Оперное творчество моцарта. Моцарт

Оперное искусство В.А.Моцарта включает в себя 15 опер и 3 театральных серенады. Его первые оперы «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастиен и Бастиенна» были написаны в возрасте 11- 12 лет, последняя – «Волшебная флейта» - в последний год жизни. Начиная с ранних лет композитор изучает различные оперные жанры: seria, buffa, зингшпили.

Суть оперной эстетики Моцарта заключается в его же высказывании: «В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки». Из этого краткого афоризма становится ясным принципиальное отличие взглядов на оперу Моцарта от взглядов Глюка, который стремился подчинять музыку драматическому действию. Однако, считая музыку основой оперы, Моцарт подходит к ней, как к сложному синтетическому жанру, а не как к произведению собственно музыкальному. Каждый из оперных жанров он обогащал путём привнесения в него элементов другого жанра и принципов венского классического симфонизма. Он был очень взыскателен к сюжетам, искал в них правдивость и искренность; выдвинул новый тип сюжетики, где нарушены грани серьёзного и комического, синтезированы различные сюжетные линии.

Новаторским достижением оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц. Это не застывшие маски, а живые люди, сочетающие в себе и типичное, и индивидуальное начала. Их облик, и внешний и внутренний, раскрывается постепенно, в процессе всего действия. В сочетании разноплановых граней каждый образ становится психологически реальным. Примечательно, что в 18 веке понятия лейтмотивизма ещё не существовало. Но действующие лица его опер наделены характерными мелодическими оборотами, ритмами, благодаря которым складывается определённый образ. Причём, герои свой индивидуальный облик сохраняют не только в сольных номерах, но и в ансамблевых.

Важный вопрос – структура опер Моцарта. В 18 веке в этом отношении сложилась определённая традиция: опера заключала в себе ряд законченных номеров, соединённых речетативами или разговорными диалогами. Опера имела номерную структуру. Каждое действие заканчивалось большим финалом, развёрнутой ансамблевой сценой с участием почти всех действующих лиц. Этой традиции придерживается и Моцарт. Однако в композиции своих опер он стремится динамизировать действие, отталкиваясь не от схем, а от сценической ситуации. Структура его опер обусловлена ходом живого драматического действия. Так, опера «Свадьба Фигаро» начинается двумя дуэтами Фигаро и Сюзанны, следующими друг за другом. Это было нарушением традиции, но диктовалось сценическим действием. Композитор стремится, чтобы его герои не застывали на сцене в ожидании очередной арии. В целом у композитора преобладают композиции завершённые, но в наиболее важных узловых сценах (финальных ансамблях) применяется метод сквозных сцен.



В.А.МОЦАРТ ОПЕРА «СВАДЬБА ФИГАРО»

В опере «Свадьба Фигаро», созданной в1786 году, Моцарт обратился к сюжету знаменитой комедии Пьера Огюста Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В реакционной Австрии эта пьеса, с ее яркой критической окраской, была запрещена. Написанная в атмосфере предреволю­ционной Франции, комедия критиковала общественное неравенство, говорила о праве каждого человека на счастье и человеческое достоинство. Такой сюжет был совершенно непривычен для оперной сцены – еще ни одна опера не говорила о прямой борьбе между слугой и господином. Обличительные речи Фигаро, мысль о превосходстве ума над знатностью и богатством – всё это было близко Моцарту с его протестом против бесправ­ного положения. Его письма к отцу явно перекликаются с некоторыми высказы­ваниями Фигаро. Таким образом, композитор обратился к комедии Бомарше далеко не слу­чайно: он нашел здесь совершенно новое и актуальное идейное содержание.

Либретто «Свадьбы Фигаро» написал Лоренцо да Понте – разносторонне образованный человек и неплохой поэт. Из цензурных соображений да Понте сгладил по­литическую остроту комедии, убрал публицистику, ряд обличительных сцен и заострил чисто комедийные положения. Изъятие публицистики отразилось, главным образом, на Фигаро. В опере Фигаро не входит в обсуждение государственных проблем, не выступает против всего феодального общества. Его «лицо» определяется не политическими воззрениями, а моральными качествами. Однако, при всех изменениях, основная идея пьесы Бомарше – нравственное превосходство слуги над аристократом – в опере сохранилась. Сам Моцарт, в своем каталоге, который он составил в последние годы жизни, назвал «Свадьбу Фигаро» оперой-buffa в 4х действиях. Уже в этом обозначении содержится некое несоответствие канонам жанра, ведь типичная модель buffa отличалась небольшими масштабами и двухактным строением. Правда, следы двухактного членения в этой опере есть, но все же ее масштабы существенно отличаются от привычных представлений об этом развлекательном жанре. Кроме того, содержание оперы необычно для buffa, которая никогда не выходила из узкобытовых рамок. Раскрывая в комедийной, увлекательной форме очень серьезное содержание, опера Моцарта явно «перешагнула» гра­ницы исходного жанра. Внешне композитор следует тра­дициям buffa :



1. использует принцип чередования музыкальных номеров с сухими речитативами;

2. подчеркивает комедийные черты в облике многих персонажей. Здесь есть традиционные герои, восходящие к итальянской «комедии масок» - доктор Бартоло, учитель музыки Базилио, судья дон Курцио; совершенно буффонным персонажем является садовник Антонио, отдельными буффонными чер­тами обладает Марцелина;

3. характерная принадлежность комедийного сюжета - пара слуг;

4. в опере много типично буффонных ситуаций (переоде­вания, ночная путаница во втором финале).

И все же это, скорее, внешние приметы жанра. Главное в другом. Основные персонажи оперы – Фигаро и Сюзанна – резко отличаются от традиционной комической пары слуг. Их характеры непривычно инди­видуализированы, а музыка отличается такой поэтичностью, которая вовсе не была свойственна жанру buffa. До моцартовской «Свадьбы Фигаро» еще ни одна служанка не пела такую лирическую арию, какую поет Сюзанна в IV действии – «Приди, мой друг, приди». В ее музыке – любовь, мечтательность, поэзия ночной природы.

Совсем не типичен для buffa образ графа Альмавивы. Его отношение к Сюзанне – не просто каприз, интрига со служанкой, а настоящая страсть. Моцарт не умеет по-итальянски смеяться над своими персонажами – не задумываясь над их чувствами, ему это чуждо в принципе. Поэтому он не смеется над графом, когда тот говорит о своей любви к Сюзане. Для Моцарта вина графа в другом – он не видит, не уважает человека в своем слуге.

Выходит за комедийные рамки и образ Керубино, сконцентрировавший чувство, которое движет чуть ли не всеми героями этого произведения – любовь. Не случайно обе арии Керубино (казалось бы, героя «второго плана») можно отнести к лучшим эпизодам оперы. Они полны поэзии.

Многозначность образов составляет одну из главных жанровых особенностей оперы. При этом здесь нет противопоставления трагического и комического, как это будет в «Дон Жуане». В «Свадьбе Фигаро» Моцарт по-новому трактует избранный жанр и на основе итальянской оперы buffa создает первую комедию характеров . У каждого героя – свой мир чувств, своя реакция на происходящее. Моцарт подчеркивает в них не столько типические черты (как это было в традиционной опере буффа), сколько индивидуальные. Соответственно, у каждого героя свой музыкальный язык, свой круг интонаций, сохраняемый не только в ариях, но и ансамблевых номерах. Причем именно характер того или иного героя определяет круг выразительных средств для его обрисовки. Ярким примером является характеристика Фигаро . Главная особенность его музыки – подчеркнутая активность и энергия. Фигаро «говорит» короткими, решительными фразами, разделенными паузами, почти лишенными распевов. Ритмы чеканные, упругие; темп быстрый; ладовое развитие основано на мажорной диатонике. Жанровая основа его музыки – танец (например, в первом сольном номере – каватине «Если захочет барин попрыгать») или марш (ария «Мальчик резвый»). Самая необычная, с точки зрения жанра buffa, последняя ария Фигаро «Мужья, откройте очи», суммирующая главные черты этого образа. Она открывается большим аккомпанированным речитативом, который до Моцарта никогда не встречался в партии слуги – это была привилегия знатной персоны оперы seria. В самой арии хроматизмы в мелодии, усложненность гармонии, частое использование напряженного верхнего регистра призваны подчеркнуть новизну ситуации – Фигаро ревнует. Он равен графу во всем: так же мучается от ревности, любит и страдает не менее сильно, как знатный вельможа.

Развитие сюжета в комедии Бомарше очень сложно. В ней много событий, переключений, стремительный темп, имеется побочная линия. Чтобы такое сложное сценическое действие передать музыкой, потребовалась совершенно новая трактовка оперных форм, в первую очередь ансамблей. Их роль существенно возросла и в количественном, и в качественном отношении. Из 28 номеров оперы – 14 ансамблевых (дуэты, терцеты, огромные ансамблевые сцены в финалах I и II действий с большим числом участников). Ансамбли не менее, а порой и более важны для воплощения характеров, чем арии. Например, у Сюзанны всего 2 арии, из которых еще не складывается полное представление об ее облике, зато без нее не обходится ни один ансамбль. Новизна моцартовских ансамблей заключается, во-первых, в том, что они выражают не только развитие и смену чувств, но и движение событий , тогда как в традиционной опере buffa единственным стержнем сценического действия был сухой речитатив. Наиболее «событийными» являются финальные ансамбли, полные неожиданных сюжетных поворотов. По форме многие ансамбли представляют собой свободно развивающиеся сцены . Ярким примером является огромный (более 60 страниц) финал I действия. Он отличается: а) огромным драматическим напряжением, которое все время нарастает, лишь иногда «задерживаясь» на отдельных спокойных эпизодах; б) постепенным увеличением количества участников; в) ускорением темпа; г) непрерывным развитием действия, которое при этом укладывается в удивительно ясную стройную форму. Появление каждого нового участника образует самостоятельный раздел, отличающийся своим особым характером, окраской, мелодическим строем. Во-вторых, сохраняя индивидуальность своих героев не только в сольных, но и в ансамблевых номерах, Моцарт насыщает ансамбли «эмоциональной полифонией»: в их музыке нередко одновременно сочетаются различные эмоции, порой резко контрастные.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оперное творчество М оцарта

План лекции

1. Роль оперы в творчестве Моцарта

2. Жанровые разновидности в оперном творчестве Моцарта

3. Оперное реформаторство Моцарта

4. Значение либреттистов в успехе опер Моцарта

5. Музыкальные характеристики

1. Роль оперы в творчестве Моцарта

Моцарт писал оперы на протяжении почти всей творческой жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста.

К первым операм относятся:

в возрасте 11-12 лет - «Аполлон и Гиацинт», опера buffa «Мнимая простушка», зингшпиль «Бастьен и Бастьенна»;

в возрасте 14 лет- первая опера seria «Митридат, царь Понтийский».

Последняя опера - «Волшебная флейта» - написана в год смерти.

Опера является одним из ведущих жанров в творчестве Моцарта.

Самыми знаменитыми из всех написанных Моцартом опер являются: «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро».

2. Жанровая разновидность в оперном творчестве Моцарта

Моцарт писал оперы различных типов и жанров: зингшпили («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»), оперы - buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы-seria («Идоменей», «Милосердие Тита»). «Дон Жуан», написанная на итальянский текст, органически сочетающая важнейшие черты трагедийного и комедийного музыкального театра и являющаяся психологической музыкальной драмой, не сводится ни к одному из этих типов. Однако при этом любой из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов иного жанра. Примером является ария Графини из оперы «Свадьба Фигаро». Сама опера по основным жанровым признакам - опера buffa. Но образ графини из этой оперы не может быть сведен к типу буффонных: её первая ария («Бог любви») заключает черты lamento, свойственные лирическим ариям оперы seria. В партии Констанцы из зингшпиля «Похищение из Сераля», в обеих ариях царицы Ночи из зингшпиля «Волшебная флейта» так же имеется много черт, характерных для оперы seria.

Если опера - seria деградировала в XVIII веке, то некоторые ее элементы получили новую жизнь, влившись в иные оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Следовательно, можно утверждать, что Моцарт создал иной тип драматургии.

Так известнейшая опера «Свадьба Фигаро» перерастает в реалистическую комедию характеров. Опера «Дон Жуан»- веселая драма. «Волшебная флейта» - опера - сказка, новый тип оперы нравственно философского содержания на сказочно фантастической основе.

В оперном творчестве Моцарта как бы подытожены основные пути развития музыкально драматического искусства того времени во всех его жанровых разновидностях.

3. Оперное реформаторство Моцарта

Наряду с Глюком, Моцарт является величайшим реформатором оперного искусства XVIII столетия.

Нельзя утверждать, что Моцарт и Глюк в своем реформаторстве противоречили друг другу, нет! Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт, как и он добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

В отличие от Глюка, Моцарт никогда не декларировал, но осуществил новый реформаторский взгляд на оперу.

Если Глюк боролся за то, чтобы исключить все устаревшее из оперы-seria, то Моцарт стремился внести в нее все недостающее из оперы-buffa. Он придал оперной форме изящество и человечность, углубил тени, чтобы сильнее подчеркнуть вспышки остроумия и веселья.

4. Осно вные оперные принципы Вольфганга Амадея Моцарта

1) Музыка - основа оперы . Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки»

2) E динство музыки и сценического действия . Считая музыку основой оперы, Моцарт одновременно придавал большое значение драматическому содержанию оперы. В его зрелых операх музыка всегда находится в полном единстве с развертыванием сценического действия.

В одном из писем к отцу читаем «В последней сцене II действия у Идоменея между хорами есть ария или, скорее, род каватины - здесь лучше сделать просто речитатив; там смогут хорошо поработать инструменты, потому что в этой сцене, которая будет самой красивой во всей опере, на сцене будет стоять такой шум и такое смятение, что ария в этом месте произведет плохое впечатление - и, кроме того происходит гроза- и она- то уж не прекратится из-за арии господина Раафа».

3) Текст либретто должен быть лаконичным, не затяг ивающим действие, соответствующим законам музыкальной драматургии . Моцарт считал, что оперное либретто - это не самостоятельное драматическое произведение, он добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала.

В одном из писем Моцарт пишет: «…второй дуэт будет совсем выброшен и с большей пользой, чем вредом для оперы…»

4) Обогащение оперного жанра элементами других оперных жанров и венского классицизма . Принципы Венского классицизма получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломлении; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых и финальных сценах.

5) Музыкальные характеристики участников ансамбля, в зависимости от сценической ситуации, индивидуализированы и ли объединены. Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуана», секстете из «Дон Жуана» и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонической стройной ансамблевой сцены.

6) Ансамбли являются узловыми, наиболее напряженными сценами оперы . моцарт опера реформаторский

7) С ледование номеров оперы обусловлено ходом драматического действия, а не застывшей схемой. Законченность отдельных номеров сочетаются со сквозным развитием оперной сцены

Музыкальные характеристики. Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались; в опере buffa подчеркивались не столько индивидуально - конкретные черты героев и героинь разных типов, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными «масками» с выработанными приемами выразительности, сопровождающими однотипных героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

Действующие лица в операх Моцарта - не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие единство типическое и индивидуально неповторимое.

Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон - Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («Свадьба Фигаро») - женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио - подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

4. Значение либреттистов в успехе опер Моцарта

Значение в успехе, в высоком художественном уровне опер имело обращение к либреттистам: Л.Да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Э.Шиканедером («Волшебная флейта»), П. Метастазио («Царь - пастух», «Милосердие Тита»)

Моцарт и Л. Да Понте: Встреча Моцарта и Лоренцо Да Понте была для обоих ниспосланной свыше. Аббат искал музыканта, Вольфганг - поэта. Случилось так, что в этих обстоятельствах они отлично подошли друг другу, - писал биограф Моцарта Марсель Брион.Первым совместным творением Моцарта и Да Понте стала опера «Женитьба Фигаро». Именно Да Понте добился от императора разрешения на постановку «вольнодумной» оперы на венской сцене в 1786 году. Моцарт в то время был в немилости у матери императрицы Марии-Терезии и его обязанности при дворе ограничивались сочинением танцев для маскарадов. «Женитьба Фигаро» имела столь большой успех в столице, что Иосиф II даже распорядился ограничить число вызовов на бис.

Специалисты утверждают, что в сотрудничестве с Да Понте Моцарт создал оперы, относящиеся к величайшим образцам своего жанра. Это был тот редкий случай, когда качество либретто приближалось к уровню музыки Моцарта. В строках венецианца оживал «галантный» XVIII век, его поэзия отличалась не выспренностью, или меланхолией, или безликой торжественностью, которая была тогда в моде, а жизненностью, лукавством, образностью языка ее интеллектуального и саркастического создателя.

В 1791 году Моцарт умер, а дерзкий Да Понте впал в немилость у нового императора Леопольда II и получил приказ покинуть Вену. Он был автором, в общей сложности, тридцати шести пьес и сотен сонетов, но остался в памяти как соавтор непревзойденного «моцартовского триптиха» - «Женитьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Так поступают все или Школа влюбленных».

Моцарт и П. Метастазио . Когда в середине августа 1790 года Моцарт получил заказ на сочинение «Милосердия Тита», он находился в расцвете творческих сил. Теперь представители чешских сословий решили отметить постановкой оперы Моцарта важное государственное событие -- коронацию чешской короной недавно взошедшего на престол австрийского императора Леопольда II. В качестве либретто был предложен неоднократно использованный для подобного рода торжеств, прославляющих государя, текст Пьетро Метастазио (1698--1782). Один из самых знаменитых итальянских либреттистов, он с 1729 года был придворным поэтом в Вене и создал около 60 либретто, считавшихся образцовыми.

Для Моцарта либретто Метастазио обработал венецианец Катерино Мадзола (1745--1806), автор около 30 либретто, преимущественно опер-буффа. В мае -- июле 1791 года он обсуждал с Моцартом сочинявшуюся композитором «Волшебную флейту» и тогда же получил приглашение работать над «Милосердием Тита». Как обычно в опере-seria, исторические события, связанные с именами прославленных героев, не имеют значения для развития драмы. Тит Флавий Веспасиан римский император в 79--81 годах нашей эры, известный своими воинскими подвигами, разгромом Иудейского восстания и разрушением Иерусалима, предстает чувствительным любовником. По словам друга Гёте руководителя Берлинской певческой академии К. Ф. Цельтера, этот Тит «был влюблен во всех без исключения девушек, которые все как одна хотели его убить».

Музыка «Милосердия Тита», по утверждению жены композитора Констанцы, была написана за 18 дней

За четыре дня до коронации по повелению императора Леопольда был показан «Дон Жуан», которым, предположительно, дирижировал сам Моцарт. А в день коронации, 6 сентября 1791 года, состоялась премьера «Милосердия Тита». Успех был средним, пражане отнеслись к опере без энтузиазма, а императрица (испанская принцесса) обозвала по-итальянски моцартовскую музыку «немецким свинством».

Интересные факты

1. Моцарт вступил в общество масонов («свободных каменщиков») в 1784 году и написал несколько кантат для их церемоний. Есть мнение, что в «Волшебную флейту» он включил их идеалы дружбы, мудрости, преклонения перед природой и жертвенности. Либреттист Моцарта также был когда-то масоном. Моцарт умер всего через девять дней после премьеры оперы, и поговаривали, что он был убит, так идея оперы раскрыла некоторые тайны современного ему общества

2. - Послушай, Моцарт! Ты непременно должен мне помочь! - заявил как то директор маленького театра, член масонской ложи Шиканедер, поблескивая своими маленькими хитрыми глазками. Мне надо поставить такую пьесу, которая бы создала славу моему предприятию. Венцы любят все легкое и веселое. Вот и я надумал обратиться к тебе, чтобы ты написал мне оперу «Волшебная флейта»! Я не пожалею расходов на декорации, всякого рода театральные эффекты и удивительные волшебные превращения. Желая выручить из беды своего знакомого ещё с зальбургских времен, Моцарт согласился писать оперу, не требуя денег.

3. Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой «Дон Жуан» Моцарт и да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.

4. Строки либретто «Дон Жуана» из сцены на кладбище послужили эпиграфом к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость» и к «Поэме без героя» Анны Ахматовой.

5. Опера «Женитьба Фигаро» привлекла Моцарта не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но да Понте добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше - идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой - получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение.

6. При написании оперы «Свадьба Фигаро» произошел один занятный случай:К весне1786 г. Опера была закончена. Оставалось написать лишь увертюру. Улучив благоприятный момент, да Понте явился к императору Иосифу II с текстом либретто.

Что это? «Свадьба Фигаро»! - воскликнул тот.- Но ведь я же запретил представление этой пьесы в наших театрах!

В надежде на снисхождение вашего величества, - ответил да Понте, - я решил переделать эту комедию в либретто, сократив и выпустив все то, что могло бы шокировать благородную венскую публику. Одним словом, я сделал из неё самый невинный и веселый сюжет для оперы, достойный театра, имеющего счастье постоять под вашим покровительством.

Но если это опера, кто же напишет к ней музыку?

Музыка написана уже господином Моцартом.

Слова эти отнюдь не вызвали сочувствия его величества. Лицо Иосифа II мгновенно приняло такой надменный и недовольный вид, какого да Понте не стал поправлять императора.

Моцартом? Но вы же знаете, что Моцарт, хотя и пишет замечательную инструментальную музыку, сочинил всего лишь одну оперу, да и та не имеет особой ценности.

Невежество Иосифа II, мнившего себя тонким знатоком музыки, немало поразило да Понте. Моцарт был к тому времени автором 11 опер. Однако да Понте не стал поправлять императора.

И я со своей стороны тоже мог бы оказаться автором либретто всего лишь одной оперы, поставленной в Вене, если бы был лишен милостивой снисходительности вашего величества, - смиренно ответил он. - Что касается музыки этой оперы, написанной Моцартом, то, насколько я могу судить, она совершенно изумительной красоты. Осмелюсь представить партитуру оперы на усмотрение вашего гения, который всем нам хорошо известен…

Ловкий и хитрый аббат пустил в ход всю свою дипломатию, всё своё красноречие. При этом он распространялся не столько о достоинствах моцартовской музыки, сколько о тонком музыкальном вкусе Иосифа II. Согласие на постановку было дано

7. Известнейший Миланский оперный театр Ла Скала заказал 14-летнему Моцарту создать оперу "Митридат, царь Понтийский"

8. В 1782 г. состоялась премьера оперы «Похищения из Сераля», прошедшая с огромным успехом. Опера не понравилась только императору, обвинившему музыку Моцарта в излишней «учености». «Слишком хорошо для наших ушей, и ужасно много нот, мой милый Моцарт» - сказал Иосиф II композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество» - возразил композитор

5. Музыкальные характеристики

В сего за свою жизнь Моцартом было написано более 20 опер

1. «Аполлон и Гиацинт» 1767 г. Школьная опера (латинская комедия)

2. «Долг первой заповеди» 1767 г. Духовный зингшпиль

3. «Бастьен и Бастьенна» 1768 г. Ученический зингшпиль. Либретто Ф. Вайскерна

4. «Притворная простушка» 1768 г. Упражнение в жанре опера-buffa, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони,

5. «Митридат, царь Понтийский» 1770 г. Опера - seria. Либр. В. А. Чинья- Санти по трагедии Ж. Расина

6. «Асканий в Альбе» 1771 г. Опера - серенада (Пастораль). Либр. Дж. Парини

7. «Сон Сципиона» 1772 г. Опера - серенада (Пастораль). Либр. П. Метастазио

8. «Луций Сулла» 1772 г. Drama per musica. Либр. Дж. Парини

9. «Тамос, король Египта» 1773-1775 г.

10. «Мнимая садовница» 1775 г. Либр. Кальцабиджи

11. «Царь- пастух» 1775г. Drama per musica. Либр. П. Метастазио

12. «Заида» 1779 г. Зингшпиль

13. «Идоменей, царь Критский» 1781 г.Опера -seria.

14. «Похищение из сераля» 1782г. Зингшпиль Либр. Брецнера

15. «Директор театра» 1768 г. Музыкальная комедия

16. «Женитьба Фигаро» 1786 г. Опера-buffa. Либр. Л. Да Понте по комедии Бомарше

17. «Дон Жуан» 1787 г. Drama giocoso. Либр. Л. Да Понте по испанской легенде

18. «Так поступают все» 1790 г. Опера - buffa. Либр. Л. Да Понте

19. «Милосердие Тита» 1791 г. Опера - seria. Либр. П. Метастазио

20. «Волшебная флейта» 1791 г. Зингшпиль. Либр. Э. Шиканедер

Задания

Задания на оценку «3»

Используя текст ответьте на вопросы:

1) Во сколько лет Моцарт написал свою первую оперу (какую)?

В каких жанрах были написаны оперы Моцарта?

Что для Моцарта являлось основой оперы?

_____________________________________________________________

2) Почему комедия Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» была запрещена в Австрии цезурой?

_____________________________________________________________

3) Кто кроме Моцарта был величайшим реформатором оперного творчества?

____________________________________________________________

4) Назовите последнюю оперу написанную Моцартом?

_____________________________________________________________

5) Роль ансамблей в операх Моцарта

8) В чем заключались принципы венского классицизма в оперном творчестве Моцарта?

9) Сколько всего опер написано Моцартом?

_________________________________________________________________________

10) В чем заключалось соединение Моцартом разных оперных жанров?

___________________________________________________________________________

Задания на оценку «4»

Выполните тест , выбрав правильный вариант ответа.

1)С какими либреттистами работал Моцарт?

А) Стефании

Б) Метастазио

С) Шиканедер

2) Итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Для нее характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, подвижность действия, пародия, яркая живая жанровая мелодика, ясность стиля.

3) В 1782 г. была написана опера

А) «Идоменей, царь Критский»

Б) «Дон Жуан»

С) «Похищение из сераля»

Д) «Асканий в Альбе»

4) Опера «Волшебная флейта» написана в жанре
А) Зингшпиль

5) Опера seria создавалась на основе

А) бытовых ситуаций

Б) героико-мифологического сюжета

С) легендарно- исторического сюжета

Д) Комических и жизненных ситуаций

А) «Дон Жуан»

B) «Луций Сулла»

C) «Милосердие Тита»

D) «Сон Сиццилиана»

7) В основу какой оперы легла испанская легенда?

А) «Дон Жуан»

В) «Похищение из Сераля»

С) «Асканий в Альбе»

D) «Царь пастух»

А) «Царь пастух»

В) «Женитьба Фигаро»

С) «Заида»

D) «Так поступают все»

9) Разновидность комической оперы с разговорными диалогами, сложившаяся в XVIII в. в Австрии и Германии

А) Опера - seria

B) Зингшпиль

С) Опера- buffa

10) Какую оперу можно назвать оперой- сказкой нравственно - философского содержания?

А) «Аполлон и Гиацинт»

В) «Притворная простушка»

С) «Волшебная флейта»

D) «Бастьен и Бастьенна»

Ответы на задания №2: 1) Б,С 2) Опера - buffa 3) С 4) А 5) Б, С 6)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сведения о родителях В.А. Моцарта, его творческие достижения в детском возрасте. Особенности характера австрийского композитора. Знаменитые оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". "Реквием" - последнее музыкальное произведение Моцарта.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Биография В.А. Моцарта - австрийского композитора и исполнителя-виртуоза, представителя Венской классической школы. Первые шаги в Вене, свадьба, пик творчества, финансовые трудности, болезнь. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".

    презентация , добавлен 14.02.2015

    Листування Моцарта з батьком. Видатні здібності Вольфганга Амадея Моцарт. Висловлювання сучасників про велику значущість творів Моцарта. Лікувальний ефект, яким володіють всі твори Моцарта. Використання мінору, хроматизмів, перерваних оборотів у сонатах.

    презентация , добавлен 23.11.2017

    Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.

    доклад , добавлен 10.11.2010

    Биографический очерк жизни и творческой деятельности В.А. Моцарта - великого австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза, клавесиниста, органиста. Сочетание австрийской, немецкой и итальянской народной песенности в творчестве Моцарта.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Методика логического разбора формы III части сонаты A-Dur В.А. Моцарта. Определение и изучение формы данного произведения, его характерные свойства и признаки. Основной принцип рондо и эволюция данной формы. Место и роль рондо в творчестве Моцарта.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2010

    Иерархия жанров, предустановленная классицистской эстетикой XVIII столетия. Особенности концертов Л.В. Бетховена. Форма оркестровой и фортепианной экспозиции. Сравнительный анализ трактовки жанра концерта в творчестве В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2015

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Естетичні витоки трактування хорового елементу в опері "Ідоменей". Аналізу трансформації традицій опери seria в творчості В.А. Моцарта на прикладі опери "Ідоменей". Хоровий елемент в опері В.А. Моцарта "Ідоменей" в естетичному аспекті його трактування.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами .

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы , но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта .

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг,1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

В 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери.

«Дон-Жуан». Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, частично основанное на «Каменном госте» - опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также еще довольно большое количество более ранних пьес о Дон-Жуане. «Дон-Жуан» - величайшая из когда-либо написанных опер!!!

«Волшебная флейта» Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-немецки) Эмануэля Шикандера, возможно, в соавторстве с Карлом Людвигом Гизеке. «Волшебная флейта» - это то, что немцы называют Singspiel, то есть пьеса (драматическое произведение) с пением, подобно оперетте, или музыкальной комедии, или опере-балладе, или даже opera comique (фр. - комическая опера).

Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.

Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - 1-й половины XIX в.

В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.

Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789-1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду - правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.

Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества - песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика - Л. Бетховена.

Принципы романтизма утверждали выдающиеся композиторы разных стран. Это К. М. Вебер, Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Шуберт Ф. Лист, Р. Вагнер. Дж. Верди.

Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки, основанный на последовательном преобразовании музыкальной мысли, порождающей внутри себя свою противоположность. Но романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более тесной их связи с образами литературы, других видов искусства. Это привело их к созданию программных произведений.

Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.

Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой - утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр - симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета.

Среди композиторов 2-й половины XIX - начала XX в.,: в чьем творчестве романтические традиции способствовали утверждению гуманистических идей, - И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, Р. Штраус, Э. Григ, Б. Сметана, А. Дворжак и другие.

В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки. Велика роль романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила».

В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантастических опер Н. А. Римского-Корсакова, в симфонических поэмах П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки».

Романтическое начало пронизывает сочинения А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова.

Оперное творчество Моцарта.

Mоцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11 лет. В 11-12лет написал: «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьенна». В 14 лет – «Митридат-царь

понтийский». Моцарт писал оперы в разных жанрах: оперы buffa – «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Так поступают все». Оперы зингшпиль – « Директор театра», «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля». Оперы seria – «Митридат-царь понтийский», «Идоменей». Но главная заслуга Моцарта в том, что на основе этих старых жанров, он создаёт новые: на основе оперы buffa – лирическую комедию «Свадьба Фигаро» и психологическую драму «Дон-Жуан». На основе оперы зингшпиль – философскую сказку «Волшебная флейта». Новаторство Моцарта в том, что он в одной опере использует приёмы и комической, и серьёзной опер. По сути, Моцарт является оперным реформатором.

Новое в операх Моцарта:

1. Обновляет старые жанры, сочетает в одной опере черты разных жанров.

2. Реалистически изображает жизнь, даёт героям яркие, разносторонние характеристики.

3. Стремится к единству музыки и драмы, но на первое место ставит музыку.

4. Использует в операх лейтмотив (лейтмотив Командора в опере «Дон-Жуан»). Лейтмотив – это тема, характеризующая героя и повторяющаяся несколько раз.

5. Расположение номеров подчинено не правилам, а развитию действия.

6. Главными являются арии и ансамбли. Партии в ансамблях индивидуализированы.

7. Большая роль оркестра.

Оперное творчество Моцарта – это высшее достижение оперного реализма 18 века.

«Свадьба Фигаро» (1786 г.).

Опера «Свадьба Фигаро создана по комедии французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» (эта комедия – часть трилогии: 1 – «Севильский цирюльник», 2 – «Свадьба Фигаро», 3 – «Преступная мать»). Либретто написал Лоренцо да Понте. Комедию запретила цензура, и в опере социальная острота была смягчена. На основе оперы buffa в «Свадьбе Фигаро» Моцарт создаёт лирическую комедию. Основная идея оперы: борьба Фигаро за свои чело­веческие права, достоинство. Нравственно, интеллектуально слуга оказывается выше своего господина (содержание оперы - стр.294, разбор по действиям стр. I68-204).

В опере 4 действия, состоит из законченных номеров, соединенных речитативами, начинается увертюрой, в сонатной форме без разработки. Музыка увертюры в опере не встретится, но по характеру, стилю музыка оперы и увертюры близки. Главная партия содержит две темы: первая тема стремительная, кружащаяся; вторая тема носит фанфарный характер. Побочная партия – настойчивая, как бы долбящая, ее связывают с образом Фигаро, который умеет добиваться своей цели. Заключительная партия – изящная, грациозная, ее связывают с образом Сюзанны. После небольшой связки сразу идет реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности. Завершает увертюру кода, которая строится на теме главной партии. В опере «Свадьба Фигаро» Моцарт раскрывает живые, человеческие характеры, разнообразные и реалистичные. В этом новаторство Моцарта. Поэтому его оперу часто называют оперой характеров. Он раскрывает их через определенные жанры и через определённый круг интонаций.

Характеристика главным героям – Фигаро и Сюзанне даётся уже в начале оперы. Необычно, что их первые характеристики даны в дуэте. Причем, Моцарт ставит подряд 2 дуэта. Оба дуэта лирико-комедийного плана, но есть в них и отличия. В 1 дуэте партии Фигаро и Сюзанны контрастны. Фигаро измеряет шагами комнату, его партия декламационная, он считает (стр. 17). Сюзанна примеряет в это время шляпку. Её партия изящна, грациозна (стр. 18). Когда Фигаро об­ращает внимание на Сюзанну, его партия становится похожей на её. Во 2 дуэте они выс­казывают своё отношение к подаренной комнате. Сюзанна не довольна близостью комнаты к покоям графа. Она говорит, что граф часто обращает на неё внимание. Здесь пар­тии Фигаро и Сюзанны близки, только у Фигаро партия в мажоре, а у Сюзанны в миноре, поэтому она бо­лее мягкая (стр. 25).

Сюзанна уходит и Фигаро остаётся один. В «Каватине» Фигаро продолжает раскрываться его характер (стр. 35). Подчеркивается, что Фигаро готов отстаивать своё право на счастье любыми средствами, но, прежде всего, находчивостью и интригой. Форма 3-х частная. Крайние разделы каватины в характере менуэта. Подражая графу, Фигаро притворяется учтивым, покорным, насмехаясь над таким поведением. Средний раздел в быстром темпе, на 2/4. Подчеркивается активность, напористость Фигаро. Он становится самим собой – весёлым, грубоватым. Образ Фигаро ярко раскрывается и в других номерах. Например, в его арии «Мальчик резвый» из 1д. (стр. 94). Ария обращена к Керубино. Фигаро подтрунивает над Керубино, которого отправляют в армию. Раскрывается жизнерадостный, весёлый нрав Фигаро, его остроумие, энергия. Форма рондо, ритм марша. Новые черты показаны в арии из 4д. «Пора понять, мужчины» (стр.319). Эта ария раскрывает способность Фигаро страдать, сожалеть о случившемся. Он думает, что Сюзанна ему изменяет, и переживает. Музыка арии подчинена тексту – звучит то, как патетическая декламация, то томно и нежно, то с танцеваль­ными элементами. В целом образ Фигаро раскрыт многосторонне – это живой, человеческий характер. Очень ярко охарактеризована Сюзанна. В ней подчеркивается изящество, кокетство, женственность. Например, дуэты из 1д. Интересна ария из 4д. «Приди, мой ми­лый, друг» (стр. 328). Сюзанна переоделась графиней, а графиня Сюзанной. Поддавшись очарованию ночи, Сюзанна исполняет арию. В медленном темпе, в ритме сицилианы, ария звучит как любовная серенада. Хроматизмы придают мелодии утонченность, нежность. Сюзанна раскры­вает свою любовь к Фигаро. Такая поэтическая ария в комической опере была явле­нием новым в то время.

Лирические чувства Моцарт подчеркивает не только в Сюзанне, но и в юном паже Керубино. Это мальчик 13лет. Он живёт в атмосфере любовных интриг, и олицетворяет как бы жажду жизни, любви. Это чистый, нежный, пылкий, обаятельный образ. Он влюблён во всех женщин замка, а в общем-то ни в кого. Партию Керубино исполняет женский го­лос меццо-сопрано. Есть в образе Керубино и комические черты, но главное – его лирические стороны. Они раскрываются в двух ариях. В арии из 1д. «Рассказать, объ­яснить не могу я» (стр. 56) он пытается объясниться Сюзанне в своих чувствах. Ария в быстром темпе. Вокальная партия напевная, но порывистая, взволнованная, т. к. складывается из коротких трепетных фраз, разделённых паузами. Ариетта из 2д. «Что так тревожит» (стр. 113) в характере лирического романса. Паж сочинил канцонетту, Сюзанна и графиня уговорили его спеть им. Сюзанна аккомпанирует ему на гитаре. Мелодия нежная, созерцательная с утонченными хроматизмами. В оркестре подражание гитарному сопровождению. В среднем разделе более напряженное, взволнованное звучание.

Моцарт наделяет выразительными ариями и второс­тепенных героев. Например, ария Барбарины из 4д. «Потеряла я булавку» (стр. 296). Это 11 летняя дочь садовника. Она сокрушается о том, что потеряла приколку, которую должна была передать от графа Сюзанне. Показана огорченной, наивной. Мелодия нежная, печальная.

Музыкальные характеристики отрицательных героев более традиционны. Например, ария Бартоло из 1д. «Час отмщения» (стр. 41) – типична для басовых буффонных партий. В ней напускная важность. Используются характерные приёмы: вокальная скороговорка, многократные повторения одного звука, большие скачки. Таким образом, в опере переплетаются комедия и лирика, ярко, разносторонне раскрыты характеры героев. И в этом новаторство Моцарта.

42

Влияние музыки на человека 07.02.2016

Дорогие читатели, сегодня мы с вами вновь продолжим наше путешествие в мир музыки венского композитора В.А.Моцарта. И поговорим мы с вами об операх Моцарта. Конечно, у нас не будет профессионального разбора этих опер. Мы послушаем некоторые фрагменты, поговорим о том, что всем нам может быть близко.

Своими мыслями поделится сегодня с нами Лилия Шадковска, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Многим уже знакома Лилия. На блоге уже были статьи о Солнечном Моцарте и его волшебном эффекте его музыки. Мы с Лилией хотим еще обязательно на блоге дать материал о колыбельных песнях Моцарта. Вот такое замечательное погружение у нас получилось на блоге к юбилею Моцарта. Можно сказать, что мы его тоже отметили, вот так приобщаясь к музыке композитора. Сейчас я передаю слово Лилии, а потом по традиции немного дополню ее мысли.

Виват, Моцарт!

Добрый день всем читателям блога Ирины. 27 января исполнилось 260 лет со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) По всему миру прошли торжества, но главные, конечно состоялись на родине композитора в Австрии.

«Пожалуй, нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт- символ самой музыки» . Так сказал о музыке композитора Б.Астафьев.

И мы сегодня предлагаем вашему вниманию удивительный мир оперного искусства великого Маэстро. Но прежде всего, небольшой экскурс. Театр начинается с волшебства, тем более, оперный. Это праздник и встреча, достойная королей. Лоджии, балконы, шитый золотом занавес и обитые бархатом сидения. Мы попадаем в настоящий дворец, где живет её величество Музыка! Перед нами несколько лучших оперных театров мира. Какая красота!

Опера де Монте – Карло» в Монако.

Опера Гарнье, Париж, Франция

Театр Ла Фениче, Венеция, Италия

Большой театр, Москва, Россия

Венская государственная опера.

Опера – одна из самых богатых и сложных жанров музыкального искусства, в котором воедино слиты и поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, танцы, живопись, декорации и костюмы. Опера имеет интересную историю.

Знаете ли вы, что:

  • По словам Аристотеля, театр был создан для того, чтобы люди испытывали «катарсис»- очищение души.
  • Что родиной оперы стала Италия, народ которой всегда славился своими голосами и песнями.
  • Что «opera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.
  • Что оперное искусство родилось в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
  • Что первый оперный спектакль был поставлен во Флоренции в 1600 году.
  • Что уже в 1637 году был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», для которого писал свои первые оперы Клаудио Монтеверди.
  • Что опера настолько стала популярной, что распространилась по всей Европе.

Оперы Моцарта

Опера особо интересовала и Моцарта. Известны его слова: «Я завидую тем, кто пишет оперы». Путь Моцарта к своим шедеврам шел через освоение, а потом и преодоление устоявшихся канонов оперного искусства. Он великолепно разбирался в театральной культуре и тщательно работал над либретто своих опер. Поэтому традиционные жанры в творчестве Моцарта отличались новизной.

Более того, он обращался к разным жанрам. Например, весной 1676 года он получает заказ на создание оперы по случаю окончания учебного года в Зальцбургском университете. Это была одна из первых театрализованных ораторий «Аполлон и Гиацинт» на сюжет древне-греческого мифа.

Дарование юного Моцарта проявилось самым наилучшим, не смотря на то, что были узнаваемы интонации Баха. Спектакль был исполнен силами студентов и имел большой успех. В 12 лет в Вене он создает оперу-buffa «Мнимая пастушка» (итальянская комическая опера).

Позднее были созданы «Митридат, царь Понтийский», «Идоменей» оперы–seria (серьёзные оперы). Среди немногих опер наиболее важным был немецкий зингшпиль -singspiel- буквально (пьеса с пением), строились на бытовых и прозаических сюжетах «Похищение из Сераля». И несмотря на то (так гласит легенда), что после премьеры этой оперы император Иосиф II сказал: «Слишком много нот», опера имела огромный успех и принесла композитору известность и за пределами Вены. Всем этим жанрам композитор дал новое толкование.

Моцарт работал как одержимый. Всего им было написана 21 опера, но самые известные оперные произведения были им созданы на протяжении последнего венского периода (1781-1791г.г.) «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Вашему вниманию мы предлагаем отрывки из самых популярных оперных спектаклей.

Моцарт Опера «Волшебная флейта»

В последнем оперном сочинении Моцарта – «Волшебной флейте» была осуществлена его мечта о создании национальной оперы, на немецком языке. Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил друг драматург, режиссёр, артист, либреттист Эммануэль Шиканедер. Сюжеты были взяты в сказке «Лулу» Виланда, фантастических поэмах «Джиннистан, в избранных сказках про фей и духов.

Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время экзотических чудес: царство ночи, солнечное царство, мистерии, посвящения и таинственные превращения Торжество света и разума, вера в братство людей и добро привлекли Моцарта и стали высшей философией «Волшебной флейты».

Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года. После премьеры он написал своей жене Констанце: «Я только что вернулся из оперы, театр, как и всегда, был переполнен…

Ясно видно, что успех оперы непрерывно возрастет…» А через два месяца Моцарт умирает. Но и сегодня для нас, любителей музыки, эта опера является величайшим творением композитора. Давайте послушаем Арию царицы Ночи из этой оперы.

И вот еще фрагмент из этой оперы. Евгений Кунгуров исполняет арию Папагено «Волшебная Флейта». Она называется «Известный всем я птицелов».

Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Основой для этой оперы послужила пьеса Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Но французский король Людовик 16 наложил запрет на комедию. Моцарт читал комедию Бомарше, и его сердце переполняли бурные чувства, в его голове уже звучали мелодии.

Результатом создания оперы послужил творческий союз композитора и поэта Лоренцо да Понте, который предложил держать в большом секрете работу над оперой, чтобы обмануть бдительность цензуры.

Моцарт работал над этой оперой невероятно быстро. Опера была поставлена и принята зрителями с триумфом: «Виват, Моцарт!». Многие арии исполнялись на «бис» «Свадьба Фигаро». Опера прежде всего привлекает живостью характеров, стремительностью действий, комедийной остротой, а живой танцевальный ритм и простота мелодий выразительно рисуют жизнерадостность и искренность чувств Фигаро и Сюзанны. Моцарт был счастлив одержанной победой, и эта опера стала самой любимой у композитора. Давайте послушаем с вами два фрагмента: увертюру к опере и Арию Фигаро.

В.А. Моцарт — Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Моцарт. Ария Фигаро

Опера Моцарта «Дон Жуан»

После огромного успеха оперы «Свадьба Фигаро», Моцарт получает заказ от пражского театра написать новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана» в основе которого лежит старинная легенда о дерзком искателе приключений и любителе женщин. Эта средневековая испанская легенда была известной в Европе.

Музыка оперы вышла за рамки комедии. Моцарт создал совершенно новый оперный жанр — психологическая музыкальная драма, в которой буйство страстей и острых столкновений характеров героев. Приглашаю вас послушать два фрагмента из этой оперы.

Д.Хворостовский и Э.Гаранча, дуэт Дон Жуана и Церлины

Георг Отс. Ария с шампанским из оперы «Дон Жуан»

Герои опер Моцарта были подобны людям, с их достоинствами и недостатками. И Моцарт сумел подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа, и в этом проявлялось главное достижение композитора, как оперного драматурга. Последние его оперы — подлинные шедевры, как впрочем, и все его творчество совершают и сегодня триумфальное шествие по всему миру: «Виват, Моцарт!»

Я благодарю Лилию за такое музыкальное путешествие по операм Моцарта. От себя еще немного дополню.

Конечно, если вы когда-нибудь сами были в оперных театрах, слушали вживую музыку, наверняка прониклись и атмосферой театра, и музыканты вас тронули, и певцы. И сама постановка всегда очень запоминающаяся.

Для тех, кто не видел оперы вживую, сейчас столько возможностей. Можно и в интернете многое посмотреть, почитать либретто, чтобы было более понятно нам всем содержание опер. Приобщайте к такому искусству и своих детей. Пусть это будут детские оперы, или вы вместе прослушаете какие-то фрагменты из опер, расскажите детям, что происходит, заинтересуйте их. Ведь даже вот такое небольшое прикосновение к музыке бывает очень полезным.

Когда я работала с вокалистами или своими студентами в театральном институте, когда мы брали в репертуар фрагменты из опер Моцарта, всегда удивлялась отклику. А ведь были и те исполнители, кто впервые приобщился в музыке Моцарта. И всегда они говорили: «Надо же, и почему мы раньше не обращали внимание на Моцарта, почему не слушали его музыку». Сюзанна, Лепорелло, Церлина. Дон-Жуан, Керубино, Папагено, Фигаро (да и многие другие) – сколько образов предстало в работе.

И всегда была интересна работа в дуэтах. Это ведь как мини-спектакли. Начинаешь разбирать характеры, учишь партии, обращаешь внимание на средства выразительности в музыке – и вот по-новому уже звучит она… Сколько героев, сколько характеров, какие все разные, интересные. Словом, приобщение к музыке Моцарта никого не оставляет равнодушным.

А сейчас давайте послушаем еще один фрагмент. Это дуэт Папагено и Папагены из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Желаю всем прекрасного настроения. У нас почти весна! Здоровья всем, радости жизни и, конечно, душевного наполнения.

Смотрите также

42 комментария

    Ответить

    Error
    24 Фев 2016 в 17:16

    Ответить


    12 Фев 2016 в 8:11

    Ответить

    Дмитрий с Буридо
    11 Фев 2016 в 9:25

    Ответить

    Иван
    10 Фев 2016 в 22:23

    Ответить

    Артур
    09 Фев 2016 в 22:59

    Ответить

    Елена
    09 Фев 2016 в 20:58

    Ответить

    Лидия (tytvkysno.ru)
    09 Фев 2016 в 14:34

    Ответить

    Надежда
    09 Фев 2016 в 13:43

    Ответить

    Елена Прекрасная
    09 Фев 2016 в 10:17

    Ответить

    Людмила
    09 Фев 2016 в 5:38

    Ответить

    Ирина Широкова
    09 Фев 2016 в 1:12

    Ответить

    Евгения
    08 Фев 2016 в 22:39

    Ответить

    Ирина Лукшиц
    08 Фев 2016 в 22:17


Top