Мир в начале 20 века япония. Превращение японии в великую державу

Глава 4. Япония.20 век

Япония после первой мировой войны

Первая мировая война серьезным образом повлияла на дальнейшее формирование японской экономики. Пересмотр договоров с западными державами, развитие внешних контактов, контроль Китая и Кореи - все это сделало Японию практически монополистом на азиатском рынке. После войны Япония активно вкладывала инвестиции в экономику других стран. Растущий экспорт послужил хорошим стимулом роста промышленности, темпы ее развития поражали: объем продукции вырос почти в два раза всего за пять лет. В развитии промышленности приоритет отдавался тяжелой промышленности. Война положительно сказалась на развитии крупнейших фирм, только обогатившихся за время военных действий: Мицуи, Мицубиси, Ясуда и другие. Вместе с тем резко ухудшилось положение рабочих и крестьян, недовольных ростом цен и увеличением налогов. По стране прокатилась волна так называемых рисовых бунтов. Хотя эти восстания были жестоко подавлены, одним из следствий «народного гнева» стала отставка правительства Тэраути, настроенного на ведение войны, и приход к власти нового правительства во главе с Хаара - лидером партии землевладельцев и крупных капиталистов. Также после бунтов развернулось массовое движение за всеобщее избирательное право, усиление которого заставило правительство пойти на уступки - был значительно снижен имущественный ценз.

На Парижской мирной конференции 1919 года Япония добилась официальной передачи в ее ведение всех тихоокеанских территорий, ранее принадлежавших Германии. Западные державы, рассчитывающие на поддержку Японии в борьбе с распространением коммунизма, согласились на эти требования. Япония согласилась участвовать в антисоветской борьбе и была в числе интервентов, вторгшихся на территорию Советского Союза в 1920 году. Однако Япония и здесь оставалась верна своим интересам: в Советском Союзе ее интересовал только Сахалин, дальше оккупации которого она не продвинулась. Сахалин находился в фактическом владении Японии вплоть до установления русско-японских отношений в 1925 году. Японский народ, в среде которого широкое распространение получили социалистические идеи, сочувственно относился к проблемам социалистической России, к тому же интервенция требовала напряжения сил от почти полностью истощенной страны. Недовольство политикой правительства назревало даже в армейских кругах, чье содержание было резко сокращено из-за отсутствия достаточного финансирования со стороны почти нищего государства, обладавшего, тем не менее, огромными амбициями.

Период 1920–1921 годов стал временем кризиса мировой экономики. Япония, чье экономическое развитие в этот период зависело от внешних связей, попала под удар, от которого долго не могла оправиться. Мировой кризис вызвал массовую безработицу. Кризис усугубился еще и тем, что после окончания войны Япония вновь потеряла свои позиции на азиатском рынке, куда вернулись западные предприниматели, чья продукция безусловно была лучше. Все эти обстоятельства были выгодны западным державам, особенно США, желавшим умерить японский аппетит в распространении своего влияния.

12 ноября 1921 года в Вашингтоне была созвана конференция, в которой приняли участие все страны Западной Европы, желающие разрешить спорные вопросы касательно тихоокеанских территорий. В результате этих переговоров были заключены соглашения, в значительной мере ослабившие позиции Японии. Установилось некое «равновесие» мировых держав, но Япония не была намерена мириться с новым положением дел. Не прошло и 10 лет, как она нарушила этот хрупкий тихоокеанский баланс.

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Глава 9 Япония Верования Вопрос 9.1Его звали Ниниги. Как звали его бабушку и куда и зачем она отправила внука?Вопрос 9.2Богиню Каннон называют Тысячерукой.Зачем богине так много рук?Вопрос 9.3Что такое в Японии «ин» и «ё»?Вопрос 9.4В виде каких геометрических фигур японцы

Из книги Вторая мировая война. (Часть II, тома 3-4) автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава одиннадцатая Япония Наступил момент, когда Японии предстояло сделать самый страшный и решительный шаг за всю ее многолетнюю и полную романтики историю.Летом 1940 года принц Коноэ оказал нажим на правительство Виши, чтобы получить разрешение на создание авиационных

Из книги Россия и Япония: стравить! автора Кремлев Сергей

Глава 8 Почему победила Япония и еще кое о чем... Почему победила Япония?Мы уже говорили о значении для судьбы страны национального характера ее народа. Так вернемся к вопросу о национальном характере японцев еще раз... И для начала вспомним, как на протяжении веков

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

автора Автор неизвестен

Глава 3. Капиталистическая Япония Мэйдзи Период после падения токугавского сёгуната стал периодом правления восстановленной власти императора. В исторической науке Японии он получил название «Мэйдзи». Политические изменения повлекли за собой перемены и в других

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Глава 4. Япония.20 век Япония после первой мировой войны Первая мировая война серьезным образом повлияла на дальнейшее формирование японской экономики. Пересмотр договоров с западными державами, развитие внешних контактов, контроль Китая и Кореи - все это сделало Японию

автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 20. Япония § 1. Революция МэйдзиОсновные изменения в социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя,

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 28. Япония § 1. Японское государство в период между двумя мировыми войнамиНовая политическая структура. Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно

Из книги Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз автора Городецкий Габриэль

Глава 9 Япония: дорога к Германии Неудачная позиция Советского Союза в отношении Югославии и карательная операция Гитлера на Балканах разбили мечты Сталина о советском влиянии в этом регионе. Хуже всего, что вырисовывалась реальная опасность, грозящая Советскому Союзу.

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Глава 2 ЯПОНИЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В Ямато, хотя существует много гор, только Кагуяма, которая сошла с Неба, совершенна по форме. Поднявшись на ее вершину, я посмотрел на землю: над землями под паром поднимается дым; с рисовых полей взлетают чайки. О, милая страна, острова

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Русско-японская война 1904-1905 гг. автора Левицкий Николай Арсеньевич

Глава III. Япония перед войной Непосредственно после войны с Китаем японская промышленность еще не носила характера крупной индустрии. К 1900 г. только одна треть японских предприятий пользовалась механической силой, а импорт вдвое превосходил экспорт. При этом более

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

ГЛАВА VI ЯПОНИЯ ПОД ОККУПАЦИЕЙ Подписанный 2 сентября 1945 года на линкоре «Миссури» акт о капитуляции Японии официально положил конец военным действиям между Японией и союзными державами, но он еще не означал прекращения состояния войны. Япония после подписания акта о

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 9 ТОТАЛИТАРНАЯ ЯПОНИЯ (1901–2045) Если Западные Тоталитарные двойники изучены и поняты еще очень и очень приблизительно, то Восточные Тоталитарные двойники освоены еще меньше. Что, впрочем, никак не позволяет нам замалчивать существование этого явления. Начинать

Из книги Шпионы, простофили и дипломаты автора де Толедано Ральф

ГЛАВА 8 В ФОКУСЕ – ЯПОНИЯ «В ночь на 18 сентября 1931 года, – писал Генри Стимсон, – вооруженные силы японской империи оккупировали стратегически важные города и поселки Южной Маньчжурии… Нет нужды доказывать, что широкомасштабная война на Тихом океане, вспыхнувшая у

Из книги Фрегат «Паллада». Взгляд из XXI века автора Граждан Валерий Аркадьевич

Глава 45. Гонконг и Япония Не будь нужды дипломатической и миссионерской, то Гонконг по временам средины 19 века был отнюдь не живописный прибрежный городок. Но опять же, вездесущие англичане узрели в этом уголке Китая опять-таки торгово-экономический кладезь. Сам же

Япония 19 век - наше время. История создания Японской Империи.

Во второй половине 18 столетия в водах вблизи японского архипелага периодически стали появляться суда России, Англии, США и Франции, которые противостояли за контроль над азиатскими колониями.

Правительство Японии продолжало курс изоляции и отвергало создание дипломатических связей с этими государствами. В 1825 году японская власть выпустила указы, целью которых было укрепление морской охраны, но не смогла долго противиться заграничному влиянию.

Падение сёгуната

В июне 1853 года к японским берегам подошел военный флот США под руководством Мэттью Перри, который принудил японцев получить послание президента США с призывом начать торговые отношения. Руководитель правительства Японии Абэ Масахиро гарантировал ответить через год и собрал для обсуждения этого требования совет аристократии. Однако к общему мнению по данному вомросу они не пришли, а то, что они были созваны, поколебало авторитет сёгуната. В январе 1854 года Перри снова приплыл к Японским островам и, запугивая вторжением, достиг принятия Японией условий США. В соответствии с договором, Япония раскрывала для американских кораблей два порта, и кроме того, разрешала создавать в них американские представительства и поселения. Спустя короткое время такие же соглашения были составлены с русскими (Симодский трактат), британцами и французами. В 1858 году правительство Японии вновь уступило европейским странам и подписало неравные контракты Ансэй, снимавшие с Японии таможенный суверенитет.

Японская гравюра с изображением Перри (в центре)

Вследствие политических поражений и инфляции в Японии образовалось протестное общественное объединение «Да здравствует Император, долой варваров!». Его руководство подверглось гонениям со стороны сегуната. Среди репрессированных были философы Ёсида Сёин и Токугава Нариаки. В отместку в 1860 году оппозиционеры убили начальника правительства, зачинщика репрессий, из-за чего авторитет сёгуната вновь упал.

Очагами выступлений против правительства являлись западные провинции Тёсю-хан и Сацума-хан. На фоне ксенофобских убеждений в 1863 году они начали симоносекскую и сацумско-британскую войны, но были разгромлены. Поняв, что Япония сильно отстает от Европы и США в техническом плане и, осмыслив угрозу колонизации, провинции принялись модернизировать войска и вести переговоры с домом императора. В 1864 году, для усмирения восставших, сёгунат предпринял первую карательную экспедицию против Тёсю и поменял его начальство. Но через год в провинции произошла революция, и оппозиционеры снова взяли власть в свои руки. В 1866 году, при поддержке Сакамото Рёма, Тёсю и Сацума создали тайную коалицию, задачей которой было свержения сёгуната и возрождение правления императора. Это помогло разгромить вторую карательную экспедицию, направленную сёгуном в Тёсю.

В 1866 году титул сегуна принял неопытный Токугава Ёсинобу. Вместе с тем после смерти императора Комэя на престол взошел его четырнадцатилетний отпрыск Мэйдзи. Сёгун стремился основать вместо сёгуната новое правительство, в котором состояла бы киотоская знать и провинциальные владыки, в котором сам стал бы премьер-министром. Для этого он отказался от титула сёгуна и 9 ноября 1867 года возвратил всю полноту правления Императору. Это использовал в своих целях анитисёгунатский союз, и 3 ноября 1868 года в одностороннем порядке создал новое руководство и от лица императора издал постановление о воссоздании правления императора. Сегунат Токугава был уничтожен, а экс-сёгун потерял власть и земли. Этим переворотом закончился период Эдо и пятисотлетнее главенствование самураев в японском правительстве.

Симоносекская война

Отречение Ёсинобу

Реставрация Мэйдзи, Япония 19 век

Выбрав в качестве образца европейскую судебную, законодательную и военную систему, правительство Японии основало Тайный совет, приготовило к утверждению Конституцию Мэйдзи и созвало сенат. Реставрация Мэйдзи преобразовала Японию в мировую индустриальную империю. После триумфа в японо-китайской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905) войне Япония гарантировала себе главенство на Японском и Жёлтом морях и захватила Тайвань, Корею и южный Сахалин.

Японская империя, Япония начало 20 века

В начале XX столетия короткий период демократии Тайсё уступил место милитаризму и экспансионизму. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, увеличив свою территорию и политический авторитет. В 1931 году, поддерживая курс на расширение территории, захватила Маньчжурию и основала марионеточную страну Маньчжоу-Го. После отчета Литтона в 1933 году Лига Наций осудила её поступки и Япония демонстративно вышла из Лиги. В 1936 году Японская империя подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией, а в 1941 году вошла в коалицию государств «Оси». В то же время Япония подписала Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, гарантируя территориальное единство и неприкасаемость Маньчжоу-Го и Монгольской народной республики.

В 1937 году Япония нападает на Китай, завязывая вторую японо-китайскую войну (1937-1945), после чего США устанавливают нефтяное эмбарго против Японии. 7 декабря 1941 года Япония атаковала Пёрл-Харбор и объявила о начале военных действий против США и Великобритании. После этого США втягиваются во Вторую мировую войну. Япония захватила Филиппины, Гонконг, и Малакку но в 1942 году потеряла превосходство на море из-за разгрома в сражении в Коралловом море. После сброса авиацией США атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года, и после вступления СССР в войну против Японии, 2 сентября 1945 года император принял акт о безоговорочной капитуляции.

Ядерный взрыв над Нагасаки

Последствия бомбардировки Хиросимы

Сражение в коралловом море

Атака на Перл Харбор

Послевоенный период - настоящее время

В 1947 году японское правительство издало новую конституцию, которая провозглашала либеральную демократию. Оккупация Японии союзными войсками прекратилась с подписанием в 1952 году Сан-Францисского мирного договора, а в 1956 году Япония вступила в ООН. Впоследствии в Японии произошел небывалый экономический подъем, который длился 40 лет и составлял приблизительно 10 % в год. В 1991 году прогресс уступил место экономическому упадку, который был преодолен только в 2000 году.

Токио, наше время

Жанр статьи - История Японии

Япония в первой половине XIX века

Япония вступила в XIX век типичным феодальным государством. Начиная с XVIII века страной управляла династия Токугава. Еще в 1603 году император Японии дал Токугаве Иеясу права сегуна (главнокомандующего). Реально власть императора носила номинальный характер, от его имени правил страной сегун (дословно «укротивший дикарей»). Верхний слой населения составляли самураи, второй слой — крестьяне, третий слой — ремесленники. Купцы считались более низким сословием.

Первыми европейцами, посетившими Японию в 1652 году, были португальцы. За ними появились англичане и голландцы. Японцы покупали у них огнестрельное оружие. Беспокоясь, что иностранцы закабалят страну, сегун с середины XVII века объявил Японию «закрытой страной».

Япония во второй половине XIX века

В 50-60-е годы XIX века Япония была вынуждена отказаться от политики самоизоляции. С другой стороны, феодалы, опасаясь народных выступлений, решили пожертвовать режимом сегуната под лозунгом восстановления императорской власти. В 1867 году 15- летний Муцухито был возведен на престол, и между южными князьями, действовавшими от имени императора, и сторонниками сегуна в 1868 году произошло вооруженное столкновение. Режим сегуната пал. Эти события вошли в историю Японии как революция 1868 года. В результате этой революции монархия в действительности стала буржуазно-помещичьей монархией.

В 1868-1873 годах были проведены буржуазные реформы. Отражая интересы помещичье-буржуазных кругов, эти реформы имели целью ликвидировать экономическую зависимость страны и создать условия для развития капитализма. В соответствии с реформой:

  1. Для предотвращения дробления страны были ликвидированы княжества и созданы префектуры, подвластные центру.
  2. Создана регулярная армия.
  3. В 1871 году была ликвидирована каста неприкасаемых.
  4. Самураям было дозволено осваивать любую профессию.
  5. Была определена свобода торговли.
  6. Ввели денежную единицу — иену.
  7. Резиденция императора была переведена из Киото в Эдо. Новая столица была переименована в Токио. Был открыт токийский университет.

В результате аграрной реформы 1871-1873 годов: 1) была ликвидирована земельная собственность князей и самураев; 2) земля стала объектом купли-продажи. В результате две трети пахотных земель оказались в руках помещиков, купцов и ростовщиков. Эта реформа создала условия для развития капитализма в деревне, ускоряя процесс расслоения в обществе.

После революции 1868 года стала развиваться промышленность. Специфика Японии заключалась в том, что, используя научно- технические достижения Западной Европы и США, был ускоренно осуществлен промышленный переворот. К концу XIX века промышленный переворот был близок к своему завершению. Государство за счет казны строило промышленные предприятия и продавало по дешевой цене частным владельцам. В 80-е годы XIX века образовались монополии Мицубиси, Ясуда, Фурукава.

После осуществления буржуазных реформ император, опираясь на армию европейского типа, подавил выступления самураев, пытавшихся сохранить свой прежний статус. Для укрощения массового народного движения в стране был издан закон “О защите общественного порядка». Полиция получила право разгонять народные выступления.

Для уменьшения недовольства в стране и предотвращения возможных демократических выступлений в 1889 году была принята Конституция. Император хотел этой Конституцией увековечить свою власть. По Конституции:

1) личность императора объявлялась священной и неприкосновенной;

2) созыв и роспуск парламента, принятие на работу и увольнение с работы высокопоставленных чиновников, объявление войны и заключение мира в качестве главнокомандующего — все эти функции император оставлял за собой. Верхняя палата состояла из назначенных императором депутатов, а нижняя палата избиралась (возрастной ценз — 25 лет);

3) парламент принимал законы и утверждал бюджет;

4) принятые парламентом законы вступали в силу только после утверждения императором.

Буржуазно-либеральные партии получали большее число мест в нижней палате парламента, составляя оппозицию правительству. Чтобы расколоть оппозицию, император включил в состав правительства представителей правящих партий.

Ограниченность внутреннего рынка Японии и нехватка сырья усиливали захватнические аппетиты страны. Первой мишенью стала Корея. В сентябре 1875 года по японским кораблям был открыт огонь с острова Канхва, и это стало поводом к войне. В Корею были отправлены японские военные отряды. В 1876 году был заключен договор в Канхве, по которому японцам предоставили неприкосновенность и право беспошлинной торговли. Корейские порты были объявлены открытыми для японцев.

Агрессия Японии против Кореи привела к осложнению отношений с Китаем. Заключением Тяньцзиньского договора 1885 года Япония выиграла время. Корейская проблема была решена в результате японо-китайской войны 1894-1895 годов.

Япония в начале XX века

В начале XX века японский капитал стал влиять на Китай и Корею. Одной из особенностей японских монополий было их развитие на основе ростовщическо-торгового капитала. Японский капитализм имел военно-феодальный характер.

В конце XIX — начале XX веков сформировались политические организации. По инициативе князя Ито в 1900 году была создана партия либерального толка «Сейюкай», а в 1901 году под руководством Сэн Катаямы образовалась социал-демократическая партия Японии.

Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке привела к ухудшению отношений между Россией и Японией. Аренда полуострова Ляодун Россией, строительство Восточно-Китайской железной дороги ещё более усугубили противоречия.

Заключенный в 1902 году англо-японский морской союз был подготовкой к войне с Россией. В январе 1904 года в корейском порту Чемульпо японский флот потопил русские корабли — крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». Так началась русско-японская война. Японская армия в августе 1904 года у Ляояна победила русских. В феврале 1905 года после 10-месячной осады пал Порт-Артур.

В феврале 1905 года под Мукденом японцы вновь одержали победу. В мае российская эскадра была потоплена в Цусимском морском сражении.


Международное признание

В начальный период эпохи Мэйдзи правительство делало упор исключительно на вопросах внутреннего развития. В связи с этим дипломаты направили усилия на обеспечение возможности пересмотра неравноправных договоров. Первоначально они сталкивались с противодействием иностранных партнеров, однако их позиция в диалоге с зарубежными странами по мере появления первых плодов реформы становилась все более сильной. В 1894 Великобритания согласилась отменить свои договорные привилегии, и вскоре ее примеру последовали другие государства.

К тому времени Япония почувствовала себя достаточно мощной державой, чтобы более энергично отстаивать свои интересы на материке, в частности в Корее, где ее основным соперником выступал Китай. По Симоносекскому договору 1895, Китай признал независимость Кореи и уступил Японии о. Тайвань. Лишь вмешательство России, Франции и Германии воспрепятствовало захвату Японией Ляодунского п-ова в южной Маньчжурии.

В течение нескольких последующих лет Япония наращивала вооружения. Обострялась конфронтация с Россией по вопросам контроля над Кореей и Маньчжурией. Заключение в 1902 англо-японского союза подтвердило тенденцию к укреплению международных позиций Японии. Переговоры с Россией в 1904 закончились провалом. Русско-японская война принесла выгодный договор, подписанный в 1905 в Портсмуте (шт. Нью-Гэмпшир, США). В соответствии с ним Россия признавала доминирующую роль Японии в Корее, передавала ей Ляодунский п-ов, а также уступала южную часть Сахалина и российские права в южной Маньчжурии.

Эти приобретения обеспечили Японии ведущее положение в Восточной Азии, что подтвердили события дальнейших 15–20 лет. Наглядным свидетельством стала формальная аннексия Кореи в 1910. После начала Первой мировой войны Япония объявила войну Германии, японские вооруженные силы захватили принадлежавшие немцам острова на севере Тихого океана. Япония атаковала также немецкие базы в китайской провинции Шаньдун, обнаружив, таким образом, предлог для предъявления в 1915 Китаю ультиматума (21 требование), который предусматривал не только передачу Японии прежних германских прав, но и предоставление дополнительных преимуществ по всей стране. На мирной конференции в Версале в 1919 Япония находилась в стане держав-победителей и, хотя китайское противодействие предотвратило формальное признание ее новых захватов на континенте, сумела закрепить за собой бывшие немецкие владения в Тихом океане и получить постоянное место в Совете Лиги наций. На Вашингтонской конференции 1921–1922 Китай был вынужден признать экономические интересы Японии в Шаньдуне, а соглашения с США и Великобританией по сокращению военно-морских вооружений делали Японию неуязвимой в западной части Тихого океана.

Либеральные 1920-е годы.

Во время Первой мировой войны в Японии происходил бурный расцвет промышленности. Расширилось производство текстильных товаров. Временное отсутствие европейской конкуренции создавало дополнительные перспективы для экспорта. Особенно быстрый прогресс наблюдался в судостроении, а также в добыче угля и черной металлургии.

В 1925 было введено всеобщее избирательное право для мужчин. Эта мера была законодательно одобрена под давлением новых политических организаций левого толка, появившихся в период укрепления позиций умеренных политических партий. Формирование профсоюзов в условиях послевоенной депрессии и распространение социализма под влиянием революции в России способствовали возникновению радикальных группировок. Коммунистическая партия Японии, созданная в 1922, была вскоре запрещена. Закон об охране порядка 1925 предусматривал десятилетний срок каторжных работ за революционную деятельность.

Реакционные настроения и Вторая мировая война.

Трудности, вызванные мировым экономическим кризисом, разразившимся в 1930, способствовали волнениям среди населения. Патриотические общества, объединявшие правых радикалов и молодых офицеров армии и флота, развернули кампанию против парламентской формы правления и «слабой внешней политики». В ноябре 1930 был застрелен премьер-министр Хамагути Юко. Другой премьер-министр, Инукай Ки, был убит в ходе неудавшегося мятежа в мае 1932. Третий чудом избежал смерти в феврале 1936, когда войска под руководством экстремистски настроенных молодых офицеров захватили центральную часть Токио. Политическая активность военных резко снизила авторитет партий и усилила влияние высшего командного звена в армии. Япония взяла новый курс в международных делах, первым проявлением которого стало вторжение Квантунской армии в Маньчжурию в сентябре 1931. В 1932 эта китайская территория была превращена в марионеточное прояпонское государство Маньчжоу-Го. Между тем вооруженные силы продолжали настаивать на дальнейшей экспансии, что вылилось в полномасштабные боевые действия в 1937. В следующем году Япония оккупировала наиболее важные и самые населенные районы Китая.

Нападение на Китай привело к ухудшению отношений с США, Великобританией и СССР. В 1936 Япония заключила пакт с Германией, а в 1940 вступила в Тройственный союз с Германией и Италией. Политические партии Японии были распущены в 1940, их место заняла Ассоциация поддержки императорского правления. Пакт 1941 о нейтралитете с СССР и последовавшее за его подписанием нападение Германии на Советский Союз устранили опасность с севера. Все эти дипломатические события породили в стране настойчивые требования вторжения Японии в Юго-Восточную Азию с целью создания т.н. Великой сферы сопроцветания в Восточной Азии под эгидой Японии. Этому плану могло угрожать лишь противодействие со стороны США. В результате после длительных безуспешных попыток обеспечить нейтралитет во взаимоотношениях с США дипломатическим путем при премьер-министре Тодзио Хидэки было принято решение об устранении этой угрозы путем нападения на американские объекты в Тихом океане. Первым объектом (7 декабря 1941) стала военно-морская база Пирл-Харбор на Гавайских о-вах. Первоначально японские войска действовали успешно и в течение нескольких месяцев расширили зону оккупации до индийской границы и австралийского побережья, распространив свой контроль на половину акватории Тихого океана.

В июне 1942 передовой отряд японских кораблей был остановлен у атолла Мидуэй и после ожесточенного сражения был вынужден отступить. Начиная с 1943 военно-морские операции под руководством американского адмирала Честера Нимица клином разделили центральную часть Тихого океана, что позволило союзникам к середине лета 1944 занять Марианские о-ва. В конце 1942 японское продвижение в южной части Тихого океана было остановлено у Новой Гвинеи и на Соломоновых о-вах, а в следующем году вооруженные силы под командованием генерала Дугласа Макартура уже теснили противника в обратном направлении. Американская армия высадилась на Филиппинах в октябре 1944. Весной 1945 была возвращена Бирма, а захват Окинавы стал прологом к разгрому японских вооруженных сил. В августе 1945 американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Япония, изнуренная морской блокадой и деморализованная бомбардировками, согласилась на безоговорочную капитуляцию.

Япония после 1945.

Когда война закончилась, страна лежала в руинах. Мишенями для американских бомбардировщиков служили 90 городов, 20 из которых были разрушены более чем наполовину. Хиросима и Нагасаки были буквально стерты с лица земли. В результате авиационных налетов были убиты или ранены примерно 8 млн. человек и уничтожены 2,5 млн. жилищ.

Американское присутствие в стране началось с принятия широкомасштабной программы преобразований в социальной и политической областях. Среди важнейших мер были аграрная реформа, приведшая к созданию многочисленного слоя землевладельцев, принятие трудового законодательства, разрешившего деятельность профсоюзов, и роспуск гигантских промышленных и финансовых корпораций дзайбацу, которые контролировали довоенную экономику.

Японцы приступили к выполнению задачи экономической реконструкции, получая помощь от США в виде технологий, капиталовложений, продовольствия и сырья. По мере экономического роста для Японии все более важным становился доступ к внешним рынкам. К концу 1950-х годов были подготовлены условия для экономического рывка. Стратегической целью было не создание новых отраслей промышленности, а развитие уже существующих перспективных отраслей. Для этого копировались современные технологии или покупались лицензии.

В области внутренней политики управление страной взяли на себя довоенные консервативные партии под руководством бывшего дипломата Сигэру Ёсиды. Когда новые радикальные профсоюзы стали оказывать давление на руководство компаний и пригрозили проведением всеобщей забастовки 1 февраля 1947, вмешался Д. Макартур, приказавший Ёсиде провести в апреле 1947 всеобщие выборы. Социалистическая партия Японии считалась тогда ведущей, но сумела завоевать меньше трети мест в парламенте. Лидер социалистов Катаяма Тэцу сформировал коалиционный кабинет совместно с правоцентристской Демократической партией. Коалиционное правительство пало в начале 1948, когда ему отказало в поддержке правое крыло демократов. Новый блок под руководством лидера Демократической партии Хитоси Асиды распался в конце 1948, после ставших известными фактов подкупа Асиды и других правительственных чиновников. На проведенных после этого выборах убедительную победу одержала Либеральная партия Ёсиды. Последовавшее слияние либералов с демократами, в результате которого в 1955 была создана Либерально-демократическая партия, привело к установлению монополии консерваторов на власть, которая просуществовала до 1993. Ослабление влияния социалистов явилось отражением изменений в американской политике на Востоке. Первоначально администрация США стремилась создать демилитаризованную Японию. Однако из-за ухудшения советско-американских отношений после 1945, китайской революции 1949 и начала Корейской войны в 1950 они увидели в Японии союзника, который способен помочь США отстаивать свои интересы в западной части Тихого океана.

В 1951 в Сан-Франциско был подписан мирный договор, формально прекративший состояние войны между США и Японией. Нерешенными остались проблемы, связанные с оккупацией Соединенными Штатами островов Бонин и Окинава, японский суверенитет над которыми был восстановлен соответственно в 1968 и 1972. В 1952 был заключен отдельный договор о взаимной безопасности, согласно которому США брали на себя обязательство защищать Японию в случае нападения в обмен на использование американцами военных баз на ее территории.

В 1960 премьер-министр Икэда Хаято обнародовал планы троекратного увеличения национального дохода к концу десятилетия. Встреченная с изрядной долей скептицизма, эта цель все же была достигнута. Другим успехом десятилетия стало проведение Олимпийских игр 1964, способствовавшее строительству сверхскоростной железной дороги между Токио и Осакой и сети первоклассных автомагистралей.

1970-е годы оказались более сложным десятилетием. Стоимость бензина, электроэнергии, пластмасс и многих других продуктов поднялась настолько, что в 1974 в первый (и единственный) раз в послевоенный период национальный доход не увеличился, а уменьшился. Был принят ряд энергосберегающих мер, благодаря которым компании удержали цены и сохранили жизненно важные экспортные рынки. Во второй половине 1970-х годов национальный доход увеличивался ежегодно в среднем на 5%.

В 1974 страну потряс политический скандал, связанный с деятельностью американской авиастроительной фирмы «Локхид». Премьер-министр Какуэй Танака получил от этой компании крупную взятку в связи с закупкой самолетов авиакомпанией «Ол ниппон эруэйз». После ареста Танака формально вышел из ЛДП, но сохранил свое место в палате представителей и продолжал руководить крупнейшей фракцией в партии. Скандал вокруг «Локхид» обусловил уменьшение числа избирателей, поддерживавших ЛДП на выборах в органы власти в 1970-е годы.

Важным политическим шагом стало установление дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой в 1972, а затем и подписание договора о мире и дружбе в 1978.

В 1980-е годы экономика Японии продолжала расти быстрыми темпами, хотя и медленнее, чем в 1970-е годы. В значительной мере этот процесс был обусловлен дальнейшим расширением экспорта, особенно в США, в объемах, существенно превосходивших прирост японского импорта. Приток денег из-за рубежа, явившийся результатом внешнеторговых операций, обеспечивал банкам Японии твердое положение в международных финансовых сферах и позволял японским инвесторам активно приобретать собственность за границей. В атмосфере «легких» денег корпорации давали огромные средства ведущим функционерам правящей ЛДП, часто устраивая выгодные сделки с ценными бумагами. Один такой эпизод в 1984–1986 вызвал публичный скандал, в который были вовлечены лидеры всех крупных фракций ЛДП, включая как действовавшего премьер-министра Нобору Такэсита, так и его предшественника Ясухиро Накасонэ. Общественное негодование по этому поводу, связанное с подкупом должностных лиц, вынудило Такэсита уйти в 1989 в отставку, и его сменил Сасукэ Уно, лояльный представитель фракции Накасонэ. ЛДП при Такэсита успела ввести общегосударственный потребительский налог, против которого решительно выступали оппозиционные политические силы, в том числе крупнейшая женская организация страны «Союз домохозяек» и Социалистическая партия во главе с Такако Дои. В результате на токийских муниципальных выборах в начале июля ЛДП потерпела поражение, а на промежуточных выборах в сенат в конце июля 1989 социалисты получили преимущество над ЛДП. В итоге Уно пришлось уйти в отставку, и его сменил Тосики Кайфу.

В 1991 Кайфу оставил свой пост из-за проблем, связанных с реформой избирательной системы. Несмотря на отставку с должности министра финансов в 1988, премьер-министром стал Киити Миядзава. Скандалы, из-за которых Син Канэмару сошел с политической сцены, привели к падению правительства Миядзавы и крупной неудаче ЛДП. Когда Канэмару был оштрафован на небольшую сумму за получение 4 млн. долл. в качестве незаконного пожертвования от транспортной компании, контролировавшейся якудзой (организованными преступными кругами), негодование общественности вынудило его в октябре 1992 отказаться от депутатского мандата. На всеобщих выборах в июле 1993, проведенных по инициативе Миядзавы, ЛДП потерпела поражение. Семь оппозиционных партий образовали альянс, покончивший с 38-летней монополией ЛДП на власть. В августе 1993 основатель Новой партии Японии Морихиро Хосокава возглавил правительство, а Такако Дои была избрана спикером палаты представителей.

Во время своего десятимесячного пребывания на посту премьер-министра Хосокава в январе 1994 добился принятия компромиссного законопроекта, предусматривавшего ограничения на финансирование корпорациями отдельных кандидатов, и заменил многомандатные избирательные округа нижней палаты одномандатными с пропорциональным представительством. Дезертирство нескольких членов его команды и жесткая оппозиция вынудили Хосокава подать в отставку в апреле 1994. Премьер-министром стал бывший министр иностранных дел Цутому Хата. Правительство Хаты находилось у власти два месяца. В июне 1994 еще один альянс, состоявший из бывших противников – ЛДП и Социал-демократической партии, поддержал кандидатуру лидера социалистов Томиити Мураямы на пост премьер-министра. Осенью того же года специальная сессия законодателей приступила к пересмотру границ избирательных округов.

В начале 1990-х годов Япония находилась на вершине процветания и экономической мощи. Однако ее положение нельзя было назвать прочным. Азиатские соседи, особенно Южная Корея и Тайвань (примеру которых следовали Таиланд и Малайзия), превратились в крупных производителей продукции с низкой себестоимостью, включая телевизоры, персональные компьютеры и автомобили, т.е. тех самых товаров, которые обеспечивали успех японскому экспорту с 1970-х до середины 1980-х годов. Чтобы адаптироваться к новым условиям, японская промышленность сосредоточила усилия на таких передовых и технически сложных изделиях, как оптические средства связи, биотехнология, телевизоры с высокой четкостью изображения, суперкомпьютеры, чипы с большим объемом памяти, самолеты и космические транспортные средства.



Министерство общего и профессионального образования

Ростовский Государственный Университет

Реферат на тему:

Япония. XX век.

Выполнила: студентка II курса 2 группы

факультета философии

отделения культурологии

Ростов-на-Дону

Все японцы незаурядные художники

Все японцы сочиняют стихи

Все, все дышат загрязненным воздухом

Все японцы едят отравленную рыбу

Все японцы любят пользоваться мечом

Совершенно верно! Однако всё же не все!

Ику Такэнаки

1. Введение........................................................................................................ 3

2. Особенности и социальные последствия НТР............................................. 4

3. Япония и Запад.............................................................................................. 5

4. Средства массовой информации.................................................................. 8

5. Литература..................................................................................................... 9

6. Творчество и копирование........................................................................... 11

7. Взаимоотношения........................................................................................ 12

8. Религия......................................................................................................... 14

9. Заключение.................................................................................................. 16

10. Список используемой литературы.............................................................17


Введение

На протяжении многих веков Япония обращала на себя пристальное внимание Запада. Но только в последнее время стало возможным изучить жизнь этой, довольно закрытой, страны изнутри. И этим немедленно стали пользоваться, так как в XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Но, начав изучение, стало просто невозможным остановиться, закончить – все время приходиться продолжать, ибо многое остается и, по-видимому, так и останется неизученным.

В данном реферате я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, в котором она находится в последнем веке второго тысячелетия.

Особенности и социальные последствия научно-технической революции в Японии

Научно-техническая революция в Японии совпала с переходом от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь по сравнению с большинством индустриально развитых стран и совершался ускоренными темпами, так как Японии не нужно было проходить последовательно все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход по-иному, в соответствии с особенностями своего исторического развития.

Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.

В обстановке НТР, развернувшейся в мире особенно широко в 50-60 годы, задача преодоления Японией технической и технологической отсталости была очень сложной. Решение этой задачи на национальной основе потребовало бы значительного времени и огромных материальных и денежных затрат. Поэтому Япония пошла по другому пути – по пути импорта научно-технических знаний (патентов, лицензий и т. п.). Следует отметить, что Япония заметно опередила другие страны по части внедрения импортируемых достижений, научно-технической мысли и технологических навыков.

Начало использования иностранного опыта относится к 50-м годам, когда в Японии стали развиваться отрасли промышленности. В 60-е годы в связи с переоборудованием промышленности на основе новой техники импорт иностранных технических знаний еще больше вырос. Хорошие результаты научно-технических исследований в Японии меняют соотношение собственно японских и импортных научно-технических достижений, внедряемых в японскую промышленность и в конце 60-х годов Япония не только закупает, но и экспортирует научно-технические достижения. Основным источником финансирования научных исследований являются средства монополий.

Япония заметно опередила западноевропейские страны и лишь немногим уступает США по числу научных работников. Большую роль в деле подготовки научных и инженерно-технических кадров сыграло повышение общеобразовательного уровня. В Японии обязательным является девятилетнее образование (шесть лет в начальной школе и три года в неполной средней). Полное среднее образование в Японии – двенадцатилетнее.

При рассмотрении общей картины НТР в Японии нельзя не отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, несмотря на внимание практически ко всем направлениям развития науки и техники, наибольшие силы и ресурсы концентрируются лишь в ряде определенных областей, играющих роль своего рода ключевых звеньев в научно-техническом и экономическом развитии страны.

Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.

Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются силы и ресурсы не только самой Японии, но и лучшие достижения мировой научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.

Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.


Япония и Запад

Прагматический подход к японской культуре как одному из основных популярных факторов успеха Японии в конкурентной борьбе с Западом стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес к Японии на Западе был велик и раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и в область практики.

В конце 60-х – начале 70-х годов резко возрос интерес японцев к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.

Казалось, будто бы некая бацилла вызвала настоящую эпидемию, и эпидемия эта – одна-единственная тема для разговора. Сначала она под названием «нихонрон» («дискуссия о Японии»), позже - «нихондзинрон» («дискуссия о японце»). Но «нихондзинрон» уже давно означает не одну лишь «дискуссию о японце». В Японии некоторые понятия зачастую настолько эмоционально перегружены, что выходят за пределы своего первоначального смысла, их связывают с таким множеством значений, что в конце концов теряется их определенность. Из-за такой расплывчатости ими становится легче манипулировать. Их всегда можно использовать по любому поводу. Под «нихондзинрон» подразумевается размышление о своеобразии японского народа, о его неповторимости, которая предлагается в качестве аксиомы. Под влиянием средств массовой информации дискуссия о неповторимости превращается в общенациональный психоз. Япония сама себя открывает, и японцы призывают японцев открыть Японию. «Discover Japan!» («Открывай Японию!») – призывают многие красочные плакаты на английском (не на японском) языке. «Открывай Японию!» – призывают по-английски японцы японцев.

Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное», присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.

В культурологических теориях общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».

В основе «культуры стыда» – реакция на критику других и боязнь внешних санкций; ее можно считать экстравертной «культурой внешних переживаний». В «культуре вины» поведение человека оценивается им самим на основе универсалистских ценностей, усвоенных и ставших затем нормой для его внутренней оценки своего поведения и переживаний.

Предложенная Р. Бенедикт типология вызвала бурную реакцию, не утихающую до сих пор. Ее обвинили в «христианской заносчивости» и «высокомерии», поскольку «культуру вины» она поставила выше «культуры стыда». Особенно остро Бенедикт критиковали за неверное понимание ею природы стыда и вины, их иерархии и направленности в японской культуре.

Можно составить схему некоторых черт японской и западной культуры.

Западная культура

Японская культура

объективная

субъективная

аналитическая

синтетическая

логическая

нелогическая

противоречивая

непротиворечивая

неопределенная

безличная

дальновидная

недальновидная

общественно мыслящая

фракционно мыслящая

предпочитает контракт

предпочитает нечеткое соглашение

уважающая частный мир

вторгающаяся в частный мир

по происхождению пастушеская

по происхождению земледельческая

монотеистическая

анимистическая

абсолютная

релятивная

интеллектуальная

эмоциональная

аргументационная

гармоничная

культура далеких отношений

культура близких отношений

экспансионно мыслящая

миролюбивая

конкурентная

предпочитающая кооперацию

нетерпимая

терпимая

милосердная

эгоцентристская

конформистская


Здесь в оппозиции типических черт западная культура представлена как общее понятие, охватывающее разные культуры Западной Европы и Америки и игнорирующее их истинную динамику и социальную неоднородность, столь же статично и исторически и социально недиффиренцированно выглядит в этой типологии и японская культура.

В исследованиях культурологов-японоведов существуют некоторые недостатки, которые следует отметить:

1. Многие из них игнорируют историческую динамику культуры. Национальная культура предстает как статичная целостность.

2. Диалектика отношений субкультурных уровней игнорируется. Культура едина для всех классов, слоев и групп.

3. Неадекватное использование методов различных наук (психологии, лингвистики и т.п.) для объяснения социальных явлений позволяет полностью включить их в сферу культуры.

Средства массовой информации

Телевидение, радио и печать Японии по справедливости считают одними из самых развитых в мире.

Телевидение, являясь самым «молодым» из средств массовой информации (первые передачи начались в 1953 году), тем не менее и самое распространенное. Постепенно происходит «телевизация» японского общества, которую трудно переоценить. Речь идет о том, что возникают необходимые и достаточные условия для индивидуального использования телевидения. Появление в доме второго, третьего приемника не разрушает правил телесмотрения, особенно ритуализированных в японских семьях, чей образ жизни несет на себе сильное влияние японской культуры. Авторитет и власть членов семьи, кому ранее принадлежало высокое право первенствовать в выборе телепрограмм остаются при этом незыблемыми. Однако теперь уже могут быть реализованы запросы и удовлетворены интересы других членов семьи.

С помощью телевидения в Японии, как и в других странах, пропагандируются и внедряются в массовое сознание многосложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм, отражающих мировоззрение и интересы правящих классов Японии.

Со стороны «предложения» японское телевидение носит с принципе развлекательный характер. Разумеется, ряд программ нельзя назвать монофункциональными. «Чистое» развлечение весьма сложным образом комбинируется с возможностью эмоциональной разрядки, отдыха, мелодраматического переживания. Идентификации со звездами телеэкрана (квазиобщение). В развлекательные программы также встраиваются какие-то рациональные элементы и т. д. Аудитория должна жить так же, как она жила, ее не следует выводить из состояния пассивности. Щекочущее возбуждение становится заменителем глубоких нравственных и эстетических переживаний. Отсюда прямой путь к совращению аудитории.

Однако, помимо развращающей функции радио и телевидения есть и другая – обучающая.

Характеристики японского учебно-образовательного телевидения и радио:

1. Полифункциональность (передачи, выполняющие прямые обучающие функции и передачи, ставящие своей целью расширить кругозор.

2. Многоадресность (трансляция для различных слоев населения).

3. Многожанровость.

Можно отметить некоторые учебно-воспитательные функции:

· возбуждается интерес к обучению, стимулируются воображение и умственные способности детской и школьной аудитории

· готовится почва для восприятия и понимания общественной жизни

· развивается логическое мышление, ускоренным способом связываются разрозненные впечатления и факты действительности

· стимулируется музыкальное восприятие

· расширяется диапазон знакомства с образцами, эталонами мирового и национального искусства и закладываются основы его правильного с точки зрения законов эстетики понимания

· развиваются навыки общей аудиовизуальной культуры и способности к пониманию ее современных средств и языка.

Литература

Массовая культура, средства массовой коммуникации (масукоми ) – телевидение, радио, кино, газеты, бестселлеры – факторы, существенно влияющие на жизнь современных людей, их психологию, причем роль этих факторов возрастает. В таком контексте возникает «массовый характер», а в литературе – «массовый читатель».

Читателю в истории японской литературы традиционно отводилась значительная роль: он должен мгновенно улавливать цепь ассоциаций, задуманных писателем или поэтом, разбираться в сложной системе канонизированных образов, знать японскую и китайскую философию, историю, мифологию – словом, быть моносири – «знающим, обладающим знанием вещей». Комментарии, неотъемлемая часть классического текста, также были адресованы читателю, создавая дополнительный смысл, раскрывая в подробностях детали произведения, воссоздавая аллюзии. Канонические жанры Японии, существующие и сегодня, при строгой клишированности, формальности допускают и самую широкую для читателя свободу интерпретаций. Для личности читателя характерно просветленное отношение к произведению и соучастие в творческом акте. Кроме того, читая, например, антологии, в которых были собраны наиболее выдающиеся произведения, иногда за несколько веков, он проходил школу высокого вкуса.

В современной литературе главную роль играют бестселлеры. А наибольшее внимание читателя привлекают темы (по убывающей): «любовь и смерть», «смех», «образование», «Япония и японцы», «страх», «традиции», «молодежь», «неуверенность в себе», «старость».

Все, что «трогает сердца», всегда было популярно среди японцев, художественный эффект достигается в таких произведениях глубоким проникновением в сферу человеческих чувств. В этом – влияние традиции национальной поэзии, драмы, прозы, сильной и в настоящее время; японская классическая поэзия – это почти целая лирика чувств.

Но восприятие литературы не всегда одинаково и это связано с разнообразными вопросами взаимоотношений внутри социальных, профессиональных групп, классов. Объединение индивидуальностей в массы происходит опосредовано через группы.

При объединении индивидуальностей (дзико ) в группы (сюдан ) происходит некоторая деперсонализация, то есть наступает состояние отчужденности от самого себя, как бы потеря чувства собственной личности. На следующем уровне – объединения групп в массы (тайсю ) – деперсонализация еще более повышается за счет потери некоторых индивидуальных черт и приобретения новых, чисто массовых. Индивидуальные литературные вкусы и пристрастия могут быть поглощены массовыми склонностями, которые более устойчивы, анонимны и носят всеобщий характер.

Термин «массы» носит тройственный характер, содержит внутреннее противоречие: массы могут означать «народ» («минсю ») с положительным оттенком, «тайсю » – собственно «массы» с нейтральным оттенком или в случае «толпа» («гун ») – с отрицательным.

Характерные черты массы, стихийно выбирающей наиболее адекватные ее нынешнему состоянию книги, бестселлеры – это 1) множественность, 2) анонимность, 3) недостаточность взаимодействия между отдельными членами, 4) структурность.

В группе японец чувствует себя увереннее, чем в одиночестве, его «вписанность» в традицию органичнее, литературные вкусы устойчивее; группа сама формирует склонность к тем или иным литературным формам, жанрам, темам, а в конечном итоге определяет культурные и психологические черты характера. Многими исследователями отмечалось неумение и нежелание японцев принимать индивидуальные решения, полагаясь в этом главным образом на суждение группы.

Говоря о читателе, исследователе создают определенный его образ – образ «идеального или информированного читателя», являющегося компетентным носителем языка, в совершенстве владеющего семантическим знанием лексических рядов, символики, ассоциаций, идиом и т. д., обладающего литературным вкусом. Автор, создавая литературный текст, рассчитывает именно на такого читателя, однако может быть бесконечное число отступлений от образа « идеального читателя», причем и сам этот образ претерпевает существенную эволюцию: читателю предъявляются все новые требования.

Предполагается, что массовая культура или литература воздействует на внешний, обращенный вовне, сравнительно узкий уровень сознания японцев, тогда как произведения классической литературы, принадлежащие тысячелетней традиции, – на более глубокие и широкие, индивидуальные и закрытые уровни сознания.

Творчество и копирование

Если бросить взгляд на духовную историю Японии, станет очевидным, что в ней напрасно искать великие философские системы, которые базируясь на познании законов природы, привели бы к основополагающим научным выводам о вселенной, к тому, «что сохраняет ее изнутри». Философские системы, опирающиеся на научно-критическое мышление здесь так и не появились. Вместо этого можно обнаружить своего рода философию морали, носящую, как правило, прагматический характер. Однако даже она возникла не в Японии, а в Китае, а оттуда была заимствована, так же как и многие другие духовные ценности, например буддизм, который в своей китаизированной форме проник в Японию главным образом через Корею, конфуцианство, письменность, искусство и многое другое.

На протяжении всех фаз развития духовной истории японцы не оформили свои мысли в философские системы, предпочитая выражать их в конкретных литературных произведениях. С незапамятных времен больших высот достигло искусство стихосложения. Оно как бы взяло на себя функцию философии, но литераторы от этого еще не становились философами. Правда, время от времени появлялись философы-дилетанты. Склонность ко всему эмоциональному, часто сентиментальному, к чувственно-конкретному была всегда сильнее, чем тяга к логике, абстракции и систематизации.

Мир внешних явлений считался издавна чем-то абсолютным. В центре внимания находилась не некая абстрактная идея, а то, что можно было воспринимать чувствами, и это нередко подмечалось и с удивительной точностью воспроизводилось в литературе или в других видах искусства весьма обстоятельно, часто, однако, предельно сжать и сдержанно, как, например, в рисунках гуашью или в поэзии жанра хайку (хокку):

К вечернему ветру

прильнули цветки белых роз.

Солнце садится,

Над скошенным конопляником

путешествует дождь

(Масаока Сики)

Эти художественные описания доставляют истинное наслаждение свое чувственностью и конкретностью. За ними стоит природа во всей своей целостности и гармонии. И природа хочет, чтобы ее рассматривали так, как она сама себя показывает, то есть во всем ее многообразии и изменчивости. За этим воспринимаемым органами чувств окружающим миром нет ничего. Стоя на такой принципиальной позиции, японцы в своих стремлениях создать какие-либо философские системы или разработать теории с их дальнейшей перепроверкой путем научных экспериментов, казалось, были обречены на неудачу.

Однако, не подлежит сомнению, что в научном мышлении и его техническом претворении в жизнь Япония уже в конце XVI века добилась значительных успехов, что подтверждается документами.

На протяжении веков Япония старательно училась, а заодно усиленно подражала, вызывая большое недовольство тех, кому подражала. Но другого выхода у нее не было: с середины прошлого столетия ей противостояли не особенно дружески настроенные индустриальные страны. Учитывая это, европеец не вправе осуждать японца и отрицать его способность к творчеству.

Тем более, что если копируется, то лишь то, что вызывает восхищение и копировать – вовсе не означает обезьянничать. Последнее также имело и имеет место и выражается, в частности, в строгом соблюдении традиционных регламентаций, что ведет подчас к бесплодности и закоснелости. Но копирование, которое предполагает глубокое проникновение в суть копируемого, когда эта суть сливается с собственной сутью, с точки зрения этики вполне оправдано. Лишь овладев искусством мастера до мельчайших деталей ученик способен добавить к этому что-то свое.

Взаимоотношения

Одним из самых известных японских слов на Западе является слово «сэнсэй». Оно является одним из слов, характеризующих социальную структуру общества Японии.

«Сэнсэй» – человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю, студенты – к доценту и даже пациенты – к врачу. Слово «сэнсэй» означает «ранее родившийся», то есть «старший», стоящий над человеком и его необходимо почитать. При этом «старший» необязательно должен быть старше по возрасту, но должен принадлежать к вышестоящей в социальном отношении группе. Сэнсэй – уважаемый человек и останется для ученика таким на всю жизнь, даже если ученик займет положение, равное положению сэнсэя, или превзойдет его в своей служебной карьере. Он всегда останется по отношению к своему сэнсэю морально зависимым, по крайней мере в глазах сэнсэя. Это иногда приводит к конфликтам.

Если начальником над старшими по возрасту назначен младший, гармония нарушается и атмосфера становится неспокойной. Это распространяется на все области жизни, в том числе на науку.

Приобретение квалификаций, докторских степеней и т. п. не служит в японских университетах обязательной предпосылкой для назначения на должность, поэтому обращение к кому-нибудь по званию отсутствует, как в общественной, так и в частной жизни. Обращения «сэнсэй» в сочетании с именем или без него в любом случае достаточно.

Если кто-то повысился по службе до должности начальника, от него не требуется никаких особых специальных знаний. Он лишь должен уметь устанавливать и поддерживать тесные личные контакты со своими подчиненными, сохранять с ними духовную близость. В других местах земного шара прилагают подчас немало усилий, чтобы добиться аналогичных отношений.

Служебное «продвижение» на основе личных заслуг подвергается большим ограничениям. Конечно, полностью личные достижения не игнорируются, но право голоса как в политике, так и в экономике имеют старшие по возрасту, однако и они не наделены властью в прямом смысле этого слова.

Хотя такая система и представляется весьма иерархической, исполнительная власть почти никогда не сосредотачивается в руках одного человека. Однако, согласно традиции, приличия должны быть соблюдены, если даже роль «старшего» сводится лишь к тому, чтобы поставить печать на документе. Но важнее, чем проштампованный документ, до сих пор в Японии является устная договоренность.

Принятие решения осуществляется здесь, как правило, снизу вверх. Правда, толчок хотя бы для виду часто следует сверху, однако окончательное решение принимается только после убедительных аргументов снизу. На первый взгляд подобная система кажется несколько запутанной, тяжеловесной и нерациональной. Но это отнюдь не так, ибо эта налаженная мини-система хорошо вписывается во всеобщую систему норм поведения и потому, с одной стороны, она не тормозит принятия решений, а с другой – побуждает каждого человека к активным действиям, даже если он остается анонимным. Так уж повелось, что отдельное лицо менее всего ориентировано на собственное «Я», а больше на группу, к которой он принадлежит и с которой себя отождествляет

Вся система отношений «учитель»–«ученик», «отец»–«сын» показывает, что японское общество организовано по вертикали, а не по горизонтали. В этой иерархии каждый занимает свое определенное место так, что ему не приходится задаваться вопросом, кто стоит над ним. Человек включен в жесткую схему норм и правил поведения, обучиться которым ему не составляет никакого труда, ибо с первого дня своей жизни он постоянно видит перед своими глазами пример взрослых.

Религия и по сей день занимает заметное место в жизни как японского общества в целом, так и его индивидуальных членов. Многочисленные обряды, являющиеся обязательным элементом повседневной жизни японцев, связаны по своему происхождению с религией, а отправление их практически немыслимо вне рамок культовых учреждений или по крайней мере без участия служителей культа. Вместе с тем сам характер японского общества с его социальным неравенством, бессилием людей перед неумолимыми законами рыночной экономики, жестокой конкуренцией, неуверенностью в завтрашнем дне создает благодатную питательную среду не только для сохранения устойчивых религиозных предрассудков в сознании людей, но и для воспроизводства религиозной идеологии в новых формах, отражающих процесс ее активного приспособления к меняющимся условиям жизни.

Синто – национальная религия японского народа. Японцы в массе своей воспринимают синто не как религию, а как обычай или, лучше сказать, как нечто составляющее неразрывную часть их собственного окружения, среды, в которой они живут и действуют. Иными словами, в их представлениях синто связывается с чувством принадлежности ко всему японскому.

Синто сложился в древности на базе примитивных религиозных представлений японского народа.

Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость у природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.

Синто не требует от верующего ежедневных молитв – достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Сложившийся первоначально как культ земледельческой общины, синто развивался на базе активного взаимодействия с заимствованиями из материковой Азии – буддизмом, религиозным даосизмом и конфуцианством. В частности, догмы синто, его обрядность формировались на основе синтеза с буддизмом и космогонической концепцией позитивного и негативного начал (инь–ян), составляющей важную часть религии даосизма.

Но несмотря на столь высокую степень, какой достиг синто-буддистский синкретизм, синто сохранил свой оригинальный характер как национальной религии, отличающей его и от буддизма, и от других иностранных заимствований. Идеологи японского национализма неизменно ссылаются на это обстоятельство как на одно из проявлений необычайной мощи национального духа, способного не только выстоять перед любым чужеземным влиянием, не только преодолеть его, но в конечном счете японизировать чужеземные заимствования, превратив их в составную часть собственной традиции.

В наши дни судя по некоторым данным статистики получается, что число верующих в стране вдвое превышает численность населения. Это означает, что каждый японец причисляет себя и к синтоистам и к буддистам.

Это можно объяснить своеобразным разделением труда. Синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если рождение ребенка или свадьба отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминания предков проводятся по буддистским обрядам.

На фоне религиозной терпимости, издавна присущей японцам, проповедники христианства предстали в весьма неприглядном виде. Сама идея о том, что обрести спасение и обеспечить себе загробную жизнь в человеческом образе можно лишь взамен за отказ от всякой другой религии в пользу учения Иисуса Христа, – сама эта идея казалась японцам торгашеской и унизительной. Но может быть опять-таки из-за терпимости японцев, христианство постепенно обрело своих приверженцев, так и не заняв главенствующего места в жизни японского общества.


Заключение

«Всему свое место» – эти слова можно назвать девизом японцев, ключом к пониманию их многих положительных и отрицательных сторон. Девиз этот воплощает в себе, во-первых, своеобразную теорию относительности применительно к морали; а во-вторых, утверждает субординацию как незыблемый, абсолютный закон семейной и общественной жизни.

Вместо того, чтобы делить поступки на правильные и неправильные, японец оценивает их как подобающие и неподобающие: «Всему свое место».

Концепция подобающего места требует: не берись не за свое дело. Это лишает людей самостоятельности во множестве практических мелочей, из которых складывается повседневная жизнь.

Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено – вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.


Список используемой литературы


1. Берндт Ю. «Лики Японии»; М.; 1988 г.

2. Овчинников В. «Ветка сакуры»; М.; 1988 г.

3. «Япония: культура и общество в эпоху НТР»; М.; 1985 г.

4. «Япония. Проблемы НТР»; М.; 1986 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Top