Нормы гатт. Сущность и история создания генерального соглашения по тарифам и торговле (гатт)

General Agreement on Tariff and Trade (GATT-1994)

Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года – многостороннее межгосударственное соглашение, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами. Национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ, а теперь ВТО во многом построены на положениях ГАТТ и в этом качестве ГАТТ способствовало формированию единообразного правового поля в мировой торговле. Основные положения ГАТТ выросли из главы IV (Торговая политика), Устава МТО, одобренного 53 государствами одноименной Конференции ООН в Гаване, Куба, 1947-1948 годы. Отказ США ратифицировать Устав МТО сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 годов функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Выросший на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (сессии договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и другие органы) выполнял на фактической основе роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и являлся организатором многосторонних торговых переговоров. ГАТТ, действовавшее в период 1947-1994 (до учреждения ВТО) получило наименование ГАТТ-1947. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу ее организационную и правовую структуру, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994. ГАТТ-1994 принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ-1994 (ранее ГАТТ-1947 требовал сделать это в максимальной степени совместимой с национальным законодательством); наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ-1947 стали обязательными для всех членов ВТО (ранее – только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).

Текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. Часть I включает положение о режиме наибольшего благоприятствования и положение о взаимных тарифных ступках (статьи I и II). Часть II (статьи III-XXIII) содержит принципы, правила и правовые нормы, регулирующие торгово-политический режим, которым страны-члены должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях. Часть III (статьи XXIV-XXXVIII) касается, главным образом, вопросов процедурного характера, связанных с деятельностью ГАТТ. Часть IV (статьи XXXVI-XXXVIII) касается условий участия развивающихся стран в ГАТТ.

Ниже перечислены статьи ГАТТ, содержащие важнейшие правовые принципы регулирования торговли товарами, действующие в рамках ВТО: статья I гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования; статья II определяет процедуру предоставления взаимных тарифных уступок; статья III провозглашает национальный режим в отношении внутренних налогов и сборов; статья V провозглашает свободу транзита; статья VI касается применения антидемпинговых и компенсационных пошлин; статья VII содержит оценку товаров для таможенных целей; статья VIII регулирует порядок использования различных сборов и формальностей; статья X требует публикации всех правил регулирования торговли; статья XI запрещает использование количественных ограничений; статьи XII-XIV содержат исключения из этого правила; статья XVI содержит призыв к упразднению экспортных субсидий; статья XVII касается деятельности государственных торговых предприятий; статья XIX определяет порядок применения чрезвычайных защитных (safeguards) мер в отношении импорта, наносящего ущерб отечественному производству; статьи XX-XXI содержат разрешения применять ограничения по соображениям безопасности, охраны здоровья населения, животных и растений; статья XXIV содержит положения, регулирующие деятельность таможенных союзов и зон свободной торговли.

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 годов было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в практике ГАТТ накопилось значительное количество решений, играющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно найти в так называемом «Аналитическом индексе» ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.

На протяжении всей своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности было восемь раундов переговоров. Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. Затем начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли. Седьмой тур – Токио-раунд 1973-1979 годов привел к появлению 12-ти соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Восьмой тур - Уругвайский раунд 1986-1994 годов рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. Его результатом стало снижение таможенных тарифов в среднем на одну треть и достижение широкого круга договоренностей по таким вопросам, как применение субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер, использование технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, соглашений по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др. Всего в итоге Уругвайского раунда появилось 56 соглашений, договоренностей, взаимопониманий и решений, центральным из которых стало Соглашение об учреждении ВТО, включившее ГАТТ в состав новой международной организации.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Деятельность и история развития ГАТТ…………...…………..……………..4

2. Основные цели и принципы деятельности ГАТ……………………………..9

3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………………..………...11

Заключение………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………….18

Введение

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одним из результатов этого становится постепенный перенос центра тяжести регулирования международной торговли с режима наибольшего благоприятствования на национальный режим. Этот процесс уже обозначился в рамках BТO/ГАТТ. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. Складывается растущая совместимость национальных правовых норм регулирования внешней торговли. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО/ГАТТ.

Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, - это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько лет назад) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).

1. Деятельность и история развития ГАТТ

Для того чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис.

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей.

Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того, Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции. Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и других вспомогательных органов.

Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.

В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ. Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого органа.

Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в 1979 году в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда, интерпретируют его отдельные статьи, распространяют действие положений ГАТТ на новые области или конкретизируют их. Большую роль в развитии правовой системы ГАТТ играет практика прецедентов.

Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ - ее институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что в значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм регулирования международной торговли.

2. Основные цели и принципы деятельности ГАТ

Основная цель деятельности ГАТТ, является - содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена. Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

Недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

Использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

Прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Для реализации основных принципов ГАТТ был создан организационный механизм - секретариат, который разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций - сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название торговых раундов. За время существования ГАТТ (до 1994г.) таких раундов состоялось восемь.

Важнейшими функциями ГАТТ являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ГАТТ; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ГАТТ можно суммировать следующим образом:

Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ГАТТ, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

Доступ к механизму ГАТТ по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ

В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому очередному шагу по либерализации международной торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием раундов, в ходе которых происходило согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Поскольку все наиболее серьезные прорывы в либерализации международной торговли были достигнуты в ходе именно таких раундов под эгидой ГАТТ, то их рассматривают как основные этапы развития самого ГАТТ, да и международной торговли в целом (см. табл. 1).

Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них:

Раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;

Раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;

Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;

Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.

В течение первых 3 десятилетий существования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализации международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Первоначально переговоры проходили между странами-производителями одного товара, а затем распространялись и на другие государства посредством понятия "наиболее благоприятственной нации".

Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никогда не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более широкий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась отныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растянулось во времени и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-60 % в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950-1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза. В 70-е годы развивающиеся страны, представленные так называемой Группой 77, выступили с концепцией нового международного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции - требования стран установить более справедливый порядок во внешней торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей силы, который в конце концов определил бы некоторые предпочтения и льготы в меж­дународных экономических отношениях. С этой целью развивающиеся государства требовали от мирового сообщества подтвердить суверенитет в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную продукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное развитие, ликвидировать голод, нищету, отсталость путем обязательных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

По завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов составил около 40%.

В каждой из этих областей участники Токийского раунда согласились принять Кодекс поведения стран-членов ГАТТ. В частности, вступившие в силу Соглашение о промышленных стандартах предусматривает, что отношение к ввозимым товарам будет такое же, как и к товарам отечественного производства. Соглашение о правительственных закупках призывает избегать дискриминации при рассмотрении заявок иностранных фирм на получение большинства крупных контрактов. Соглашение, или Кодекс поведения, в отношении субсидий и компенсационных пошлин признает внутренние субсидии в качестве допустимого инструмента политики, применение которого, однако, не должно оказывать отрицательного воздействия на другие страны.

Запрещается субсидирование экспорта, за единственным исключением, касающимся сельскохозяйственной продукции. Это же Соглашение предусматривает также процедуры применения компенсационных пошлин против другой страны, если первая считает, что отечественные фирмы понесли неоправданные убытки из-за субсидий правительства другой страны.

Кодекс лицензирования обязывает участников значительно упростить порядок лицензирования и не допускать дискриминации как зарубежных, так и отечественных фирм.

Кодекс таможенной оценки предусматривает проведение соответствующих оценок на основе цены СИФ или ФОБ - стоимость счетафактуры с включением или без включения транспортных и страховых расходов; при этом запрещается применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере.

Уругвайский раунд - это самые крупные торговые переговоры в 80-90-е годы. Тремя основными органами этого раунда были: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.

О важности Уругвайского раунда можно судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:

Дальнейшее сокращение тарифов;

Нетарифные меры;

Тропические товары (в стоимостном выражении составляли сумму по рядка 20 млрд. долл.);

Продукция, производимая на базе природных ресурсов;

Текстиль и одежда;

Сельское хозяйство;

Статьи ГАТТ;

Защитные оговорки;

Субсидии и компенсационные меры;

Урегулирование споров.

По этим важнейшим вопросам удалось принять соответствующие соглашения. Особенно трудными оказались переговоры по вопросам, связанным с обязательствами по сокращению государственной финансовой помощи и ограничений на доступ к рынкам в области сельского хозяйства (т.е. в вопросах государственного регулирования).

В ходе Уругвай-раунда были приняты решения, существенно расширившие сферу многостороннего межправительственного регулирования. Было заключено 28 соглашений (по истечении переходного периода, под действие норм ГАТТ будет возвращена торговля текстилем и одеждой, еще в 50-е годы выведенная за их рамки по настоянию развитых стран, заключено соглашение о торговле с/х продукцией).

Среди других важных решений "уругвайского" раунда - Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС). Услуги - связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание. Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и мерам инвестиционной политики. Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения (например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной на товар, а ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.)

Перед Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров, продолжавшемся почти семь лет, были поставлены самые сложные задачи из которые когда-либо приходилось решать в ходе проводимых ранее в рамках ГАТТ раундов переговоров по либерализации торговли. Особый характер этих задач заключался в попытке распространить компетенцию ГАТТ на ряд совершенно новых областей - торговлю услугами, коммерческие аспекты прав интеллектуальной собственности (КАПИС) и инвестиционные меры в области торговли (ИМТ), а также в усилиях по включению в систему ГАТТ ряда традиционных, но спорных вопросов - торговля сельскохозяйственной продукцией и текстильными изделиями. Хотя участники этих переговоров совершенно определенно заявили о том, что берут на себя обязательства по укреплению многосторонней торговой системы, все последние годы продемонстрировали сложность превращения этих обязательств в конкретные действия.

Важным результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года. Окончательные результаты Уругвайского раунда были сведены в документ, состоящий из двух частей - заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в области услуг). После этого планировалось провести обсуждение и окончательную доработку текста проекта заключительного акта на многостороннем уровне без его последующего пересмотра.

Вместе с тем ряд участников представили неофициальные предложения с целью внесения значительных изменений в ПЗА. На заседании КТН в январе 1993 г. большинство участников высказали мнение, что ПЗА по-прежнему является единственной жизненной основой для оперативного и сбалансированного завершения Уругвайского раунда, несмотря на то, что по некоторым кардинальным вопросам необходимо принять ряд политических решений. Понадобилось еще два года для того, чтобы в январе 1995 г. объявить о завершении Уругвайского раунда торговых переговоров. Оценивая результаты Уругвайского раунда, нельзя не видеть, что, хотя и удалось договориться об уменьшении, а в ряде случаев и полном снятии таможенных барьеров по различным видам товаров, значительная часть торгово-экономических проблем осталась нерешенной. Тем не менее решен Уругвайского раунда были основой развития всей мировой торговли в 90-е годы.

Таблица 1.

Раунды торговых переговоров

Заключение

Эффективность действия принципа наибольшего благоприятствования находится в прямой зависимости от состояния международных экономических отношений; и наоборот, чем шире и неукоснительнее применяется данный принцип, тем результативнее эти отношения развиваются. Значение режима наибольшего благоприятствования в области международной торговли настолько велико, что без его установления и соблюдения практически невозможны нормальные торговые отношения между соответствующими странами.

В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому очередному шагу по либерализации международной торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием раундов, в ходе которых происходило согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Все наиболее серьезные прорывы в либерализации международной торговли были достигнуты в ходе раундов переговоров под эгидой ГАТТ.

Членство в ГАТТ постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в деятельности такой международной организации, как ООН. Подавляющая часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации.

Список использованной литературы

1. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”, Экономика и коммерция, М. - 1995г.

2. Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила.Внешняя торговля - М., 1993г..

3. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура. Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992г.

4. Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда. Внешняя торговля - М., 1994г.

5. Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. Сборник научных трудов, М. - 1991г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

После второй мировой войны западные союзники, прежде всего, США за счет заключения торговых соглашений попытались решить три задачи: 1) создать согласованные рамки для обеспечения международных торговых отношений; 2) выработать кодекс норм поведения, предотвращающих односторонние акции по ограничению обмена; 3) образовать структуру для постепенного устранения торговых барьеров.

Главным мотивом этой деятельности стало стремление избежать повторения событий 1930-х годов, когда мировая торговля сократилась в небывалых масштабах, обострив всемирный кризис. Возникла тенденция к либерализации торговли. В этих условиях и было образовано ГАТТ.

Образование ГАТТ . Подписание Бреттон-Вудских соглашений и создание Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка в 1944 г. обеспечили базу нового международного порядка в финансовой сфере. В 1934 г. США приняли Закон о торговой экспансии, который позволял президенту США вести двусторонние переговоры о снижении торговых пошлин.

В 1945 г. американский Конгресс продлил срок действия этого закона, и США призвали другие страны к о заключению многостороннего соглашения о взаимном снижении таможенных пошлин.

В том же году была создана Организация Объединенных Наций. В феврале 1946 г. один из ее элементов - Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) на своем первом заседании принял резолюцию в поддержку созыва конференции по разработке устава Организации международной торговли (ОМТ).

В апреле - ноябре 1947 г. в Женеве состоялось первое заседание конференции. В ее повестку дня входили три вопроса: подготовка устава ОМТ, переговоры об общем соглашении о многосторонних сокращениях пошлин, закрепление общих положений об обязательствах в области таможенной политики. Резолюции по двум последним вопросам легли в основу Генерального соглашения по тарифам и торговле.(ГАТТ)

Конференция в Гаване в ноябре 1947 - марте 1948 гг. завершила разработку устава ОМТ, который так и не был утвержден Конгрессом США. Временная комиссия, образованная для создания ОМТ, стала секретариатом ГАТТ, которое формально не являлось международной организацией, а было лишь международным соглашением.



В 1948 г. 20 стран подписали протокол к соглашению о сокращении пошлин, а в 1989 г. уже 97 стран присоединились к ГАТТ.

Принципы ГАТТ . В соглашение ГАТТ входят четыре части, касающиеся базовых обязательств договаривающихся сторон, исключений из этих обязательств, поправок, вносимых в течение года, и, наконец, статей по развивающимся странам. Соглашение провозглашает три основных принципа.

1. Отказ от дискриминации между торговыми партнерами . ГАТТ содержит оговорку о режиме наибольшего благоприятствования . (РНБ) Это самый важный принцип соглашения. РНБ обеспечивает равное отношение ко всем партнерам в торговых переговорах. Если две страны договариваются о взаимном сокращении таможенных пошлин или других форм защиты, то эта уступка должна быть немедленно перенесена на другие страны. Аналогичным образом, если в целях защиты национальной экономики страна принимает ограничительные меры, то они распространяются на всех ее партнеров без всякой дискриминации.

2. Взаимность тарифных уступок . Принцип взаимности гласит, что страна, принимающая уступку по тарифам, должна также предложить обратную уступку; переговоры должны проходить на основе взаимной выгоды.

Цель этого положения - не дать странам пользоваться сокращением торговых пошлин (в частности, оговоркой о режиме наибольшего благоприятствования), не снижая в ответ собственных пошлин, что должно было способствовать снятию препятствий для международной торговли.

3. Гласность торговой политики . ГАТТ запрещает использовать меры прямого контроля над внешней торговлей, например количественные ограничения, поскольку они имеют более неблагоприятный экономический эффект, чем таможенные пошлины.

Важную роль играют и исключения из общих принципов. Они предусмотрены для каждого из указанных выше принципов. Признается существование краткосрочных потребностей страны, испытывающей серьезные трудности и нуждающейся в защите ослабленных отечественных отраслей. Предусмотрены следующие исключения:

1) стране разрешается применять торговые ограничения, если импорт наносит существенный ущерб местному производству;

2) применение компенсационных пошлин допускается, если партнер ведет дискриминационную торговую деятельность или применяет демпинг;

3) важное исключение из положения о режиме наибольшего благоприятствования, содержащееся в правилах создания зоны свободной торговли или таможенного союза, внутри которых партнерам по объединению может предоставляться преференциальный (предпочтительный) режим;

4) самое важное исключение из правила взаимности затрагивает развивающиеся страны. В соответствии с этим исключением развивающиеся страны, подписавшие соглашение ГАТТ, могут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, не применяя с 1966 г. принцип взаимности;

5) ряд исключений из запрета на количественные ограничения, в частности в случае кризиса платежного баланса.

Постепенно ГАТТ превратилось в согласующий центр, рассматривающий жалобы различных стран на нарушения соглашений, а также в центр ведения переговоров.

В целях ускорения либерализации торговли начались периодические общие переговоры. Можно выделить восемь этапов переговоров - "конференций по тарифам": Женева (1947, параллельно с переговорами об общем соглашении); Аннси (1948); Торке (1950-1951); Женева (1955-1956); "раунд Диллона" (1961-1962, по имени американского госсекретаря по торговле) в Женеве; "раунд Кеннеди" (1964-1967) в Женеве; "раунд Токио" (1973-1979) в Женеве; наконец, Уругвайский раунд (1986-1994) в Женеве и Брюсселе.

"Раунд Кеннеди" (1964-1967) . В ходе "раунда Кеннеди" участники переговоров обсуждали прямые сокращения всех таможенных пошлин. Президент США Дж. Кеннеди получил от конгресса значительные полномочия. Его задачей стало добиться существенного сокращения всех таможенных тарифов минимум на 50%. Он также предложил отменить пошлины на товары, главными поставщиками которых являлись США и страны Европы.

Подписанное в 1967 г. соглашение закрепило снижение пошлин на 36-39%, распространявшееся на 75% всех товаров. Была также проведена определенная гармонизация защиты национальных экономик.

Сокращения не затронули сельскохозяйственную продукцию, активно защищаемую каждой страной-производителем, а также такие промышленные товары, как текстиль.

"Раунд Токио" (1973-1979) . В ходе "раунда Токио" партнеры выразили решимость гармонизировать таможенные пошлины и решить вопрос о борьбе с нетарифным протекционизмом, масштабы которого нарастали. Пошлины были сокращены на 33-38%. Страны с высокими торговыми пошлинами в большей степени ослабили защиту национальной экономики. Сокращения мало затронули сельскохозяйственную продукцию, отрасли, производящие текстиль, кожу, обувь. Вопрос о нетарифных барьерах так и не был решен.

Уругвайский раунд переговоров (1986-1994) . Одной из главных задач торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда являлась либерализация международного обмена, который сдерживался нетарифными барьерами в сфере сельского хозяйства и услуг.

Торговые переговоры начались в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Этот этап переговоров между 105 странами должен был завершиться в конце 1990 г.

Другой задачей стало включение в международную торговлю развивающихся стран за счет облегчения им доступа на рынки развитых стран наряду со снижением уровня защиты их национальных экономик (последнее, прежде всего, касалось новых индустриальных стран).

На протяжении переговоров шли споры между странами Европы, США и развивающимися странами. Европейские страны, в частности, отказывалась сократить защиту продукции аграрного сектора, а развивающиеся страны опасались либерализации торговли услугами, в которой США обладают значительными сравнительными преимуществами.

Несмотря на отставание от первоначального расписания, заключительные соглашения Уругвайского раунда вступили в силу 1 января 1995 г. По этим соглашениям, подписанным 111 странами, существенно сокращались таможенные пошлины и нетарифные барьеры.

Итоги Уругвайского раунда . Наиболее важные результаты, достигнутые на торговых переговорах в рамках Уругвайского раунда:

1) сокращение на 38% таможенных пошлин на товары, импортируемые развитыми странами, потребляющими 2/3 мирового импорта (кроме нефти); в среднем они были снижены с 6,3 до 3,9%;

2) создание Всемирной торговой организации, которая была наделена широкими полномочиями, что должно затруднить одностороннее применение торговых санкций. Кроме того, ВТО была призвана заменить переговоры в рамках ГАТТ постоянными переговорами между членами организации. В ВТО действует правило консенсуса, а не большинства с долевыми коэффициентами голосов, что создает возможность блокады коллективных решений отдельными странами.

Таможенные пошлины на промышленные товары в среднем сокращались на 40%, а иногда и полностью отменялись в течение первых четырех лет после вступления в силу заключительного акта. Сектор аграрной продукции впервые был либерализован за счет принятия обязательств об открытии доступа на рынки и постепенного сокращения государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Была запланирована долгосрочная реформа торговли сельскохозяйственными товарами.

В течение ближайших 10 лет предусматривалось отменить соглашение 1974 г. по текстилю, ограничивавшее свободу торговли. Тем не менее, предполагалось создание переходного механизма, позволяющего странам-импортерам защитить национальную экономику от угрозы нанесения ущерба.

Впервые торговля отдельными видами услуг была включена в соглашения ГАТТ, которые, однако, не распространялись на такие сектора, как телекоммуникации, финансовые услуги, морские перевозки и др.

Соглашение об интеллектуальной собственности охватывало патенты, авторские права, права перевода и записи, торговые марки, чертежи и модели в целях борьбы с подделками. Наконец, предусматривалось принятие мер для открытия сферы государственных заказов для конкуренции.

В рамках Уругвайского раунда не были завершены переговоры, по которым не удалось достичь договоренностей. Это, прежде всего, либерализация сферы финансовых услуг; переговоры по этой проблеме продолжены в ВТО. В области космической техники произошел конфликт между США и странами Европы из-за государственных субсидий.

До принятия нового кодекса о субсидиях и компенсационных мерах с поправками для космической техники продолжает применяться двустороннее соглашение 1992 г. Не урегулирован вопрос, касающийся субсидий национальным производителям стали, отмены нетарифных барьеров по стали и создания особой системы многостороннего урегулирования. В области морского транспорта сдержанность ряда стран, в частности США, по открытию океанских перевозок не позволила достичь соглашения, и проблема перешла к ВТО. В сфере воздушного транспорта из-за невозможности договориться об авиасборах действующее положение "заморожено" на пять лет. Либерализация средств телекоммуникации включена в рабочую программу ВТО.

ГАТТ
многостороннее межправительственное соглашение о снижении ограничений в международной торговле, заключенное ведущими торговыми странами мира. После переговоров между 23 государствами в 1947 в Женеве соглашение вступило в силу 1 января 1948. К 1994 году 111 государств были полными членами ГАТТ и 22 страны - ассоциированными членами. В число стран, подписавших соглашение, а также членов, имеющих особый или временный статус, входили США, страны британского Содружества, большинство государств Европы и многие страны Латинской Америки, Африки и Азии, включая Японию, Индию и Пакистан. На эти страны в совокупности приходилось свыше 80% международной торговли. Соглашения в рамках ГАТТ не затрагивали политические взаимоотношения стран и не защищали их от эмбарго или неблагоприятного торгового режима со стороны других стран-участниц. Торговые соглашения, достигнутые министрами на конференциях ГАТТ, подлежали окончательному утверждению правительствами. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) 1 января 1995.
Предпосылки. В период депрессии 1930-х годов США проводили политику высоких тарифов (Закон Холи - Смута 1930), в надежде увеличить производство и занятость в стране. Корделл Халл, государственный секретарь в администрации президента Франклина Делано Рузвельта, признал, что высокие тарифы скорее препятствовали, чем помогали оживлению экономики. Его усилия привели к принятию Закона о торговых соглашениях 1934, который предоставил президенту право заключать двусторонние соглашения о снижении тарифов. Программа Халла периодически продлевалась в 1940-х годах. К концу Второй мировой войны стало очевидно, что двусторонние соглашения имеют серьезные недостатки. Импортные квоты использовались в качестве угрозы против использования квот другими странами, а от снижения тарифов отказывались из опасения, что третьи страны могут извлечь из них выгоду. Требовался многосторонний подход, и США взяли на себя инициативу по формированию ГАТТ.
Функции. ГАТТ имело три существенных черты: график снижения тарифов; свод принципов и правил, регулирующих импорт и экспорт; и периодические встречи, обеспечивавшие международный форум для обсуждения проблем торговли. В результате переговоров о тарифах импортные пошлины и тарифные льготы могли быть сохранены или устранены. Графики снижения тарифов включали свыше 60 000 товаров, охватывая большую часть мировой торговли. Переговоры начались на двусторонней основе и превратились в многосторонние при разработке графика снижения тарифов для всех стран-участниц. Принципы и правила ГАТТ гарантировали снижение тарифов и дополняли его ослаблением других ограничений в мировой торговле, таких, как импортные квоты, налоговые сборы и административные меры регулирования. Условия ГАТТ распространяли на все страны-участницы режим наибольшего благоприятствования в области тарифов, таможенных пошлин и налоговых сборов. Периодические встречи в рамках ГАТТ способствовали росту международной торговли. За первой встречей в Женеве (1947-1948) последовали переговоры в Аннеси (Франция) в 1949; Торки (Англия) в 1951; Женеве в 1956, 1960-1962 и 1964-1967. Шестая встреча (1964-1967), известная как раунд Кеннеди, привела к соглашению ок. 50 стран-участниц о снижении тарифов в среднем на одну треть. Седьмая встреча, проходившая в Токио с 1973 по 1979, привела к аналогичному соглашению 99 стран. Токийский раунд рассмотрел также проблемы, поднятые развивающимися странами. Восьмая и заключительная встреча, известная как Уругвайский раунд, проходила с 1988 по 1993. Она привела к глобальному снижению тарифов до 40%, резкому сокращению государственных торговых субсидий и либерализации торговли услугами. Вместе с тем Уругвайский раунд положил конец ГАТТ и создал ВТО, наделенную более широкими полномочиями для осуществления регулирующих функций.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГАТТ" в других словарях:

    - (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), см. в статьеВсемирная торговая организация. * * * ГАТТ ГАТТ, см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле. (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)) … Энциклопедический словарь

    - (GATT) См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ … Экономический словарь

    - [англ. GATT, сокр. Словарь иностранных слов русского языка

    См. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Большой Энциклопедический словарь

    ГАТТ - (GATT), см. Генеральное соглашение о тарифах и торговле … Всемирная история

    ГАТТ - абревіатура Загальна угода з тарифів і торгівлі незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

    ГАТТ - генеральное соглашение о тарифах и торговле англ.: GATT, general agreement on tariffs and trade англ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    ГАТТ - ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ … Юридическая энциклопедия

    ГАТТ - (GATT)GATT (аббр. General Agreement on Tariffs and Trade)General Agreement on Tariffs and Trade, Генеральное соглашение о тарифах и торговле, многостороннее межправительственное соглашение, которое устанавливает режим ведения международной… … Страны мира. Словарь

    - (см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Механизм решения споров в региональных интеграционных группировках На примере Европейского Союза ЕАЭС АСЕАН МЕРКОСУР НАФТА и в ГАТТ ВТО , Лисицын-Светланов А. (гл.ред.) , В монографии впервые в отечественной юридической литературе подробно рассматриваются механизмы решения споров в региональных международных экономических организациях на примере ЕС, ЕАЭС,… Категория:

История создания ГАТТ начинается со второй половины 40-х гг., когда были предприняты попытки образовать международную организацию по вопросам торговли и занятости. ГАТТ – многостороннее межгосударственное соглашение, действующее с 1947 г. (Женева) и регламентирующее торговую и тарифную политику стран-уча­стниц, занимающее центральное место в правовом регулирова­нии международной торговли товарами .

В это время США, укрепив свою эко­номику после второй мировой войны, повели борьбу за со­здание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.

На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило мно­гостороннее соглашение об основных нормах таможенной по­литики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) .

Попытки создать международную торговую организацию продолжались в 50-е и 60-е гг. ХХ в. К этому времени ГАТТ по­степенно обретает новых членов, расширяется деятельность ГАТТ, по существу, она включает выполнение функций нефор­мальной международной торговой организации. В рамках ГАТТ стали действовать многочисленные межгосударственные много­сторонние органы (комитеты, рабочие группы, Совет ГАТТ и др.). Многие стороны деятельности ГАТТ (наличие постоянного сек­ретариата, способность заключать договора с иностранными го­сударствами, статус решений договаривающихся сторон, дипло­матические представительства, образованные рядом государств при штаб-квартире ГАТТ) довольно четко свидетельствовали о том, что ГАТТ обладает многими характеристиками, присущи­ми международным организациям. Примерно с середины 60-х гг. ХХ в. в международное право вошло следующее определение: ГАТТ - это де-факто международная организация . Она справля­лась со своими обязанностями вплоть до начала 80-х гг.

Основные положения ГАТТ появились из главы IV (Торго­вая политика) Устава международной торговой организации, одобренного 53 государствами-участниками одноименной Кон­ференции ООН в Гаване (Куба, 1947-1948 гг.). Среди этих поло­жений – обязательство стран-участниц предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования.

Отказ США ратифицировать Устав сделало ГАТТ единствен­ным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 гг. функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Сформировавшийся на базе Соглашения орга­низационный межгосударственный механизм (Сессия договари­вающихся сторон, Совет ГАТТ и др.) выполнял роль межгосу­дарственного учреждения по вопросам торговли и организации многосторонних торговых переговоров.

В положениях ГАТТ-1947 в общей форме требовалось, чтобы вступающая в ГАТТ страна привела свое национальное законода­тельство в максимально возможное соответствие с правилами ГАТТ. В силу этого ГАТТ содействовало унификации национальных норм, правил и принципов, регулирующих международную торговлю.

ГАТТ за время своего существования стало своеобразным гене­ратором процессов по упрощению и унификации таможенных фор­мальностей и процедур в других международных организациях, в частности, на базе ГАТТ и в значительной степени по инициативе ГАТТ, в рамках Совета по таможенному сотрудничеству (теперь Международная таможенная организация) и в других международ­ных организациях был выработан ряд конвенций, регламентирую­щих многие стороны действия таможенно-тарифных систем. Эти по­ложения сближаются с положениями ГАТТ, создавая единую сис­тему норм и требований, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли большинства стран мира.

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 гг. было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в прак­тике ГАТТ накопилось значительное количество решений, игра­ющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно най­ти в аналитическом индексе ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.

На протяжении своей истории ГАТТ, действуя как междуна­родное учреждение, выступало в роли организатора многосто­ронних торговых переговоров. В общей сложности было прове­дено восемь раундов.

Уругвайский раунд привел (1986–1994 гг.) привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, включившего ГАТТ в состав новой международной организации .

Генеральное соглашение по тарифам и торговле стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и практикой ВТО .

Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы тор­говли, достижение которой, как предполагается, будет дос­тигнуто не просто либерализацией, а так называемыми "увязками". Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участ­ницы обязуются принимать решения по вопросам, связан­ным с односторонним повышением тарифов лишь в "увязке" с одновременной либерализацией импорта других товаров.

    Подход ГАТТ к торговле между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Анализируя эволюцию ГАТТ/ВТО и механизм ее функционирования приходится констатировать, что ни на одном из этапов своего развития данная система не являлась беспристрастным институтом, обеспечивающим равноправие и взаимовыгодное осуществление мировой торговли. Прежде всего, это объясняется ведущей ролью США в организации как ГАТТ, так и ВТО, созданной с целью проведения в жизнь идей глобализации посредством либерализации мировой торговли и связанных с ней прочих экономических операций.

По условиям Вашингтонского консенсуса принципы оказания помощи развивающимся странам обрекают эти государства на развитие по догоняющему принципу. Ярким примером двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО стали соглашения Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, направленные против завуалированного протекционистского применения нетарифных средств. После этого раунда договаривающиеся страны разделились на два лагеря. С одной стороны – участницы, ратифицировавшие только пакет документов ГАТТ, а с другой – участницы, подписавшие как ГАТТ, так и новые соглашения. Новые положения в законодательстве предоставляли ограниченному кругу развитых стран определенные льготы и преимущества по сравнению с развивающимися странами, чьи интересы в достаточной степени не были учтены при разработке документов Токийского раунда – что, в свою очередь, не позволило им быть полноправными участницами дополненного ГАТТ.

Схемы двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО, помимо нарушения целостности ее структуры, применялись также в отношении либерализации торговли текстильными товарами и продукцией агропромышленного комплекса. Конкурентоспособным экспортерам текстиля из развивающихся стран навязывались жесткие количественные ограничения. Несмотря на то, что инициаторы этой меры – промышленно развитые страны – объявили о временном характере данного положения, оно действует уже более трех десятилетий, лишь расширяя ассортимент текстильных товаров, попадающих под квотирование.

Помощь странам с развивающейся и с переходной экономикой

Развивающиеся страны составляют около трех четвертей от числа всех членов ВТО. С увеличением числа членов, развивающиеся страны и страны, находящиеся в процессе перехода к рыночной экономике, будут играть все возрастающую роль в ВТО.

Исходя из этого, большое внимание уделяется специальным потребностям и проблемам развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Секретариат ВТО организует многочисленные программы для разъяснения работы системы и помощи в обучении правительственных служащих и чиновников, ведущих переговоры. Некоторые мероприятия проводятся в Женеве, другие - в заинтересованных странах. Часть программ организуется совместно с другими международными организациями. Одни программы проводятся в форме учебных курсов. В других случаях может быть предложена индивидуальная помощь.

Темы мероприятий могут быть самыми разнообразными - от помощи в переговорном процессе о вступлении в ВТО и реализации обязательств ВТО до получения рекомендаций для эффективного участия в конкретных многосторонних переговорах. Развивающиеся страны, особенно наименее развитые из них, получают помощь в тех областях торговли и тарифных данных, которые затрагивают их экспортные интересы и касаются участия в органах ВТО.

Учебные курсы для представителей развивающихся стран проводятся в Женеве дважды в год. С момента их учреждения ГАТТ в 1955 году и вплоть до июня 1997 года курсы посетили около 1.515 торговых представителей из 130 стран и 11 региональных организаций. С 1991 года в Женеве ежегодно проводятся специальные курсы для представителей стран, осуществляющих переход от централизованной плановой экономики к рыночной экономике.

    Раунды многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Основные итоги Уругвайского раунда.

До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов , целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

1947 - Женева / Швейцария;

1949 - Аннеси / Франция;

1951 -Торки / Великобритания;

1956 - Женева / Швейцария;

1960-1961 - Женева / Швейцария (Диллон-раунд);

1964-1967 - Женева / Швейцария (Кеннеди-раунд);

1973-1979 - Женева / Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 - Женева / Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.

В 1964-1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.

В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.

В 1986-1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части - о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:

Соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после ратификации);

Соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;

Протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);

Генеральное соглашение по торговле услугами;

Меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой - привести в действие предусмотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);

Процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;

Решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики;

Другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);

Решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия.

Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили таможенные барьеры с 25-30 до 3-4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70-80-е гг.

    Договорная основа, структура и задачи функционирования Всемирной торговой организации (ВТО).

Организационно-правовая основа ВТО . Всемирная торговая орга­низация была основана в 1995 г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Систе­ма ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый Уругвай­ский раунд привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заключи­тельного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу дей­ствия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизне­са. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной орга­низацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридичес­кий статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определя­ющий права и обязанности правительств в сфере международной тор­говли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собствен­ности (ТРИПС).

Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способство­вание экономическому росту и повышению экономического благосостоя­ния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны - члены ВТО, которых на 11 января 2007 г. насчитывается 150, решают эти задачи путем конт­роля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механиз­мом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведе­ния обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торго­вой политики и значительную часть международной коммерческой прак­тики, т.е. международного бизнеса.


Top