Нравы европейцев и быт в наше время. Менталитет европейца

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БЫТ

Даже в то время, когда денежное хозяйство продвинулось далеко вперед, «рыцарские» будни отчетливо зависели от законов природы и сельского хозяйства. Как отдельно взятый рыцарь, так и все средневековое общество в целом зависело от урожая в сельском хозяйстве, где работало 90% населения. Рыцарь лишь тогда мог сражаться, если его могли прокормить его крестьяне и урожай в его наделе. Так что приходилось все время оглядываться на сельскохозяйственные нужды - и это проявлялось при смене времен года. Конец лета и начало осени было традиционным временем битв. Дни становились менее жаркими, дороги не такими пыльными. Без труда можно было прокормить большие массы войск своим, а лучше захваченным урожаем. Большие рыцарские битвы со многими участниками происходили чаще всего с конца августа по конец сентября.
К зиме, как правило бои затихали, искались компромиссы. Иногда холод имел достоинства, так как замерзшие дороги были проходимы для тяжелых повозок и всадников, покрытые льдом реки и болота не служили больше препятствием. Кто вел войну зимой, обеспечивал себе элемент внезапности. Тем не менее войны, касавшиеся в основном рыцарей, отнюдь не были единственным занятием населения Европы. И горожане, и селяне вели большей частью однообразную и унылую жизнь, полную трудов и забот.

Однако жизнь средневекового общества вместе с тем бывала и праздничной, и веселой даже для низших слоев населения, поскольку официально существовало время, предназначенное для труда, и время для развлечений. Каждый день им посвящались послеобеденные и долгие вечерние часы, а каждую неделю - день обязательного воскресного отдыха. Кроме того, любая важная церемония сопровождалась коллективными увеселениями, собиравшими рыцарей и вилланов, горожан и деревенских жителей.
Во Франкфурте зажиточная и знатная молодежь по-своему провожала зиму. Дело происходило в самом городе. Нарядившись в белые купальные костюмы, они носили по городским улицам одного из своих товарищей на носилках, покрытых соломой. Товарищ должен был изображать скончавшуюся зиму, а все остальные представляли похоронную процессию. Обойдя город, они заканчивали свое празднество в каком-либо погребе за кружками вина, пели и плясали.
Особенно чествовали везде первое число мая-месяца. Во многих городах этот древний народный праздник справлялся с особенными церемониями. В этот день буквально наступало царство цветов. Цветы и зелень были всюду: и в церквях, и в домах, и на одеждах. Молодежь выбирала из своей среды распорядителя майского праздника, так называемого «майского графа или короля». Майский граф выбирал себе из девушек «майну». В лесу рубили деревцо, привозили его на место потехи, устанавливали там, и вокруг этого «майского дерева» царило бесконечное веселье, в котором принимали участие и старый, и малый. В других местах избранный майским графом, в сопровождении своей тут же составившейся свиты, выезжал из города в соседнюю деревню. В лесу нарубался целый воз березок. Срубали их в присутствии майского графа и его свиты. Когда воз со свежей зеленью выезжал из лесу, на дороге нападала на него и отбивала его толпа горожан. Это должно было означать, что лето завоевано, что оно в их власти. Тут же зелень расхватывалась присутствующими, как какая-то драгоценность. Обыкновенно майский праздник сопровождался стрельбой в цель. Цех стрелков, разумеется, старался в этом случае отличиться на славу. Призы, раздававшиеся самым ловким стрелкам, состояли из серебряных ложек и других предметов из того же металла. Общество стрелков рейнских городов приглашало иногда на свои праздники жителей соседних больших городов.
Чрезвычайно интересно праздновался также Иванов день - древнейший праздник во славу Солнца. В это время, по древним верованиям, благословение проносится над каждой нивой, как благодатный ветерок, чудодейственные силы изливаются во всей своей полноте. Ночь перед этим днем горожанин проводил за городом. Когда наступали сумерки, на возвышенных местах разводились костры - «Ивановы огни», на высоком берегу реки зажигались деревянные обручи и скатывались вниз, к воде. Остававшиеся на эту ночь в городе также веселились. На городских площадях зажигали костры, через них перескакивали, вокруг них танцевали.
Из зимних праздников самым веселым было Рождество. Горожане наряжались, дарили детей, устраивали процессии. Нарядившись чертями, веселые толпы бродили по улицам, причем каждая имела своего предводителя или шафера. Один городской совет брал с таких шаферов денежный залог, который пропадал в том случае, если толпа, предводимая тем или другим шафером, совершала какие-либо бесчинства, входила в церкви или на кладбище.
Любимейшим развлечением в средние века были танцы, хотя на них смотрели не всегда благосклонно как духовные лица, так и городские советы. Когда прошло время такой неблагосклонности, городские правители стали давать разрешение на устройство особых танцевальных помещений. Иногда танцы устраивались и в зале городской ратуши, далеко, впрочем, не во всех городах. Танцы разделялись на несколько видов, но все они могут быть сведены к двум: один вид соединялся с прыганьем, отличался, так сказать, большей ширью, удалью; другой заключался в движениях спокойных, сводился к медленному и плавному круговращению. Собственно танцем назывался второй вид. Танцевали под музыку, но иногда и без нее. В таком случае прибегали к пению, причем пел кто-нибудь один или все присутствующие хором. Постепенно распространился обычай соединять танцы с играми. Если танцы происходили на свободе летом, по окончании их играли в мяч.

Большинство развлечений являлись общими для всех социальных категорий: прогулки и зрелища (театр, жонглеры, животные), музыка и пение, танцы, но, кажется, любимое развлечение средневековых жителей - это азартные и домашние игры. Однако существовали развлечения, присущие лишь аристократии.
Турниры служили основным развлечением рыцарей. В большей степени, чем война - где настоящие сражения были редкостью,- они составляли основу военной жизни и наиболее верный способ приобрести славу и состояние. Их средневековая форма получила распространение на территории между Луарой и Маасом во второй половине XI века. Впрочем, на протяжении XII и XIII веков церковь порицала эти пустые встречи для игры в сражение, часто служившие причиной смерти, порождавшие упорную ненависть и ослаблявшие силы христианского рыцарства, единственной заботой которого должна быть защита Святой земли. Однако эти запреты не приносили ощутимых результатов.. Действительно, во второй половине XII века именно Франция, ее северная и западная части, представляли собой поистине райское местечко для любителей турниров.
В турнирах участвовали в основном молодые, неженатые рыцари, не имевшие феодов, те, кто, объединившись в неугомонные банды, отправлялись на поиски приключений и богатых наследниц. Турнир действительно можно назвать видом спорта. Даже командным видом спорта, поскольку конных поединков, где сражались бы один на один, не существовало до начала XIV века. А турнир XII века - это противостояние не отдельных воинов, но нескольких, хотя их правильное построение перед началом сражения быстро превращалось в беспорядочную свалку, где, как и на настоящем поле боя, бились небольшими группами, активно используя при этом различные опознавательные знаки. Скорее всего, именно турниры, а не войны стали в XII веке главной причиной распространения гербов среди представителей знати. В этой области существовали свои профессионалы, продававшие собственные услуги тем группам участников, которые предлагали наиболее высокую цену. Некоторые из них, объединившись вдвоем или втроем, специализировались на каком-нибудь одном определенном виде боя. В этом случае они особенно ценились. Кроме того, турнир, возможно, в большей степени, чем война, служил источником обогащения участвовавших в нем рыцарей. Противника захватывали в плен, отнимали оружие, сбрую, коня. Множество сделок и взаимных обещаний совершалось как в пылу сражения, так и после его окончания. На этом делались целые состояния. Многочисленные раненые, убитые - не редкость, причем церковь зачастую отказывала им в христианском погребении. Использование «куртуазного» оружия с тупыми остриями и лезвиями и даже сделанного из дерева очень медленно получало распространение. Вплоть до середины XIII века вооружение участников турниров ничем не отличалось от оружия настоящих воинов.
Однако если турниры и напоминали войну, они не были ею. Турниры воспринимались как радостное событие. Кроме периода Великого поста, их устраивали с февраля по ноябрь каждые пятнадцать дней на территории своей же провинции, но не в крупных городах, а возле одиноких крепостей, на границе двух княжеств или феодов. Их не проводили ни на сельской площади, ни на подступах к замку, а выбирали ровное поле, ланды или луг, где пространство не ограничено. Самому турниру предшествовала серьезная подготовка. Сеньор, бравший на себя его организацию, за несколько недель должен был объявить по всей округе время и место его проведения. Также ему следовало послать гонцов в соседние провинции, обеспечить жилье участникам (иногда их съезжалось несколько сотен) и тем, кто их сопровождал, запасти продовольствие, подготовить трибуны, палатки, конюшни, светские развлечения и увеселения для народа. Каждый турнир становился праздником, собиравшим множество людей. И если в самом сражении участвовали только аристократы, то «поболеть» за них разрешалось выходцам из любых социальных слоев. Этот праздник служил, кроме того, и ярмаркой, за счет которой существовали целые толпы артистов, фокусников, поваров, торговцев, нищих и преступников.
Турнир продолжался в течение нескольких дней, обычно трех. Сражения начинались на рассвете, сразу после утрени, и заканчивались только вечером, перед церковной службой. Несколько лагерей - созданных по географическому или феодальному признаку,- сражались друг с другом, сначала по очереди, затем одновременно. На поле царила такая неразбериха, что герольдам, специальным глашатаям, приходилось вести для зрителей своеобразный репортаж: описывать основные воинские подвиги и выкрикивать имена тех, кто их совершил. Вечера посвящались перевязыванию ран, пирам, музыке, танцам, любовным интрижкам. На следующее утро все начиналось заново. Вечером последнего дня, когда каждый подсчитывал свои доходы, самая знатная дама вручала рыцарю, отличившемуся в бою особой доблестью и куртуазностью, символическое вознаграждение.

Охотой, в отличие от войн и турниров, занимались во все времена года. У большинства она превращалась в безграничную страсть, и ради нее многие рыцари решались терпеть любую непогоду и самые ужасные опасности. Впрочем, занятие охотой диктовалось не только страстью, но и необходимостью. Ведь круглый год стол сеньора следовало обеспечивать крупной и мелкой дичью, поскольку питались в основном мясным. Иногда же целью было уничтожение некоторых хищных зверей (лисиц, волков, медведей), угрожавших урожаю, домашней птице, а порой и крестьянам. Именно в таких случаях в полной мере раскрывался дикий, опасный и азартный характер охоты.
Особое место следует отвести соколиной охоте, появившейся на Западе в начале XI века и очень быстро ставшей одним из излюбленных развлечений аристократического общества. Занятие действительно в высшей степени благородное, жестокое и красивое одновременно, коим не пренебрегали даже дамы. Подобная охота представляла весьма сложное искусство, и будущему рыцарю приходилось посвящать ему не один час занятий. Он должен был знать, как поймать птицу, как ее кормить и ухаживать за ней, как научить ее слушаться жестов и посвистываний, распознавать жертву и охотиться на нее. Этой тонкой науке, считавшейся самой изысканной в куртуазном воспитании, посвящены многочисленные трактаты, большинство из них составлены на Сицилии, а некоторые сохранились и до наших дней.
В большей степени, нежели собаке и коню, именно соколу выпала честь стать любимым животным рыцарей. Вилланам запрещалось владеть этой исключительно благородной птицей. К тому же на покупку хотя бы одного сокола требовалась значительная сумма, а подарок подобного рода расценивался как поистине княжеский. Смерть сокола становилась для хозяина горестной утратой. Не случайно трактаты, посвященные дрессировке этих птиц, содержали множество советов, как продлить их жизнь, хотя в отличие от описания техники обучения они оказываются недостаточно серьезными и зачастую противоречат друг другу.

Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользовались кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приобретут карты. Представители всех социальных категорий в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суверенами и прелатами-реформаторами. Здесь проигрывались деньги, одежда, лошади и жилища. Хотя игроки пользовались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.
Гораздо более безобидной считалась игра «марель» , не столько азартная, сколько требовавшая размышлений: победителем считался тот, кто первым составлял геометрическую фигуру из перпендикулярных или наклонных линий при помощи трех (иногда пяти) пешек. Однако лучшая домашняя игра, в отношении которой авторы просто неистощимы,- это шахматы. Во Франции они появились в XI веке, а вовсе не во времена Карла Великого, как это иногда утверждают. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократического общества. Умение играть в шахматы считалось одной из составных частей воспитания юного рыцаря. Шахматная доска из дерева или металла считалась предметом роскоши. Владелец демонстрировал ее с неизменной гордостью, даже если сам не умел пользоваться ею. Она делалась больших размеров и часто служила верхней частью богато украшенной шкатулки, внутри которой находилась табль, а на противоположной стороне - марель. До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и прорезанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Современный вид - чередование черных и белых клеток - доска приобрела только в начале правления Филиппа Августа. Это не изменило правил игры - и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске - однако облегчило видение и проверку ходов. Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика. Так же и «альфен», заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через другие фигуры). Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точно так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья могли делать рокировку в любом положении, а пешкам в начале игры разрешалось передвижение только на одну клетку, не допускалось также взятие на проходе. Цель игры, как и сегодня,- поставить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность.

Нигде социальные отличия не проявлялись в средневековом обществе так сильно, как в питании. В раннее средневековье, когда знать жила в деревнях или в их близи, различить жилье знати от жилья крестьян можно даже по пищевым отходам. Еда была важнейшим атрибутом статуса - аристократия и остальное население куда меньше отличались в одежде жилье, чем в пище.
Если простой рыцарь оказывался за столом господина, то он уже мог себя поздравить, даже если это была повседневная еда, а не праздник. Если простой рыцарь в 14 или 15 вв. владел собственным замком, то ему удалось сильно продвинуться по социальной лестнице. По остаткам пищи в замках мелкой знати археологам удалось реконструировать: естественно ели мясо, но почти исключительно свинину и говядину. Свиньи и коровы ели и крестьяне, но говядина была жесткой и происходила из их старых тягловых животных. Чтобы получить полную питательную ценность мяса, и крестьяне, и рыцари варили его. Дичь играла лишь подчиненную роль. Таким образом не приходиться говорить о существенных качественных отличиях в питании рыцарей и крестьян. Другая картина вырисовывается, если мы посмотрим на количественные отличия. По результатам исследований пищевых привычек в позднесредневековой Оверни мы знаем, что сельские жители потребляли в среднем 26 кг мяса на человека в год, мелкая знать же около 100 кг - в четыре раза больше, чем крестьянин.
Свежее мясо зимой было редкостью. Поскольку фуража на зиму не хватало, скотину забивали осенью. Мясо засаливали и хранили в глиняных сосудах. Важнейшей составной частью рациона на протяжении всего средневековья было однако не мясо, а зерновые продукты, которые попадали на стол как хлеб, каша или пиво, реже как булки, коржи, пироги, пряники, кренделя. В нормальное время разница между рыцарем и крестьянином здесь была не очень велика и скорее выражалась в качестве: чем богаче был дом, тем светлее хлеб - от черного хлеба крестьян до белого пшеничного хлеба. Зерновые продукты полностью покрывали потребность в пище представителя знати и почти полностью таковые крестьянина. Неурожай и неуклонно следовавшее за ним повышение цен непосредственно било по нижним слоям и делало очевидным неизвестное нам мерило: позиция на социальной лестнице в период скудности продовольствия определяла, кому жить, а кому умереть. По сравнению с зерном все остальные продукты, даже мясо, были лишь приправой, чье соотношение однако говорило о качестве жизни и ее продолжительности: зерно могло покрыть лишь базовую потребность в калориях, но не в витаминах. В первую очередь следует упомянуть об овощах, которые становились все разнообразнее и выращивались в каждом замке.
Фрукты в раннее средневековье были поставлены прежде всего дикими сортами, с 11-12 вв. - полученными с засаженных фруктовыми деревьями лугов. Яблоки и груши часто варили, виноград часто перерабатывали в вино, уксус, крепкие напитки, фрукты перерабатывали в желе, варенье, сироп. Лес давал ягоды, шиповник, бузину, желуди, каштаны, орехи. Все это в раннее и высокое средневековье было доступно и крестьянам, но с ростом плотности населения все сильнее регламентировалось. Значительно большую роль, чем сегодня играла рыба, классическая еда поста. Средневековье знало 70 дней поста, благочестивые христиане постились также по пятницам и субботам, а особо сильно верующие также каждую среду. В эти дни мясо, птица и молочные продукты были табу, кроме того вместо двух основных приемов пищи оставался один.
Особенно любима была сильно приправленная еда. Всем слоям населения, по крайней мере теоретически, были доступны все местные специи во всей непривычной для нас широте - частично как замена дорогой соли. Иначе было со специями, поступающими из средиземноморского бассейна, Западной Африки или Дальнего Востока. Маленькая баночка шафрана стоила как корова, фунт мускатного ореха не менее 7 быков, за перец, имбирь или корицу давали кусающиеся цены. Для тех, кто желал продемонстрировать богатство, здесь было широкое поле, на этом не экономили и перчили даже вино.

Что касается напитков, то здесь социальная разница отражалась на качестве употребляемых продуктов, а не на их ассортименте. И дворяне, и простолюдины опьяняли себя одной и той же жидкостью: вином, лучшим напитком средневековой Европы.
Пиво употреблялось лишь в некоторых областях: Фландрии, Артуа, Шампани, Северной и Центральной Англии. Там же, где его не производили, оно мало ценилось. В Анжу, Сентонже, Бургундии и даже в Париже пить пиво значило то же, что приносить покаяние. Поскольку пиво плохо сохранялось и не выдерживало перевозок, его старались выпивать сразу же после приготовления. Впрочем, пиво воспринималось скорее как женский напиток, мужчины пили его лишь в том случае, когда не хватало вина. Для получения пива в солод превращали не только ячмень, но и пшеницу, овес и полбу. Вплоть до XV века пиво не ароматизировали хмелем, и оно больше напоминало ячменное пиво, производившееся в античности (его название не сохранилось), а не тот напиток, который мы пьем сейчас. Пиво варили разных сортов: слабое, крепкое, подслащенное медом, пряное и даже мятное.
Сидр считался недостойным напитком в доме человека с нормальным достатком, он оставался уделом самых бедных крестьян Западной Франции. Более распространена была грушовка, менее кислая по вкусу; в большинстве деревень ее разбавляли водой и называли детским напитком. До семи-восьми лет дети также пили молоко, употребление которого взрослыми людьми воспринималось как признак крайнего ослабления или же безрассудства. Гораздо большее распространение получил мед, подававшийся в конце трапезы; его пили чистым или смешивали с вином, а также активно использовали на кухне для приготовления многочисленных приправ. Из некоторых дикорастущих плодов (тутовой ягоды, терна, орехов) готовили некрепкие, сильно ароматизированные вина, занимавшие, особенно у крестьян, место современных ликеров. Фруктовая водка была еще не известна, знали лишь зерновой спирт (в основном ячменный), но он чаще служил лекарством, нежели сопровождением трапезы. Наконец, перед сном пили настой из трав (вербены, мяты, розмарина) с добавлением пряностей или меда.
Но лучший напиток для всех случаев и для любого времени суток - это, конечно, вино. Считали, что оно является источником здоровья, приносит пользу для жизни человека и представляет собой дар природы, заслуживающий чуть ли не религиозного уважения. Поэтому виноград выращивали повсюду. Начиная с 1000 года виноградники появляются вдоль рек, в окрестностях городов, вокруг монастырей и замков. Часто этот процесс вызывал определенные проблемы, потому что происходил в ущерб пахотной земле, а не той, что оставалась под паром; ведь все, от самых богатых до самых бедных, стремились иметь собственный виноградник, и каждый считал свое вино лучшим. Тогда виноградники существовали далеко за пределами современных климатических границ, вплоть до Фрисландии и Скандинавии.
Большинство территорий имело свою особую специализацию. На севере производились легкие белые вина, в Бургундии - красные, густые и крепкие. Вплоть до середины XII века за аристократическим столом предпочтение отдавалось белому вину. Позднее, возможно под влиянием пристрастий мещан, вкусы изменились, и стали больше ценить столовые вина из Бона и сладкие - из Лангедока, Каталонии или с Востока. К географической разнице добавлялась социальная. Церковь, князья и богатые горожане уделяли внимание качеству разводимого винограда, а крестьяне - его количеству.
Вино, как и пиво, сохранялось плохо. Его следовало употребить в течение одного или, самое большее, двух лет. Техника виноделия еще долго оставалась на довольно низком уровне, а методы виноградарства уже тогда были весьма совершенными (без изменений они сохранились вплоть до XIX века). Хотя старое вино порой превращалось буквально в сусло, пили его много, как и вина, настоянные на травах, приправленные перцем, медом и ароматическими веществами. Видимо, вкус натурального вина считался неудовлетворительным. Водой вино разбавляли только женщины, больные и дети.

Несмотря на периодические неурожаи и голод, люди XII-XIII веков ели не столько мало, сколько плохо: в крестьянской пище отмечался недостаток протеинов и избыток мучнистых продуктов, а на аристократический стол подавалась слишком обильная и чересчур пряная еда. Поэтому практика воздержания (сознательного или нет) выполняла неоспоримую диетическую функцию.
Действительно, церковь предписывала верующим соблюдение многочисленных постных дней. После григорианской реформы их количество даже возросло: в обычное время постились два дня в неделю (среду и пятницу), во время Рождественского поста - три (иногда четыре) дня в неделю; в Великий пост - все дни, кроме воскресенья; также пост соблюдался накануне всех больших праздников. К каноническим постам добавлялось полное или частичное воздержание, накладываемое в исключительных случаях епископом. На практике дело зачастую обстояло иначе, тем более что частое повторение постов сопровождалось слишком большими требованиями. Ведь пост тогда заключался в том, чтобы есть только один раз в сутки, после вечерней службы, а также воздерживаться от вина, мяса, сала, дичи, яиц, сладкого и всех животных продуктов, кроме рыбных. Каждый соблюдал пост сообразно своим средствам: самые бедные питались водой, хлебом и овощами; самые богатые пользовались этим временем, чтобы вволю насладиться лососем, угрем, щукой, сыром (единственным допустимым молочным продуктом), а изредка - фруктами. Однако одного воздержания в еде считалось недостаточно. К нему добавлялись отказ от развлечений и охоты; необходимость сохранять целомудрие; сосредоточение в размышлении и молитве; милостыня из средств, сэкономленных на пирах и удовольствиях.
Естественно, эти ограничения чаще всего оставались только в теории. Чтобы скрупулезно выполнять предписания церкви, нужно было обладать добродетелями Людовика Святого. На самом деле каждый постился по-своему. В основном старались избегать излишеств.

Нравы и обычаи трапезы известны лучше, чем собственно меню, хотя тоже недостаточно. Последние десятилетия XII и первые десятилетия XIII века нельзя назвать ни временем изысканной кухни, ни временем настоящего этикета. Во Франции изменения в этой области, так же как и в моде на одежду, произошли только в годы правления Филиппа II (1270-1280). Однако это уже совсем не та грубая эпоха начала феодализма; куртуазные романы показывают значительно большую вежливость в манерах, хотя, возможно, несколько опережая действительность.
Прием гостя всегда проходил в соответствии с одним и тем же церемониалом: хозяин замка ждал гостя у въезда в свое владение, помогал ему спешиться, приказывал принять его оружие и позаботиться о лошади; одна из дочерей накидывала плащ на его плечи. Затем слуга трубил в рог, созывая сотрапезников; гостя приглашали вымыть руки под умывальником или в красивом тазу, приносимом в большой зал; протягивали полотенце, чтобы он мог вытереть руки. Все садились за стол, покрытый ослепительно белой скатертью и уставленный посудой из золота и серебра; хозяин приглашал гостя сесть рядом с ним, есть из одного блюда и пить из одного кубка. Подавались многочисленные кушанья, богатые и изысканные, и превосходные вина. Чтение, зрелища и песни помогали забыть о длительности трапезы. Наконец, с полными желудками и в веселом расположении духа все поднимались из-за стола; слуги убирали и снимали скатерти, затем господа снова мыли руки и расходились по комнатам или направлялись на прогулку по саду.
Не было ни вилок, ни ложек, нож зачастую подавался один на двоих. Жидкие и полужидкие кушанья слуги наливали в блюда с ушками, также обычно рассчитанные на двоих, и соседи по столу отхлебывали по очереди. Рыбу, мясо и твердую пищу подавали на широких кусках хлеба, пропитанных соусом или соком. Ножом их разделывали на куски, а затем руками отправляли себе в рот. Вино пили из чаши, она наливалась перед едой из расчета на несколько соседей, или из индивидуальных кубков, по первому требованию наполняемых виночерпием. Блюда с кухни приносили накрытыми полотенцем, а снимали его только в момент подачи. Этот обычай литературные тексты расценивают не только как способ сохранить пищу горячей, но и как средство предотвратить любую попытку отравления. В романах рассказывается также о специальных слугах, пробовавших пишу, а также описывается чудесный профилактический способ обнаружения яда посредством рога единорога или зуба змеи.
Сколько времени длились застолья, также почти неизвестно. Они на самом деле бывали длинными, однако с уверенностью можно сказать, что тем не менее они не продолжались по пять, шесть или даже восемь часов, как повествуют о том эпические сказания. Вероятнее всего, обед в среднем длился около полутора часов, а ужин - около двух с половиной. Вечерняя трапеза действительно затягивалась дольше, чем дневная; в это время ели более основательно, и именно по вечерам жонглеры представляли фокусы, труверы читали стихи, паломники рассказывали о дальних странствиях.

Народы Европы - это одна из самых интересных и вместе с тем сложных тем в истории и культурологии. Понимание особенностей их развития, быта, традиций, культуры позволит лучше понять современные события, которые происходят в данной части света в самых различных областях жизни.

Общая характеристика

При всем многообразии населения, проживающего на территории европейских государств, можно говорить о том, что, в принципе, все они прошли один общий путь развития. Большинство государств сформировалось на территории бывшей Римской империи, которая включала в себя огромные пространства, от германских земель на западе до галльских областей на востоке, от Британии на севере до северной Африки на юге. Именно поэтому можно говорить о том, что все эти страны, при всей их несхожести, тем не менее сформировались в едином культурном пространстве.

Путь развития в раннем Средневековье

Народы Европы как национальности начали складываться в результате великого переселения племен, которое охватило материк в IV-V веках. Тогда в результате массовых миграционных потоков произошла коренная трансформация социальной структуры, которая существовала на протяжении веков в период древней истории, и оформились новые этнические общности. Кроме того, на образование национальностей оказало влияние и движение которые основали на землях бывшей Римской империи свои так называемые варварские государства. В их рамках и сложились народы Европы примерно в том виде, в каком они существуют на современном этапе. Однако процесс окончательного национального оформления пришелся на период зрелого Средневековья.

Дальнейшее складывание государств

В XII-XIII веках во многих странах материка начался процесс формирования национального самосознания. Это было время, когда сложились предпосылки для того, чтобы жители государств стали идентифицировать и позиционировать себя именно как определенную национальную общность. Первоначально это проявилось в языке и культуре. Народы Европы стали развивать национальные литературные языки, которые определяли их принадлежность к тому или иному этносу. В Англии, например, этот процесс начался очень рано: уже в XII веке известный писатель Д. Чосер создал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы», которые заложили основу национального английского языка.

XV-XVI века в истории стран Западной Европы

Период позднего Средневековья и раннего нового времени сыграл решающую роль в формировании государств. Это был период становления монархий, оформление основных органов управления, формирования путей развития экономики, а, главное - формировалась специфика культурного облика. В связи с указанными обстоятельствами, традиции народов Европы были очень разнообразны. Они определялись всем ходом предшествующего развития. В первую очередь сказался географический фактор, а также особенности складывания национальных государств, которые окончательно оформились в рассматриваемую эпоху.

Новое время

XVII-XVIII века - это время бурных потрясений для западноевропейских стран, которые пережили довольно сложный период в своей истории в связи с трансформацией общественно-политической, социальной и культурной среды. Можно сказать, что в эти столетия традиции народов Европы прошли испытание на прочность не только временем, но и революциями. В эти века государства вели борьбу за гегемонию на материке с переменным успехом. XVI век прошел под знаком господства австрийских и испанских Габсбургов, следующее столетие - под явным лидерством Франции, чему способствовал факт установления здесь абсолютизма. XVIII век пошатнул ее положение во многом из-за революции, войн, а также внутриполитического кризиса.

Расширение сфер влияния

Следующие два столетия ознаменовались серьезными переменами в геополитической ситуации в Западной Европе. Это было связано с тем, что некоторые ведущие государства встали на путь колониализма. Народы, проживающие в Европе, освоили новые территориальные пространства, в первую очередь северо-, южноамериканские и восточные земли. Это существенно повлияло на культурный облик европейских государств. Прежде всего это касается Великобритании, которая создала целую колониальную империю, охватившую почти полмира. Это привело к тому, что именно английский язык и английская дипломатия стали влиять на европейское развитие.

Еще одно событие сильно отразилось на геополитической карте материка - две мировые войны. Народы, проживающие в Европе, оказались на грани уничтожения в результате опустошения, которое нанесли ей боевые действия. Разумеется, все это сказалось на том, что именно западноевропейские государства повлияли на начало процесса глобализации и создание общемировых органов по улаживанию конфликтов.

Современное состояние

Культура народов Европы в наши дни определяется во многом процессом стирания национальных границ. Компьютеризация общества, бурное развитие Интернета, а также широкие миграционные потоки поставили проблему стирания национальных самобытных черт. Поэтому первое десятилетие нашего столетия прошло под знаком решения вопроса о сохранении традиционного культурного облика этносов и национальностей. В последнее время, при расширении процесса глобализации, наблюдается тенденция к сохранению национальной самобытности стран.

Культурное развитие

Быт народов Европы определяется их историей, менталитетом и религией. При всем многообразии путей культурного облика стран можно выделить одну генеральную черту развития в этих государствах: это динамичность, практичность, целеустремленность процессов, которые происходили в разное время к науке, искусстве, политике, экономике и в обществе вообще. Именно на последнюю характерную особенность указывал известный философ О. Шпенглер.

История народов Европы характеризуется ранним проникновением в культуру светских элементов. Это определило столь бурное развитие живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Стремление к рационализму было присуще ведущим европейским мыслителям и ученым, что и обусловило бурный темп роста технических достижений. В общем, развитие культуры на материке определялось ранним проникновением светского знания и рационализмом.

Духовная жизнь

Религии народов Европы можно выделить в две большие группы: католицизм, протестантизм и православие. Первая является одной из наиболее распространенных не только на материке, но и во всем мире. Поначалу она была господствующей в западноевропейских странах, но потом, после Реформации, произошедшей в XVI веке, возник протестантизм. Последний имеет несколько ответвлений: кальвинизм, лютеранство, пуританизм, англиканская церковь и другие. Впоследствии на его основе возникли отдельные общности замкнутого типа. Православие распространено в странах Восточной Европы. Оно было заимствовано из соседней Византии, откуда проникло и на Русь.

Лингвистика

Языки народов Европы можно условно разделить на три большие группы: романская, германская и славянская. К первой принадлежат: Франция, Испания, Италия и другие. Их особенностями является то, что они сформировались под влиянием восточных народов. В Средние века эти территории подверглись вторжению арабов и турок, которое, несомненно, сказалось на складывании их речевых особенностей. Эти языки отличаются гибкостью, звучностью и певучестью. Недаром именно на итальянском языке написано большинство опер, и вообще, именно он считается одним из самых музыкальных в мире. Эти языки достаточно легки для восприятия и обучения; впрочем, грамматика и произношение французского могут вызвать некоторые затруднения.

Германская группа включает в себя языки северных, скандинавских стран. Эта речь отличается твердостью произношения и выразительным звучанием. Они более сложны для восприятия и обучения. Например, немецкий язык считается одним из самых сложных среди европейских языков. Скандинавская речь также характеризуется сложностью построения предложений и довольно трудной грамматикой.

Славянская группа тоже довольно трудна для освоения. Русский язык также считается одним из самых сложных для обучения. Вместе с тем, общепризнанным является мнение, что он очень богат по своему лексическому составу и смысловым выражениям. Считается, что обладает всеми необходимыми речевыми средствами и языковыми оборотами для передачи необходимых мыслей. Показательным является тот факт, что именно европейские языки в разные времена и столетия считались мировыми. Например, поначалу это были латинский и греческий, что было связано с тем обстоятельством, что западноевропейские государства, как уже было сказано выше, сформировались на территории бывшей Римской империи, где оба были в ходу. Впоследствии большое распространение получил испанский в связи с тем, что в XVI веке Испания стала ведущей колониальной державой, и ее язык распространился на другие континенты, в первую очередь в Южную Америку. Кроме того, это было связано с тем, что австро-испанские Габсбурги являлись лидерами на материке.

Но впоследствии ведущие позиции заняла Франция, которая к тому же также вступила на путь колониализма. Поэтому французский язык распространился на другие континенты, в первую очередь на Северную Америку и Северную Африку. Но уже в XIX веке стала господствующим колониальным государством, что и определило главную роль английского языка по всему миру, что и сохраняется в наши. Кроме того, этот язык очень удобен и прост при общении, его грамматическая структура не так сложна, как, например, у французского, а в связи с бурным развитием Интернета в последние годы английский сильно упростился и сделался почти разговорным. Например, многие английские слова в русском звучании вошли в обиход в нашей стране.

Менталитет и сознание

Особенности народов Европы следует рассматривать в контексте их сравнения с населением Востока. Этот анализ был проведен еще во втором десятилетии известным культурологом О. Шпенглером. Он отметил, что для всех европейских народов характерна что и обусловило бурное развитие в разные века техники, технологий и промышленности. Именно последнее обстоятельство определило, по его мнению, тот факт, что они очень быстро встали на путь прогрессивного развития, стали активно осваивать новые земли, улучшать производство и так далее. Практический подход стал залогом того, что эти народы достигли больших результатов в деле модернизации не только экономической, но и общественно-политической жизни.

Менталитет и сознание европейцев, по словам того же ученого, испокон веков были направлены на то, чтобы не только изучить и познать природу и окружающую их действительность, но и на активное использование результатов этих достижений на практике. Поэтому мысли европейцев всегда были нацелены не только на получение знаний в чистом виде, но и на то, чтобы использовать их в преобразовании природы для своих нужд и улучшения условий бытия. Разумеется, вышеуказанный путь развития был характерен и для других регионов мира, однако именно в Западной Европе он проявился с наибольшей полнотой и выразительностью. Некоторые исследователи связывают такое деловое сознание и практически направленный менталитет европейцев с особенностями географических условий их проживания. Ведь большинство невелики по размеру, и поэтому для достижения прогресса народы, населяющие Европу, пошли по т. е. ввиду ограниченности природных ресурсов стали разрабатывать и осваивать различные технологии для улучшения производства.

Характерные черты стран

Обычаи народов Европы весьма показательны для понимания их менталитета и сознания. Они отражают их и приоритеты. К сожалению, очень часто в массовом сознании формируется образ той или иной нации по чисто внешним атрибутам. Таким образом накладываются ярлыки на ту или иную страну. Например, Англия очень часто ассоциируется с чопорностью, практичностью и исключительной деловитостью. Французы очень часто воспринимаются как веселый светский и открытый народ, непринужденный в общении. Итальянцы или, например, испанцы представляются очень эмоциональной нацией с бурным темпераментом.

Однако народы, населяющие Европы, имеют очень богатую и сложную историю, которая наложила глубокий отпечаток на их жизненные традиции и быт. Например, тот факт, что англичане считаются домоседами (откуда и пошла поговорка «мой дом - моя крепость»), несомненно, имеет глубокие исторические корни. Когда в стране шли ожесточенные междоусобные войны, по-видимому, и сформировалось представление о том, что крепость или замок какого-нибудь феодала является надежной защитой. У англичан, например, есть еще один интересный обычай, который также восходит к эпохе Средних веков: в процессе парламентских выборов победивший претендент буквально с боем пробирается к своему месту, что является своеобразной отсылкой к тому времени, когда шла ожесточенная парламентская борьба. Также до сих пор сохранился обычай сидеть на мешке с шерстью, так как именно текстильная промышленность дала толчок к бурному развитию капитализма в XVI веке.

У французов же до сих пор сохранилась традиция к стремлению особенно выразительно обозначать свою национальную принадлежность. Это связано с их бурной историей, особенно это относится к XVIII веку, когда страна пережила революцию, наполеоновские войны. В ходе этих событий народ особенно остро почувствовал свою национальную идентичность. Выражение гордости за свое отечество также является давним обычаем французов, что проявляется, например, при исполнении "Марсельезы" и в наши дни.

Население

Вопрос о том, какие народы населяют Европу, представляется очень сложным, особенно ввиду бурных миграционных процессов в последнее время. Поэтому в данном разделе следует ограничиться лишь небольшим обзором на данную тему. При описании языковых групп выше уже говорилось о том, какие этнические группы населяли материк. Здесь же необходимо обозначить еще несколько особенностей. Европа стала ареной еще в раннем средневековье. Поэтому этнический состав ее чрезвычайно пестр. Кроме того, в свое время на ее части господствовали арабы и турки, которые наложили свой отпечаток. Однако все же необходимо указать на список народов Европы с запада на восток (в данном ряду перечисляются только наиболее крупные нации): испанцы, португальцы, французы, итальянцы, румыны, немцы, скандинавские этносы, славяне (белорусы, украинцы, поляки, хорваты, сербы, словенцы, чехи, словаки болгары, русские и другие). В настоящее время особенно остро стоит вопрос о миграционных процессах, которые грозят изменить этническую карту Европы. Кроме того, процессы современной глобализации и открытость границ грозят размыванию этнических территорий. Этот вопрос сейчас является одним из главных в мировой политике, поэтому в ряде стран обозначилась тенденция к сохранению национальной и культурной обособленности.

Наверняка многим известно, в каких антисанитарных условиях жили люди Средневековья. Но мало кто представляет себе, какие гигиенические проблемы скрывались также за вычурными платьями эпохи рококо и романтичной внешностью героинь начала XIX века…

Подобные воздушные красавицы и понятия не имели о множестве благ цивилизации, привычных нам. Трудно даже представить, какие сложности были у них в повседневной жизни по части гигиены и связанного с ней здоровья… Каких-то 150-200 лет назад справиться с запахом пота было очень непросто, а регулярное омывание интимных мест считалось причиной бесплодия!

Вот так понежиться в горячей водичке? Женщинам прошлых веков это удовольствие и не снилось… Да, кстати, многие из них ни за что и сами бы не согласились лезть в ванну!

Мылись европейцы кране неохотно: верили, что с водой в поры проникнет инфекция, организм ослабнет и подхватит чахотку…

Считалось, что от частого мытья – одни неприятности, да еще и возможный вред здоровью…

Вот и приходилось докторам буквально уговаривать своих пациентов. Например Фридрих Бильц в конце XIX в увещевает немцев в своей книге «Новое естественное лечение»:

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».

Немного раньше даже монархи мылись все по паре раз за всю жизнь: так в XV в. Изабелла сознавалась, что была вымыта только дважды: при рождении и перед свадьбой. Людовика ХIV заставили искупаться врачи, но мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься…

До ХVIII века ополаскивали только руки и область рта. Регулярно мыть всё лицо не советовали доктора – считали, что это грозит воспалениями или потерей зрения.

Но и к XIX веку ванны принимали в основном по причине болезни – если их прописывал врач. Горячие или холодные, с добавлением солей, по минутам… А так обходились умыванием рук и лица, ну еще порой обтиранием влажным полотенцем.

Зато пользовались популярностью душистые настои трав, розовая вода, подушечки с сушеными ароматными травами в одежде…

Духи, кстати, во времена Людовика XIV даже были предписаны королевским указом! Без них являться ко двору не позволялось – надо было чем-то заглушать “ароматы” немытых аристократов…

И только к середине девятнадцатого столетия, когда окончательно установили роль бактерий и грязи в развитии заболеваний, регулярное омовение стало принимать массовый характер.

Хуже мытья могли оказаться только книги! Доктора утверждали, что особо опасно чтение, – как и прочая, не дай бог, умственная деятельность – для дам в критические дни, когда моральное перенапряжение опасно для здоровья…

Кстати, те же духи перебивали, конечно, неприятный запах тела, затянутого в корсеты и тесные наряды из многослойных тканей, но не устраняли его окончательно.

Только к 1888 г. наконец придумали способ бороться именно с запахом пота и выпустили первый дезодорант. Впрочем, он показался бы нам малоэффективным… До антиперспиранта, который сокращал бы выделение пота, додумались только к 1903 году.

Вошедшие в XVIII веке в моду грандиозные прически были очень трудоемки: волосы в них укладывали профессиональные парикмахеры по нескольку часов. Чтобы вдоволь пощеголять с такой красотой наподобие вавилонской башни или корабля на голове, красавицы и спали-то на специальных подставках для прически. Естественно, такое художественное произведение не разбирали неделями и месяцами.

Ну и неудивительно, что эти творения становились рассадником кусачей живности, если вообще не превращались в мышиное гнездо))) Вот в Средние века испанки натирали волосы против вшей чесноком. А дочь одного из французских королей даже погибла от собственной вшивости.

Ну, для того, чтобы почесать голову, у знатной дамы были специальные палочки… А если уж дело доходило до мытья – обходились мылом. Иногда – специальным для волос… Как будто бы что-то могло еще тут помочь!

Использовали также разные домашние средства: золу, горчицу и так далее. Шампунь, который позволял как следует промыть волосы и сделать их упругими и блестящими, придумали только к концу XIX в.

Шелковые нижние рубашки, кстати, появились именно потому, что за их скользкую ткань не могли уцепиться вши и блохи. Такое белье помогало состоятельным дамам оберегать себя от кровососов.

Вплоть до 1920-х годов женщины, особенно знатные, появлялись на людях только в закрытой одежде. Поэтому волосы на теле они не трогали.

Вот мыла для поддержания дамской красоты в XIX веке выпускали достаточно, причем разных сортов…

Естественно, никаких готовых одноразовых гигиенических средств для критических дней в продаже не было. Женщинам приходилось пользоваться кусками ткани или специального войлока. Небогатым приходилось эти импровизированные прокладки стирать и сушить.

Привычной нам туалетной бумаги в Европе тоже не было… Это в Китае ее начали выпускать еще в VI веке! А уже в 1391 году для императора и его двора, согласно хроникам, было специально изготовлено около 750 000 листов этого средства гигиены. Европейцев же впервые удивил знакомством с ней в 1857 году предприниматель из Германии. А похожую на современную – мягкую и в рулонах начали производить только в1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты…

Да уж, действительно, оставаться красавицей в те времена было совсем не просто!




Состоятельные европейцы стали теми общественными слоями, благодаря которым в XVI - первой половине XVII в. воцарилось царство моды. С каждым годом неистовство моды все больше охватывало жизнь знати. Венецианский посол при дворе французского короля Генриха IV сообщал, что "человека... не считают состоятельным, если у него нет туалетов разного фасона и если он не сменяет их ежедневно ". Так в Европе устанавливалось царство моды, основным правилом которого было иметь возможность менять гардероб в соответствии с конкретным обстоятельством. Окончательно это правило установилось в Европе в конце XVII в. С тех пор мода распространялась в мире в своем новом значении: не отставать от современности.


В Европе ежегодно менялись фасоны одежды: штаны и плащи становились то длинными, то короткими; рукава узкими или широкими; воротники то напоминали жернова мельниц, то превращались в едва заметную полоску. Изменения в моде были свидетельством того, кто на тот момент был популярным в Европе, законодателем моды становился тот, кем больше увлекались европейцы.


В конце XV - начале XVI в. законодателями мод в Европе были итальянцы. Пышный костюм эпохи итальянского Возрождения с широкими рукавами, золотым и серебряным шитьем из парчи,шелка и бархата был примером для значительной части европейских стран. В XVI в. в высших слоях общества приобрел популярность строгий, застегнутый до вверх черный костюм, введенный испанцами. Он словно символизировал преимущества "всемирной" империи католического короля. В начале XVII в. распространился голландский стиль - воротник из кружева и обязательно шляпа с высокой тульей. Он олицетворял экономический рост нового европейского государства - Голландии. Однако и этот стиль не удержался долго. Его заменил французский костюм с ярким шелком и свободным кроем.









Европейская кухня XVI-XVII вв. Человек XVI - первой половины XVII в. еще не совсем освободился от психологического страха голода, который преследовал европейцев в течение средневековья. Однако впоследствии жизнь стала легче, а трапеза богатого и простолюдина - вкуснее.


Торжественный обед у зажиточного европейца произвел бы большое впечатление на нашего современника. Столы располагались в виде буквы "П". Во главе стола садились хозяин и самые уважаемые гости. На покрытых вышитыми скатертями столах находились золотые и серебряные солонки, Соусницы. Каждый гость имел свои тарелку, ложку и нож. Привычной для нас вилкой европейцы не пользовались. Большую двузубую вилку использовали только для того, чтобы взять мясо из общего блюда, а дальше его ели руками. Лишь в середине XVIII ст. вилка стала предметом всеобщего употребления.


Прежде на столе привлекало внимание огромное количество мяса. Во время обеда на стол подавали 10 видов блюд, приготовленных из мяса. Все блюда готовились с большим количеством восточных пряностей, которые стали доступными европейцам. Лишь в конце XVII в. захват пряностями пошел на спад. По прежнему привычным напитком европейцев оставалось виноградное вино. Однако с XVI в. в Европе начало приобретать популярность употребление горящих вин "- крепких спиртных напитков. На десерт подавались сваренные в сахаре фрукты или орехи. В XVI - первой половине XVII в. европейцы стали потреблять много сахара благодаря его поступлению из колоний в Новом Свете. Для бедных людей сахар стал лакомством, а для зажиточных - привычным продуктом.


Видное место в рационе европейцев занимали 150 дней религиозных постов, рыба становилась главной пищей человека. Крестьяне и бедные мещане питались гораздо скромнее, чем знать, однако и их меню стало гораздо разнообразнее. Во время обеда на их столе были каша, сыр, яйца, хлеб, масло и животное масло, а в праздники появлялись окорока и колбасы. Добрым приложением к столу были овощи со своего огорода или базара, а также ягоды, орехи и фрукты.


ЖИЛЬЁ Течение XVI - Первой половины XVII ст. внутренний и внешний вид домов крестьян и мещан европейских стран изменился. В XVI ст. большинство крестьян европейских стран строила свои дома на юге Европы из камня, на севере - из дерева. Крышу дома делали из соломы или камыша. Внутри дома отдельных комнат обычно не было - все члены семьи жили в совместном помещении. Для отопления помещения и приготовления пищи использовали костер. Мебели в крестьянской доме было мало: простой стол, скамьи, ящик для вещей, один-два табурета и сеновал вместо кровати. Пищу готовили в котле, висевший над очагом, а ели преимущественно из общей посуды, потому мисок и кружек на всех не хватало. Крестьянские жилища протяжении длительного времени не менялись, оставаясь такими, как в прошлом.


А вот жилье мещан в то время изменилось. В городах появляется все больше каменных домов. В Италии, Испании и Южной Франции из камня строили жилье и в средние века. С XVI ст. в камень одеваются Париж и Лондон. Внешний вид дома стал убедительным свидетельством состоятельности его обладателя. Простые мещане окна своих домов затягивали пергаментом или промасленной бумагой, а состоятельные вставляли в окна стекло и даже делали витражи. Полы в домах состоятельные горожане покрывали каменной или керамической плиткой, а самые богатые заказывали мастерам пол из паркета, изложенного орнаментом. Простые горожане ограничивались деревянным полом. Крыши своих домов городская знать начала с XVII ст. укрывать ценной черепицей.


Привычные для нас бумажные обои появились в Европе именно в XVII ст. Сначала они украшали дома простых горожан, которые были не в состоянии обить стены своих жилищ драгоценными тканями или укрыть деревянными резными панелями, а впоследствии приобрели популярность и среди знати. В домах зажиточных мещан появились гостиные, где хозяин принимал гостей, спальни, столовая, рабочая комната хозяина и отдельные комнаты для слуг. Если дом принадлежал ремесленнику или купцу, то на первом этаже находилась лавка, где продавали товары, либо торговая контора.




ГОРОДА Большинство населения Европы в то время составляли крестьяне. Горожане составляли 10-20% населения. Большинство городов сохраняла средневековый вид. Они были небольшими, с 3-5 тыс. жителей, отделенными от окружающего мира старинными стенами, с узкими улочками, на которых даже летом не высыхала грязь и паслись свиньи. Однако существовали и города-великаны. Крупнейшим городом Европы оставался Париж с населением 300 тыс. душ. Неаполь,Лондон и Амстердам,Венеция и Антверпен,Рим, Милан, Генуя, Брюгге, Прага – эти города-великаны требовали ежедневного поставки продуктов, угля, предметов первой необходимости.


Крупные города были не только потребителями продуктов, но и центрами притяжения для тех, кто не боялся оставить привычную сельскую жизнь в поисках лучшей доли. Именно сюда шли те, кто чувствовал в себе силы и желание получить образование, научиться ремеслу, или те, кого гнали из деревни тупик и угроза голодной смерти. Не все, конечно достигали желаемого. Многие навсегда оставались в лачугах пригородов.

Сразу оговоримся: под европейскими странами будут подразумеваться страны Западной Европы, такие как Германия, Франция, Швейцария, Великобритания, Италия, Нидерланды и т.д. Почему именно Западная Европа будет предметом нашего обсуждения? Наверное, потому, что именно Западная Европа в полной мере сохранила европейский дух и европейские традиции, европейский жизненный уклад и европейские ценности в историческом их значении. А значит, именно западноевропейские страны живут типичной европейской жизнью. О них и пойдет речь.

Жизнь среднего европейца сыта и размерена. Более всего европейский средний класс не любит перемен, причем, как в худшую, так и в лучшую сторону. Можно сколь угодно долго объяснять среднему жителю Лондона о преимуществах смесителя в ванной, но после ремонта он все-таки установит два отдельных крана для холодной и горячей воды. Потому что так заведено. Потому что такие же краны установлены у всех родственников и знакомых. Потому что они так с детства привыкли.

Менять привычки – не в характере европейцев. Поэтому они стараются жить так, как жили их предки. Разумеется, с поправкой на современные реалии.

В большинстве европейских стран с пренебрежением относятся к американской манере готовить из полуфабрикатов. Если уж европейская хозяйка и готовит обед, то предпочитает свежие продукты с рынка. А рынки есть в каждом европейском городе, практически в каждом районе. Торгуют на таких городских рынках преимущественно фермеры, а товары по большей части очень чистые и очень свежие. Стоимость таких продуктов порой выше, чем в супермаркетах, но рынки все равно процветают и не ощущают недостатка в покупателях.

Европейцы вообще любят хорошо покушать. Французы, испанцы и итальянцы – убежденные гурманы. Соответственно, Франция, Италия и Испания – признанные центры мировой гастрономии и виноделия.

Фастфуд не в чести у европейцев среднего и старшего возраста. Воспитанные на старых традициях, пожилые европейцы стараются употреблять домашнюю пищу или обедать в небольших семейных ресторанчиках. Молодежь же игнорирует старые традиции и с удовольствием уплетает хотдоги и бигмаки в многочисленных макдональдсах и бургер-кингах, которых великое множество в любом европейском городе.

Одеваться средний европеец предпочитает все-таки в средних универмагах, нежели в бутиках, где продается одежда от кутюр. Но и китайские магазинчики с супердешевыми вещами средний класс, как правило, игнорирует. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» - это лейтмотив европейского стиля одежды. Добротные, качественные вещи предпочтительнее, чем очень дорогие, пафосные, или очень дешевые, но сомнительного качества.

Средняя Европа не любит шумного веселья. Немцы предпочитают проводить вечера дома, швейцарцы, бельгийцы, ирландцы или и голландцы могут позволить себе кружку пива в ближайшем пабе. Что до жителей южной Европы, эти считают поход в трактир или таверну совершенно нормальным делом, ходят туда часто и порой без всякого повода.

Медицина в среднем по Европе достаточно передовая. Существуют различные системы страховок, покрывающие конкретные виды лечения или вообще всё. Глобальные страховки достаточно дороги и часто не выгодны, поэтому не пользуются широкой популярностью.

В некоторых странах государство оплачивает медицинскую страховку социально слабым слоям населения или тем, кто вынужденно находится без работы и получает пособие.

Одно из самых дорогих направлений европейской медицины – стоматология. На протезирование и лечение зубов европейцы тратят ежегодно полтора военных бюджета Германии (утрированно, но недалеко от истины). Поэтому некоторые в целях экономии едут лечить зубы в Восточную Европу – в Румынию, Чехию, на Украину и даже в Молдову.

Доходы

Средний европейский класс – это собственный дом или хорошая квартира в фешенебельном районе, наличие автомобиля довольно престижной марки не старше двух-трех лет, в зависимости от страны это может быть, например, Тойота Кэмри, Ситроен С5 или Фольксванен Пассат. Люди победнее покупают дешевые малолитражки, а часто используют в личных целях рабочие пикапы или даже грузовики. Большинство работодателей сквозь пальцы смотрит на такие вещи, а некоторые просто удерживают из зарплаты работника деньги за сожженный в личных поездках бензин.

Обязательный атрибут среднего класса в Европе – наличие пенсионных накоплений, акций, облигаций. Европейцы тщательно планируют собственную старость, не надеясь на помощь детей и внуков. И, как правило, средний европейский класс, выходя на пенсию, может позволить себе значительно больше, чем люди работающие, но не достигшие еще пенсионного возраста. Европейские пенсионеры много путешествуют, и вообще ведут праздный, спокойный образ жизни. Накопительные программы, которые велись всю сознательную жизнь, дают возможность жить, что называется, на широкую ногу. Кроме того, европейские законы предполагают значительные льготы и преимущества для граждан преклонного возраста, которыми те очень активно пользуются. Вход во многие европейские музеи для пенсионеров бесплатен, а проезд на транспорте очень дешев.

Бедные и богатые как правило не имеют пенсионных накоплений. Первые потому, что не могут себе этого позволить, вторые же зарабатывают огромные деньги процентами по внушительным вкладам в банках.

Однако европейцы, не достигшие пенсионного возраста, работают достаточно много и напряженно. В Европе принято работать на результат, а не на перспективу. Поэтому на работу берут прежде всего людей инициативных и думающих, готовых работать под давлением, посвящать работе внеурочные часы, стремящихся сэкономить деньги фирмы или увеличить ее прибыль. Да и растущая конкуренция среди сотрудников заставляет проявлять инициативу и отдавать себя работе без остатка.

Престижными считаются профессии инженера, финансиста, юриста и врача. Представители этих специальностей зарабатывают хорошие деньги, а имеющие частную практику часто являются миллионерами.

Однако и простые рабочие в Европе чувствуют себя весьма неплохо. Средняя европейская зарплата квалифицированного производственного рабочего 2000-3000 евро дает возможность жить, что называется, достойно – иметь накопительные пенсионные программы, оплачивать медицинские страховки и не особенно экономить на еде, хорошо одеваться и ежегодно выезжать к морю или в горы.

Представители социально слабых слоев в европейском обществе – предмет приложения усилий различных общественных организаций и государственных структур. Различные курсы и семинары проводятся для тех, кто потерял работу и отчасти потерял веру в себя. Для бездомных открываются сотни и тысячи различных приютов, центров реабилитации и консультаций, где несчастные могут получить горячую еду, ночлег и помощь неравнодушных людей. Конечно, полностью проблему бездомных это не решает, однако значительно сокращает их число.

Европа – сосредоточение богатейших дворянских фамилий. Потомки герцогов и маркизов, графов и виконтов и сегодня владеют огромными состояниями и значительными земельными угодьями. В основном европейские дворяне ведут отнюдь не праздный образ жизни. Они учатся, работают, активно участвуют в общественной жизни. Многие имеют собственные производства: в таких странах, как Франция, Италия и Испания многие дворянские фамилии владеют собственными винодельческими предприятиями, а также имеют заводы по производству мяса и сыра. Некоторые ограничиваются туристическим бизнесом – просто пускают группы туристов в фамильные замки.

Европейцы, обладающие состояниями, стараются вести скромный образ жизни. Выставлять на показ свое богатство в Европе сегодня не принято. Поэтому европейцев так удивляет одиозное поведение российских олигархов, прожигающих сотни тысяч евро в день на модных горнолыжных курортах. Они не понимают, как можно так бездарно тратить состояние, нажитое праведным путем. Впрочем, не будем ударяться в риторику.

Расходы

Европейцы как правило щепетильны в тратах и расходах. Особенно тщательным планированием семейного бюджета отличаются жители Германии. Впрочем, в затылок немцам дышат французы: во Франции не принято встречать гостей пышным застольем, вино и легкое угощения гость должен принести с собой.

Крупные покупки в Европе принято приобретать в кредит, даже если семья располагает нужной суммой наличных. Европейцы стараются найти беспроцентный вариант, или кредит с наименьшими процентами. Тогда вложенные в банк личные средства, которые не потрачены на данную покупку, будут приносить проценты по вкладу, и покроют расходы на обслуживание кредита.

Экономить на питании европейцы, в принципе, не любят. Покупается всегда все самое качественное и свежее. Однако излишества не очень приняты – хозяйка всегда покупает и готовит столько, сколько съест семья, и ни граммом больше. В любом европейском супермаркете принято фасовать мясо и по 100, и по 50 граммов с тем, чтобы можно было купить столько, сколько нужно на ужин одному человеку. Также можно купить одно яблоко или 1/8 часть небольшого арбуза. Собственно, это не является некоей особой экономией, а всего лишь принцип разумной достаточности – ведь в магазинах всегда есть свежие продукты, и запасаться впрок нет никакой практической необходимости.

В каждом районе среднего европейского города есть свои булочная и мясная лавка, овощной и бакалейный магазины, минимаркет, пиццерия, табачный магазин. Часто владельцы таких лавок знают своих клиентов не один десяток лет, поэтому обслуживают в кредит, просто записывая покупки в специальную тетрадь. Раз в месяц, обычно в день зарплаты, покупатели приносят в магазин сумму, которую должны, и открывают новый кредит. Достаточно прожить в районе пару месяцев, чтобы получить возможность покупать товары под запись. Но в случае несвоевременного погашения такого кредита никто и никогда более вам его не предоставит.

Бедные европейцы, конечно же, живут значительно скромнее. Продукты закупаются в тех же супермаркетах, но бедные предпочитают еду дешевую и калорийную. Поэтому среди бедных слоев европейцев так много тучных людей. Покупать одежду беднейшие жители ЕС предпочитают в китайских и арабских магазинах. Соответственно, бедняка на улице можно отличить по одутловатости и мешковатой дешевой одежде.

Зажиточные жители Европы, элита, тратят деньги по-разному. Несмотря на то, что позволить себе они могут почти все, что угодно, счет деньгам все-таки ведется. Если в отеле очень богатому европейцу предложат два номера на выбор – за 800 евро и более скромные апартаменты за 600, можете не сомневаться, что он сделает выбор в пользу низкой цены.

Отдых и развлечения

Средний европеец скорее расчетлив, чем скуп. Поэтому летний семейный отдых популярен, но люди среднего и низкого достатка предпочитают менее дорогие курорты Турции и Болгарии, чем престижные, но не дешевые Канары или Лазурный берег Франции. Часто едут в кемпинги, в пансионаты или частные небольшие гостиницы, с детьми и домашними животными. В период летних отпусков европейские города стремительно пустеют, а многие частные офисы закрываются на несколько недель.

Выходные европейцы предпочитают проводить дома или на природе, если позволяет время года и погодные условия. Обычно выезжают недалеко загород или, при наличии условий, отдыхают в пределах городской черты – например, многие парижане предпочитают загорать на оборудованных пляжах на берегах Сены, а лондонцы проводят воскресенье в шезлонгах на Темзе.

Излюбленный активный отдых европейцев – рыбалка и спорт. Горные велосипеды и спиннинги – самый востребованный товар в европейских спортивных магазинах.

В большинстве случаев европейские рыболовы-любители возвращаются домой без трофеев: пойманную рыбу принято отпускать обратно в водоем.

Семья и дети

Семейные традиции и ценности – предмет особой гордости большинства европейцев. Старушка Европа так и осталась патриархальной, хотя и считается оплотом западного образа жизни. Удивительно, но в европейских семьях непостижимым образом мирно уживаются современные взгляды на жизнь и признаки католического пуританства. Молодежь с возрастом из бунтарей превращается в приверженцев тихой сытой жизни.

Европейская семья, как правило, не многодетна. Двое детей – норма, четверо – исключение. Дети воспитываются в спокойной терпимости, без излишних строгостей. Впрочем, особых вольностей средняя европейская семья также детям не позволяет.

Цель родителей – дать детям максимально качественное образование, поэтому учебе уделяется особое внимание, и денег на дополнительные занятия, учебники и компьютеры европейцы не жалеют. Родители прекрасно понимают, что чем лучше будут образованы их чада, тем легче придется им в жизни.

Криминал

Конечно же, в Европе, как и везде в мире, криминал присутствует. Хотя типичный европеец – человек честный и скромный, разного рода жуликов, аферистов и грабителей в странах ЕС немало.

Организованная преступность представлена в основном этническими группировками. Самые крупные из них – албанцы, русские, югославы, румыны, цыгане, арабы, пакистанцы. Знаменитая Коза Ностра, итальянская мафия, тоже никуда не делась. Но крестные отцы нынче ведут крупные дела, занимаясь больше бизнесом, чем рэкетом.

Во многих европейских городах процветают уличные воришки. Вырвать сумочку или камеру у зазевавшегося туриста, отобрать деньги у пьяного, порезать карман в переполненном транспорте – все это есть, было и будет в Европе.

Однако в каждом городе существуют районы более спокойные, менее спокойные, и совсем уж плохие районы, которые без острой нужды лучше обходить стороной. В основном в таких неблагополучных районах компактно проживают выходцы из стран Северной Африки, и Азии, Албании.

Недвижимость

В среднем по ЕС трехкомнатная квартира стоит около 200 тысяч евро. Однако, данные эти очень усреднены. Купить нормальную квартиру в Париже, Мадриде или Риме за такие деньги, скорее всего, не удастся. Однако за вдвое меньшую сумму можно приобрести приличные апартаменты в тихом, не очень престижном, но и не совсем забитом пригороде, в двух или трех часах езды от центра города. Многие европейские пенсионеры перебираются в пригороды, как только отпадает необходимость ходить на работу, а разницу в цене используют для увеличения пенсионных накоплений.

Купить дом в европейской деревне не так просто. Во-первых, сельские жители очень неохотно продают дома. В во-вторых, во многих поселениях существует негласный запрет на продажу недвижимости посторонним. Решив купить домик в таком поселении, следует быть готовым к знакомству с представителями местной общины, длительному ожиданию, колебаниям.

В большинстве случаев деревенское жилье в Европе отличается от городской квартиры более, чем, скажем, в США. В Штатах владельцы частных домов обычно не склонны к ведению приусадебного хозяйства, чего о европейцах не скажешь. Владея даже крошечным земельным наделом, европейская старушка тотчас же посеет овощи, зеленый лук, фасоль, будет тщательно ухаживать за огородом, собирать урожай.

В общем и целом, европейская недвижимость – разная. Как и люди, населяющие Европу. Цена недвижимости напрямую зависит от страны, города и района, где расположен дом или квартира – чем престижнее место и чем больше в радиусе часа езды работы, тем выше цена.

В общем и целом, Европа стабильна и зажиточна, спокойна и выдержана. Неплохое место для жизни, особенно если вы – приверженец тихого, безопасного существования и семейных ценностей. Здесь есть все условия и для учебы, и для работы, и здесь многие находят то, чего нет в стране происхождения – стабильность и сытую жизнь. Добиваются успеха, разумеется, не все. Но процент людей, ставших европейцами, достаточно высок.

Также рекомендуется к прочтению:
замуж за немца --|-- замуж за итальянца --|-- замуж за шведа


Top