Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамии). Джуринский А.Н

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетель­ством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуре­чье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах двор­цов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библио­теки и архива г. Ншхпура, среди которых следует назвать прежде всего летописи Ашшурбанипала (668-626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), законы Ассирии вто­рой половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязан­ности которого входило и управление школой, и изготовле­ние новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следив­ший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учи­теля, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и од­новременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-об-щинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль -в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготов­ку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Ос­новным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обра­щение отца к сыну, отец призывает его следовать положитель­ным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.



Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями OTi ia». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучс! ше в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго-тош1С1 шя ram (яных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект таб-


личек с предусмотренными текстами. На протяжении всей исто­рии «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запо­минании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учи­тель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «дик­тантов». В.основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, ;вдач и их решений. Однако применялся и.метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем i не только с учителем или учеником, но и с воображаемым пред­метом. Ученики делились на пары и под руководством учителя.показывали или опровергали те или иные положения.

О том, каким был уклад школы и каким хотели его ви­деть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столи­цы Ассирии - Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто ду­мает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления...», помога­ет ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».

Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школь­ника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» - спрашивает учитель. «Я хожу в школу», - отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» - «Я делаю свою ыбличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу 1 in но мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаз-мываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».

< >(>учсние в «домах табличек» было сложным и трудоемким. ! !,i первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе-

п грамотой следовало запомнить множество клинописных ц|.1м>11. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных п. торий, сказок, легенд, приобретал известный запас прак-тчееких знаний и умений, необходимых при строительстве, i in i л влепии деловых документов. Прошедший обучение в «доме i и hi и чек» становился обладателем своего рода интегрирован-|цMi профессии, приобретая различные знания и умения.

И школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу-Mi |" кип язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже


24 Глава 2.

перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов таб­личек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепен­но они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия - словари и хрестоматии - появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, на­ставления, оформленные в виде клинописных табличек.

В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспи­тания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях - зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Та­кие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свиде­тельствует появление на различных документах подписей тор­говцев и ремесленников.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период - в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Аишгуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внима-


Школа и воспитание в Древнем Египте

ние стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к

3-му тысячелетию до н.э. Школа и
Школа и воспитание воспитание в эту эпоху должны
в Древнем Египте были формировать ребенка, подро-

стка, юношу в соответствии со сложившимся на протяже­нии тысячелетий идеалом человека: немногословного, умев­шего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судь­бы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Вос­тока, огромную роль играло семейное воспитание. Отноше­ния между женщиной и мужчиной в семье строились на до­статочно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли заботе о де­тях много внимания, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погре­бального обряда. Все это отражалось на характере воспита­ния и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле опреде-мяст счастливое существование в загробном мире.

По убеждениям древних египтян, боги, взвешивая душу умершего, в качестве гири на чашу весов кладут «маат» - кодекс поведения: если жизнь умершего и «маат» уравнове­шивались, то покойный мог начать новую жизнь в загроб­ном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составля­лись и поучения детям, которые должны были способство-пать формированию нравственности каждого египтянина. В них поучениях угверждалась и сама идея необходимости вос­питания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого по обучал отец».

Использовавшиеся в Древнем Египте методы и приемы школьного воспитания и обучения соответствовали приня-11.1 м тогда идеалам человека. Ребенку надлежало прежде все-i о научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «По-(пушание - это наилучшее у человека». Учитель обычно об­ращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и < мушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я ц-бе». Наиболее эффективным способом достичь повинове­ния были физические наказания, которые считались есте- 1 ш-иными и необходимыми. Девизом школы можно считать и мочение, записанное в одном из древних папирусов: «Дитя песет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услы-


26 Глава

шал». Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и настав­ника был освящен в Древнем Египте многовековыми тради­циями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. В одном из папирусов, к примеру, перечислены поколения зодчих, принадлежавших одной египетской семье. При всем консерватизме древнееги­петской цивилизации, как, впрочем, и других, в ее недрах можно обнаружить процессы, свидетельствующие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1 -му тысячеле­тию до н.э., можно обнаружить, что уже тогда наметились разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Неизвестный автор спорил с теми, кто отходил от традиционной приверженности семейного и школьного вос­питания идеалу покорности: «Человек, живущий в вере, по­добен растению, находящемуся в теплице». Эта мысль им под­робно не раскрыта, но главное назначение всех форм школь­ного и семейного воспитания состояло в выработке у детей и подростков нравственных качеств, что пытались осуществлять преимущественно путем заучивания различного рода мораль­ных наставлений, таких, как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Естественно, что понимание подобных сентенций в школе было весьма затруднено тем, что они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

В общем, к 3-му тысячелетию до н.э. в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появ­ляться небольшие группы учеников со стороны.

Своего рода государственные школы в Древнем. Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был на­учиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; за­тем - составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, ряеть пользоваться беглым, упрощенным и классическим способа­ми написания иероглифов, что само по себе требовало очень больших усилий. Вот что говорил один жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью». В итоге таких заня­тий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: де-


Шкала и воспитание в Древнем Египте

ловым - для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.

В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту

эпоху в качестве материала для письма стали использовать па­пирус - бумагу, изготовленную из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материа­лом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из

Письмо под диктовку в древнеегипетской школе

охры, а также тростниковая палочка ддя письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свит­ки папируса можно было использовать многократно путем смы­вания ранее написанного. Интересно заметить, что на школь­ных работах обыкновенно ставили время выполнения данного урока. Ученики переписывали тексты, которые содержали раз-мичные знания. На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания ихзна-чепию. Позднее школьников обучали красноречию, которое (■читалось важнейшим качеством писцов: «Речь сильнее, чем оружие»; «Уста человека спасают его, но речь его может и по­губить его» - говорилось в древнеегипетских папирусах.

I? некоторых древнеегипетских школах ученикам сообща-щк"ь и начатки математических знаний, которые могли по­надобиться при строительстве каналов, храмов, пирамид, и о.) ".счете урожая, астрономических исчислений, которые in пользовались при прогнозировании разливов Нила и т.п. Имеете с этим обучали и элементам географии в сочетании с п-ометрией: ученик должен был уметь, например, начертить iiii.iii местности. Постепенно в школах Древнего Египта стала VI и пинаться специализация обучения. В эпоху Нового цар-i та (V в. до н.э.) в Египте появились школы, где готовили

28 Гл ава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ


Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве 29

Врачевателей. К тому времени были накоплены знания и со­зданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах той эпохи дается описание почти по­лусотни различных болезней.

В школах Древнего Египта дети учились с раннего утра до
позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспо­
щадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники
должны были пожертвовать всеми детскими и юношескими
радостями. Вот что говорится в одном из писем XIX династии,
где учитель наставляет нерадивого ученика: «О, пиши тщатель­
но, не ленись, а не то ты будешь жестоко побит... Твоя рука
должна непрестанно опираться на науки, ни одного дня отды­
ха не давай себе, а иначе тебя будут бить. У молодого человека
есть спина; он ощущает, когда его бьют. Хорошенько слушай,
что тебе говорят, ты извлечешь из этого пользу. Коз учат пля­
сать, лошадей обуздывают, голубей заставляют стаиваться, яс­
требов летать. Тебя не должно обременять напряжение духа,
книги не должны надоедать тебе, ты извлечешь из них пользу».
Должность писца считалась очень престижной. Отцы не очень
знатных семей считали для себя честью, если их сыновей при­
нимали в школы писцов. Дети получали от отцов наставления,
смысл которых сводился к тому, что обучение в такой школе
обеспечит их на долгие годы, даст возможность разбогатеть и
занять высокое положение, приблизиться к родовой знати.
Воспитание и школа В ИСТ0 Р ИИ ДР^них цивилизаций Во-
в Израильско- стока становление религиозного

Иудейском царстве принципа единобожия было реша-

ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений. Многие дошедшие до нас источники сви­детельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Мно­гочисленные божества, которым поклонялись люди, как пра­вило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к фор­мальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные про­блемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.

Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в истории установить единобожие удалось еврейскому народу.


Древние евреи были выходцами из семитских кочевых пле­мен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были по­рабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит преда­ние, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, че­рез которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благо­деяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из раб­ства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древ­них источниках. Установить истинное происхождение десяти нрав­ственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с совре­менными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жер­твенника и покарать смертью. Предполагалось не только испол­нение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над ■[сми, кто их нарушает, - право судить и карать.

Вместе с единобожием в древнееврейской религии появи­лась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иуде­ев стали неразрывно связаны между собой.

После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Изра­иль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное i i.apcTBO Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разру­шил Самарию - столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль пре­кратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II и хватил последний оплот иудеев - Иерусалим и увел плен­ников в Вавилонию.

По преданиям, именно в этот период произошло переос­мысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ-х(>ди мости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. М i югочисленные пророки в этот период стали как бы учителя-мп своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.

(голь сложные исторические перипетии, а также мисти-пичм сознания древних евреев отразились на их отношении к


3 0 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

воспитанию, которое можно охарактеризовать как религиоз­но-национальное явление, где оба начала были единым це­лым. Продолжение рода приобрело для этого народа особый духовный смысл, и школа стала почитаться наравне с храмом. Если поселение было мало и не было возможности построить школу, то дети учились в синагоге, молитвенном доме. Учи­тель, чаще всего проповедник, денег за свой труд не получал, так как считалось, что слова Библии, особенно Торы (Пяти­книжия), даны народу Богом бесплатно, а значит, и переда­ваться детям тоже должны бесплатно. Уважение к учителю вос­питывалось в семье задолго до поступления детей в школу. Древняя мудрость гласила: «Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему», хотя отец в семье почитался как аб­солютный господин.

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с деть­ми, что предписывалось Торой.

Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехсту­пенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатка­ми чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.

Тора и Талмуд - свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы - служили.главными пред­метами школьного изучения. Тору заучивали пдати наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важней­шим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рас­суждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обуче­ния был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в мень­шем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяй­ства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скуд­ным с точки зрения овладения детьми практическими зна­ниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя прохо­дящие через их страну караванные пути между Ираном и


Воспитание и школа в Древнем Иране

Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. На­род, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнеев­рейского воспитания, на что была ориентирована и деятель­ность школы. v

Переход к единобожию был важным шагом к рассмотре­нию категорий Добра и Зла, на чем формировались идеалы, лежавшие в основе взглядов на воспитание. Конечно, дохрис­тианская мораль представляется сегодня чуждой современному европейцу. Принципы типа «око - за око» признаются сегодня аморальными, но в них уже проявились зародыши морали, отличавшиеся от первобытных табу. А следовательно, у иудей­ских воспитателей уже появился предмет для обсуждений с детьми, что было первым, пусть и небольшим, шагом к осоз­нанию норм и принципов справедливости через воспитание.

После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский
парод расселился практически по всему свету, но элементы его
древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают
сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.
Воспитание и школа Древний Иран - это страна, кото-
в Древнем Иране рую населял °Д ИН из самых загадоч-

ных народов Земли - арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом родстве с арийцами, следы которых обнаружены не только в Запад­ной Европе, но и в Гималаях, и в Монголии, и на Урале. I IjicMcua древних персов были в I в. до н.э. ближневосточной ветвью арийцев и объединялись верой, ведущей свое начало, возможно, от индийских Вед, ставшей впоследствии основой идя многих самостоятельных верований. Зороастризм - это еще один из примеров единобожия. Здесь поклонение главному богу Ахурмазде, олицетворяющему Добро в извечной борьбе Добра и Зла, наложило отпечаток и на характер воспитания.

I? Авесте - пророчествах Заратуштры, по мнению совре­менных историков, содержатся элементы, вошедшие позднее и чилийскую и римскую культуры. Многие положения Авесты перекликаются и с Торой, и с Библией, и с Кораном. В Древ­нем Иране, откуда был родом Заратуштра, возникли своеоб­разные представления о ценностях человека, его душе и ее соотношении с телом.


32 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

Так, Заратуштра утверждал, что человек подобен Богу, а душа его - это часть Божьей силы. Смысл жизни состоит в реализации данной Богом силы для борьбы со злом - злыми духами (дэвами), которые живут в самом человеке в виде смер­ти, бесплодия, лживости, лени, зависти, лицемерия, и уста­новлении царства Добра. Это делало религию иранцев хотя и абстрактной, но с сильно развитым этическим началом.

Семейное воспитание у древних иранцев, как и у других восточных народов, было весьма строгим. До семилетнего возраста ребенку позволялось все, никаких запретов не су­ществовало, но по истечении этого срока он имел право ослушаться только три раза, на четвертый раз его ждала смер­тная казнь. Такая жестокость, по-видимому, являлась обрат­ной стороной идеи чистоты. Ребенок, не способный усвоить с трех раз требование повиноваться, считался неполноцен­ным, «нечистым», а все нечистое являлось порождением царства Зла и должно было быть «очищено».

Важным средством воспитания в семье у древних иранцев считалось приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Одновременно родители должны были разъяснять детям ос­новы религии, в которых большое место занимали вопросы нравственности.

Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний являлась Аве­ста, собрание священных книг, написанная особым авес­тийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с ва­вилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготов­ку, а часть - освоить профессию жреца. Будущий чиновник должен был освоить не только грамоту, но и научиться быть умеренным в жизни, спокойным и покорным. Ученикам не­редко приходилось спать прямо на земле возле школ и не всегда получать пищу. Воспитание будущих воинов было еще более суровым. Тяжелые упражнения разного вида должны были сделать дух будущего воина непоколебимым, а тело - выносливым и быстрым.

Воспитание и школа История Древней Индии условно
в Древней Индии распадается на два периода: дравид-

" - " " J "" ско-арийский - до VI в. до н.э. и

буддистский - с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее замкнутости, поэтому целесообразно рас­сматривать проблемы развития школы и педагогических идей в Древней и средневековой (имеется в виду период европей-


Воспитание и школа в Древней Индии 33

ского средневековья) Индии, вплоть до момента ее колони­зации Британией в XVIII в., в единстве.

Культура дравидских племен - коренного населения Ин­дии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. - прибли­жалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семей-но-школьный характер, причем роль семьи была главенству­ющей. Школы в долине реки Инда появились предположи­тельно еще в доарийский период в 3-2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предполо­жить, на школы Древней Месопотамии. Более тысячи печа­тей с надписями своеобразным письмом, глиняные черниль­ницы для письма на пальмовых листьях - вот и все, что со­хранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен. Во 2-1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Ин­дии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отно­шения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового: все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой - низшей - кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наиболь­шими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в похо­дах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. I Пудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением и воспита-пие и обучение детей основывалось на идее, согласно кото­рой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправ­ным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами иичности считались праведность и чистота помыслов, у кшат­риев - мужество и смелость, у вайшьи - трудолюбие и тер­пение, у шудры - покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древ­ней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физи­ческое развитие - закаливание, умение управлять своим те-ном; умственное развитие - ясность ума и разумность пове­ления; духовное развитие - способность к самопознанию. (читалось, что человек рожден для исполненной счастья ж и и I и. У детей высших каст восп итывали такие качества, как чюбовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, (амообладание, сдержанность. Идеалом нравственного пове-


34 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ


Воспитание и школа в Древней Индии

Дения считались содействие общему благу, отказ от поступ­ков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались прежде всего в сказаниях о Кришне - божествен­ном и мудром царе - воине и пастухе. В этих сказаниях дано подробное описание семейно-общественного воспитания в Древней Индии.

Эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители от­дали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с соуче­никами изучал Веды и по истечении шестидесяти четырех дней должен был овладеть разнообразными искусствами и уме­ниями - «всей людской ученостью».

Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе царевича Рамы - одного из героев «Махабхараты» - эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совер­шенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким представлялся им Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученос­тью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал поро­ков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со стар­шими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».

Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» - памятник религиозно-фи­лософской мысли Древней Индии, содержащий философ­скую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), была не только священной, но и учебной книгой, написан­ной в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна, который, попадая в затруднитель­ные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, полу­чая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового зна­ния в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочета­лось с приведением конкретных примеров.

Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключа­лась в том, чтобы перед учеником последовательно стави ■ лись постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содс|)

Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Древней Месопотамии (Междуречье). Именно здесь, в дельте Тигра и Евфрата, в IV тысячелетии до н.э. жили шумеры (интересно, что только в XIX в. выяснилось, что в низовьях этих рек люди жили еще задолго до ассирийцев и вавилонян); они построили города Ур, Урук, Лагаш и Ларса. Севернее жили семиты-аккадцы, главным городом которых был Аккад.

В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система нотной грамоты, изобретены колесо, монеты, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат). Искусство древних народов может показаться сложным и загадочным: сюжеты произведений искусства, приемы изображения человека или события представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий: их понимали как отчет человека перед богами.

В начальный период возникновения письменности в Шумере покровительницей писцов считалась богиня урожая и плодородия Нисаба. Позднее аккадцы создание писцового искусства приписывали богу Набу.

Письмо возникло, как полагают, в Египте и Месопотамии примерно одновременно. Обычно изобретателями клинописи считают шумеров. Но сейчас уже накопилось много свидетельств того, что шумеры заимствовали письмо у своих предшественников в Месопотамии. Однако именно шумеры развили это письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Первые клинописные тексты относятся к началу второй четверти III тысячелетия до н. э., а через 250 лет была создана уже развитая система письменности, и в XXIV в. до н.э. появляются документы на шумерском языке.

Основным материалом для письма со времени возникновения письменности и по крайней мере до середины 1 тысячелетия служила глина. Инструментом для письма служила тростниковая палочка (стиль), углом среза которой вдавливали знаки на влажную глину. В I тысячелетии до н. э. в Месопотамии в качестве материала для письма начали пользоваться также кожей, привозным папирусом и длинными узкими (3-4 см шириной) дощечками с тонким слоем воска, на котором писали (вероятно, тростниковой палочкой) клинописью.

Центрами писцового дела были храмы. По-видимому, шумерская школа и возникла как придаток храма, но со временем отделилась от него, появились храмовые школы.

К середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В течение второй половины III тысячелетия шумерская школьная система процветала, и от этого периода сохранились десятки тысяч глиняных табличек, тексты ученических упражнений, выполненных в процессе прохождения школьной программы, списки слов и разных предметов.

Найденные при раскопках школьные помещения были рассчитаны на небольшое число детей. Судя по величине двора, где предположительно велись занятия в одной урской школе, там могло поместиться 20-30 учеников. Необходимо отметить, что классов не было, старшие и младшие учились вместе.

Школа носила название е dubba (по-шумерски «дом таблички») или bit tuppim (по-аккадски с тем же значением). Учитель по-шумерски назывался ummea, ученик по-аккадски talmidu (от tamadu – «учиться»).

Шумерская школа, как и в более поздние времена, готовила писцов для хозяйственных и административных нужд, прежде всего государственного и храмового аппарата.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях, – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. Обучение было основано на бесконечных повторениях. Учитель разъяснял ученикам тексты и отдельные формулы, устно комментируя их. Записанная табличка много раз повторялась, пока ученик не запоминал ее.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или одноклассником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

В центрах древней культуры – Уре, Ниппуре, Вавилоне и других городах Двуречья, – начиная со II тысячелетия до н.э., в течение многих столетий в школах создавались коллекции литературных и научных текстов. Богатые частные библиотеки имели многочисленные писцы г. Ниппура. Самой значительной библиотекой в древней Месопотамии была библиотека царя Ашшурбанапала (668 – 627 до н. э.) в его дворце в Ниневии.

Безусловно, в Месопотамии во все периоды в школах обучались лишь мальчики. Единичные случаи, когда женщины получали образование, можно объяснить тем, что они учились дома у своих отцов-писцов.

Лишь небольшая часть писцов, окончивших школу, могли или предпочитали заниматься преподавательской и научной работой. Большинство же после завершения обучения становились писцами при дворе царей, в храмах и гораздо реже в хозяйствах богатых людей.

Мы рассмотрели наиболее важные вопросы, связанные с возникновением и развитием школы. Значение древнейших школ на Земле было велико. Несмотря на трудную долю ученика, которая выпадала ему во время учебы (что следует из приведенных ранее текстов), писцовое образование было необходимо для последующего продвижения по службе. Тех, кто заканчивал дома табличек, можно было назвать счастливыми. Без этих домов табличек наверняка не было бы у этого древнего народа такой высокой культуры, – они умели не только читать, умножать и делить, но и писать стихи, сочинять музыку, они знали астрономию и минералогию, создали первые библиотеки и многое другое. Изучение истории всегда очень увлекательно и, кроме того, способствует осмыслению накопленного человечеством опыта, сравнению его с сегодняшним днем, т.е. дает все новую и новую «пищу для размышления».

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

"Дома табличек"

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника: были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны.

Оборудование урока:

  1. карта «Египет и Передняя Азия в древности»
  2. учебник «Саплина «История древнего мира»
  3. дощечки и острые палочки
  4. на доске план беседы с джином для облегчения работы обучающимся.

В начале урока напоминаю ребятам, что Древний Египет, историю которого они изучили, был не единственной цивилизацией Древнего Востока:

  1. В долине, по которой протекают реки Тигр и Евфрат, издревле существовали очаги земледелия. Страна, расположенная по берегам этих рек называется Двуречьем или Междуречьем. О ее древнейшей истории на протяжении многих веков знали довольно мало - ведь на листе многих наиболее ранних поселений не осталось ни руин городов, ни остатков храмов, ни величественных царских гробниц, подобных египетским пирамидам, - лишь глиняные холмы. На землях Двуречья не было ни камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатейшая. Сам собой напрашивается вопрос - почему? Но есть и другие, не менее интересные вопросы. Например такой: почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек? Со всеми этими вопросами нужно обращаться как раз к древним обитателям Двуречья. Давайте возьмем вот этот кувшин и потрем его - что случится? Правильно, мы увидим джина. Давайте попробуем представить себе какой бы разговор мог состояться у нас с вами с джином из Междуречья.
  2. О, милостивый Шамаш! Ты властвуешь над жителями Вселенной, заботишься об угнетенном! Куда я попал?

Ребята отвечают, что джин попал в школу, и в ответ на недоуменный вопрос - объясняют, что это такое.

  1. А, так значит я в доме табличек - так у нас называют школы, но дети бедняков не могут их посещать. Как же мне вернуться на родину? Вы знаете, где находится Двуречье?

Школьники не знают.

  1. А может вы знаете, где Египет?

Ребята показывают на карте территорию Египта.

  1. О, в Египте я был один раз. Многие бедные люди, чтобы заработать, нанимаются там погонщиками в купеческий караван. Раз вы знаете, где находится Египет, я расскажу вам, как попасть оттуда в мою страну: нужно проделать очень долгий путь через перешеек между Средиземным и Красным морем, по Синайскому полуострову, пересечь пустыню - и вот мы в моей цветущей стране (маршрут показывают по карте). Двуречье - это уже не Африка; эта территория считается частью Передней Азии (ответом на вопросы о реках, растениях, природе может стать работа с рис. №1).

Работа сопровождается беседой (ребята зарисовывают его себе).

  1. Летом у нас очень жарко, до 50°. А у вас такое бывает?
  2. А зимой у нас идут дожди. А у вас?
  3. Снег? А что это такое?
  4. Вот наши реки, быстрые, бурные: мы их любим и боимся. На вопрос ребят «почему?» - ответ:
  5. Знаете, какой мощный разлив у Тигра и Евфрата! Он сносит лачуги бедняков. Вдоль реки делают насыпи, чтобы во время разлива река не смыла деревне и не унесла урожай с полей. Но река не только источник бедствий, но и кормилица. Как вы думаете, почему я так ее называю?

Ребята догадываются, что, вероятно, как и Нил в Египте, Евфрат и Тигр в Месопотамии, приносили на поля плодородный ил.

  1. Да, хорошая у нас земля, мягкая, плодородная, дает отличные урожаи. Но и работать приходится много, строить каналы для орошения полей, чистить их от песка.

Ребята продолжают задавать вопросы: что вы выращиваете, чем занимаются жители?

  1. Раз у нас такие прекрасные земли, то и главное занятие у нас земледелие. Есть у нас и сады с яблонями, гранатовыми, инжирными деревьями. И, конечно же, мы выращиваем финиковые пальмы. Вы если финики? Мы тоже их любим, едим их свежими и сушенными; косточками мы топим печь, из листьев финиковой пальмы плетем циновки, веревки, а древесину пальмы используем в строительстве; впрочем, многие дома построены не из дерева. Школьники спрашивают, из чего построены дома крестьян. Джин предлагает им угадать. Затем рассказывает, что в его стране почти нет хорошей древесины, но есть такой материал, из которого можно сделать очень многое. Это - глина.
  2. А что вы делаете из глины? - спрашивают учащиеся.
  3. Сейчас я вам расскажу и даже покажу. Кирпичи жители Двуречья часто даже не обжигали, а просто сушили на солнце, так же из глины делали светильники, посуду. Еще мы считаем, что даже человека бог вылепил из глины. Богачи для своих построек покупают камень или дерево, а бедняки строят дома из глины. Вот только одна проблема - дверь. Ее ведь из глины не сделать. А делать надо. Я плету ее из листьев финиковой пальмы.

Итак, беседа продолжается.

  1. А в каких богов вы верите?
  2. Больше всего у нас почитают бога солнца Шамаша. Крестьяне так же любят доброго бога воды Эа - он питает поля влагой. Богине Иштар молятся, чтобы она даровала плодородие полю.
  3. У вас есть храмы, жрецы?
  4. Наши храмы похожи на высокие ступенчатые горы . Там, на вершине храма, куда подыматься нельзя простым людям, наши жрецы беседуют с богами. Жрецы
  5. это очень мудрые и уважаемые люди, они могут по звездам предсказывать судьбу, предсказывают они и лунное затмение.

Нам сказали, что ваши жрецы знают, почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек.

  1. Этого я, простой джин, не знаю, но жрецы наши хорошо считают, и число 60 у них считается священным.
  2. А у вас строят пирамиды?
  3. Я видел пирамиды в Египте. Нет, мы пирамид не строим. Но лучше бы уж занимались таким строительством. То, что у нас творится, куда хуже.
  4. А что у вас творится?
  5. Даже рассказывать не хочется. Прочитайте, пожалуйста, об этом в вашем учебнике.

Ученики читают.

  1. Теперь вы поняли, почему мне не хотелось рассказывать?
  2. Да у вас в Двуречье заставляют людей выпивать яд, чтобы они и после смерти служили своему хозяину, - отвечают ребята.
  3. Разве в Египте так? - спрашиваю я.

Ребята вспоминают особенности египетского погребального отряда.

  1. Вы умеете писать? - следует вопрос.
  2. Нет, я, несчастный бедный джин, не ходил в дом табличек - вы, кстати, помните, что у нас так называется школа?
  3. А почему ваши школы называются именно так?
  4. Да потому, что у наших учеников нет таких тетрадок и книжек, как у вас. Ученики сами делают себе тетради. Догадываетесь, из чего? Правильно, из глины; острыми палочками они пишут на сырой глиняной табличке. Посмотрите на рисунок в учебнике - вот так выглядит наша школа. Ученики разного возраста занимаются вместе. Много лет требуется мальчикам (ходят в школу только мальчики), чтобы научиться чтению, письму, счету и астрономии, узнать наши сказания и мифы. Я вижу у вас на партах дощечки и острые палочки, давайте представим себе, что мы находимся в школе Двуречья, что пластилин, который покрывает дощечки - это глина, а я - ваш учитель, или, как у нас говорят, - отец дома табличек. Возьмите палочку и начертите мини-строки. Теперь смотрите на доску. Вначале в Двуречье пытались писать рисунками, вот так изображали слово «нога» -

а так плуг (рисую на доске). Теперь напишите эти слова в своих табличках. Полу-

чается? А у кого будет получаться плохо - тот получит тростью по рукам. Да, именно так у нас вра-

зумляют нерадивых учеников. Да, что-то у вас не очень красиво получается. Но бить я вас не буду,

я понимаю, что глина - это не папирус, красиво не нарисуешь. Вот и в Двуречье со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Вот так:

  1. Попробуйте теперь на глиняной табличке написать те же слова, но клинописными знаками. Вот теперь у вас получается четко, красиво. Понимаете теперь, почему наше письмо называется клинопись ?
  2. Да, на глине вы выдавливаете клинышки, это и есть ваше письмо.
  3. У нас есть книги, они также сделаны из глины; книга - это стопка глиняных табличек, исписанных мелкими клинописными знаками. Чтобы не рассыпать таблички и не смешивать их с другими их хранили в ящиках.
  4. Вспомните, как называлось древнеегипетское письмо?
  5. Иероглифы.
  6. Что они обозначали?
  7. Или слово, или согласную букву, или несколько согласных букв.
  8. Вот и клинописные знаки могут обозначать целое слово или сочетание звуков. Чтобы научиться писать, надо выучить несколько сот знаков, заниматься много лет. Небогатым людям надо работать в поле, поэтому они не ходят s дом табличек. Да и порядки у нас там очень строгие.
  9. О многом, ребята, мы с вами поговорили, пора мне домой. До свидания.

Теперь я снова учитель.

  1. Ребята, наш гость ушел? Обо всем расспросили? Все узнали? Давайте проверим.

Школьникам предлагаются вопросы:

  1. Что общего в природных условиях Древнего Египта и Двуречья?
  2. Что общего в похоронных обрядах древних египтян м жителей Двуречья? В чем состоят различия?
  3. Почему плохо сохранились храмы и города Двуречья?
  4. Почему знаки для письма имели в Двуречье клинообразную форму?

Дома: §13и творческое задание:

У каждой страны в наше время есть герб, есть свои гербы и у городов. Герб может нам рассказать о прошлом страны или города, о природе, о занятиях населения и т.д. Подумайте, как мог бы выглядеть герб Древнего Двуречья - если бы в это время уже был известен обычай составления гербов.


Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя больши­ми реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её назва­ние - Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивитель­но плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тё­плой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения по­лей и садов рыли каналы. Государства воз­никли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древ­ним народом, создавшим первые государ­ства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры неболь­ших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители пла­вали между ними на судёнышках, сплетён­ных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми круп­ными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни ле­сов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-

лые дома - всё здесь сооружали из боль­ших глиняных кирпичей. Дерево было до­рого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кир­пичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную го­родскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над при­земистыми городскими постройками воз­вышалась ступенчатая башня, уступы ко­торой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в дру­гом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, да­рит людям хлеб и жизнь. К богине плодо­родия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подни­маться на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих баш­нях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они со­ставляли календарь, вычисляя сроки лун­ных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математи­кой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуре­чья мы делим час на 60 минут, а окруж­ность - на 360 градусов.

Богиня Иштар. Древняя статуя.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-

хеологи находят таблички, покрытые знач­ками в виде клинышков. Значки эти вы­давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные та­блички обычно обжигали в печи.

Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое сло­во, например: звезда, нога, плуг. Но мно­гие знаки, выражающие короткие одно­сложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Егип­те. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, за­коны царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.


Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыно­вьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисци­плиной.

Школа в Двуре­чье. Рисунок на­шего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?


Top