Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. Виды орнамента местоимение указательное местоимение

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Орнаментально-стилевые особенности восточнославянских рукописей в течение много веков, начиная с XI века и до XVI века, постоянно трансформировались. В. Щепкин обозначил шесть орнаментальных стилей: византийский, тератологический, балканский, нововизантийский, старопечатный и развитый растительный. Орнамент византийского стиля (первая половина XI-XIII веков). Этот орнамент базировался на декоративных мотивах растительного и геометрического орнамента.

В основу византийского растительного орнамента положен рисунок византийского трилистника - лилии, мотив которого появился в IX веке в греческих рукописях.

Не менее выразительным было книжное оформление, исполненное из элементов византийского геометрического орнамента, который состоял из ромбов, треугольников, других геометрических фигур, различных знаков, парных скобок, узоров и плетенок.

Орнамент тератологического стиля (вторая половина XIII-XIV века). Этот орнамент стал главным в книжном искусстве с XIII века, хотя его элементы появились в восточнославянских рукописях еще в XI веке.

Украшения тератологического характера строились на основе слияния изображении чудовищ и декоративных мотивов плетенного и растительного орнамента. Эти элементы, соединены в целостную композицию вставок, инициальных букв и разнообразных обрамлений, создавали фантастические образы.

В XIV веке орнаментовка тератологического характера достигла своего развития. К лучшим искусственно оформленных тератологией рукописей следует отнести Оршинскую Евангелию и Пандекты Антиоха Черноризца, тератологические вставки к которым хорошо раскрашены темно-голубым, зеленым, желтым и вишневым цветами.

Орнамент балканского стиля (конец XIV- первая половина XVI века). Для этого орнамента характерно геометрическое ленточное плетение с элементами стилизованных украшений растительного характера. В XV века он стал главным в украшении украинских книг.

В середине XV века среди книжных украшений плетеного характера ведущее место начали занимать вставки, сделанные в округлых геометрических формах так называемого циркульного, или концентрического, орнамента. Эти геометрические формы напоминали круг, а также цифру „8”. В рукописях XV века, которые дошли до наших дней, встречаются плетеные вставки из концентрических кругов, сделанные на достаточно высоком уровне.

Орнамент нововизантийского стиля (конец XIV-начало XV века). Этот орнамент создан на основе вставок византийских манускриптов X-XII веков, сделан геометрическим орнаментом в соединении с растительно-цветочными мотивами. Ярко раскрашенные декоративные элементы во вставках компоновались с многочисленными перегородками и с творческой манерой отдаленно напоминали технику киевской с перегородками эмали XI века.

Орнамент старопечатного стиля (первая половина XVI- начало XVII века). Этот орнамент создан на основе ксилографических орнаментально-декоративных украшений печатей Ивана Федорова.

Орнамент развитого растительного стиля (конец XV-XVII веков). В украинских рукописях XIV-XV веков растительный орнамент еще занимал незначительное место: упрощенные элементы использовались только для дополнения тератологических и плетеных вставок и инициальных букв. С конца XV-начало XVI веков декор из растительного орнамента значительно усложнился, его элементы начали приближаться к природным формам. Растительные украшения появились на книжных полях, иногда обрамляя текстовые столбцы на страницах. Отечественные мастера книг переняли этот прием оформление книжных разворотов в западноевропейских, чешских и польских искусств.

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы -- листочки, цветы, насекомых, птиц -- с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы -- прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Полоска первого узора возникает в результате повтора одного декоративного элемента, во втором узоре ритмически организовано множество элементов, а третий узор строится на основе повтора одной группы, составленной из четырех элементов. Такую компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент, называют декоративным звеном. Асимметричные декоративные элементы и звенья придают орнаменту динамичность. Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Чаще всего украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутой, ленточной и сетчатой.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Возможны пять основных видов построения замкнутых орнаментов с помощью одной плоскости симметрии; с помощью одной оси симметрии; с помощью одной оси и нескольких плоскостей симметрии; с помощью нескольких осей и плоскостей симметрии; и по принципу свободного ритма. Замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или ее покой

По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения -- эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных симметричных орнаментов.

Наиболее распространенные из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса в одном направлении; в двух направлениях с помощью поперечной плоскости симметрии; в одном направлении с помощью продольной плоскости симметрии; в двух направлениях с помощью продольной и поперечной плоскостей симметрии.

Асимметричный ленточный орнамент строится путем свободного ритмического повтора. Данные композиционные схемы позволяют получить орнаменты с разными статико-динамическими качествами.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограмная система узлов, определяющая расположение, декоративных элементов. Насчитывают пять таких систем: квадратную, прямоугольную, косую параллелограмную, ромбоидальную и треугольную.

Для оформления закладок используют ленточный орнамент.

В закладках мы объединили орнамент, композицию и миниатюру. В каждой закладке присутствует определенная тема. При выполнении книжных закладок были учтены все выше сказанные законы композиции. Каждая закладка состоит из нескольких сюжетных композиций объединенные ленточным орнаментом в виде росписи. После изготовления серий закладок, они были оформлены на отдельном листе.

Экслибрис (с латинского - из книг) развился из надписей, которые указывали в рукописной книге на ее хозяина. Еще на футлярах для сувоев, которые принадлежали египетским фараонам, прикреплялись таблички - титулы. Экслибрис это усовершенствованный титул.

Эксперименты с пространственной геометрией - увлекательное занятие. Изменить пространство можно, и не прибегая к строительным работам. Круги на стене и двери полностью преобразили комнату. Для этого автору интерьера понадобилось несколько банок с краской и знание одного простого правила: темные цвета воспринимаются глазом как более удаленные, а светлые кажутся ближе. Матовая эмульсия Jabot, Dulux, OBI, магазины «Центр Красок», www.ici-dulux.ru. Матовая эмульсия Mouse’s Back и Hardwick White, все - Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Матовая эмульсия Peppermint Pink 17-19P, Amaranth Rose 18-20P, все - Sanderson, шоу-румы Manders.

Обводим контуры

Обводка контуров способна сделать выразительными не только глаза, но и... стены. Этот простой, но «сильнодействующий» прием декораторы используют уже много столетий подряд. Абрис архитектурных элементов, углов, выступов, дверных коробок, плинтусов придает помещению сходство с архитектурным эскизом, вычерченным в натуральную величину, делает его более графичным, ярким и запоминающимся. Помимо стен, так же можно преобразить отдельные предметы интерьера: консоли, столы, абажуры. Cерые стены: матовая эмульсия Elephant’s Breath, Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Красные контуры: матовая эмульсия Poppy, Disigners Guild, компания «Интерия».

Уроки рисования

Если вы хотите украсить стены росписями, но природа не наделила вас даром художника-монументалиста, воспользуйтесь трафаретами (их можно изготовить на заказ в любой из фирм, занимающихся широкоформатной печатью). Помните только, что крупные рисунки и яркие цвета лучше всего смотрятся в хорошо освещенных комнатах. Оранжевая матовая эмульсия Terre D’Egypte, Farrow & Ball, шоу-румы Manders; зеленая матовая эмульсия Borghese Lime, Designers Guild, компания «Интерия».

Смешивайте не только цвета, но и фактуры. Глянцевая полоса на матовой поверхности смотрится ультрасовременно

По пантону

Градиентная покраска, иными словами, плавный переход между двумя и более цветами, - это модный дизайнерский прием. Используя его, вы можете не только создать интересный образ интерьера, но и поиграть с визуальным восприятием пропорций комнаты. Чтобы помещение казалось выше, снизу поместите более насыщенные оттенки, делая их все прозрачнее по мере приближения к потолку. Матовые эмульсии Clock Wise, Palatine, Secret Shell, The Little Greene, шоу-румы Manders.

Северное сияние

Идея для заядлых клабберов. Выкрасьте фрагменты стен в кислотные цвета, используя специальные фосфоресцирующие краски. Такое покрытие аккумулирует свет, а в темноте начинает испус-кать его в виде свечения. Чтобы получившиеся художественные полотна обрели законченный вид, обрамите их молдингом или багетом. Колеровочные составы Ziegelrot, Laubgrun, Orange, Bau Master, www.baumaster.su. Фосфоресцентная краска, Soppec, www.aerozol.biz. Молдинги, гипс, компания Skol, лепная мастерская «Петергоф».

Между прошлым и будущим

Если классический интерьер кажется вам слишком скучным, не спешите сбивать со стен декоративные молдинги и лепнину. Предлагаем более легкий и, главное, эффективный способ «омоложения» интерьера - выкрасить помещение в модный серый цвет. Избежать монотонности помогут нанесенные поверх нейтрального фона яркие разноцветные полосы. Стены: эмульсия Lead Grey, двери: синий цвет, Cook’s Blue, все - Farrow & Ball, шоу-румы Manders, светлый синий 10BB 40/090, коллекция White Dimensions, розовый Sweet Sundae 1, все - Dulux, магазины OBI, «Центр Красок», www.ici-dulux. ru

Недетские игры

Дети любят играть, рисовать и веселиться. В этом они похожи на декораторов. Вслед за автором этой комнаты для мальчика вы тоже можете немного похулиганить: например, вместо изголовья нарисовать на стене прямоугольник контрастного цвета, а заодно подкорректировать силуэт современных настенных часов. Согласитесь, так они выглядят намного веселее. Матовые эмульсии Flame Red и Regal Blue, Crown, магазин «Финские краски».

Хотите оказаться в авангарде интерьерного дизайна? Оклейте стену газетами и покройте ее лаком

Всех к стенке!

Когда б вы знали, из какого сора... создаются порой объекты современного дизайна. Открытки, конфетные фантики, гербарии и даже насекомые - все это отличный отделочный материал для стен. Одно «но» - на его сборы и, главное, развеску могут уйти годы, а вместе с ними и желание довести дело до конца. Чтобы сэкономить ваше время и силы, дизайнеры выпустили готовые обои, имитирующие коллаж из вышеперечисленных объектов, прикрепленных к стене на скотч, кнопки и булавки. Обои из коллекции Pip, Eijfinger, компания «Ампир-Декор».

Пэчворк

Кто сказал, что лоскутными могут быть только одеяла? Пэчворк прекрасно смотрится и на стенах. В ход могут пойти однотонные обои, виниловая плитка или краска. Чтобы избежать излишней пестроты, чередуйте цветные квадраты с белыми. Однотонные обои, подобные можно найти в салонах Lege Alto и салоне DeLuxe Home Сreation.

Зри в корень

Решили собирать домашнюю библиотеку? Похвально! А пока суть да дело, еще не купленные бесценные фолианты можно заменить обоями с их «портретами» в натуральную величину. Чтобы окончательно ввести гостей в заблуждение, оклейте этими обоями не только стены, но и дверь. Подобные обои есть у Fornasetti, салоны Lege Alto, салон DeLuxe Home Сreation, бутик Podium Home Interiors.

Два в одном

Занявшись ремонтом, не спешите покупать комплект одинаковых обоев на всю комнату. Почувствуйте себя художником и подумайте о разных интересных вариантах. А их множество. Можно, к примеру, наклеить всего одну полосу на крашеной стене; чередовать обои с разным рисунком, но одного цвета или, наоборот, использовать обои с одним рисунком, но разного цвета... Есть еще идеи? Желтые и металлизированные обои Moorish Circles, Neisha Crosland, салон DeLuxe Home Creation.

Достойная замена

Стены, обитые тканью жуи или текстилем с орнаментом в стиле шинуазри, бесспорно, смотрятся очень красиво, но стоит такая отделка недешево. Более бюджетный вариант - обои с таким же рисунком. Их можно найти, например, в коллекциях компаний Pierre Frey и Osborne & Little. Обои Palais Chinois, Osborn & Little, салоны Lege Alto, DeLuxe Home Creation, cтудия «Артвилль».

Сделайте мозаику из обоев одной цветовой гаммы, но с разными узорами. Беспроигрышный вариант, подходящий и для классического, и для современного интерьеров, - сочетание черного и белого. Обои в горох, подобные можно найти в салоне DeLuxe Home Creation. Обои с пасторальными сюжетами, Osborne & Little, обои с цветами, подобные есть у Nina Campbell, все - салоны Lege Alto, cтудия «Артвилль».

Ученые доказали, что, если каждые 10 секунд биться головой о стену, сжигается 150 калорий в час

С ног на голову

Не бойтесь экспериментировать. Попробуйте приклеить потолочные панели из полистирола на стену. Акриловая краска модного оттенка подчеркнет текстуру и позволит поиграть с тенями. Приятно, что такой вариант отделки обойдется гораздо дешевле похожих стеновых модулей из дерева, МДФ и кожи. Потолочные панели, компания Isolux Group. Краска Smoke Blue, Farrow & Ball, шоу-румы Manders.

Абстракция

Ваши друзья хвастаются, что бывали в Музее Гуггенхайма и видели Мондриана? Пусть теперь заглянут в вашу ванную! Типичные для этого художника сочетания ярких цветов превосходно работают даже в небольших пространствах. Мозаика, Sicis, салон «ШИК», бутики плитки RIM.ru.

Остаточное явление

У каждого, кто хоть раз делал ремонт, есть коллекция остатков разнокалиберной плитки. Советуем не хранить ее в кладовке, а пустить в дело. Украсьте стену над раковиной в ванной или на кухне оригинальным коллажем. Не бойтесь сочетать плитку разных толщин, размеров и фактур, с рисунком и без. Чтобы не переборщить с цветом, «разбавьте» все это белой плиткой. Цементная, керамическая и стеклянная плитка, все - салон «Грета Вульф», салоны Villeroy & Boch.

Равнение направо?

Пусть вас не удивляет, что плитка на стене этой ванной комнаты уложена в разных направлениях: половина - в горизонтальном, половина - в вертикальном. Будьте уверены, это не ошибка плиточника, а дизайнерский ход, характерный для эпохи ар деко. Настенная плитка Metro, H&E Smith, напольная плитка Natural Finish, керамогранит, H&R Johnson, все - салон The English House Rosbri.

Сам себе дизайнер

Скучный кухонный фартук, выложенный белой мозаикой, можно освежить, не прибегая к оперативным мерам. Вооружитесь специальной краской для керамики и нанесите на плитку узор. Хотите быть неповторимым - закажите плитку по своим эскизам. Это можно сделать в салоне «Грета Вульф». А в компании Dominic Crinson (www.crinson.ru) вам переведут на плитку даже семейные фотографии. Мозаичная плитка Graphic, Rocersa, салон-магазин «Планета плитки», www.planetaplitki.ru, краска по керамике и стеклу, магазин «Передвижник», можно также использовать автомобильную краску в баллоне. Готовую плитку с геометрическим узором можно заказать в компании O-plitka, www.o-plitka.ru

Каменная кладка

Даже в городской квартире можно создать ощущение, что вы находитесь в замке или во дворце. Каменную кладку с рустами вполне заменит плитка с широкими швами или панели МДФ. Этот прием часто используется в оформлении холлов и прихожих. В качестве антуража подойдут светильники в виде уличных фонарей, плитка октагон (см. с. 226) и мебель в готическом духе. Настенная плитка, подобная есть у Viva, бутики плитки RIM.ru. Напольная плитка, Dolomya, салон «Нэксклюзив».

В 1853 году Павел Третьяков решил украсить стены своего дома и купил пару картин. Так родилась известная галерея

Программа «Время»

Наверняка каждый из нас когда-нибудь хоть что-нибудь собирал: статуэтки слоников, утюги, автомобильные номера или, как хозяин этой квартиры, - настенные часы. Все это богатство можно использовать в качестве оформления. Часы с кукушкой и с маятником можно найти в интернет-магазинах www.richtime.ru, www.classic-clock.ru

Королевство зеркал

Мы уже не раз писали о том, что с помощью зеркал можно преобразить даже самый невыразительный интерьер. Повесив зеркала напротив окна, вы убьете сразу двух зайцев: сделаете комнату светлее и украсите стену. Декоративные зеркала, салон «Кутузовский 4», галерея Aurrum. Зеркала на заказ, www.zerkala.ru. Багет на заказ, www.obrami.ru

Стройными рядами

Строгая геометрическая композиция - самый простой и при этом беспроигрышный способ развески картин или любых других произведений искусства. В данном случае речь идет об обложках музыкальных дисков. Ритмичная композиция из одинаковых белых рам, повешенных между ровными рядами вертикальных планок, не смотрится скучно благодаря яркой «подложке». Ее роль исполняет однотонная крашеная стена. Обложки пластинок и дисков можно отсканировать из тематических альбомов, магазины «Республика», магазин «Фаланстер», и напечатать на плотной бумаге, www.fotoproekt.ru. Рамы, IKEA, www. obrami.ru

Половая принадлежность

Мечтаете о шале? Для этого совсем не обязательно покупать дом на склоне Альп. Создать нужную атмосферу можно и в городской квартире. Просто возьмите половую доску (желательно старую) и обшейте ею одну из стен. Как светлая, так и темная древесина будет смотреться в равной степени эффектно. Массивная доска, Magestik Floor, шоу-рум Veranda 7, магазины «Паркет-Холл», компания Trade Forest.

Все в ажуре

Чем дизайнер отличается от обычного человека? Умением смотреть на вещи по-новому и использовать их не по прямому назначению. Свежая идея - декорировать стену фрагментами белых радиаторных решеток с ажурными узорами. Стена, на фоне которой они инсталлируются, естественно, должна быть выкрашена в яркий цвет. Узорные панели, магазины OBI, декоративные радиаторные решетки, www.stroydecor. ru, экраны для каминов, компания Laba, www.laba.ru. Матовая эмульсия для стен Mambo, The Little Greene, шоу-румы Mandres.

Для отделки стен можно использовать двери, оконные рамы, дверцы шкафов и столешницы

Стена кирпичная

С тех пор как голая кирпичная кладка перекочевала из лофтов в обычные квартиры, она горячо любима архитекторами и дизайнерами. Если вам нравится естественный цвет кирпича, покройте его защитным слоем полиуретанового лака или олифой, тогда он не будет «пылить». Либо закатайте стену краской, например серой. В этом сезоне она - на пике популярности. Не забудьте предварительно покрыть поверхность грунтовкой. Краски, Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Краски, Dulux, OBI, «Центр Красок», www.ici-dulux.ru

Наплести с три короба

Стену можно отделать, но еще лучше - сделать. Эта легкая перегородка представляет собой деревянную раму, внутри которой закреплены полосы тонкой фанеры. Такая конструкция не только впечатляюще выглядит, но и частично пропускает свет, что иногда необходимо. Захотите сделать подобное, учтите: вместо фанеры можно использовать натянутую на раму ткань, например грубый холст или плотный шелк. Декоративная березовая фанера, www.fanerra.ru

Архитектон Малевича

Украсьте стену абстрактной композицией в духе авангардистов двадцатых годов. Для этого вам потребуется несколько листов гипсокартона или МДФ. Наклеив квадраты на стену, покрасьте «шедевр» матовой либо глянцевой краской. Если возиться с макетными ножами, клеем и кистью времени нет, закажите готовые стеновые панели с интересным рельефом (например, в компании Ultimathule, www. ultimathule.ru). Гипсокартон и белую краску можно найти на любом строительном рынке, например «РосСтройЭкспо».

День закрытых дверей

Американский философ Ральф Уолдо Эмерсон сказал: «Всякая стена - это дверь». Дизайнеры поняли это по-своему. Не спешите выбрасывать старые двери - они могут стать превосходными стеновыми панелями. Разные формы, цвет и фактура только добавят решению оригинальности. Старые двери стоит искать в домах под снос. Помимо них там, кстати, можно найти еще много чего интересного.

«1.Спишите текст (1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от...»

1.Спишите текст

(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом –своего рода суперобложкой.

(4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками. (5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку –

заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой –

Начало формы

небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц. (По Ю.С. Рябцеву)

2.В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1)

РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4)

ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4)

КРАСНОГО цвета (предложение 7)

НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8)

Начало формы

3.Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

4.В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово.

обработанной

сохранности

придавая

завершался



небольшую

Начало формы

5.Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1).

Конец формы

Начало формы

6.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(за) двумя

Начало формы

7.Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами. Запишите номера этих предложений

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

9.Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8).

Конец формы

Начало формы

10.Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол.

Конец формы

Начало формы

Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.

1) краснее

2) более красный

3) более краснее 4) самый краснейший

Конец формы

Начало формы

11.К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.

требовалось

утверждают

12.В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения.

Начало формы

13.Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).

орнаментальный, украшать, <…>

количество, старинный, <…>

рисунок, изображение, <…>

концовка, инициал, <…>

Конец формы

Похожие работы:

« Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря; Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю уда...»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №49 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Конспект познавательно-исследовательской НОД в подготовительной к школе группе Путешествие в прошлое и настоящее бумаги. Составила воспитатель Юбко И.Н. Проверила старший воспитатель Базарова А.Ю. 2016г. Це...»

«Старицкая средняя школа – старейшая школа России Старицкая средняя школа – старейшая школа России. В этом году ей исполнилось 236 лет. По ее истории можно проследить все основные этапы развития российского образования, в том числе и на Старицкой земле. Начатые Петром I и продолженные Екатериной II реформы в области образования,...»

«Ознакомление с Гжельской керамикой Программное содержание. Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать...»

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.(ОТВЕТЫ) Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 7)? А. Нефертит...»

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.


Top