Сергей колосов муж касаткиной. Биография

—Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» — «Никогда!» — отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». — «Почему же?! — нашлась мама. — Я Сережу буду вспоминать…»

Так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии часто видела его перед собой. Обращалась к Елене — женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало.

Я человек не религиозный, но когда думаешь об их жизни — особенно о том, как они вместе ушли, — невольно начинаешь размышлять, что есть все-таки высшие силы, которые нас ведут.

Приходи ко мне на день рождения!

— Думаю, и встреча их тоже была предопределена. И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в вузе ему не пришлось — ушел на фронт. Сначала воевал в советско-финской войне, а затем в Великой Оте­чественной… И только после победы смог продолжить обучение.

Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года накануне дня ее рождения — где-то в коридоре института — и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, — спустя много лет рассказывал мне отец, — что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета, и пригласил на свидание. Она немного растерялась: надо же какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь, приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и… извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.

Так они и начали дружить. В своих чувствах папа маме долго не признава­лся. Она сама догадалась. Как-то группа студентов ГИТИСа отправилась в Севастополь — выступать. Жили почти без денег, были вечно голодные. И вот идет однажды мама по улице, видит — у ларька, где продают виноград, стоит ее друг Сергей Колосов и пересчитывает копеечки. Решила за ним понаблюдать. А он протягивает продавцу деньги — все, что были на ладони, — и берет маленькую кисточку винограда. Повернулся, увидел ее на другой стороне дороги, обрадовался. Перебежал к ней и, счастливый, протянул только что купленные ягоды. Всю жизнь мама вспоминала эту историю. «Знаешь, — говорила она, — именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!»

Поженились они в 1950-м — через четыре года после знакомства. Мама хотела, чтобы Сергей Николаевич сначала встал на ноги. Еще студентом папа стал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской армии — там потом всю жизнь работала мама. Только начав зарабатывать, родители смогли подумать о свадьбе. Праздничный стол накрыли в квартире у маминых родителей — все без особых излишеств. Ну какие в те годы могли быть роскошные лимузины или рестораны?! К тому же оба — выходцы из дос­таточно скромных семей. Папины родители трудились в одном московском издательстве. Дедушка по материнской линии — на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», бабушка — разнорабочей. Все они были интеллигентами по своей сути, доброжелательными, деликатными.

Сына назвали в честь учителя

— Родители папы ушли из жизни рано, я их и не знал. А вот бабушка и дедушка по маме приняли самое активное участие в моей жизни. Ведь мама все время играла в театре, папа стал режиссером Театра сатиры, а потом перешел на «Мосфильм». Когда он начал снимать фильмы, они с мамой часто вместе уезжали на съемки… Родители и мое-то появление долго не могли себе позволить оттого, что оба много работали. (Смеется.) Решились завести ребенка, только когда стали узнаваемыми, приобрели отдельную квартиру. Маме было тогда 33 года. Она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». А папа ставил спектакли в московских театрах. Уезжая в отпуск — в какой-нибудь санаторий, — родители редко брали меня с собой: все-таки им надо было отдохнуть и подлечиться. Но потом обязательно приезжали на дачу, где мы жили с дедушкой и бабушкой.

Я так ждал их приезда! Мы с папой могли разговаривать часами — я доверял ему все свои тайны, задавал множество вопросов. Любопытный был. А он, кажется, знал обо всем на свете, потому что всегда находил на них ответы. Никаких обид по отношению к родителям у меня не возникало. Комплексовал я только из-за маминой популярности. Идем вместе в магазин, например, а к ней каждую минуту подходят люди: кто-то за автографом, кто-то — чтобы сказать: «Ах, Людмила Ивановна, мне так понравился фильм! Вы моя любимая киноактриса!» Мне все это не нравилось — я стеснялся, что на нас все смотрят.

Родители поддерживали меня во всех творческих начинаниях. Когда я увлекся рисованием, попросили со мной позаниматься прекрасного кинохудожника Ми­­­­­­­­­­хаила Карташова. Обнаружив у меня слух, купили домой пианино и пригласили учителя. Но когда мне надоело играть ненавистные гаммы, я взмолился о пощаде — и они отступили. (Смеется.) К музыке я пришел сам — намного позднее. Видимо, те первые уроки не были напрасными. А еще мама отвела меня в городской Дворец пионеров в студию художественного слова. Как же мне там нравилось! К нам приходили туда великолепные актеры — Сергей Никоненко, Всеволод Абдулов и другие — и столько всего интересного рассказывали о своей профессии. Мама в детстве и сама занималась в такой студии и часто со сцены, да и дома, декламировала стихи. Ее любимой поэтессой была Марина Цветаева. А еще мы с мамой не раз выступали перед гостями нашего дома. Мне было лет 10-11, когда мы вдвоем показали им отрывок из спектакля Театра Советской армии «Укрощение строптивой» — сцену знакомства главных героев. Я изображал Петруччо — на меня надевали большую шляпу, к поясу подвешивали шпагу. А мама в вечернем платье была строптивой Катариной.

«А, котик! Слышал я, вас так зовут?» — произносил я, совсем еще маленький мальчишка, с усмешкой. «Вы глуховаты на ухо, должно быть?! Меня зовут все люди Катариной», — возмущенно отвечала мама. «Ты лжешь. Тебя зовут царапка-котик!..»

Наше выступление после домашнего застолья прошло на бис. (Смеется.) Кстати, этот спектакль в Театре Советской армии поставил режиссер Алексей Попов. Мои родители его боготворили и меня назвали в его честь. Благодаря Алексею Дмитриевичу мама сыграла в юности свои лучшие роли на сцене. А отец на основе спектакля Попова снял фильм «Укрощение строптивой» с мамой в главной роли — и он стал его первым крупным успехом в кино.

Ночь в концлагере

— Еще одно из самых ярких воспоминаний детства: 1965 год, родители впервые взяли меня с собой в киноэкспедицию на съемки фильма «Душечка» в Суздаль. Папа — режиссер, мама играет Ольгу. Я потрясенно смотрел, как она перед кинокамерой плачет. До сих пор я видел маму только в спектаклях. Там все понятно — она играла для зрителей. А тут для кого?! Да так вошла в образ, что слезы по щекам текут! Когда папа сказал: «Стоп, еще дубль!» — я понял, что сейчас будет повтор сцены, и пошел исследовать декорации. И в них обнаружил человека, который лежал, свернувшись калачиком, и сладко спал. Это был Ролан Быков. Он играл в фильме первого мужа Душечки и в ожидании своих эпизодов решил отдохнуть… Я увидел тогда, как на съемках делают дождь: льют на несчастных актеров воду из пожарного брандспойта. В общем, столько открытий для себя сделал! И конечно, мне самому захотелось сниматься в кино. Но стоило только заикнуться об этом — родители тут же заявили: они против. Посчитали, что известность для детской психики вредна. Только уже когда стал взрослым — школу оканчивал, появился в эпизодах нескольких фильмов. Первый раз я возник на экране в папином фильме «Помни имя свое». Это был эпизод без слов. В Крылатском построили несколько бараков концлагеря. И я изображал немецкого солдата-охранника. Стоял с автоматом в каске и шинели, а ветродуй (аппарат такой, похожий на огромный пропеллер) «метель» на меня гнал. Замерз жутко, но вида не показывал. Не хотел подводить папу. Потом за свой съемочный день получил законные три рубля. (Смеется.) Так и попробовал актерскую профессию.

Я считаю, что «Помни имя свое» — один из лучших фильмов моих ро­ди­телей. Мама играла в нем женщину, которая, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким ребенком. Мальчика как своего сына вырастила полька. Только через 25 лет русская мать смогла встретиться со своим уже взрослым сыном. Это, кстати, реальная история.

В работе папа был очень требовательным и даже родную жену не щадил. Некоторые эпизоды снимали в Польше — в настоящем концлагере Освенцим. И там он потребовал, чтобы мама переночевала в бараке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене — когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. И отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась. Но спать не смогла. Ночью в одиночестве перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей и представляла себе этих малышей…

Когда отец брался за историческую картину, достоверность для него была на первом месте. Он добивался правды во всем: в декорациях, в костюмах, в эмоциях актеров. И всегда перед мамой ставил сложные задачи, не делал никаких скидок. А она мужественно все исполняла. Осознавала: раз Колосов просит — значит, это нужно для результата.

Доверчивая вне сцены

— Если на съемках ведущим был папа, то дома главную роль он уступал маме. Впрочем, поскольку она была слишком занята, то готовила, например, редко. И всю жизнь нанимала домработниц, чтобы поддерживали в доме порядок. Бывало, что ошибалась в них. Ее обманывали, обсчитывали. А одна женщина, когда никого не было дома, вынесла все золотые украшения родителей. Но мама не стала заявлять в милицию: пожалела ту деревенскую бабу, да и огласки публичной не хотела. Эта же ситуация повторилась и в последние два года жизни мамы. Наша домработница, которая за ней ухаживала, оказалась мошенницей. И тут уже я не стал подавать официаль­ное заявление, чтобы имя родителей не трепали некоторые желтые издания. Мама вообще была человеком доверчивым. Но при этом достаточно жестким и принципиальным. В театральных коллективах часто возникают интриги, «дружбы против» — мама никогда в этом не участвовала. Если что-то ей не нравилось, предпочитала все с достоинством сказать человеку в глаза, не держала негатива за пазухой. За это все ее уважали.

А эмоции она несла домой и только тогда выплескивала. Могла под горячую руку с отцом поссориться. Но он все понимал и старался вернуть ей хорошее настроение. Подойдет, обнимет, поцелует и успокоит. Папа мамой очень дорожил.

Внучки называли Люлей

Пока Земля еще вертится,


Пока еще ярок свет,


Господи, дай же ты каждому,


Чего у него нет.

— Эту песню Булата Окуджавы «Молитва» родители часто пели в компаниях. Поэтому, когда в позапрошлом году на сцене Театра Российской армии отмечали 85-летний юбилей мамы, я решил исполнить именно «Молитву». Родителям нравилось то, чем я стал заниматься по жизни — музыкой. В старших классах у меня ухудшилось зрение. Пришлось даже делать операцию, чтобы остановить процесс. Я даже как-то растерялся: чем же мне заниматься после школы? Не знал, куда поступать. Мама посоветовала журфак МГУ: и высшее гуманитарное образование будет, и разностороннее развитие. К третьему курсу я понял, чего хочу на самом деле. Я был увлечен джазовой музыкой, да так, что поступил на заочное отделение в Музыкальное училище имени Гнесиных. Джаз поначалу был ей не очень близок. Но ее отношение к этой музыке сильно изменилось после того, как она побывала вместе со мной на концертах знаменитого варшавского фестиваля «Джаз-джембори» в 1979 году. Кстати, мама повезла меня на этот фестиваль, разумеется, по моей просьбе. С того времени она тоже заболела джазом. (Смеется.) А со временем стала поклонницей того, что я делаю на сцене. Ходила на мои концерты, слушала дома мою музыку. Свой новый альбом я записал в начале этого года в Осло (Норвегия) с участием всемирно известного джазового скрипача Михала Урбаника. Я посвятил его родителям. Только они, к сожалению, его так и не успели послушать…

Пригодились мои способности и па­пе. Он приглашал меня писать музыку для своих фильмов: «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю». Это не было, как говорят, по блату. Если бы моему принципиальному и требовательному отцу не нравилось то, что я делаю, он отказался бы от моей музыки, несмотря на родительскую любовь. Он работал с прославленными композиторами: Альфредом Шнитке, Алексеем Рыбниковым, Юрием Саульским. Так что, работая, я понимал, что должен сделать как минимум не хуже.

И вот на тот мамин юбилей я вышел на сцену вместе со своей девятилетней дочкой Аней. Мама не ожидала — это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у мамы, которая сидела в кресле на сцене, заблестели от слез…

Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не бабушкой, а Люлей. (Смеется.) Старшую дочь, от первого брака, я назвал в честь мамы — Людмилой. Но больше похожей на нее получилась младшая, Анечка. Она тоже у нас артистическая натура: танцует, поет, очень хорошо рисует, занимается в музыкальной школе.

С мужем попрощалась наедине

— Папа превращал дни рождения мамы в праздники. Если не получалось отметить торжество в ресторане, созывал друзей домой. За столом собирались только самые близкие. Приходили и драматург Леонид Зорин, и актриса Людмила Иванова с мужем — бардом Валерием Миляевым, и коллеги по Театру Российской армии… Пели, аккомпанируя на пианино и на гитаре. Мама и папа читали стихи. Я любил эти вечера: такая возникала удивительная праздничная атмосфера­!

В прошлом году 86-летие мамы па­па решил отметить в ресторане. Но в самый разгар праздника он вдруг схватился за серд­це. Вызвали скорую. У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга, — микроинсульты. Но до сих пор Бог миловал… На этот раз он уже не поднялся. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от волнения обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату — навещала его. Сидела целыми днями рядом…

В последний раз мама вышла на сцену Театра Российской армии перед закрытием театрального сезона — 29 июня прошлого года в спектакле, который поставил специально для нее папа: «Странная миссис Сэвидж». Зрители не догадывались, как тяжело маме было играть. Подводила память, она забывала слова. Но помогали актеры рядом — незаметно для публики подсказывали ей. Мама сильная была, волевая, доиграла спектакль до конца. Когда вышла на поклон, зрители устроили овации!

После спектакля мама сказала: «Все лето буду готовиться к новому театральному сезону». Это был бы ее юбилейный, 65-й сезон на сцене Театра Российской армии. Но наступила осень — и мама попала в больницу. Как оказалось, в последний раз…

Отец накануне смерти мне приснился — такой здоровый, улыбающийся. Я удивился и обрадовался: он здоров — от болезней ни следа не осталось. А когда открыл глаза утром, не сразу поверил, что это был всего лишь сон…

В тот же день папы не стало. Об этом я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе она догадывалась. В день похорон мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Беззащитная… О чем она думала в тот момент? Что мысленно обещала? Не знаю. Вслух не было произнесено ни слова. Мама наклонилась, поцеловала, постояла еще немножко рядом. Повернулась и медленно пошла прочь.

Через неделю во сне я увидел маму — веселая, здоровая: смотрит на меня, смеется. Совсем как папа в моем прошлом сне…

Образование: в 1952 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа

Карьера: с 1948 по 1951 год — ассистент режиссера в Театре Советской армии. С 1952 по 1955 год — режиссер Театра сатиры. Снял более 20 фильмов, среди которых: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Душечка» и другие. Преподавал на режиссерском факультете ВГИКа

Звания и награды: лауреат премии Ленинского комсомола (1968) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976), народный артист СССР (1988)

Семья: сын — Алексей Колосов (53 года), музыкант, композитор и радиоведущий; внучки — Людмила (27 лет), окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и Анна (11 лет)

Карьера: с 1947 по 2012 год — актриса театра Российской армии (ранее — Театр Советской армии). В кино с 1954 года («Укротительница тигров»). Снялась более чем в 30 фильмах, среди которых: «Большая перемена», «Принцесса цирка», «Яды, или Всемирная история отравлений»

Звания и награды: народная артистка СССР (1975), лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых (1976), кавалер ордена Ленина (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), III степени (2005) и II степени (2010)

Людмила Касаткина - одна из самых известных народных актрис СССР. Популярность к ней пришла после первой картины под названием «Укротительница тигров». Актриса стала известной благодаря и другим картинам, таким как «Принцесса цирка» и «Большая перемена».

Биография

Биография и личная жизнь Людмилы Касаткиной начинается с того, что она родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село, которое на тот момент находилось в Смоленской губернии. В скором времени родителям Людмилы - Варваре Николаевне и Ивану Алексеевичу Касаткиным - пришлось в срочном порядке переехать в столицу. После переезда в Москву Люда уже с малых лет проявляла свой талант. Лучше всего у нее получались танцевальные элементы, из-за чего родители отдали ее на хореографическую студию известной академии имени С. Т. Шацкого.

Свою творческую карьеру будущая актриса начинала как балерина. Примерно в 11 лет Людмила Касаткина завоевывала сердца зрителей на большой сцене, но травма, полученная в 14 лет, навсегда перечеркнула карьеру и мечту о профессиональном балете. После этого Касаткина долго думала о своем будущем и спустя некоторое время решила расстаться с драматургией и пойти в театр.

Молодость Касаткиной

После окончания средней образовательной школы биография и личная жизнь Людмилы Касаткиной ушла в «правильную» сторону и она твердо решила поступать в театральный институт. Выбор пал на государственный институт театрального искусства, куда Касаткина поступила без особых проблем. Она проявила себя очень талантливой абитуриенткой и после сдачи всех экзаменов была зачислена в труппу Театра Советской армии. Там Людмила Ивановна и проработала всю свою жизнь, получив звание профессора и преподавая нынешнему поколению актерское мастерство. Самые популярные роли пришлись на классические постановки, например, «Укрощение строптивой» или «Шарады Бродвея».

Фильмы

Дебют актрисы Касаткиной произошел в 1954 году, когда на кураже театральных успехов ее пригласили сняться в кино. Первым фильмом, в котором снялась Людмила, стала романтическая картина «Укротительница тигров». Как было сказано ранее, эта картина принесла ей небывалый успех, потому что режиссер доверил играть главную роль. Завоевать популярность помог ее компаньон Павел Кадочников, который сыграл второго главного персонажа.

«Укротительница тигров»

После выхода картины в прокат на Людмилу Касаткину обрушилось множество суждений. Ей дали прозвище «пигалица», что означает маленькая птица. Зрители и журналисты объясняли это тем, что у Касаткиной была своеобразная внешность. Рост актрисы составлял 159 см при маленьком весе и миниатюрной фигуре.В биографии и личной жизни Людмилы Касаткиной фото ее миниатюрной фигуры демонстрируется и обсуждается не один раз.

Если посмотреть название фильма, то сразу становится ясен сюжет этой картины. Но изначальный сценарий не подразумевал взаимодействие Касаткиной и тигров. Все действия с агрессивными животными должна была выполнять профессиональная работница циркового искусства Маргарита Назарова.

При монтаже фильма режиссеры стали замечать, что отсутствие главной героини плохо сказывается на общей картинке фильма и срочно нужно отснять несколько кадров с участием Касаткиной. После этого Людмиле все же пришлось с глазу на глаз пообщаться с тиграми. Впоследствии разработчики фильма рассказывали, что Касаткина настолько вошла в образ, что после окончания съемок картинки один из самых известных советских дрессировщиков на полном серьезе приглашал Людмилу поработать в цирке.

Биография и личная жизнь актрисы Людмилы Касаткиной невероятно интересны. После успешной картины ее популярность стремительно поднялась - она снялась в фильме «Медовый месяц» и различных военных драмах, которые в то время были очень актуальны. Более значимая слава пришла к Касаткиной после фильма «Укрощение строптивой», в которой она снялась совместно с известным режиссером и будущим мужем - Сергеем Колосовым.

Успех

После череды удачных работ Людмилы Касаткиной советский народ увидел первый многосерийный фильм под названием «Вызываем огонь на себя». Эта картина стала ярким доказательством того факта, что культура и киноискусство - неразлучные вещи, которые прекрасно дополняют друг друга во всех сферах. Стоит отметить тот факт, что главная героиня сериала Анна Морозова, роль которой и сыграла Людмила Касаткина, в военное время была партизанкой и посмертно удостоена гордого звания Героя Советского Союза.

В 60-е и 70-е годы Людмилу Ивановну приглашали сниматься в большом количестве разнообразных картин. Именно поэтому в глазах зрителя Касаткина всегда появлялась разной. Единственное, в чем были похожи героини - это несомненное лидерство и гордость за себя и партнеров. Биография, фильмография и личная жизнь Людмилы Касаткиной в 80-е годы выходят на новый уровень. Количество фильмов, где снималась Касаткина, значительно уменьшилось. Вместе с этим четыре полнометражных картины с участием талантливой актрисы попали в золотой фонд классического советского кино, что на тот момент являлось очень престижным.

Людмила Касаткина на закате карьеры

В биографии личная жизнь и фильмы актрисы Людмилы Касаткиной неразрывно связаны. Было ясно, что до конца своих дней она останется верна своей прекрасной профессии. В последние годы 20-века она снималась в комедийных картинах «Потерянные в раю», «Яды» или «Ищу невесту без приданого». Несмотря на возраст, режиссеры давали ей не второстепенные, а только главные роли.

У Людмилы Касаткиной был прекрасный, милый и чарующий голос. Абсолютно каждый ребенок узнал бы его, благодаря фильму «Маугли», в котором актриса просто на фантастическом уровне смогла озвучить пантеру Багиру. Голос был настолько идеальным, что режиссеры доверяли ей эту роль в пяти сериях данного мультфильма.

Томный и мелодичный голос показался советским режиссерам настолько прекрасным, что все серии перебили даже оригинал зарубежной картины. Все потому, что у Киплинга пантера Багира - это самец, лучший друг, защитник и учитель Маугли. В советском мультфильме было немножко наоборот, что и помогло создать образ, превзошедший оригинал. Помимо мультфильмов, Людмила Касаткина озвучивала роль главной героини в картине «Двенадцать месяцев» и роль служанки в мультипликационном фильме «Последняя невеста Змея Горыныча».

Биография, личная жизнь и фильмы Людмилы Касаткиной гласят о том, что она была не только хорошей актрисой, но и отличным учителем, который с радостью делился своими знаниями и актерским мастерством со всеми неравнодушными людьми. В 1979 вместе с любимым мужем актриса большими усилиями на базе Государственного Института Театрального Искусства смогла создать актерскую мастерскую, которая просуществовала там 12 лет. Эта прекрасная комната подарила профессиональной театральной сцене много талантливых, молодых и целеустремленных людей, которых на протяжении многих лет развивала Людмила Касаткина.

Личная жизнь

Со своим мужем, известным режиссером Сергеем Колосовым, Людмила Касаткина познакомилась в Театре Советской армии, где она, как было сказано ранее, работала практически всю свою жизнь. У них сложился крепкий и надежный союз, свои отношения семья никогда не выставляла напоказ. Помимо взаимопонимания в семье у них сложился и прекрасный творческий дуэт на сцене. Любви Сергея и Людмилы восхищался каждый, кто знал их, и называл их любовную биографию самой прекрасной на свете.

У них сложился не только крепкий семейный союз, о котором, в отличие от многих коллег, никогда не ходило никаких слухов и пересудов, но и замечательный творческий дуэт. Об этой паре говорили с восхищением, называя их совместную биографию историей любви длиною в жизнь.

Сергей Колосов и Людмила Касаткина за время совместной творческой работы создали 12 картин, определенная часть которых попала в фонд классики кино. При этом они всегда указывали, что фильм был создан вместе.

Людмила Касаткина и Сергей Колосов

В биографии и личной жизни Людмилы Касаткиной дети всегда занимали важное место. Именно поэтому она подарила мужу сына Алексея. Он не пошел по стопам родителей и не стал актером, но творческий потенциал никуда от него не делся. На данный момент Леша является руководителем известного джаз-коллектива «Аура». Помимо этого Колосов-младший не раз писал саундтреки к фильмам своего отца и неоднократно вел передачи о музыке на радиостанции «Русское Радио». Интересно, что свою первую дочь Алексей называл в честь мамы - Людмила, а в 2001 году у Колосова младшего родилась вторая дочь, которую назвали Анной.

Смерть

Последние месяцы жизни Людмила Касаткина было тяжело больна и страдала от болезни Альцгеймера, которая ухудшала ее состояние с каждым днем. Она жила в специальной больнице, где врачи оказывали ей прекрасный уход. Но смерть любимого мужа сильно повлияла на известную актрису и спустя 11 дней, 22 февраля 2012 года, ее тоже не стало.

Людмила Касаткина – знаменитая актриса, народная артистка СССР, прославившаяся сразу же после дебютной картины «Укротительница тигров», а также знаменитая по популярным советским фильмам «Вызываем огонь на себя», и «Принцесса цирка».

Людмила Касаткина родилась в деревеньке Новое Село Смоленской губернии, но вскоре родители будущей актрисы - Иван Алексеевич и Варвара Николаевна - переехали в столицу. В Москве Люда рано проявила танцевальные способности, благодаря чему попала на хореографическое отделение в престижную оперную студию имени Шацкого.

Творческую биографию Людмила Касаткина начала как балерина. В 11 лет девочка уже выходила на большую сцену, но из-за обидной травмы Касаткиной через 3 года пришлось расстаться с мечтой о профессиональном балете. Только после этого Людмила задумалась о том, чтобы переквалифицироваться в драматическую театральную актрису, а затем и в киноактрису.


После окончания школы Людмила поступила в ГИТИС, отлично проявила себя как драматическая актриса и была зачислена в труппу Центрального театра советской (позднее - российской) армии, где проработала до конца своей жизни. Наиболее знаменитые театральные роли актрисы пришлись на классику - «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой».

В 21-ом веке Людмила Касаткина получила ученое звание профессора и преподавала в родном ГИТИСе актерское мастерство.

Фильмы

Дебют Людмилы Касаткиной в кино случился в 1954 году, когда актриса уже стала известна в театральных кругах. В романтической комедии «Укротительница тигров» ей доверили играть главную героиню Лену Воронцову. Другой звездой картины стал уже завоевавший преданность зрителей .


Образ Людмилы Касаткиной в этой картине зрители и критики охарактеризовали как «пигалица», потом это прозвище подхватили и журналисты, но называли актрису уже «знаменитой пигалицей». Главную роль здесь сыграла внешность артистки. Рост Людмилы Касаткиной – только 159 см, вес соответствующий, фигура миниатюрная.

При съемках этой картины Касаткина не должна была взаимодействовать с животными, так как актрису подменяла дублерша – профессиональная артистка цирка , снявшаяся впоследствии в «Полосатом рейсе». Но при монтаже стало ясно, что «картинка не идет», нужна хотя бы пара кадров главной актрисы вместе с хищниками. И Людмиле пришлось войти в клетку. Ходят слухи, будто Людмила настолько вошла в образ, что после завершения съемок дрессировщик Борис Эдер на полном серьезе предложил Касаткиной перейти в команду дрессировщиков и стать циркачкой.


Вскоре актриса участвовала в съемках мелодрамы «Медовый месяц», военной драмы «По ту сторону» и других фильмов. Новый виток признания пришел после роли Катарины в экранизации шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Фильм стал первой совместной работой Людмилы Касаткиной и режиссера Сергея Колосова.

Через три года появилась следующая картина дуэта - первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя». Этот фильм стал доказательством того, как культура и кинематограф влияют на жизни отдельных людей. Примечательно, что героиня Людмилы, реально существовавшая партизанка Анна Морозова, после выхода фильма на экраны была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

В течение 60-70-х годов Людмила Касаткина снималась много и всегда в очень разных ролях. Можно сказать, что актриса создавала каждый раз противоположные образы. Единственное, что объединяло этих женщин – лидерство в коллективе и внутренняя честь. В 80-е годы актриса поучаствовала только в 4-х картинах, а две из них, мюзикл «Принцесса цирка» и социальная драма «Дороги Анны Фирлинг», попали в золотой фонд классики советского кино.


Почти до самого конца жизни актриса оставалась преданна собственной профессии. В последнее десятилетие она снималась в комедиях «Яды, или Всемирная история отравлений», «Потерянные в раю» и «Ищу невесту без приданого». Причем это были не эпизоды или малозначительные персонажи, а именно главные роли.

Вероятно, чарующий томный голос Людмилы Касаткиной хорошо знаком даже детям, которые с удовольствием смотрят старый советский мультик « », где актриса гениально озвучила пантеру Багиру. Актриса озвучила эту роль в пяти мультфильмах серии.

Томный «мурлыкающий» голос актрисы показался режиссерам настолько подходящим образу пантеры, что советские мультфильмы пошли против литературного оригинала. У пантера Багира – самец, доблестный воин, друг и старший наставник Маугли. Об этом говорит и имя персонажа, в Индии Багира – только мужское имя.


Кроме того, актриса озвучила роль Падчерицы в мультфильме «Двенадцать месяцев» и роль служанки Змея Горыныча в «Последней невесте Змея Горыныча».

Людмила Касаткина также с радостью делилась собственными знаниями и актерскими премудростями. В 1979 году вместе с мужем актриса создала на актерском факультете ГИТИСа творческую мастерскую, которая просуществовала 12 лет. Эта мастерская подарила профессиональной сцене десятки молодых интересных актеров, таланты которых заметила и развила Людмила Касаткина.

Личная жизнь

Со своим супругом, режиссером Сергеем Колосовым, актриса познакомилась в театре Советской армии. У них сложился не только крепкий семейный союз, о котором, в отличие от многих коллег, никогда не ходило никаких слухов и пересудов, но и замечательный творческий дуэт. Об этой паре говорили с восхищением, называя их совместную биографию историей любви длиною в жизнь.

Колосов и Касаткина вместе создали 12 киношедевров, и нельзя сказать, кто же из супругов дал кинематографу больше – он или она. Правильно говорить именно о совместном плодотворном творчестве.


В браке у Людмилы и Сергея родился сын Алексей. Кино его не заинтересовало, но творческий потенциал в Колосове-младшем тоже дал о себе знать. Алексей является джазменом и руководителем собственного джаз-бэнда «Аура». Кроме того, как композитор он написал музыку для нескольких фильмов отца и длительное время вел цикл передач о джазе на «Русском радио».

Кстати, свою первую дочь Алексей назвал в честь ее бабушки – Людмилой. В 2001 году у Алексея родилась вторая дочь, которую назвали Анной.

Смерть

Последнее время Людмила Касаткина страдала от болезни Альцгеймера, полгода жила в больнице, где ей оказывали специальный уход. Но смерть любимого супруга подкосила легендарную актрису, и Касаткина пережила Колосова всего на 11 дней, на 87-м году жизни. Причиной смерти актрисы была названа длительная болезнь.


Поклонники простились с любимой актрисой и народной артисткой СССР 28 февраля в Центральном театре Российской Армии в Москве.

Похоронили Людмилу Ивановну с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа. При этом похороны артистки прошли с воинскими почестями.

Фильмография

  • 1954 - «Укротительница тигров»
  • 1956 - «Медовый месяц»
  • 1958 - «По ту сторону»
  • 1961 - «Укрощение строптивой»
  • 1964 - «Вызываем огонь на себя»
  • 1966 - «Душечка»
  • 1972 - «Большая перемена»
  • 1982 - «Принцесса цирка»
  • 2001 - «Яды, или Всемирная история отравлений»
  • 2006 - «Потерянные в раю»

Это была одна из редких пар в российском кино – актриса Людмила Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов. Они прожили долгую счастливую жизнь в кинематографе и в буквальном смысле не могли жить друг без друга. Людмила Ивановна умерла на 87-м году жизни, вслед за мужем, которого пережила всего лишь на одиннадцать дней. Об их страданиях и об их счастливой любви репортеру рассказали сын этой замечательной пары Алексей и его жена.

Из-за февральских праздников похороны Людмилы Касаткиной пришлось отложить на несколько дней. Мне удалось поговорить с родными актрисы еще до прощания с ней. И вот я дома у сына Касаткиной – Алексея. Их почти враз осиротевшая семья в полном сборе – сын актрисы Алексей, его жена Светлана и их 11-летняя дочка Аня. Почти непрерывно раздаются звонки – коллеги и друзья выражают сочувствие. Пока Алексей говорит по телефону, невестка Людмилы Касаткиной приглашает меня на кухню. Мы разговариваем почти шепотом. Она рассказывает обо всем, что семье пришлось пережить за последнее время.

– Все началось 15 мая прошлого года, когда мы в ресторане отмечали 86-летие мамы (именно так Светлана называет свою свекровь. – Авт.). Сергею Николаевичу стало плохо, и его на скорой помощи увезли в ЦКБ. Тогда мы не знали, что он оттуда уже не выйдет, хотя его состояние давно вызывало тревогу. На его 90-летие все близкие и друзья приехали его поздравить. Были букеты от Карена Шахназарова, от коллег с «Мосфильма». Но многого он уже просто не понял, некоторых людей даже не узнал. А вот сына Алешу и внучку Аню до последнего узнавал. Младшую внучку он очень любил и до последних дней беспокоился о ней: «Она так быстро растет, она такая общительная, вы следите за ней!»

У Сергея Колосова были проблемы с сосудами, и в больнице его состояние ухудшалось день ото дня, иногда он целые недели проводил в забытьи. А в конце июня прошлого года в соседнюю палату поместили и супругу режиссера. Она уже не раз лежала в ЦКБ с бронхиальной астмой и другими заболеваниями. Актриса к тому же страдала страшным недугом – болезнью Альцгеймера. Память у нее стала просто пропадать, она могла не помнить, что с ней было пятнадцать минут назад. Последний спектакль актрисы в Театре Российской армии родственники вспоминают с ужасом.

– Это не поддается описанию! – говорит невестка актрисы. – Она плохо себя чувствовала, практически задыхалась. Мы привели ее в театр буквально на руках.

Ее гримерный столик был уставлен лекарствами – кислородом, ингаляторами, таблетками… Периодически Людмила Ивановна говорила: «Не буду играть!» Но все-таки вышла на сцену, где ей нужно было петь и танцевать!

Больная актриса, у которой уже давно установлен кардиостимулятор, отыграла свой последний спектакль до конца. И, о чудо, зарядившись любовью зрителей, она три дня чувствовала себя почти нормально. А потом снова попала в отделение пульмонологии ЦКБ с обострением бронхиальной астмы. Но теперь Людмила Ивановна почувствовала неладное и решила написать завещание.

– Она нам сказала: «Я уже понимаю, к чему дело идет. Не хочу, чтобы, как в случае с моей подругой Натальей Дуровой, были какие-то прения из-за наследства», – вспоминают Колосовы. – Мы, конечно, сначала отмахивались: «Что вы, мама, да бросьте, столько раз выкарабкивались и сейчас выкарабкаетесь!» Но она настоятельно попросила привести нотариуса. Она обозначила все четко: Алеша – ее единственный наследник. В жизни Людмилы Ивановны было столько приживалок и воровок, которые просто обворовывали ее! – вздыхает невестка актрисы. – Последняя домработница вынесла практически все золотые украшения. Людмила Ивановна это не сразу заметила. Милицию мы не стали вызывать, и эта женщина скрылась. Нужно было писать официальное заявление, но если б мы это сделали, имя Касаткиной в связи с этим стали бы трепать на каждом углу. Нам этого не хотелось…

К счастью, после этого случая семье удалось оты-скать другую, порядочную сиделку. Елена из Мурманска все эти месяцы мужественно ухаживала за престарелыми больными супругами. Она жила с ними в больнице, и это освобождало родственников от необходимости круглосуточно сидеть у постели больных.

– Это была большая помощь, учитывая тот факт, что у меня самой отец перенес инсульт, он не может ходить, а брат – инвалид второй группы, страдает ДЦП, да еще больная мать, – объясняет Светлана Колосова. – Да, мы не могли все время проводить в больнице, но нашлись люди, которые осудили нас за это.

И даже создали Общественный совет по спасению Людмилы Касаткиной! Я сейчас говорю об одной женщине и ее муже. Эту м олодую женщину Людмила Ивановна опекала, помогла ей стать актрисой. Та по доверенности получала за нее зарплату в театре. А в последние дни они с мужем очень активизировались, пытались всеми силами проникнуть в больницу к Касаткиной.

Зачем? Видимо, хотели что-то выпросить, а может, даже подписать какие-то бумаги. К счастью, они не успели этого сделать.
В последние дни Людмила Ивановна и Сергей Николаевич уже не могли видеться. Колосов находился в коме, но, видимо, душа его пребывала рядом с женой, потому что, к ужасу сиделки, актриса все время разговаривала с ним.

– Она чувствовала, что муж умирает, видела его, звала. Сиделка говорит: «У меня волосы дыбом вставали», – вспоминают родственники. – Людмила Ивановна тянула руки и говорила: «Сереженька, ну что ты вечно молчишь, ну ты можешь хоть что-то сказать? Что ты там шепчешь, ты же знаешь, я плохо слышу». Аж мурашки бежали по телу! Нам казалось, что она говорила в пустоту, а она будто видела мужа, и они общались.

Когда Сергей Николаевич умер, стало понятно, что Людмила Ивановна не в состоянии присутствовать на похоронах. Для нее решили организовать отдельное прощание. Но вопреки слухам, ее к гробу мужа не привозили в инвалидной коляске. Она дошла сама, перед этим сделала тщательный макияж, прическу и маникюр. Даже этот тяжелый час она встретила достойно и держалась мужественно – не билась в истерике.

– После прощания с Сергеем Николаевичем Людмила Ивановна находилась в тяжелом состоянии. Не знаем, осознавала ли она себя. Она часто разговаривала с умершим мужем, – говорит Светлана Колосова. – По словам сиделки, ее последними связными словами было тоже обращение к мужу: «Сереженька, сдвинь наши кровати, соедини их воедино». А потом наступило резкое ухудшение. Мы знали, что у нее еще и онкология, поэтому не ждали из больницы добрых вестей. Понимали, что это последние дни… А к врачам мы не имеем никаких претензий. Если бы последние полгода родители провели не в больнице, они бы умерли гораздо раньше.

…Алексей Колосов родился в большой любви. Шестьдесят лет Сергей Колосов и Людмила Касаткина прожили вместе!

– Между ними существовала особая духовная связь, постоянная необходимость друг в друге, – говорит сын актрисы. – Думаю, она и привела к тому, что мама после смерти отца так быстро ушла. Неправда, что папа много снимал ее в своих фильмах. Он строго подходил к отбору актеров. А мама была готова на все ради своих ролей – и прыгала с поезда беременная, и в клетку к тиграм входила, и доводила себя до истощения, ночевала в бараке, когда играла заключенную.

Их единственный сын Алексей родился в 1958 году. Его воспитывала бабушка по материнской линии, и благодаря этому Касаткина могла продолжать много сниматься.

– Когда мне было неполных 14 лет, я начал стремительно терять зрение, – вспоминает Алексей. – Мне сделали очень тяжелую нейрохирургическую операцию. После этого я был совершенно выбит из колеи. Слава Богу, не потерял зрение полностью. В этот период я начал увлекаться музыкой, потому что больше воспринимал мир слухом. Слушал западное радио, освоил гитару.

Правда, родители настояли на том, чтобы я получил серьезное образование, и сначала я закончил факультет журналистики МГУ. Но постепенно все равно пришел к музыке.

Когда сын женился, Касаткина и Колосов разменяли свою большую квартиру на две поменьше, в одном подъезде. Но, несмотря на рождение дочери Людмилы, первая семья Алексея распалась. Людмила Ивановна очень переживала, что он живет один. И сама подыскала ему супругу.

– Я работала вместе с Людмилой Ивановной, а она познакомила меня с Алексеем, – говорит Светлана Колосова. – Четыре года нам с Алешей понадобилось, чтобы понять: нам нужно жить вместе. Такой же долгий досвадебный период был и у Колосова с Касаткиной. Так что мы повторили их судьбу.

…Сейчас в семье сына Касаткиной стараются больше говорить не о последних тяжелых днях родителей, а вспоминать, как они были счастливы друг с другом. И в самом деле, это была удивительная пара…

Справка

Людмила Касаткина родилась в 1925 году. После окончания ГИТИСа в 1947 году ее приняли в Театр Красной армии, где она проработала всю жизнь. Первая известность к актрисе пришла после выхода фильмов «Укротительница тигров» и «Медовый месяц», где ее партнером был Павел Кадочников. Он трогательно ухаживал за Касаткиной, но она уже связала свою жизнь с Колосовым.

Сергей Колосов родился в 1921 году, прошел две войны. Среди известных его фильмов – «Укрощение строптивой», «Душечка», «Помни имя свое», «Мать Мария». Во всех снималась Людмила Касаткина. Всего же он снял ее в 11 фильмах.

Алексей Колосов родился в 1958 году. Окончил факультет журналистики МГУ, Училище им. Гнесиных. Он сочиняет музыку, занимается джазом, ведет свою программу на радио.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Касаткиной Людмилы Ивановны

Касаткина Людмила Ивановна – советская и российская актриса театра и кино.

Детство

Людмила Касаткина родилась 15.05.1925 в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье Ивана Алексеевича и Варвары Николаевны. Вскоре родители вместе с дочерью переехали в Москву. Родители стремились воспитать свою дочку настоящим человеком – доброй, отзывчивой, справедливой. Показательна одна история, рассказанная Людмилой Касаткиной: «Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: «У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная». Вот тогда моя мамочка впервые в жизни ударила меня по щеке, наотмашь. «Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты дрянь!» .

С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Уже в одиннадцать лет девочка начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии Людмила проучилась четыре года, она подавала большие надежды. И все же с мечтой о балете пришлось распрощаться. Однажды прямо в танцклассе ей стало плохо. Врачи, обследовав девочку, поставили неутешительный диагноз: малокровие. Дальнейшие занятия балетом ей были противопоказаны.

ГИТИС

Не став балериной, Касаткина решила попробовать стать актрисой. В 1943 году она подала документы на актерский факультет ГИТИСа. Правда, особых надежд Людмила не питала, поскольку считала себя девушкой некрасивой да еще маленького роста (всего лишь 159 сантиметров). Но ее педагог А.Г. Бовшек перед экзаменами поддержала свою ученицу: «Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Всего 155 сантиметров! Аполлон Бельведерский – 165! Так что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!» .

На вступительных экзаменах Людмила прекрасно прочитала «Итальянскую сказку» . Читала она так страстно, что кое-кто в приемной комиссии украдкой вытирал слезу. Судьба Касаткиной была решена...

В ГИТИСе Людмила Касаткина нашла и свою любовь. Ее избранником стал Сергей Колосов, который поступил на режиссерский факультет института еще в 1939 году. Однако война помешала ему продолжить обучение, и Колосов ушел на фронт. В 1946 году он восстановился в ГИТИСе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Познакомились они, когда Касаткина училась на четвертом курсе. Она вспоминала: «Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике: «Вот, познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения». «А можно мне сегодня зайти вас поздравить?» – спросил он робко. «Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартира 50». И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: «Тут такой нет». Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: «Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему». И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников» .

Свадьбу Сергей Колосов и Людмила Касаткина сыграли через несколько лет после окончания института – в 1950 году.

Театр

Окончив в 1947 ГИТИС, Людмила Касаткина была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь – веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Ее амплуа тогда было лирико-комедийным. Видимо, поэтому, когда режиссер театра А.Д. Попов предложил ей роль Оксаны в пьесе М. Алигер «Первый гром», Касаткина расплакалась. Она посчитала, что не сможет справиться с такой серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат удивил всех, кто до этого видел Касаткину только в лирических ролях. Эта победа молодой актрисы заставила поверить ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.

Приступая к работе над новыми ролями, Людмила Касаткина всегда стремилась достигнуть наибольшей достоверности. Когда ей досталась роль медицинской сестры Анечки в спектакле «Океан», Касаткина отправилась в районную поликлинику и попросила разрешить ей поработать рядом с настоящими врачами. Трое суток подряд она провела в поликлинике, работая в регистратуре, выезжая с врачами на дом. В другом спектакле, «Ковалева из провинции», Касаткиной предстояло сыграть судью. И актриса, готовясь к роли, несколько дней проработала в суде. Она присутствовала на процессах и даже порой вступала в споры с женщиной-судьей, к которой ее на время прикрепили.

«Укротительница тигров»

Первая же роль Людмилы Касаткиной в кино принесла ей грандиозный успех. Она сыграла Леночку Воронцова в фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой «Укротительница тигров» (1954).

Людмила Касаткина вспоминала:

«Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх. Я играла укротительницу "в жизни", а , ассистентка Бориса Афанасьевича Эдера, снималась с тиграми... Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И не нужно бояться – все меры предосторожности будут предприняты.

В тот день меня привезли на студию очень рано. У входа ждали и : "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы спать не будете, но сегодня вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич: "Быстро в костюмерную!". Я и помчалась. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. "Наступайте, бейте!" – командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. "Бейте еще!". Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!". Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" – кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. "Ну где же шамберьер?!" – кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же...". Как выходила из клетки, не помню.

В другой раз было еще страшнее. Так как к четырем тиграм дрессировщик допустить меня не мог (он нес за нас, артистов, уголовную ответственность), поэтому сделали стекло в вольере: внизу оно доходило мне до колен и поднималось на вытянутую руку. Когда тигрица Рада стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. И в этот миг странная мысль и совсем неуместная посетила меня. "Надо же, – подумала я, – одна баба трех мужиков гоняет". И как только я об этом подумала, разъяренная Рада разбила стекло и влетела в мой вольер. Эдер заорал: "Вода!". Но никакой воды не было. И тогда Эдер сорвал замок и буквально вырвал меня из вольера...» .

Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок Борис Эдер при всех сделал актрисе предложение: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук» . Но Людмила отказалась. «Неужели Вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?» – изумился известный цирковой деятель. «Власть? Нет – азарт» , – ответила Касаткина. Так цирк потерял способную укротительницу, зато кино и театр обрели замечательную актрису.

На волне успеха

На волне успеха режиссер Надежда Кошеверова в 1955 году приступила к съемкам новой комедии – «Медовый месяц». На главные роли в картине она вновь пригласила Людмилу Касаткину и . Касаткина играла Людочку Одинцову, выпускницу медицинского института, которая выходит замуж за молодого инженера-мостовика Алексея Рыбальченко (). Людочка мечтает остаться в Ленинграде, но Алексей, назначенный на строительство моста в Сибири, делает все, чтобы жена поехала с ним.

Фильм вышел на экраны в 1956 году. Но в отличие от «Укротительницы тигров» эта картина получилась посредственной. Ей не хватало той легкости и непринужденности, что была в первом фильме. Тем не менее зрительским успехом, хотя и умеренным, она пользовалась. Да и как иначе, ведь Касаткина и уже стали всеобщими любимцами.

Спустя два года Людмила Касаткина снялась в роли Лизы в киноповести Федора Филиппова «По ту сторону», рассказывающей о событиях гражданской войны. А чуть позже она вновь сыграла вместе с в мелодраме Федора Филиппова «Хлеб и розы». Но эти картины не привлекли внимания зрителей.

Фильмы мужа

Свои лучшие роли Людмила Касаткина сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова. В качестве режиссера он дебютировал в 1959 году, сняв психологическую мелодраму «Солдатское сердце». А через год Сергей Николаевич взялся поставить на телевидении «Укрощение строптивой» . На роль Катарины он пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. Это была первая совместная работа мужа и жены. За эту роль Касаткиной на 2-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло был присужден первый приз – «Золотая нимфа».

В 1963 году Сергей Колосов приступил к съемкам первого многосерийного советского телевизионного фильма «Вызываем огонь на себя». Людмила Касаткина сыграла в нем роль юной героини подполья Ани Морозовой. Стоит отметить, что когда режиссер предложил ей эту роль, Касаткина колебалась. Вызвано было это тем, что впервые в ее актерской карьере ей предстояло воплотить в жизнь не вымышленный персонаж, а реально существовавшего человека. «Справлюсь ли я с такой задачей?» – задавала себе вопрос Касаткина. Все же она решила рискнуть. И, как показало будущее, не ошиблась. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Наверное, впервые во время телевизионной трансляции улицы советских городов буквально вымирали.

Мало кому известно, но на съемках этого фильма Людмила Касаткина едва не погибла. «В картине был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром. На экране – хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу» , – вспоминала Л. Касаткина.

В новых амплуа

В 1965 году последовал новый неожиданный поворот в судьбе актрисы. Сергей Колосов предложил ей роль Ольги Семеновны в «Душечке» . Традиционный образ этой героини никак не вязался с образом актрисы Касаткиной, с ранее сыгранными ею ролями. Однако и на этот раз актриса не побоялась бросить вызов устоявшимся стереотипам и вписала эту роль в список своих побед.

Между тем в 1966 году последовала еще одна неожиданность. Актриса согласилась сыграть роль террористки Марии Захарченко в новом телесериале С. Колосова «Операция "Трест"» по роману Л. Никулина. Это была первая отрицательная роль в актерской карьере Касаткиной.

И вновь на съемках с Касаткиной едва не случилась трагедия. Она рассказывала: «На "Операции" моя лошадь перепрыгнула через барьер и неожиданно сделала "свечку", потому что шел грузовик. Я не удержалась, упала спиной об землю. У меня – трещина в позвонке. "Скорая". Больница. Два месяца лежу на доске. А спустя какое-то время приходит ассистентка и говорит: "Вы не можете нас выручить: листья опадают, а осень в фильме должна быть?" Я говорю: "Есть же дублерша". – "Нет, важно Ваше лицо, три камеры и галоп". Она пошла уговаривать врача, но он сказал: "Как вы безжалостны, какая будет боль у нее, когда она сядет на лошадь, а тем более помчит галопом". Короче, муж приезжает: "Может, не надо?" – спрашивает он. "Конечно, надо. Осень кончается". И вот на носилках меня в "рафик" засовывают, на площадке лежа одевают, помогают забраться на лошадь. Я только успела оператору сказать: "Проверьте все стеклышки, я думаю, что второго дубля не будет". В общем, когда я сползла с лошади после полуторакилометрового галопа, я выла так на земле, как воют звери от боли» .

Фильм «Операция "Трест"» вышел на телевизионные экраны страны в 1970 году. К тому времени Касаткина была уже одной из самых популярных актрис советского кино, ведущей примой своего театра – ЦАТСА.

70-е годы

В 1973 году Сергей Колосов приступил к съемкам совместного советско-польского фильма «Помни имя свое». Касаткиной в нем досталась главная роль – Зины Воробьевой. Героиня Касаткиной, попав во время Второй мировой войны, разлучается с сыном. После освобождения она в течение многих лет разыскивает его…

Фильм «Помни имя свое» вышел на экраны страны в 1975 году. На кинофестивалях в Гданьске (1974) и Кишиневе (1975) он получил почетные призы. Была отмечена и работа Людмилы Касаткиной, которая была признана лучшей актрисой года и удостоена званий народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши.

В 70-е годы Людмила Касаткина снялась еще в двух картинах своего мужа: историко-революционном фильме «Свеаборг» и политическом телесериале «Диалог». Из фильмов других режиссеров стоит отметить музыкальную комедию «Под крышами Монмартра» Владимира Гориккера, где Касаткина сыграла роль второго плана.

Все эти годы она продолжала играть и в театре, хотя после ухода в 1974 году режиссера А.Д. Попова (он перешел во МХАТ) новых ролей у Касаткиной стало меньше. «Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац – и перерыв. Не стало Попова, одни режиссеры, с которыми я работала, ушли, пришли другие. И дело не в возрасте: я очень плавно переходила от девочек к женщинам. И никогда не молодилась. Тут я согласна с теми мудрецами, которые говорят, что лучше уйти раньше, чем позже. И когда ждешь от премьеры до премьеры пять лет... Это же было, было. Двенадцать лет я играла "Орфей спускается в ад". На аншлагах! Но двенадцать лет» , – рассказывала Л. Касаткина.

Много лет, по словам самой Людмилы Ивановны, ее пытались заманить в КПСС. Но она всякий раз пыталась уклониться от этого, то ссылаясь на то, что не считает себя готовой, чтобы носить высокое звание коммуниста, то на то, что она плохо знает историю партии и из-за работы некогда учить Устав (ведь видела, что многие коллеги идут в партию, чтобы получить прибавку к зарплате или звание). А когда ей сказали, что ничего спрашивать во время приема не будут – лишь бы только она написала заявление, пришлось устроить сцену праведного гнева – «Что?! В партию по блату? Ни за что!» . И только тогда от нее отстали.

80-е годы

У своего мужа Сергея Колосова Людмила Касаткина снялась в двенадцати фильмах. По этому поводу актриса говорила: «Обыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Но ведь из 11 фильмов (1960-1995) я ни одного ему не завалила. однажды сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины". Это его упрекали в том, что жена помогает уровень держать. А я считаю так, что если сложился творческий союз людей, учившихся у одного педагога и верящих в одну идею (то есть психологическую разработку, изучение материала эпохи, времени, людей), и такой союз выигрывает, – это гордость. Я что, его опозорила? Когда я слышу такие разговоры ("Касаткиной повезло, муж снимает"), во мне рождается еще больший азарт. Желание победы. Не злость» .

За более чем сорок лет совместной работы Колосов и Касаткина научились понимать друг друга с полуслова. И практически каждая из их совместных работ становилась событием. При этом режиссер не боялся использовать талант своей жены зачастую совершенно в противоположных ролях. Благодаря мужу Людмила Касаткина сыграла на экране очень разные, яркие женские характеры, совершенно непохожие женские судьбы.

В 1982 году она вновь снялась в необычной для себя роли. В биографической драме Сергея Колосова «Мать Мария» Касаткина сыграла поэтессу и общественного деятеля Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву, которая становится монахиней, принимая имя Мария.

А спустя три года Касаткина сыграла роль Анны Фирлинг в картине «Дороги Анны Фирлинг», которую Колосов поставил по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Это был интересный и опасный эксперимент, поскольку драматургия Бертольта Брехта вообще трудно подвластна кинематографу. Успех был полнейший! Роль Анны Фирлинг казалось была просто создана для Касаткиной. Не случайно потом многие годы ее называли мамашей Кураж.

Надо отметить, что при всей разнообразности и непохожести героинь Касаткиной всех их объединяло одно. В каждой из своих ролей актриса была «барабанщицей», зовущей нас идти честным, бескомпромиссным путем, отдавая свои лучшие порывы души людям.

90-е годы

В 90-е годы Людмила Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически не снималась в кино. В основном она была занята в театральных постановках в родном ЦАТСА, где ее по-новому открыл режиссер . Актриса сыграла в трех его постановках: «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» (в последнем спектакле актриса играет роль английской королевы Елизаветы).

Среди редких работ актрисы в эти годы на экране стоит отметить исторический телесериал «Раскол» и сатирическую комедию «Судья в ловушке», снятые опять же Сергеем Колосовым. В последней в качестве композитора выступил их сын Алексей Колосов, который к тому времени уже написал музыку к еще одному фильму отца «Дневник профессора Готье».

В 2000-х годах Людмила Касаткина в кино практически не снималась. Да и в театре работы у нее было немного. Людмила Ивановна занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями. Так, в рамках проведения мероприятий, приуроченных к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию создания многосерийного художественного фильма «Вызываем огонь на себя», творческая группа создателей этого фильма (включая Сергея Колосова и Людмилу Касаткину) в феврале 2005 года побывала в Брянской области. Артисты встречались с ветеранами и молодежью.

Людмила Ивановна – по-настоящему верная и преданная жена. Свою привязанность в течение более полувека одному человеку Касаткина объясняла так: «Нет греха перед мужем, но столько цинизма кругом, что мне не поверят. Но я гордая и не могла допустить, чтобы за его спиной смеялись» .

Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича Алексей (родился 8 ноября 1958 года) закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет шли на «Русском радио». Кроме того, он закончил Гнесинское училище и стал профессиональным гитаристом. У Алексея Колосова собственный блюзовый ансамбль «Аура». В качестве композитора он написал музыку к двум фильмам своего отца. Свою первую дочку Алексей назвал Людмилой в честь бабушки. Вторую дочь он назвал Анной.

Несмотря на свои годы, Людмила Ивановна и на склоне лет находилась в великолепной форме: красивая, моложавая, энергичная. Как признавалась актриса: «До сих пор ежедневно продолжаю заниматься танцевальной гимнастикой. Это дает и прямую спину, и легкую походку. Да и заряд бодрости на целый день. И, надеюсь, на всю оставшуюся жизнь» .

Смерть

Людмила Касаткина ушла из жизни через 11 дней после смерти любимого мужа, 22 февраля 2012 года. 28 февраля в Центральном театре Российской Армии состоялась церемония прощания с актрисой. В тот же день ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с супругом.

Награды

Людмила Касаткина за свою плодотворную творческую деятельность была удостоена множества почетных премий и званий, среди которых: народная артистка СССР (1975), заслуженный деятель культуры ПНР (1975), лауреат Премии за исполнение женской роли на МКФ в Гданьске (1974, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое»), лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1976, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое»), лучшая актриса 1975 года по опросу журнала «Советский экран», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), Премия Ленинского комсомола (1968, за роль Ани Морозовой в сериале «Вызываем огонь на себя»), Орден «Знак Почета» (1967), три Ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» и многие другие.

Фотографии Касаткиной Людмилы Ивановны

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ


Top