Щедрая и безмерная в любви кормилица — это все наша планета. Презентация на тему земля кормилица Важнейшим свойством почвы является

Анатолий ОНЕГОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Огурцы, похожие на груши, вырастают на грядке, когда в почве недостает калия.

За ячменем на полях высевали овес.

Сокращаются площади лугов - следом уменьшается количество скота и навоза.

Наверное, вам приходилось встречать в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, огурчики-уродцы. Одни из них похожи на перец - хвостики огурчиков тонки и загибаются; другие - на грушу, - "головка" плохо развита, а низ раздут точь-в-точь как у груши. Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды, напоминающие грушу, - если не достает калия.

Азот, фосфор, калий, а так- же сера, магний, кальций, железо требуются растениям в больших количествах, поэтому и именуют их макроэлементами. Другие необходимые для питания вещества - микроэлементы - растениям нужны в гораздо меньших дозах. Микроэлементами считаются: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий, йод.

Давно известно и то, как ведут себя растения, когда им недостает в питании того или иного макро- или микроэлемента. Не будет хватать азота - и растения сразу замедлят свой рост, а листья из зеленых сделаются светло-зелеными.

Недостает фосфора - задержится их рост, цветение и созревание плодов, листья начнут приобретать фиолетовый цвет и не станут образовываться боковые побеги.

Не хватит калия - листья сделаются вялыми, и на них появятся бурые пятна, а края пожелтеют.

При дефиците кальция растения не вырастут, останутся крошечными карликами.

А при отсутствии меди они не могут развиваться вообще и вскоре после появления всходов погибают.

Все перечисленные элементы питания растения получают из почвы. Калий, фосфор, кальций, сера, железо... находятся в земле, богата ими та же глина, которая лежит ниже верхнего плодородного слоя почвы. А вот азот в почве не содержится - он поступает из воздуха в результате деятельности особых бактерий, которые и поглощают азот, находящийся в воздухе, и обогащают почву этим элементом.

Для успешной работы таких бактерий требуется два условия: доступ в почву кислорода и ее слабая кислотность. Вот почему почвы по низким, сырым местам куда бедней азотом, чем почвы на высоких и сухих местах.

К сожалению, естественное накопление азота в почве идет медленно, а извлечь его культурные растения могут очень быстро - для этого хватает всего несколько лет. Достаточно быстро могут быть вынесены из почвы и другие элементы питания.

Еще в самом начале восьмидесятых годов в Финляндии мне показали рисунок из книги, адресованной школьникам. На рисунке рядом были два хлеба. Один - небольшой, а другой - хлеб-великан. Под рисунком были такие подписи: еще совсем недавно для того, чтобы наш организм получил все необходимые ему микроэлементы, достаточно было съесть небольшой каравай хлеба; теперь, когда земля уже поработала на людей, чтобы получить такое же количество необходимых микроэлементов, надо употребить в пищу вот такой хлеб-гигант. Так финским школьникам объясняли, что без внесения в почву микроэлементов нормальная жизнь людей скоро будет невозможна вообще. О том, что в почву надо вносить все макроэлементы питания, уже не говорилось - это была истина.

Как-то в научной литературе прочитал я об урожаях зерновых, которые собирали еще при царе Алексее Михайловиче на Русском Севере (речь шла о монастырских землях). Эти урожаи характеризовались такими цифрами: "сам-5", "сам-7", "сам-11", а то и "сам-13"". Что такое "сам-5"? Посеяли пуд зерна, а получили пять пудов. А "сам-13" - посеяли один пуд, а вырастили 13 пудов! Очень высокие показатели и по нынешним временам: если на гектар пашни расходовать хотя бы 200 килограммов зерна, то урожай может быть 26 центнеров с гектара. Учтите, что в те времена не было сегодняшних сеялок, и зерно не высевали рядками, а разбрасывали рукой, и рос хлеб сплошной густой стеной. При таком способе посева на гектар пашни шло не 200-250 килограммов семян, а 400, и урожай "сам-13" выглядел иначе: не 26 центнеров с гектара, а 52 центнера! И это на северных пашнях, сиротских подзолах, отвоеванных в свое время у леса с помощью огня! Лес выжигали весь, до основания, вместе с ним выгорала и почва - ее верхний плодородный слой. Зола на месте пепелища содержала все макро- и микроэлементы, но в ней не было азота. Азота не оставалось и в почве - он улетучивался. В выгоревшей почве не находилось ничего живого: ни аэробных микроорганизмов, ни бактерий, умеющих связывать азот и передавать его почве. Голая пустыня только год-другой давала за счет золы какой-то урожай (зола - первое минеральное удобрение, с которым столкнулся человек). Затем недавнее пожарище люди оставляли, и оно постепенно зарастало сначала иван-чаем (кипреем), затем малиной, позже березой, осиной, ольхой. И вот на такой земле-пепелище в XVII веке собирали урожай, который недостижим нынче многим современным хозяйствам?! А волшебной палочкой был самый обычный навоз, что по весне вывозили на поля и запахивали в почву. Навоз оказался вторым удобрением, с которым встретился человек, причем органическим, дающим пищу различным микроорганизмам, и полным, содержащим все необходимые растению элементы питания, включая и азот.

В те же времена, когда собирали по северным землям богатые урожаи, навоз там был товаром, имел свою цену, и коров в хозяйстве часто держали не ради молока и масла, а ради удобрения.

По весне навоз, еще по снегу, вывозили на поля. После таяния снега, когда земля подсыхала, его запахивали. Заправленная навозом пашня отдыхала до осени, а по осени поле засевали озимой рожью. На следующий год рожь убирали, оставшуюся после хлеба стерню осенью запахивали, а новой весной на этом поле выращивали уже яровую культуру, тот же ячмень. На третий год следом за ячменем высевали овес.

Овес убирали, и только на другую весну на поле снова вывозили навоз. То есть навоз вносили в землю один раз в четыре года: 40 тонн на гектар пашни. Такое количество навоза давали за четыре года одна корова с теленком и небольшое стадо овец. Выходит, одна корова могла обеспечить полноценным удобрением один гектар пашни. Хочешь пахать и собирать урожай с двух гектаров пашни, заводи две коровы.

Кстати, на гектар пашни 40 тонн навоза - это и сегодняшняя норма удобрения для выращивания хлебов, картофеля, капусты. Должна быть выдержана эта пропорция и у нас на огороде, если мы обходимся одними органическими удобрениями. На грядку шириной 1 метр и длиной 10 метров надо вносить один раз в четыре года 40 килограммов навоза - из расчета 4 килограмма навоза на 1 квадратный метр, или ведро навоза (сырого) на 2 квадратных метра огорода. По свежему навозу, внесенному осенью, можно выращивать либо капусту, либо картофель; затем корнеплоды, зеленные овощи. Перед третьей, а тем более четвертой культурой почву надо подправить, ибо под пар свою землю мы не отводим.

Так раскрылась для меня тайна высоких урожаев на нашей северной земле. А как обстояло дело с урожаями зерновых южнее, в той же средней полосе нашей страны?.. Здесь урожаи были куда меньше, причем с годами они продолжали снижаться. Откроем Полную энциклопедию русского сельского хозяйства, том Х. Урожай ржи в России последнего десятилетия XIX века (средний по всем областям) был 40 пудов с десятины, чуть больше 6 центнеров с гектара. В то время, как в Германии 14 центнеров с гектара. А ведь рожь - основной хлеб для Нечерноземья, 6 центнеров с гектара - это не чистая прибыль, отсюда надо вычесть еще зерно, которое оставляли на семена. Что же приходилось тогда крестьянину и его семье на целый год жизни?

Передо мной небольшая книжечка - лекция профессора К. А. Тимирязева "Наука и земледелец". На обложке авторское указание: "Гонорар с этой книги предназначается в пользу голодающих".

Книжка появилась в 1906 году и, видимо, никак не приурочена к конкретному голодному году, вызванному стихией, - речь идет о жертвах другого, хронического голода в России:

"В настоящее время, разве только какие-нибудь щедринские генералы не сознают, что Россию кормит крестьянин. Он сам зовет своей кормилицей землю. Но так ли оно на деле? Вот что, не далее, как вчера, можно было прочесть в газетах: "По сведениям, поступившим в Высочайше утвержденное под председательством И. А. Горемыкина совещание об удовлетворении потребностей сельского населения, оказывается, что в общем в 50-ти губерниях, количество хлеба, приходящегося на душу обоего пола, не достигает годовой нормы продовольствия одной души, 20 пудов - на 3,4 пуда, т. е. 17 процентов меньше нормы". Тот, кто кормит Россию, сам недоедает. И недоедает потому, что старая кормилица-земля отказывается его по-прежнему кормить... Что же нужно сделать, чтобы разрешить эту задачу о двух колосьях? Кто принесет эту разгадку?"

Причина хронического голода в России крылась прежде всего в нехватке навоза. В свое время была широко известна немецкая поговорка - "луг - кормилец пашни". Причем было точно известно, луг какого размера может накормить пашню площадью 1 гектар: 2 гектара луга - 1 гектар пашни. Цифры эти можно подтвердить все той же нормой навоза: одна корова снабжает навозом 1 гектар пашни, а корову кормит сеном в стойловый период луг размером 2 гектара.

Но такие соотношения "луг-пашня" сохранились лишь там, где была в достатке земля. На севере достаток был, южнее население росло очень быстро и, чтобы прокормить людей, приходилось увеличивать пашню за счет луга. Площади лугов сокращались, уменьшалось количество скота и навоза, а следом падали и урожаи.

Но это еще не все беды земли, слывшей когда-то щедрой кормилицей. Луга, где из года в год заготавливали сено для скотины, конечно, теряли свою силу, свое плодородие, ибо в то время их не удобряли. Каждый раз в сене было все меньше и меньше необходимых для питания растений макро- и микроэлементов. Выходит, и навоз становился все менее и менее ценным. К тому же калия и фосфора, которые расходуются на строительство тканей растения, возвращалось в поле чуть более 40%. Вот так и теряла пашня свою силу, потому что терял свои силу луг, а следом и навоз. Но сено заготавливали с одного и того же луга из года в год и на севере, а урожаи там долгое время держались достаточно высокими.

Оказывается, на севере сено чаще всего косили с пойменных лугов, с низин, которые каждую весну омывали вешние воды. Весенняя вода несла с собой большое количество питательных веществ, вымытых в разных местах во время половодья, и оставляла их в пойме реки, ручья, на сыром низком лугу. Почва удобрялась каждую весну снова и снова, а потому и росла здесь всегда прекрасная трава, идущая на корм скоту.

Но и в прежние времена не каждое хозяйство было обеспечено пойменными угодьями. Да и обычных, не пойменных лугов не всегда хватало. И тогда распахивали те угодья, где еще недавно заготавливали сено для скотины, забывая, что без достаточного количества навоза не будет желанного урожая.


«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»



ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ИЗВЕСТНЯК

ПЕСОК

ГЛИНА

ТОРФ

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


  • Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
  • Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
  • Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
  • Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.


  • Торф
  • Железная руда
  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Известняк
  • Нефть
  • Песок
  • Глина

Соедини стрелками полезное ископаемое и его свойства:

ЖИДКОЕ

ГОРЮЧЕЕ

ГАЗООБРАЗНОЕ

МАСЛЯНИСТОЕ

С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ПЛАСТИЧНОЕ

ПЛАВКОЕ

НЕФТЬ

ГАЗ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ГЛИНА



а) АРХЕОЛОГИ

б) ГЕОЛОГИ

в) СТРОИТЕЛИ


2. К полезным ископаемым относятся …

а) КИРПИЧ, БЕТОН, БЕНЗИН

б) СТАКАН, ВАЗЫ, НОЖНИЦЫ

в) НЕФТЬ, ГАЗ, ГЛИНА


3. В строительстве используются …

а) ТОРФ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, САМОЦВЕТЫ

б) ПЕСОК, ГЛИНА, ГРАНИТ

в) МРАМОР, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, МАЛАХИТ


4. Металлы получают из …

а) КАМЕННОГО УГЛЯ, ЯНТАРЯ, МЕЛА

б) ЖЕМЧУГА, ИЗВЕСТНЯКА, ТОРФА

в) ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, МЕДНОЙ РУДЫ


5. При помощи буровых установок добывают …

а) НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

б) КАЛИЙНУЮ СОЛЬ, АЛМАЗЫ

в) МРАМОР, ГРАНИТ


6. В шахтах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, РАКУШЕЧНИК, ГРАНИТ

б) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНУЮ РУДУ

в) ПОВАРЕННУЮ СОЛЬ, ЖЕМЧУГ, ГРАФИТ


7. В карьерах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ГЛИНУ

б) ЗОЛОТО, МАЛАХИТ, МРАМОР

в) НЕФТЬ, ТОРФ, БУРЫЙ УГОЛЬ


8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

а) АЛМАЗ, ИЗВЕСТНЯК, ГРАФИТ

б) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕЛ

в) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ


Что такое почва?

Почва - это особенное природное тело.

Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.

Важнейшим свойством почвы является

плодородие . Оно обусловлено наличием в почвах перегноя.


Почему землю называют «кормилицей»?

  • Как называется верхний слой земли?
  • Из чего состоит почва?
  • Какого цвета почва в нашей местности? Почему?

Состав почвы

ПЕСОК

СОЛИ

ПОЧВА

ГЛИНА

ПЕРЕГНОЙ

ВОЗДУХ

ВОДА


Круговорот веществ и почва

Животные

Растения

Мертвые остатки растений и животных

Перегной

Соли

Микробы


На Крайнем Севере почва почти весь год

находится в мерзлом состоянии. На короткое

время верхний слой оттаивает всего на

несколько десятков сантиметров. При этом

в почве создается переувлажнение. Здесь

Образуются тундровые почвы.


Более половины площади страны занимают подзолистые почвы . Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Вода как бы промывает почву. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом, поэтому мало плодородны.


Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно

сбрасывающих свою листву почвы

серые лесные .


Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон.

Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.

Здесь формируются самые богатые перегноем почвы - чернозёмы .

Они обладают зернистой структурой.

Это - лучшие почвы нашей страны.


Луговая

Болотные почвы содержат толстый слой торфа.

В луговых хорошо заметен слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Болотная



Подумай!

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет
  • на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений –всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?


Работа в парах

  • Почему земля – «кормилица»?
  • Возможна ли жизнь без почвы?
  • Отчего исчезает почва?
  • Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг совсем исчезнет почва?
  • Что надо сделать, чтобы сохранить почву?

Проверим себя:

При строительстве:

На полях:

1. При строительстве дорог, заводов,

жилых домов надо сначала снять слой почвы.

2. После использовать

ее при озеленении территории.

  • Надо сажать лесные полосы.
  • Правильно распахивать почву на склонах.
  • Зимой проводить снегозадержание.
  • Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
  • Умеренно орошать .

  • ПОСАДКА ЛЕСНЫХ ПОЛОС
  • ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
  • ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА ПОЧВЫ
  • УМЕРЕННОЕ УДОБРЕНИЕ
  • УМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЯДОХИМИКАТОВ


Это интересно!

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет


стр. 160 – 163

пересказ,

  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды

    Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Восточное окружное управление образования СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА №30 им. К.А. МИКАЭЛЬЯНА ЗЕМЛЯ - НАША КОРМИЛИЦА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

    Мы привыкли считать, что наша страна богаче всех по природным ресурсам. Действительно, в России много лесов, рек и земли, так что можно расходовать эти сокровища, не заботясь о будущем. Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.

    Половина населения земли не имеет возможности пить чистую воду. Наша страна занимает второе место в мире по запасам воды. Хотя воды много, мы должны научиться её беречь. Современные предприятия очищают воду и используют её вторично, не загрязняя ближайшие водоёмы. Жители городов, сел должны иметь новые трубы, современные краны, счетчики, что дает экономию расходования воды. В сельском хозяйстве вода тоже должна тратиться рационально. Человек на 80% состоит из воды. Будет в городе хорошая, чистая вода – будут здоровые и крепкие люди.

    Лес и его обитатели тоже нуждаются в защите человека. История показала нам, что в Европе за последние годы исчезли большие площади лесов. Например, в современной Германии нет исторических лесов, все леса посажены руками человека. Мы не хотим этого. Лес – это «зеленые» легкие наших городов, кладовая полезных продуктов, он охраняет реки, дороги, дает приют и пищу животным и птицам. В лесном воздухе в 300 раз меньше бактерий, чем в городском.

    Вырубая деревья, распахивая землю, люди сокращают место обитания зверей. Очень часто люди, побывав в лесу, оставляют после себя на уютных полянках горы мусора и битые бутылки, донышки которых могут стать причиной лесных пожаров. Вот почему так важно, что бы лес всегда был чист и свеж!

    Спасти животных помогают заповедники. «Лосиный остров » - национальный парк, расположенный в нашем округе. Его территория 12 тыс. гектаров. Там растет 500 видов растений, живут 280 животных, 200 видов птиц. Жители нашего района в осенние и зимние время устраивают в парке кормушки. Я с семьей хожу туда кормить белочек орешками, синичек, воробушков и голубей и уток - хлебом.

    Но есть еще и почва – одно из главных богатств, которое дает человеку пищу. Это тонкий плодородный слой, он покрывает всю сушу нашей планеты. Почва образуется в результате взаимодействия воздуха, воды и живых организмов. Земельные ресурсы нашей страны огромны, но количество плодородной земли непрерывно сокращается: строятся новые дороги и города, заводы и фабрики. Но у почвы есть замечательное свойство – она умеет восстанавливаться самостоятельно при помощи круговорота веществ в природе. Сейчас наша задача – не отбирать что – либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющие богатства. ПОЧВА

    Ученые давно задумались, что ухудшение условий жизни на земле может иметь катастрофические последствия. Они решили создать действующую модель биосферы. Это помогло бы подготовиться к жизни в космосе: если вдруг придется переселяться на другие планеты. Кроме того, такие системы могут быть полезны в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле.

    Американские ученые построили громадное помещение под стеклянным колпаком, где были все земные природные условия: пустыня, саванна, лес и даже рукотворные водоёмы. Растения должны были обеспечить и кислород, и лёгкую пищу, а козы, куры, океанская живность - давать сытные обеды. Были созданы условия для искусственных осадков, влага выпадала обильными дождями. Кислород, который выделяли деревья, был необходим для дыхания людей, животных и микроорганизмов, а поглощение ими углекислого газа должно было повысить урожайность растений. Сначала все было хорошо, но через несколько недель микроорганизмы истощили воздух, люди страдали от недостатка кислорода и пищи. Саванна и лес быстро заполнялись бактериями, которые уничтожали их. Расплодилось огромное количество насекомых, особенно тараканов и муравьёв. БИОСФЕРА - 2

    УТРОЙСТВО БИОСФЕРЫ - 2

    Как ни старались учёные учесть каждую мелочь, им не удалось повторить то, что сотворила мать-природа. Этот эксперимент показал, что создать искусственные условия для круговорота веществ без сбоя человек пока не в состоянии. Сейчас наша задача – не отбирать что-либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющиеся богатства. Скрылёва Варвара, 4 «А» класс.

    
    Top