Милитаризация поддержала экономику россии. Что такое милитаризация и милитаризм Милитаризация экономики и всей жизни страны

Мировое экономическое развитие до 1990-х годов охарактеризовалось значительным уровнем милитаризации.

В 1990-е годы бремя военных расходов под влиянием геополитических изменений уменьшилось до 2,5% ВМП в 2004 г. (6,7% в 1985 г.). Сократилось число занятых непосредственно в военном производстве и военнослужащих до 0,4 и 1,4% рабочей силы. Наибольшие изменения произошли в периферийных странах.

Защита от возможного внешнего нападения - одна из важнейших функций государства. Но накопленные запасы ракетно- ядерного, химического, бактериологического оружия до сих пор многократно превышают оборонные потребности. Процесс накопления вооружений массового поражения уже не отвечает своей главной цели подавления противника, но и ставит под сомнение само дальнейшее существование человека на Земле. По объему военных расходов в мире ведущее место принадлежит развитым странам (2004 г. - 75%, 1985 г. - 51,2%), причем в этой подсистеме доля стран НАТО возросла до 65%. Значительная часть (1/5) военных расходов идет на закупку вооружений.

Среди развитых стран по объему военных расходов в мире выделяются четыре страны: США - 42%, Япония - 6%, Британия - 5%, Франция - 4%. Объем военных расходов США почти в 1,5 раза превышает расходы стран Западной Европы.

Уровень милитаризации ведущих развитых стран, определяемый по величине доли ВВП, расходуемой на создание вооружений и содержание вооруженных сил, остается достаточно высоким - 1- 4% (США - 4%, Япония - 1% в 2004 г.).

Развитые страны целенаправленно стремятся к сохранению военного преимущества в глобальном и региональных масштабах. Хотя теория сравнительных преимуществ содержит положение о том, что каждый участник получает выгоды от торговли, она также допускает, что более сильная сторона получает большие выгоды. Основой системы «свободного мира» всегда было доминирование американской военной силы. Стремление Советского Союза создать военный паритет, движения и войны за национальное освобождение рассматривались как угроза глобальной системе «свободного мира» и сопровождалась военными приготовлениями и войнами со стороны Запада.

В последние годы военные расходы обосновываются необходимостью защиты западных ценностей в незападных странах, прав человека и национальных меньшинств, борьбы с терроризмом. Стратегическая концепция НАТО предусматривает возможность использования ее вооруженных сил за пределами зоны ответственности блока и нацелена, по существу, на обеспечение нового мирового порядка.

Высокий уровень милитаризации характерен для ряда развивающихся стран. Страны с низким уровнем дохода на душу населения на военные цели выделяют 2,3-2,7% их ВВП - показатель, близкий к мировому. На них приходится 5% военных расходов в мире, но 3% ВМП.

Большие масштабы военных расходов - непозволительная роскошь для стран, где не решены еще практически все основные проблемы развития. Согласно оценке Мирового банка, в первой половине 1990-х годов треть внешней задолженности некоторых ведущих развивающихся стран могла быть отнесена на счет импорта оружия. Среди развивающихся стран самые крупные военные расходы отмечаются в КНР - 4% общемировых, наиболее высокий уровень милитаризации - в Саудовской Аравии (11,3% ВВП).

С первых дней установления фашистской диктатуры гитлеровцы стали переводить все хозяйство страны на путь милитаризации. Это должно было помочь германской экономике выбраться из пучины кризиса - загрузить военными заказами бездействующие промышленные предприятия, использовать массы безработных и тем самым вновь обеспечить получение монополиями высоких прибылей. Одновременно путем милитаризации экономики гитлеровцы стремились опередить своих противников в развертывании военно-экономической базы и подготовиться к новой войне за передел мира.

Быстрая милитаризация экономики страны в 1933-1939 годах была бы невозможна без создания в Германии в 1924-1929 годах при помощи американских и английских концернов мощного военно-промышленного потенциала. Лишь на базе американских капиталов в стране за эти годы было построено 80 новых заводов и модернизировано оборудование сотен уже существовавших предприятий. В итоге Германия к началу мирового экономического кризиса заняла второе место в капиталистическом мире по общему объему промышленной продукции, по выплавке стали, чугуна, производству станков, автомобилей и т. д.

Другим фактором, подготовившим быстрый перевод экономики фашистской Германии на военные рельсы, явилась техническая подготовка промышленности к войне, последовательно осуществлявшаяся в Веймарской Германии в обход Версальского договора. Позднее, в 1944 году, Густав Крупп похвалялся: «Огромной заслугой всей германской военной экономики является то, что она не оставалась бездеятельной в эти тяжелые годы, хотя ее деятельность по понятным причинам была скрыта от общественности. В результате многолетней тайной деятельности были созданы теоретические и материальные предпосылки для того, чтобы в нужный час, не теряя времени на приобретение опыта, снова перейти к работе на нужды германских вооруженных сил... Лишь эта не предававшаяся гласности деятельность германских предпринимателей дала возможность после 1933 года прямо приступить к разрешению новой задачи - непосредственному восстановлению военной мощи» .

С приходом гитлеровцев к власти все покровы были сброшены и милитаризация экономики приняла невиданные до того в Германии масштабы. С 1933 по 1938 год военное производство увеличилось почти в десять раз. За шесть лет (1933-1938 гг.) бюджетные расходы на вооружение и армию возросли в десять раз. В 1938/1939 бюджетном году они составили 58% всех расходов . Кроме того, свыше 30% бюджета составляли так называемые расходы на содержание государственного аппарата и прочие расходы, которые в виде ассигнований на пропаганду, шпионаж и т. п. также в большей своей части шли на подготовку к агрессивной войне.

За шесть предвоенных лет (1933-1938 гг.) затраты фашистского правительства на военные цели составили огромную сумму - свыше 92 млрд. марок . Названная цифра не включает частные инвестиции немецких и иностранных монополий в военную экономику гитлеровской Германии. Большую часть этих средств (54,5 млрд. марок) гитлеровцы использовали для осуществления гигантской программы строительства предприятий военной промышленности. Только за четыре года, с 1933 по 1936 год, в Германии вступило в строй более 300 военных заводов, в том числе 55-60 авиационных, 45 автомобильных и танковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных. Если в 1931 году в стране было выпущено всего 13 самолетов, в 1933 году - 368, то в 1939 году - 8295. Накануне второй мировой войны производство оружия и военной техники возросло по сравнению с 1933 годом в 12,5 раза .

Необходимо отметить, что главным фактором, обеспечившим быстрый рост военного производства в первые годы фашистской диктатуры, явилось не строительство новых предприятий, а использование колоссальных производственных мощностей, остававшихся незагруженными в период экономического кризиса 1929-1933 годов.

Уже в первое время после установления фашистской диктатуры все крупнейшие монополии стали получать от правительства непрерывно возраставшие военные заказы. Так, например, в марте 1934 года концерн Флика получил заказ на изготовление 3 тыс. бомб, 10 тыс. винтовок, 200 стволов для противотанковых орудий, 300 минометов, 60 тыс. гранат и т. д. За этим заказом последовали новые, еще более крупные .

Значительную часть военных расходов (свыше 10 млрд. марок) гитлеровцы использовали для расширения сырьевой базы, что имело первостепенное значение ввиду отсутствия или недостатка в Германии важнейших видов стратегического сырья - железной руды, алюминия, меди и т. д. Создание сырьевой базы осуществлялось фашистским правительством путем запрещения потребления дефицитных видов сырья в отраслях, работавших для удовлетворения нужд гражданского населения; всемерным расширением импорта стратегического сырья из-за границы; организацией производства стратегического сырья внутри страны.

Ввоз сырья и полуфабрикатов в Германию возрос с 26 млн. т в 1932 году до 46 млн. т в 1937 году . Ввоз медной руды возрос с 430 тыс. т в 1929 году до 656 тыс. т в 1938 году, свинцовой руды - с 114 тыс. т до 141 тыс. т, каучука - с 49 тыс. т до 108 тыс. т . Ввоз железной руды превысил в 1938 году 21 млн. т . Это позволило гитлеровской Германии довести выплавку стали в 1938 году до 23,3 млн. т и выйти на первое место в Европе. За шесть предвоенных лет ввоз в Германию бокситов увеличился в пять раз. В 1939 году выплавка алюминия на германских заводах достигла 30% мирового производства и страна выдвинулась по выплавке алюминия на первое место в мире. Тем самым была создана мощная база для быстрого развития авиации. Добыча каменного угля поднялась в 1933-1938 годах со 126 млн. т до 195 млн. т , электроэнергии - с 18,6 млрд. квт-ч до 45,5 млрд. квт-ч .

В.И. Ленин указывал, что «капиталистическое хозяйство «на войну» (т. е. хозяйство, связанное прямо или косвенно с военными поставками) есть систематическое, узаконенное казнокрадство » . Ассигнуемые фашистским правительством на военные цели миллиарды марок в значительной своей части оседали в виде всевозможных государственных субсидий, платы за военные поставки и т. д. в сейфах военных монополий. Организацию перекачки народных средств в руки монополий финансовая олигархия фашистской Германии возложила на своего опытного прислужника Яльмара Шахта. В августе 1934 года Шахт, уже успевший занять пост директора Рейхсбанка, был назначен Гитлером министром экономики, а затем 21 мая 1935 года генеральным уполномоченным военного хозяйства, которому было поручено направить на военные нужды все экономические ресурсы.

В буржуазной исторической литературе широкое хождение имеет версия, изображающая Шахта в качестве некоего фокусника, добывавшего чуть ли не из воздуха средства для финансирования гитлеровской программы вооружений . На деле финансирование вооружений осуществлялось за счет чудовищного ограбления рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии.

Важнейшим источником финансирования военных приготовлений являлись налоги и всевозможные сборы. По признанию самого Шахта, их сумма накануне войны ежегодно возрастала на 10 млрд. марок . Основными налогами в фашистской Германии являлись косвенные налоги, которые, как отмечал В.И. Ленин, представляют собой «самые несправедливые налоги, потому что бедным гораздо тяжелее платить их, чем богатым» . В то же время гитлеровское правительство значительно снизило налог с оборота, а в июле 1933 года издало специальный закон, который разрешал полностью или частично освобождать от налогов предприятия, связанные с производством военно-стратегических материалов. Вплоть до 1939 года в фашистской Германии не существовало никакого налога на прибыль.

Другим важным источником финансирования военных приготовлений фашистской Германии являлось использование неоплаченного труда миллионов безработных, а также юношей, загнанных гитлеровцами в рабочие лагеря и лагеря трудовой повинности. Лишь в первые годы фашистской диктатуры 4 млн. безработных были заняты на постройке стратегических автострад, пограничных укреплений и т. д.

Немаловажным источником военных ассигнований служил прямой грабеж гитлеровцами трудящихся масс. Гитлеровцы захватили все сбережения рабочих, находившиеся в кассах профсоюзов и примыкавших к ним организаций. Только в Немецком рабочем банке ими было присвоено 5 млрд. марок. Из 300 млн. марок, ежегодно поступавших до войны в фонд «трудового фронта» за счет принудительных сборов с рабочих, 120-150 млн. марок нацисты изымали и передавали военным монополиям . По официальным, то есть явно заниженным, данным, 1,49 млрд. марок принесли фашистскому правительству в 1933-1937 годах сборы с населения в фонд так называемой «зимней помощи» . За счет сокращения сумм, ассигнуемых на социальное страхование, гитлеровцы выделили на военные цели только в 1933-1937 годах 2,8 млрд. марок. Для строительства стратегических автострад из касс социального обеспечения было изъято еще 3,3 млрд. марок .

Крупным источником финансирования военного хозяйства являлась организованная Шахтом спекуляция с выпуском государственных беспроцентных векселей - так называемых мефо-векселей. Всего их было выпущено к началу войны на 12 млрд. марок. По существу мефо-векселя являлись своеобразной формой государственного займа с обязательством фашистского правительства погасить задолженность через пять лет. Конечно, гитлеровцы и не рассчитывали в будущем погасить обычным порядком свои долги. Все надежды они возлагали на подготовляемую ими грабительскую войну, которая бы заодно разрешила и все их финансовые затруднения.

В 1935 году фашистское правительство приступило к выпуску долгосрочных государственных займов. Миллиарды сбережений трудящихся и мелкой буржуазии, находившиеся в сберегательных кассах, превратились в облигации гитлеровского правительства.

Немаловажным источником финансирования военных приготовлений в фашистской Германии явился захват собственности трудящихся и мелкобуржуазных масс еврейской национальности. Лишь в ноябре 1938 года в форме так называемой «контрибуции» с еврейского населения Германии гитлеровское правительство захватило 1 млрд. марок золотом. Советский экономист И.М. Файнгар определяет стоимость еврейского имущества, присвоенного немецкими военными концернами, в 5 млрд. марок .

Наконец, непосредственно накануне второй мировой войны важным источником финансирования немецкой военной экономики стал грабеж гитлеровцами порабощенных народов Австрии и Чехословакии, а также зависимых от Германии в экономическом отношении стран Юго-Восточной Европы. Накануне войны гитлеровцы стремились закупить в этих странах как можно больше товаров, в то же время всячески затягивая платежи. В результате уже к 1937 году Германия задолжала Румынии, Венгрии, Болгарии и ряду других стран, по признанию Шахта, 500 млн. марок , а к началу войны - несколько миллиардов марок.

Милитаризация экономики и связанное с ней беспримерное ограбление трудящихся, превращение гитлеровцами всей Германии в огромный рынок принудительного труда обеспечили монополиям получение колоссальных прибылей. На примере фашистской Германии целиком подтвердились слова В.И. Ленина о том, что монополии «из ужасающих страданий масс, из пролетарской крови выколачивают чистое золото своих миллиардных доходов» .

Рост чистой прибыли концерна «ИГ Фарбениндустри» в 1932-1938 годах (в марках)

Прибыль военных концернов прямо и непосредственно зависела от величины военных заказов, предоставляемых им фашистским правительством.

Военные заказы правительства и прибыль концерна Круппа в 1932-1938 годах (в марках)

Годы Заказы для армии Заказы для военно-морского флота Общая сумма военных заказов Прибыль
1932-1933 7 201 000 2 124 000 9 325 000 6 507 078
1933-1934 26 859 000 26 025 000 52 884 000 12 256 430
1934-1935 33 456 000 28 364 000 61 820 000 60 361 350
1935-1936 32 289 000 47 657 000 79 946 000 90 523 720
1937-1938 85 168 000 32 737 000 117 905 000 112 190 050
1938-1939 99 965 000 45 352 000 145 317 000 121 803 791

Если в год прихода гитлеровцев к власти концерн Круппа не имел чистой прибыли, то за период 1934-1939 годов на дрожжах военных заказов она составила около 380 млн. марок . Чистая прибыль концерна «Ферейнигте штальверке» возросла с 1933 по 1937 год в 2,13 раза , концерна Маннесмана с 1933 по 1940 год - более чем в 5 раз .

Не отставали от военных концернов и крупнейшие банки. Так, даже по заниженным официальным данным, прибыль Дрезденского банка возросла с 1,6 млн. марок в 1933 году до 9 млн. марок в 1940 году.

За предвоенные годы значительно возросли дивиденды. Если в 1932 году в целом по Германии они составляли в среднем 2,83%, то в 1941 году - уже 6,62%. Фашистское правительство в 1934 году приняло даже специальный закон против «чрезмерных прибылей», согласно которому дивиденды не должны были превышать 6%, а излишняя сумма подлежала помещению в государственные займы. Ясно, что, предпринимая этот шаг, гитлеровцы и не помышляли об ограничении прибылей монополий. На деле закон носил глубоко демагогический пропагандистский характер.

Во-первых, в законе имелась весьма существенная оговорка: если к моменту принятия закона дивиденды превышали установленные 6%, они могли и впредь оставаться на этом уровне.

Во-вторых, и это главное, дивиденды не дают точного представления о прибыли монополий. «По сравнению с прибылями предприятий, - признавал фашистский журнал «Дас рейх», - дивиденды играют сейчас совершенно незначительную роль»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. С 60-х годов прошлого века в моду вошел стиль милитари, популярность которого не снижается уже полвека.

Одежда цвета хаки, камуфляжная расцвета вещей от сумок до автомобилей, милые вещицы в виде пуль.

Но так ли все безобидно, как кажется. Милитаризация – что это такое в жизни современного общества, каковы его причины – будем разбираться.

Слово происходит от латинского «militaris», что в переводе означает «военный» .

Человечество агрессивно само по себе и это доказывает череда нескончаемых войн, которые бушевали вплоть до изобретения ядерного оружия, которое стало ставшего инструментом сдерживания этой агрессии (гарантируя полное уничтожение всех и вся).

Сам по себе милитаризм — это постановка экономики и идеологии на военные рельсы.

Пустив все имеющиеся ресурсы на военные нужды, можно было достигнуть существенного превосходства над противником и гарантировать себе либо победу над ним, либо его бездействие, когда у него будут отнимать «нажитое непосильным трудом» (колонии, территории, ресурсы, влияние).

Имеется несколько определений понятия «милитаризм». Например, Брокгауз и Эфрон в своем толковом словаре указывают, что:

это – приспособление большинства государственных функций к цели получения военного превосходства.

Ожегов в своем словаре по примеру большинства советских социологов и политиков определяет милитаризм:

как политику увеличения военной мощи империалистических государств.

Она проводится для захвата чужих территорий и ресурсов. Примеры таких стран вы знаете.

Столь любимая многими Википедия говорит нам, что:

милитаризм - это идеология государства и психология народных масс, цель которой — захватнические войны. При ее внедрении наблюдается подчинение экономики интересам агрессивной внешней политики.

Но это не вся правда. Если одна страна наращивает свою военную мощь, то другие не могут сидеть и ждать, пока это мощь обрушится на них. Они начинают проводить ответную политику, которая в итоге приводит к гонке вооружений .

Например, есть страна, имеющая 10 авианосцев и 20 тыс. самолетов плюс военный бюджет в 700 миллиардов долларов. Но при этом говорящая о себе, как о гаранте мира и демократии.

Другие страны, против которых может быть направлена эта мощь, просто обязаны укреплять свою оборону. Но эта, уже вооруженная до зубов страна, начинает кричать про милитаризацию ее потенциальных противников и о том, что как это не хорошо.

Капая на мозг их граждан, она пытается убедить их, что военные бюджеты нужно раздать пенсионерам и страждущим. При всем при том, в этой стране больше всего процент бездомных, обездоленных и заключенных от общего числа населения. Какая трогательная забота о незащищенных слоях других стран. Не находите?

Милитаризация - что это

История Мира – это нескончаемая череда войн.

Стоит вспомнить Древний Рим и Спарту – государства, построенные по военному принципу. Но до изобретения пороха при простоте военного дела милитаризма не было. Он возник с появлением новой военной техники: мушкеты, артиллерия потребовали наличия постоянных армий.

Чтобы понять, что такое милитаризация и историю ее возникновения, обратимся к периоду правления Наполеона III во Франции . Именно его режим современники окрестили – «militarisme ». Слово это в переводе с французского означает «военный».

В отличие от своего знаменитого предка, решившего покорить Россию в 1812 году, особой славы он не снискал, зато втягивал страну во множественные военные конфликты в Европе, Азии и Америке. Чтобы воевать, в стране увеличивали численность солдат, объем производимого и закупаемого оружия и сырья для его создания.

Самые масштабные и кровавые мировые войны пришлись на XX век , когда в вооруженные конфликты оказались втянуты государства всех континентов. В результате во второй половине XX века страны поделились на два враждующих лагеря , вовлеченных в гонку вооружений: страны НАТО и Варшавского договора.

О победе в ней речи не шло. Но чтобы не проиграть, требовалось новое вооружение: ядерные боеголовки, самолеты, бронетехника.

Для их производства нужны денежные средства, рабочие руки, а главное – изобретатели.

Развитие военной мощи возможно, только когда на нее работает экономика, наука, социальные, общественные и политические сферы.

Милитаризация – это перестройка и приспособление всех отраслей жизни к следующим целям:

  1. Увеличение численности армии.
  2. Создание новых образцов оружия и военной техники.
  3. Увеличение боезапаса.
  4. Внедрение идеологии необходимости захватнических и оборонительных войн.

В зависимости от эпохи и страны, в которой милитаризм развивался в дальнейшем, он имел индивидуальные особенности. Но милитаризации страны присущ ряд общих черт :

  • При решении внутренних и внешних конфликтов прибегают к помощи военных формирований, делая ставку на насилие.
  • В обществе культивируют идею необходимости ведения войн с целью обороны или захвата новых территорий.
  • Среди населения разжигают национальные противоречия, и . Подчеркивается «богоизбранность» одного народа.
  • Существенное влияние на управление страной и общественную жизнь военной элиты.
  • Как пример , возьмем опять ту же страну с военным бюджетом, превосходящим в разы идущие за ней в гонке вооружений страны вместе взятые. Если кто забыл, то «самую миролюбивую» в мире (по их словам). По пунктам:

    1. Эта страна имеет 1000 военных баз по всему миру и участвовала она за последние полсотни лет в сотне военных конфликтов.
    2. Все войны ведутся во имя защиты интересов этой заокеанской страны (почему ее интересы распространяются на весь мир — выносится за скобки).
    3. Как сказал их предпоследний президент — они «исключительная (избранная) нация». Все, что они делают пахнет только фиалками.
    4. Пентагон (упс, проговорился) и два десятка других силовых ведомств лобируют рост военного бюджета и, по сути, манипулируют правительством и законодательной властью.

    И запомните главное — все это запрещено повторять (даже в малых дозах) другим странам. Почему? Сами подумайте.

    Влияние милитаризации на экономику

    Развитие милитаризации в стране без перенаправленности экономики невозможно. Это значит, постоянное увеличение бюджетных средств, расходуемых на оборонно-промышленный комплекс.

    В стране отстраиваются новые заводы по производству вооружения или перестраиваются старые. Следствием становится уменьшение ассигнований на развитие культуры, искусства, социальной поддержки населения. Увы и ах.

    К положительным моментам экономической милитаризации относится развитие целого ряда научных отраслей, связанных с производством объектов, необходимых для функционирования армии:

    1. Электроника.
    2. Ядерная физика.
    3. Информационные технологии и пр.

    Такой экономический скачок имеется при милитаристической экономике в краткосрочной перспективе не более 50 лет. Если далее производимое вооружение не поступает на экспорт, производительность экономики снижается, т.к. внутри страны изготовление большого количества оружия не окупается.

    Милитаризация – что это благо или вред? Никто не сможет дать точного ответа на этот вопрос.

    Человеческое общество не научилось без военного вмешательства, значит, страна должна иметь силы для защиты.

    Поэтому полный отказ от милитаризма невозможен, особенно для стран, имеющих , а значит, представляющих интерес для крупных корпораций мира.

    Хочешь мира — готовься к войне.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    Вам может быть интересно

    Что такое эмбарго простыми словами Будут ли выплаты детям войны к 75-летию Победы Что такое экспорт Конверсия - что это и ее виды (конверсия продаж, госдолга, промышленности) Апостиль - что это такое и где применяется (документы, справки, свидетельства) Что такое интервенция: понятие, виды и примеры Что такое квоты - в торговле, медицине, миграционной политике ВТО: расшифровка, назначение и участие России в ВТО Что такое ВВП простыми словами Суверенитет - это то, что делает государство государством Росгвардия: что это такое, назначение, законодательное регулирование

    С усилением государственно-монополистических тенденций неразрывно связана милитаризация экономики империалистических государств.

    В развитом виде милитаризация экономики типична лишь для эпохи общего кризиса капитализма с ее мировыми войнами. Она становится возможной потому, что государ-

    ственный аппарат используется монополиями для перераспределения национального дохода (прямые и косвенные налоги, государственные займы, контроль над распределением стратегического сырья и материалов и т. д.) с целью создания грандиозного военного хозяйства. Причина такой поистине «тотальной» милитаризации, образчиком которой могут служить Германия в 1933 - 1939 гг. и США после второй мировой войны, кроется в усилении основных противоречий современного монополистического капитализма. Крупнейшие корпорации настойчиво стремятся решить проблему сбыта за счет государственного военного спроса. Они глубоко заинтересованы в гонке вооружений, обеспечивающей им миллиардные сверхприбыли.

    Громадные расходы империалистических государств на военные нужды на известное время ослабляют остроту проблемы сбыта.

    Но объяснять милитаризацию хозяйства только экономическими причинами нельзя. Она неразрывно связана с общим курсом внутренней и внешней политики империалистических государств. Известно, что в итоге мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. многие монополии и в США и в Германии оказались одинаково заинтересованными в военных заказах. Однако тогда на путь форсированной милитаризации хозяйства стала гитлеровская Германия, подчинившая свою внутреннюю и внешнюю политику подготовке войны за мировое господство. После второй мировой войны главный вдохновитель милитаризации экономики - Соединенные Штаты Америки.

    Нужно ли говорить о том, что общественный строй, использующий в качестве средства «стимулирования» экономики производство орудий массового уничтожения, с точки зрения морали произносит сам себе смертный приговор!

    Но дело не в одной морали. Эта политика не только преступна, но в конечном счете и тщетна, ибо она не разрешает коренных противоречий современного капитализма.

    Увеличение военных заказов государства иногда представляет собой рычаг подъема общего уровня производства, в том числе и гражданского; оно может временно способствовать и некоторому росту зарплаты рабочих, особенно занятых в военной промышленности. Это имеет место, как правило, тогда, когда военное производство расширяется за счет, использования бездействующих мощностей и капиталов. Безработные, получившие работу в военной промышленности, увеличивают спрос на товары. Для удовлетворения этого спроса становится необходимым увеличение производства в других отраслях. Растет и спрос капиталистов, особенно если в расчете на возрастающие военные заказы они начинают расширять старые и строить новые предприятия, для кото-

    рых требуются строительные материалы, машины, оборудование.

    Именно на такой основе были использованы незагруженные производственные мощности в США в годы второй мировой войны. С 1940 по 1943 г. объем промышленной продукции здесь вырос на 90%, количество рабочих в обрабатывающей промышленности увеличилось на 70 %. Начало войны в Корее в 1950 г. также стимулировало рост промышленного производства в США. Но пример США показывает также противоречия и границы милитаризации экономики. Даже в годы второй мировой войны в США период одновременного роста военного и невоенного производства был кратковременным. Затем началось снижение выпуска продукции для невоенных целей. Задолго до конца войны сложилось положение, при котором гражданское производство исчерпало возможности роста и должно было сокращаться. С 1944 г. наблюдалось уже общее сокращение промышленного производства, так как рост выпуска военных материалов больше не перекрывал свертывания производства дляневоенных нужд. То же самое повторилось и в период корейской войны.

    Кратковременное стимулирующее воздействие милитаризации на общий рост производства объясняется и методами ее финансирования. В начальный период государство увеличивает военный бюджет не только за счет налогов, но и путем выпуска облигаций государственных займов, которые охотно приобретаются буржуазией, имеющей свободные денежные средства. Но затем бюджет все больше и больше обеспечивается увеличением налогов на рабочих и служащих. Рост спроса со стороны государства при таких условиях неизбежно сопровождается сокращением платежеспособного спроса населения, а это ведет к сужению рынка для гражданских отраслей.

    Насколько незначительны стимулы, создававшиеся гонкой вооружений в условиях послевоенной милитаризованной экономики США, видно из того, что за 1943 - 1957 гг. американское промышленное производство возросло только на 13%. Но и этот небольшой прирост отнюдь не объясняется влиянием одной милитаризации. Не меньшую роль сыграла необходимость массового обновления и расширения основного капитала промышленности и других отраслей хозяйства.

    Если в США общий объем производства в результате войны и милитаризации возрос, то в странах, территория которых была вовлечена в орбиту военных действий, экономические последствия войны и послевоенной милитаризации экономики были иными. Огромные военные расходы не только не ускорили, но затормозили послевоенный подъем экономики

    Франции и Англии. Хотя в процентном отношении к национальному доходу военные расходы в этих странах меньше, чем в США, но на их ослабленную экономику они ложатся гораздо более тяжким бременем. Военные расходы съедают те ресурсы, которые могли бы быть использованы для модернизации и расширения промышленности. Тем самым милитаризация ослабила конкурентную способность Англии и Франции на мировом рынке.

    Маркс писал о войне, что «в непосредственно экономическом отношении это то же самое, как если бы нация кинула в воду часть своего капитала» 2 . Но в те времена, когда Маркс писал об этом, даже в годы войны в бездонное море военных расходов не выбрасывалось такого количества материальных ценностей, какое ныне расточается в большинстве капиталистических стран в мирные годы. Ведь после второй мировой войны в империалистических государствах с наиболее милитаризованной экономикой военный бюджет ежегодно поглощает в среднем 10 - 15% национального дохода.

    Милитаризация хозяйства сопровождается сокращением производства для мирных целей, подрывает основу расширенного воспроизводства и неизбежно приводит в конечном счете к снижению общего объема производства. В то же время быстрый прогресс военной техники и связанное с этим быстрое «моральное изнашивание» современного оружия заставляют все время воспроизводить в массовом масштабе вооружение, которое через несколько лет становится непригодным и превращается в горы хлама и железного лома.

    Как бы ни была богата империалистическая страна, милитаризация создает перспективу постепенного истощения народного хозяйства. Она неизбежно замедляет темпы роста гражданских отраслей и всего хозяйства в целом. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить темпы роста производства после второй мировой войны в Англии и Франции, экономика которых сгибалась под непомерным бременем милитаризации, и в Западной Германии, где расходы на вооружение в течение ряда лет были несравненно меньшими. В Западной Германии промышленное производство росло значительно быстрее. Эта страна наиболее эффективно использовала возникшую в большинстве капиталистических стран нехватку основного капитала. Начиная с 1950 г. она развернула в больших масштабах экспорт машин, станков и оборудования, которые английские и французские заводы, занятые производством вооружения, не могли изготовлять.

    Милитаризация экономики вызывает невиданный рост налогового бремени. Государство покупает оружие и оплачи-

    Кроме налогов некоторую долю тех средств, которые правительство расходует на армию, оно собирает с помощью государственных займов. Облигации займов приобретают главным образом капиталисты. Ежегодно выплачиваемые казной проценты по займам служат важной статьей их доходов. Но, чтобы выплачивать капиталистам проценты и погашать займы, правительство должно взимать дополнительные налоги. Таким образом деньги, которыми буржуазия снабжает правительство, приобретая облигации государственных займов, возвращаются ей из карманов трудящихся не только полностью, но еще и с большим процентом.

    Неизбежный спутник милитаризованной экономики и ее важнейшее орудие - обесценение денег, или инфляция. Государство не может полностью покрыть расходы на армию и вооружение только за счет налогов и займов. Дефицит государственного бюджета покрывается отчасти выпуском бумажных денег сверх того количества, которого требует обращение. Кроме того, облигации государственных займов используются как платежные средства, как залог под ссуды, предоставляемые банками капиталистам, а это ведет к увеличению количества денег в обращении. Отсюда инфляция - обычное следствие войн и милитаризации экономики. В 1957 г. покупательная способность американского доллара была ниже довоенной в два раза, английского фунта стерлингов - в три, французского франка и итальянской лиры - в несколько десятков раз. В условиях инфляции рост цен обгоняет рост зарплаты, а это значит, что прибыли капиталистов увеличиваются за счет снижения доли рабочих в национальном доходе. Инфляция - средство перераспределения национального дохода в пользу монополий, ограбления трудящихся.

    Таким образом, военные расходы, в какой бы форме ни происходило их финансирование, в конечном счете всей своей тяжестью ложатся на широкие массы народа. Зато они служат обогащению крупных капиталистов.

    Милитаризация экономики ведет к тому, что расходы капиталистического государства на социально-культурные нужды (школы, высшие учебные заведения, больницы и т. п.) сокращаются до минимума. Она порождает деградацию культуры, разгул шовинизма, рост влияния военщины и бюрократии, попирающей все достижения буржуазной демократии, завоеванные в результате упорной борьбы трудящихся масс. Опасное последствие милитаризованной экономики - угроза войны.

    Начиная с данных за 2014 г. расчет ВВП будет вестись в соответствии с новой международной Системой национальных счетов (СНС) – 2008, сообщил Росстат.

    Два главных отличия СНС-2008 от прежней СНС-1993 – учет научных исследований и разработок (НИР) и военных расходов. Раньше НИР включались в промежуточное потребление, т. е. вычитались из стоимости произведенных товаров и услуг; теперь – включаются в потребление основного капитала, становясь активом многоразового использования. Подсчитать рыночную стоимость НИР оказалось сложно, признает Росстат: оценки сделаны «при принятии ряда допущений» и «в условиях весьма неполной информации».

    Аналогичные изменения претерпел учет расходов на приобретение военного оборудования многоразового использования. В СНС-1993 в состав основного капитала включались расходы только на те военные нужды, которые могли использоваться для целей гражданского назначения. В трактовке СНС-2008 большие системы вооружения (корабли, самолеты, танки) отнесены к основному капиталу, так как в мирное время способны «оказывать длительную услугу по сдерживанию агрессоров». В итоге объем ВВП 2014 г. возрастает на величину расходов на военное оборудование, указал Росстат.

    Одновременно с переходом на новую методологию Росстат завершил внедрение рекомендаций прежней СНС-1993 (см. врез) и в соответствии с ними пересчитал ВВП за 2011–2013 гг. Показатели предыдущих лет ведомство обещает пересмотреть позже. А данные за 2014 г. пересмотрены и с учетом отсутствовавших положений из старой методологии, и с учетом новой.

    В результате пересмотра номинальный объем экономики России в текущих ценах прибавил совокупно за 2011–2014 гг. почти 20 трлн руб., или 7,8% (см. график). Максимально – более чем на 9% – увеличился ВВП 2014 г.

    Добавка к ВВП

    В числе изменений – оценка стоимости жилищных услуг для собственников жилья, или так называемая вмененная аренда: сколько бы платил за аренду собственник жилья, если бы он его снимал. Теперь эти средства будут включены и в доходы, и в расходы собственников жилья. Потребление основного капитала теперь оценивается исходя из его текущей рыночной стоимости. Другие изменения связаны с учетом внешнеторговых операций в соответствии с новым руководством МВФ по платежному балансу – например, в чистый экспорт добавлена перепродажа товаров вне таможенной территории; также в ВВП включена оценка стоимости работ, выполняемых домашней прислугой.

    Изменения реальной динамики оказались не столь существенны: в целом за четыре года рост ВВП прибавил 0,2 процентного пункта, в том числе 0,1 п. п. – по итогам 2014 г.

    На СНС-2008, подготовленную под эгидой ООН, Еврокомиссии, ОЭСР, МВФ и Всемирного банка, в 2009–2014 гг. перешли Австралия, Канада, США, Мексика, Корея, Исландия, Норвегия, Швейцария, Новая Зеландия, Южная Африка, все страны Евросоюза. С конца 2014 г. по СНС-2008 рассчитывают ВВП все страны ОЭСР, кроме Турции, планирующей пересчет с 2015 г., и Чили с Японией, которые намерены перейти на новую методологию с 2016 г.

    По данным ОЭСР, в результате переоценки увеличение номинального ВВП в сравнении с 2010 г. в среднем по входящим в организацию странам составило 3,8%, от 0,2% – в Люксембурге, до 7,8% – в Корее. По данным статистического отдела ООН, в среднем по ОЭСР максимальным оказался вклад НИР, добавивший половину увеличения; на долю вооружений пришлось только 4,5% из общего прироста объема ВВП. Увеличение ВВП США в результате переоценки 2008–2012 гг. составило $430–560 млрд в год, примерно на 80% оно обусловлено пересчетом капитализации НИР.

    Влияние переоценки на динамику реального ВВП стран ОЭСР оказалось намного скромнее: от минус 0,1 до 0,1 п. п. в среднем за год за период 1992–2012 гг. Но на более коротком отрезке влияние переоценки выше: так, ВВП Великобритании она за 2008–2012 гг. добавила 0,5 п. п. в среднем за год. Спад Великобритании в 2009 г. с докризисного пика оказался 6%, а не 7,2%, а выход на докризисный уровень ВВП произошел почти на год раньше, чем предполагалось. В среднем по ОЭСР влияние переоценки на данные кризисного 2009 года также оказалось больше, чем в другие годы: спад 2009 г. составил 5,6%, а не 5,9%.

    На переоценку российского ВВП кризисного 2015 года также, скорее всего, максимальное влияние окажут военные расходы из-за наращивания выпуска в связи с внешнеполитической ситуацией, предполагает завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов. Но вряд ли вклад оборонки существенно сократит ожидаемый масштаб реального спада 2015 г. (3,7–3,8%, по прогнозу Минэкономразвития), полагает он. А вот повышение номинального ВВП может несколько улучшить сравнительное положение экономики России, считает Бессонов: оценка ВВП на душу населения по паритету покупательной способности исходит из номинального ВВП, все предыдущие годы он оставался заниженным из-за разницы в применяемых СНС. Правда, девальвация нивелирует эффект: сокращение размера экономики в 2014 г. в долларовом выражении и по прежней методологии, и по новой составило порядка 25%.

    Главной проблемой при переходе на новую методологию станет обеспечение сопоставимости данных прежних лет, считает Бессонов.

    
    Top