Но был ли счастлив. Но, шумом бала утомленный

В «Евгении Онегине» много «темных мест», привлекающих внимание исследователей. Обычно у Пушкина в таких местах подразумевается что-то конкретное и важное. Надо только под правильным углом посмотреть и тогда, возможно, не только это место, но и весь текст высветится по-новому. Одним из таких «темных мест» является последний стих строфы XXXVII первой главы:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань и саблю и свинец.
Как писал В. Набоков в своих знаменитых комментариях, «эта строка раздражает своей неясностью . Что именно разлюбил Онегин? «Брань», подразумевающая собственно войну, может заставить предположить, что около 1815 г. Онегин, как многие другие щеголи его времени, был на действительной службе в армии; однако наиболее вероятно, что отсылка сделана к одному сражению, как следует из чтения рукописи; но (имея в виду дальнейшее поведение Онегина, глава Шестая) было бы крайне важно интерпретировать это в более ясных терминах дуэльного опыта Онегина».

То есть, Набоков проводит связь между данным стихом и дуэлью между Онегиным и Ленским. Очень ценное замечание, поскольку и там и там фигурирует свинец. Но Набоков полагает, что Пушкин имеет в виду стрельбу из пистолета.
Однако ни о военном, ни о дуэльном опыте Онегина в тексте ничего не сказано. Как и о том, что он испытывал симпатию к этим ремеслам. Ни до этого фрагмента, ни после военное и дуэльное поприще в круге занятий Онегина не фигурируют (за исключением дуэли с Ленским). Допустим, что именно в этом стихе Пушкин хотел дать понять, что его герой был когда-то к ним неравнодушен. Однако, во-первых, в контекст предыдущих и последующих строф буквально понятая тема «брани, сабли и свинца» никак не вписываются. Речь в них идет о прежнем беспутном образе жизни героя и его нынешнем охлаждении к женщинам. Во-вторых, здесь есть противительный союз «но», который связывает новое состояние Онегина именно с объектом былых пристрастий, изменившимся отношением к нему. То есть, «брань, сабля и свинец» имеют отношение к женщинам.
Что касается первых двух элементов - «брани» и «сабли», - то они вполне могут быть эвфемизмами сексуального опыта Онегина. Сравнение любовных атрибутов с военными имеет давнее происхождение. Особенно известна элегия IX («Всякий влюбленный - солдат…») из Книги Первой «Любовных элегий» Овидия. Не раз эксплуатировал метафору любовь-война скандальный русский поэт И.С. Барков.
«Свинец» тоже вполне вписывается в «любовный» ряд, но… под особым углом. Скорее всего, под «свинцом», у Пушкина имеется в виду один из способов лечения сифилиса, применявшихся в то время. Есть версия, что Бетховен умер от отравления свинцом, которым он пытался излечить сифилис. Свинцом («свинцовым сахаром») лечили гонорею. Со свинцом долго путали висмут, тоже эффективное средство против сифилиса. В начале 19 в. их уже разделяли, но в представлении широких слоев населения висмут мог оставаться свинцом или по привычке сохранять это название.
По всей видимости, Пушкин выбрал именно это средство (а не йод, висмут или ртуть, которой лечился сам), чтобы обыграть сходство «венерической» лексики с военной и дегероизировать беспутный образ жизни. А также, возможно, чтобы уже в первой главе обозначить «свинцовый» мотив, который впоследствии сыграет важную роль в сюжете.

Таким образом, у нас есть основания предполагать, что упомянутый поэтом «свинец» имеет отношение к теме венерических заболеваний: этим словом, очевидно, обозначается и сама болезнь, и ее лечение.
Теперь мы можем прочитать данное «темное место» так: Онегин разлюбил любовные приключения и связанные с ними неприятности. Из-за последних, по-видимому, разлюбил первые.
Любопытно, что в последний стих предыдущей XXVI строфы как бы рифмуются с «бранью, саблей и свинцом» в таком прочтении.
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Мотивы «неосторожности и здоровья» вполне согласуются с «венерической» темой.
Да и сам вопрос, и ответ на него звучат двусмысленно. Ведь ответ («Нет: рано чувства в нем остыли…» и т.д.) можно прочитать как относящийся к первому вопросу и ко второму. Если к первому: нет, не был счастлив, чувства остыли. Если ко второму: нет, не вотще, в конце концов неосторожность Онегина привела его к потере здоровья.
Прочтение «брани, сабли и свинца» в предложенном ракурсе вполне согласуется и с тем, что говорится об Онегине дальше: «Причудницы большого света! Всех прежде вас оставил он»; «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По петербургской мостовой, И вас покинул мой Евгений». Последних Набоков прокомментировал так: «Куртизанки, которых удалые повесы мчат в открытых экипажах».
О травмированности пушкинского героя на любовном фронте говорят и слова второй главы:
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом.
Значение слова «инвалид» тогда было несколько иное, ближе к «ветеран», но в него входила сема «ранение» («Инвалид - вышедший в отставку военный, потерявший трудоспособность вследствие ранений или старости» - Словарь языка Пушкина). Латинское invalidus переводится как бессильный, слабый, больной. Едва ли Пушкин не учитывал этот «увечный» аспект значения.
Но можно пойти дальше.
В письме к Татьяне Онегин обронил такую фразу:
Я знаю, век уж мой измерен. ..
Не об этом ли своем недуге, лечение которого он прекратил или которое оказалось не очень удачным, пишет Татьяне Онегин? Не умирает ли он от венерической болезни? Или последствий лечения? То есть, не умирает ли он от того, что в первой главе было названо «свинцом»? Это было бы логичной карой за убийство Ленского свинцовой пулей. Мучительной, растянутой карой.
В первой главе (строфа VIII) есть еще одно любопытное место, которое, возможно, имеет отношение к «свинцовому» мотиву:
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный,
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Как заметил Валерий Лебедев , это место «написано специально двусмысленно. Можно отнести сказанное к Овидию Назону, но можно и к Онегину. Или к обоим одновременно. Получится что оба дали дуба «страдальцами от страсти нежной», то есть они страдали, а потом умерли от сифилиса. И произошло это в Молдавии, что сподручнее было сделать как раз Онегину. Ибо во времена Назона никакой Молдавии не было». Во времена Овидия сифилис не был известен, но умер он, действительно, от «Науки любви», книги, за которую был сослан из Рима.
Таким образом, мотив «свинца», будучи связан с «венерической» темой, позволяет не только прочитать прежде не прочитанный стих, но и реконструировать одну из скрытых тематических линий пушкинского романа.

Роман "Евгений Онегин". По вашему мнению, были бы счастливы Онегин и Татьяна? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Думается, что читатель «Евгения Онегина» не раз задавался вопросом, почему же главные герои не были счастливы, что развело Татьяну и Евгения в жизни далеко друг от друга?
Развитие конфликта, о котором мы говорим, начинается в третьей главе, когда Онегин знакомится с семьей Лариных и Татьяна влюбляется в него, страдает, пишет письмо и ждет на него ответа. Героиня только один раз увидела Евгения и полюбила его на всю жизнь. Объясняется это тем, что мечтательная, наделенная пылким воображением и своенравной душой, она узнала в Онегине тот идеал, который составила по сентиментальным романам. С другой стороны, она уловила в юноше сходство с собой и поверила, что они созданы друг для друга. Татьяна пишет Онегину письмо, страдая и рассчитывая на его благородство:
Я к вам пишу -чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но Онегин не мог оценить и принять порыв Татьяны, поскольку к этому времени, как говорит о нем повествователь, «в любви считался инвалидом»:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.. .
Отсюда назидательный, нравоучительный тон его ответа Татьяне. Собственно, его ответ - это скорее исповедь, чистосердечное признание в том, что он не хочет ограничить свою жизнь «домаш-г ним кругом». А если бы он «пленился семейственной картиной» , то невесты, кроме нее, не искал бы. Татьяна могла бы принять его ответ как признание в любви, но поскольку герой так акцентирует внимание на нежелании жить «домашним кругом» , то отпугивает девушку, но не охлаждает ее чувства. Онегин не разглядел в Татьяне самого главного: она - одна из тех цельных поэтических натур, которые любить могут только один раз. Он поймет это в конце романа, когда она в своей отповеди ему, так же открыто и доверчиво, как и в письме, скажет: «Я вас люблю (к чему лукавить?)» .
Далее любовь Татьяны к Онегину развивается и углубляется. В его отсутствие героиня, тоскуя, заходит в опустевший дом и знакомится с библиотекой, со сделанными на книгах пометками, что Л раскрывает для нее внутренний мир столь дорогого человека. Татьяна начинает лучше понимать его и осознает, чем он живет, почему страдает. Но смогла ли она приобщиться к его переживаниям сердцем? Нет, она осознает все только разумом, поскольку идеи эти чужды ей, непонятны.
Однако с этого момента Татьяна начинает меняться, внутренне она из наивной девочки постепенно превращается в светскую даму, которая потом так поразит воображение Онегина. Татьяна едет с матерью в Москву, чтобы начать новую жизнь. И хоть ив Москве мысль об Онегине не покидает героиню, но она отгоняет ее, стараясь владеть собой. Но вот герои снова встречаются, Татьяна ничем не выдала своего волнения:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна.. .
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Но именно ее хладнокровие покоряет теперь Онегина так, как не могла покорить милая простота и открытость. Автор-повествователь очень подробно описывает переживания влюбленного героя, чтобы читатель не усомнился в их искренности. Татьяна верит ему и поэтому признается в своих чувствах, но отвергает его, поскольку верна мужу и дорожит своим положением в свете. Онегин отвергнут и несчастен, но стоит задуматься над тем, был бы он счастлив, ответь Татьяна на его порыв. Скорее всего, он скоро разочаровался бы и снова стал скучать, ведь ему не нужна спокойная размеренная жизнь, полная обыденных забот, ему нужна буря страстей, порывы, даже несчастье, чтобы он ощущал себя в мире гармонично. Не была бы счастлива с ним и Татьяна, слишком разного хотели они от жизни.
На примере Онегина и Татьяны мы можем сделать вывод, что любовь не всегда является гарантией счастья и согласия, поскольку каждый человек ищет свой путь в жизни, стремится к своей цели, по-своему оценивает мир, и любящие не всегда способны понять и оценить друг друга.

Ответ от Desi Stoyanova [гуру]
Конечно, ведь они любили друг друга, но Евгений очень не к стати умер (


Ответ от Taтьяна Рыжкова [гуру]
Не думаю.. .
Эффект гештальта. Помнится то, что незавершено. Завершенное, особенно страстно желаемое, в случае, когда объект желания - твой, тускнеет. Особенно для таких людей, как Онегин. Татьяна это поняла, поэтому и отказала. Добился бы и разлюбил. Такое было время, такие нравы.
Кстати, вспомните Анну Каренину. Откажи она Вронскому, тоже страдал бы, бедный. А так - она под поезд, а он...








Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений»«Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, к театру «Отворотился и зевнул…»«Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен»Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»










Возвращение домой -Прочитаем описание кабинета Онегина. - Какие вещи здесь попадаются? Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые, И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.







16 -Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? -Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга -Из чего складывается этот день? Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом.

А «Был ли счастлив мой Евгений?»
И что есть счастье, наконец:
не знает ни один мудрец-
ушедших и грядущих поколений...

Ниже одно из сочинений,
пытающихся дать ответ:
А «Был ли счастлив мой Евгений?»

Ведь счастье- миг, где нас уж нет...

..........................................................

ИЗ ИНТЕРНЕТА
.................

«Был ли счастлив мой Евгений?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А счастье было так возможно,

Так близко!..

А. Пушкин

В романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений,Свободный, в цвете лучших лет,Среди блистательных побед,Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,Три дома на вечер зовут...

Вся жизнь Онегина заполнена развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему "науку страсти нежной" и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал какое-то время. Пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. Хотя Пушкин на вопрос "Был ли счастлив Евгений?" отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно "наскучил света шум", "русская хандра им овладела понемногу". Покинув свет, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был "прежний путь переменить на что-нибудь".

Первое время в деревне Евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом "увидел ясно он, что и в деревне скука та же". Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хотя и "живо тронут был", "привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу" он потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: "Я думал: вольность и покой - замена счастию..." Свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. Любовь к Татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере, Онегин узнал, что оно есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

Поминутно видеть вас,Повсюду следовать за вами,Улыбку уст, движенье глазЛовить влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни:

Но чтоб продлилась жизнь моя,Я утром должен быть уверен,Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегину поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что "счастье было так возможно, так близко..." В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту "злую для него".

Сумеет ли Онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. "Что сталось с Онегиным потом? Воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца", - пишет В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Фото из интернета

Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,

Забав и роскоши дитя.
Проснется за́ полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.


Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
Здесь заканчивается описание онегинского дня зимой 1819 г., которое, с перерывами на отступления, занимает всего лишь тринадцать строф.

….отмеченную Модзалевским в биографии Якова Толстого любопытную параллель между днем Онегина и четверостишием Якова Толстого (абсолютно бездарными) … в сборнике дряных стихов «Мое праздное время» 1821 г., где есть такие строчки:
Проснувшись поутру с обедней,
К полудню кончишь туалет;
Меж тем лежит уже в передней
Зазывный на вечер билет.
……………………………
Спешишь, как будто приневолен,
Шагами мерить булевар
………………………..
Но час обеденный уж близок…
………………………..
Пора в театр: туда к балету,
Я знаю, хочешь ты поспеть.
И вот чрез пять минут в спектакле
Ты в ложах лорнируешь дам.
……………………….
Домой заехавши, фигурке
Своей ты придал лучший тон, -
И вот уж прыгаешь в мазурке…

С восходом солнца кончишь день,
……………………..
Но завтра ж снова, моды жертва,
…………………………….
Снова начинаешь то же.
БРОДСКИЙ, ПИСАРЕВ, ЛОТМАН не комментируют.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Эта строфа – водораздел. Явленная нам кукла «гламурный подонок» переменяется на другую – «барон-изгнанник».
И без особых объяснений, без «неба Аустерлица»,– просто «устал от бифштексов».

Ну и ладно, мы и привыкнуть особо не успели, к тому, первому Онегину. Будем теперь читать про второго, байронического. Настоящего.

ЕЩЕ МНЕНИЕ О СТРОФЕ:
Пишет petrazmus : Александр Сергеевич в этой строфе продолжает описание дня своего героя, которое ведется, исключая отступления, с начала романа. Такие подробности образа жизни не случайны. Автор намеренно, и не только в энциклопедически-повествовательных целях, делает это.
Пушкин подготавливает завязку и интригу. Он ведь пишет роман, а не бытописание. Ему нужно пространство для маневра.
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Вернемся к самому началу романа.
Онегин едет в деревню к умирающему дяде. Казалось бы – чего проще? Приехал, застал дядю уже «на столе», принял дела, назначил управляющего, и обратно к Петербургской жизни.
Но ведь тогда не было бы ни встречи с Ленским, ни Татьяны.
Можно возразить, что Онегин не очень-то отреагировал на Татьяну, это она скорее поглощена новым знакомым, и это тоже могло бы быть сюжетом не менее интересного романа. Да. Конечно. Только роман это надо было бы называть «Татьяна Ларина». И писался бы он иначе.
Не возможен и такой поворот – Онегин, случайно встретив Татьяну, влюбляется в нее. Татьяна - деревенская барышня, а искушенного столичного повесу удивить трудно.
И вот именно для этого, поэт так скрупулезно описывает времяпровождение Онегина. Ему надо показать, что с одной стороны никто не сможет впоследствии бросить Евгению, мол, он на нее обратил внимание, потому что других не видел. Нет, Онегин видел и, как результат, мгновенно отранжировал Татьяну-Ольгу. С другой стороны, надев на героя Байроновский плащ сплина-хандры, Пушкин получил прекрасную возможность не принять Онегину искренность Татьяны, и тем самым сделать еще один временной и чувственный виток. В этой строфе и начинается формирование этого «Байроновского плаща».
Пушкин, хорошо относясь к своему герою, довольно беспощаден в своих оценках. Онегина. «Дитя», «спит в тени блаженной», «жизнь однообразна и пестра»(хочется подчеркнуть именно «пестра», ни «красочна», ни «цветная», а «пестрая», как лоскутный половичок – красивый, но из ЧУЖИХ ОБРЕЗКОВ), и жизнь эта - «готова», она не «сделана», не «создана», не «пережита», она УЖЕ кем-то приготовлена. В ней нет и быть не может неожиданностей. Своеобразное бессмертие. С этой точки зрения становится понятным последний вопрос строфы.

Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Если прочитать ее на современном нам языке, то выглядит это так:
Не напрасно, не тщетно ли Евгений Онегин пытался быть на пирах и «беспредельщиком» и «пуританином». Стоило ли так бросаться из крайности в крайность? Эти заигрывание с судьбой, эти попытки поиска риска все равно ни к чему не привели бы, т.к. «ЖИЗНЬ его ГОТОВА». Она не меняется – время не течет - ты бессмертен!
Гламур 19 века! Такой же, как и сейчас. Тогда дуэли – сейчас гонки по встречной, тогда шампанского бутылка – сегодня «трава», «Кузнецкий мост»- «Третьяковский проезд».
Все и отличие то, что тогда был Пушкин, и та гламурная жизнь, поэтому, осталась в литературе навсегда.
Нынешняя же - только в лентах новостей, которые живут всего один день…
Ну не считать же «Робчак-Собски» - нетленным свидетельством эпохи.


Top