Примеры лида. Массмедийный лид: пути эффективного начала

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ

Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:

СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.

В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).

Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.

Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.

УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.

В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.

Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.

  • КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
  • НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.

Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.

Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.

Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.

  • БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
  • НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.

Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.

В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.

Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ

Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:

  • Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
  • Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
  • Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
  • Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
  • Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
  • Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
  • Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
  • Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
  • Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:

  • Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
  • Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
  • Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
  • Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
  • Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
  • Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
  • Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ

Резюме, или краткое изложение события (результатов).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.

Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.

Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.

  • Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
  • Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
  • Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.

  • Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
  • Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
  • Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
  • Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.

Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:

  • 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
  • 2. Простое ли это событие или сложное?
  • 3. Что в материале главное - люди или события?
  • 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
  • 5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.

Лид (lead) – это первый абзац новости, который должен включать основную информацию относительно содержания статьи . Читателю после прочтения оного решает, хочется ли ему прочесть подробности, или можно обратить своё внимание на что-то другое. Соответственно, вы должны предоставить ему сведения относительно того, что будет в статье, при этом, не давая ему сразу всю информацию. В последнее время появилась тенденция делать лиды в загадочной манере, чтобы создать интригу, однако это плохая идея. Попытка играть на интересе читателя часто оборачивается полным его к вам неуважением. Поэтому, нужно точно знать, как писать лид.

Существует огромное количество различных методов преподнесения информации. Но все электронные СМИ в конечном счёте имеют схожую структуру: присутствуют разделы, в которых размещены краткие содержания новостей, и есть страницы с полным текстом, всесторонне раскрывающим новость, предоставляющим читателю справки по всем вопросам, которые могут у него возникнуть в процессе чтения.

На Западе существует два разных понятия – тяжёлый лид, составленный в форме насыщенного информационного сообщения, и лёгкий лид – «замануха», составленная в форме яркого короткого текста, вызывающего желание прочитать полную версию статьи.

Как писать лид?

Чаще всего, лид представляет собой одно-два предложения, которые раскрывают основную мысль текста. Так как обычно он применяется в новостных сводках, это предложение должно отвечать на несколько простых вопросов:
Что случилось?
Кто является действующим лицом?
Где это случилось?
Когда?
По каким причинам?
Как это произошло?

И всё это нужно уместить в несколько строчек. Тут нужно учитывать специфику каждой конкретной новости: вам необходимо определить, будет ли интересно читателю то, что вы хотите ему предложить, и станет ли он читать продолжение, если вы предоставите ему ответы на вышеозначенные вопросы. Именно поэтому, не существует единого ответа на вопрос как писать лид, каждая ситуация индивидуальна и выбор во многом зависит от вашего чутья.

Такое строение лида придаёт ему законченность, из-за чего человек может и не заинтересоваться подробностями. По статистике, весьма большое количество читателей просматривает только краткие версии, поэтому соблазн заманить их «под кат» велик. Но делать этого не стоит, так как вы только испортите себе имидж.

Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.

Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).

Это – лид (lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:

  • он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
  • он сообщает наиболее важную информацию по теме
  • он устанавливает тон повествования

Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.

Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body (корпус), а в России чаще всего просто «текст».

Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.

«Жесткая» новость

Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).

Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.

Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.

Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.

По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.

«Мягкая» новость

В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.

Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.

Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.

В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе: Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.

(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)

А теперь – примеры «специальных» лидов:

«Единичный» лид, выделен только один важный аспект: Если вы – рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.

Драматический лид: Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионом бюджете города. Голоса разделились поровну – три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я – за".

Цитатный лид: Город нуждается во многом, – сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. – Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".

«Затяжной» лид. Он персонифицирован или основан на случае из жизни: Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совете, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать – налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить.

Аналитический лид: Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост.

Вопросительный лид: Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?

Лид – «одиночный выстрел»: Налоги рванули вверх.

Кроме того, вы встретите в газетах и сами можете написать лид-сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический, знакомящий с грядущим событием, анекдотический, ретроспективный...

В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом.

«Затяжки» и «сенсации» в качестве заходов все чаще стали употребляться со второй половины XX века как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры по мнению читающей публики чересчур увлеклись.

Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к «нужным длиннотам», – это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, – начал сообщение «лишними» словами: Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера…

В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Возьмем сообщение: Михаил Мень назначен заместителем мэра Москвы… «Мягкий» вариант этой же новости: Мог ли предположить бас-гитарист молодежной рок-группы, что он будет устанавливать правила игры для культуры всей столицы?..

Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение.

Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу.

Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая лаконичная подача информации, без «сантиментов».

Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это – тема следующего выпуска.

Как известно, самое трудное в любом деле - это его начало и написание статей не является исключением. Первый абзац статьи является самым важным, так как читатель по нему определяет полезность информации на странице. И поэтому ответить на вопрос, с чего начать статью , очень просто. Любую статью следует начинать с хорошего информативного вступления.

Что такое лид?

Лид - это вводный абзац статьи находящийся в самом начале текста, позволяющий читателям ознакомиться с кратким ее содержанием. Лид должен быть очень информативен и содержать главную мысль статьи.

Хороший лид позволяет читателю всего за несколько секунд ознакомиться со статьей. Хороший лид должен привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Это очень важно, потому что если читателю Вашей статьи не понравится ее вступление, то вероятней всего он не станет ее читать и пойдет искать альтернативную информацию у конкурентов.

Как написать лид?

Чтобы разобраться, как написать лид , давайте рассмотрим его рекомендуемые характеристики:

  • Лид должен состоять из одного абзаца. Даже если Вы растянули вступление на несколько абзацев, основную смысловую и информационную нагрузку должен содержать первый.
  • Объем текста в лиде должен быть равен около 300-350 знаков (без пробелов). Если он будет намного меньше, то следовательно сможет донести мало полезной информации. Если наоборот сделать лид слишком большим, тогда он вообще потеряет свое назначение, которым является краткое ознакомление со статьей.
  • Лид должен состоять из 3-5 предложений. Если написать лид одним или двумя большими предложениями, то он станет сложно читаемым. Слишком короткие предложения также сложны для восприятия. А для рекомендуемого объема знаков в лиде 3-5 предложений вполне хватит.
  • Пишите лид четко и информативно. Лид информационной статьи не должен носить загадочный или интригующий характер. Он должен рассказать читателю, что он узнает из этой статьи, тем самым заинтересовав его.

Проверка качества лида

Проверять качество лида следует после написания всей статьи, чтобы не тратить лишнее время на редактирование, но к проверке следует отнестись со всей серьезностью. Прочитайте лид, поставив себя на место читателя. И проанализируйте, заинтересовал ли он Вас? Хочется ли после этого читать статью полностью?

Если испытываете с проверкой сложности, попросите кого-то из близких прочесть лид и высказать свое мнение. Также тщательно

Приветствую участников бесплатного онлайн тренинга "Журналистика как вторая профессия" !

С вами Наталья Жилякова , журналист, редактор, автор проектов по журналистике.

Рада, что вас заинтересовала тема написания текстов. Изучаем дальше))) Теорией загружать не буду, предпочитаю объяснять на практике.

Структура каждой статьи проста, как школьное сочинение – введение, основная часть, заключение. Это схематично. Рассмотрим основные составляющие грамотного текста в подробностях.

Введение

Его еще называют лид , интро, въезд – завлекательно-заманушное начало статьи. Лид должен цеплять, заставлять читателя остановиться на вашем тексте. В нем должна быть интрига, что-то привлекающее внимание, зацепка на статью, анонс.

Удачный лид – 90%, что вашу статью прочтут. Мне нравятся лиды-вопросники и рассуждения, когда четко понятно, какая проблема/тема будет подниматься в материале.

Чтобы написать хороший лид, задайте себе несколько вопросов:

  • О чем будет моя статья?
  • Какие основные моменты я хочу рассмотреть?
  • На чем сделаю акцент?
  • Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна?

1. Лид в форме вопросов-рассуждений.

Работаешь по 9-11 часов, забывая об отдыхе? Сутками просиживаешь над проектом, а потом недоумеваешь, почему так и не сдала его вовремя? Авралы – твое привычное состояние? Тогда тебе нужны – нет, просто необходимы! – перерывы. Как это ни парадоксально звучит, но чем чаще отдыхаешь, тем более результативно работаешь!

(статья об отдыхе на рабочем месте*)

2. Лид-проблема

Сначала описывается проблема, потом выделяется главный вопрос, на котором в тексте будет сделан акцент.

Твои друзья меняют одну должность на другую, переходят из компании в компанию, а ты остаешься на одном месте уже несколько лет. Причем это твоя первая (и пока единственная) работа. Ты в ней как бы застряла. И рада бы уйти, но… Что может удерживать там, где давно уже не нравится? Попробуем выяснить.

(статья о синдроме первой работы*)

3. Лид-пример

Уместен в статьях, построенных на историях, фактах, ситуациях, без акцента на определенной проблеме.

Стоит сценарию упасть на пол, как актеры спешат постоять на нем или просят поднять кого-нибудь другого – чтобы не сорвать постановку (съемку). Работникам казино во время отдыха нельзя вязать – проиграешь казенные фишки. И это далеко не все профессиональные приметы и суеверия, которые удалось собрать нашему автору…

(статья о профессиональных приметах и суевериях*)

4. «Однозначный» лид

Это грубо, некрасиво, наконец, неестественно. Поэтому о происшедшем обычно не хвастаются в компании, не рассказывают подругам и вообще стараются поскорее забыть. Такое случается редко, но все-таки случается – девушки дерутся. Из-за чего, когда, как и почему – рассказали наши героини.

(статья о женских драках*)

По объему лид не должен быть большим. Оптимально 300-500 знаков с пробелами, 5-6 строчек. Предложения не растягивайте, старайтесь, чтобы они были по 5-7 слов.

Мы уделили большое внимание лиду, потому что от него зависит, остановит ли читатель свой взгляд на тексте или перевернет страницу.

Основная часть

Собственно, текст . По наполнению все зависит от вашей идеи, темы, фактов, которые найдете, комментариев, дополнений. Остановимся на форме.

Чтобы текст стал удобочитаем , поделите его на смысловые блоки и каждому дайте свой подзаголовок. Например, вы пишите про сиамских котят. Во въезде (лиде) ставите проблему. Желательно сделать ее более узкой. Возьмем тему не «Сиамские котята», а «Уход за новорожденными сиамскими котятами в квартире».

В первом блоке вы напишите, как котят кормить, во втором – как обустроить им уголок, в третьем – какие прививки необходимо сделать.

Абзацы внутри блоков не делайте слишком большими. Кусочек в 4-7 строк читать намного удобнее, чем «кирпич» в 10 и более строк.

Каждый абзац стройте по системе – от главного к второстепенному. Многие не читают, а «проскакивают» текст по началу каждого абзаца – пусть в нем содержится важная информация.

Вывод

Желательно, чтобы был.

Вывод – это не обязательно мысли, идеи, к которым пришел автор. Это может быть продолжение размышлений, о которых говорится в лиде, или новый поворот темы. Или это слова, который натолкнут читателя на определенные мысли, оставят след после прочтения.

Основное правило – вывод должен касаться всей темы, проблемы, поставленной в начале статьи, а не только последнего абзаца. Например, вы пишите, как защитить волосы при окрашивании. Вывод (схематично) будет примерно такой: есть много способов, которые позволяют защитить волосы при окрашивании, подберите свой. Более точный вывод можно сформулировать, когда статья будет написана.

Примеры выводов (соответствуют перечисленным выше лидам)

Статья 1 - отдых на рабочем месте

Трудовой кодекс складывался десятилетиями, так что можешь быть уверена: обеденный перерыв в него внесли неспроста – людям действительно нужен отдых. Стремясь показать преданность делу и высокий коэффициент работоспособности, не отказывай себе в обеде и коротеньких перерывах: иначе просто не сможешь выполнять работу качественно. Главное, чтобы твои перерывы не стали походить на отлынивание от обязанностей.

Статья 2 - синдром первой работы

Главная сложность всех, кто только начинает работать, – отсутствие опыта. И дело не только в профессиональных навыках. Тебе ведь и условия, график и объем работы сравнивать не с чем. Поэтому начинать поиски новой работы сразу же, как устроилась на свою первую, не стоит. И если тебя все устраивает, не надо метаться. Но коль уже подумываешь о переменах – действуй! Боишься потерять то, что имеешь, – возьми на основной работе больничный или отпуск без содержания и попробуй. Любой опыт хорош и в жизни пригодится.

Статья 3 - суеверия

В этом тескте вместо вывода стояло От автора : Во избежание восклицаний: «А у нас не так!» сразу хочу объясниться: приметы – вещь необъективная. А уж если дело касается личной жизни, так и вовсе все сугубо индивидуально. В общем, не воспринимай слишком серьезно.

Статья 4 о женских драках состояла из жизненных историй и вывода не содержала.

(*в материалах использованы примеры моих текстов, опубликованных в разное время в журнале Cosmopolitan)

Резюме

Схематично статья выглядит так:

  • Заголовок
  • Первый подзаголовок
  • текст
  • Второй подзаголовок
  • текст
  • Третий подзаголовок
  • текст
  • Вывод

Пара врезок с интересными фактами и комментарии специалистов (об этом мы поговорим подробнее на следующих занятиях)

Сравните два отрывка:

Я начала работать на своем последнем месте, как меня попросили выйти в выходные. К вечеру начался ливень. Если бы кто-то решил снимать фильм про Вселенский потоп, это вполне можно было бы делать в нашем офисе. Престарелое здание каждой щелочкой боролось со стихией, но годы взяли свое – первой рухнула крепость водостока. В шахте, где как раз и располагался ненадежный водосток, наша начальница хранила недавно привезенный из типографии тираж каталога стоимостью полмиллиона рублей. Для небольшой компании это – все. И это сокровище начало тонуть. А в офисе три человека. Пока дизайнер бегала за помощью, мы с директором спасали каталоги. Выглядело это так: ледяной водопад, ныряешь, хватаешь тяжеленную пачку, несешься с ней в кабинет, где пока только хлюпает, и снова под водопад. Когда все спасли, вытерли и промокнули, начальница сказала: «А теперь, девочки, давайте поработаем».

Какие мои годы?!

Мне 30. Если наши законодатели ничего нового не изобретут, через 25 лет у меня появится новый статус – пенсионер. Возможно, я даже установлю его в соцсетях и на вопрос, чем занимаюсь, буду гордо отвечать «Пенсионерю потихоньку».

Думать о старости страшно. Какой я буду? Ноящей, вечно всем недовольной старухой, которая любого легко научит жизни (и чужого ребенка, и ту стерву из очереди) или веселой подтянутой бабулькой в шортах, которая изучает руины Помпей (а вдруг я встречу старость где-нибудь в Европе?).

В моем понимании среднестатическая российская пенсионерка выглядит так: она смотрит сериалы, обсуждает правительство и лекарство, вяжет внукам носки, сажает помидорчики на даче, печет пирожки и ворчит. Да, обязательно ворчит, ведь «в наши годы было по-другому».

В течение недели я попробую жить в таком режиме и проверю, каково мне будет на пенсии. Мой план: связать носок, напечь или нажарить что-нибудь вкусненькое, поругаться в очереди, обсудить цены на лекарство, как следует нажаловаться на болячки, посмотреть сериал и покопаться в огороде.

Видите разницу между обычной историей и статьей?

Увидимся на следующих занятиях!

Удачи в творчестве!

Наталья Жилякова

P.S. Если у вас появились вопросы по журналистике, вы можете задать их в комментариях.


Top