Минеральное питание. Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы Почвы самые лучшие

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И Борзова села Середниково»

Шатурского муниципального района Московской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ.

ОХРАНА ПОЧВЫ»

Учитель биологии:

Дупик В.А.

2017 год

Тема урока: «Минеральное питание растений. Охрана почвы»

Тип урока - урок общеметодологической направленности

Цели урока:

Дать представление о почвенном питании растений;

Формирование представления о круговороте веществ в природе и роли почв в нем;

Воспитание уважения к природным ресурсам.

Задачи урока:

1. Образовательная задача:

Формирование знаний о связи живой и неживой природы, об образовании и разрушении почвы; о значении минеральных и органических удобрений для развития растений, поглощении минеральных веществ корневой системой.

2. Развивающая задача:

Развитие познавательных умений (работа по данным схемам);

- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников;

Сформировать личностное отношение к изучаемому вопросу;

Развитие коммуникативных умений при работе в группах.

3. Воспитательная задача:

Воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;

Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи;

Воспитание самостоятельности принятия решений.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны узнать об особенностях минерального питания как основном процессе жизнедеятельности растений; значимости безопасного поведения в условиях загрязнения почвы.

Метапредметные:

Познавательные:

Анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

Проводить и описывать эксперименты, оформлять отчет и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные :

умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные:

Воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым;

Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Осознание значимости безопасного поведения в условиях загрязнения почвы.

Оборудование: мультимедийная презентация, разные виды почв, оборудование для проведения опытов по определению состава и свойств почвы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день. Хорошего дня и отличных оценок.

Ребята, обратите внимание, в стакане с водой стоит срезанное цветущее растение. Как вы думаете, на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? (Плод не образуется, растение погибнет.)

− Почему? (У растения нет корня, который всасывает воду и минеральные соли из почвы, почвы тоже нет.) –

Рассматривая тему «Строение корня» мы узнали, что корень имеет зону «корневых волосков». Число корневых волосков очень велико, что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски плотно соприкасаются с частицами почвы, что облегчает процесс всасывания воды с минеральными веществами.

Откуда же корень получает минеральные вещества?

Отвечая на данный вопрос, мы определим тему нашего сегодняшнего урока.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Игра “Узнай меня”

В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных. (Почва).

Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

Определяем тему урока.

Что можно назвать почвой? (Дать определение).

2. Разгадав, кроссворд «Состав почвы» мы ответим на вопрос: Каким особым свойством обладает почва?

Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микроорганизмы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

Что такое плодородие?

3. Рассмотрев раздаточный материал (пакетики с почвой), познакомимся с разными типами почв.

Групповая работа: У каждой группы на партах находятся три образца почв: №1, №2, №3 и таблица “Типы почв”. (Таблица №1).

Посмотрите разные образцы почв. По какому основному признаку различаются почвы? (Почвы разного цвета).

От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (№1)

Одинаковы ли почвы по составу? Используя увеличительное стекло, рассмотрите образцы почв и заполните таблицу “Типы почв”.

Таблица №1 «Разнообразие почв»

Определив типы почв, учащиеся дают краткую характеристику каждой почве (рассказ учащихся с комментариями учителя)

1. Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. (Показывают на карте, в какой природной зоне преобладают черноземные почвы.)

2. В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. Как вы уже отмечали, в данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах?

Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.(Показывают на карте зону лесов.)

3.Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Вы уже отмечали, что в этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах. Как вы думаете, почему?

На болотах много воды, и растения перегнивают плохо. Чтобы торфяные почвы можно было использовать, их осушают. На осушенное поле вносят удобрение. После такой подготовки на торфяной почве получают высокий урожай растений. На территории Шатурского района преобладают песчаные и супесчаные заболоченные почвы. Как правило это болотно - подзолистые почвы с разной по территории долей участия массивов торфяных болот.. Раньше эти болота осушались с целью получения торфа. На месте бывших торфоразработок выделены выработанные торфяники, малопригодные для сельхозугодий. Это заросшие мелколесьем участки с канавами, заполненными водой.

Наличие большого количества торфяников приводит к торфяным и лесным пожарам в летний период. Особенно сильные торфяные пожары отмечались на территории Шатурского района в , и 2010 годах . После сильных лесных и торфяных пожаров 2010 года, было принято решение территории торфяников затопить водой.

4. Физминутка.

Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

III. Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемы (объяснение учителя с элементами беседы).

Учитель: Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. А как вы думаете, почему? (Слайд 1)

Ученики: На почве растут растения, которые являются пищей для человека и животных. Даже если человек употребляет пищу животного происхождения, эти животные сами питаются растениями.

Дороже жемчуга и злата под ногами –

Земля, обычная земля, простая почва,

Людей ведь не накормишь жемчугами,

А хлебом, фруктами и овощами – точно.

Учитель: Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет? (проблемный вопрос).

Ученики: Исчезнут растения, животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Почва нужна для жизни, а жизнь не измеришь деньгами. Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека.

Учитель : Как вы думаете, а может ли в самом деле случиться такое, что почва вдруг исчезнет? (ответы учащихся).

Учитель: А какие причины могут привести к разрушению почвы? (ответы учащихся).

Основными причинами, ведущими к разрушению почв, являются ветер, вода, вырубка лесов, ядохимикаты и нерациональное использование земель. (Слайд 2)

Разрушение плодородного слоя почвы называется эрозией (в переводе с латинского «эрозия» означает разъедать ).

  1. В ыявление места и причины затруднения:

Ответы на какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Это вопросы, связанные с основными причинами и видами разрушения почв.

− Почему возникло затруднение? (Мы не знаем определение понятия «Эрозия почв»)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Разрушение почвы под влиянием ветра называется ветровой эрозией . (Слайд №3)

Учащиеся готовили дома сообщения с презентацией, Послушаем их сообщения.

1 Учащийся . Ветровая эрозия, или дефляция , сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количество пыли, что становится темно, как в сумерки.

Такие бури называют пыльными (или черными), они могут возникать в любое время года (Слайд 4) Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт.

Ветровая эрозия наиболее распространена в степных районах , где мало лесных насаждений.

Разрушение почвы водой называется водной эрозией (Слайд 5).

2 Учащийся . Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.) Везде, где есть хоть слабый уклон, вода смывает с него почти всю почву. После сильных дождей по земле текут мутные ручьи. Муть – не что иное, как частички почвы, смытые водой. На месте смыва, образуются огромные овраги.

3 Учащийся . Эрозия может наступить и при неправильной обработке почвы. (Слайд 6)

Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. Если они проложены по склону холма, то при дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя промоины, которые являются началом оврага.

Чтобы не происходил размыв почвы, склоны гор распахивают в поперечном направлении. (Слайд 7).

4 Учащийся . Ядохимикаты . Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор. Поэтому свалки наносят почве большой вред. (Слайд 8)

Применение на полях удобрений, пестицидов, различных видов отравляющих веществ для борьбы с вредителями сельского хозяйства приводит к накоплению этих веществ в почве. Далее эти вещества поглощаются растениями и попадают в наш организм.

5 Учащийся . Специалисты отмечают, что на пастбищах, где происходят массовые выпасы скота, тоже происходит эрозия почв.

Классический случай гибели земель произошел на острове Святой Елены, куда португальцы завезли коз. Через 300 лет размножившиеся животные буквально «обрили» остров. Почва разрушилась почти полностью, это примерно от 20 до 40 см плодородного слоя. Вам может показаться, что 300 лет это очень много.

В то же время, по подсчетам ученых, на восстановление плодородного слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет. Почва восстанавливается очень медленно.

  1. Первичное закрепление материала с комментированием

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами виды и причины эрозии почвы и поняли, что почва может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Почву нужно охранять!

Учитель: Правильно! Поэтому одной из важных задач человека является ОХРАНА ПОЧВ.

Давайте еще раз вспомним, какие причины разрушения почв мы сегодня узнали (учащиеся вспоминают виды эрозий и предлагают способы охраны).

1. Ветровая эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;(Слайд 10)

б) улучшение структуры почвы. (Слайд 11)

2. Водная эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;

б) правильная обработка почвы.

3. Ядохимикаты:

а) использование органических удобрений;

б) запрет применение на полях пестицидов, гербицидов и искусственных удобрений.

Чем чище почва, тем качественнее продукты, выращенные на ней. Примером получения экологически чистых продуктов является ООО ЭХ «СПАРТАК».

Сообщение ученика об использовании почв и удобрений в ООО ЭХ «СПАРТАК» (сообщение прилагается)

Слайды по почве и удобрениям ООО ЭХ «Спартак»

VII. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Для обобщения и повторения темы посмотрим презентацию исследовательских работ, которые подготовили учащиеся нашего класса.

Включение в систему знаний и повторение.

− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?

− Где эти знания могут быть использованы в жизни?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

− Итак, с чем вы познакомились? (С понятиями «питание растений», «корневое питание», «почва», ее роль в жизни растений, «удобрения».)

− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)

− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)

− Какой орган обеспечивает минеральное питание растений? (Корень.)

− Как вы открывали новые знания?

− Вы реализовали поставленную цель?

− Какой вид питания вы сегодня разобрали?

− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа – фотосинтез.

Домашнее задание: §15. Вопросы и задания в конце параграфа.


Разделы: Биология

Задачи урока.

  1. Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
  2. Развивать понятие о функциях листа.
  3. Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
  4. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока:урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы:проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ПЛАН УРОКА

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”

Какие вещества входят в состав растения?

Как минеральные вещества поступают в растение?

Какие органические вещества вы знаете?

Как они поступают в растение?

Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

Чем питание растений отличается от питания других организмов?

Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

В чем значение минеральных подкормок растений?

Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ(рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

“Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

Какие вещества необходимы растению?

Где они их берут в процессе питания?

Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

Обязательный уровень

(СЛАЙД № 15)

(СЛАЙД № 16)

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

Повышенный уровень

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20)

V. Дифференциальная самостоятельная работа.

Обязательный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
  2. Клетки корневого чехлика недолговечны.
  3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
  4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
  5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
  6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
  7. Почка – это зачаточный побег.
  8. Стержневая корневая система имеет один корень.
  9. Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

VI. Рефлексия.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...”.

Технологическая карта урока «Минеральное питание растений»

УМК «Биология 5-9 классы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г»


Выполнил: учитель биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Дмитриева» Тишина О.Ю.

2014 г.

Тема урока: «Минеральное питание растений»

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся делать логические выводы об особенностях минерального питания на основе имеющихся знаний об обмене веществ и органах растения;

Образовательная цель : раскрыть сущность понятия «минеральное питание» путем выявления особенностей строения и функций корня, познакомить учащихся с классификацией удобрений; раскрыть значение удобрений для роста и развития растений; изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений

Планируемые образовательные результаты :

Предметные

1. Научиться выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.

2. Учиться понимать биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.

Метапредметные

1 . Познавательные :

а. учиться строить высказывания;

б. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2 . Коммуникативные :

а. учиться слушать и понимать речь другого человека;

б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

в. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

г.учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

3. Регулятивные :

а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности;

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

    формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

    развивать познавательный интерес к предмету;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке : минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения.

Учащийся должен знать: значение минерального питания для жизни растений, правила внесения удобрений, влияние азота, калия, фосфора на рост и развитие растений; определения: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; классификацию удобрений.

Учащийся должен уметь: характеризовать процесс поглощения растениями раствора минеральных веществ, анализировать и обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения

Обеспечение урока : учебники, печатные тетради, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, таблица «Внутренне строение корня», коллекция минеральных удобрений.

Вид используемых на уроке ИКТ средств : технология презентаций

Методы обучения : проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения,личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, исследовательская, критического мышления.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Обеспечение мотивации учащихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).Актуализация субъектного опыта учащихся.

Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем живым организмам, которые отличают их от тел неживой природы. Какие свойства живых организмов вам известны?

Каких понятий не достаёт в этой схеме?

Что объединяет данные понятия? (работа со схемой)

К числу основных свойств организма относится и тот процесс, который вы легко сможете определить, просмотрев анимацию и постарайтесь назвать тему нашего урока. (демонстрация ЭОР№1)

Учитель добавляет, что речь пойдет также о питании растений, а именно, минеральном питании.

Запишите тему нашего урока « Минеральное питание растений». (запись темы урока в тетрадь)

    Сформулируйте проблемный вопрос к данной теме.

Каким же образом растение, у которого нет системы пищеварения, получает необходимые неорганические соединения?

На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке.

    Подумай, с чем нам нужно будет познакомиться на уроке.

Что для этого нам нужно будет знать?

Что такое питание? Его значение.

Питание - слово у каждого из вас на слуху, по несколько раз в день мы его слышим.

С чем ассоциируется у вас это слово?

Питание – это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. (запись термина в тетрадь)

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им признаки жизни; работают в парах; посматривают анимацию. Называют, что к числу основных свойств живого относится процесс питания; озвучивают тему урока «Минеральное питание растений»; записывают тему урока в тетрадь; формулируют проблемный вопрос, составляют план действий:

1.Определить

Особенности минерального питания растения

2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями.

3.Определить условия для лучшего функционирования корня

Отвечают на вопрос учителя.

Называют ассоциативные

слова, связанные с понятием «питание».

Познавательные: формулирование цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: учатся культуре общения, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах Л ичностные: смыслообразование и личностное самоопределение.

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала.

Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу.

Растения не имеют специальной пищеварительной системы: питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны.

Проанализируйте рисунок. (Демонстрация ЭОР №2)

С помощью, каких органов осуществляются питания растения? Какие виды питания характерны для растений?

Ответ запишите в рабочую тетрадь в виде схемы

Если самостоятельно не можете ответить, обратитесь к странице 82.

Каким образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Откуда поступает вода в растения?

Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы?

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения. Эта модель демонстрирует поступление растворенных веществ в растение или минеральное питание растений.

Выполните задание №55 в печатной тетради, стр.31

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображенному в учебнике на стр.83 (рис.65)

Объясните понятие «корневое давление».

Запишите в рабочую тетрадь определение корневого давления, пользуясь текстом на странице 93

Предположите, как экспериментально можно доказать наличие корневого давления.

Для подтверждения ваших действий посетим виртуальную лабораторию в электронном приложении, где выполним лабораторную работу по инструкции в электронном приложении «Корневое давление у растений».

Сделайте выводы (запись выводов в рабочую тетрадь)

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Подумайте, что измениться, если почву поливать холодной водой?

Мы убедились, что вода и растворенные в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

Как вы думаете, почему с давних времен человек с трепетом и заботой относится к почве?

Как вы понимаете термин «плодородие»? (запись термина в тетрадь)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года. Почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы восполнить недостаток элементов питания?

Что такое удобрения?

На какие группы делятся удобрения? Для работы по данному вопросу обратитесь к тексту учебника стр.84. Представленный материал отразите в виде схемы.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Изучают рисунок ЭОР

Работают с текстом учебника, находят ответ на поставленный вопрос, пишут его

Изучают модель растения, выполняют задания в тетради; высказывают свои предположения, находят термины в учебнике

Высказывают свои предположения;

выполняют виртуальную лабораторную работу

письменно делают выводы в тетрадь по результатам работы

высказывают свои предположения

Записывают определение термина в тетрадь

Работают с текстом учебника, составление схемы

Предметные :учатся понимать смысл биологических терминов, давать характеристику биологическим процессам.

Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся культуре общения, умению самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

Познавательные : учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Установление правильности и осознанности изученного материала.

Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?........... Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!(В. Жак)

Тестовое задание «Волна»

Начертите линию и отметьте на ней 10 отрезков.

Решите, правильны или неправильны суждения. Если суждение, верно, то волна идет сверху линии, если нет то снизу.

1.Растения являются автотрофами (+)

2. Питание растений бывает только почвенное (-)

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня. (-)

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.(-)

5. Клетки корневого чехлика недолговечны.

6. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.(+)

7.В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.(+)

8.Подействием корневого давления водные растворы опускаются вниз (-)

9. Удобрения делятся на органические и минеральные(+).

10. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения (-)

Учитель показывает получившуюся волну

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке

Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+».

Рефлексивный тест.

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в жизни.

    На уроке было над, чем подумать.

    На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

    На уроке я поработал(а) добросовестно.

Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок.

Закончить урок мне хочется русской пословицей: “Человек без родины, что дерево без корней”

Литература

Литература для учителя и для учащихся:

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. - 207

    Электронное пособие к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология». Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2013

    Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432с.: ил. (серия «Занимательные уроки»)

    Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.

Электронные ресурсы:

(коллекция ЦОРов федерального центра информационно образовательных ресурсов)

6 био - 16

Тема

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере :

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Вид урока:

комбинированный.

Форма работы

    лабораторная работа

    КОЗ

    Работа в группах

    фронтальная

Индивидуальная

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивационный момент.

    А что такое питание?

    Для чего организмам нужны питательные вещества?

    Энергия?

    Что является источником энергии для растений?

Питание - процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя - в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

    Каковы же особенности питания растений?

    В каких питательных веществах нуждается растение?

    Откуда растение берет неорганические вещества?

    А органические вещества?

    Почему у растений два способа питания?

    Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

    Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

    Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия . А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

    Что является органом почвенного питания?

Корень

Роль корня в почвенном питании растений.

    Каковы основные функции корня?

Удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

    Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Зона всасывания

    Каковы особенности ее строения?

Наличие корневых волосков

    Что собой представляют корневые волоски?

Это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

    Какой в этом смысл?

Зона всасывания использует для питания новые участки почвы

    Что произойдет если повредить корневые волоски?

Растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

    Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

Пересаживать растения с комочком почвы

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация , т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

    Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:

Удобрения

Органические: Минеральные:

2. Комплексные 1.Простые:

Торф - азотные

Навоз - калийные

Помёт - фосфорные

Перегной 3. Микроудобрения

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

Азот

    Для роста растения

    При недостатке азота замедляется рост растений.

    Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

    Сокращается вегетационный период.

    Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Калий

    Поддерживает водный режим

    Повышает морозо- и засухоустойчивость

    Повышает устойчивость к заболеваниям.

    Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

    Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Фосфор

    Ускорение развития и плодоношения

    Усиление роста

    корней

    Повышение
    зимостойкости

    Задержка цветения и созревания.

    Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

    При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений-фиолетовые оттенки.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

    Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

    Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

    А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

    Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

    Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

    Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Итоги исследования:

    Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

О бязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.

    На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

    На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

    У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

    На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

    Рефлексия

    Домашнее задание

Урок 37 6.02.2008

Минеральное питание растений.

Цель урока: сформировать понятие «минеральное питание растений».

Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,

расширить знания о почве, её значении для растений;

познакомить с основными видами удобрений;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

I. Организация внимания

Здравствуйте, ребята!

Тема урока: «Минеральное питание растений». Мы познакомимся с процессом поступления минеральных веществ в растение, видами химических удобрений, составом почвы.

II. Актуализация изученного.

Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.

Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:

  1. В схему «Химический состав растений» нужно вставить недостающие понятия.
  2. Некоторым из вас я предлагаю карточки с заданиями.
  3. Остальные ребята - ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!

Мы работаем по таблице.

  1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
  2. Какую зону корня я показываю? (чехлик)
  3. Какова его функция? (защитная)
  4. Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
  5. Какова её функция?
  6. Назовите эту зону корня. (деления, роста)

Проверим правильность заполнения схемы.

Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)

  1. Изучение нового материала.

(рассказ учителя)

Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.

Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:

АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.

Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.

Фосфор -способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.

Калий - участвует в обмене веществ растения.

Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название - микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.

1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.

2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают

3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.

Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.

(беседа)

1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода - такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.

2) Откуда поступает вода в растения?

(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)

3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)

(демонстрация компьютерной модели)

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.

Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.

Работа в тетради Задание №106 - «Минеральное питание - поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень».

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)

Работа с учебником. Корневое давление.

Именно корневое давление объясняет «плач растений» - появление сока на свежеспиленных деревьях.

Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

(ответы детей - из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)

Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

Посмотрите на экран. Перед вами - карта почв России. На территории нашей страны - несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ - черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.

Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.

Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?

Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.

Физическая пауза.

Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.

У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!

(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)

Заполнить схему.

Состав почвы

Почва - уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Органические -это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).

Минеральные - искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Демонстрация коллекции минеральных удобрений .

Удобрения производят путём синтеза на специальных химических предприятиях и одно из них находится в СК. Это хим.комбинат «Азот» г. Невинномысска - крупнейший производитель минеральных удобрений на Юге России.

Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее - в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.

  1. Закрепление изученного.

Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.

1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.

(тест) с проверкой на доске.

Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5

Кто не справился с одним заданием? - 4

3) № 110-заполните схему «Виды удобрений», № 111, №114

V. Домашнее задание . § 33, зад.№107, №112,

Итог урока, оценки за работу.



Top