Проект по русскому языку "синонимы". Хочешь покажу тебе сказку? Встретился мне один молодой писатель

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

Упражнение 34. Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющиеся в ней слова. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы (используйте справочный материал, приведенный в примечаниях к упражнению 33).

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал то, что думал, - сказал я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Упражнение 35. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый . 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым . 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро . 5. Ирина радовалась . 6. Девушка плакала , умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать . 9. Не пытайтесь меня обмануть . 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Упражнение 36. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Упражнение 37. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов, сравнивая их с возможными синонимами.

1. Евгений ждет: вот едет Ленский на тройке чахлых лошадей : давай обедать поскорей (П.). 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка , снег почуя, плетется рысью как-нибудь (П.). 3. Куда ты скачешь, гордый конь , и где опустишь ты копыта? (П.) 4. На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый. Сбежалась челядь у ворот прощаться с барами… (П.) 5. Потише, сударь, ради бога потише! Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом (П.). 6. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там сивая кобыла ? Кобылу подыми-тка ты да неси ее полверсты (П.). 7. «Готовиться к бою », - сказал Дубровский (П). 8. Бойцы сомкнулись, полетели навстречу рати удалой, сошлись - и заварился бой (П.). 9. Орлов! Я стану под знамены твоих воинственных дружин: в шатрах, средь сечи, средь пожаров с мечом и лирой боевой рубиться буду пред тобой и славу петь твоих ударов! (П.) 10. Внезапный крик сражений грянул; смутилось сердце киевлян (П.). 11. «Ну, что? - сказала комендантша. - Каково идет баталия ? Где же неприятель?» (П.). 12. Но утро денница выводит, - сраженный во брани на холме лежит, и латы недвижны, и шлем не стучит (П.). 13. Запомни же ныне ты слово мое: воителю слава - отрада… (П.) 14. Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья (П.). 15. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоановны (П.). 16. Чей страстный поцелуй живей твоих язвительных лобзаний ? (П.) 17. Выхожу один я на дорогу : сквозь туман кремнистый путь блестит (Л.). 18. «Пойдемте, матушка , в самом деле», - промолвил Базаров и повел в дом ослабевшую старушку (Т.). 19. Родительница его… принадлежала к числу матушек-командирш (Т.). 20. Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге (Т.). 21. Генерал Кирсанов… приехал в Петербург с женой на житье (Т.). 22. Да разве у уездного лекаря не было адского камня?.. Как же это, боже мой! Врач - и не имеет такой необходимой вещи! (Т.)

Упражнение 38. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг… эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом (Гонч.). 4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба (Остр.). 5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (Т.). 6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой (Л. Т.). 7. Среди журнальных работников он был бы очень нелишним… У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение (Ч.). 8. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего (Ч.). 9. «Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?» - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека (Ч.). 10. Он не ел, а вкушал (Ч.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик… Как он любил храбрых, стойких людей! (Тих.) 13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся! (О. Б.) 14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре… Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней (А. Т.). 15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле (Плат.). 16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В биографии славной твоей разве можно оставить пробелы? (Ахм.) 17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы… (Март.) 18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья (Зв.). 19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бун.). 20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на «ты» не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости (Л. Т.). 21. «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее», - думал Левин, вышедши от Щербатских (Л. Т.). 22. У Ули были не глаза, а очи (Фад.).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБОУ – Киваевская СОШ Проект В мире синонимов Авторы проекта - ученик 4-го класса Искандаров Юсуп, учитель Ахремцева Людмила Дмитриевна

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта. Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление-необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Отличить синонимы друг от друга Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Научиться самостоятельно работать с различной литературой и словарями.

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы проекта Выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой,выразительной и точной речи. Научиться восхищаться умением русских писателей и поэтов обращаться словами синонимами, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое.

4 слайд

Описание слайда:

Гипотеза Предполагаю, что если речь обога-щается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмо-циональной.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность исследования Синонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово писатель, то это будет читателя раздражать,как звук царапанья по стеклу. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания, например, Погода сопутствовала хорошему отдыху(вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство(имеется в виду потомство); На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении: «Я знаю, что еще живы предки А.С.Пушкина»(конечно, он имел в виду потомков поэта).

6 слайд

Описание слайда:

Нелепые высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание. Можно писать и говорить черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать «черствая конфета»(шоколадка), «черствый товарищ». Нельзя все время повторять: он сказал, она сказала. Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал,промолвил, крикнул, закричал, возразил.

7 слайд

Описание слайда:

Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл.

8 слайд

Описание слайда:

Что такое синонимы? Синонимы - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

9 слайд

Описание слайда:

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений,другие виды синонимов позволяют нам видеть говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно, доброжелательно или иронично(бабуля-старушенция), официально или не официально(отбыть -уехать).Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан- только в непринужденном, фамильярном разговоре.

10 слайд

Описание слайда:

Чем отличаются синонимы языка друг от друга. Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки-существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.

11 слайд

Описание слайда:

Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека:охотник назовет волчий хвост поленом, а пекарь скажет, что хлеб нужно выпечь, а не испечь.

12 слайд

Описание слайда:

Синонимы в речи одноклассников. Пользуемся ли мы синонимами? Для нашего проекта мы провели стилистический эксперимент. Учащимся предлагался следующий текст, в котором слово «сказал» нужно было заменить синонимами, не повторяясь. Всего в тексте оно встречается 32 раза. Скажите сами. Встретился мне один молодой писатель. - Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он. - Конечно, - сказал я. - Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение. - Я скажу тебе правду, - сказал я. - Скажи, - сказал он. - Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему. - Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он. - Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я. - Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он. - Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я. - Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он. - Я сказал то, что думал, - сказал я. - Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он. - Повтори, что ты сказал? – сказал я. - Что сказал, то и сказал, - сказал он. - Еще слово скажешь? – сказал я. - Скажу еще больше, - сказал он. - Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно. Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал? В эксперименте участвовало 10 человек. У нас получились результаты:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К сожалению, с этой работой на сто процентов никто не справился. Ученики используют в своей речи «глаголы говорения» как книжного, так и разговорного стилей: сказать, говорить, спрашивать, выражаться, высказываться, разглагольствовать, бормотать, интересоваться, изъясняться, рассуждать, толковать, плести, лепить, повторять, добавлять, философствовать, произносить, лепетать, молвить, восклицать, вопрошать, взмолиться, вспоминать, критиковать, сообщать, восхищаться, ораторствовать, кричать, орать, вопить, браниться, базарить, мямлить, шептать, болтать, бачить, брякать, гнусавить, мычать, городить, лаяться; синонимичные им фразеологизмы: молоть чепуху, чесать языком, чесать по-писанному, зацепиться языком, распустить язык.

15 слайд

Описание слайда:

Роль синонимов в языке художественных произведений. Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия. Например, слово прозябать. У него два значения: 1) расти, произрастать и 2) вести пустое, бесцельное существование. В первом значении глагол прозябать сейчас используется очень редко. Глагол обычно употребляется в разговорном языке со значением сильно озябнуть. В этом значении он вступает в синонимические связи не только со своим приставочным вариантом озябнуть, но и со словом замёрзнуть, хотя это последнее слово, в свою очередь, означает не только сильно озябнуть, но и погибнуть от холода.

16 слайд

Фактрум уверяет: рассказ действительно может пошатнуть все ваше мировоззрение и без сомнения заставит задуматься о том, кто вы и как относитесь к своим ближним.

Уделите 5 минут вашего времени. Вы точно не пожалеете об этом.

По пути домой ты внезапно умер.

Это был несчастный случай, ничем не примечательный, но тем не менее смертельный. У тебя осталась жена и двое детей, но смерть твоя была безболезненной.

Скорая безуспешно пыталась спасти тебя, но твое тело было так изуродовано, что все сложилось даже к лучшему, поверь мне.

А потом ты встретил меня.

Что… что случилось? - спросил ты. - Где я?

Ты умер, - ответил я (к чему приукрашивать, это был факт).

Там была машина. Она летела на меня с ужасной скоростью…

Да, - сказал я.

Я… Я умер?

Да, - сказал я. - Но не переживай, все умирают.

Ты огляделся. Вокруг ничего не было. Только ты и я.

Что это за место? - спросил ты. - Это жизнь после смерти?

Что-то типа того, - ответил я.

Да, - ответил я. - Я Бог.

Моя жена и дети…

Что? - спросил я.

Они будут в порядке?

Это именно то, что я надеялся услышать. Ты только что умер, но переживаешь о своей семье. Это замечательно.

Ты восторженно посмотрел на меня. Для тебя я не выглядел, как Бог. Я выглядел, как обычный мужчина, а может быть, женщина. Просто влиятельный человек, скорее, учитель младших классов, а не Всемогущее божество.

Не переживай, - ответил я. - Они будут в порядке. Твои дети запомнят тебя замечательным отцом, они еще не успели разочароваться в тебе. Твоя жена будет безутешно плакать, но глубоко в душе она почувствует облегчение. Честно говоря, твой брак трещал по швам. Если тебя это утешит, ей очень стыдно за это чувство облегчения.

Ни то, ни другое, - ответил я. - Ты реинкарнируешься.

Так, значит, индусы были правы?

Все религии правы по-своему, - ответил я. - Пойдем со мной.

Ты следовал за мной сквозь пустоту.

Куда мы направляемся? - спросил ты.

Никуда конкретно. Просто приятней говорить во время прогулки.

Тогда в чем смысл? - спросил ты. - Когда я перерожусь, я ведь буду как белый лист? Младенец. И весь мой опыт и все, что я сделал в этой жизни, не будут ничего значить?

Вовсе нет, - ответил я. - В тебе уже есть все знания и опыт прошлых жизней, просто ты не помнишь о них сейчас.

Я остановился и положил руки тебе на плечи:

Твоя душа во много раз изумительней, прекрасней и огромней, чем ты можешь себе представить. Человеческий разум может удерживать лишь очень малую долю информации о том, кто ты. Это как засунуть палец в стакан с водой, чтобы проверить, холодная она или горячая. Ты впускаешь в этот мир лишь небольшую часть себя, и получаешь весь её опыт.

Ты был в человеческом теле последние 48 лет и еще не чувствуешь всю остальную часть своего огромного сознания. Если мы задержимся здесь чуть подольше, ты начнешь вспоминать все. Но нет смысла делать это между жизнями.

Как много жизней я прожил до этого?

О, много. Огромное множество разных жизней. На этот раз ты будешь китайской крестьянкой в 540 году.

Подождите, как это? - удивился ты. - Вы возвращаете меня назад во времени?

Ну, думаю, технически да. Время, как ты знаешь, существует только в вашей вселенной. Там, откуда я родом, все по другому.

Стой, значит, ты тоже где-то родился?

Конечно, - объяснил я. - И там есть еще много таких, как я. Вероятно, ты захочешь узнать, как там, но, честно говоря, ты не сможешь понять.

О, - вздохнул ты немного разочарованно. - Но подожди, если я перерождался в разных местах и временах, я ведь мог встретиться сам с собой однажды.

Конечно. И это происходит все время. Но дело в том, что каждый раз ты настолько поглощен своей собственной жизнью, что даже не замечаешь этого.

Тогда в чем же смысл?

Серьезно? - спросил я. - Ты и вправду спрашиваешь у меня, в чем смысл жизни? Тебе не кажется, что это довольно банальный вопрос?

Нет, это хороший вопрос, - настаивал ты.

Я посмотрел в твои глаза:

Смысл жизни и причина, по которой я создал эту вселенную, - чтобы ты становился мудрее, развивался.

Ты имеешь ввиду человечество? Ты хочешь, чтобы мы развивались?

Нет, только ты. Я создал веленную только для тебя одного. С каждой новой жизнью ты взрослеешь и твоя душа становится больше и мудрее.

Это все для меня? Но как же остальные?

Нет никаких остальных, - ответил я. - В этой вселенной есть только я и ты.

Ты уставился на меня:

Но все эти люди на Земле…

Это все ты. Разные твои перерождения.

Стой, значит, я - все?

Ну, теперь ты начинаешь понимать, - сказал я и похлопал тебя по спине.

Я - каждый человек, который когда-либо жил на свете?

Да, и каждый, кто когда-либо будет жить.

И я - Авраам Линкольн?

И я - Гитлер?

И миллионы тех, кого он убил.

Я - Иисус?

И все, кто следовали за ним.

Ты замолчал.

Каждый раз, когда ты причинял боль кому-то, ты причинял боль самому себе. И каждый раз, когда ты делал добро, ты делает его для себя. Каждый миг счастья или боли, который когда-либо испытали люди - испытал ты.

Ты долго думал.

Почему? - спросил ты. - Зачем все это?

Потому, что однажды, - сказал я, - ты станешь, как я. Потому что ты такой же, как я, ты - мое дитя.

Вау, ты хочешь сказать, что я Бог?

Нет, пока еще нет. Ты еще зародыш, ты все еще растешь. И только когда ты проживешь каждую человеческую жизнь во все времена, ты станешь достаточно большим, чтобы родиться.

Значит, вся Вселенная, - сказал ты, - это всего лишь…

Яйцо - ответил я. - А теперь тебе пора идти дальше.

И я отправил тебя в путь.

5 живописных мест нашей планеты с жуткой историей

10 «бабушкиных» советов, которые на самом деле не работают

Любопытные факты про Францию, Гитлера и китайских мужчин

Как предотвратить изжогу, почему после обеда хочется десерт и кто виноват в гастрите: факты о желудке, которые полезно знать каждому

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые,выпишите цифру-ы,обозначающую-ие,запятую-ые,при вводном слове.

Последующие годы мы виделись,(1)конечно,(2)значительно реже,(3) чем в пору детства.
Новое задание
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифры обозначающие запятую между частями сложного предложения,связанными подчинительной связью."я любил эти чтения вслух,(1)но глубокая прелесть книг,(2) когда прочитанное так сплетается с самой жизнью,(3) что уж не знаешь,(4) где жизнь и где вымысел,(5)открылась мне впервые,(6)когда я сам прочитал"Трех мушкетеров"."

НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУНАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ ПО ПЛАНУ:

1)Выделение проблемы.
2) Комментирование проблемы.
3) Авторская позиция.
4) Согласие\не согласие с позицией автора.
Ребят спасайте, СРОЧНО!!

Зимой 1921 года я жил в Одессе... Я работал тогда секретарем в газете "Моряк". В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек. Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим - и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес. Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты "Русское слово", правая рука знаменитого издателя Сытина... - Вот что, - сказал Благов. - Это талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала... Дайте мне рукопись... Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. - А что же вы сделаете? - А вот увидите. Благов кончил работу над рукописью только к утру... Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени... При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! - воскликнул я. - Как вы это сделали? - Да я просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. ...После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.

Какое слово пропущено в тексте?

Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, – праславянский язык. А _____________ в этом языке (да и в древнеболгарском) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» – под маса, и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Слово «парус» много говорит моему

воображению. Люблю это слово, потому что люблю парус, люблю паруса. Я вспоминаю свои паруса на Днепре и на Волге, на Немане и в Пирите, под Таллином. Но в строке «Белеет парус одинокий» это сло­во наполняется многими новыми качествами, расширяющими мои личные, узкобиографические впечатления до пределов образной всеобщности и безбрежности толкования. Эта всеобщность включает и мои личные впечатления. Более того, Лермонтов приводит их в порядок, в строй, дает им особое наполнение, делает сопричастными переживаниям других людей, объединяет меня с ними. Так органная музыка может питать одновременно сотни и тысячи людей... Восприятие поэзии в этом смысле сродни восприятию музыки. Поэзия в основе своей многозначна...

«Парус» в словаре - это простое, обычное слово, «парус» Лермонтова - это слово поэтическое, слово, включенное в образный строй строки «Белеет парус одинокий». Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Есть слово в поэтическом тексте. Здесь оно начинает жить. Здесь оно живой организм. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с лексическими понятиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
  • научить учащихся различать данные понятия;
  • расширять лексический запас обучающихся

Форма работы - групповая (4 группы)

Ход урока

(при объяснении темы используются различного рода знаки)

1. Знаки-явления

Совсем недавно вы познакомились с замечательной страной Древней Грецией. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете об этой стране (задача учащихся - одним словом охарактеризовать Древнюю Грецию).

Все, что вы сейчас называли, с точки зрения русского языка является:? (слово)

Сегодняшний урок мы не зря начали с воспоминаний о Древней Греции, так как тема урока напрямую связана и со словом и с данной страной. А звучит она не совсем привычно для нас: ONYMA (имя). (на доске появляется карточка с данным понятием).

Мы познакомимся с четырьмя именами, очень важными в русском языке. А познакомиться нам помогут предметы (на столе лежит 8 предметов: лук-овощ, лук-оружие, конфета, конфетти, белый шар, черный шар, 10 рублей монетой и 10 бумажных рублей) и древнегреческая легенда.

На севере области, которая впоследствии стала называться Беотией, у подножия горы Аконтия, находился один из самых древних городов Греции Орхомен. Обитателями этих мест были, как это ни странно, простые бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, по-разному смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что и язык их был различен. Не все понимали друг друга. В общем, счастья у них не было. Словно тени они слонялись по греческому городу, одинокие и несчастные.

Но однажды по городу прошел слух, что словам решил помочь мудрый Хирон, который обладал способностью осмысливать сокровенные знания животного и растительного миров. Познакомившись со всеми словами, Хирон разбил их на пары.

1 пара: 10 рублей монетой и бумажные 10 рублей.

Как вы думаете, по какому признаку Хирон определил эти два предмета в пару?

Вывод: два знака одной знаковой системы называются синонимами, если их содержание полностью или почти полностью совпадает (на доске появляется табличка: SYN - с)

2 пара: лук (овощ и оружие)

А эти два предмета по какому признаку стали друзьями?

Вывод:Два знака одной знаковой системы называются омонимами, если их содержание различается, а название полностью совпадает (на доске появляется табличка: homos - одинаковый)

3 пара: конфета и конфетти

А почему эти два предмета Хирон определил в пару?

Вывод: Два знака одной знаковой системы называются паронимами, если их содержание различается, а название близки по звучанию (на доске появляется табличка: para - возле, около)

4 пара: черный и белый шар

И, наконец, почему подружились эти два предмета?

Вывод: Два знака одной знаковой системы называются антонимами, если они противоположны по значению (на доске появляется табличка: anti - против)

Вот так с помощью Хирона мы познакомились с 4 очень важными в русском языке именами.

2. Знаки-предметы

А теперь я вновь предлагаю вам отправиться в Древнюю Грецию, но уже вспомнить знаменитых аргонавтов, которые передвигались в поисках золотого руна на корабле, который выносил удары волн сурового Понта (появляется корабль).

Если мы с вами внимательно посмотрим на этот знаменитый корабль, за постройкой которого наблюдала сама Афина, то увидим, что он напрямую связан с нашей темой.

Самая важная часть корабля, без которой его не было бы, - борт - это синонимы , без которых наш язык был бы бедный и невыразительный. Ведь именно синонимы делают нашу речь выразительной и гибкой.

Вот как оживляют синонимы стиль в сказке: Царь затосковал: Сел на мягкую траву и пригорюнился: Закручинился Иван-царевич, запечалился:

Следующая важная часть корабля - мачта - это антонимы . Без мачты к кораблю невозможно было бы прикрепить паруса, так же как без антонимов, например, была бы невозможна поэтическая речь или фольклор:

П.П.Ершов: ":не на небе - на земле жил старик в одном селе:"

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Конечно же, на корабле важную роль играют паруса. Однако все зависит от погоды. Иногда паруса мешают движению корабля. Как ни странно, омонимы в языке ведут себя примерно также: с одной стороны, они обогащают язык, с другой, это помеха в общении: когда неясно, в каком смысле употреблено слово или форма слова, общение затрудняется.

Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)

Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)

Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)

Ну и какой же корабль без команды? Однако мы знаем много примеров, когда в команде появляется предатель или происходит разлад, что мешает достижению общей цели. В этом случае команду можно сравнить с паронимами , так как многие из них очень опасны, можно даже сказать коварны, поскольку похожи внешне, по звучанию, а нередко и по смыслу, поэтому являются помехой для говорящих.

Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке.

В конце вечера трибуну представили гостям.

3. Знаки-вещи

Наш корабль готов к плаванию, тщательно осмолен. Однако перед отплытием моряки забыли вылить вино в жертву богам, чтобы усмирить ветер и волны. Поэтому, когда разыгрался шторм, боги не пришли на помощь нашим героям, и корабль потерпел крушение. К сожалению, больше ничего мы о них не слышали и не услышали бы, если бы: (учитель достает бутылку с письмом и предлагает кому-то из учащихся достать письмо и прочитать)

Текст письма:

Мы, команда путешественников из Древней Греции, три дня назад потерпели крушение и оказались на небольшом острове с горбатой, покрытой лесом горой. У подножия горы живет 4 племени со странными названиями: синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Живут эти племена довольно дружно, но нам с ними никак не удается договориться. Они сказали, что отпустят нас только при одном условии: мы должны выполнить их задания и разгадать загадки. Но эти задания будто написаны на другом языке. Мы просим вас, тех, кто найдет наше письмо, помогите нам! Мы очень хотим вернуться домой!

4. Знаки-события

Учитель прелагает учащимся помочь путешественникам добраться до родной земли. Задания по группам.

1. Потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в тексте:

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке "сказал я" да "сказал он", - сказал я ему.

Сейчас можно говорить "сказал я" и "сказал он", - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще ничего не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал, что думал, - сказа я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.

Первая в норке иль в щелке живет,
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит.

Алфавит, азбука, чистописание

4. Найдите антонимы:

Велик телом, да мал телом.

Язык длинный, мысли короткие.

1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского? Свой ответ аргументируйте

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда, появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова, что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.

Как называются эти "слова из русской речи"?

Что они обозначают?

Приведите примеры таких слов

2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше - в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.

Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдешь,
Если зубами его разгрызешь.

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Ураган, дождь, буря

4. Найдите антонимы:

Личико беленько, да ума маленько.

Молодость плечами покрепче, старость головою.

1. Исправьте ошибки в предложениях в предложениях с паронимами

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5. Книга - источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодежь, прививать ей душевность.

2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.

Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Шалун, тихоня, озорник

4. Найдите антонимы:

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Стар дед, да душа молода.

1. Найдите в стихотворениях слова, близкие по смыслу. Как в русском языке называют такие слова? Что они обозначают?

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете.

Первый можно завязать,
Если папин галстук взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

бросать, кидать, ловить

4. Найдите антонимы:

  • Смелый там найдет, где трус потеряет.
  • Старых почитай, молодых поучай.

Подведение итогов урока:

Все группы справились с заданиями. А наградой за помощь морякам станет для вас статья в газете (учитель достает газету, в которой напечатана статья).

Дети помогают науке

Сенсационное открытие!

Ростовским школьникам удалось помочь ученым-лингвистам и разгадать тайну необычного предмета, найденного на берегу океана совсем недавно. Это была бутылка, содержащая письмо о помощи древнегреческих путешественников.

Шестиклассники школы "Эврика-Развитие" приняли активное участие в научном исследовании и сумели выполнить все задания.

Всероссийский Лингвистический Институт выражает огромную благодарность учащимся школы и уверен, что если бы данное письмо попало в руки юных эвриканцев несколько столетий назад, путешественникам бы удалось спастись.


Top