Публичное страхование. Правовое регулирование регионального публичного страхования

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Правовой основой страхования является ГК РФ, закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г.) и другие нормативные документы.

Страхование — система (способ) защиты материальных (имущественных) интересов субъектов страхового рынка (физических и юридических лиц), угроза которым существует всегда, но не носит обязательного характера.

Страховой продукт — это действие страхования. Его свидетельством, удостоверяющим, что такое действие произошло, служит страховой полис.

Страхование — система защиты материальных интересов. То, что материальные интересы требуют защиты, связано с вероятностью угрозы их существованию. Для каждого отдельного владельца она (угроза) невелика, но в целом по закону больших чисел достаточно реальна. Отсюда объективная необходимость страхования материальных рисков, в связи с чем возникает понятие — страховой продукт , который всегда должен присутствовать на финансовом рынке. Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск ), его стоимость (страховую сумму ), цену (страховой тариф ), условия денежных платежей (расчетов по страхованию ) в предвидении тех событий, от которых производится страхование. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховой полис . Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен , адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом .

Договор страхования — это договор купли-продажи страхового продукта.

Сущность и функции страхования

Практически любое направление экономической деятельности носит рискованный характер , так как всегда существует возможность понести финансовые потери, вызванные неблагоприятными явлениями или их последствиями. Причина этого может быть связана как с человеческим фактором, так и c природными, не зависящими от воли человека или общества явлениями. На протяжении всей своей жизни человек сталкивается со множеством опасностей, угрожающих его жизни, здоровью, имуществу.

Осознанная человеком возможная опасность находит свое выражение в понятии "риск ". В , в котором действуют , риск из бытового понятия становится экономической категорией. Как экономическая категория, риск характеризуется понятием вероятности и неопределенности развития ситуации. Практически любое событие в жизни конкретного субъекта, коллектива или общества может реализоваться в трех направлениях:

  • результат события может стать благоприятным (присутствует вероятность выигрыша);
  • результат события не повлечет за собой изменений (нулевой результат);
  • результат события негативен (влечет за собой убытки).

Обычно понятие риска (рискованности ситуации) связывают с возможными будущими негативными последствиями реализации события. Риск — это будущее вероятное событие с отрицательными экономическими последствиями неизвестных размеров . Фактический неблагоприятный исход риска выражается через ущерб. В отличие от риска ущерб подлежит конкретному материальному измерению. Фактор наличия риска и необходимости компенсации возможного ущерба требует от организации механизма защиты от случайностей.

Общество использует различные меры, которые позволяют с определенной надежностью прогнозировать вероятность наступления риска, что делает возможным снизить его негативные последствия, т. е. ущерб. Одним из способов управления риском является система страхования .

Термин страхование прежде всего ассоциируется в сознании человека со словом "страх" (страх за сохранность своего имущества, за свое здоровье, жизнь и т. д.). Именно страх понести материальные убытки и необходимость их возмещения послужил причиной возникновения страхования. Собственники имущества быстро осознали, что возмещать понесенные убытки в одиночку очень сложно, так как это требует создания запасных резервов за свой счет. В качестве выхода из этой ситуации появилась идея солидарной ответственности за ущерб , понесенный одним из собственников, за счет средств общего фонда. Все участники фонда вносят в него средства, которые расходуются на возмещение убытков вкладчиков. Поэтому осознание человеком опасности и случайного характера неблагоприятных явлений, а также солидарная раскладка ущерба между участниками фонда привели к возникновению — одной из первых организационных форм страховой деятельности.

Дальнейшее развитие общественных производственных отношений привело к необходимости обеспечения бесперебойности и непрерывности . Противоречия между человеком и природой, а также внутри самого общества создают предпосылки для наступления случайных событий, имеющих негативные последствия. Таким образом, рискованный характер общественного производства вызывает потребность в организации отношений между людьми для предупреждения, локализации разрушительных последствий стихийных бедствий и катастроф различного характера, а кроме того для возмещения понесенного вследствие этих обстоятельств ущерба.

В качестве современного определения термина страхование можно выделить следующее:

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических или при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Экономическая сущность страхования заключается в следующих функциях:

  1. Рисковая функция . Сущность страхования составляет механизм передачи риска, точнее, финансовых последствий рисков. В этих целях страховая организация формирует специализированный страховой фонд за счет уплачиваемых страховых взносов (платы за риски). Из средств фонда производится возмещение материальных убытков участников фонда. В обмен на уплаченные страховые взносы страховая организация берет на себя ответственность за принимаемые риски.
  2. Предупредительная функция обеспечивает меры по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба, вызванного страховыми событиями. Для этого страховщиком производится формирование фонда предупредительных (превентивных) мероприятий, средства которого расходуются на заранее определенные цели, направленные на уменьшение страховых рисков и их негативных последствий. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем cчитается совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
  3. Контрольная функция выполняется в строго целевом формировании и использовании средств .
  4. Сберегательная функция реализуется при проведении отдельных видов страхования жизни — накопительного страхования. Страховая организация одновременно предоставляет клиенту страховую защиту и выполняет функцию сберегательного учреждения.

Экономическая категория страхования

Экономической сущности страхования соответствуют следующие категории: финансовая, экономическая, кредитная, которые позволяют выявить содержание и особенности страхования как звена . При этом следует иметь в виду, что если экономическая сущность страхования постоянна, то экономическое содержание — изменчиво и предопределяется общественно-экономической формацией общества и типом государства.

Возмещение ущерба, вызываемого проявлением разрушительных противоречий от взаимодействия сил природы и общества, порождает необходимость установления определенных взаимоотношений между людьми по предупреждению, преодолению и ограничению разрушительных последствий стихийных бедствий. Эти объективные отношения людей для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса, для поддержания стабильности и устойчивости достигнутого уровня жизни в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты. Сущность экономической категории страховой защиты состоит в страховом риске и защитных мерах.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:
  • наличие перераспределительных отношений;
  • наличие ;
  • формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;
  • сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;
  • солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;
  • замкнутая раскладка ущерба;
  • перераспределение ущерба в пространстве и времени;
  • возвратность страховых платежей;
  • самоокупаемость страховой деятельности.

Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов. Финансовая категория страхования выражает свою сущность прежде всего через страхование финансовых рисков: предпринимательских, коммерческих, биржевых, валютных, банковских и кредитных.

Классификация страхования

Классификация страхования — это научная система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. В основе классификации страхования лежат различия:

  • в страховщиках и в сферах их деятельности;
  • в объектах страхования;
  • в категориях страхователей;
  • в объеме страховой ответственности;
  • в форме проведения страхования.

Существуют различные взгляды на систему классификации страхования. Мы рассмотрим существующую в настоящий момент в России классификацию страхования на основе действующего законодательства.

Организационно-правовая классификация страхования

Страхование бывает государственным и негосударственным.

Государственное страхование — форма организации страхования, при которой страховщиком выступает государственная организация. В настоящее время государственное страхование осуществляется в условиях частичной монополии государства на отдельные виды страхования.

Негосударственное (акционерное и взаимное) страхование — страховщиками могут выступать негосударственные юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством России.

Классификация по форме осуществления страхования

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательнойформах.

Добровольное страхование — страхование на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила страхования устанавливаются страховщиком.

Обязательное страхование — страхование в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами России.

Отраслевая классификация страхования

В соответствии с законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" предусмотрена следующая отраслевая классификация страхования:

  • Личное страхование .
  • Имущественное страхование .
Классификация по объектам страхования

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

  1. с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
  2. с причинением вреда жизни, здоровью, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
  1. осуществлением предпринимательской деятельности ().
Классификация договоров страхования в соответствии с ГК РФ

Все договоры страхования подразделяются на:

1. Договоры имущественного страхования:
  • страхование имущества;
  • страхование гражданской ответственности;
  • страхование предпринимательского риска.
2. Договоры личного страхования:
  • страхование на случай причинения вреда жизни или здоровью;
  • страхование на случай достижения определенного возраста;
  • страхование на случай наступления в жизни иного предусмотренного договором события.

Кроме того, статьей 970 ГК РФ в особые виды страхования выделено:

  • страхование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков;
  • морское страхование;
  • медицинское страхование;
  • страхование банковских вкладов;
  • страхование пенсий.

Классификация страхования

Отрасли страхования
Объекты страхования Материальные ценности Уровень доходов граждан Жизнь, здоровье, трудоспособность граждан Обязанности страхователя выполнить договорные условия по поставкам продукции, погашения задолженности кредиторам, возмещение материального вреда Различные потери доходов страхователя, неполучение прибыли, образование убытков
Виды страхования Страхование строений, животных, домашнего имущества, средств транспорта, уроожая. Страхование пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, страхование конкретных пособий среди различных социальных словев населения. Смешанное страхование жизни на случай смерти и устраты трудоспособности, страхование детей, страхование дополнительной пенсии, страхование от несчастных случаев. Страхование непогашения кредита или другой задолженности, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности и др. На случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, на случай непредвиденных убытков, от простоев оборудования и др.

Страховая деятельность — понятие и виды

Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачами организации страхового дела являются:

  • проведение единой государственной политики в сфере страхования;
  • установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Объекты страхования

1. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с:

  • дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
  • причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);

2. Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

  • владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
  • обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
  • осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков);

3. Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается;

4. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам и (или) (комбинированное страхование);

5. На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим законом порядке.

Обязательное и добровольное страхование

Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.

Добровольное страхование — на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями закона РФ «О страховании». Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования регулируются другими законами РФ.

Обязательное страхование в свою очередь делится на страхование за счет страхователей:

  • страхование строений;
  • сельскохозяйственных животных;
  • личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта;
  • обязательное личное и имущественное государственное страхование.

Добровольные виды страхования обусловлены в основном характером рыночных отношений.

  1. Коллективное страхование жизни на особых условиях, когда заключаются договоры с предприятиями и организациями по страхованию жизни их сотрудников.
  2. Страхование граждан — это защита здоровья и выгодное накопление денег. Договоры на данный вид страхования могут заключаться гражданами в возрасте от 16 до 77 лет (кроме инвалидов 1 группы) сроком на 3 года, 5, 10, 15 и 20 лет, но не старше 80-летнего возраста на момент окончания договора. Договор может заключаться в пользу третьего лица (родителями в пользу детей, супругами и т. п., предприятиями в пользу своих работников).
  3. Страхование детей к совершеннолетию осуществляется по договорам страхования детей независимо от возраста и состояния здоровья. Эти договоры могут заключать родители (усыновители), опекуны или попечители и другие родственники ребенка. Возраст ребенка не должен превышать 15 лет и срок страхования определяется как разница между 18 годами и возрастом ребенка. Страховые взносы можно уплачивать единовременно или ежемесячно.
  4. Страхование домашнего имущества в современных условиях приобретает все большее значение.
  5. Страхование транспортных средств , принадлежащих гражданам. В России уже накопился достаточный опыт по данному страхованию. Договор страхования транспортных средств распространяет свое действие на страховые события (риски), происшедшие на территории России.
  1. Понятие публичного страхования.
  2. Правовые формы публичного страхования.
  3. Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.
  4. Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

5. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

6. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

7. Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

8. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

Литература

8. Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

9. Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

10. Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

11. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

12. Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

13. Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

14. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

15. Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

16. Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

17. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

18. Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

19. Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

20. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

По финансовому праву

1. Понятие финансов. Особенности правового режима публичных и частных финансов. Виды и уровни публичных финансов (национальные, наднациональные, федеральные, региональные и местные финансы).

2. Публичные финансы и финансовое право. Особенности управления публичными финансами.

3. Финансовое право: понятие и предмет. Базовая категория финансового права, ее эволюция.

4. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Соотношение и взаимодействие финансового права с другими отраслями права.

5. Развитие науки финансового права (дореволюционный, советский и современный период).

6. Система финансового права. Части, подотрасли и правовые институты финансового права.

7. Структура финансового законодательства Российской Федерации. Федеральное и региональное финансовое законодательство. Муниципальные финансово-правовые акты.

8. Методы финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

9. Источники финансового права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

10. Субъекты финансовых правоотношений, их особенности. Финансовые институты публичной власти, их уровни. Минфин РФ, ЦБ РФ, ФНС, Федеральное казначейство: общая характеристика. Иные участники финансовых правоотношений.

11. Понятие финансового контроля в финансовом праве. Виды финансового контроля.

12. Формы организации финансового контроля (по вертикали и по горизонтали). Специализированные органы финансового контроля Российской Федерации (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

13. Формы осуществления финансового контроля (проверка, ревизия, аудит эффективности). Методы финансового контроля.

14. Ответственность в финансовом праве. Широкий и узкий подход к определению финансово-правовой ответственности. Карательная и правовостановительная ответственность в финансовом праве. Ответственность и принуждение в финансовом праве.

15. Правовое регулирование денежного обращения в системе финансового права. Денежное право, право денежного обращения, эмиссионное право, валютное право: соотношение понятий.

16. Эмиссия денежных знаков в Российской Федерации. Полномочия и особенности эмиссии денежных знаков. Виды эмиссии.

17. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов в Российской Федерации. Платежные системы: национальные и международные. Закон о национальной платежной системе в Российской Федерации.

18. Правовая основа и особенности обращения иностранной валюты в Российской Федерации. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации. Агенты валютного контроля.

19. Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение. Безналичное альтернативное денежное обращение.

20. Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика. Бюджетная система Российской Федерации. Часть вторая БК РФ.

21. Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства Российской Федерации.

22. Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в теории и практике. Консолидированный бюджет.

23. Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом.

24. Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в Российской Федерации.

25. Доходы бюджетов: понятия и виды. Небюджетные публичные доходы. Доходы внебюджетных фондов.

26. Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

27. Неналоговые доходы бюджетов, их виды и особенности взимания.

28. Межбюджетные трансферты, их виды.

29. Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

30. Понятие бюджетного процесса, его стадии. Участники бюджетного процесса.

31. Бюджетное послание президента. Составление проекта бюджета, полномочия органов публичной власти.

32. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета, этапы. Полномочия органов власти.

33. Исполнение бюджета в Российской Федерации. Направления исполнения бюджета. Полномочия органов публичной власти

34. Бюджетный контроль в Российской Федерации как вид финансового контроля. Правовая основа, уровни и специализированные органы бюджетного контроля законодательной и исполнительной власти. Раздел IX БК РФ.

35. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения. Часть четвертая БК РФ.

36. Нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренная БК РФ, КоАП, УК РФ.

37. Резервные фонды Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Фонд национального благосостояния их основные функции и порядок формирования.

38. Понятие и значение публичного кредита.

39. Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

40. Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

41. Публичное страхование в Российской Федерации. Разграничение публичного и частного страхования. Правовая основа публичного страхования.

42. Обязательное страхование и обязательное публичное страхование в Российской Федерации. Государственное страхование отдельных категорий граждан.

Страховое право включает в себя нормы частного и публичного права, объективно выражает наличие частных и публичных интересов в сфере страхования.

Частные и публичные интересы в сфере страхования тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга.

Страхование обусловливает участие значительного количества лиц в формировании конкретного страхового фонда и получении из него страховых выплат, лица заинтересованы в надлежащем его функционировании и сохранении его целевого назначения.

Под публичным же интересом исследователи понимают единственный интерес значительных социальных групп (практически представляя все общество) в наличии и надлежащем функционировании страховых фондов достаточных для страховых выплат размеров, необходимость быстрого восстановления нарушенных связей в народном хозяйстве, использование средств страховых резервов в качестве инвестиций в народное хозяйство .

Данное положение и обусловливает возникновение дискуссий относительно отнесения страховых отношений к различным отраслям права Украины.

Исследуя правоотношения в области страхования, А. А. Мамедов делает выводы, что именно нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирования страховой деятельности, обеспечение финансовой стабильности организаций-страховщиков, источники формирования страховых резервов, их взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, непосредственно с бюджетной системой, порядок использования фондов средств страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права), а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и других отношений в области страхования, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов страхования, то есть это такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности государства .

Подобного мнения придерживается и Л. К. Воронова, отмечая, что деятельность государства и его органов в области мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств называется финансовой деятельности. При этом страхование ученый определяет как составляющую финансовой системы .

Во многих учебниках по финансовому праву финансы страховых организаций включаются в предмет финансового права.

Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой институт страхования безраздельно принадлежит гражданскому праву и регулируется актами гражданского законодательства.

Денежные средства, аккумулируемые страховыми компаниями, принадлежащими им, как и другим юридическим лицам, на основании собственности или хозяйственного ведения. Использование государством финансовых ресурсов страховых компаний в публичном интересе возможно лишь в рамках налоговых изъятий .

Отдельно можно указать на страховые отношения, которые получили нормативное закрепление в 2002 году и в настоящее время регламентируются Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц" . Эти страховые отношения подпадают под отношения в сфере публичного страхования. Данные отношения регулируются финансовым правом, поскольку страховщиком выступает Фонд гарантирования вкладов физических лиц - государственное специализированное учреждение, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц .

Возникает вопрос: можно ли отнести все виды обязательного страхования к публичному страхования? Исходя из приведенных выше признаков публичного страхования, можно утверждать, что нет, поскольку право на осуществление обязательных видов страхования может получить любой страховщик, если он имеет соответствующую лицензию. Поэтому только отношения по поводу получения лицензии можно признать публичными, а не обязательное страхование в целом. Общеобязательное государственное социальное страхование, в свою очередь, осуществляется государственными некоммерческими фондами, тему публичными являются отношения и в процессе предоставления страховых услуг.

Общеобязательное государственное социальное страхование является разновидностью социального страхования.

Согласно Основам законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 года № 16/98-ВР, общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включая материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов собственником или уполномоченным им органом, гражданами, а также из бюджетных и других источников, предусмотренных законом .

Фонд социального страхования Украины выступает страховщиком, за счет которого осуществляется страховые выплаты и предоставляются страховые услуги застрахованным лицам. Фонд является некоммерческой самоуправляющейся организацией, действующей на основании устава, который утверждается его правлением. Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Действующий Закон Украины "Об общеобязательном социальном страховании" в зависимости от страхового случая устанавливает такие виды общеобязательного государственного социального страхования:

Пенсионное страхование;

Страхование в связи с временной потерей трудоспособности;

Медицинская страховка;

Страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности;

Страхование на случай безработицы;

Другие виды страхования, предусмотренные законами Украины .

Приведенные определения социального страхования охватывают только те

виды страхования, которые гарантированы государством и являются обязательными. Но наряду с обязательным социальным страхования выделяется и добровольное. Так, В. И. Фильев наряду с другими критериями тоже классифицирует социальное страхование по характеру осуществления на добровольное и обязательное . В. И. Павлов и Μ. И. Олиевский отмечают, что социальное страхование по статусу страховщика делится на государственное и коммерческое . Итак, на основании вышеприведенного анализа можно утверждать, что предметом публичного страхования является социальное страхование, но в пределах общеобязательного государственного социального страхования.

Интегрируя различные подходы, опираясь на действующее законодательство и проведен анализ, предлагаем определить дефиницию "публичное страхование". Публичное страхования - это финансовые правоотношения, возникающие в сыпи закона, основываются на принципах принуждения и осуществляемых государством в целях защиты социальных прав и интересов граждан за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами - плательщиками обязательных страховых взносов.

К существенных признаков публичного страхования можно отнести следующие:

1) страхование являются финансовыми правоотношениями;

2) основывается на принципах императивности как для страховщика, так и для страхователя;

3) возникает в силу закона независимо от воли участников страховых правоотношений;

4) имеет рисковый характер;

5) алеаторнисть (случайность). На момент уплаты страховых взносов не известно, когда (или) состоится страховое событие и как быстро она произойдет;

6) вероятностный характер отношений, наступление страхового события имеет вероятностный характер, независимый от воли страхователя;

7) возвратность средств - страховые взносы после объединения их в страховом фонде подлежат выплате страхователю;

8) страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени;

9) ограниченность ответственности страховщика размерами страховой суммы, определенной законом;

10) страховые взносы всегда составляют часть заработной платы или дохода застрахованного лица, даже в том случае, когда за наемного работника взносы платит работодатель;

11) срочный характер ответственности страховщика;

12) целевое использование созданного фонда, то есть расходование целевых ресурсов исключительно в четко определенных случаях. Денежные средства, содержащиеся в страховых фондах, не могут быть ни при каких обстоятельствах направлены на другие нужды (например, погашение задолженности по заработной плате, финансирование выборов Президента и т.д.).

Итак, публичное страхования частично отражает признаки обязательного медицинского страхования, а частично граничит с признаками добровольного страхования, вполне логично объясняет характер соотношения обязательного, социального и общественного страхования.

Переход нашей страны на рыночные отношения расширяет горизонты страхования в выборе объектов. Современные исследователи страхования разделяют его предметом на имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков; личное, социальное страхование .

По юридическому признаку страхования классифицируют: 1) по требованиям международных соглашений (согласно директивам ЕС) 2) в соответствии с требованиями внутреннего законодательства Украины; 3) по форме проведения страхования.

По историческим признаком страхования дифференцируют на: 1) древнее или традиционное страхование 2) новое страхования; 3) новейшее страхования .

По экономическому признаку страхования классифицируют : 1) по сфере деятельности или специализации страховщика; 2) по статусу страхователя; 3) по статусу страховщика; 4) по форме организации страхование 3) по объектам страхования .

Руководствуясь системным подходом при осуществлении анализа доктринальных, правовых источников и нормативно-методических материалов в сфере публичного страхования, существующие в настоящее время на страховом рынке виды общественного страхования можно классифицировать по следующим критериям:

1. По формам страховых услуг:

а) классические виды страхования (социальное страхование по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

б) специфические виды, то есть операции, направленные на защиту видов деятельности, которые имеют определенную специфику по сравнению с классическим страхованием, например, страхование банковских депозитов.

2. объектом страхования:

а) индивидуальное страхование работника;

б) коллективное страхование работников за счет средств предприятий и организаций (страхование отдельных категорий работников, чья работа связана с особой опасностью для жизни и здоровья, и другие подобные виды).

3. По объему страхования:

а) полное страхование, обеспечивает страховую защиту страхователя от страховых рисков в полном их объеме в случае наступления страхового "под ии;

б) частичное страхование, заключается в ограниченном страховой защите страхователя от страховых рисков, определяется как страховыми взносами, так и системой конкретных условий наступления страхового события.

4. периодичностью страхования:

а) систематическое страхование, направленное на обеспечение страхователю соответствующего страховой защиты на весь страховой период;

б) несистематическое (периодическое) страхования, заключается в страховой защите страхователя от страховых рисков на определенных периодах,

5. По виду страхового случая:

а) пенсионное страхование;

б) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

в) медицинское страхование;

г) страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности;

г) страхование на случай безработицы.

6. По времени действия:

а) долгосрочные;

б) краткосрочные.

Для развития определенных видов страхования и повышение роли общественного страхования, в свою очередь будет способствовать развитию социализации государства, необходимо принятие комплекса государственно-регулятивных мер. В частности, такими мерами должны быть: улучшение организации работы страховых фондов, расширение страховых услуг, предоставление качественных страховых услуг, безусловное выполнение принятых на себя обязательств; усиление контрольно-надзорной функции государства за деятельностью страховщиков со стороны органов страхового надзора, применение ими своевременных мер, которые предупреждают неплатежеспособности страховщиков; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей права, обязанности и ответственность сторон.

Страховой рынок в Украине действует в двух основных формах страхования: обязательному и добровольному . В правовой литературе в свое время высказывались различные точки зрения на критерии, лежащие в основе деления страхования на обязательное и добровольное. Одни авторы считают, что таким критерием является юридическое природа страхования, отмечая, что страхование обязательное заключается в том, что страховые правоотношения в некоторых случаях возникают непосредственно через веление закона . Другие авторы считают, что юридическая природа страхования - это нечто гораздо большее, чем вопрос о его добровольности и обязательности, они предлагают считать критерием разграничения добровольного и обязательного страхования метод осуществления страхования, заключается в вопросе о зависимости возникновения страхования незва " связанной законом воли сторон. По мнению В. К. Рейхер, вопрос о том, закон или договор является источником возникновения страхования, имеет второстепенное, а иногда только формально юридическое значение по сравнению с методом осуществления страхования .

Позицию тех авторов, которые считают, что основанием деления страхования на добровольное и обязательное есть источник его возникновения, отражены в Законе Украины "О страховании", в ст. 6 которого отмечается, что в основе добровольного страхования лежит договор между страхователем и страховщиком, обязательное же страхование устанавливается законом.

Учитывая то, что публичное страхования возникает непосредственно через веление закона, данном страхованию присуща исключительно форма обязательного страхования.

Таким образом, отношения с публичного страхования всего связаны с финансовыми правоотношениями , поскольку отличаются особой ролью государства в их организации и регулировании. Именно государство устанавливает виды и условия обязательного социального страхования, порядок функционирования социальных страховых фондов, источники финансирования и выплаты страховых возмещений, контроль за формированием и использованием аккумулированных средств на конкретно определены цели и соблюдения законодательства страховщиком и страхователем. Все приведенное свидетельствует о регулировании государством отношений с публичного страхования с использованием императивного метода и об их финансово-правовую природу.

По своей сути страхование – это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.

Действующим законодательством страхование определяется как система отношений «по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)».1

В страховании как в двухстороннем процессе в обязательном порядке участвуют две стороны: страховщик и страхователь.

Страховщик – это юридическое лицо любой организационно-правой формы, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее соответствующую лицензию. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страхователь – это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования или являющееся страхователем в силу закона.2

Государственное страхование - страхование, когда в качестве страховщика выступает государственное учреждение или государственная страховая организация. В развитых капиталистических странах государственные страховые общества создаются для страхования особых рисков (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитное страхование, страхование экспорта и др.). В ряде стран к государственному страхованию относятся программы страхования, поддерживаемые или обеспечиваемые федеральными правительствами или правительствами субъектов федерации, например страхование на случай отсутствия занятости, фонды для выплаты компенсации работникам и другие программы.3

Целью страхования является защита имущественных интересов физических и юридических лиц. В этих целях у специального субъекта (страховщика) аккумулируются денежные средства (премии) с последующей страховой выплатой при наступлении оговоренного страхового случая. В обязательном страховании именно государство в лице тех или иных органов организовывает работу по эффективной защите имущественных интересов определенных категорий граждан. На этой общей основе действуют и дополнительные специальные факторы, способствующие принципу обязательности в той или иной отрасли страхового дела. Так, в государственном страховании жизни и здоровья принцип обязательности играет еще и важную социальную роль.

Современная система обязательного государственного личного страхования отдельных категорий государственных служащих сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

В современной России страхование как эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства становится все более необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Обязательное государственное личное страхование является особой формой страхования. Оно проводится с целью обеспечения социальных интересов граждан и государства и представляет собой отношения по защите имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем застрахованных лиц. Речь идет о ситуациях, когда компенсация понесенного ущерба представляет общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную необходимость.

Эта форма страхования устанавливается законом и осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).4

Государственное страхование – это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Государственная страховая компания – форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компании и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний выступает формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Пример такой организации – государственная страховая компания Росгосстрах, акционерное общество открытого типа, созданное в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.92 № 76 «О создании Российской государственной страховой компании».

Росгосстрах – правопреемник имущественных прав и обязанностей, включая обязательства перед страхователем

Правления Госстраха РСФСР при бывшем Министерстве финансов РСФСР, а также республиканских, краевых, областных и городских управлений Госстраха РСФСР.

Росгосстрах учрежден от имени государства Министерством госимущества РФ. Дочерние фирмы, филиалы и представительства входят в единую систему «Росгосстраха». Дочерние фирмы, созданные ранее с участием Правления Госстраха РФ на базе республиканских, краевых, областных и городских управлений Госстраха РСФСР, доля участия Правления Госстраха в уставном фонде которых составляет не менее 50% акций плюс одна, а также вновь создаваемые страховые организации являются самостоятельными юридическими лицами, действуют в соответствии с уставами, утвержденными Правлением Россгостраха, и действующим законодательством. Фирмы, филиалы и представительства имеют собственные балансы, которые входят в консолидированный баланс Росгосстраха. Фирмы, филиалы и представительства отвечают по обязательствам Росгосстраха в пределах средств, перечисленных в централизованные фонды, а Росгосстрах – по их обязательствам в пределах общего централизованного фонда.5

По своей юридической природе обязательное государственное страхование жизни и здоровья отдельных категорий граждан представляет собой гражданско-правовое обязательство. Оно осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании государственными страховыми организациями либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Тем самым обеспечивается правовое равенство субъектов страховых правоотношений - страховщиков, которыми, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" признаются "юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензии на осуществление страховой деятельности".

Размеры страхового тарифа по данному виду страхования устанавливаются страховщиками по согласованию со страхователями и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики.

Законодательной основой обязательности в страховании являются часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 927, 935-937 и 969) и Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.97г. № 157-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Кроме этих основополагающих законодательных актов, особенности проведения обязательного государственного личного страхования различных категорий граждан регулируются и другими законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" появление каких-либо норм об обязательном страховании связано с вступлением в силу конкретного закона, реализующего право определенных лиц на страховую защиту либо устанавливающего условия проведения обязательного страхования и обязанность страхователя заключать договор страхования.6

Современной страховой практикой выработаны три основные формы организации страхового фонда: государственный централизованный страховой фонд; фонд самострахования; фонд страховой компании.

Государственный централизованный фонд формируется государством в натуральной и денежной форме за счет обязательных платежей юридических и физических лиц. Его назначение состоит в социальной защите граждан.

Фонд самострахования может быть организован как отдельными гражданами, так и предприятиями в форме денежных средств или натуральных запасов. Такая организация защиты позволяет быстро устранять возникающие проблемы в частной сфере или в процессе производства.

Фонд страховой компании формируется в децентрализованном порядке и только в денежной форме за счет страховых взносов страхователей, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Фонд страховщика позволяет обеспечить наиболее эффективную страховую защиту посредством солидарной раскладки ущерба на всех страхователей - создателей фонда. Подобная система организации страховых фондов предполагает разделение страхования на государственное социальное страхование, обеспечивающее гражданам минимальную социальную защиту, и индивидуальное страхование физических и юридических лиц.7

    Понятие публичного страхования.

    Правовые формы публичного страхования.

    Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

Нормативные акты

    Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

    Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

    Федеральный законот 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

    Федеральный законот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

    Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

    Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

    Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

    Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

Литература

    Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

    Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

    Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

    Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

    Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

    Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

    Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

    Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

    Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

    Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

    Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

    Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

    Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

    Понятие финансов, их материальное и экономическое содержание.

    Публичные финансы и финансовое право.

    Финансовое право: понятие и предмет.

    Развитие науки финансового права.

    Финансовое право в системе российского права.

    Система финансового права. Финансово-правовые институты, подотрасли финансового права.

    Система финансового законодательства Российской Федерации

    Методы финансового права.

    Источники финансового права.

    Субъекты финансовых правоотношений

    Понятие финансового контроля в финансовом праве. Общая характеристика государственного и муниципального финансового контроля в России.

    Органы финансового контроля (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

    Виды, формы, методы финансового контроля.

    Ответственность в финансовом праве. Понятие, система и виды ответственности.

    Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика.

    Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства.

    Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в РФ. Консолидированный бюджет.

    Доходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы и принципы распределения между бюджетами различного уровня. Роль нефтегазовых трансфертов в формировании доходной части бюджета.

    Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

    Неналоговые доходы бюджетов.

    Межбюджетные трансферты.

    Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня.

    Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

    Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

    Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

    Понятие бюджетного процесса, его стадии.

    Разработка, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

    Исполнение бюджета в РФ.

    Бюджетный контроль в Российской Федерации.

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния их основные функции.

    Понятие и значение публичного кредита.

    Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

    Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

    Публичное страхование. Правовое значение обязательного страхования в РФ. Государственное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации.

    Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.

    Денежное право или право денежного обращения в системе финансового права. Эмиссия денежных знаков в РФ.

    Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

    Правовое регулирование безналичных расчетов в РФ.

    Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение.

    Виды публичного страхования. Правовые основы пенсионного страхования. Социальное и обязательное медицинское страхование в РФ.

    Банковское право в системе финансового права. Банковская система России. Правовой статус Банка России.

    Банковский надзор и валютное регулирование в Российской Федерации.

    Понятие предмет, метод валютного права. Общая характеристика валютного законодательства РФ.

    Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации.

    Структура и правовой статус Министерства финансов РФ. Финансовые органы субъектов Российской Федерации.




Top