Людмила Нарусова - российский политический деятель: биография, личная жизнь. Людмила Нарусова: биография, личная жизнь Национальность анатолия собчака и нарусовой

Павел: Одесса. Есть еще несколько городов, которые являются легендарными для тех, кто говорит на русском языке. Один из них – это именно Одесса, а также Киев, Москва и Санкт-Петербург или же, как в течение 70 лет его называли, Ленинград. Этот город подарил миру огромное количество имен. Эти имена блистали и на сцене, и на политической арене. И одно из этих имен – имя мэра города Ленинграда или Санкт-Петербурга – это Анатолий Собчак, который подарил миру так же и звезд всемирной эстрады, и политиков. Сегодня даже президент России является выходцем из команды Собчака. К сожалению, нет сегодня с нами этого великого мэра Санкт-Петербурга. Но, если бы он жил, то он бы отпраздновал свое день рождение именно вчера. Насколько мне известно, 78 лет бы исполнилось Анатолию Собчаку. Вчера в Санкт-Петербурге почтили память Анатолия Собчака. Присутствовали очень многие из тех, кто знал Анатолия Собчака и кто с ним жил.

Александра: Сегодня мы связались с Самарой, где сейчас находится Людмила Борисовна Нарусова.

Павел: Я хотел бы зачитать информацию по поводу вчерашнего события, которое прошло в Санкт-Петербурге. В полдень на могиле Собчака на Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена литургия. Почтить память первого мэра Петербурга пришли родственники, в т.ч. его вдова Людмила Нарусова, близкие друзья, а также бывшие коллеги. Затем к памятнику Собчака на Васильевском острове были возложены цветы. Людмила Нарусова поблагодарила всех за память, которые он хранят об Анатолии Собчаке. Напомню, Анатолий Собчак родился 10 августа 1937 года в Чите. Был избран мэром Санкт-Петербурга на первых всенародных выборах главы города 12 июня 1991 года. в 1996 году он проиграл выборы Владимиру Яковлеву. После этого подвергался преследованиям со стороны Генпрокуратуры России, возбудившей против мэра по обвинению в злоупотреблении. Из-за этого Анатолий Собчак был вынужден покинуть Россию. В течение 2-х лет жил в Париже. В июле 1999 года вернулся в Санкт-Петербург, занимался преподавательской деятельностью, писал книги. Анатолий Собчак скоропостижно скончался в Калининградской области в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года на 63-м году жизни от сердечного приступа.

Александра: Людмила Борисовна Нарусова сейчас у нас на связи. Здравствуйте.

Людмила Нарусова: Доброе утро, Канада.

Павел: Очень приятно вас слышать. Вот вы всегда путешествуете. Только что я зачитал о вчерашних событиях в Санкт-Петербурге, на которых вы присутствовали. А сегодня, насколько мне известно, вы уже не в Питере, вы уже в Самаре.

Людмила Нарусова: Да, я плыву по Волге. Это совершенно замечательное путешествие. Решила осуществить свою мечту, которая была у меня в юности, - посмотреть на цветущий лотос в дельте Волги. Вот направляюсь из Самары в Астрахань.

Павел: Мы читаем о России самое разное. А вы сейчас не в столице находитесь, не в Москве, а в самой России. Как Россия сегодня живет? Что видно вам, как обычному туристу? Вы сейчас наблюдаете Россию. Вы не в Испании, вы не в другой стране. Как сегодня живет Россия?

Людмила Нарусова: Да, у меня очень много впечатлений. И самое оптимистичное, пожалуй, и обнадеживающее – это совершенно замечательная молодежь. Я сегодня была в Тольятти, слушала доклады студентов. Они были на каникулах, но у них там был такой семинар. Я просто была в восторге от того, какие умные молодые люди. Если они вообще не политизированы, они именно занимаются наукой, то это просто замечательно.


Павел: Людмила Борисовна, как вам кажется, а сегодня политизировано общество или нет? Потому что по российскому телевидению о политике только и говорят, что те плохие, что те плохие. А как обычные люди?

Людмила Нарусова: Меня именно это очень настораживает и то, что каждый день на телевизионных экранах показывают войну и военную технику, и вообще достижения военной техники, какие у нас замечательные танки, самолеты. Наверно, это очень приятно для национального самолюбия неких людей. Но это такое воспитание милитаристской психологии. Мен это очень настораживает. Но вот я была в музее техники в Тольятти. Там какие-то Студебейкеры, какие-то Катюши времен войны, какие-то гаубицы. Это все интересно, как музейные экспонаты. Но пропаганда войны, которая, кстати, запрещена Конституцией, к сожалению, присутствует.

Павел: Скажите, а вот молодые люди, которых вы слушали, каким они видят будущее? Тоже военное, акцентировали на войне, либо они говорили о другом?

Людмила Нарусова: Нет, абсолютно нет. У них какие-то бизнес проекты, у них планы интеграции, они изучают иностранные языки, они открыты миру и готовы интегрироваться в этот мир, если, конечно, политики им это позволят.

Павел: Вы сказали, если политики им позволят.

Людмила Нарусова: Потому что все симптомы какого-то железного занавеса и возврата в советское мракобесие налицо. И, к сожалению, это очень чувствуется. Но вы знаете, это навязанное. А вот то, что я увидела, казалось бы, в центре России, в провинциальной Самаре люди совершенно другие вопреки всему тому, что им навязывают.

Павел: То есть можно сказать, что живут такой параллельной жизнью, доброй обыкновенной жизнью. Скажите, а вот это правда, что говорят сегодня, что правительство России не замечает проблем обычных людей? Вот говорят, что сегодня продуктов не так много, а продукты уничтожают.

Людмила Нарусова: Что я могу по этому поводу сказать? Мне грустно и очень тяжело об этом говорить, потому что правительство России и государство Россия возглавляют люди, родившиеся в Ленинграде: Дмитрий Медведев, Владимир Путин, городе, где 2 миллиона лежат на Пискаревском кладбище, погибших от голода. И когда принимаются на высшем государственном уровне решение сжигать продукты, а ведь нас всегда учили, что хлеб нельзя оставлять, сжигать продукты – это какая-то ужасная мера. Я понимаю, что борются с недобросовестными бизнесменами, но они и так будут наказаны. Наказаны тем, что не получат прибыли от незаконно ввозимых продуктов. Но сами продукты-то при чем? Те же персики, те же недорогие сыры, которые привозят, их в глаза не видели в домах престарелых, в детских домах. Я сама была не так давно в детском доме, где дети впервые бананы увидели. И сжигать продукты – это …, я даже не могу найти слово, которое могло бы это определить, когда миллионы людей в России живут за чертой бедности и не могут себе позволить то, что сжигается.

Павел: Скажите, а вот сегодня, глядя на ту реакцию, которая была в обществе и в прессе, на эти события, вы думаете, что в правительстве одумаются? Работа над ошибками будет проведена или они будут продолжать сжигать продукты, уничтожать их?

Людмила Нарусова: Вы знаете, у меня нет оптимизма по этому поводу.

Павел: Вы сказали, что в правительстве России больше выходцев из Ленинграда. Вы проводите больше времени в Питере или в Москве?

Людмила Нарусова: Больше времени я нахожусь в Москве, к сожалению, потому что Питер для меня – это все. Потому что в Питере живет моя дочь, а единственное, для кого я живу, это для дочери. Поэтому хочется быть рядом с ней.

Павел: Мы тоже очень любим Ксению Собчак. Мечтаем с ней провести передачу.

Людмила Нарусова: Вот в начале нашей беседы вы говорили о том, что миру подарил мой муж. И вот самый замечательный подарок, который он подарил, - это именно Ксения. И она еще всем всё еще докажет.

Павел: Мы ее с нетерпением ждем. Мы с Нью-Йорком говорили недавно. Там будут ее выступления. И с таким оптимизмом нью-йоркский импресарио рассказывал, что к ним приедет Ксени Собчак, они готовятся к этому, рекламу делают в Нью-Йорке. Скажем так, всемирная звезда – ваша дочь. Мы тоже мечтаем у нас, в Ванкувере ее увидеть.

Людмила Нарусова: Слово «звезда» не подходит, но то, что она, безусловно, один из символов новой России, незачумленной, незазомбированной, не той, которая ходит строем, читает те книжки, которые говорят читать, выкрикивая лозунги, а настоящей, в том числе и той молодежи, которую я видела в Тольятти.

Павел: А вы переживаете за свою дочь? Все-таки она выступает с критическими материалами.

Людмила Нарусова: Как вы думаете, если она вынуждена ездить с охраной? Конечно, есть основания для переживания, особенно после того вопроса, который она задала президенту Путину на пресс-конференции в декабре относительно той ситуации, которую создал в Чечне Рамзан Кадыров. Это страшно. Это действительно очень страшно.

Павел: А вы не пытаетесь ее отговаривать и говорить, зачем ей это нужно?

Людмила Нарусова: Нет, это бесполезно, у нее абсолютно собчаковский характер и отговаривать, влиять или предостерегать от чего-то – это бесполезно. У нее, как говорил Сталин: «Генетика – продажная девка». Да, это генетика, это видно в ней. Я с ужасом это наблюдаю, но и с гордостью тоже.

Александра: Людмила Борисовна, скажите, вот в вашей семье из того, что мы слышим сегодня и что мы слышали раньше, все лидеры. И Анатолий Александрович, и Ксения, и вы. Как лидеры уживаются вместе?

Людмила Нарусова: Вот я – нет. Я между. Я всем говорю, что моя жизнь делится на 2 части. В первой части я была жена Анатолия Собчака, во второй части я – мама Ксении Собчак. И меня это положение абсолютно устраивает. Я сама на лидерство не претендую.

Александра: Я думаю, в этом нет необходимости вот почему. Быть женой такого человека, как Анатолий Собчак, и быть мамой такой дочери, как Ксения Собчак, тут комментарии, на мой взгляд, излишни.

Людмила Нарусова: Можно мне еще минутку времени у вас?

Александра: Конечно.

Людмила Нарусова: Я и в прошлый раз говорила, и в этот раз говорю. Может быть, в силу тех обстоятельств, о которых вы сказали, есть масса недоброжелателей, которые от моего имени в интернете ведут сайты, ведут блоги. В Твиттере вот публикуются какие-то совершенно сумасшедшие вещи, которые якобы говорю я. Так вот, пожалуйста, не отождествляйте этого мерзавца-самозванца со мной. Это все фейковые записи. У меня только есть сайт Анатолия Собчака, на котором я иногда высказываю свои мысли. А в социальных сетях меня нет. Поэтому это не я. И приписывать мне или обижаться на меня за те маразматические глупости, которые там появляются, не надо.

Павел: Людмила Борисовна, наши слушатели не верят, пишут вот в скайпе, что не может быть, чтобы Людмила Нарусова и Ксения Собчак не ходили к Владимиру Путину просто на чай, просто поговорить и пообщаться. Как часто вы с ним встречаетесь?

Людмила Нарусова: Ну почему? У Ксении нет, а у меня бывают такие встречи. Он приезжает на какие-то памятные даты. В последний раз он приезжал на 15-летие со дня смерти Анатолия. Он прилетал специально, чтобы возложить венки, и у нас была возможность, чтобы поговорить. Бывают такие встречи.
Павел: Вы говорите о политике или о чем-то обыденном таком?

Людмила Нарусова: О разном. Но другие люди к нему заходят гораздо чаще. Видимо, нашептывают или говорят громко совершенно другие вещи. Естественно, как говорят, вода камень точит и степень их влияния гораздо сильнее.

Александра: Когда эти ситуации бывают, позволяете ли вы себе спорить с Владимиром Путиным или нет?

Людмила Нарусова: Конечно. Он знает мой характер.

Александра: Собчаковский?

Людмила Нарусова: Скорее, около, под влиянием, все-таки 25 лет жизни прожить и теперь продолжаю жить с дочерью. Он это прекрасно понимает.
Павел: Людмила Борисовна, мы читаем новости из России. Конечно, разные новости приходят. Вы живете к Москве, ближе к Кремлю. Чего стоит ожидать в ближайшее время? Продолжится ли вот эта пропаганда войны, о которой вы говорили?

Людмила Нарусова: Боюсь, что да. Мне кажется, что те силы, которые определяют сейчас этот тренд, они почувствовали свою силу, они накачали мускулы, для многих это выгодный бизнес. Но это гонка вооружений и это нужно помнить. Я прекрасно помню, как эта гонка вооружений истощила Советский Союз с одновременным падением цен на нефть. Хорошо бы помнить эти уроки истории.

Александра: Как вы думаете, Людмила Борисовна, с вашей точки зрения, не как это реально или нет, а что могло бы остановить эту ситуацию или поменять ее к лучшему?

Людмила Нарусова: Разум. Не амбиции. Мне иногда политики, причем не только наши, но и другие, напоминают мальчиков, которые в детстве не наигрались в оловянных солдатиков и сейчас как-то амбициозно пытаются это компенсировать. Только теперь солдатики-то, во-первых, живые, а, во-вторые, они не оловянные, в руках у них опасное оружие. И вот это очень страшно.

Александра: Людмила Борисовна, я хочу поблагодарить вас, что даже во время отпуска, который вы проводите на Волге, вы нашли время с нами пообщаться.

Людмила Нарусова: Да, я сейчас смотрю на прекрасный закат над волжскими утесами и испытываю очень смешанные чувства. С одной стороны, я понимаю какая прекрасная страна Россия и как ей не везет.

Александра: Везет, но не часто. Вот тогда, когда ваш супруг руководил самым красивым городом на Земле.

Людмила Нарусова: Это да. Но в России еще со времен Грибоедова горе от ума. И, по-моему, ничего не изменилось.

Александра: Спасибо вам большое. Хорошего вам отдыха, желаем получить от него удовольствие. Большой привет вашей дочери Ксении Собчак. Здоровья и удачи. Всего доброго.

Людмила Нарусова: Спасибо, до свидания.


Людмила Борисовна Нарусова (род. 2 мая 1951 года, Брянск, СССР) - российский политический деятель, член Совета Федерации России в 2002-2012 годах, 2016 - 2021(*). Депутат Государственной думы России в 1996-1999 годах. Член Санкт-Петербургского союза журналистов (2005). Член общественного совета Российского Еврейского Конгресса. Вдова Анатолия Собчака и мать Ксении Собчак.

Биография

Родилась 2 мая 1951 года в Брянске. Родители - отец Борис Моисеевич Нарусов, (1923-2008), был командиром взвода роты охраны Военной Комендатуры района Швайнитц, округа Мераебург, младший лейтенант, работал в воинской части комсоргом, директором Дома культуры, потом закончил исторический и дефектологический факультеты и стал директором школы для глухих в Брянске. Мать Валентина Владимировна Нарусова (в девичестве Хлебосолова) работала в кинотеатре «Октябрь» в Брянске, администратором, потом - директором. У Людмилы есть старшая сестра Лариса.

В 1967 году работала лаборантом областной вечерней школы для глухих и слабослышащих в г. Брянске. В 1969 году - студентка дневного отделения ЛГУ им. Жданова. В начале 1970-х произошёл развод с первым мужем «из-за кооперативной квартиры». В 1974 году окончила Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова, историк. В 1974 году - аспирантка Ленинградского отделения Института истории СССР Академии Наук СССР. Окончила аспирантуру Института истории АН СССР. Кандидат исторических наук.

В 1978 году преподаватель ЛГУ им. А. А. Жданова, редактор общественно-политической редакции издательства и типографии ЛГУ им. А. А. Жданова. Работала в библиотеке. С 1980 года - жена Анатолия Собчака. С 1981 года - ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры истории, докторант Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Общественная и политическая деятельность

В 1993-1995 годах помогала организовывать в Санкт-Петербурге хосписы - больницы для обречённых, умирающих раковых больных. Создала Мариинский фонд, который готовил захоронение останков императора Николая II.

В декабре 1995 года избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному списку движения «Наш дом - Россия» (по Санкт-Петербургу). В Думе вошла во фракцию НДР, комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

В 1999 году проиграла выборы в Госдуму III созыва по Брянскому одномандатному округу депутату от КПРФ, рабочему Василию Шандыбину.

После смерти Анатолия Собчака в феврале 2000 года была избрана председателем политического консультативного совета Санкт-Петербурга.

С этого же года Нарусова - советник руководителя Администрации Президента Российской Федерации и президент Санкт-Петербургского общественного фонда Анатолия Собчака.

В апреле 2000 года указом Президента России Владимира Путина Нарусова была назначена председателем наблюдательного совета российско-германского Фонда взаимопонимания и примирения. С октября 2000 года по апрель 2002 года- представитель Правительства Российской Федерации в попечительских советах фонда «Память, ответственность и будущее» ФРГ и «Фонда примирения Австрийской Республики».

8 октября 2002 года Нарусова избрана представителем в Совете Федерации Федерального собрания РФ от парламента Тувы - Великого хурала, сменив Чанмыра Удумбара. 16 октября 2002 года утверждена в качестве члена верхней палаты. Член Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Член Комиссии Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по информационной политике.

С февраля 2006 года - председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, занимающейся изучением информационного и медийного рынка, интернета и выработкой законодательных предложений в этой сфере. Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии. Член Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. С 13 октября 2010 года представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Брянской области. Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Член Комитета Совета Федерации по образованию и науке.

Личная жизнь Людмилы Нарусовой всегда была покрыта тайной - больше было известно о жизни ее мужа и дочери, чем о ее собственной. Она родилась в Брянске, после школы, в которой училась на одни «пятерки», Людмила поступила в ЛГУ на исторический факультет, и еще в студенческие годы вышла замуж за ленинградского психиатра. Первый опыт замужества в личной жизни Людмилы Нарусовой оказался не совсем удачным - через два с половиной года, когда она уже была аспиранткой, Людмила разошлась со своим мужем.

На фото — Людмила Нарусова с дочерью

Развод был не очень простым, и чтобы проконсультироваться по этому поводу, Нарусова, по совету своего научного руководителя, решила обратиться к доценту ЛГУ Анатолию Собчаку. И действительно, он ей очень помог в бракоразводном процессе, а когда Людмила пришла к нему, чтобы отблагодарить, он не взял у нее денег.

Следующая встреча с Анатолием Собчаком, сыгравшая огромную роль в личной жизни Людмилы Нарусовой, состоялась совершенно случайно, и с этой встречи между ними вспыхнул настоящий роман. В это время Собчак тоже переживал развод со своей первой супругой Нонной. Вскоре они сыграли свадьбу, а потом Людмила Нарусова родила дочь Ксению.

На фото — Людмила Нарусова и Анатолий Собчак

Когда Анатолий Собчак занялся политикой, Людмила Борисовна стала его настоящей соратницей - помогала ему победить на выборах в Ленсовет, а потом на должность мэра Северной столицы. Когда Собчак стал мэром, Людмила Нарусова принимала активное участие во многих его делах, а также реализовывала и собственные проекты. Какое-то время она представляла правительство России в попечительских советах германского фонда «Память, ответственность и будущее» и Фонда примирения и согласия Австрийской республики, была депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному списку движения «Наш дом - Россия», а позже занимала еще несколько ответственных должностей.

Февраль 2000 года стал трагическим в личной жизни Людмилы Нарусовой - ее муж Анатолий Собчак скоропостижно умер во время поездки в Калининградскую область, и она в сорок девять лет овдовела. После смерти мужа Людмила Борисовна продолжила заниматься общественно-политической работой, принимала участие в телевизионных проектах. Сейчас Людмила Нарусова отошла от политики и стала больше времени уделять своей личной жизни, частью которой является ее дочь Ксения, не так давно вышедшая замуж.

Предшественник: Дмитрий Фёдорович Мезенцев Рождение: 2 мая (1951-05-02 ) (68 лет)
Брянск , РСФСР , СССР Отец: Борис Моисеевич Нарусов Мать: Валентина Владимировна Нарусова Супруг: Анатолий Александрович Собчак Дети: Ксения Анатольевна Собчак Партия: Российская партия жизни
(до 2006 г.),
Справедливая Россия
(до 5 апреля 2013 г.) Образование: ЛГУ имени А. А. Жданова Учёная степень: кандидат исторических наук Профессия: историк Деятельность: преподаватель , политик , журналист , телеведущая Сайт: Научная деятельность Научная сфера: история Известен как: специалист по конституционным проектам и истории реформ в России Награды:

Людми́ла Бори́совна На́русова (род. 2 мая 1951 года , Брянск , СССР) - российский политический деятель, член Совета Федерации России в -2012 годах . Депутат Государственной думы России в -1999 годах . Член Санкт-Петербургского союза журналистов (). Член общественного совета Российского Еврейского Конгресса . Вдова Анатолия Собчака и мать Ксении Собчак .

Биография

Общественная и политическая деятельность

В декабре 1995 года избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному списку движения «Наш дом - Россия» (по Санкт-Петербургу). В Думе вошла во фракцию НДР , комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

После смерти Анатолия Собчака в феврале 2000 года была избрана председателем политического консультативного совета Санкт-Петербурга.
С этого же года Нарусова - советник руководителя Администрации Президента Российской Федерации и президент Санкт-Петербургского общественного фонда Анатолия Собчака.

5 апреля 2013 года Людмилу Нарусову исключили из «Справедливой России», по заявлению председателя партии Николая Левичева, Нарусову исключили за утрату связей с партией.

Сама Нарусова заявила, что вышла из партии ещё три года назад, о чём сообщила лидеру организации Сергею Миронову. «Как они могли меня исключить, если у меня даже не было членского билета этой партии? Я не стала получать этот билет. Единственный билет, который у меня был, это билет члена „Партии жизни“».

Награды

Взгляды

В июне 2012 года при рассмотрении Советом Федерации поправок в закон о митингах, Нарусова выразила протест против его поспешного продвижения. Она посчитала это устрашением перед митингом 12 июня , и покинула зал заседаний .

В июле 2012 года Нарусова отрицательно отреагировала на принятие ОБСЕ «резолюции Магнитского » и подчеркнула, что «определять список виновных до следствия, без судебного решения - это не методы правового государства». Сенатор отметила, что фактически ряд государств пытается использовать «дело Магнитского» как «дубинку в политических играх». По мнению сенатора справедливому следствию и поиску истины в первую очередь мешает отказ от дачи показаний главного свидетеля - гендиректора фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера . Между тем, отказ Браудера от дачи показаний в России обусловлен тем, что СК РФ рассматривает его в первую очередь не как свидетеля по делу о смерти Магнитского, а как подозреваемого в уклонении от уплаты налогов на сумму 5,4 миллиарда рублей .

Напишите отзыв о статье "Нарусова, Людмила Борисовна"

Примечания

Ссылки

  • - статья в Лентапедии . 2012 год.

Отрывок, характеризующий Нарусова, Людмила Борисовна

Княжна Марья перебила его.
– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.

О лютой ненависти к русскому народу вдовы бывшего губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой известно давно. Однако гневная тирада бывшего сенатора в своем Твиттере шокировала даже видавших виды русофобов.

Подобная антирусская бравада не снилась даже немецко-фашистским захватчикам в 1941 году. Даже эпатажная дочь Нарусовой Ксения Собчак, в свое время называвшая русских «быдлом» и восхвалявшая евреев, не позволяла себе такого. (Ксения Собчак: «Люблю евреев, потому что все русские — быдло!»)
Людмила Борисовна (от рождения Нарусович), имеющая еврейские корни по отцовской линии, решила продемонстрировать явное превосходство потомков Моисея над славянами. Нарусова пишет:

«Чем отличаются евреи от русских? Евреи могут создать страну на месте пустыни, русские из всего сделают пустыню!»

По словам Нарусовой, даже чеченцы и таджики достойны более лучшей жизни, чем русские:

«Чеченцы достойны лучшей жизни, а русские нет, чеченцы не боятся рождаться и умирать, не боятся жить, русские не достойны жизни потому что трусы».

«Хуже русского нет никого в мире! Даже таджики более свободолюбивый народ».


Согласно утверждениям Людмилы Борисовны, у русских не существует не только культуры, но даже родного языка:

«От русского языка мало что осталось, и был ли он изначально русским языком? И русская культура тоже спорное понятие!»

В результате долгих раздумий Нарусова приходит к неутешительному для себя выводу:

«Я вот думаю где же на самом деле сторона злa Может русский народ в его нынешнем воплощение и есть само ЗЛО!!!?»

Людмила Нарусова:

Что же делать с этим мировым «злом»? Рецепт экс-сенатор находит незамедлительно: «Истреблять! Всех поголовно,меньше народа больше кислорода! Вам мешает российский народ, его нужно ликвидировать!»

И тут же политкорректно поправляется:

«Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!»

В результате Людмила Нарусова с сожалением констатирует факт о высокой выживаемости русского народа на примере русских бомжей:

«Ни в одной нации мира нет столько БОМЖей как в русской. Почему вы хотите выжить любым способом?»

Sep. 17th, 2013 at 3:58 PM

Пылающее сердце

О лютой ненависти к русскому народу вдовы бывшего губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой известно давно. Однако гневная тирада бывшего сенатора в своем Твиттере шокировала даже видавших виды русофобов. Подобная антирусская бравада не снилась даже немецко-фашистским захватчикам в 1941 году. Даже эпатажная дочь Нарусовой Ксения Собчак, в свое время называвшая русских «быдлом» и восхвалявшая евреев, не позволяла себе такого. (Ксения Собчак: «Люблю евреев, потому что все русские — быдло!»)
Людмила Борисовна (от рождения Нарусович), имеющая еврейские корни по отцовской линии, решила продемонстрировать явное превосходство потомков Моисея над славянами. Нарусова пишет: «Чем отличаются евреи от русских? Евреи могут создать страну на месте пустыни, русские из всего сделают пустыню!»

По словам Нарусовой, даже чеченцы и таджики достойны более лучшей жизни, чем русские: «Чеченцы достойны лучшей жизни, а русские нет, чеченцы не боятся рождаться и умирать, не боятся жить, русские не достойны жизни потому что трусы».

«Хуже русского нет никого в мире! Даже таджики более свободолюбивый народ».

Согласно утверждениям Людмилы Борисовны, у русских не существует не только культуры, но даже родного языка: «От русского языка мало что осталось, и был ли он изначально русским языком? И русская культура тоже спорное понятие!»

В результате долгих раздумий Нарусова приходит к неутешительному для себя выводу: «Я вот думаю где же на самом деле сторона злa Может русский народ в его нынешнем воплощение и есть само ЗЛО!!!?»

Что же делать с этим мировым «злом»? Рецепт экс-сенатор находит незамедлительно: «Истреблять! Всех поголовно,меньше народа больше кислорода! Вам мешает российский народ, его нужно ликвидировать!»

И тут же политкорректно поправляется: «Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!»

В результате Людмила Нарусова с сожалением констатирует факт о высокой выживаемости русского народа на примере русских бомжей: «Ни в одной нации мира нет столько БОМЖей как в русской. Почему вы хотите выжить любым способом?»

Либарасты о русских и России
«Русские — это животные»
Журналист «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда сделала подборку высказываний либерастов о русских и России.
Альфред Кох: «Русский мужчина деградировал и превратился в малоинтересный отброс цивилизации – в самовлюбленного, обидчивого, трусливого подонка. Я могу сказать твердо, на основании своих собственных наблюдений: русский мужчина – самый мерзкий, самый отвратительный и самый никчемный тип мужчины на Земле…».
Артемий Троицкий, музыкальный критик: «Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта».
Валерий Панюшкин, видный белоленточный журналист, автор программы на телеканале «Дождь»: «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась».
Тина Канделаки: «Почему вы все время говорите о России, как о стране русских? Русские, нет вас!».
Михаил Жванецкий: «Моя мечта — разровнять место, где была Россия, и построить что-то новое. Вот просто разровнять…».
Писатель Юлия Латынина: «Если бы Россия разделилась на части, в некотором количестве частей началась бы нормальная жизнь». (kp.ru)


Top