Понятие мировоззрения его структура и пути формирования. Понятие мировоззрения и его структура

Главная > Документ

Вопрос 1:понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм , древней демократической философии

-Теоцентризм , философии и культуры средних веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

Структура:

1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

Натуралистические(природные)

Гуманитарный(социальный) компоненты

Методологическая

2.ценности -аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Предметная ценность

Субъективная ценность

3.убеждения -праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.

4. чувства, эмоции . Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

Эмоционально - психологическая (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения) - мироощущение ;

Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие ;

Познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных качеств) - миропонимание .

классификации :

по субъекту:

Личностная форма -мировоззрение класса -социальной группы -общества в целом или определенной исторической эпохи.

По полноте:

а) нетеоретическое формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) философско-теоретическое

в) научное мировоззрение

По генезису:

мифологическо е Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

1.Эмоц-образная форма выражение 2.антропоморфизм 3.отсутствие рефлексивности

4.неразделённость 5. практическая направленность

Функции : 1. регулирующая 2. обобщающая 3.объясняющая

религиозное Религиозное мировоззрение 1. исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. 2. хар-ся верой в сверхъестественное 3 тенденция развития от политеизма к монотеизму 4 религиозный культ 5 иррационалистическая

Функции : 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая

философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.

Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.

Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном. В вопросе о происхождении философии выделяют 2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносиогенная (из науки). Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировозренние как предфилософское. Но не права, когда не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию. Гносиогенная концепция права, когда показывает значение зачатков научного знания для философии. Но не права, когда рассматривает мифологию как нечто лишенное всяческого исторически оправданного содержания и ценности. Основные философские проблемы: 1. Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из различных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Формировались различные философские модели мира. 2. Проблема человека. В чем смысл жизни, свободен или не свободен человек в своих действиях 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального. Анализ различных форм отношений между ними. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное как св-во материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух и т.п. Структура философского знания: 1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования. 2. Гносиология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его истинности. 3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой. 4. Антропология – учение о человеке. 5. Социальная философия Функции философии: 1. Мировозренческая: - на базе философии формируется определенный тип мировоззрения - формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры - раскрывает продуктивные формы отношения с миром 2. Методологическая: - дает представление о познании и набор методов познания - формирует общую картину мира 3. Социально-критическая: - осмысливает развитие общ-ва - осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности - разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития

Вопрос 3: Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение.

Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

1) Что является первичным?

материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия: , физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

1) Главное св-во материи – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания (первичность материи по отношении к сознанию)

2) Материя существует в многообразии конкретных объектов, т.е. материя неисчерпаема.

3) Признается познаваемость материального мира.

4) Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие, а не Бог, выступает основанием мира.

идеализм такой способ философствования, кот. активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия, как вторичное сотворенное начало.

Дух есть высший цвет материи, без чего материя не полна.

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

Материализм и идеализм – противоположные философские учения. Определенной попыткой сближения можно считать дуализм – философское учение о существовании 2 независимых начал: материального и духовного. Однако дуализм лишь разновидность идеализма, поскольку как и идеализм в целом признает независимость духа от материи.

Вопрос 4: Философия древнего Китая

Зарождение философских представлений в Китае относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

1. предфилософский (12-8 в. до н.э.)

Для этого периода характерно:

    Формируются основные литературные памятники китайского народа: Пятикнижие - основа мировоззрения образованного китайца. (Книга
    песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов и летопись Чунь-цю), здесь уже появляются сомнения в традиционном религиозно-мифологическом мировоззрении, поднимаются проблемы зла, зарождается теодицея, попытки найти причины, вызывающие явления
    природы...

    Развивается почитание культа предков. С культом предков было связано учение о душе – анимизм. Китайцы приписывали себе 2 души: 1 после смерти возносилась на небо, 2 оставалась на земле и могла помогать и вредить живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам жертвы.

    жертвоприношение духам природы и предкам

    мифологическая форма мышления – господствующая

    Формируется поклонение Небу - всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной.

    Развивается кровнородственная община, осознается её ценность.

    Формируется представление о государстве, как о единой семье.

2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)

Для данного периода характерно:

    формирования идеи перемен

    формирование учений об Ян и Инь – противоположные начала. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, муж. И жен. Начал. После это состояния «ци» - своего рода первобытной материи. Названо 6 состояний «ци»: суть инь, суть Ян, ветер, дождб, мрак, свет.

    формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду(быть мокрой и течь вниз), огонь (гореть и подниматься вверх), дерево (поддаваться сгибаию), металл (изменяься), землю(принимать посев и давать урожай)

    формируется учение о Дао как о безличном мировом законе, кот. подчиняются и природа и люди

3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

Для этого периода характерно:

    происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

    острая социальная борьба между царствами

    расцвет культуры и философии

    формирование даосизма, конфуцианства

Школы в китайской философии.

Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.) видел свою задачу в сохранении традиции и старого предания, яростно выступал против каких либо изменений в управлении страной

Осн. Произведения: «Беседы и суждения» (собрано учениками Конфуция)

Осн.тема: отношения человека, семьи, гос-ва. Считалось, что прочное гос-во может быть построено лишь на прочной семье. Проблема гос-ва сводилась к проблеме человека и семьи, его правелной жизни и самосовершенствованию. разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:

а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность

Концепция «Б.м.» может проявляться в следующих отношениях:

* государство и подданность

    отец – сын

    старший брат – младший брат

    муж – жена

Даосизм

Основатель – Лао-цзи

Основное произведение «Учение о правильном о пути и добродетели»

Дао употребляется:

    дао – это порожденное начало

    дао – это синоним мирового целого

    дао – закон бытия космоса

    дао – это источник движения

В Дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии собственного «я№, слияние с космическим потоком Дао дает мудрому бессмертие.

При жизни человеку следует придерживаться принципу недеяния (у-вэй),недеяние как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Принцип «забивания гвоздей»

    само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами

    отбрасывали одухотворение природы

    отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности

Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»

Моизм

Основатель: Моц-зы (480-400 до н.э.)

Ориентирован на благосостояние народа; причиной всего считается недостаток общественной любви.

Всеобщее благо явл. Высшим принципом политического дейстия.

Выдвигали прнцип взаимной любви ивзаимной выгоды, доказывали взаимообусловленность понятий «любовь» и «выгода».

Принцип «экономии в расходах» - критика дорогостоящих обрядов и ритуалов.

Выработали учение о правильном знании. Нужно применть 3 критерия правильности:

10 сравнение с делами совершенно мудрых правителей древности

2) перепроверка посредством фактов, кот. видели или слышали люди

3) применимость в жизни

Легизм оппонирует конфуцианству по вопросам гос. устройства. В качестве высшей ценности выдвигали единое могущественное гос-во, принципиально отличное от семьи

    Принцип фа- единого гос. закона, создателем кот. может быть лишь единовластный правитель. В отличии от традиций закон может изменяться в соответствии с требованиями времени.

    Гарантом управления явл. Ши- как насилие, так и сама власть. Отношения между верх. Властью и народом могут быть только враждебными, задача гос – ва –ослабить народ. Создание сильной армии.

    выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека,

выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

    особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

Особенности китайской философской традииии:

    Специфика иероглифического письма, афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка.

    Приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу. На протяжении всей истории Китая философия
    развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий. Среди них особое значение имели: категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син,
    понятие пермен (и), гуманность (жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» (цзюнь-цзы).

    Светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние
    китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Философский рационализм в Китае был направлен на
    прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической
    жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как
    конфуцианство и легизм.

    Холизм - философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей, т.е. например, община больше, чем сумма некоторых Я.

    Интуитивность как метод познания

    Включённость человека в систему этических отношений, морально-этическая направленность.

    Ориентация на внутреннюю активность человека.

    Неучёт активности человека вовне, его практической деятельности.

Вопрос 5: Философия Древней Индии.

Философия древней Индии.

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды – сборник разнородных текстов- фрагментов древних мифов, и мстерий, жертвенных формул и заклинаний, предназначенных для культового потребления брахманами (жрецами) Веды состоят из 4 отдельных корпусов: 1) «Ригведа» - сборник гимнов 2) «Самаведа» -сборник песнопений 3)«Яджурведа» - сборник жертвенных формул 4)«Атхарваведа»- сборник заклинаний Во 2 в. До н.э. к ним добавились истолковывающие тексты:

    Брахманы (должны были объяснять смысл и цель жертв, а таке правильное применение формул)

    Араньяки (поучения для лесных отшельников)

    Упанишады (представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.)

Образование первых философских школ относится к VI II вв. до н. э. 2 группы: Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед. Веданта Миманса Санкхья Йога Ньяйя Вайшешика

Особенности ортодоксальных школ:

    приверженность традиций

    рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

-освоение Вед -Рационально-философское осмысление Вед а сутрах -Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

    связь с религией

В структуре человека выделяют 5 слоев:

    телесный (т.е. биологический)

    жизненный

    умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

    развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

    свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

Йога (основатель Патанджали) - практическая методика для достижения освобождения, содержит идею личного божества. В основе методики лежит убеждение в том, чточеловек с помощью концентрации дух.сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может освободиться от материального. Охватывает 8 восходящих ступений совершенствования:

1)Самодисциплин

2) Правильное поведение

3) Правильная поза

4) Правильное дыхание

5) Подавление ощущений

6) Самоконцентрация

7) Метитация

8)Просветление

Веданта («завершение Вед»)- учение Шанкары, наиболее влиятельное напрвление в инд.философии. Основывается на толковании Упанишад. Гл. текст – «Брахмасутра» . «Брахмасутра» представляет собой попытку последовательного и логически непроворечивого толкования Вед. Знание полученное из Упанишад должно быть оединообразным. Разработали категории Брахман, Атман, самсара, карма, мокша, нирвана

Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

Все сущее в конечном итоге явл. Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Освобождение из круга перерождений достигается высшимзнанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений явл.истинной целью изучающего Веданту.

Миманса – школа, примыкающая к Веданте. Ее центральной проблемой явл. познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Оновная тема- исследование жизненного долга человека. Осн.произведение «Мимансасутра» описывает различные виды жертовоприношений и их цели.

2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом.

  • джайнизм

Джайнизм разввает ряд идей Упанишад. Так, концепции о перерождении души приводит к выводу осуществовании души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству- и аджива-пространство, эфир, материя- явл.основными составными частями мира.

Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо

4 истины буддизма:

    жизнь наполнена страданиями

    существует причина возникновения страданий

    имеется возможность прекращения страданий

4) «истина пути» - путь к прекращению страдания восьмеичен Восьмеричный путь: 1) правильное воззрение на вещи 2) павильное намерение, т.е. дружественное отношение ко всему живому 3) правильная речь 4) правильное действие 5) правильная жизнь 6) правильное усилие 7)правильное памятование 8) правильное сосредоточение

Специфические черты древнеиндийской философии:

    древнеиндийская философия носит морально-этический характер

    основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

    она направлена на развитие способностей совершенствования

    она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации

Вопрос 6: Специфика и основные проблемы древнегреческой философии.

Возникновение философии в др.Греци связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общ-ва, для которого характерна демократия. Навыки демократского обсуждения и принятия рений способствовали рационалистического характера древнегреческой философии.

Этапы развития:

1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.) Философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах.

Милетская школа (г. Милеет)

Основатель: Фалес Осн.положения:

Все произошло из воды

Земля плавает на воде подобно куску дерева

Все в мире одушевлено или полно богов

Анаксимандр:

Источником всего сущего считал некое вечное и беспредельное начало, кот. называл «апейрон», утверждал, что оно всем управляет.

Анаксимен:

Считал, что все веще происходят из воздуха либо путем разряжения, связанного с нагреванием, или путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа:

Основой явл.учение о числе. Числа рассм. Какпринципы, причины и структуры вещей, как образы, по которым бог твори мир. Пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на математическую структуру.

Гераклит считал основой всего - огонь. Принцип: «все течет». Большое значение Гераклит предавал детерменизму, всеобщей обусловленности событий и явление. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью.

Важная идея: идея единства и борьбы противоположностей.(Все состоит из противоположностей. Противоположнонаправленные силы образуют напряженное состояние, которым определяется внутреннее гармония вещей.

Демокрит 6 идея о мельчайших неделимых частицах в-ва кака первооснове мира – атомы. Атомы нах.в постоянном движении, отчего и возникают все явления природы и процессы.

Элейская школа

Основатель: Парменид(первым ввел принципиальное различие между мышлением и чувственностью

Зенон: Его апории демонстрируют ряд затруднений, возникающие при попытке перевести чувственно данный образ реальности на язык рассудочных понятий.


Вопросы для подготовки к экзамену по философии

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Мировоззрение имеет следующие формы:
1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.
Мифы бывают:
Идеологические
Социально-политические
Художественные
Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.
2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:
Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
Консолидирующая – служит объединению людей
Религиозные верования:
- фетишизм - (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы.
- анимизм - (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения
Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:
Иудаизм (7 в. до н.э.)
Буддизм (5 в. до н.э.)
Христианство (1 в. до н.э.)
Ислам (7 в. н.э.)

2.Специфика философского освоения реальности.

    Философия - это теоретически сформулирован¬ное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.
    Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.
    Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.
    Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.
    Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую¬щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
    Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.
    3.Модели мира в различных философских направлениях.

Вопросы о сущности мира и принципах его устройства, которые ставились еще в мифологическом сознании, сегодня мы можем реконструировать в виде "мифопоэтической модели". Целостность восприятия мира в мифе приводила к догадкам, которые объективно не могли быть реализованы в научных моделях мира (по крайней мере до возникновения эйнштейновской физики), строящихся скорее на "расчленении" бытия, чем на восприятии его как единого целого.

Мир в мифопоэтической модели изначально понимается как сложная система отношений человека и окружающей природы. "В этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке, причем "человеческие" структуры и схемы часто экстраполируются на среду, которая описывается на языке антропоцентрических понятий" . В результате перед нами предстает универсальная картина мира, построенная совершенно на иных основаниях, чем это осуществляется при абстрактно-понятийном восприятии мира, характерном для современного мышления. Указанные универсальность и целостность представлений о мире в мифологическом сознании были обусловлены слабой разделенностью субъектно-объектных отношений или даже полным ее отсутствием. Мир представлялся единым и неотделимым от человека.

Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние, а не мир как таковой. "Рядом с мифом не могло быть в сознании не-мифа, какой-то непосредственно данной реальности. Миф есть познавательное обозначение" . Отметим теперь основные черты данной мифопоэтической модели мира.

Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса. Узловые точки пространства и времени (святые места и святые дни) задают особую причинную детерминацию всех событий, опять же связывая воедино системы природных и, например, этических норм, вырабатывая в каждой из них особую космическую меру, которой должен следовать человек.

Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, "космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные (ключевые) моменты жизни (три, семь, десять, двенадцать, тридцать три и т.п.), и неблагоприятных чисел, как образов хаоса, безблагодатности, зла (например, тринадцать)" . Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.

Данная модель мира основана на собственной логике - на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, "имеющих соответственно положительное и отрицательное значение" (небо-земля, день-ночь, белый-черный, предки-потомки, чет-нечет, старший-младший, жизнь-смерть и т.п.) . Таким образом, мир изначально трактуется диалектично и достичь какой-либо цели напрямую (напролом) нельзя (чтобы войти в избушку Бабы-Яги, мы не обходим дом, что было бы логично в нашей реальности, а просим сам дом развернуться "к нам передом, к лесу задом"). Диалектика противоположных начал, противостоящих действий и явлений позволяет создать целую систему классификации мира (некий аналог системе категорий), которая в мифопоэтической модели и выступает средством упорядочивания бытия, "отвоевывая новые части хаоса и космологизируя его. Внутри же космически организованного пространства все связано друг с другом (сам акт мысли о такой связи есть для первобытного сознания уже объективация этой связи: мысль - вещь); здесь господствует глобальный и интегральный детерминизм".

Все эти представления о единстве мира при определенной интерпретации, как мы увидим ниже, переходят в философию, которая, опираясь одновременно на данные наук, создает различного рода модели единства мира

Так, вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физико-химического субстрата и свойств. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома и обнаружение все новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т.д. . Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных и гравитационных полей.

Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля - субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В раннем материализме осуществлялись поиски некоего низшего слоя реальности, первоэлемента, из которого вытекает все многообразие мира. В диалектическом материализме в качестве субстанции выступает движущаяся материя, которая способна порождать новое, основываясь на самой себе. В данной субстанциальной модели единство мира проявляется в ряде отношений. Во-первых, материя сохраняется в количественном отношении, как бы она ни изменялась, и всегда обладает универсальными атрибутивными свойствами. Во-вторых, субстанциальное единство означает обусловленность всех процессов, происходящих в мире. Предмет воздействует на другой, выступая в качестве причины изменений в нем, как бы переносит субстанцию в него .

В функциональной (или номологической) модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Так, Пифагор считал, что мир управляется божественными математическими законами гармонии и мирового порядка. Лейбниц также исходил из идеи существования единых божественных математических законов и считал, что их можно представить системой уравнений, на основе которой объяснимы любые явления. Лаплас, исходя из признания универсальных законов, видел задачу в интеграции знания, что, по его мнению, сделает возможным абсолютное познание мира. Эта концепция получила впоследствии название "лапласовский детерминизм", означающее, что если бы удалось связать в единое целое все знания о мире, все параметры тел и зафиксировать их в единых уравнениях, то можно было бы создать единую формулу, которая охватила бы все проявления и все разнообразие мира. В рамках данной модели частные законы отдельных сфер бытия распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако это противоречит научным фактам. В частности, оказывается, что универсальная связь реально ограничена скоростью распространения взаимодействий (принцип близкодействия), конечностью времени существования объектов, конечностью энергии объекта и фактором поглощения физических взаимодействий.

Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. "Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы" . Это фактически серия локальных картин мира одной или нескольких наук, отрасли познания. Такая картина мира заведомо неполна и отражает лишь часть бытия. Как только такое понимание распространяется на мир в целом, становится очевидной его офаниченность

Структура мировоззрения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура мировоззрения
Рубрика (тематическая категория) Философия

Мировоззрение существует в виде систе­мы знаний, ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений , и выражается через образ действий человека, в конкретных жизненных программах и проектах деятельности.

- Знания. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: повсœедневные, профессиональные, научные и философские. В культуре знание всœегда существует в знаковой форме.

Знание явное (артикулированное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях) и знание неявное (неартикулированное, содержащееся в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телœесных навыках и т.д.). ʼʼЗнание чтоʼʼ и ʼʼзнание какʼʼ.

Человеком, у которого отсутствуют знания, легко манипулировать.

- Ценности и оценки. Идеи, принципы, материальные объекты (природные, культурные и т.п.), явления и процессы действительности, обладающие положительной значимостью для человека и общества. Это система духовных и материальных благ, которые человек и общество признает в качестве силы, определяющей помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Особую роль в мировоззрении имеют духовные ценности, ᴛ.ᴇ. те идеи и понятия, с помощью которых люди определяют добро и зло, истину и заблуждение, прекрасное и безобразное и т.д.

Система ценностей образует смысловую основу человеческой жизни.

- Нормы и идеалы. Представления и ориентиры, которые задают программу поведения человека, перспективу его жизни. Здесь закладываются ʼʼобразыʼʼ прошлого и ʼʼпроектыʼʼ будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения. Через соотнесение знаний и ценностей с нормами и идеалами человек оценивает происходящее.

- Убеждения. Степень приверженности человека определœенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

- Вера. Особое сверхсознательное чувство человека. Диапазон человеческой веры широк – от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), ᴛ.ᴇ. вполне рациональной веры до религиозных верований и легковерного принятия нелœепых вымыслов.

Все компоненты мировоззрения взаимосвязаны и образуют единое целое.

В мировоззрении сочетаются различные сферы психической активности человека: интеллект и эмоции, чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением , познавательно-наглядную – мировосприятием , познавательно-интеллектуальную сторону характеризуют как миропонимание .

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в т.ч. и в философском мировоззрении.

Структура мировоззрения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура мировоззрения" 2017, 2018.

  • - СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. МИНСК 2007 Конспект лекций ФИЛОСОФИЯ Т. Ф. Милова Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а... .


  • - МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

    Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком... .


  • - Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

    Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому... .


  • - Структура мировоззрения.

    Типы мировоззрения – те типы, которые сложились в исторической динамике человеческой культуры. 1) Мифологическое мировоззрение (синкретично, утрояет мир (высший мир, средний и подземный), образное восприятие мира). Отсутствует логика, миф лишен объективности, он... .


  • -

    Для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие миро­воззрения. Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение может складываться стихийно,... .


  • - Структура мировоззрения

    Особенности, специфика мировоззрения находит отражение в его структуре. Целостность мировоззрения – результат наличия в его основе некоего стержня. Это может быть идея или образ, объединяющий порой противоречивые взгляды и картины в единое целое. Избежать противоречий... [читать подробнее] .


  • - Сущность и структура мировоззрения.

    Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре 1. Сущность и структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре. *** Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia – мудрость).... .


  • Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру.

    Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.

    Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

    типы мировоззрения:

    1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

    2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

    3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

    2.Специфика философского освоения реальности.

      Философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало. Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век. 3.Модели мира в различных философских направлениях.

    Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние.

    Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса.

    Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, "космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные моменты жизни и неблагоприятных чисел, как образовхаоса,безблагодатности,зла. Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.

    Данная модель мира основана на собственной логике - на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, "имеющих соответственно положительное и отрицательное значение" (небо-земля, день-ночь)

    Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля - субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В функциональной модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. "Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы" .

    Мировоззрение, его структура и исторические типы.

    Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

    Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

    Существует два способа освоения мироздания:

    1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

    2)путем логической системы понятий и категорий.

    Существует 2 уровня мировоззрения:

    1)эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

    2)логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

    Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

    Житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

    Религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

    Философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

    Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

    Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования».

    Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

    В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

    Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

    В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

    Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

    Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

    Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

    Структура мировоззрения включает в себя:

    1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бы­вают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

    2)Ценности - это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.

    Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

    Вредность - это наше негативное отношение к какому-то яв­лению.

    3)Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

    Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.



    Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

    Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

    4)Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

    Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

    5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побу­дительная сила.

    Убеждения - это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения, действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.

    6)Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

    7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

    Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

    Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - не­верие ни во что, утрату идеалов.

    Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

    Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное.

    1)Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

    2)Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

    Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

    3)Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.

    Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

    Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

    Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

    Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

    Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

    Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

    Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

    Исторические типы мировоззрения:

    1) мифологическое,

    2) религиозное

    3) философское.

    Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе - мироощущение.

    Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.

    Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, т.е. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил(книга Бытия). Миф совмещает 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией существовала и религия.

    Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в нали­чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве­дущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Религия- это вера в сверхъестественное, базируется на вере.

    Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

    Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно- безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

    Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подни­маться к теоретическому осмыслению мировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философских систем.

    Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

    Термин "философия" происходит от греческого "филео" (лю­бовь) и "софиа" (мудрость) и означает «любовь к мудрости», к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" упот­ребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

    Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

    Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

    В следствии этого возникновения развитие философии означа­ло отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

    Философия и религия как мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а также воздействия на соз­нание и поведение человека.

    Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

    1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

    2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые соче­тания.

    
    Top