аресту за нарушение законов, которые считал дискриминационными. Он был высокообразованным человеком и видел в расовой сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку) самую острую нравственную и социальную проблему в Америке.

В 1963 г. Кинг написал письмо из бирмингемской тюрьмы (штат Алабама), в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан. В 1964 г. в США был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах.

Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожившего остатки расовой дискриминации в Соединённых Штатах, отмечена Нобелевской премией мира (1964 г.). Начав свою деятельность как буржуазный либерал, Кинг в последние годы жизни подошёл к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал афроамериканцев к единству действий с белыми трудящимися. В 1968 г. он создал организацию «Кампания бедных людей» с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

Кинг был убит 4 апреля 1968 года в Мемфисе (Теннесси) расистом Джеймсом Эрлом Реем.
Массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), вспыхнувшие после убийства Кинга, были жестоко подавленные властями.

Элдер Камара Абрахам Кёйпер Даниель Берриган Филип Берриган Мартин Лютер Кинг Вальтер Раушенбуш Томми Дуглас Организации Конфедерация христианских профсоюзов Католическое рабочее движение Ключевые концепции Христианский анархизм Христианский гуманизм Христианский социализм Христианский коммунизм Марксизм Школа праксиса Теология освобождения Субсидиарность Человеческое достоинство Социально-ориентированная рыночная экономика Коммунитаризм Дистрибутизм Католическое социальное учение Неокальвинизм Неотомизм Коммунализм Закон посвящения Объединённый Орден Еноха Хранилище епископа Ключевые документы Rerum Novarum (1891) Princeton Stone Lectures (1898) Populorum Progressio (1967) Centesimus Annus (1991) Caritas in Veritate (2009) Портал:Христианство

Биография

Детство и юность

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:

  • Йоланда Кинг (англ. ) - дочь (17 ноября , Монтгомери, Алабама - 15 мая , Санта-Моника , Калифорния)
  • Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября в г. Монтгомери, Алабама)
  • Декстер Скотт Кинг (англ. ) - сын (род. 30 января , Атланта , Джорджия)
  • Бернис Альбертин Кинг (англ. ) - дочь (род. 28 марта , Атланта, Джорджия)

Деятельность

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта » («англ. I have a dream »), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию , была отмечена Нобелевской премией мира .

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Убийство

Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам »

Убийца, Джеймс Эрл Рей , получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником , отдавшим жизнь за христианскую веру , его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века . Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, [ ] и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне . Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

Речи и выступления

  • «Пастырь, ведущий свою паству»

Взгляды

Религия

Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях , но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу , но и к своим врагам или оппонентам - благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди , согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея , где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны . В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма . В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.

Отказ от насилия

Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди , следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию , и в апреле 1959 года с помощью квакерского Американского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь, после визита в эту страну, он в ещё большей степени, нежели прежде, убежден в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира » .

В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий правозащитник Байард Растин , который также был знаком с идеями Ганди и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия , выступая впоследствии в роли основного советника и наставника в ранние годы его общественно-политической деятельности . Растин также был главным организатором «Марша на Вашингтон » 1963 года . Затем, ввиду открытой гомосексуальности Растина, а также его прежних связей с Коммунистической партией США , Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на что Кинг в конце концов согласился .

Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи Генри Торо , представленные в его эссе «О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе сотрудничать со злонамеренной общественной системой . Определенный эффект имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха , равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша «Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг использовал концепцию «агапэ » (христианской братской любви), что могло быть обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси .

Политика

Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их совестью, а не рабом или хозяином одной из них . В 1958 году в интервью он заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы , ни демократы не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан .

Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и представители Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав населения .

Несмотря на отсутствие публичной поддержки какой-либо партии или какого-либо кандидата, в письме одному из борцов за гражданские права в октябре 1958 года Кинг писал, что не был уверен, голосовать ли за Стивенсона или Эйзенхауэра , но в прошлом всегда отдавал свой голос за демократов . В автобиографии Кинг писал, что в 1960 году он частным порядком голосовал за Дж. Кеннеди , кандидата от демократов, поскольку чувствовал, что тот станет лучшим президентом из возможных; кроме того, он отмечал, что, вполне вероятно, сделал бы исключение из своих правил неприсоединения, если бы Кеннеди баллотировался на второй срок .

«Самый эффективный метод борьбы с бедностью - её прямая отмена введением гарантированного дохода». (1967)

Оригинальный текст (англ.)

I am now convinced that the simplest approach will prove to be the most effective - the solution to poverty is to abolish it directly by a now widely discussed measure: the guaranteed income.

- Martin Luther King jr. Where do we go from here: Chaos or community? - New York: Harper & Row, 1967. (последняя книга Кинга)

По утверждениям Кинга, значительное влияние на его взгляды и мышление оказал преподаватель Бостонского университета Эдгар Шеффилд Брайтмен .

Память

  • Площадь Мартина Лютера Кинга в Москве .

Кинематограф

  • Телесериал Кинг (англ.) русск. (King , NBC , )
  • Фильм режиссёра Авы Дюверней «Сельма »

Мартин Лютер Кинг носил золотые часы Rolex Datejust на фирменном браслете Jubilee .

См. также

Напишите отзыв о статье "Кинг, Мартин Лютер"

Примечания

  1. Paul R. Krugman. . - W. W. Norton & Company, 2009. - С. 84. - ISBN 978-0-393-33313-8 .
  2. Боровик Г. А. часть 2 «Расследование» // Пролог. - М .: Правда, 1985.
  3. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2005. - P. 231. - ISBN 0-520-24239-4 .
  4. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2005. - P. 149, 269, 248. - ISBN 0-520-24239-4 .
  5. Kahlenberg, Richard D. . , Washington Monthly . из первоисточника 8 июля 2012. Проверено 12 июня 2008.
  6. Bennett Scott H. Radical Pacifism: The War Resisters League and Gandhian Nonviolence in America, 1915–1963. - Syracuse University Press, 2003. - P. 217. - ISBN 0-8156-3003-4 .
  7. Farrell James J. The Spirit of the Sixties: Making Postwar Radicalism. - Routledge, 1997. - P. 90. - ISBN 0-415-91385-3 .
  8. De Leon David. Leaders from the 1960s: a biographical sourcebook of American activism. - Greenwood Publishing, 1994. - P. 138. - ISBN 0-313-27414-2 .
  9. Arsenault Raymond. Freedom Riders: 1961 and the Struggle for Racial Justice. - Oxford University Press, 2006. - P. 62. - ISBN 0-19-513674-8 .
  10. King, M. L. Morehouse College (Chapter 2 of The Autobiography of Martin Luther King, Jr.)
  11. Oates Stephen B. . - HarperCollins. - P. 159. - ISBN 978-0-06-092473-7 .
  12. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2000. - P. 364. - ISBN 978-0-520-22231-1 .
  13. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2000. - P. 84. - ISBN 978-0-520-22231-1 .
  14. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 1992. - P. 384. - ISBN 978-0-520-07951-9 .
  15. King, Jr. Martin Luther. . - Hachette Digital, 1998. - P. 187. - ISBN 978-0-446-52412-4 .
  16. на stanford.edu (англ.)

Литература

  • Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг: Жизнь, страдания и величие / Пер. с англ. В. Т. Олейника. - М .: Рудомино ; Текст , 2004.

Ссылки

  • Кинг М. Л. - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Кинг М. Л. // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Кинг М. Л. // Реформация и протестантизм
  • на IMDB
  • Кинг М. Л. . - М .: Наука, 1970.
  • Кинг М. Л.
  • Киселёв В. // Опыт ненасилия в XX столетии / Под ред. Р. Г. Апресяна. - М .: Аслан, 1996.

Top