Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста упражнения. Лечебная физкультура как средство оздоровления детей дошкольного возраста


На сегодняшний день лечебная физкультура в детском возрасте представляет собой великое , разнообразных игр, занятий, которые позволяют восстановить и улучшить работу органов и остальных систем организма не препятствуя детскому развитию.

Польза упражнений

Движение - основа развития организма особенно в детском возрасте, человек без движения не может прожить и дня. Отдельные виды упражнений способны повлиять на возможные нарушения в функциях организма, что очень важно при учёте заболеваний в отдельных органах и системах. для детей основывается на положительном влиянии упражнений на нервную систему ребёнка, укреплении иммунитета и коррекции имеющихся патологий ().


Очень важную роль в лечебной физической культуре, проводимой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеют специальные подвижные игры, которые не только обладают терапевтическим эффектом, но и стимулируют положительные эмоции. Упражнения способны регулировать разные функции всех без исключения систем и органов детского тела. Во время проведения упражнений ЛФК для детей применяется великое множество методов и практик, а точнее:

  • упражнения, включающие гимнастические элементы;
  • простые активные игры;
  • закаливание;
  • массажи для оздоровления и лечения;
  • вспомогательные механические устройства (механотерапия);
  • гимнастика в бассейне.

Особенности занятий ЛФК у младенцев

Залогом успешного выполнения назначенных упражнений ЛФК для детей является соответствие средств и методик проведения занятий возрастным особенностям ребенка. Важно помнить, что занятия ЛФК для детей раннего младенческого возраста должен проводить дипломированный специалист, особенно в первые месяцы жизни. Необходимо обязательно придерживаться методов рассеянной нагрузки. Время, отведённое на занятие ЛФК, не должно поначалу превышать 7–15 минут.


Первые годы жизни ребенка характеризуются очень высокими темпами развития и роста организма в целом. Интенсивно увеличиваются все возможные показатели: рост, вес, объем грудной клетки, размеры стоп. По мере взросления и развития детского организма, движения становятся более осмысленными, приобретают физическую законченность действий, определённую целесообразность. Но в детском сознании все еще преобладают процессы безмятежности над процессами концентрации. По результатам социальных опросов двухлетние дети 60% времени физически активны, если не считать время сна, а уже к третьему году активность достигает показателя 70% времени бодрствования.

Учитывая особенности детей этой возрастной группы, упражнения должны подбираться несложные, которые не требуют высокой концентрации внимания и интенсивной физической активности.

Очень хорошо подойдут упражнения в бассейне и пассивная гимнастика, массаж. По мере развития и взросления можно подключать активные игры с элементами лечебных упражнений для правильной осанки.

Особенности ЛФК у дошкольников

В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) у детей отмечается интенсивный рост конечностей. Проходят фундаментальные изменения и преобразование развития речевых способностей. Малыш овладевает первоначальными навыками взаимодействий с окружающим миром.


Совершенствуется дальнейшее развитие основных видов движений, прицельность бросания и метания различных предметов, возникают беговые навыки, новые элементы в построении прыжка и приземления.

Учитывая быструю утомляемость мышц и относительную слабость костей скелета, дети младшего дошкольного возраста все еще неспособны к длительной физической активности. Желательно упражнения во время занятий максимально разнообразить и проводить их в игровой форме. Время полезной нагрузки может быть немного увеличено и не должно превышать 15–20 минут.

Этой возрастной группе детей подойдут:

  • активные игры с элементами ЛФК на свежем воздухе;
  • гимнастические упражнения с применением мяча, фитбола;
  • занятия в бассейне;
  • лечебные и оздоровительные массажи.

Особенности занятий ЛФК школьников

Уже в школьном возрасте объём ЛФК используется в полную силу. Занятия длятся не менее 30–45 минут и ведут к , что очень важно в этом возрасте, так как асимметричное развитие мышц тела влечет нарушение осанки и возникновение искривления позвоночника, что в будущем чревато патологией внутренних органов.


этому методика проведения занятий разрабатывается с учетом возраста детей, их физических возможностей и уровня активности. Для этого необходим оснащенный всеми необходимыми тренажерами и инвентарем спортивный зал. Проводить занятия ЛФК и подбирать упражнения для детей должен исключительно специалист.

Правильно подготовленная и отработанная специалистом до малейших деталей техника упражнений действительно поможет укрепить здоровье ребят.

Важно знать что в лечебной физической культуре, проводимой с детьми школьного возраста, особое место занимают игры подвижного характера, в которые включаются лечебные элементы. Во время игры задействовать все части тела в беге, ходьбе, приседании, прыжке, метании и ребенок сам будет выполнять все упражнения, так как увлечен игровым процессом.

Для детишек старше 7 лет игровые занятия разнообразны и включают множество элементов и техник. В этом возрасте можно ознакомиться с книгами о физическом воспитании. Для младших школьников лучше всего использовать сюжетные игры, то есть называя детей персонажами мультфильмов и предлагая выполнить подражательные действия любимых героев («Том и Джерри», «Мышеловка»). Обязательно выполняйте игровые элементы с мячом. Дети более старшего возраста с удовольствием участвуют в играх-эстафетах с выполнением спортивных элементов, использованием гимнастических снарядов.

Назначение ЛФК

Для того чтобы выбрать игру, которая содержит лечебные элементы, инструктор или врач сначала ознакомится с диагнозом ребенка. После этого, учитывая возрастную нагрузку и степень адаптации ребенка к ней, подберет соответствующую развитию группу. На комбинации всех факторов строится насыщенность игры лечебными упражнениями и корригирующими двигательными элементами (бег, прыжки, ходьбы, метание снаряда).

Очень важно учитывать уровень сложности восприятия правил игры и баланс эмоциональной и физической нагрузки при выполнении ролей. Также инструктор должен иметь в виду, что игра которую он предлагает, должна заинтересовать и вызвать желание продолжить, повторять ее.

Занятия на свежем воздухе

Очень полезны занятия ЛФК на открытых площадках, где, кроме лечебного эффекта от упражнений, достигается закаливание детского организма. Особенно это актуально для учебных санаториев, где дети находятся целый учебный год. В таких учреждениях занятия ЛФК проводятся очень часто на свежем воздухе практически весь учебный год.

Чаще всего в санатории есть большой спектр игровых площадок для разнообразных спортивных игр, например, поле для мини-волейбола. Эта игра является эффективным средством всестороннего физического развития ребенка, она способствует гармоничному росту мышц тела, формированию мышечного корсета. Разнообразие движений с применением игровых ситуации на площадке способствует устранению опасности переутомления, профилактируют развитие мышечного дисбаланса.


При наличии опытного инструктора и соответствующего инвентаря, активные игры не только принесут удовольствие ребятам, но и окажут должный лечебный эффект.

Детям, которым нужны прогулки и свежий воздух, рекомендуется ходить в походы определённой длительности, катание на велосипедах в специально отведённых местах.

Считается, что наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, но если тщательно подготовиться, подобрать верный комплекс упражнений, можно получить массу хороших впечатлений и положительный лечебный эффект.

Лечебная физкультура для детей является неотъемлемой частью развития и укрепления здоровья при наличии любых проблем развития. Занятия лечебной физкультурой для детей позволяют повысить , улучшить кровообращения и быстрее адаптировать малыша к посещению детского сада. Правильно подобранная ЛФК для детей порой творит настоящие чудеса: восстанавливается иммунитет, активизируется умственная работоспособность, снижается гиперактивность и . О том, как правильно проводить занятия ЛФК для детей дошкольного возраста, можно узнать из этой статьи. В ней представлены примерные комплексы упражнений и даны рекомендации практикующих врачей.

Ничто так не ослабляет организм, как недостаток движения (гиподинамия). Физическая активность повышает сопротивляемость организма и помогает ему бороться с инфекциями. Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Повышение устойчивости к инфекциям связано с повышением выработки макрофагов - «пожирателей» возбудителей болезней.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей дошкольного возраста дома

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста должна стать непременной частью физического воспитания малыша. Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений: плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п. Очень важное значение для повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки.

Исследования ученых показали, что ЛФК дома для детей более благотворно влияет на иммунную систему, чем сбалансированное питание.

При заболеваниях органов дыхания у детей нарушается газообмен, страдает , изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Во время болезни резко ограничивается двигательная активность малыша. В то же время сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. Лечебная физкультура (АФК) улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким, ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышение вентиляции легких приводит к значительному увеличению газообмена, кровь лучше обогащается кислородом.

АФК активизирует выработку биологически активных веществ, увеличивающих устойчивость организма к вирусам и бактериям. Физические упражнения, усиливая деятельность надпочечников, которые вырабатывают противовоспалительные гормоны, понижают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Следовательно, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Посмотрите лечебную физкультуру для детей на видео, где представлены наиболее актуальные советы специалистов и некоторые упражнения:

ЛФК (лечебная физкультура) для детей 2-3 лет и ребенка в 4 года (с видео)

Применение физических упражнений у детей 2-го и 3-го годов жизни. ЛФК для детей 2 лет состоит только из активных физических упражнений, которые действуют с наибольшей нагрузкой. Необходимо помнить, что на втором и третьем году жизни имеются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, что требует строго индивидуального подхода. До полутора лет рекомендуется заниматься с одним ребенком или двумя, затем численность группы можно увеличить до 4 - 6 человек.

Учитывая быструю утомляемость детей 2-го и 3-го годов жизни, следует внимательно дозировать физическую нагрузку. Лечебная физкультура для ребенка 2-х лет должна быть организована в игровой форме, в противном случае удержать интерес малыша к занятиям будет очень не просто.

В комплекс лечебной физкультуры детей 3-х лет включают 8-12 упражнений на различные группы мышц. Не рекомендуется длительно повторять одно и то же упражнение.

Важно поддерживать радостное настроение детей. Физические упражнения должны иметь имитационный характер («прошли по мостику», «пролезли в зайкин домик», «сорвали яблоко» и др.).

В ЛФК для детей 3-4 года широко используются игрушки, простейшие гимнастические снаряды (мячи, палки, скамейки и др.). После полутора лет занятия можно проводить игровым методом, в виде коротких двигательных рассказов («прогулка по лесу», «пошли в гости» и др.).

ЛФК для детей 3-х лет может проводиться на улице, в различное время года это могут быть летние и зимние активные виды спорта, и подвижные игры. С 2 - 3 лет детей обучают катанию на санках. Малыши катаются по дорожкам, спускаются с небольших снежных горок, с 5 - 6 лет - возят друг друга. Катание на санках развивает у детей силу, ловкость, решительность.

С 3 - 4 лет детей можно обучать ходьбе на лыжах. При этом должны соблюдаться строгая последовательность и постепенность в освоении основных элементов движений. Сначала дети двигаются без палок. В зависимости от возраста и умений время ходьбы на лыжах составляет от 15 - 20 до 40 минут. Такие движения укрепляют и развивают все основные группы мышц, совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Бегу на коньках обучают детей с 5 лет. При правильной организации занятий упражнения способствуют развитию основных групп мышц, формированию правильной осанки, укреплению связок стопы, таких навыков, как ловкость, выносливость, равновесие. Посмотрите ЛФК для детей на видео, где показаны все основные упражнения и виды подвижных игр:

Езда на велосипеде доступна детям уже с 2 - 3 лет. Размеры велосипеда должны соответствовать росту ребенка. Длительность езды в умеренном темпе составляет для детей 3 - 4 лет 10-12 минут, для детей 6 - 7 лет - 20 - 30 минут. Эти занятия способствуют развитию выносливости, ловкости, укрепляют мышцы ног и стопы, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Статья прочитана 14 498 раз(a).

К большому сожалению, даже маленькие дети не застрахованы от проблем с позвоночником, плохой осанки, потому что современные малыши все больше времени проводят с родителями дома у телевизора или с телефоном и планшетом в руках. А такой образ жизни непременно скажется на состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. Но если взрослым проблематично исправить искривления позвоночника, то у детей это все возможно при помощи ЛФК. Это лечебная физкультура, которая компенсирует недостаток двигательной активности. Какие особенности она имеет у детей и какую пользу приносит, разберем в нашей статье.

Что такое ЛФК

Это комплекс упражнений, который больше напоминает йогу, потому что выполняется плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование основной функции нашего организма - это движение. Весь комплекс представляет собой подобранные упражнения в сочетании с правильным дыханием.

Как отдельный раздел медицины ЛФК выделили только в 20 веке, но еще Платон отмечал, что движение является такой же лечебной силой, как и лекарства. Лечебная физкультура - это не только упражнения, но и водные процедуры, обычная ходьба, игры на свежем воздухе.

Положительные стороны ЛФК

Чтобы организм нормально развивался, важно не только правильное питание, но и постоянная физическая активность. Часто взрослые забывают об этом, когда начинают ругать своих малышей за чрезмерную активность. ЛФК для детей - это не просто лечебная физкультура, она еще выполняет воспитательную роль:

  • Ребенок получает некоторые гигиенические знания.
  • Лучше узнает окружающий мир.
  • Учится соотносить себя с окружающим миром.

Что дает лечебная физкультура ребенку? Таким вопросом часто задаются родители, считая, что пользу могут принести только серьезные занятия спортом. Но это далеко не так. Упражнения ЛФК:

  • способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • правильно формируется осанка;
  • укрепляются мышцы спины;
  • при наличии асимметрии осанки происходит коррекция.

ЛФК - это комплекс, который может не допустить нарушения осанки. Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений.

Также благодаря ЛФК:

  • укрепляется иммунитет;
  • организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний;
  • ребенок лучше адаптируется к школе;
  • нормализуется работа всего организма;
  • улучшается сон и аппетит.

Особенно нуждаются дети в ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Но необходима предварительная консультация специалиста, чтобы подобрать эффективный комплекс.

Разновидности упражнений

Некоторые считают, что лечебная физкультура - это обычный комплекс гимнастики, но специалисты говорят, что к ЛФК можно отнести любой активный отдых. Часто с детьми занятия проходят в игровой форме, чтобы малышам было интересно.

Все упражнения, которые входят в комплекс, можно разделить на:

  1. Общие. Они используются для укрепления всего организма.
  2. Специальные упражнения направлены на определенную систему, например, ЛФК при переломах будет способствовать скорейшему заживлению и восстановлению подвижности поврежденной конечности. Если имеется сколиоз или плоскостопие, то упражнения подбираются для исправления этих патологий.

Все упражнения также можно подразделить на группы:

  • Активные движения.
  • Статические на удержание позы.
  • Пассивные. Эти упражнения обычно включены в комплекс для грудничков, потому что малыш еще не может самостоятельно их проделать.

Отличается и характер упражнений, они бывают:

  • Дыхательные.
  • Расслабляющие.
  • Растягивающие.
  • Корригирующие.
  • Координационные.

С учетом того, какие отклонения в опорно-двигательном аппарате у ребенка имеются, специалист подбирает комплекс упражнений.

Противопоказания для ЛФК

Несмотря на огромную пользу лечебной гимнастики, она показана не всем детям, к противопоказаниям можно отнести:

  • Наличие любых патологий в острой форме.
  • Злокачественные опухоли.
  • Частые кровотечения.
  • Порок сердца.
  • Нарушение ритма работы сердца.
  • Плохое самочувствие ребенка.
  • Высокая температура.

Даже при отсутствии противопоказаний, если ребенок заболел обычной простудой, то стоит на несколько дней прервать занятия ЛФК, после выздоровления вновь возобновить.

Особенности детской ЛФК

Так как занятия проводятся с детьми, то инструктор должен основательно подготовиться. Важно подобрать как можно больше упражнений в игровой форме. Но еще необходимо учитывать следующие моменты:

  • Возраст малышей.
  • Уровень физического развития.
  • Состояние психики.
  • Развитость мелкой моторики.

Лечебная гимнастика способствует не только правильному формированию осанки у ребенка, укреплению организма, но и нормализации работы сердечнососудистой системы.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

Это комплекс, который необходимо выполнять с соблюдением некоторых правил, способных сделать занятия более эффективными:

  • Перед первым занятием необходимо посетить врача, потому что при наличии серьезных патологий опорно-двигательного аппарата может потребоваться и медицинская помощь.
  • Проводиться занятия должны специалистами, которые могут адекватно оценить состояние ребенка.
  • Нагружать малыша необходимо постепенно.
  • Упражнения ЛФК не должны доставлять боль ребенку при выполнении.
  • Чтобы малышам было интереснее, необходимо подбирать разнообразные упражнения, включать игровые моменты.
  • Приступать к выполнению комплекса не стоит сразу после еды, должно пройти не менее 45 минут.

  • Заниматься необходимо в помещении, которое хорошо проветривается.
  • Если комплекс делается с грудничком, то начинаться и заканчиваться он должен приятным поглаживанием, а вот у более старших деток в начале комплекса и в конце делаются расслабляющие и дыхательные упражнения.
  • Некоторые считают, что комплекс ЛФК не требует разминки, но это не так. Он также делится на вводную часть, основную и заключительную.
  • Курс ЛФК обычно назначает врач, повторяться в течение года он может несколько раз.

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Учитывая, что наши дети сейчас гораздо больше времени проводят за мониторами компьютеров, чем в активном движении, не удивительно, что многие уже в начальной школе имеют неправильную осанку. Если все еще не так запущено, то есть все шансы вернуть прямую спинку ребенку.

Для этого важно подобрать правильные упражнения, а сделать это со знанием дела сможет только ортопед, которого необходимо посетить. В серьезных случаях может потребоваться не только гимнастика, но и использование специального корсета.

В зависимости от типа искривления позвоночника и подбираются упражнения:

  1. Если поставлен диагноз кифоз грудного отдела, то ЛФК для детей обязательно должна включать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а также на растяжение мышц груди.
  2. При наличии плоской спины необходимо так подобрать упражнения, чтобы равномерно укреплялись мышцы спины, ног, плечевого пояса.
  3. Сколиоз требует выполнения упражнений на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации движений, растяжение позвоночного столба.

ЛФК отдела плечевого, поясничного - это не важно, требует, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет.

Примерный комплекс для дошкольников

Уже отмечалось, что для малышей необходимо в комплекс включать много игровых моментов, но можно выделить основные упражнения:

  1. Начинать комплекс необходимо с разминки. Можно начать с ходьбы с высоким подниманием колен в течение нескольких секунд, на носочках, пяточках.
  2. Делая взмахи руками в стороны, одновременно подниматься на носочках.
  3. Упражнение с гимнастической палкой. Поднять ее с пола, поднять вверх на вытянутых руках и опять положить на пол.
  4. Махи ногами из положения лежа на животе, таз при этом не должен отрываться от пола.
  5. Упражнение "ласточка".
  6. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, и отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Спина во время выполнения упражнения должна быть прямой.
  7. Упражнение на координацию движений: по очереди стоять на одной ноге с разведенными в сторону руками.

Упражнения можно делать с использованием различных гимнастических снарядов, например, скакалок, мячей, обруча.

Примерный комплекс для школьников

После разминки можно приступить к выполнению следующих упражнений:

  1. Опускать и поднимать руки с мячом, при этом локти должны быть разведены в сторону.
  2. Держа спину прямо, необходимо опускать и поднимать мяч за голову.
  3. Одну руку завести за спину сверху, а другую снизу и попытаться скрепить их в замок.
  4. Наклоны в сторону с разведенными в сторону руками.
  5. Занять положение, лежа на полу, и прогибать спину, не отрывая таз.
  6. Из положения стоя на коленях с упором на руки прогибать и округлять спину.
  7. Лечь на живот и одновременно поднимать ноги и плечи, задерживаясь на несколько секунд.
  8. Упражнение "велосипед".

После окончания комплекса обязательно надо походить, выполнить дыхательные упражнения. Во время занятий тренер должен обязательно следить за правильностью выполнения упражнений, дыханием и положением спины ребенка.

Нарушение осанки - это еще не приговор. Если своевременно родители обратят на это внимание, то специальный комплекс не только быстро вернет ребенку ровную спинку, но и укрепит весь организм.

Отличительный особенности ЛФК для детей Формы лечебной физкультуры для детей сходны со взрослыми, но отличаются выраженной игровой составляющей и использованием имитационных движений. Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре исходя из возраста ребенка, уровня его развития, специфики психики и моторики.


Методы воздействия ЛФК для детей Особенностью ЛФК для детей является соединение лечебного и обще оздоровительного влияния на организм ребенка. Лечебная физкультура включает в себя такие методы, как лечебный массаж, подвижные игры, физические упражнения, лечебные положения тела, занятия на тренажерах, трудотерапия, также существенное значение имеют природные факторы внешней среды (вода, солнце, воздух).


Действие ЛФК для детей. Одной из целей ЛФК является укрепление мышц, связок и суставов, что приводит к коррекции и профилактике нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия лечебной физкультурой укрепляют иммунитет, что снижает риск возникновения многих заболеваний, делают ребенка более уверенным в себе, менее подверженным стрессу, развивают интеллект, предотвращают возможное появление травм.


Ежедневные занятия ЛФК воспитают в ребенке: ощущение собственной мышечной силы; являются профилактикой возможных травм; способствуют развитию интеллекта; помогают преодолевать стрессовые ситуации; укрепляют иммунитет, препятствуют развитию болезни; приучают к регулярной физической нагрузке.




Показания ЛФК для детей Лечебная физкультура при большинстве детских заболеваний, как эффективное и доступное безмедикаментозное средство лечения. ЛФК практикуется при лечении гипотрофии, рахита, ревматизма и множества других заболеваний. При ревматизме лечебная физкультура проводится в несколько этапов, начиная с периода строгого постельного режима. В зависимости от состояния больного, проводятся строго дозированные упражнения для мышечных групп и мелких суставов, дыхательные и общеукрепляющие; физические упражнения укрепляют сердечную мышцу, предупреждая осложнения со стороны суставов, нервной системы и укрепляют общее состояние организма ребенка.


Показания ЛФК для детей ЛФК показана детям, страдающим бронхиальной астмой, с нарушенным механизмом нервной регуляции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую звуковую гимнастику. При пневмониях ЛФК используют для борьбы с кислородной недостаточностью и восстановления нарушенной функции системы дыхания. Лечебная гимнастика с успехом применяется для рассасывания воспалительных процессов в том или ином органе или ткани. Лечебная гимнастика предотвращает возникновение заболеваний, лечит их быстро, эффективно, не допуская развития хронических форм патологических состояний.




Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев Главное – побудить малыша как можно больше двигаться, дать ему почувствовать радость движения, что, в общем-то, сделать нетрудно, так как это вполне соответствует природным склонностям любого живого существа. 1. Поглаживание рук. Положив ребенка на спину, встать напротив него. Рука ребенка полусогнута. Вложить большой палец в ладонь ребенка (он обхватит палец), остальными пальцами захватить его лучезапястный сустав, а другой рукой поглаживать тыльную поверхность кисти и далее по направлению к плечу, обхватывающими движениями.


Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев 2. Поглаживание ног. Положив ребенка на спину, придерживать левой рукой его ножку, а правой выполнять поглаживание от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку. Нога слегка согнута. 3. Выкладывание ребенка на живот. В этом положении ребенок пытается приподнять головку (или уже держит ее). В этом же положении выполняется еще одно упражнение – рефлекторное ползание. Нужно приложить руки к ступням ребенка, почувствовав упор, он попытается ползти.


Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев 4. Массаж спины. Положив ребенка на животе, гладить его спину тыльной поверхностью согнутых кистей в направлении снизу (от ягодиц) вверх. 5. Рефлекторные повороты. Положив ребенка на спину, одной рукой обхватить нижнюю часть его голеней и слегка перекрестить их, другой рукой обязательно придерживать голову малыша. 6. Массаж живота. У грудных детей очень часто бывает метеоризм (задержка газов в кишечнике). Вздутие живота сопровождается коликообразными болями, отчего ребенок становится беспокойным, плачет. В этой ситуации помогает массаж – легкие круговые движения вокруг пупка по ходу часовой стрелки. Массаж делают правой рукой, начинают с поглаживания и, постепенно увеличивая давление, легко разминают мышцы живота. Заканчивают массаж живота опять же круговыми движениями. Длительность всей процедуры не более 1 – 2 минут.


Лечебная физкультура для детей месяцев ЛФК для ребенка к возрасту 3–4 месяца: когда уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей, постепенно вводят пассивные движения. Между мышцами-сгибателями и мышцами-разгибателями устанавливается равновесие. 1. Массаж рук – кроме поглаживания, применяются растирание, а иногда и легкое разминание (пощипывание); 2. Пассивные упражнения для рук: разведение их в стороны и скрещивание на груди (не зажимая). Другое упражнение: двигать ручками ребенка вверх и вниз, сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.


Лечебная физкультура для детей месяцев 4. Пассивные упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах – вместе и попеременно; 5. Повороты со спины на живот при поддержке за руку, вправо и влево; 6. Массаж спины – поглаживание и разминание; 7. Разгибание позвоночника; 8. Массаж живота; 9. «Парение» на животе на ладони мамы: одной рукой держите ребенка за ноги, другой поддерживайте туловище; стараясь удержать голову, малыш напрягает мышцы шеи и туловища и при этом прогибает спину;


Лечебная физкультура для детей месяцев В этом возрасте вводятся активные движения, направленные в основном на развитие ручной умелости и на то, чтобы побудить ребенка к ползанию. «Ползающий» ребенок имеет гораздо больше возможностей познать окружающий мир, поэтому помочь ребенку научиться ползать – очень важно. Дня этого можно выполнять следующие упражнения: Массаж рук и упражнения для рук – разведение в стороны и скрещивание на груди; Массаж стоп и упражнения для стоп; Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, вместе и попеременно;


Лечебная физкультура для детей месяцев «Парение» на спине. Массаж грудной клетки: поглаживание и растирание; поглаживание и растирание по межреберьям; разминание большой грудной мышцы; легкое потряхивание, иногда – поколачивание. Массаж живота; Неполные пересаживания при поддержке за руки; «Скользящие шаги»; Поворот со спины на живот при поддерживании за ноги; Массаж спины: поглаживание, разминание, похлопывание;


Лечебная физкультура для детей месяцев Массаж рук и упражнения для рук. Выполняются «обхватывающие движения» руками, а также скрещивание рук на груди с использованием колец, за которые ребенок держится. Массаж ног и упражнения: пассивное поднимание выпрямленных ног. «Скользящие шаги». Массаж живота. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за ноги. Круговые движения руками. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. Массаж спины.


Лечебная физкультура для детей месяцев Упражнение «крылышки». Положив ребенка на живот, сгибать его руки, приводя лучезапястные суставы к плечевым, и одновременно обеими руками делать движения, подобные взмахам птичьих крыльев. Взять ребенка за «крылышки» и приподнять его в положение стоя на коленях, а затем и в положение стоя. В этом упражнении должны участвовать двое взрослых – для подстраховки. Разгибание позвоночника: положив малыша на живот, приподнимать его туловище, поддерживая его за руки.


Лечебная физкультура для детей месяцев Массаж рук и упражнения: сгибание и разгибание рук. «Скользящие шаги». Повороты со спины на живот в одну и другую стороны. Массаж спины. Переход в вертикальное положение из положения на животе (ребенок держится за кольца или палку). Наклоны за игрушкой. Массаж живота.


Лечебная физкультура для детей месяцев Поднимание выпрямленных ног до палочки (по команде). Присаживание самостоятельное (или держась за палку) с фиксацией ног. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого. Приседания: ребенка поддерживают за руки. «Ходьба по папе».


ЛФК упражнения для детей дошкольного возраста (3-6 лет) В качестве примерного комплекса ЛФК можно использовать предложенные ниже упражнения для детей среднего дошкольного возраста (3-6 лет) и направлены на коррекцию осанки. Упражнение 1. Ребенок ложится на спину, держа в вытянутых руках на уровне груди гимнастическую палку. Необходимо поднять обе ноги и перебросить их через палку, после чего таким же способом принять исходное положение. Упражнение необходимо повторить не менее пятнадцати раз. Упражнение 2. Попросите ребенка принять исходное положение – лежа на спине, сомкнутые ноги подняты вверх. После этого предложите ногами нарисовать в воздухе то, что несет муравей, при этом он должен указывать, что именно несет муравей, куда он направляется, быстро ли он ползет и т.д. Это упражнение можно выполнить один раз.


ЛФК упражнения для детей дошкольного возраста (3-6 лет) Упражнение 3. Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо лечь на живот. Не касаясь руками пола, он должен совершать плавательные движения. Вы можете предложить ему изобразить различные ситуации, к примеру: «Собачке необходимо переплыть речку, чтобы попасть в гости к другу, живущему на противоположном берегу. К вечеру собачка решила вернуться обратно домой». Это упражнение необходимо выполнять максимально долго, пока ребенок не устанет. Упражнение 4. Это упражнение начинается с ходьбы ребенка по кругу вначале на пяточках («Зайчик идет через лужу»), после этого – на носочках («Зайчик тихо-тихо крадется, стараясь не разбудить лису»). В каждом положении необходимо пройти по одному кругу.


Залог хорошего занятия: 1. Делайте упражнения вместе с ребенком. 2. Прием пищи должен быть не менее, чем за 1,5 часа до занятия. 3. Ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении. 4. Включите веселую музыку. 5. Проветрите комнату и оденьте ребенка в легкую удобную одежду. 6. Заниматься лучше на коврике для фитнесса или ковролине. 7. Время занятия увеличивайте постепенно, начиная с 5 минут, до 30 минут. 8. Нагрузку также увеличивайте постепенно, вначале каждое упражнение делать по 4 раза. 9. Чтобы ребенок (особенно дошкольник) охотно делал лечебную физкультуру, – добавьте «сюжет» каждому упражнению.


Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза Основные упражнения: 1. «Шлагбаум». Лежа на спине, ноги соединить вместе. Попеременно поднимать правую и левую ногу до прямого угла относительно пола. 2. «Шлагбаум». Лежа на спине, одновременно поднимать две прямые ноги до прямого угла по отношению к полу. 3. «Велосипед». Лежа на спине, делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде вперед и назад. 4. «Мост». Лежа на спине, ступни поставить на пол и ноги подтянуть к туловищу так, чтобы коленки «смотрели» в потолок. Таз приподнимать над землей как можно выше, прогибая спину. 5. «Колобок». Сидя на полу, обхватить коленки руками и качаться, из положения сидя в положение лежа и так далее.


Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза 6. «Ножницы». Лежа на спине, руки параллельно туловища. Прямые ноги поднять от пола под углом сорок пять градусов, и делать махи, при которых ноги, скрещиваясь, заходят одна за другую. 7. «Пловец». Лежа на спине, прямыми ногами «плыть», не касаясь пола. Высота поднятия ног - сорок пять градусов. 8. «Художник». Лежа на спине, соединить прямые ноги, приподнять их от пола и имитировать рисование ногами разных фигур, букв или любых рисунков. 9. «Диагональ». Лежа на животе, одновременно отрывать от земли правую ногу и левую руку. И наоборот, – левую ногу, и правую руку. 10. «Пружинка». Лежа на животе, отрывать от пола одновременно, соединенные вместе и вытянутые вперед руки и прямые ноги.


Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза 11. «Ласточка». Лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять от пола прямые руки и ноги и оставаться в этом положении как можно дольше. С каждым днем немного увеличивать время этого очень эффективного упражнения. В пять лет моя дочь могла держать такую «ласточку» в течение пяти минут. 12. «Складочка наоборот». Лежа на спине, стараться достать прямыми ногами за головой. К данным упражнениям можно добавить небольшую растяжку в положении сидя с наклонами к разведенным или соединенным вместе ногам.


Список литературы Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, – 464 с, ил. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, Год выхода: 2006 – 608 с. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. – М.: Медицина, – 304 с: ил. Панаев М. С. Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии/ Серия «Медицина для вас». – Ростов н/Д: «Феникс», – 320 с. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Том. II /Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: Антидор, – 648 с. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. – СПб.: КОРОНА-Век, – 320 с: ил.



Особенности детей дошкольного возраста представлены двумя основными составляющими:

  1. физиологические особенности детского организма;
  2. уровень его психического развития.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией прежде всего сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано прежде всего с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб, неспособности вслушиваться в речь инструктора и т.п. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.

Между тем процедуры большинства методик ЛФК требуют больших затрат времени для повышения ее эффективности. Это возможно, если при построении занятий инструктор ЛФК четко осознает уровень психического развития ребенка и находит контакт с ребенком, живущим в своем миропонимании.
Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, и поэтому его способ освоения окружающего мира - это действие в мире реальных предметов и вещей, однако ребенок еще не владеет методами осуществления таких действий. Это противоречие может разрешиться только в одном виде деятельности - в игре. Игра для дошкольников является ведущей сферой деятельности и характеризуется воображаемой игровой ситуацией, выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления, развитием активного запоминания, обобщенным характером игры, наличием ролей. Так как занятия ЛФК требуют стремления к определенным значимым целям (количества повторений, достижения определенного объема движения и т.п.), ролевые игры должны сочетаться с играми по правилам. В игре активно формируются психические процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание. Ролевая игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому освоению смыслов формирования воображения. С другой стороны, в играх по правилам ребенок формирует самооценку, обучается ограничивать свои желания, подчиняться запретам.

Неотъемлемый вид игровой деятельности ребенка - это сказка. Она должна строиться на знакомых ребенку образах. Важно, чтобы понятия были доступны пониманию и воображению ребенка, соответствовали его возрасту и развитию. Ребенку близок мир сказки, похожий на мир самого ребенка. Это мир резких противопоставлений добра и зла, хорошего и плохого, смелого и трусливого, ловкогс и неуклюжего. Здесь есть интерес к герою, идентифицированному с самим собой, а значит, связанному с интересом к самому себе; это дополнительный стимул к увлеченности моментом действия. Посредством сказки легче взаимодействовать с ребенком, управлять им во время проведения комплекса упражнений. Концентрация внимания на действиях позволяет лучше организовать дошкольника. Образы, создаваемые в процессе процедуры, легко запечатлеваются у ребенка, благодаря этому лучше запоминается и усваивается сам комплекс упражнений. Необходимо проявление фантазии инструктора ЛФК, гибкости его мышления, так как сказка должна от занятия к занятию изменяться, развертываться в сценарии, пополняться новыми персонажами.

У детей вследствие возрастных особенностей недостаточно развито перспективное мышление, из-за чего они просто не могут понять, что выполнение определенных упражнений и усвоение навыков могут привести к желаемым и нужным для ребенка результатам.

Социальная ситуацияна занятиях ЛФК заключается в расширении предметного мира и в необходимости действовать в мире реальных вещей. В то же времяребенок дошкольного возраста находится лишьв начале формирования его самосознания. Занятия ЛФК предъявляют требования и к формированию учебной деятельности ребенка, ведьна занятии происходит усвоение новых навыков, умений, понятий. На занятиях ЛФК ребенку этого возраста иногда впервые в жизниприходится сталкиваться с элементами целенаправленной учебной деятельности. Процедура и общение с инструктором обогащают ребенка, расширяют его двигательные способности, корректируют его самооценку. Важным является использование поощрения. Надо помнить, что похвала для ребенка важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально ребенка, а отдельных его качеств или навыков, операций. Однако надо учитывать, что для ребенка дошкольного возраста из-за недостаточного уровня самосознания это еще малозначительные аспекты.
Ниже мы приводим примерный комплекс упражнений для ребенка дошкольного возраста, построенный на основе вышеперечисленных закономерностей. Данный комплекс ЛФК разработан для детей 3-6 лет, посещающих групповые или индивидуальные занятия. Пациенты были направлены на лечение хирургом-ортопедом, диагноз - нарушение осанки.

Исходное положение

Выполнение

Дозировка

Словесное сопровождение

Лежа на спине

Закрыть глаза, руки и ноги расположить симметрично

Ночь, все спят. Снится что-то хо-, рошее: лес, река, мама готовит что-то вкусное. Солнце взошло, все проснулись и пошли в лес

Лежа на спине, в руках гимнастическая палка

Выполнить перемах двумя ногами через гимнастическую палку, затем выполнить обратное движение

Шли по лесу, перепрыгивали через поваленные деревья

Лежа на животе, в руках гимнастическая палка

Положить палку на нижний угол лопаток и выполнить обратное движение

Пробирались под ветками, искали грибы и ягоды

Стоя на одной ноге

Руки вверх, другую ногу согнуть, стопу поставить на голень или бедро опорной ноги (самовытяжение). При выполнении упражнения возможен вариант: при словах «ветер подул» кистями рук выполняется имитация колыхания листьев

10-15сек. на каждой ноге

Дерево растет, тянется веточками к солнцу (ребенок может проявить фантазию и назвать то дерево, которое изображает; возможен вопрос от инструктора: «Какое дерево растет?»)

Сидя на пятках

Руки в стороны на уровне плеч

Птичка летит на дерево собирать тлю (фантазия на тему «какая птичка летит»)

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Проползти на спине вниз до конца полотенца и обратно

Гусеница ползет по ветке дерева за зеленым листиком (вишенкой, яблоком, сливой); при словах «птичка летит» вернуться обратно

Лежа на спине

Поднять вверх сомкнутые ноги, нарисовать и разукрасить то, что несла гусеница

Уместны вопросы к группе:«Что рисуете? Какого цвета? Быстро ли ползла гусеница?»

Лежа на спине

Прогнуться, упор на лопатках, ноги прямые

4-5 раз по 5 сек.

Гусеница тянется

Лежа на животе, в руках мяч

Передача мяча перед собой и за спиной по кругу

До утомления

Колобок бежал по тропинке (вме сте с детьми вспомнить сказку о колобке)

Лежа на спине, в руках мяч

Сесть, положить мяч на сомкнутые голени, лечь, поднять ноги и поймать скатывающийся мяч

Колобок спускается с горки

Лежа на спине

Принять упор на лопатках

До утомления

Мост через ручей, под мостом ежик проходил, кактус оставил. Лиса пробежала и спросила у моста: «Мостик, мостик, не видел ли ты ежика?» (Ответ может быть любым.)

Лежа на животе

Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола

5 раз по 5 сек.

Лодочка поплыла через ручеек, в ней была кошка

Упор на коленях

Прогнуться и выгнуться

Кошка сердитая и добрая

Лежа на животе

Сгибание и разгибание рук с касанием плечевого сустава

Кошка когти выпускала

Лежа на животе

Плавательные движения руками

До утомления

Помогли кошке перебраться на другой берег? - положительный ответ, а теперь плывем обратно. Прошел сильный дождь, ручей стал быстрой глубокой речкой. Наступает вечер, солнце заходит за горизонт, мама ждет нас на другом берегу, стоит с фонариком. Если ребенок касается пола руками,то можно задать вопрос: « Кто по дну ползет?»

Лежа на животе, руки и ноги сомкнуты на полу

1. поднять сомкнутые конечности;
2. развести конечности в противопо
ложные стороны;
3. сомкнуть конечности;
4. принять исходное положение

5-7 циклов

Наступила ночь, на небе засияла звезда

В качестве отдыха - сидя, гимнастика для пальцев (мелкая моторика): собака лает, пеликан клюв открывает, ножницы, кто-то ручкой машет. Выполнять обеими руками. Нерабочая рука может помогать руке, выполняющей упражнения

Лежа на животе

Руки в «замок» за головой, поднять туловище, руки развести до предела

3-4 раза, по 5 сек.

Сова полетела на охоту

Лежа на животе

Руки в «замок» за спиной, поднять туловище

3-4 раза, по 5 сек.

Лиса выглядывала из травы

На носочках

1 круг по залу

Мышка крадется, чтобы лисичка не поймала

На пятках

1 круг по залу

Мышка через лужицу переходит

Лежа на животе или на спине.

Схватиться за края скамейки руками и ползти, работая только руками

2 раза на животе, 2 раза на спине

Червячок ползет по норке, спать собирается

Свободное время: прыжки на фитболе, броски мяча в баскетбольное кольцо, попытка научиться прыгать через скакалку, занятия на велотренажере

Словесное сопровождение должно быть доброжелательным и эмоционально красочным.

Данный подход позволяет повысить эффективность и продолжительность выполняемых упражнений. Нам удается увеличивать продолжительность процедуры до 30-40 минут без появления признаков утомления ЦНС у ребенка. Данный подход позволяет строить занятия и для детей с синдромом дефицита внимания - как с гиперактивностью, так и с гипоактивностью (инертный тип). Врач ЛФК, инструктор для использования данной системы должны сочетать в себе профессиональные навыки психолога и педагога. Многое зависит от таланта и увлеченности самого специалиста, его отношения к маленьким пациентам.


Top