Кто является центральной фигурой современного образования почему. Личность ребенка в современном учебно-воспитательном процессе

При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и худо- жественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психологопедагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо! 2.

Еще по теме 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы:

  1. ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
  2. ЛЕКЦИЯ 12 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
  3. ВИДЫ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
  4. 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности

Содокладчик Паршина Л.А.

Учитель современной школы – ключевая фигура

качественного образования школьников.

В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС . И от его готовности воплощать идеи, заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое.

Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Действительно, это так.
Каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества? Во-первых, это человек, любящий свою профессию , преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников.

Во-вторых, профессионал , учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями.

В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске , непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования.

В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии , которые являются первостепенными в XXI веке.

В-пятых, быть настоящим учителем – это талант , перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека.

Я использую на своих уроках все возможные образовательные ресурсы, чтобы заинтересовать детей, привить им любовь к своим предметам, русскому языку и литературе вообще.

Лингвистические разминки, включающие различные игры, интересные материалы.

Поэтические минутки на уроках литературы. Что-то подбираю я, что-то сами дети.

Мой кабинет постоянно работает на развитие познавательного интереса: сменные стенды, игры, языковые задачи.

Звучит музыка: романсы, песни на стихи поэтов.

Использование ИКТ делает мою работу более продуктивной, т.к. позволяет расширить как сам материал, так и способы его подачи.

Приходите ко мне в кабинет, на уроки, и мы с вами сможем погрузиться в удивительный мир родного языка и литературы.

Подводя итог , хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.

Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к унифицированным мероприятиям. Они были ориентированы на «усредненного» ученика, который рассматривался не как индивидуальность, а как носитель социально заданных образцов поведения, учебных действий, отобранных для усвоения знаний. Учитель по мере сил и возможностей транслировал эти образцы поведения (действия), ученик их как-то усваивал, применял в собственном опыте. И такая схема общения педагога и учащегося долгие годы доминировала при организации образовательного процесса. Наш педагогический коллектив решил отказаться от нее.

Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к унифицированным мероприятиям. Они были ориентированы на «усредненного» ученика, который рассматривался не как индивидуальность, а как носитель социально заданных образцов поведения, учебных действий, отобранных для усвоения знаний. Учитель по мере сил и возможностей транслировал эти образцы поведения (действия), ученик их как-то усваивал, применял в собственном опыте. И такая схема общения педагога и учащегося долгие годы доминировала при организации образовательного процесса. Наш педагогический коллектив решил отказаться от нее.

В инновационном режиме

Вот уже несколько лет наша школа развивается в инновационном режиме, как школа-гимназия. Поэтому другими стали и ориентиры. Мы стремимся к развитию личности каждого ученика, как индивидуальности, созданию единого образовательного пространства, позволяющего обучать любого школьника в зоне его ближайшего развития, соответственно его психолого-физиологическим особенностям. По-новому определились цели и задачи нашей образовательной деятельности.

Это, во-первых, создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей, склонностей, потребностей.

Во-вторых, доминирование у учащихся механизма самообразования, самореализации через создание устойчивой мотивации к учению как жизненно важному виду деятельности.

В-третьих, воспитание гражданских и нравственных качеств.

И, наконец, в-четвертых, развитие творческого мышления, необходимого для познания, практической деятельности, ориентации в быстро изменяющемся окружающем мире.

Ведется большая работа над учебным планом. Не только обновляется его содержание, но главным образом происходит «стыковка» основных направлений личностного развития ребенка: познавательного, языкового, музыкального. Еще одно направление - организация образовательной среды на основе сотворчества, сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей, представителей творческой интеллигенции). Весь педагогический коллектив школы ознакомлен с "этими целями и задачами, разделяет их, активно включен в реализацию. Надо сказать, что профессиональный уровень многих учителей позволяет постоянно обновлять дидактический материал,активно искать формы и методы индивидуального подхода к каждому ученику, творчески применять новые обучающие технологии. Педагоги используют в своей работе различные методические приемы, позволяющие не только разнообразить процесс усвоения знаний, но и рекомендовать школьнику индивидуальную программу обучения в зависимости от его учебного интереса, продуктивности работы, тех или иных затруднений. А это дает учителю важные сведения о познавательных возможностях ученика.

Новая ориентация побудила наш коллектив обратиться к анализу существующих в науке теоретических подходов к организации личностно-ориентированного обучения. Мы заключили договор о научно-практическом сотрудничестве с Институтом педагогических инноваций РАО и вот уже несколько лет плодотворно сотрудничаем с его лабораторией проектирования личностно-ориентированной системы обучения (руководитель - профессор И.С. Якиманская).

Концепция и Программа

В рамках этого сотрудничества были совместно разработаны Концепция и Программа развития школы на период становления гимназии. К концептуальным положениям можно отнести следующие:
центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники (педагоги, родители, школьный психолог, социальный работник, администрация) лишь помогают становлению личности ученика, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, индивидуальных склонностей и способностей;
прием в школу-гимназию и комплектование первых классов ведется по микрорайону в соответствии с положением о школе. Только на свободные места принимаем детей из других районов города. Мы отказались от раннего отбора детей;
при зачислении ребенка в школу начинается работа по изучению его личностных особенностей, которую по особой программе ведет учитель первых классов совместно со школьным психологом, социальным работником, родителями. Цель - максимально раскрыть не только наличные, но и потенциальные возможности ученика в динамике его индивидуального развития в ходе обучения. Для более полного раскрытия познавательных возможностей в первом классе используются программы интенсивного (развивающего) обучения. По результатам их усвоения даются педагогические характеристики на каждого ученика, они составляются совместно учителем и психологом;
при организации гимназических классов (в параллели с обычными) учитель на основе изучения личности ученика в начальной школе (его реальных выражений, дидактических возможностей) совместно со школьным психологом дает рекомендации по зачислению в гимназический класс, где обучение требует особой интеллектуальной готовности не только к овладению предметным содержанием (более объемным, углубленным), но и к проявлению таких качеств мыслительной деятельности, как гибкость, креативность, критичность, повышенная работоспособность;
целенаправленное изучение личности ученика в ходе овладения им знаниями предполагает опору на критериальную базу, отличную от той, которая сложилась в традиционной школе, реализующей в основном информационную модель обучения. Основу такой базы, по нашему мнению, должна составлять оценка не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения как субъектной деятельности ученика, фиксируемой в индивидуальных, личностно-значимых способах его учебной работы. Накопление банка данных об ученике, в основе которых лежит знание тех способов, которыми он пользуется при проработке учебного материала, дает учителю возможность более оптимально коррелировать учебные достижения каждого школьника в рамках овладения им программным содержанием.

Чем гимназия отличается от обычной школы

Важной стороной нашей совместной работы с учеными является разработка Устава и Положения о школе-гимназии, как особого образовательного учреждения переходного периода. Была проанализирована типовая документация, изучена история создания, традиции школы, условия ее функционирования в данный момент с учетом кадрового состава учителей, социокультурной микросреды, численности учащихся и т.п. При разработке Устава и Положения учитывалось, что для становления гимназии очень важна связь с культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными организациями, вузами. Эти документы являются своеобразным паспортом школы и могут использоваться в разных целях: для ориентации родителей, для старшеклассников, оканчивающих ее, для регулирования взаимоотношений с органами народного образования, другими социальными службами.

Особое внимание мы уделяли статусу гимназиста как личности. При том, что существует уже довольно много гимназий, на наш взгляд, недостаточно ясно, чем же, собственно, отличается гимназист от обычного школьника. Соответственно, не выявлено, чем должен отличаться преподаватель гимназии от традиционного учителя обычной школы. Нет пока и научно обоснованной нормативной базы для приема в гимназию (гимназический класс).

Различие в образовании между традиционной школой и гимназией нередко сводят к различиям в содержании знаний (их глубине, объему, характеру предъявления, требованиям к отметкам). По нашему мнению, гимназия должна больше внимания уделять доминированию у своих воспитанников интеллекта, метода научного мышления, включающего умение учиться, т.е. самостоятельно овладевать знаниями.

Он должен рефлектировать и прогнозировать результаты своей учебной работы, использовать рациональные способы проработки программного материала, уметь мыслить логично и доказательно. Поэтому в гимназических классах и построение учебного предмета, и требования к овладению им должны иметь существенные особенности. Пока же в них зачисляются дети более продвинутые по успеваемости. а остальные остаются в обычных классах. Такой критерий является недостаточным.

В положении о гимназисте, по нашему мнению, должны быть зафиксированы требования к общей культуре, нравственности (включая поведенческий этикет), уровню интеллекта, его содержанию, формам проявления. Такое положение будет своеобразным кодексом для тех, кто желает стать гимназистом. Мы предусматриваем возможность перевода учащихся из обычного класса в гимназический (или обратно) в зависимости от их успехов и личных намерений.

Раскрывая субъектный опыт

На уроках учителя стремятся раскрыть субъектный опыт школьников, а в дальнейшем опираться на него в преподавании. Под этим опытом мы имеем в виду ту картину мира, которая сложилась у ребенка в ходе его жизнедеятельности и под влиянием предшествующего обучения. Это - накопленные знания, представления о мире людей и вещей, личностные смыслы, ценностные ориентации. В таком контексте субъектный опыт каждого ребенка уникален, самобытен, неповторим. Правда, он не всегда совпадает с научной картиной мира, но личностно значим для его носителя. Поэтому мы постоянно ориентируем учителей на специальную работу по: 1) выявлению субъектного опыта каждого ученика; 2) максимальному его использованию (а не игнорированию); 3) стимулированию ученика к свободному согласованию «своего» и «чужого» опыта; 4) поощрительной оценке наиболее богатого по содержанию и формам выражения субъектного опыта. Последний проявляется не только в своем предметном содержании, но и в индивидуальных способах проработки школьником учебного материала, причем способах наиболее устойчивых, индивидуально-значимых именно для него. Хорошо видно, что ученики в ходе овладения знаниями используют различные способы учебной работы. Одни легче запоминают усваиваемый материал на слух, другие - зрительно, третьи - в ходе манипулирования учебными объектами. Неоднороден их интерес и к форме репрезентации учебного материала. Одни с удовольствием работают с красочной наглядностью, другие для выражения своей мысли используют условно-символические изображения (схемы, графические наброски, знаковые обозначения и т.п.), третьи предпочитают применять «свою» наглядность: модели, бумажные поделки, макеты, конструкции и т.п. Учитель (какой бы предмет он не преподавал) должен учитывать эти индивидуальные особенности детей, создавать условия для их раннего проявления, учитывая их и при изложении знаний и проверке усвоенности, оценивая не только результативную, но главным образом процессуальную сторону овладения знаниями. Для этого необходимо иметь набор учебных заданий, отличающихся как содержанием (уровнем сложности), так и формой его репрезентации (словесной, знаковой, графической). Насыщенный такими заданиями учебный процесс предполагает хорошее знание учителем не только содержания своего предмета, но и умение проводить на этой основе диагностику познавательных возможностей каждого ученика. Сотрудники научной лаборатории совместно с нашими учителями разрабатывают такие задания и активно их используют в учебном процессе. Так, разработаны и внедрены системы заданий по геометрии в старших классах, а также по математике в начальной школе, по теологии. Их использование позволяет учителю накапливать данные об учебных возможностях ученика не в ходе тестирования, проводимого, как правило, на внеучебном материале, а в процессе усвоения программного содержания знаний, в повседневной учебной работе, где каждый ученик раскрывается всесторонне и систематически.

Мы полагаем, что, двигаясь в этом направлении, можно раскрыть процесс работы ученика, предлагая ему на выбор не только предметную область знаний (в рамках факультативов, курсов по индивидуальному выбору), но и тип, вид и форму материала в рамках одного и того же предметного знания. Создавая для ученика такую возможность при изучении различных школьных дисциплин, учителя тем самым могут выявить устойчивые способы работы каждого, корригировать их и на этой основе судить о познавательных способностях, как устойчивых личностных образованиях. На этом пути нам видятся большие перспективы по разработке дидактического, материала, позволяющего па деле реализован, диагносчико-коррекционную функцию обучающих программ.

Выявление учебного профиля

Кроме работы по созданию и апробации личностно-ориентированного дидактического материала, мы раз в году (в ноябре-декабре) проводим на основе комплекса методик, разработанных в Институте педагогических инноваций, обследование всех учащихся 8-11-х классов в целях выявления учебного профиля каждого ученика. Под этим ученые понимают устойчивую предрасположенность (избирательность) к работе с определенным научно-предметным содержанием материала, а также предпочтение к способам его проработки, уже сложившимся у ученика, личностно-значимых для него.*

Данные методики позволяют раскрыть устойчивую ориентацию ученика на содержание той или иной научной области знания; способы его проработки; интерес к овладению им. Без этого нередко требования учителя-предметника, применяемые им педагогические приемы по отношению к одним ученикам могут стимулировать их развитие, а по отношению к другим, наоборот, сдерживать. Выявление же учебного профиля и помогает осуществлять дифференцированный подход, отличая внешние стимулы (интерес к личности учителя, формам организации и проведения занятий) от внутренних, основанных на умении ученика работать самостоятельно в избранном им предметном содержании, добиваясь большой продуктивности.

Для проведения массового комплексного обследования старшеклассников в школе создана постоянно действующая группа из числа учителей различных школьных дисциплин с привлечением психолога. Все они прошли специальную подготовку под руководством сотрудника научной лаборатории С. Г. Абрамовой. Была проведена организационно-деятельностная игра, в ходе которой осмысливались содержание и задания-тесты. До и после обследования и по ходу обработки его результатов проводились консультации. Это помогло нашим педагогам овладеть техникой обследования, процедурами обработки полученных данных, интерпретации результатов. На каждого ученика заводилась специальная карта, где фиксировались результаты выполнения им заданий-тестов (каждый выполнил их около 100), отношение к ним, успеваемость, интерес к предмету. И хотя наш учебный план не предусматривает профильной дифференциации, на которую рассчитана методика, с се помощью нам удается выявить ту область научного знания, к работе с которой на данном этапе своего развития наиболее склонен ученик, а также способы, которые ему импонируют. Ценность методики состоит в том, что она позволяет повторять обследование не один раз (от класса к классу) и тем самым выявлять устойчивость избирательности ученика к предметной области, способам проработки и содержания. Учитель, опираясь на результаты промежуточного или итогового обследования, может предлагать индивидуальные обучающие программы, вести соответствующую работу с родителями, самими учащимися. Все это помогает педагогу выявить избирательность учеников к предметному содержанию знаний, их умение самостоятельно выбирать способы учебной работы, поддерживать их надежду на успех, обучать новым формам работы с материалом. Да и сами старшеклассники, проходя обследование, стали лучше понимать себя, адекватнее оценивать свои возможности.

Данные обследования дополнялись опросником, содержащим вопросы о планах учеников на будущее, о том, какую помощь в их реализации может оказать школа, о желании их изучать учебные предметы по выбору, дополнительно.

Мы видим, что образовательная среда школы стала разнообразной, психологически более насыщенной и интересной. Об -лом, в частности, говорит стремление учащихся к дополнительному образованию. По результатам опроса 84% школьников 8-11-х классов выразили пожелание дополнительно заниматься теми или иными предметами.

Вот таков наш пока еще небольшой опыт по созданию личностно-ориентированной школы-гимназии. Работ продолжается, и мы будем рады, если она окажется интересной и полезной другим.

(Статья подготовлена под научным руководством доктора психологических наук. профессора, зав. лабораторией Института педагогических инициации РАО И. С. Якиманской.)

_________________________________________
* См. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения под ред. И. С. Якиманской М., - 1992; С. Г. Абрамова, А. Ю. Лебедев, О. В. Москаленко, И. С. Якиманская. Комплекс методик на определение учебного плана учебного профиля школьника М., - 1993.

При осве­щении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, мето­дах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художест­венно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практи­ки и высказывания многих известных педагогов. Известный рус­ский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рож­дает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высо­кого качества обучения и воспитания, творчески подходят к мето­дической стороне воспитательного процесса, обогащают передо­вой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, атакже направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подго­товка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяет­ся изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педа­гогические институты и университеты. При них работают подгото­вительные отделения или факультеты и различные курсы для абиту­риентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учите­ля не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой сте­пени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма слож­ным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагоги­ческой теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с кото­рыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Тео­рия содержит обобщенные положения о том, как нужно осущест­влять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот по­чему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее толь­ко учитель в полном объеме обладает средствами и умением осу­ществлять действенное формирование растущей личности, разви­тие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Имен­но на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, кото­рую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учи­тель – это действительно звучит гордо!


Top